Бывает, что мат, как цель шахматной партии, определяют сравнением «взять в плен короля противника». Это не совсем правильно. Точнее будет «взять в плен короля противника и напасть на него своей фигурой». Для ситуации, когда король просто находится «в плену», но при этом ему никто не угрожает, т.е. не дает шах ни одна фигура противника, больше подходит определение — пат. Что же это — проигрыш или ничья? С помощью конкретных примеров и видео мы сейчас во всем разберемся.
Пат — это ситуация в шахматной партии, когда игрок не может сделать ход, не нарушая правил шахмат, но при этом его король не находится под атакой, ему не объявлен шах. Давайте сразу перейдем к примерам.
Ход черных. Черный король не может брать пешку или пойти на g7, так как эти поля пробиваются белым королем, а поле g8 пробивается пешкой. Возможные поля, куда может пойти черный конь заняты собственными пешками сами пешки заблокированы и так же не имеют ходов. Черный слон связан ладьей и не может отойти потому, что откроется шах своему королю. Ходить нечем. На доске пат.
Патовая позиция в шахматной партии означает ничью (с итальянского «patta» — и есть ничья).
У начинающих шахматистов чаще всего очень обидный результат, так как у одной из сторон обычно есть перевес и, казалось бы, выигрыш был так близок…
У белых лишний ферзь, но после их необдуманного хода на доске пат, ничья.
Однако не всегда пат — последствия только невнимательности, бывает, что пат результат четких действий одного из игроков, чтобы зафиксировать ничью.
Теоретическое ничейное окончание. Проходная пешка по линии с на предпоследней горизонтали поддержанная королем против ферзя.
Чтобы не пропустить черную пешку в ферзи, белые должны непрерывно шаховать (в этом случае черный король ходит по полям а1 и b1), или брать пешку. Тогда у черного короля нет ходов, пат.
«Бешеная ладья»
Типичный патовый прием. Бешеная ладья-камикадзе непрерывно шахует вражеского короля, принося себя в жертву. Но в случае ее взятия получается пат.
Нередко в шахматных этюдах на нахождение ничьей решением является именно приход к патовой позиции.
После хода белых Фc7 на доске пат, и партия заканчивается вничью.
Шаг 2. Нет других легальных ходов!
Шаг 3. Пат это ничья!
Это может показаться несправедливым, но даже большое материальное преимущество не равнозначно победе, если ваш противник не находится под шахом, и у него нет легальных ходов—это всего лишь ничья!
Кажется, что белые проигрывают, но. они не могут сделать ход!
Вновь двое гроссмейстеров (Ларри Эванс и Сэмюэль Решевский) доигрались до пата! Это кажется немного нечестным, ведь у черных такое большое материальное преимущество, но правило есть правило! Ход белых, король не находится под шахом, заметьте также, что ни одна из пешек не может сдвинуться с места!
Сэмюэль Решевский в возрасте восьми лет дает сеанс одновременной игры во Франции.
Если партия завершается вничью, в ней нет ни победителя, ни проигравшего. В турнире каждый из противников получает по пол-очка. Ничьи чаще встречаются в партиях сильных шахматистов, но даже начинающему не помешает знать все правила ничьих, чтобы не пришлось удивляться поставленному пату.
Виды ничьих
По правилам ФИДЕ партия может завершиться вничью в пяти случаях. Как правило, один из противников заявляет о ничьей или предлагает ее, но в особых случаях судья тоже может вмешаться и заявить о ничьей.
При ничьей патом один из противников не может сделать ни одного разрешенного правилами хода, но его король не находится под шахом (иначе он получил бы мат!)
Приведем пример пата:
Белый ферзь отнял все поля у черного короля. У черных не осталось легальных ходов, и партия завершается вничью патом.
Иногда гроссмейстерам удается избежать поражения, пользуясь правилом пата. Обратим внимание на следующую партию, где легендарный Гарри Каспаров добился черными ничьей с Анатолием Карповым, использовав правило пата.
Сыграй как Гарри Каспаров
Разбираем лучшие партии чемпиона мира!
Ничейная позиция
В ничейной позиции ни один из противников не сможет дать мат вражескому королю при любой возможной серии ходов. Партия, где возникла такая позиция, завершается вничью.
