Что такое пассия в православии простым языком

Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви

Что такое пассия в православии простым языком. Смотреть фото Что такое пассия в православии простым языком. Смотреть картинку Что такое пассия в православии простым языком. Картинка про Что такое пассия в православии простым языком. Фото Что такое пассия в православии простым языком

Документ принят на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года (журнал № 53).

Особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа и называемые пассиями, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви. Вместе с тем, последование пассии не описано в современном Типиконе, в связи с чем встречаются многочисленные различающиеся практики ее совершения. В настоящем документе сформулированы рекомендации, касающиеся практики совершения пассии, и даны указания, направленные на приведение к единообразию последования этого богослужения.

Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого), защитника Православия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Согласно этому чинопоследованию, пассия совершалась в составе повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви.

В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Она предназначалась как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования богослужения с акафистом, принятого в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX-XX веков издавался Синодальными типографиями. С начала XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться и в чинопоследование пассии.

В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, в практике московских и петербуржских приходов установился обычай совершать пассию на вечернем богослужении в воскресные дни Великого Поста, сегодня наиболее распространенный в Русской Православной Церкви.

Этот обычай дает возможность прихожанам, находящимся в будние дни на работе, духовно участвовать в событиях Страстей, напитываться Евангельскими словами. Многие выдающиеся проповедники использовали Евангельские чтения пассий как повод обратиться к пришедшим в храм со словом назидания.

Хотя тема Страстей звучит в ежедневном постовом богослужении — в умилительных покаянных стихирах, в тропарях великопостных часов, в ветхозаветных пророчествах, совершение пассии на приходах в воскресные дни позволяет погрузиться в переживание Страданий Христовых и тем верующим, которые не имеют возможности посещать вседневные службы.

По числу Евангелистов обычно в приходской и монастырской практике совершаются четыре пассии, что дает возможность молящимся полностью услышать на пассиях библейское повествование о нашем Искуплении. Великую пользу для себя получает человек, если со вниманием слушает Евангельское слово. И благовестие нашего спасения способно перевернуть человеческую душу, обратив человека к покаянию.

Поэтому пастырям надлежит сопровождать служение пассий проповедью, раскрывающей смысл священнейших страниц Евангелия и актуализирующей миссионерский потенциал этих богослужений.

Епархиальным Преосвященным надлежит иметь попечение об установлении единообразия в порядке служении пассии в тех приходах и монастырях, где сложился обычай их служения, руководствуясь одной из нижеследующх схем, однако совершение пассий не следует считать обязательным.

Приложение (возможные схемы совершения пассии)

I. Совершение пассии с акафистом

В воскресенье вечером на середине храма поставляются Распятие и аналой под Евангелие.

На вечерне, при пении стихиры «Тебе́, оде́ющагося…» на «И ны́не…» в конце стиховных стихир, духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель несет Евангелие. Совершается полное каждение храма.

По окончании стихиры и каждения поется или читается акафист Божественным Страстям Христовым.

По окончании акафиста возглашается прокимен «Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́…», после которого читается Евангелие, предваряемое возглашением «И о сподо́битися нам…». Перед чтением Евангелия хор поет: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди».

— на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107-114 (или только 110-114);

— на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63-69 (или только 66-69);

— на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108-111 (или только 110-111);

— на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58-62 (или только 60-62).

После чтения Евангелия хор поет: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди» и антифон «Днесь ви́сит на дре́ве…».

После пения антифона произносится сугубая ектения и молитва ко Господу Иисусу распятому из акафиста.

Хор поет стихиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…». Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь.

Затем читается «Ны́не отпуща́еши…» и совершается обычное окончание постовой вечерни воскресного вечера.

После пения антифона «Днесь ви́сит на дре́ве…» или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя.

II. Совершение пассии без акафиста

В пятницу вечером на великом повечерии, после «Сла́ва в вы́шних Бо́гу…», хор поет стихиру «Тебе́ оде́ющагося…». Во время пения стихиры духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель выносит Евангелие. Совершается полное каждение храма.

По окончании стихиры и каждения возглашается «И о сподо́битися нам…», после чего читается Евангелие. Перед чтением Евангелия хор поет: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди!»

