Что такое патологическая анатомия

Как постигать медицину: патологическая анатомия

Что такое патологическая анатомия. Смотреть фото Что такое патологическая анатомия. Смотреть картинку Что такое патологическая анатомия. Картинка про Что такое патологическая анатомия. Фото Что такое патологическая анатомия

Что это всё?

Патологическая анатомия (студ. «патан») — научно-прикладная дисциплина, изучающая патологические процессы и болезни с помощью научного, главным образом микроскопического, исследования изменений, возникающих в клетках и тканях организма, органах и системах органов.

Патологическая анатомия справедливо считается одним из самых (а по мнению многих — вообще самым) сложных предметов на третьем курсе, и дело вот в чем:

1. Объемнейший материал для самостоятельного изучения. Времени на парах всегда будет катастрофически не хватать, а вопросов будет много.

2. Большое количество литературы, в которой поначалу действительно тяжело ориентироваться. Надо признать, что совершенного учебника не существует, да и не хочется ограничиваться при изучении какой-то темы одним источником, поэтому придется читать много: в каком-то учебнике хорошо изложено одно, в каком-то другое и т. п.

3. Теория и практика на каждом занятии. Многие из Вас первый раз увидят человека вживую изнутри. Возможны высказывания вроде: «я думал, что артерии красные, а вены — синие, как в Синельникове». Возможны рвотные позывы и обмороки.

4. Непрерывная и разнообразная работа в течение всего занятия: обсуждение теоретических вопросов, микроскопия, зарисовка микропрепаратов и устное либо письменное описание макропрепаратов, аутопсия. Если Вы добросовестный студент у такого же добросовестного преподавателя — залипать в телефон у Вас вряд ли получится.

Для чего это все?

Патологическая анатомия объединяет в себе сразу все фундаментальные предметы, упорядочивая и структурируя знания по нормальной анатомии и гистологии, нормальной и патологической физиологии, и в то же время привносит в молодой неокрепший разум студента понимание о природе болезни, начиная с самой малой структурной единицы организма, захватывая при этом актуальные вопросы таких дисциплин, как фармакология, инфектология, кардиология и другие. В какой-то степени можно сказать, что патологическая анатомия это вообще сам смысл обучения в медицинском университете, некий итог и «время жатвы» всех ваших знаний: в прошлом и настоящем, а также прогноз вас как врача на будущее.

Книги

Предупреждение: пожалуйста, пользуйтесь только официальными источниками информации, такими как: учебная и врачебная литература, одобренная министерством образования, министерством здравоохранения, национальным проектом «Здоровье» или же их зарубежными эквивалентами. При поиске информации в Интернете обязательно проверяйте, кому и чему принадлежит тот или иной сайт (кафедре университета с какой репутацией, например), ну а про форумы и сайты для молодых мамочек пока придётся забыть.

— Основной учебник, классика, которая, скорее всего, будет предложена вам в библиотеке — «Патологическая анатомия» за авторством Струкова и Серова. Зная только «по Струкову», далеко не уедешь, но для дальнейшего изучения патологической анатомии он необходим. Хорошо дана структура патологии, но часто хочется подробнее.

Что такое патологическая анатомия. Смотреть фото Что такое патологическая анатомия. Смотреть картинку Что такое патологическая анатомия. Картинка про Что такое патологическая анатомия. Фото Что такое патологическая анатомия

На втором месте для обязательного изучения, по крайней мере, раздела общей патологии, стоит учебник Пальцева, Аничкова (трехтомник): он подходит для освещения общей и частной патологии.

Что такое патологическая анатомия. Смотреть фото Что такое патологическая анатомия. Смотреть картинку Что такое патологическая анатомия. Картинка про Что такое патологическая анатомия. Фото Что такое патологическая анатомия

Дополнительная литература — «Секреты патологии», Дамианов, американский учебник (или пособие), в котором очень интересно и доходчиво даны материал, куча хитростей и подсказок. Читается как интересный журнал, единственный минус — не зная жесткой структуры по Струкову-Аничкову, Вы запутаетесь. Ах да, не ищите его в интернете.

Что такое патологическая анатомия. Смотреть фото Что такое патологическая анатомия. Смотреть картинку Что такое патологическая анатомия. Картинка про Что такое патологическая анатомия. Фото Что такое патологическая анатомия

Ну и напоследок — если вы решите плотно заняться какой-то определенной проблемой патологии, либо вам просто интересно — «Патологическая анатомия: национальное руководство». По нему даже можно учить, но лучше так делать после освоения базы патологии (дистрофии, воспаление), выбирая искомую частную тему.

Что такое патологическая анатомия. Смотреть фото Что такое патологическая анатомия. Смотреть картинку Что такое патологическая анатомия. Картинка про Что такое патологическая анатомия. Фото Что такое патологическая анатомия

Атласы

Дополнительно — работа с атласами. Подойдет красочный атлас патологической анатомии Зайратьянца, атлас Серова, Ярыгина, Паукова (это одна книга).Также крайне рекомендуется атлас Котрана и Роббинса.

Что такое патологическая анатомия. Смотреть фото Что такое патологическая анатомия. Смотреть картинку Что такое патологическая анатомия. Картинка про Что такое патологическая анатомия. Фото Что такое патологическая анатомия

«Основы патологии» и «Атлас патологии» Котрана и Роббинса, это абсолютный шедевр, просто убедитесь сами.

Что такое патологическая анатомия. Смотреть фото Что такое патологическая анатомия. Смотреть картинку Что такое патологическая анатомия. Картинка про Что такое патологическая анатомия. Фото Что такое патологическая анатомия

Повторение

Из анатомии в первую очередь придется повторять ангиологию и спланхнологию. Пространства, границы, клапаны — это надо будет знать железно. Из гистологии — типы покровных тканей, какой эпителий что выстилает, как он выглядит и каким красителем (и с каким цветовым эффектом) окрашивается.

Нормальную анатомию и гистологию повторять тоже нужно, но для этого вполне хватит атласа по гистологии, цитологии и эмбриологии (Смирнов, Самусев), а анатомию временами можно будет просто загуглить по конкретной тематике — целые Привес или Сапин тут не рентабельны.

Что такое патологическая анатомия. Смотреть фото Что такое патологическая анатомия. Смотреть картинку Что такое патологическая анатомия. Картинка про Что такое патологическая анатомия. Фото Что такое патологическая анатомия

Общие рекомендации к занятиям

На занятии с собой имейте бахилы, защитную маску и шапочку, факультативно — перчатки. Длинноволосым обязательно резинки для волос: это понадобится, если вам предложат пойти на вскрытие.
На вскрытии ведите себя нормально, не надо ни жеманничать, ни строить из себя героя. Лучшей стратегией будет не стоять как мебель, а пытаться что-то разглядеть, понять и запомнить. Если боитесь крови, вам противно, или у вас есть проблемы с мертвыми людьми — лучше воздержаться от посещения секционного зала, однако нет ничего плохого в том, чтобы попробовать свои границы. И запомните раз и навсегда: чувствуете, что вас «мутит» — говорите сразу. Лучше, если вы скажете об этом преподавателю/врачу, проводящему вскрытие/ тому, кто отвечает за вас в данный момент. А потом берите под рученьку ближайшего одногруппника, и пусть он вас выводит обратно в мир живых. Никому не нужные героические потуги могут обернуться плачевно: столы во многих моргах каменные, а голова студента — нет. Да и падение с высоты собственного роста не прибавит здоровья.