Посмотрим на пример ничейной позиции:
В этой позиции ни один из королей не может проникнуть в лагерь противника, а все пешки блокированы. Усилить позицию невозможно.
Чаще всего встречаются ничейные позиции, где ни один из противников не располагает достаточными силами, чтобы поставить мат. Также вничью завершается партия, где у шахматиста, владеющего материальным перевесом, закончилось время на обдумывание, но у его противника недостаточно фигур, чтобы поставить мат.
Вот какие сочетания фигур недостаточны для мата:
Как вы видите, этим правилом предусмотрено не так уж много ничейных сочетаний. Поставить мат королем и слоном на пустой доске невозможно, но если у шахматиста, просрочившего время, есть и другие фигуры, считается, что он может расположить их так, чтобы получить мат. Приведем пример матовой позиции:
Обычно один слон не может дать мат, но белые могут допустить зевок и проиграть партию, поэтому такое соотношение материала не считается «недостаточным», если у белых заканчивается время.
Руководствуясь этим правилам, судьи отдали Магнусу Карлсену победу в партии против Алирезы Фирузджи и звание чемпиона мира по блицу 2019 года.
Здесь правила ФИДЕ отличаются от правил Chess.com. В игре на нашем сервере партия была бы признана закончившейся вничью, потому что у Магнуса остался только один слон.
По правилам ФИДЕ Карлсена признали победителем, потому что при очень слабой игре белых на доске быстро мог возникнуть кооперативный мат:
Соглашение
В последней классической партии Матча на первенство мира 2018 года между Карлсеном и Фабиано Каруаной последовало соглашение на ничью, и матч перешел на тай-брейк. Многие болельщики выражали недовольство результатом этой партии, считая, что у Карлсена были хорошие шансы на победу и больше времени на обдумывание.
Троекратное повторение
При троекратном повторении партия не завершается вничью автоматически. Для ничьей необходимо, чтобы шахматист заявил о повторении при своей очереди хода.
Чаще всего троекратное повторение случается, когда один из противников находит вечный шах, позволяющий ему спасти трудную партию.
Позиция белых близка к проигранной, но они могут свести партию вничью благодаря вечному шаху.
Правило 50 ходов
Если оба противника сделали по 50 ходов без взятий фигур и ходов пешками, любой из них может на своем ходу заявить о ничьей. Это правило позволяет избежать чрезмерного затягивания партий без усиления позиции кем-либо из противников.
Чтобы не попасться на такую ничью, необходимо уметь ставить мат. Нет ничего хуже, чем получить достаточно фигур, чтобы дать мат королю противника, но не знать, как это делается.
Заключение
Шахматная партия может завершиться вничью различными способами. Чтобы побеждать в шахматах, нужно знать правила и не попадаться в ничейные ловушки в выигранных позициях и ставить их в проигранных. Перейдем к Урокам, чтобы узнать, как спасти проигранную позицию.
Шахматный король – самая главная фигура на шахматной доске. Потеряв короля, шахматное войско должно сдаваться! ШАХУ – МАТ, что в переводе с индийского означает: королю пришёл конец! На диаграмме ладья напала на короля белых и говорит: «Король, король, я тебя съем!» А по шахматному это будет: «ШАХ!» Король думает: что бы ему сделать, чтобы его не побила ладья?
1. Король может просто УЙТИ из-под шаха. Если уж и приходится бежать, то делай это как можно непринужденнее. Крh6 – h7
2. Король приказывает слону ЗАСЛОНИТЬ себя от шаха (встать между собой и королём). Сd3 – g6 Слон у белого короля стал ЩИТОМ – этот приём называется: ЗАЩИТА ОТ НАПАДЕНИЯ.
3. Можно просто ПОБИТЬ вражескую фигуру. Cd3 : a6 Самый надёжный способ избавиться от шаха! Можно быть уверенным, что теперь ладья больше шаховать не будет. Шах – это нападение на короля любой фигуры или пешки.
Любая фигура и пешка могут напасть на короля. Король выбирает одну из имеющихся возможностей спастись. Конь с h6 атакует короля противника даже через фигуры. Такой способностью другие фигуры не обладают. Поэтому приходится от шаха уходить.