— на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107-114 (или только 110-114);

— на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63-69 (или только 66-69);

— на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108-111 (или только 110-111);

— на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58-62 (или только 60-62).

После чтения Евангелия хор поет: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди».

Произносится проповедь о страданиях Спасителя.

Хор поет стихиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…». Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь.

Далее следуют Трисвятое, «Го́споди сил…» и обычное окончание повечерия.

Источник

Священник Константин Камышанов: Пассия дает понять радость Креста

Что такое пассия в православии простым языком. Смотреть фото Что такое пассия в православии простым языком. Смотреть картинку Что такое пассия в православии простым языком. Картинка про Что такое пассия в православии простым языком. Фото Что такое пассия в православии простым языком

Последование Пассии бывает 4 раза в год — по числу евангелистов: во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах вспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования. По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

Кроме того, на Пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы — дня телесной смерти Господа.

Слыша Пилат кроткия Твоя глаголы, аки достойнаго смерти предаде Тя на пропятие, аще и сам свидетельствоваше, яко ни единыя вины обрете в Тебе: руце убо свои умы, но сердце оскверни; мы же, чудящеся тайне вольнаго страдания Твоего, со умилением зовем:

Иисусе, Сыне Божий и Сыне Девы, от сынов беззакония умученный;

Иисусе, поруганный и обнаженный, даяй лепоту крином сельным и одеваяй небо облаки.

Иисусе, насыщенный ранами, пятию хлебы пять тысящ насытивый;

Иисусе, Царю всех, вместо дани любве и благодарения жестокия муки приемый.

Иисусе, нас ради весь день язвленный, уврачуй язвы душ наших;

Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем.

Также исполняется прекраснейшая стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой. Перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий…» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста — сораспятии со Христом.

Что такое пассия в православии простым языком. Смотреть фото Что такое пассия в православии простым языком. Смотреть картинку Что такое пассия в православии простым языком. Картинка про Что такое пассия в православии простым языком. Фото Что такое пассия в православии простым языком

Особенно любимы русскими те службы, в которых народ молится вместе со священством рядом. Народ Божий не разделен преградой иконостаса, а един. Едиными устами и единым сердцем мы сливаемся в единое тело Церкви. Службы эти хороши не только единодушием церковного народа, но и тем, что это единое тело мощным движением устремляется к Богу.

Пассия – это слова страсти. Это служба в воспоминание Страстей Христовых. Казалось бы – как может возникнуть умиление или просветление от созерцания картин мучений Христа, Его душевных страданий, предательства друга, неправого суда или зверств римских фашистов?

Что же происходит с сердцем христианина на Пассии? Оно сжимается от жалости к Иисусу. Слова, бросаемые Спасителю в лицо первосвященниками, бьют в самое сердце. Оно вздрагивает, как от удара, от слов толпы, ревущей: «Распни!». Оно сокрушается, когда слышит о глумлении солдат над невинным человеком, от плевков, коленопреклонения и ударов палкой по голове.

Нежное сердце трепещет и умиляется до слез.

Жалеть – значит быть рядом. Жалеть, значит разделить боль. Жалеть, в данном случае, — значит стать ближе ко Христу.

Вера – видение себя рядом с Богом. Вера – такое состояние, когда Бог видится на расстоянии вытянутой руки. Как раз сердце, умиленное страданиями Христа становится нежнее и способно слышать тонкий голос неба.

Как только человек увидит себя рядом с Богом, первое, что будет с ним – он насладится близостью с Богом. Близость к Богу непременно ощущается как благодать – то общее, что нас роднит с Творцом. Благодать по учению Григория Паламы – это не энергия или ощущения – это Сам Бог, в Его особенной форме существования.

После того, как сердце слегка насытится зрением близкого Бога, душа обращается на себя. На Пассии это обращение происходит во время Акафиста Божественным Страстям Христовым.

Царю Превечный, Иисусе, весь страждеши за мое невоздержание, да всего мя чиста сотвориши, во всем образ нам подаяй, да последуем стопам Твоим.