Формат занятия

В течение занятия вы будете получать микропрепарат — хорошо знакомое еще с гистологии «стекло», — и макропрепарат — фрагмент органа (иногда и целый орган), мирно покоящийся в банке с раствором. Препараты нужно будет описать: грамотно, используя определенный словарный запас, рассказать о том, что вы видите (читай — поставить диагноз), с чем могут быть связаны соответствующие изменения, что может послужить причиной их возникновения и к каким последствиям они могут привести.

Алгоритм описания макропрепарата

Что такое патологическая анатомия. Смотреть фото Что такое патологическая анатомия. Смотреть картинку Что такое патологическая анатомия. Картинка про Что такое патологическая анатомия. Фото Что такое патологическая анатомия

Важно: определить орган верно, исходя из его формы и текстуры

2. Размеры органа в сантиметрах; отметить изменения размеров по сравнению с нормой.

Важно: натренировать глазомер в определении размера, несмотря на создаваемую стеклом и жидкостью в сосуде погрешность. Знать нормальные размеры органов, чтобы быть компетентным в диагностике патологии. Для измерения просто приложите обычную линейку к стеклу банки.

3. Поверхность: ровная, бугристая, мелкозернистая и др.

Важно: здесь поможет только опыт. Просматривайте как можно больше эталонов, чтобы научиться правильно определять характер поверхности органа. У людей с ярко выраженным творческим мышлением могут быть проблемы.

4. Состояние капсулы или серозной оболочки: тонкая (утолщена), блестящая
(тусклая), гладкая (шероховатая) и др.

Важно: уметь зрительно четко отделять оболочку от самого органа, ознакомиться (скорее всего, на аутопсии) с характеристикой оболочек непораженных органов, запомнить норму (ее цвет, характер поверхности, толщину, спаянность с органом) и научиться видеть отличные от данных параметров признаки.

5. Орган на разрезе: цвет, консистенция и структура.

Важно: см. выше — если вам не повезло видеть нормальную анатомию на соответствующем предмете, просите преподавателя дополнительно описать норму и на вскрытиях тоже. Запоминайте цвет, делайте поправку на то, что орган в формалине становится, скорее, серо-желтоватым, тогда как на нативном препарате он, скорее всего, будет красным, красно-коричневым или грязно-розовым. Стоит запомнить характерные названия цветов (землисто-желтый, бурый, лиловый, т. д.) и использовать приставки (кирпично-красный, темно-коричневый, т. д.). Старайтесь делать описание цвета настолько объёмным, насколько возможно.

6. При наличии патологических очагов охарактеризовать их локализацию, форму, размеры, цвет, консистенцию, структуру. Если это язва — описать состояние краев и дна, дать характеристику границ.

Важно: логично — видеть патологический очаг. При удачном раскладе он будет бросаться в глаза, при неудачном поможет сравнение с нормой, где любое отклонение можно рассматривать как патологический очаг. Описывайте всё, что видите: валики краёв язвы, её дно, измененную архитектонику сосудов, нарушение слизистой, дайте характеристику краям (острые, закругленные). Постарайтесь увидеть взаимосвязь локации патологического очага и возможных симптомов у пациента (некая опухоль сдавливает нерв, например).

После описания макропрепарата необходимо рассказать о причинах состояния, вариантах лечения и его возможных исходах. Это максимальная тренировка клинического мышления, ловите эти моменты как только можно.

Алгоритм описания микропрепарата

Что такое патологическая анатомия. Смотреть фото Что такое патологическая анатомия. Смотреть картинку Что такое патологическая анатомия. Картинка про Что такое патологическая анатомия. Фото Что такое патологическая анатомия

1. На малом увеличении осмотрите полное поле зрения. Определите тип ткани и характер выстилающего эпителия. Идентифицируйте орган, если это представляется возможным (и имеет смысл).

Важно: помнить нормальную гистологию. Обязательно заглядывайте в гистологический атлас, по возможности посещайте «гистологичку».

2. Отыщите патологический очаг (но может быть и так, что микропрепарат целиком будет представлять срез патологического очага).

Важно: скорее всего, вы относительно легко наткнетесь глазами на патологический очаг (между нами — даже «на троечку» зная норму), просто потому что уж очень он будет атипичным по отношению к окружающей его обстановке. То резко скопление каких-то раздутых клеток, то ни с того ни с сего кусок вообще другой ткани посреди ясного неба, то «какие-то странные сосуды», и тому подобное.

3. Обратите внимание на окраску: помните, какие структуры «синят», какие «желтят», т. п. Держите в голове те или иные типовые цветовые эффекты при различных состояниях.

Важно: знать, что чем красится и какой цвет получается на выходе. Для этого необходимо пересилить себя и прочитать первые пару глав из более-менее «прикладного» руководства к практическим занятиям по гистологии, где описываются методы окраски.

4. Перестройтесь на большое увеличение и внимательно рассмотрите клетку (целое ли ядро? есть ли включения?), сосуды (полнокровны ли они? выходят ли эритроциты за их пределы?), разрастание тканей и т. д. и т. п.

Важно: здесь уже необходимо применить вычитанные факты в учебнике на практике и быть очень внимательным.

Фиксация материала

Что такое патологическая анатомия. Смотреть фото Что такое патологическая анатомия. Смотреть картинку Что такое патологическая анатомия. Картинка про Что такое патологическая анатомия. Фото Что такое патологическая анатомия

Что такое патологическая анатомия. Смотреть фото Что такое патологическая анатомия. Смотреть картинку Что такое патологическая анатомия. Картинка про Что такое патологическая анатомия. Фото Что такое патологическая анатомия

Хорошо знакомые еще со старой доброй гистологии альбомы придётся воскресить и на курсе патологической анатомии. Запасайтесь розовыми и фиолетовыми карандашами, но, в отличие от гистологии, на патологической анатомии придётся побольше писать, описывая, например, макропрепарат. Обязательно берите с собой линейку — она поможет вам как в уже вышеописанном измерении макропрепарата, так и в разлиновке листов альбома (если потребуется).

Требования к альбомам варьируются от университета к университету, от преподавателя к преподавателю, поэтому внимательно слушайте, что будут хотеть конкретно от вас.

В общих чертах: текстовое описание макропрепарата по вышеприведённой схеме (или её вариации), крайне редко — его зарисовка, обязательно — зарисовка микропрепарата на малом и большом увеличениях с четкими подписями органелл. Требования к размерам рисунка могут также отличаться: в одном университете мы умещали четыре микропрепарата на одной странице стандартного альбома для рисования (А4), в другом университете мне приходилось сдавать один микропрепарат на одном листе А4: на одной странице малое увеличение, на оборотной — большое увеличение.
Скорее всего, вы сдадите этот альбом перед экзаменом, и он останется лишь в кафедральных закромах да ваших воспоминаниях.