Слон белых с а6 пошёл на поле b7. Сразу две фигуры (слон и ладья) атакуют короля чёрных – двойной шах. Чёрный ферзь b5 не может побить сразу две фигуры, поэтому от двойного шаха можно только уйти королём.
Если пешка чёрная с3 пойдёт вперёд, то она вскроет дорогу слону d4, и он нападёт по диагонали на белого короля – получится вскрытый шах.
Чёрный ферзь с полей g4–f3 может вечно нападать на белого короля – вечный шах, так как королю с полей g1 и h1 никуда не убежать. Тем не менее, после всех этих маленьких неприятностей короли остаются живыми.
У чёрного короля на а8 очень уютный домик. Конь с7 объявил королю шах, от которого некуда бежать. Свои же фигуры только мешают, а помочь королю не в силах. Следующим ходом белый конь должен побить короля. Мат называется спёртым.
Даже одна пешка может объявить мат королю. От пешки g7 королю не спастись.
Две чёрные ладьи с1 и d2 объявляют белому королю линейный мат. Одна ладья атакует белого короля, а другая караулит вторую горизонталь, на которую он мог бы отступить.
Две ладьи белых «помогли» чёрному ферзю g3 объявить эполетный мат. Ферзь нападает на короля g1 и контролирует поля f2, g2, h2.
В шахматной партии встречаются: «детский», горизонтальный, вертикальный, диагональный и даже «дурацкий» маты. Мат – это шах, от которого нет защиты. Мат – это конец шахматной партии, приводящий к победе одного из участников борьбы. Любая фигура и пешка способны объявить мат.
Начинающие не умеют проводить пешку в ферзи, и обычно партии заканчиваются так. Короля b8 никто не атакует, но ему некуда не пойти, так как все поля вокруг (a7, a8, с7, с8) держат белые король и пешка.
Ну а королям g1 и h8 не разрешают выйти чёрный ферзь g5 и белый король е2.
Интересно положение короля белых на а1. У короля ходов нет, а закрывающие его фигуры не могут отойти, так как они защищают Его Величество от шахов. Во всех позициях – пат, то есть ничья.
Пат – это положение в шахматной партии, в котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все фигуры лишены возможности двигаться. Король в этот момент не находится под шахом. Слово ПАТ пришло к нам из итальянского. Patta – игра вничью.
Партия близится к завершению, у нас материальный перевес. Неожиданно мы ошибаемся, и она завершается вничью. Пат может отнять у нас победу, но может и спасти от поражения!
Что такое пат?
Ферзь отнимает все поля у короля противника, и партия завершается вничью.
Примеры пата
В истории шахмат многие великие шахматисты пользовались правилом пата для спасения проигранных позиций. Не забываем о пате, чтобы не проиграть партию или помешать патовой комбинации противника.
В партии мастера Альфреда Поста и гроссмейстера Арона Нимцовича черные попали в проигранную позицию. Защищаясь от двух соединенных проходных пешек, Нимцович стремится к ничьей, форсируя ее жертвой ладьи.
Легендарный индийский гроссмейстер Вишванатан Ананд оказался в плохой позиции в партии 1991 года против россиянина МГ Алексея Дреева. Тем не менее, он нашел путь к ничьей. Угрожая превращением отдаленной проходной, он вынудил Дреева взять пешку «a», после чего на доске возник пат.
Сыграй как Вишванатан Ананд
Разбираем лучшие партии чемпиона мира!
Проверим себя
Задание 1: У нас остается ферзь против одинокого короля противника. Мы побеждаем. Что делать: занять белым ферзем поле g3, еще сильнее ограничивая подвижность черного короля, или вести своего короля на помощь ферзю ходом на поле e1?
Задание 2: Проходная пешка противника приближается к полю превращения. Что выгоднее: отступить королем из угла доски на поле c1 или занять поле a1?
Задание 3: Наши перспективы сомнительны, поскольку противник располагает материальным перевесом и грозит превращением пешки по вертикали «a». Тем не менее, мы можем добиться ничьей. Что делать: защищать короля ходом ладьи на поле h1 или давать шах королю противника ходом ладьи на h2?
Заключение
Знание правила пата и умение его использовать важно для шахматистов любого уровня. Пат может спасти от поражения, поэтому стоит последовать совету МГ Григория Серпера и бороться в каждой партии до конца, рассчитывая на патовую ловушку.