Сначала читается Акафист, в котом последовательно излагаются этапы хождения Христа по мукам, имеющим отношение к прошлому. При этом контрапунктом идет время настоящее. Смешиваются пространство и время, а мы становимся персонажами этого вселенского происшествия. Осознавая это соединение времен, мы задаемся вопросом:

А какова моя роль в вечно разворачивающихся событиях Евангелия? Мы перебираем в уме всех персонажей и думаем, а где был бы я? А точнее, где я посреди этих Страстей?

С Пилатом ли, поставившим покой выше Бога? Ведь и мы часто приходим в Церковь не Христом и не Крестом. А за покоем. Иногда нам не просто не нужен крест, он нам страшен. Часто Крест воспринимается не как соучастие со Христом, а как амулет на удачу, на здоровье, на бизнес, на женитьбу или как таблетка от пьянства сына или непутевости дочери.

Что такое пассия в православии простым языком. Смотреть фото Что такое пассия в православии простым языком. Смотреть картинку Что такое пассия в православии простым языком. Картинка про Что такое пассия в православии простым языком. Фото Что такое пассия в православии простым языком

Может быть, мы стоим вместе с воинами, которые ради долга и работы глумились над Христом.? Нет ли в нашей работе того, что мы из нее изгнали правду и Бога?

А может быть мое место с Иудой? Тема Иуды проходит красной нитью через все четыре Пассии. Был друг. Был любим Богом. Ел с Ним хлеб, делил кров, преклонял голову рядом. Был свидетелем потрясающих чудес, видел славу Божию и предал. Причем не просто предал, а целованием. Как бездна мерзости и лицемерия.

А мы? Можно ответить, что мы-то Христа не видели очами и не слышали ушами. Но мы имеем более того – причастие по благодати. Со Святыми дарами в нас, по мере наших сил, входит Бог Своим Телом и Кровью, то есть Своим естеством.

И мы даем целование Кресту:

— Не лобзание Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тебя.

Но ведь бывает, что предательство Христа состоит и в том, что мы изгоняем Его из обычной жизни. Мы, часто, не хотим Его видеть. Не хотим видеть в ближнем, не хотим видеть в себе, не хотим видеть в этом прекрасном мире…

У Бога времени нет. Он вечно рождается, Он вечно приносит Себя Отцу в жертву любви. Проекция этой прекрасной жертвы в наш мир, изуродованный злобой, проявляется как вечно (по земным меркам) длящееся Распятие. В этом Распятии продолжает принимать участие современное человечество. В пречистые руки Христа сегодня вбиваются гвозди убийства, блуда, пьянства, жестокосердия и лжи. Мы сами можем быть причиной капель крови стекающей с Его рук.

Мы оказываемся в этом мире совсем не посторонними зрителями, а участниками этой драмы и этого торжества любви.

Апофеоз Пассии – чтение одного из четырех Евангелий. И мы, уже подготовленные, Акафистом, находим себе место среди персонажей и удивляемся тому, что мы бессильны быть на той высоте, которая предполагает дружбу с Богом.

Но Церковь мудро расположила Пассию в день памяти Киево-Печерских святых. Это огромный сонм людей двигавшихся к Богу совершенно разными путями. Этих проторенных дорого так много, что всегда можно найти свою особенную, удобную именно тебе. Там были тонкие люди, слышавшие беседы ангелов. Были и совершенно простые, ничего доброго о себе не знавшие.

В первом смертном обмороке он имел загробную встречу. Монахи поспешили расспросить о ней. Он сказал, что встретил Божию Матерь, и Она за еще щедрость к ее храму и простосердечие обещала свое заступничество перед Христом. Снова накатила на инока смертная волна, и, выйдя из нее, он сказал что Господь помиловал его.

— Как – воскликнула братия, — ведь ты жил в грехе пьянства!

— Примите мою исповедь, — ответил умирающий. — Не за то помиловал меня Господь, что я был слаб, а за то, что будучи связан грехом, никогда никого из вас не осудил. И печерские монахи признали это подвигом и уверились в том, что такая добродетель может иметь высокую цену в глазах милосердного и кроткого Бога.