Полезные ссылки

Всех атласов и пособий в Интернете не перечесть и перечислять здесь их все нет смысла. Самый простой путь для самостоятельного поиска — запрос на pathology online на английском языке в гугле.

Таким же образом можно находить микро и макропрепараты в том случае, если таковые в вашем университете по качеству оставляют желать лучшего. Полезный совет: если вам нужно искать макропрепарат с какой-либо патологией, то запомните, что в англоязычной среде не используется слово «макропрепарат». А пользуются они словом «gross pathology» или просто «gross». Если же вам нужно искать микропрепарат, то говорят «micrograph».

Для повторения

http://www.medical-enc.ru/1/anatomia.shtml — нормальная анатомия: кратко, по сути и по темам

https://www.kenhub.com/en/start/atlas — атлас нормальной анатомии и гистологии, дополненный рентгеновскими снимками. На английском и немецком языках.

http://anatomyzone.com/3d_atlas/ — атлас с 3D моделями на английском языке. Очень удобно при повторении анатомических пространств и спланхнологии.

Для актуального обучения

http://www.magscope.com/ — для визуалов — яркие микропрепараты наивысшего качества (почка заставит вас оцепенеть!) и разной степени увеличения, некоторым поначалу трудно разобраться, но посидите 5 минут и вы поймете, честно, оно того стоит;

http://www.sciencephoto.com/ — очень красивые и крупные научные фотографии; вбиваем в поиске название патологии на английском языке и смотрим все виды изображений, которые только могут быть на эту тему.

http://practicagystologa.ru — отличный авторский проект неравнодушных самарских гистологов, удобный сайт, большое количество фотографий и теории. Интересные клинические случаи.

https://www.microscopyu.com/galleries/pathology — архив качественных микрофотографий к различным отделам патологии

http://www.webpathology.com/ — щедрое пристанище снимков, а еще они ведут свой твиттер с описанием клинических случаев

Заключение

Патологическая анатомия — это очень благодарный предмет. Уделяйте ей время, будьте прилежным и внимательным и вам воздастся сторицей, подарив прекрасное клиническое мышление и сделав из вас в будущем высококлассного специалиста.

Источник

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

Смотреть что такое ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ в других словарях:

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

изучая изменения, вызванные в организме различными болезненными процессами, имеет целью присущими ей методами исследования как определение этих болезне. смотреть

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

патологическая морфология, научная дисциплина, изучающая морфологические основы патологических процессов в организме человека и животных и морф. смотреть

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ, патологическая морфология, науч. дисциплина, изучающая морфологич. основы патологич. процессов в организме человека и животн. смотреть

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

патологи́ческая анато́мия, патологическая морфология, наука о развитии структурных изменений в больном организме. В узком смысле под П. а. понимают изу. смотреть

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯИсследование, а затем и вскрытие человеч. трупа, с целью выяснять изменения и уклонения от нормы, а также определить, какие из н. смотреть

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ, область медицины, изучающая причины и механизмы развития болезней и болезненных процессов в основном путем исследования характерных для них морфологических изменений органов, тканей (например, при вскрытии трупа). Как научная дисциплина сформировалась в 19 в. после трудов Дж.Б. Морганьи (2-я половина 18 в.), французского анатома и физиолога М.Ф.К. Биша, австрийских патологоанатомов К. Рокитанского, Р. Вирхова.
. смотреть

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

— раздел анатомии растений, изучающий влияние патологических факторов биологического, физического и химического характера на строение растительных организмов, а также строение больного растения и те изменения, которые происходят в клетках и тканях под влиянием дефектов питания растений, деятельности животных и растительных паразитов.
Синонимы:

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

область медицины, изучающая причины и механизмы развития болезней и патол. процессов в осн. путём исследования характерных для них морфол. изменений ор. смотреть

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

, область медицины, изучающая причины и механизмы развития болезней и болезненных процессов в основном путем исследования характерных для них морфологических изменений органов, тканей (например, при вскрытии трупа). Как научная дисциплина сформировалась в 19 в. после трудов Дж.Б. Морганьи (2-я половина 18 в.), французского анатома и физиолога М.Ф.К. Биша, австрийских патологоанатомов К. Рокитанского, Р. Вирхова. смотреть

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

[от греч. anatome рассечение] раздел патологии, изучающий изменения в строении органов и тканей, вызванные болезненными процессами

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

kórbonctanСинонимы: медицина, патологоанатомия

Источник

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ — медико-биологическая наука, изучающая структурные основы патологических процессов. В задачи П. а. входит: выявление морфол, изменений органов, тканей и клеток при болезнях, а также процессах восстановления; выяснение причин, механизмов и динамики этих изменений; сопоставление морфол, изменений с результатами клин., биохим. и патофизиол, исследований. Объектом исследования П. а. является материал, полученный при вскрытии умерших от болезней, органы и ткани, удаленные во время оперативных вмешательств и иссекаемые с диагностической целью, а также материал, взятый от лаб. животных, подвергшихся различным воздействиям в условиях эксперимента. Решая проблемы этиологии и патогенеза, нозологии и классификации болезней, П. а. способствует разработке философских проблем медицины и общей патологии, оказывает помощь клиницистам в распознавании болезней, осуществлении контроля за ходом лечения, выясняет механизм осложнений и причины смертельных исходов, анализирует ошибки диагностики — является одним из важных связующих звеньев между теоретической и практической медициной.

П. а. принято разделять на общую и частную. Общая П. а. дает морфол, характеристику патол, процессов, имеющих общие закономерности развития и общие черты независимо от локализации и условий их возникновения, напр, дистрофий, некроза, нарушений кровообращения, гипертрофии, атрофии, воспаления, регенерации, опухолей, иммунитета, а также иммунных реакций гиперчувствительности. Морфол, данные об этих процессах являются основой общего учения о болезни. Частная П. а. изучает морфол, основы и патогенез отдельных нозол, форм.

Основным методом исследования, к-рый использует П. а., является морфол, метод — наблюдение невооруженным глазом и с помощью гл. обр. оптических приборов.

Современное состояние П. а. характеризуется непрерывным расширением и углублением ее связей с клиникой и экспериментальными исследованиями. Развитие техники оперативных вмешательств, анестезиологии, реаниматологии, трансплантологии, пополнение арсенала лекарственных средств изменило классические картины болезней человека (см. Патоморфоз). Возросло значение патологоанатомического вскрытия — его задачей является не только установление течения болезни и ее осложнений, но и объяснение в комплексе с данными прижизненных исследований причин неэффективности леч. мероприятий, безуспешности реанимации, возникновения инф. осложнений и др. Особо важное значение придается выяснению причин и характера неблагоприятного воздействия на течение и исход болезни леч. мероприятий. Широкое использование в клинике таких неинвазивных методов исследования, как компьютерная томография, ультразвуковая диагностика и др., позволяет визуально определять очаг патол, процесса, локализацию опухоли и ее метастазов, обнаруживать тромбы, устанавливать, какую толщину имеют стенки желудочков сердца и др.; это открывает большие перспективы для развития прижизненной П. а. Особое значение приобрели биопсия (см.) и цитологическое исследование (см.), к-рые производятся с диагностической целью, для контроля проводимых леч. мероприятий, а также для уточнения диагноза и объема оперативного вмешательства во время операции. Т. о., традиционная роль патологоанатома, ограничиваемая его участием в послеклиническом (посмертном) анализе болезни, все более заменяется его ролью как клинического морфолога.

Развитие П. а. происходит в условиях комплексного изучения патол. процесса на всех уровнях организации: организменный уровень позволяет получить представление об общей панораме болезни, роли и участии в ней различных органов и систем; изучение органных и тканевых изменений помогает выяснению качественных особенностей и топографии патол, процессов в поврежденном органе; электронная микроскопия (см.), гистохимические методы исследования (см.) и другие методы раскрывают сущность изменений, происходящих внутри клетки, и позволяют сопоставить их в структурно-функциональном отношении с результатами биохим., радиоизотопных и других исследований. Отсутствие сведений о структурных изменениях на одном из уровней лишает исследователя возможности получить цельное представление об изучаемом процессе.

Морфология (см.) и П. а. являются основным источником того фактического материала, на к-ром утверждался материализм в естествознании. Этот материал, ставящий на реальную основу различные проявления жизнедеятельности организма, способствует утверждению материалистического решения таких важнейших проблем биологии и медицины, как проблема соотношения структуры и функции, организма как единого целого и др. Роль П. а. в дальнейшем утверждении материалистической диалектики применительно к патологии неуклонно возрастает, как возрастает и ее практическое значение для диагностики и лечения заболеваний.

В развитии П. а. условно могут быть выделены три основные периода. В течение первого периода (до середины 19 в.), к-рый можно назвать макроскопическим, патологоанатомические изменения изучали преимущественно невооруженным глазом — регистрировали цвет, консистенцию, размеры органов, появление в них необычных образований, травматические и другие повреждения при различных болезнях. Второй период развития П. а. (до 50-х гг. 20 в.) может быть назван микроскопическим, т. к. связан с применением микроскопа (см.) для изучения изменений органов при болезнях. Третий, современный период развития П. а. можно назвать ультраструктурные в связи с комплексным использованием световой электронной микроскопии, гистохимических методов исследования, авторадиографии (см.), иммуноморфологии (см.), позволяющих одновременно проводить структурный и функциональный анализ внутриклеточных образований.

Одним из крупнейших обобщений, сделанных в первом периоде развития П. а., является труд Дж. Морганьи «О местонахождении и причинах болезней, открываемых посредством рассечения» (1761), в к-ром впервые была выдвинута идея сопоставления симптомов болезни с морфол, изменениями органов, положившая начало клинико-анатомическому направлению в изучении болезней человека. Несколько позже М. Биша предпринял попытку сопоставить клин, проявления болезни с изменениями не только органов, но и тканей. В начале 19 в. появились первые руководства по патол, анатомии Грегори (J. Gregory), 1809; Бейлли (М. Baillie), 1826; Хоупа (J. Норе), 1837. В них проводится идея о роли и значении патологической анатомии для поднятия уровня практической медицины.

Выраженную клинико-анатомическую направленность приняла П. а. в России. К переводу руководства Бейлли по П. а. с английского языка адъюнкт-профессором Московской медицинской академии И. А. Костомаровым был приложен трактат, в к-ром он указал на необходимость изучения поражения отдельных органов в их взаимосвязи; он считал, что необходимо сочетать анатомические исследования с патофизиологическими, «. иначе наука наша будет мертвая, если будет ограничиваться токмо мертвым телом». И. А. Костомаров видел задачи П. а. в определении анатомических изменений, вызываемых болезнями, и в том, чтобы «. стараться постигнуть физиологически и фи-зиологико-патологически механизм образования и развития оного изменения. » и определить отношение «. между анатомическими изменениями и явлениями жизненными». Первый период развития П. а. завершился появлением многотомного руководства по патологической анатомии К. Рокитанского, в к-ром дано систематическое описание морфологии важнейших болезней человека; в руководстве получила развитие так наз. гуморальная патология, рассматривавшая в качестве основы патологоанатомических изменений органов различные «кразы», возникающие в результате «порчи соков», того или иного нарушения состояния белков и т. д.

Дальнейшее развитие П. а. ограничивалось трудностью проведения достаточно четких параллелей между анатомическими изменениями органов и многообразными нарушениями их функции: при выраженных функц, нарушениях нередко не удавалось обнаружить существенных структурных изменений. Из этого делали вывод, что в основе болезни могут лежать только функц, изменения, не сопровождающиеся морфологическими, и поэтому клин, картина болезни в таких случаях не может быть полностью объяснена находками, сделанными при вскрытии тру-па.

С применением микроскопа для изучения изменений органов при болезнях кризис клинико-анатоми-ческого направления был преодолен. В середине 19 в. Р. Вирхов проанализировал морфол. изменения органов при различных болезнях с позиций созданной им клеточной теории (см.). Обширные исследования были обобщены Р. Вирховом в классическом труде «Целлюлярная патология» (1858). Микроскоп резко расширил возможности морфол, анализа функций организма и их нарушений при патол, процессах. Оказалось, что функц, нарушения сохранявшего обычные размеры, цвет и консистенцию органа, нередко не-находившие объяснения, рыли связаны с расстройством кровообращения, деструктивными изменениями клеток, воспалением. Учение Р. Вирхова рассматривало функциональные нарушения исключительно как изменения клеток, т. е. плотных частей организма, и утверждало «солидарную» патологию.

Второй период развития П. а. характеризовался появлением ряда новых направлений исследований, сыгравших огромную роль в прогрессе теоретической и практической медицины. Это было в значительной мере связано с усовершенствованием гистологических методов исследования (см.), обеспечившим возможность разностороннего структурно-функционального анализа изменений клеток и межклеточного вещества. Применение фиксирующих и уплотняющих жидкостей, заливка материала в парафин и целлоидин, создание методов заключения препаратов и совершенных микротомов обеспечили получение тончайших срезов тканей, а применение новых красителей открыло широкие возможности для идентификации различных структур клетки, качественного и количественного анализа ядра, цитоплазмы и др. Разработка техники приготовления больших срезов — через весь орган или значительную его часть (см. Кристеллера метод) — позволила оценивать распространенность и топографию патол, процесса. Большие возможности для выяснения структурно-функционального состояния клеток и межклеточного вещества при патол, процессах открылись в первой половине 20 в. с внедрением в П. а. люминесцентной, ультрафиолетовой и поляризационной микроскопии, авторадиографии, гистохимии.

Совершенствование методов морфол. исследования способствовало быстрому развитию всех разделов общей П. а. Так, раньше регистрировались только внешние проявления воспалительного процесса и описывались, напр., как «краснота и налитие сосудов», «потускнение и помутнение», «пленчатые наложения», «гнойное отделяемое» и т. д.; в изложении динамики тканевых изменений не шли дальше регистрации экссудации жидкой части крови и развития отека, а об участии клеточных элементов в воспалительной реакции даже не упоминали. В результате микроскопических исследований, проведенных в конце 19 в., были получены сведения о фазах воспалительного процесса, клеточном составе экссудата и др. В начале 20 в. в связи с прогрессом иммунологии (см.) и аллергологии (см.) теория воспаления получила дальнейшее развитие в учении об иммунном, аллергическом воспалении, а позже в установлении морфол. основ реакций гиперчувствительности. С помощью микроскопа были расшифрованы структурные основы нарушений капиллярного кровообращения, выяснены основные этапы образования тромба, изучены механизм развития и морфогенез инфаркта, что позволило заново создать учение о нарушениях кровообращения. Был создан новый раздел П. а.— учение о «болезненных изменениях клеток» по Р. Вирхову, т. е. о дистрофиях. Представления о белковой, жировой, углеводной дистрофиях сыграли важную роль в выявлении материального субстрата нарушений функций различных органов, понимании динамики развития болезней, установлении структурных изменений при каждой из них. Учение о дистрофиях, дополненное в дальнейшем с помощью цитохимических исследований, превратилось в одно из центральных в общей патологии; оно концентрирует данные о структурных основах колебаний функц, активности органов, морфол, выражении их функц, истощения, изменениях клеток и межклеточного вещества при действии различных патогенных факторов.

На основе исследований Р. Вирхова стало быстро развиваться учение о регенерации. В учебниках П. а. последней трети 19 в. появляются главы, посвященные изложению как общих закономерностей репаративной регенерации, так и конкретных проявлений и особенностей ее в разных органах и тканях. Впервые было начато подробное изучение морфогенеза процессов организации (см.) и метаплазии (см.). К. Рокитанский и другие исследователи при изучении гипертрофии и атрофии описали внешние их проявления. В дальнейшем при микроскопическом исследовании этих процессов было установлено, что в их основе лежит увеличение или уменьшение числа клеток, а также размеров каждой из них. Так было положено начало современному учению о гипертрофии (см.), гиперплазии (см.) и атрофии (см.). Полученные материалы стали фундаментом нового раздела П. а.— учения о структурных основах компенсаторно-приспособительных реакций организма и процессов выздоровления.

Микроскопическое исследование тканей дало стимул для развития онкологии (см.): начало развиваться учение об особенностях строения опухолевой клетки, был идентифицирован клеточный состав опухолей (см.), что позволило составить представление об их гистогенезе, были заложены основы гистогенетической классификации опухолей в зависимости от тканевой принадлежности составляющих их клеточных элементов, изучены закономерности метастазирования различных новообразований, изменения степени клеточной дифференцировки и др.

Представления о морфологии общепатол. процессов, сложившиеся на основе их изучения с позиций клеточной теории, явились новым этапом в развитии частной П. а. и нозологии (см.) в целом: уже к концу 19 — началу 20 в. частная П. а. пополнилась данными об особенностях локализации и характере тканевых изменений при различных болезнях, динамике развития этих изменений в ходе заболевания, закономерностях их регрессирования в процессе выздоровления и под влиянием лечения.

Во второй половине 19 в. значительное развитие частной П. а. происходило в области инф. патологии, что связано с открытием возбудителей инф. болезней человека. При этом первоочередной задачей было выяснение структурных изменений органов в динамике под влиянием каждого из возбудителей. Позже, в связи с открытием вирусов к исследованиям патоморфологии бактериальных инфекций присоединились исследования вирусных заболеваний. За морфол, исследования в области инф. патологии в 1943 г. была присуждена Государственная премия СССР И. А. Чали-сову, а в 1962 г.— А. М. Антонову.

Успехи клинико-экспериментальной разработки инф. патологии явились одной из предпосылок развития учения об измененной реактивности организма. Выяснение морфол, особенностей аллергических реакций сыграло огромную роль в формировании представлений о патогенезе многих болезней. Достижения иммунологии, основы к-рой были заложены И. И. Мечниковым, позволили установить закономерности нарушения иммунных процессов, что положило начало развитию иммунопатологии (см.).

В результате экспериментальноморфологических исследований, проведенных А. И. Игнатовским, Н.Н. Аничковым и С. С. Халатовым, впервые была создана модель атеросклероза и заложены основы учения о его патол, анатомии, морфогенезе, патогенезе. Морфол, исследования способствовали формированию клинико-анатомической характеристики и решению вопросов патогенеза гипертонической болезни, симптоматических гипертензивных состояний. Важную роль сыграли морфол, исследования в становлении и развитии учения об ишемической болезни сердца, миокардиодистрофиях и др. За разработку ряда* вопросов морфогенеза и патогенеза болезней сердечно-сосудистой системы были присуждены Государственные премии СССР А. И. Абрикосову и H. Н. Аничкову (1944), А. Н. Колтовер (1971).

Развитие невропатологий во второй половине 19 в. в значительной мере было обусловлено совершенствованием гистол, техники и возможностью микроскопического исследования нервных клеток, нервных волокон и нейроглии. Нейрогистологические исследования способствовали формированию представлений о структурных основах нервной трофики. Комплексное микроскопическое и бактериол, изучение патол, процессов в легких явилось основой, на к-рой сформировались совр, представления о патол, анатомии и патогенезе пневмоний, бронхита, эмфиземы, ателектаза и отека легких. Представления о поражениях почек были существенно развиты на основе их микроскопического изучения при различных инф. болезнях, нарушениях обмена, отравлениях и др. в комплексе с бактериол. и физиол, исследованиями.

Экспериментальные гистол, исследования явились основой для изучения структурных изменений клеток желез внутренней секреции и нарушений механизмов формирования и выделения гормонов при болезнях. В середине 20 в. были открыты клетки, расположенные в слизистой оболочке и паренхиме различных внутренних органов, выделяющие биологически активные вещества и играющие важную роль в регуляции функций организма в норме и патологии (см. Аргентаффинные клетки). Важное значение эти данные имели, в частности, для расширения представлений о функц, морфологии органов жел.-киш. тракта.

Благодаря созданию методов декальцинации появилась возможность микроскопического исследования заболеваний костной системы и ее изменений при соматических, эндокринных заболеваниях, нек-рых пороках развития и т. д. За разработку ряда проблем патологии костной системы А. В. Русакову и Т. П. Виноградовой в 1967 г. была присуждена Государственная премия.

В связи с техническим прогрессом в 20 в. началось быстрое развитие профессиональной патологии (см.). Важная роль в этом принадлежала патологоанатомическим исследованиям, способствовавшим выяснению механизмов взаимодействия вредных веществ с клеточными элементами, особенностей компенсаторно-приспособительных реакций организма в ответ на воздействие проф. вредностей.

Новым разделом патологии и П. а. явилось возникшее в 20 в. учение о радиационных поражениях, в к-ром нашли приложение наиболее совершенные методы структурного анализа, позволяющие устанавливать и прослеживать динамику повреждений ядра и цитоплазмы.

Микроскопическое и гистохим, исследование соединительной ткани расширило представление об ее изменениях при различных патол, процессах, позволив выделить группу коллагеновых болезней (см.). За цикл работ по изучению патоморфогенеза ревматических заболеваний А. И. Струкову в 1974 г. была присуждена Ленинская премия.

Большие перспективы для решения вопросов патогенеза болезней человека открывает дальнейшая разработка проблем сравнительной патологии, широко развернутая, напр., в Ин-те экспериментальной патологии и терапии АМН СССР.

В 20 в. начала интенсивно развиваться П. а. болезней детей и новорожденных с учетом анатомо-функ-циональных особенностей растущего организма.

В первой половине 20 в. широкое развитие получили биохим, и физиол. исследования клетки, результаты к-рых заложили фундамент молекулярной биологии (см.). Необходимо было выяснить, в каких структурах клетки протекают биохимические реакции, какие органеллы ядра и цитоплазмы и как обеспечивают специфические функции клетки. Для решения этих вопросов оказалось недостаточно исследования с помощью биол, микроскопа. Клетка, сохраняя свое значение как единая неделимая структурная единица, больше не могла служить объектом для дальнейшей разработки вопроса о материальной основе функц, нарушений, т. к. была уже «слишком велика» для этого. В клинико-анатомическом направлении исследований возникла ситуация, аналогичная сложившейся в середине 19 в., с той лишь разницей, что в то время стало необходимым иметь объектом исследования структуру, меньшую, чем орган, теперь же — более миниатюрную, чем клетка. И подобно тому, как в середине 19 в. эта ситуация была ликвидирована путем внедрения в медицину микроскопического ис-‘ следования, в 50-х гг. 20 в. она была решена на основе ультрамикроско-пического исследования с помощью электронного микроскопа. Была установлена сложнейшая внутриклеточная архитектура, показано, что ядро и цитоплазма состоят из множества специализированных ультраструктур или органелл, каждая из к-рых ответственна за определенное звено работы так наз. внутриклеточного конвейера, на к-ром поэтапно протекают процессы, определяющие функцию клетки. Этими исследованиями было положено начало современному ультраструк-турному периоду развития П. а. Особенностью этого периода является комплексное использование электронной микроскопии и методов гистохимии, авторадиографии, иммуноморфологии, позволившее одновременно проводить структурный и функц, анализ внутриклеточных изменений. Накоплен материал, касающийся изменений клеточных органелл при различных болезнях человека, динамики этих изменений, закономерностей восстановления клеточных структур в процессе выздоровления, под действием современных методов лечения и др. Выяснилось, что под влиянием патогенных воздействий в органеллах клетки развертываются нек-рые общепатологические процессы, к-рые наблюдаются в тканях и органах: отек, некроз, регенерация, гиперплазия. В электронно-микроскопи-ческих, гистохимических, иммуноморфол. исследованиях были получены новые данные о патоло го анатомических изменениях органов при различных болезнях, к-рые позволили выяснить многие стороны патогенеза и динамики развития процессов, прежде скрытых от исследователя. Изучение болезней человека на ультраструктурном уровне приблизилось к соответствующим биохим. исследованиям и, тем самым, к молекулярной патологии.

Выражением связи П. а. с клин, медициной явилось прозекторское дело — важнейшая форма использования достижений П. а. в медицинской практике. В России прозекторское дело начало развиваться в первых военных госпиталях (см. Вскрытие). Уже в этот период большое значение придавалось сопоставлению симптомов болезни с изменениями, обнаруженными при вскрытии, что нашло отражение в составленных в 1754 г. П. 3. Кондоиди инструкциях и наставлениях, в которых клинико-анатомический анализ расценивался как один из важнейших факторов повышения качества леч. работы и совершенствования врачебного искусства. Важную роль в развитии П. а. и прозекторского дела сыграло открытие медикохирургических академий в Петербурге и Москве/Большое внимание развитию П. а. и прозекторского дела уделяли отечественные клиницисты И. В. Варвинский, М. Я. Мудрое, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин и др.

В созданной после Великой Октябрьской социалистической революции государственной системе здравоохранения прозекторское дело стало специальной службой, к-рая постепенно приобрела четкие организационные формы. Существенную роль в этом сыграла комиссия прозекторов при Московском городском отделе здравоохранения (А. И. Абрикосов, И. В. Давыдовский, В. Т. Tалалаев) и прозекторский сектор патологоанатомического об-ва в Ленинграде (Г. В. Шор, С. С. Вайль, В. Г. Гаршин, В. Д. Цинзерлинг). Большая работа по организации патологоанатомической службы проводилась в Ростове-на-Дону (Ш. И. Криницкий), Киеве (М. К. Даль), Харькове (Г. Л. Дерман), Минске (И. Т. Титов), Куйбышеве (Н. Ф. Шляпников), Смоленске (В. Г. Молотков) и других городах. Совершенствованию прозекторского дела способствовали приказы, положения и инструкции по организации работы патологоанатомических отделений, сличению клинических и анатомических диагнозов, проведению клинико-анатомических конференций, составлению патологоанатомических отчетов и др. В помощь прозекторам был издан ряд пособий по патологоанатомической технике, сличению клинического и анатомического диагноза: А. И. Абрикосова (1948), С.С. Вайля (1947), Д. И. Головина (1957), Г. А. Меркулова (1956), А. В. Смольянникова (1977) и др. Распространение получили начатые по инициативе И. В. Давыдовского клинико-анатомические конференции (см.), сыгравшие большую роль в повышении качества лечебно-диагностической работы.

Проблемы П. а. до 20-х гг. 20 в. разрабатывались гл. обр. на кафедрах П. а. мед. ин-тов, а в дальнейшем и лабораториях НИИ. В России сложил с я ряд патологоанатомических школ — московская, петербургская, харьковская, киевская, казанская и др. Первую кафедру П. а., созданную в Московском ун-те в 1849 г., возглавлял А. Й. Полунин — основатель московской патологоанатомической школы. Преемниками А. И. Полунина по кафедре были И. Ф. Клейн, а затем М. Н. Никифоров — автор одного из первых и наиболее известных учебников по П. а. Учеником М. Н. Никифорова и его преемником по кафедре был А. И. Абрикосов — выдающийся ученый, один из основоположников советской П. а., основатель большой школы патологоанатомов. В дальнейшем эту кафедру возглавил ученик А. И. Абрикосова— А. И. Струков; с 1972 г. ее занимает ученик А. И. Струкова — В. В. Серов. Выдающимися представителями московской школы патологоанатомов являются И. В. Давыдовский, М. А. Скворцов. Большой вклад в развитие различных областей П. а. внесли представители московской школы Г. д. Корицкий, Ю. М. Лазовский, Б. Н. Мо-гильницкий, И. Ф. Пожариский, A. В. Русаков, Л. И. Смирнов, П. Е. Снесарев, В. Т. Талалаев, B. Г. Штефко, А. П. Авцын, Т. П. Виноградова, Н. А. Краев-ский, Н. К. Пермяков, Я. Л. Рапопорт, Д. С. Саркисов, В. В. Серов и др.

Крупной отечественной школой П. а. является ленинградская (петербургская). С 1840 г. курс вскрытия трупов в Медико-хирургической академии вел Н. И. Пирогов. В 1859 г. по его предложению была открыта кафедра П. а., к-рую возглавил Т. С. Иллинский. С 1867 г. этой кафедрой заведовал М. М. Руднев, к-рого считают основателем петербургской школы П. а. В дальнейшем этой кафедрой руководили К. Н. Виноградов, H. Н. Аничков, A. Н. Чистович. Большой вклад в разработку различных проблем П. а. внесли М. В. Войно-Ясенец-кий, В. Г. Гаршин, М. Ф. Глазунов, К. П. Улезко-Строганова, B. JI. Цинзерлинг, Ф. Я. Чистович, Г. В. Шор, О. К. Хмельницкий.

Большой вклад в развитие П. а. внесли также Д. Ф. Лямбль, В. П. Крылов, Н. Ф. Мельников-Разведенков, Г. Н. Минх, В. К. Высокович, А. И. Смирнова-Замкова, И. В. Торопцев, Ю. В. Гулькевич, И. И. Широкогоров, В. К. Жгенти.

Расширению патологоанатомических исследований способствовало создание патоло го анатомических центров и лабораторий в НИИ. Роль головного учреждения в области морфол, исследований играет организованный в 1960 г. Ин-т морфологии человека АМН СССР.

Значительное развитие получила П. а. в странах социалистического содружества: интенсивно разрабатываются актуальные проблемы патологии, организована прозекторская работа, издаются специальные журналы. Между патологоанатомами этих стран и советскими патологоанатомами налажены тесные творческие связи, осуществляется широкий обмен опытом в форме научных командировок, участия в съездах, конференциях и т. д.

За рубежом значительный вклад в развитие П. а. внесли И. Орт, Любарш (О. Lubarsch), Р. Рессле, Вейгерт (К. Weigert), Б. Фишер-Ва-зелъс, Борет (М. Borst), Л. Ашофф, К. Шморлъ, Герксгеймер (G. Herxheimer), Гамперль (H. Hamperl), Вейксельбаум (А. Weichselbaum), К. Л. П. Массон, А. Поликар, Ф. Маллори, Н. Фут и др.

Важную роль в обмене опытом научной и организационной работы патологоанатомов играет организованное в 1947 г. Всесоюзное научное об-во патологоанатомов, к-рое регулярно проводит съезды, пленумы правления, конференции. В 1969 г. это об-во вошло в Международный совет об-в патологов. Основным печатным органом, в к-ром публикуются результаты большинства патологоанатомических исследований, является журнал «Архив патологии», основанный в 1935 г. (первоначально, до 1946 г., он назывался «Архивом патологической анатомии и патологической физиологии»). С 1976 г. издается ежемесячный реферативный журнал ВИНЙТИ «Общие вопросы патологической анатомии», с 1978 г. в серии «Итоги науки и техники» ВИНИТИ выходят выпуски «Патологическая анатомия», посвященные отдельным проблемам. Ежегодно издаются труды Ленинградского научного об-ва патологоанатомов. Большой опыт работы советских патологоанатомов обобщен в многотомном руководстве по патологической анатомии (1956— 1964 гг.), основанном А. И. Абрикосовым и завершенном А. И. Стру-ковым. Впервые под редакцией Н. А. Краевского и А. В. Смольян-никова создано отечественное руководство по патологоанатомической диагностике опухолей человека (1971 г.). В 1975 г. вышел в свет атлас опухолей человека (Д. И. Головин).

Преподавание П. а. в мед. вузах ведется на 3-м (общая и частная П. а.) и 5-м (клиническая П. а.) курсах. В СССР, в отличие от других стран, по инициативе И. В. Давыдовского преподавание частной П. а. проводится не по органному, а по нозологическому принципу. Кроме теоретических знаний, студенты знакомятся с основами патологоанатомической техники, документации, клинико-анатомического анализа результатов вскрытий. Методы преподавания П. а. совершенствуются на ф-тах повышения квалификации и на учебно-методических конференциях. В 1979 г. вышел учебник П. а. (А. И. Струков, В. В. Серов). Подготовку кадров по П. а. для кафедр мед. ин-тов, патологоанатомических отделений б-ц, отделов НИИ осуществляют через субординатуру, интернатуру, ординатуру и аспирантуру. Большое значение для дальнейшего развития П. а. и подготовки кадров патологоанатомов имеют кафедры П. а. ин-тов усовершенствования врачей и кафедра Центрального ин-та усовершенствования врачей; на этих кафедрах получают первичную специализацию и проходят усовершенствование врачи-патологоанатомы.

История — Абрикосов А. И. Патологическая анатомия в СССР (1917— 1947), в кн.: Достижения сов. мед. науки за XXX лет, под ред. H. Н. Аничкова и др., с. 55, М., 1947; Андреев Ф. А. Из истории Московской школы патологов, Арх. патол., т. 11, в. 6, с. 28, 1949; Вайль С. С. Очерки развития патологической анатомии в России и Советском Союзе, Труды Воен.-морск. мед. акад., т. 1, с. 21, Л., 1941; он ж е, Оригинальные русские учебники общей патологии и патологической анатомии 70—80-х годов прошлого столетия, Арх. патол., т. 12, в. 1, с. 100, 1950; Гольштейн Н. И. Краткая история Кафедры патологической анатомии Военно-медицинской ордена Ленина академии им. С. М. Кирова, Л., 1960, библиогр.; Движков П.П. и Струков А. И. Патологическая анатомия в СССР за 40 лет, Арх. патол., т. 19, в. 10, с. 5, 1957; Дерябина В. Л. Очерки развития прозекторского дела в России и СССР, М., 1958; Коровин И. П. Краткий исторический очерк Кафедры патологической анатомии при Военно-медицинской (бывшей Медико-хирургической) академии, Спб., 1898; Миш.н ев О. Д. и Ч e к a p e в а Г. А., И. В. Давыдовский— организатор советской патологоанатомической службы, Арх. патол., т. 39, № 3, с, 78, 1977; Развитие науки в Академии за 40 лет советской власти, под ред. А. Н. Максименкова, с. 144, Л., 1957; Саркисов Д. С. Перспективы развития патологической анатомии на современном этапе, Арх. патол., т. 39, № 8, с. 3, 1977; Серов В. В. 125 лет кафедре патологической анатомии I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова (1849—1974), там же, т. 37, № 1, с. 12, 1975; Струков А. И., А. И. Абрикосов — организатор и первый председатель Московского общества патологоанатомов, тамже, т. 39, № 1, с. 77, 1977; Струков А. И. и Б у в а й л о С. А. Столетие со времени основания кафедры патологической анатомии Первого Московского ордена Ленина медицинского института (1849— 1949), тамже, т. И, в. 6, с. 3, 1949; Струков А. И. и др. Патологическая анатомия в СССР за 50 лет (1917—1967), там же, т. 29, № 10, с. 6, в. 11, с. 99, 1967* С т р у к о в А. И. и д р. 60 лет Великой Октябрьской социалистической революции и развитие советской патологической анатомии, там же, т. 39, № 10, с. 3, в. И, с. 3, 1977; Чистович Я. И. История первых медицинских школ в России, Спб., 1883; Klemperer P. Pathologic anatomy at the end of the eighteenth century, J. Mt Sinai Hosp., v. 24, p. 589, 1957, bibliogr.; LongE.R. A history of pathology, N. Y., 1965.

Учебники, руководства, справочные издания — Абрикосов А. И. Частная патологическая анатомия, т. 1—3,М.—Л., 1938—1947; он же, Техника патологоанатомических вскрытий трупов, М., 1948; Абрикосов А. И. и С т р у к о в А. И.’ Патологическая анатомия, ч. 1—2, М., 1961; Автандилов Г. Г. Введение в количественную патологическую морфологию, М., 1980, библиогр.; Авцын А. П. Введение в географическую патологию, М., 1972, библиогр.; Авцын А.П. и Ш а х л а м о в В. А. Ультраструктурные основы патологии клетки, М., 1979, библиогр.; Апатенко А. К. Эпителиальные опухоли и пороки развития кожи, М., 1973; о н ж е, Мезенхимные и нейроэктодермальные опухоли и пороки развития кожи, М., 1977, библиогр.; Вайль С. С. Руководство по патолого-гистологи-ческой технике, Л., 1947; Виноградова Т. П. Опухоли костей, М., 1973, библиогр.; Головин Д. И. Атлас опухолей человека, Л., 1975; Давыдовский И. В. Патологическая анатомия и патогенез болезней человека, т. 1 — 2, М., 1956—г 1958; он же, Общая патология человека, М., 1969; Ивановская Т. Е. и Цинзерлинг А. В. Патологическая анатомия (болезни детского возраста), М., 1976; К у л e ш а Г. С. Курс патологической анатомии, ч. 1—2, М.—Л., 1930—1931; Курс общей патологической анатомии, под ред. А. Н. Чисто-вича, Л., 1970; Меркулов Г. А. Курс, патологогистологической техники, Л., 1969, библиогр.; Многотомное руководство по патологической анатомии, под ред. А. И. Струкова, т. 1—9, М., 1956—1964; Пермяков Н.К. Основы реанимационной патологии, М., 1979, библиогр.; Руководство по патологоанатомической диагностике опухолей человека, под ред. Н. А. Краевского и А. В.Смольянникова, М.,’ 1976; Саркисов Д. С. Очерки по структурным основам гомеостаза, М., 1977, библиогр.; Серов В. В. и Пауков В. С. Ультраструктурная патология, М., 1975; Скворцов М. А. Патологическая анатомия важнейших заболеваний детского возраста, М., 1946; Смольянников А. В., Автандилов Г. Г. иУранова Е. В. Принципы составления патологоанатомического диагноза, М., 1977; Струков А. И. и Бегларян А. Г. Патологическая анатомия и патогенез коллагеновых болезней, М., 1963; Струков А. И. и Серов В. В. Патологическая анатомия, М., 1979; Ча лисов И. А. и Хазанов А. Т. Руководство по патологоанатомической диагностике важнейших инфекционных заболеваний человека, Л., 1980; Шор Г. В. О смерти человека, Л., 1925; Ярыг ин H. Е. и С е- ров В. В. Атлас патологической гистологии, М., 1977; Allgemeine Pathologie, hrsg. v. A. Hecht u. a., B., 1979; Bell E. T. Text-book of pathology, L., 1956; Buchner F. Allgemeine Pathologie und Atiologie, Miinchen, 1978; Electron microscopy in human medicine, ed. by J. V. Johannessen, N. Y. a. o., 1978; Evans R. W. Histological appearances of tumours, Edinburgh — L., 1966; Florey H. W. General pathology, L., 1970; Hamperl H. Lehrbuch der allgemeinen Pathologie und der pathologischen Anatomie, B. u. a., 1957; Handbuch der allgemeine Pathologie, hrsg. v. F. Buchner, Bd 1—11,’ B., 1955—1977; Handbuch der Histochemie, hrsg. v. W. Graumann u. K. Neumann, Bd 1—7, Stuttgart, 1958—1964; Handbuch der speziellen pathologischen Anatomie und Histologie, hrsg. v. F. Henke u. O. Lubarsch, Bd 1—13, B., 1924—1958; H e r b u t P. A. Pathology, L., 1955; H o 1- 1 e G. Lehrbuch der allgemeinen Pathologie, Jena, 1967, Bibliogr.; Kars-n e r H. T. Human pathology, Philadelphia — Montreal, 1955; Lehrbuch der speziellen Pathologie, hrsg. v. L. H. Kettler, Jena, 1976; Lehrbuch der speziellen pathologischen Anatomie, hrsg. v. E. Kaufmann, B., 1955—1969; L e t u 1 1 e M. Anatomie pathologique, t. 1—3, P., 1931; More-h e a d R. P. Human pathology, N. Y. a. o., 1965; Pathologische Anatomie, hrsg, v. L. Aschoff, Bd 1—2, Jena, 1936; Pathology, ed. by W. A. D. Anderson, v. 1—2, St Louis, 1977; RossleR. u. ApitzK. Atlas der pathologischen Anatomie, Stuttgart, 1951; Saphir O. Autopsy diagnosis and technic, N.Y., 1958; Spezielle pathologische Anatomie, hrsg. v. W. Doerr u. a., B. u. a., 1959—1976.

Периодические издания — Архив патологии, М., с 1946 (1935 —1941 — Архив патологической анатомии и патологической физиологии); Журнал для нормальной и патологической гистологии, фармакологии и клинической медицины, Спб., 1870—1876; Реферативный журнал — Общие вопросы патологической анатомии, М., с 1977; Acta morphologica Academiae Scientiarum Hungaricae, Budapest, с 1951; Acta pathologica Japonica, Tokyo, c 1951; Acta pathologica et microbiologica Scan-dinavica, K0benhavn, c 1924; American Journal of Pathology, N. Y., c 1925; Annales d’anatoinie pathologique et d’ana-tomie normale n^dico-chirurgicale, P., c 1924; Archives of Pathology and Laboratory Medicine, Chicago, с 1926; Beitrage zur Pathologie, Stuttgart, с 1970 (1886—1969 — Beitrage zur pathologischen Anatomie und zur allgemeinen Pathologie); Ergebnisse der allgemeinen Pathologie und pathologischen Anatomie des Menschen und der Tiere, Miinchen, 1895—1962; Excerpta medica, Sect. V Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *