Что такое пдв в экологии
Разработка документации и соблюдение норм ПДВ на производстве
Активное развитие промышленности за последние десятилетия привело к появлению новых задач у представителей служб контроля над экологической обстановкой в стране. Большинство химических заводов и предприятий ежегодно сбрасывают тонны производственных отходов, отравляющих окружающую среду. Зачастую объемы существенно превышают требования ПДВ в экологии.
Понятие о ПДВ для экологии
Предельно допустимые выбросы – некий уровень для различных типов побочных продуктов производства, соблюдение которого не способно нанести значимого вреда экологии. Неконтролируемый сброс отходов в реки и продуктов горения в воздух способен существенно подорвать баланс экосистем, привести к негативным климатическим последствиям и навредить здоровью человечества.
Все страны с развитой химической промышленностью определяют свои требования ПДВ для всех типов выбросов в соответствии с требованиями экологии.
Показатели ПДВ зависят не только от разновидности отходов, но и от местоположения предприятия, окружающей инфраструктуры и имеющейся экологической обстановки. Поэтому для всех площадок требуется индивидуальная разработка технической документации по контролю над степенью загрязнения природы и экологией.
Каждый регион также определяет свои нормы ПДВ. За создание проектов, имеющих юридическую силу, отвечают территориальные органы исполнительной власти. Во всех случаях документы содержат сведения о допустимых разовых и суточных показателях сброса отходов, уровнях токсичности для экологии.
В стандартном нормативе выбросов ПДВ рассчитаны значения более чем для 600 типов различных элементов. На его основе создаются региональные документы.
Кроме допустимых веществ, в нормативе указан список веществ, категорически запрещенных к выбросу.
В настоящее время в него входят 38 позиций. Необходимо периодически сверяться со стандартными нормами, поскольку время от времени в них вносятся определенные изменения.
Разработка проекта ПДВ
Все владельцы юридически зарегистрированных источников сброса вредных для экологии веществ обязаны предпринимать необходимые действия для создания собственных документов и соблюдать рассчитанные показатели ПДВ.
Итог разработки – утвержденный приказ с приложенными показателями и разрешение на сброс отходов. Без норматива осуществлять выброс загрязняющих веществ запрещено и уголовно наказуемо, при несоблюдении установленных значений предусмотрены административные меры.
При условии отсутствия изменений технологий производства нормативы действуют на протяжении 5 лет или 1 года, в зависимости от экологической обстановки местности. В крупных городах чаще всего необходимо ежегодное обновление документации. Определение норм осуществляется на основе федеральных постановлений и законов правительства РФ.
Необходимые документы
Для создания норматива ПДВ потребуется ряд некоторых документов:
После выполнения всех работ заказчику выдается ряд документов:
Измерение и определение ПДВ
Измерение показателей предельно допустимых выбросов для всех отдельных предприятий производится так, чтобы они не приводили к созданию приземных показателей выше стандартных ПДВ для жителей и экологии. А также при расчете учитывается общая совокупность производственных мощностей, количество вредных выбросов и перспективное развитие промышленности в конкретной местности.
В зависимости от сезона, нормы ПДВ дополнительно могут меняться, что особенно актуально для котельных, когда потребление тепла и электричества наиболее велико. ПДВ определяются для всех труб индивидуально и для производства в целом.
Для расчета предельно допустимых выбросов разработаны специальные формулы, учитывающие множество факторов, среди которых:
С учетом приведенных параметров определяются дополнительные показатели выбросов ПДВ, способные привести к превышению ПДК при неблагоприятных метеоусловиях.
Сроки расчета ПДВ
Весь срок работ от измерения и до утверждения разрешения на сброс отходов занимает от 6 до 9 месяцев. Процесс проходит по определенным правилам.
Изучение источника
На первом этапе производятся замеры и спектральный анализ выбрасываемых газов, после чего выдается заключение о фактическом составе выбросов. Дополнительно получают заключение Центрального УГМС о региональном типе климата, состоянии экологии и накопленных концентрациях вредных веществ в районе предприятия и производственных площадей.
Разработка документации ПДВ
В этот период специалисты рассчитывают все требуемые показатели предельно допустимых выбросов с учетом ранее полученной технической информации. Затем проект передают на согласование и утверждают с владельцем предприятия. Работа занимает период от 20 рабочих дней и зависит от числа источников, количества выбросов, токсичности, экологии и других дополнительных факторов. Некоторые владельцы самостоятельно инвентаризируют выбросы, а затем отдают результаты анализа в дальнейшую работу. Это дешевле, но занимает более длительное время.
Согласование
На третьем этапе проектная документация подлежит рассмотрению в Центре гигиены и экологии сразу после оплаты выставленного счета. Стандартный срок выполнения – 60 рабочих суток. Затем проверка Роспотребнадзора в течение 2 недель – 1 месяца. И в заключение экспертиза Росприроднадзора для подписания приказа, утверждающего проект.
Разработка методик снижения отходов
На этом этапе рассматриваются способы оптимизации производственных процессов, при использовании которых вредное влияние на экологию при неблагоприятных метеоусловиях можно снизить. Затем проект передают на согласование в Департамент Природопользования. Срок рассмотрения – от 1 месяца.
Выдача разрешения
На последнем этапе готовая документация передается в Департамент Росприроднадзора для подписания и выдачи разрешения на сброс отходов.
Стоимость заказа – от 80000 рублей за 1 производственную площадку. Цена во многом зависит от площади, количества труб и других источников сброса вредных веществ. Однако полученное разрешение избавит заказчика от возможных неприятностей с законом и уголовных санкций.
Видео по теме: Документы по охране окружающей среды на предприятии
С 1 июля 2021 года действует новая методика по проекту ПДВ
Приказ Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативных допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» вступает в силу через шесть месяцев после официального опубликования (30.12.2020). Документ устанавливает требования к форме и содержанию проекта ПДВ. Напомним, что с 1 января 2021 года расчеты предельно допустимых выбросов стали обязательными для большинства хозяйствующих субъектов.
Кому нужно разрабатывать проект ПДВ?
ПДВ — предельно допустимые выбросы. В некоторых нормативных документах их называют нормативами допустимых выбросов (НДВ), но мы будем использовать терминологию «ПДВ». Она звучит по тексту приказа № 581.
С 1 января 2021 года действует Положение о ПДВ, в ред. Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055. Нормативный акт обязывает считать выбросы для действующих, строящихся и проектируемых объектов I, II, III категории НВОС. Повезло только IV категории — для нее ПДВ не нужны.
Смотрите в таблице, когда и в каком виде разрабатывают расчет предельно допустимых выбросов.
Какие выбросы считаем и на основании чего
Как оформляем расчет ПДВ
Проектируемые и строящиеся объекты
ПДВ по материалам оценки воздействия на окружающую среду
Раздел проектной документации
Высокотоксичные вещества, вещества с канцерогенными и мутагенными свойствами (I и II класс опасности в соответствии с гигиеническими нормативами по СанПиН 1.2.3685-21)
До утверждения КЭР — утвержденный проект ПДВ с санитарно-эпидемиологическим заключением
Загрязняющие вещества по перечню, в отношении которого применяют меры госрегулирования (распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р)
Декларация о воздействии на окружающую среду (проект ПДВ утверждает руководитель организации)
Высокотоксичные вещества, вещества с канцерогенными и мутагенными свойствами (I и II класс опасности в соответствии с гигиеническими нормативами по СанПиН 1.2.3685-21)
Проект ПДВ утверждает руководитель организации
Расчет ПДВ утверждают после получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам (п. 10 Положения № 2055), например, в Центре гигиены и эпидемиологии.
Как считать и оформлять проект ПДВ по новой Методике?
Предельные выбросы считают для каждого стационарного источника загрязнения или их совокупности, по перечню в ред. распоряжения N 1316-р. При этом используют Методы расчета рассеивания выбросов в атмосферном воздухе — смотрите приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 273.
Расчет ПДВ должен учитывать гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, которые утверждает Роспотребнадзор. Напомним, что с 1 марта действует новый СанПиН 1.2.3685-21. Документ устанавливает гигиенические нормативы, а экологические нормы до сих пор не утверждены.
Этапы проектирования ПДВ:
Формируем первичные данные для расчета предельно допустимых выбросов.
Определяем стационарные источники и перечень загрязняющих веществ, для которых делаем проект.
Проводим расчеты в соответствии с приказом № 273.
Считаем выбросы для неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), чтобы они не превысили ПДВ.
Расчеты ПДВ делаем в электронном виде и на бумажном носителе, по требованиям п. 11 Методики. Будет это отдельный документ, или часть КЭР, либо Декларации, зависит от категории НВОС.
Формирование данных для расчета ПДВ
Раздел II Методики подробно расписывает, какие данные нужны для проекта ПДВ, и где их взять. Есть даже перечень разделов проектной документации, в которых может найтись полезная информация.
Результаты анализа гигиенических и экологических нормативов. Эти показатели берем в СанПиН 1.2.3685-21.
Географические, климатические, метеорологические характеристики района расположения объекта. Здесь учитываем требования приказа № 273, а результаты оформляем в таблице 1 приложения 1 к Методике.
Данные о фоновом загрязнении атмосферного воздуха. Их получаем в Росгидромете.
Сведения о расположении объекта и прилегающей территории, которые подтверждают картой-схемой и ситуационным планом. Требования к ним смотрите в п. 17 Методики.
Сведения об объекте, его воздействии на атмосферный воздух с учетом перспектив развития. Фактически это раздел годового производственного отчета, в котором описывают виды и результаты деятельности, инвестиционные программы.
Данные об инвентаризации выбросов для действующих объектов. Оформляем по образцу таблиц 2 и 3 приложения 1 к Методике.
Данные о стационарных источниках и выбросах из проектной документации.
Определение стационарных источников и перечня загрязняющих веществ
Перечень стационарных источников включает:
организованные — линейные и точечные
неорганизованные — площадные, объемные
с залповыми выбросами, если есть
планируемые к строительству, вводу в эксплуатацию
источники, где идут реконструкция или ликвидация по утвержденным проектам.
Обратите внимание, что Методика закрепляет расчет проекта ПДВ для линейных, проектируемых объектов, а также там, где есть проекты демонтажа. Ранее расчеты для них не делались.
Перечень загрязняющих веществ определяем по ПП № 2055: для II категории нормируем все, а для I и III выбираем высокотоксичные вещества, с канцерогенными и мутагенными свойствами.
Анализ расчетов рассеивания и расчеты ПДВ
Этот этап наиболее трудоемкий, т. к. ПДВ считаем на момент разработки, на последующие семь лет (с учетом перспектив развития), для каждого стационарного источника и их совокупности.
Результаты анализа включают:
максимальные разовые значения выбросов
усредненные значения выбросов за год
валовые (годовые) выбросы.
Пункты 37 и 38 Методики объясняют, как считать ПДВ для линейных объектов и временных площадок.
Расчет выбросов при наступлении НМУ
Методика закрепляет этот раздел как обязательный при подготовке проекта ПДВ. Здесь мы показываем, как изменяются выбросы при наступлении неблагоприятных климатических условий, в т. ч., при выполнении мероприятий по требованиям приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811.
Что нового в расчете ПДВ?
Подведем итог, как оформить проект ПДВ по новым правилам.
Расчет делаем не только для действующих, но и проектируемых объектов. Проект ПДВ для IV категории не нужен. Учитываем, в т. ч., линейные сооружения, временные площадки, объекты под снос и демонтаж, если они попадают под критерии I, II, III категории НВОС.
В проект обязательно включаем раздел НМУ.
При оформлении расчета ПДВ учитываем требования ПП № 2055 к документации для разных категорий НВОС.
Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект нормативных выбросов — обязательная процедура по п. 10 Положения № 2055. До этого момента утвердить ПДВ нельзя даже для III категории.
Нормативы ПДВ как вид экологического норматива
Норматив ПДВ (он же предельно допустимый выброс) – показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе. Определяется как максимальные объем или масса химических и прочих веществ и микроорганизмов, которые допустимы для выброса в атмосферу стационарными источниками, чтобы не нарушать экологические и гигиенические нормативы качества воздуха. Если значение норматива ПДВ соблюдается, значит, соблюдаются требования в области охраны атмосферного воздуха. В общем смысле понятие норматива означает ряд действий, которые требуется обязательно выполнить, чтобы они привели к ожидаемому результату.
Напомним, что стационарным источником выбросов является источник выброса, который можно передвинуть с места с помощью транспортного средства или его местоположение определено в государственной системе координат (в настоящее время Местная система координат, с 2017 года ЕГСК – Единая государственная система координат).
Существует вполне исчерпывающее определение экологического норматива качества атмосферного воздуха. Экологический норматив – это установленная величина пользования природными ресурсами или воздействия машин и оборудования на некую территорию, при которой функция и структура этой территории находится в рамках естественных изменений.
Нормативы, в том числе экологические, устанавливаются на уровне Правительства страны.
Нормирование качества окружающей природной среды
Нормативы, относящиеся к качеству окружающей природной среды, делятся на три области:
Рис. Схема нормативов качества окружающей среды
Проект нормативов предельно допустимых выбросов – платформа для разработки нормативов
Установление нормативов является правовым предупредительным административным методом регулирования экологической безопасности в стране. Цель использования метода в создании экологической безопасности для граждан своей страны и других живых организмов.
Помимо предупредительного метода регулирования экобезопасности в нашей стране практикуются еще два: информационный и принудительный. Административный метод регулирования делится еще на две ветви: правовые методы и контрольные методы.
Как мы видим, установление нормативов ПДВ относится к сфере разработки правовых норм, стандартов и разрешений. Нормативы рассчитываются и предлагаются к установлению инженером-экологом и входят в проект нормативов предельно допустимых выбросов.
Для чего требуется соблюдать экобезопасность
Несоблюдение экологической безопасности приводит к чрезмерному загрязнению окружающей среды. Загрязнение окружающей среды грозит:
Все перечисленные последствия приводят к ухудшению здоровья и социально-экономического благополучия населения. К самым распространенным загрязняющим атмосферный воздух веществам относятся:
Целью установления нормативов является предотвращение негативного воздействия на окружающую среду юридическими и физическими лицами. За превышение нормативов они несут административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.
Нормативы выбросов устанавливаются как для стационарных источников, так и для передвижных на основании допустимой нагрузки на окружающую среду, технологических нормативов и нормативов качества окружающей среды (ПДК, шума и т.д). Технологические нормативы, в свою очередь, устанавливаются на основании использования наилучших доступных технологий. Когда природопользователь не способен соблюсти в ходе своей деятельности нормативы выбросов, для него на государственном уровне устанавливаются разрешенные лимиты на выбросы (временно согласованные выбросы). Лимиты могут установить только лишь в том случае, если у организации-природопользователя есть разработанный и утвержденный госорганами план снижения выбросов, который обязательно должен быть внедрен. Лимиты на выбросы действуют только в период внедрения плана снижения выбросов.
Лимиты и планы снижения выбросов и разрешения на выбросы в нашей стране выдаются Росприроднадзором, наделенным государственной исполнительной властью.
После внедрения плана природопользователь с помощью замеров воздуха и шума должен доказать Росприроднадзору факт снижения объема выбросов. При недостижении показателей план пересматривается, и продолжают вводиться мероприятия по снижению выбросов. Процесс продолжается, пока выбросы не достигнут нормативов.
Полномочия в области охраны атмосферного воздуха Росприроднадзора
Область полномочий Росприроднадзора (Федеральной службы в сфере природопользования) достаточно широка – более 30 функций. Выделим основные и наиболее важные:
ПДВ устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов и по организации в целом. Нормативы выбросов и способы их определения пересматриваются и модернизируются по мере развития науки и техники. В случае, когда выбросы загрязняющих веществ соответствуют нормативам ПДВ, необходимо контролировать их непосредственно на источниках. Проект нормативов ПДВ включает в себя разработанный раздел плана-графика контроля, где указываются все нормируемые источники выбросов предприятия, периодичность и способы их замеров. Существует два метода замеров источников выбросов – инструментальный (с привлечением лаборатории) и расчетный (с использованием программного обеспечения).
Проект нормативов ПДВ и нормативы только проверяют надзорные органы, сам же расчет и предложения по установлению нормативов готовит инженер-эколог в рамках проекта.
Правила установления нормативов допустимых выбросов и методы определения нормативов описаны в “ГОСТ 17.2.3.02-2014. Межгосударственный стандарт. Правила установления допустимых выбросов промышленными предприятиями”. Документ создан для унифицированного подхода и оформления проекта выбросов на промышленных предприятиях.
Установление нормативов выбросов
В ГОСТе говорится о том, что нормирование выбросов предусматривает учет гигиенических и экологических нормативов качества воздуха.
Не все загрязняющие вещества есть смысл нормировать, потому как их вклад в общий объем загрязнения ничтожно мал. И даже для определения тех загрязняющих веществ, которые обязательны к нормированию в российском экологическом законодательстве, есть описанная методика. Она описана в Приказе №579 от 31.12.2010 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию. «.
Согласно этому Приказу, помимо представленного перечня ЗВ, подлежащих нормированию, ему подлежат вещества, соответствующие двум критериям:
Рис. Обязательное приложение к нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ
Устанавливаемые нормативы выражаются в двух величинах: максимальном разовом значении выбросов и валовом (годовом) значении выбросов.
Максимальное разовое значение – наибольшая допустимая масса выброса загрязняющего вещества в секунду. Для определения этого значения источник загрязнения замеряется в течение 20 минут. Показатель выражается в граммах на секунду. Для определения максимального разового значения по всему предприятию выбросы замеряются одновременно ото всех источников в течение 20 минут.
Валовое (годовое) значение подразумевает наибольшую допустимую суммарную годовую массу выброса от одного источника с учетом соблюдения всех технологических ограничений на источники выделения (агрегаты, устройства и т.д.). Выражается в тоннах в год.
Для всего предприятия суммируется валовое значение выбросов ото всех источников, которые есть у него на балансе.
Для того чтобы правильно рассчитать нормативы выбросов, замеры необходимо выполнять при нормальной загрузке и работе оборудования и нормальном функционировании пыле-и газоочистного оборудования (при их наличии).
Максимальное и валовое значения выбросов от каждого источника выбросов определяются в программе “Эколог”. В зависимости от вида источника выбросов используются ее вариации, такие как «АТП-Эколог» (расчет выбросов от автотранспорта), «Котельные», «Аккумуляторные работы», «Сварка» и многие другие. Программы разработаны на основании ряда действующих методических документов:
Метод сводных расчетов выбросов используется крайне редко, обычно к нему обращаются администрации городов с целью оценки загрязнения атмосферы ряда предприятий и городского транспорта.
В общих чертах метод сводных расчетов выбросов происходит следующим образом: 1) выполняется инвентаризация выбросов; 2) для каждого из них проектируются тома проектов ПДВ; 3) вычисляются параметры выбросов транспортных средств; 4) выполняются общие (сводные) расчеты наибольших приземных концентраций вредных веществ на территории города от определенных предприятий; осуществляется анализ результатов; 5) оценивается степень значимости влияния определенных ранее вредных веществ на загрязнение городского воздуха; выделение значимых вредных ЗВ; 5) определяются предельно допустимые поля загрязняющих веществ от работы предприятий; 6) предприятия в ходе обсуждения распределяют между собой квоты загрязняющих веществ; 7) разрабатываются мероприятия и рекомендации по снижению уровня загрязнения атмосферы города; 8) экологические надзорные органы согласовывают нормативы рассчитанных выбросов, документально подтверждая этот факт.
Подробная методика использования метода сводных расчетов выбросов изложена в «Методическом пособии по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий. » (1999 г.).
Несложно понять, что весь цикл определения сводных расчетов выбросов для города требует высокой профессиональной подготовки исполнителей и займет несколько лет.