Промыслительно и то, что день памяти Киево-Печерских святых пришелся на время нестроений на Украине. Киевская Лавра – столп и утверждения тысячелетней Руси. Она им была, есть и будет. Смысл Лавры в том, что она показала, что христианская Европа была построена не столько человеческой мудростью или мечом, сколько совместными трудами Христа и людей.

Все, в чем нет Христа – порочно.

Что такое пассия в православии простым языком. Смотреть фото Что такое пассия в православии простым языком. Смотреть картинку Что такое пассия в православии простым языком. Картинка про Что такое пассия в православии простым языком. Фото Что такое пассия в православии простым языком

Без Христа в душе ад. Без Христа в семье – непрерывная битва и пролитие крови. Без Христа страны шатаются и падают. В мире нет ничего случайного. И Пассия и киевские святые говорят о том, что в жизни важно только одно – любовь. Пассия говорит о том, что мы должны любить больше всего. Киевские святые учат, как мы должны это делать.

Не пойти на Канон Андрея Критского и Пассию – обокрасть себя или выбросить из пасхального букета лучшую розу. Пасха красна теми мыслями, которые нас посетили на поклонах, теми слезами, что очистили наше сердце.

Русский народ любит эти службы, как любит земля весеннюю грозу. После бури только ярче светит солнце, выше летят птицы, сильнее благоухают цветы и свежий воздух приносит радость. Так и буря Акафиста и Четвероевангелия приносит в наше сердце умиление и тонкую радость благодати.

Сердце знает это невообразимое чувство восторга жизни с Богом. На Пассии Господь дает понять, что такое радость Креста. Эта радость не земная. Она приходит с неба, и она – дар Бога. Эта та радость, которой мы будем жить в Раю, это та радость, которая уже здесь ложится солнечным светом на наше сердце и приносит единственно возможное счастье.

Источник

Что такое пассия?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Пáссия официально стала элементом богослужения Русской Православной Церкви. Такое решение принял Священный Синод 30 мая 2019. К этой службе всегда было неоднозначное отношение — ее нет в действующем уставе, да и вообще она похожа на католическое богослужение. Так ли это на самом деле и обязательно ли ее служить (нет) — в наших «Слайдах».

Что такое пассия?

Пассия (с латинского «passio» — страсть, страдание) — богослужение Великого поста, во время которого читаются отрывки из Евангелия, посвященные страданиям Христа. Пассия служится вечером, четыре (по числу Евангелий) воскресенья Великого поста: 1-е, 2-е, 3-е, 4-е или 2-е, 3-е, 4-е, 5-е.

Говорят, пассия — католическое богослужение. Разве его могут совершать православные?

Действительно, некое подобие пассии есть в Западной Церкви (знаменитые Страсти по Матфею/Иоанну/Марку/Луке). Но ничего общего в богослужебном смысле между «страстями» и православной пассией нет. Пассия полностью составлена из песнопений, акафиста Страстям Христовым и Евангелия, которые есть в обиходе Русской Православной Церкви. Все эти элементы вписаны в вечернее богослужение, которое положено по уставу. Католической остается сама идея специального поклонения Страстям, отделенного от событий Страстной седмицы. Но вместе с тем в православном богослужении сам мотив поклонения Кресту и Страстям Христовым также присутствует.

Да, но в самом уставе ничего про пассию не сказано?

Действительно, в уставе (под которым понимают книгу Типикон) нет никаких указаний о пассии. Но только потому, что она — самое позднее богослужение, чин которого впервые напечатали в XVIII веке в Киево-Печерской лавре. А действующий устав (Иерусалимский) принят Русской Церковью в редакции 1695 года.

Пассия — обязательное богослужение?

Нет. «Cовершение пассий не следует считать обязательным» — решение Священного Синода 30 мая 2019.

Какие молитвы входят в пассию?

Чтобы упорядочить чин пассии, который до этого служился в разных регионах Русской Церкви по-разному, Священный Синод издал две официальные схемы совершения пассии — с акафистом и без него.

Для чего нужна пассия?

Во-первых, она позволяет присутствовать на великопостном богослужении тем, кто не может сделать этого в будни. Во-вторых, это богослужение дает возможность подробно познакомиться с библейским повествованием о нашем Искуплении. В связи с этим в документе, принятом Синодом, также сказано: “. пастырям надлежит сопровождать служение пассий проповедью, раскрывающей смысл священнейших страниц Евангелия и актуализирующей миссионерский потенциал этих богослужений”. Подробнее о значении проповеди на пассии читайте здесь.

Источник

Православная Жизнь

Четыре раза за Великий пост в первое, второе, третье и четвертое воскресенье совершается Пассия. Для многих Пассии, что в переводе «страсти», «страдания», являются одними из самых любимых Великопостных богослужений. Вместе с тем в современной богослужебной традиции целесообразность совершения Пассии вызывает споры: совершать или не совершать эту службу в православных храмах? Тем более что есть Неделя Крестопоклонная и Неделя Страстная. Как главный довод «против» «латинское, западное происхождение Пассии». Второй довод «о Пассии нет упоминаний в Типиконе». Так идти или не идти на Пассию?

Комментирует епископ Сильвестр (Стойчев), ректор Кивской духовной академии.

– Пассия как чинопоследование действительно имеет позднее происхождение и не предусмотрена уставом. Появление этого чина в нашей богослужебной традиции связывают с именем Киевского митрополита Петра Могилы.

Нередко можно встретить высказывание о том, что совершать Пассию не следует из-за латинского происхождения. Такая позиция встречается и среди священнослужителей, и среди мирян.

Видимо, знатоки исторической литургики с легкостью могут продемонстрировать — что, когда и как заимствовано в этом богослужении из латинских источников. Но всё же следует смотреть на содержание, на смысл этого последования.

Для начала следует обратить внимание, что этот чин, составленный святителем Петром, собственно есть чтения Страстных евангелий и песнопений, взятых им из Триоди Постной, то есть никаких латинских источников использовано не было. Уже позже, в ХIХ веке, в чин Пассии также включили чтение акафиста Страстям Христовым, автор которого святитель Иннокентий Херсонский. Каждый может прочесть это творение святителя и попытаться ответить на вопрос: что в этом акафисте латинского? И любой внимательный читатель увидит, что ничего такого нет.

Мне, конечно, приходилось встречаться со специалистами по розыску латинского влияния в русском богословии и богослужебной практике, которые, например, видели следы этого самого влияния в словах «Иисусе, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою на веки!», находящихся в другом акафисте авторства свт. Иннокентия. Доказывалось, что эти слова навеяны католическим культом сердца Иисусова. Можно подумать, что специалисты эти никогда не задумывались над тем, что и в православной традиции слово «сердце» многосмысловое и употребляется в разных значениях.

Таким образом, ни чин Пассии свт. Петра, ни акафист авторства свт. Иннокентия не имеет ничего латинского.

Более того, в самом чине Пассии отсутствует акцент на сопереживании страданию Христовому, что является характерной чертой аскезы определенных католических мистиков.

Чинопоследование Пассии напоминает нам о страданиях Христовых, постепенно подводя к богослужению Страстной седмицы. И в этом смысле данное богослужение гармонирует с другими богослужебными текстами Великого поста.

Уверен, что Пассия вполне православная по содержанию, да и по форме.

И только гипертрофированное желание во всем видеть какое-то влияние может усмотреть в этом чине латинские идеи.

К слову, за каждой Пассией прочитываются по одному из всех евангельских повествований о страстях Христовых: на первой Пассии – 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей – 22 и 23 от Луки, на четвертой – 18 и 19 от Иоанна. По окончании Пассии продолжается пение хора, при словах «Поклоняемся страстем Твоим Христе» весь храм склоняется в земном поклоне. В конце службы все верующие подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который выставлен на середину храма – как смысловой центр Великого поста.

Источник

Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви

Доку­мент принят на засе­да­нии Свя­щен­ного Синода 30 мая 2019 года (журнал № 53).

Особые посто­вые службы, посвя­щен­ные почи­та­нию Стра­да­ний Гос­пода Иисуса Христа и назы­ва­е­мые пас­си­ями, полу­чили широ­кое рас­про­стра­не­ние в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Вместе с тем, после­до­ва­ние пассии не опи­сано в совре­мен­ном Типи­коне, в связи с чем встре­ча­ются мно­го­чис­лен­ные раз­ли­ча­ю­щи­еся прак­тики ее совер­ше­ния. В насто­я­щем доку­менте сфор­му­ли­ро­ваны реко­мен­да­ции, каса­ю­щи­еся прак­тики совер­ше­ния пассии, и даны ука­за­ния, направ­лен­ные на при­ве­де­ние к еди­но­об­ра­зию после­до­ва­ния этого бого­слу­же­ния.

Совер­ше­ние пассий было впер­вые одоб­рено Собо­ром Киев­ской мит­ро­по­лии, состо­яв­шимся в 1629 году под пред­се­да­тель­ством мит­ро­по­лита Киев­ского и Галиц­кого Иова (Борец­кого), защит­ника Пра­во­сла­вия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впер­вые был напе­ча­тан в Киево-Печер­ской лавре. Согласно этому чино­по­сле­до­ва­нию, пассия совер­ша­лась в составе пове­че­рия. В этом пер­во­на­чаль­ном вари­анте пассия состо­яла из Еван­гель­ского чтения о Стра­да­ниях Спа­си­теля, пения стихир Страст­ного пятка и Страст­ной суб­боты, а также про­по­веди. Прак­тика совер­ше­ния пассий на пове­че­рии до сих пор сохра­ня­ется в пре­де­лах Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

В сере­дине XIX века свя­ти­тель Инно­кен­тий Хер­сон­ский соста­вил службу с ака­фи­стом Боже­ствен­ным Стра­стям Хри­сто­вым. Она пред­на­зна­ча­лась как для част­ного молит­вен­ного упо­треб­ле­ния, так и для совер­ше­ния в храмах по образцу чино­по­сле­до­ва­ния бого­слу­же­ния с ака­фи­стом, при­ня­того в Киево-Печер­ской лавре. Ака­фист в редак­ции свя­ти­теля Инно­кен­тия неод­но­кратно в тече­ние XIX–XX веков изда­вался Сино­даль­ными типо­гра­фи­ями. С начала XX века ака­фист Боже­ствен­ным Стра­стям Хри­сто­вым стал вклю­чаться и в чино­по­сле­до­ва­ние пассии.

В годы гоне­ний пассии полу­чили более широ­кое рас­про­стра­не­ние, при этом сохра­ня­лось раз­но­об­ра­зие обы­чаев их совер­ше­ния. В част­но­сти, в прак­тике мос­ков­ских и петер­бурж­ских при­хо­дов уста­но­вился обычай совер­шать пассию на вечер­нем бого­слу­же­нии в вос­крес­ные дни Вели­кого Поста, сего­дня наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ный в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Этот обычай дает воз­мож­ность при­хо­жа­нам, нахо­дя­щимся в будние дни на работе, духовно участ­во­вать в собы­тиях Стра­стей, напи­ты­ваться Еван­гель­скими сло­вами. Многие выда­ю­щи­еся про­по­вед­ники исполь­зо­вали Еван­гель­ские чтения пассий как повод обра­титься к при­шед­шим в храм со словом нази­да­ния.

Хотя тема Стра­стей звучит в еже­днев­ном посто­вом бого­слу­же­нии — в уми­ли­тель­ных пока­ян­ных сти­хи­рах, в тро­па­рях вели­ко­пост­ных часов, в вет­хо­за­вет­ных про­ро­че­ствах, совер­ше­ние пассии на при­хо­дах в вос­крес­ные дни поз­во­ляет погру­зиться в пере­жи­ва­ние Стра­да­ний Хри­сто­вых и тем веру­ю­щим, кото­рые не имеют воз­мож­но­сти посе­щать все­днев­ные службы.

По числу Еван­ге­ли­стов обычно в при­ход­ской и мона­стыр­ской прак­тике совер­ша­ются четыре пассии, что дает воз­мож­ность моля­щимся пол­но­стью услы­шать на пас­сиях биб­лей­ское повест­во­ва­ние о нашем Искуп­ле­нии. Вели­кую пользу для себя полу­чает чело­век, если со вни­ма­нием слу­шает Еван­гель­ское слово. И бла­го­ве­стие нашего спа­се­ния спо­собно пере­вер­нуть чело­ве­че­скую душу, обра­тив чело­века к пока­я­нию.

Поэтому пас­ты­рям над­ле­жит сопро­вож­дать слу­же­ние пассий про­по­ве­дью, рас­кры­ва­ю­щей смысл свя­щен­ней­ших стра­ниц Еван­ге­лия и акту­а­ли­зи­ру­ю­щей мис­си­о­нер­ский потен­циал этих бого­слу­же­ний.

Епар­хи­аль­ным Прео­свя­щен­ным над­ле­жит иметь попе­че­ние об уста­нов­ле­нии еди­но­об­ра­зия в порядке слу­же­нии пассии в тех при­хо­дах и мона­сты­рях, где сло­жился обычай их слу­же­ния, руко­вод­ству­ясь одной из ниже­сле­ду­ющх схем, однако совер­ше­ние пассий не сле­дует счи­тать обя­за­тель­ным.

При­ло­же­ние (воз­мож­ные схемы совер­ше­ния пассии)

I. Совер­ше­ние пассии с ака­фи­стом

В вос­кре­се­нье вече­ром на сере­дине храма постав­ля­ются Рас­пя­тие и аналой под Еван­ге­лие.

На вечерне, при пении сти­хиры «Тебе́, оде́ющагося…» на «И ны́не…» в конце сти­хов­ных стихир, духо­вен­ство цар­скими вра­тами исхо­дит к аналою перед Рас­пя­тием. Пред­сто­я­тель несет Еван­ге­лие. Совер­ша­ется полное каж­де­ние храма.

По окон­ча­нии сти­хиры и каж­де­ния поется или чита­ется ака­фист Боже­ствен­ным Стра­стям Хри­сто­вым.

По окон­ча­нии ака­фи­ста воз­гла­ша­ется про­ки­мен «Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́…», после кото­рого чита­ется Еван­ге­лие, пред­ва­ря­е­мое воз­гла­ше­нием «И о сподо́битися нам…». Перед чте­нием Еван­ге­лия хор поет: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди».

После чтения Еван­ге­лия хор поет: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди» и анти­фон «Днесь ви́сит на дре́ве…».

После пения анти­фона про­из­но­сится сугу­бая екте­ния и молитва ко Гос­поду Иисусу рас­пя­тому из ака­фи­ста.

Хор поет сти­хиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…». Духо­вен­ство покло­ня­ется Кресту и уходит в алтарь.

Затем чита­ется «Ны́не отпуща́еши…» и совер­ша­ется обыч­ное окон­ча­ние посто­вой вечерни вос­крес­ного вечера.

После пения анти­фона «Днесь ви́сит на дре́ве…» или по отпу­сте вечерни про­из­но­сится про­по­ведь о стра­да­ниях Спа­си­теля.

II. Совер­ше­ние пассии без ака­фи­ста

В пят­ницу вече­ром на вели­ком пове­че­рии, после «Сла́ва в вы́шних Бо́гу…», хор поет сти­хиру «Тебе́ оде́ющагося…». Во время пения сти­хиры духо­вен­ство цар­скими вра­тами исхо­дит к аналою перед Рас­пя­тием. Пред­сто­я­тель выно­сит Еван­ге­лие. Совер­ша­ется полное каж­де­ние храма.

По окон­ча­нии сти­хиры и каж­де­ния воз­гла­ша­ется «И о сподо́битися нам…», после чего чита­ется Еван­ге­лие. Перед чте­нием Еван­ге­лия хор поет: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди!»

После чтения Еван­ге­лия хор поет: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди».

Про­из­но­сится про­по­ведь о стра­да­ниях Спа­си­теля.

Хор поет сти­хиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…». Духо­вен­ство покло­ня­ется Кресту и уходит в алтарь.

Далее сле­дуют Три­свя­тое, «Го́споди сил…» и обыч­ное окон­ча­ние пове­че­рия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *