Что такое пассивный круиз контроль в автомобиле
Пассивный круиз контроль
Пассивный круиз контроль
Нога устает долго держать педаль, что ведет к утомлению водителя и потере им бдительности, снижению внимания. Нередко, что в таких ситуациях водитель начинает превышать допустимый скоростной режим, а это уже угроза безопасности движения.
При использовании круиз контроля скорость остается постоянной без воздействия водителя. Водитель может ее поменять нажатием на педаль газа либо тормоза. В таких ситуациях круиз контроль отключается на время нажатия на педаль, но как только он ее отпускает, система круиз контроля включается вновь.
Автомобиль продолжает двигаться с установленной скоростью до новой манипуляции водителя. Также менять настройки круиз контроля можно на встроенных в рулевое колесо кнопках. Их, как правило, пять: : On (включить), Off (выключить), Set\Accel (установить/увеличить), Resume (восстановить), Coast (понизить).
На американских и европейских автомобилях круиз контроль встречается наиболее часто. В Америке в основном дороги пролегают на далекие расстояния по прямолинейным участкам. Круиз контроль на таких дорогах становится просто необходимостью. В городском цикле он не так важен, но сегодня разрабатывают новые системы активного круиз контроля.
Основные функции круиз контроля
Данная система регистрирует скорость автомобиля, который идет перед вами, и при необходимости замедляет ваш автомобиль или полностью его останавливает. Таким образом, уровень безопасности автомобиля повышается в разы.
Пассивный круиз контроль имеет множество функций. Он предназначен не только для поддержания постоянного уровня скорости автомобиля, но может и менять ее по вашему желанию. К примеру, нажатием на кнопку на руле вы можете изменить скорость на 2 км/ч в необходимую вам сторону.
Но, как только вы нажмете на педаль тормоза, круиз контроль станет неактивным и автомобиль замедлится либо остановится полностью.
Круиз-контроль. Пассивный или адаптивный
Круиз-контроль – что это такое? Как пользоваться
Круиз-контроль стал настоящим помощником. Без него путешествия на длительные расстояния были бы утомительными, а необходимость постоянно держать ногу на газе способствовала бы усталости водителя.
В данной статье поговорим, что такое круиз-контроль, как им пользоваться и чем отличается пассивный от адаптивного.
Что такое круиз контроль?
Круиз контроль — это устройство, поддерживающее постоянную скорость автомобиля, автоматически прибавляя газ при снижении скорости движения и уменьшая при её увеличении, к примеру, на спусках, без участия водителя.
Чаще всего, круиз контроль используют во время движения по трассам. В городских условиях, где скорость движения автомобиля непостоянная, круиз контроль не очень нужен.
В целях безопасности круиз контроль отключается, как только вы нажимаете на педаль тормоза, он неактивный на скорости менее 40 км/ч.
Как пользоваться круиз-контролем?
Система круиз контроля состоит из 5 кнопок, располагающихся на руле: On (включить), Off (выключить), Set\Accel (установить/увеличить), Resume (восстановить), Coast (понизить). Плюс педаль тормоза, которая отключает круиз-контроль.
С кнопками включить/выключить более-менее понятно. При нажатии кнопки Set/Accel круиз контроль зафиксирует скорость, с которой вы идете на данный момент. Если повторно нажать эту кнопку, то скорость увеличится на 2 км/ч. Если вы тормозили, то для восстановления утраченной скорости нужно нажать кнопку Resume. Если держать кнопку Coast, то скорость будет снижаться.
«Мозги» круиз контроля — небольшой компьютер. Он соединен с дросселем и несколькими сенсорами. Хороший круиз контроль довольно быстро увеличивает скорость автомобиля, но без рывков и удерживает постоянную скорость автомобиля независимо от его веса и наличия уклонов или подъемов на дороге. Для расчета нужного контроля скорости компьютер берет во внимание такие показатели, как пропорция, расстояние и ускорение. Так работает пассивный круиз-контроль.
Что такое адаптивный и пассивный круиз контроль?
Сейчас разрабатывается новый круиз контроль адаптивного типа, который будет следить за скоростью движения впереди идущего автомобиля и корректировать скорость движения вашего автомобиля, чтобы сохранить безопасную дистанцию между автомобилями. Такой тип круиз контроль еще называют активным. А традиционный круиз контроль называется пассивным.
В настоящее время автомобильные компании ведут разработки активного круиз контроля. Как и пассивный, активный круиз контроль будет поддерживать постоянную скорость автомобиля и в дополнение регулировать скорость автомобиля в зависимости от скорости впереди идущего автомобиля, поддерживая безопасную дистанцию между ними. Данная возможность появится благодаря дополнительной установке радара и цифрового процессора сигнала.
Если впереди идущий автомобиль замедляет ход, то система посылает сигнал на снижение скорости. Когда дорога впереди пустая, система дает сигнал на восстановление скорости.
Система активного круиз контроля призвана помогать водителю избегать столкновения с впереди идущим транспортом. Если круиз контроль не успевает снизить скорость и есть вероятность столкновения, то система подает водителю аудио сигнал нажать на тормоза или уйти в сторону от столкновения.
Что такое пассивный круиз-контроль в автомобиле
Пассивный круиз контроль — система, позволяющая поддерживать постоянную скорость, заданную водителем. Включается путем нажатия специальной кнопки, а отключается клавишей или нажатием на педаль тормоза / сцепления (для машин с МКПП). Ниже рассмотрим, что это за функция, в чем ее особенности и отличия от адаптивной системы. Отдельно разберем преимущества и недостатки.
Что такое пассивный круиз контроль
Рассмотрение вопроса, что такое пассивный круиз контроль в автомобиле, необходимо начинать с истории его появления. Первая машина с такой системой появилась в 1958-м, а первопроходцем был Крайслер Империал.
Устройство было ориентировано на считывание скорости вращения карданного вала, с последующей подачей горючего в камеру сгорания. Через некоторое время появились системы, контролирующие подачу топлива путем измерения скорости вращения колеса, измерения показателей спидометра и оборотов двигателя.
С учетом этого нужно разъяснить, что значит пассивный круиз контроль на современном этапе. Простыми словами, это группа устройств, поддерживающих постоянную скорость машины путем прибавления / уменьшения подачи топлива без помощи человека за рулем. Как правило, система применяется при движении по ровным дорогам за пределами города, а в населенных пунктах она не пригодится.
Пассивный круиз управляется с помощью пятью кнопок на рулевом колесе. Чаще всего это:
Включение пассивного круиз контроля происходит путем нажатия на кнопку On. Если сработать Set / Accel, система фиксирует установленную на данный момент скорость. При еще одном нажатии на клавишу скоростной параметр увеличивается на 2 км/час. В случае торможения для восстановления прежнего показателя жмите на кнопку Resume. Срабатывание Coast позволяет уменьшить заданный скоростной параметр.
Отключение пассивного круиз контроля происходит путем нажатия на кнопку Off или автоматически посредством срабатывания рычага тормоза. В машинах с МКПП отключение может происходит с помощью сцепления.
В роли «мозгов» пассивного устройства выступает небольшой бортовой компьютер, соединенный с дросселем и группой датчиков. Качественная система обеспечивает быстрый разгон и поддержание установленного параметра вне зависимости от наличия уклонов и спусков на дорожном покрытии. Для вычисления нужного контроля скорости компьютер учитывает расстояние, ускорение и пропорции.
Конструктивно пассивный круиз представляет собой сервопривод, который с помощью тяги / троса управляет механизмом подачи газа. Когда машина едет под обычным углом, система просто сохраняет открытие заслонки на одном уровне.
При движении на подъем устройство работает следующим образом:
Чем отличается от активного
Много вопросов касается того, чем отличается активный и пассивный круиз контроль. Адаптивная система (второе название) появилась всего 12 лет назад — в 1999 году. Впервые она была установлена на машинах Мерседес Бенц. В 2006-м появился полностью адаптивный круиз контроль, контролирующей движение впереди идущего транспорта. Система способна самостоятельно разгонять и тормозить машину.
Функционально активная система несет две задачи:
Простыми словами, это главное отличие адаптивного от пассивного круиз контроля. Активная система предусматривает наличие встроенных датчиков, камер и радаров, позволяющих контролировать движение впереди идущего транспортного средства и приспосабливаться к его скоростному режиму. Такая особенность позволяет соблюдать дистанцию между двумя машинами. Более современные модели способны даже читать разметку на дороге.
Главное назначение адаптивного круиз контроля состоит в защите от столкновения с машиной, которая движется впереди. В случае, когда система не успевает это сделать, она предупреждает человека за рулем, чтобы он поменял траекторию или нажал на педаль тормоза во избежание аварии.
Таким образом, главное отличие адаптивного круиз контроля — способность самостоятельно регулировать скорость с учетом дорожной обстановки. Пассивная система не умеет этого делать, поэтому водителю придется самостоятельно реагировать посредством нажатия на тормоз / газ.
Плюсы и минусы пассивного круиз контроля
Зная, как работает пассивный круиз контроль, и что это такое, можно подвести итог по поводу преимуществ и недостатков устройства.
Последнее время пассивный круиз контроль все реже встречается на современных авто, и на его смену приходит более продвинутая адаптивная система. В комментариях поделитесь своим опытом эксплуатации машины с такими устройствами, расскажите о возникающих сложностях и способах их решения.
Что такое круиз-контроль в автомобиле
В основном про круиз-контроль интересуются покупатели иномарок, так как данная опция больше свойственна именно для автомобилей зарубежных производителей, чем наших отечественных.
Когда будущие покупатели в описании и технических характеристиках заинтересовавшей их машины видят «круиз-контроль +», то у большинства из них, особенно у женщин, возникает вопрос, а что это такое и стоит ли за эту опцию платить.
Поэтому было бы полезно для многих будущих автовладельцев разобраться какую смысловую нагрузку несет в себе слово круиз-контроль, какие типы его бывают, как его применять на практике и стоит ли вообще обращать внимание на данную опцию в автомобиле.
Даем определение
Круиз-контроль – это система, благодаря которой при движении на большие расстояния по трассам автомобиль может двигаться с постоянной, заданной водителем, скоростью.
На этапе своей работы система самостоятельно принимает решение, на каком участке дороги стоит сбавить подачу топлива, к примеру, на спуске, а на каком отрезке пути, наоборот, увеличить подачу топлива, например, на подъеме.
Участие водителя, во время работы данной системы, заключается только том, чтобы вращать рулевое колесо в нужном направлении, а все остальное делает круиз-контроль.
Но эта система больше эффективна при езде по междугородным и международным трассам, при передвижении по городу ее не включают, тут она практически бесполезна.
Немного истории
Первый автомобиль на котором был установлен круиз-контроль назывался Chrysler Imperia. Система была пассивной и работала на принципе автоматического регулирования подачи топлива в камеру сгорания.
Случилось это в далеком 1958 году, для тех времен это был прорыв.
Несмотря на то, что технологии в те времена, да и сейчас развеваются очень быстро, адаптивный круиз-контроль появился только в конце 90 – х. Им оснащались автомобили Mersedes.
И, хотя сейчас количество типов данных систем не изменилось (пассивные и адаптивные) принципы работы их сильно изменились и меняются постоянно.
Дополнительные возможности и безопасность
В большинстве автомобилей система круиз контроля обладает дополнительными возможностями, которые, с одной стороны, удобны, с другой, повышают безопасность вождения.
К примеру, работа круиз контроля автоматически отключается, если водитель хоть раз нажал на педаль тормоза. После этого придется снова включать систему вручную, нажав Resume, при этом восстановиться прежняя скорость.
На некоторых автомобилях круиз-контроль отключается, когда водитель идет на обгон или временно увеличил скорость нажав на педаль газа, и автоматически включается, когда педаль газа была отпущена.
При уменьшении скорости автомобиля до 40 км/ч и меньше, как правило, система отключается.
Также, если у водителя возникло желание увеличить или уменьшить крейсерскую скорость автомобиля, то нужно воздействовать на определенные кнопки.
После однократного нажатия на одну из кнопок скорость увеличится на 2 км/ч, двукратного 4 км/ч, трёхкратного 6 км/ч, т.е шаг увеличения скорости 2 км/ч.
Тоже самое происходит и с уменьшением скорости, только в обратную сторону и нажимать нужно уже на другую кнопку.
Управление круиз-контролем
Чтобы правильно использовать данную функцию, нужно научиться ею управлять.
В зависимости от марки автомобиля и типа круиз-контроля, установленного на него, количество кнопок управления и их место установки может отличаться.
Как правило, кнопок 5 и все они расположены на руле. Но могут быть и отличия, к примеру, на Nissan X-Trail предусмотрено 4 кнопки управления.
Рассмотрим классический вариант на 5 кнопок.
Ниже показана классическая схема расположения кнопок управления круиз контроля.
Слева рулевого колеса две кнопки On и Off, а справа остальные кнопки управления.
Set/Accel — нажав на эту кнопку, водитель зафиксирует ту скорость, с которой он на данный момент едет. Нажав второй раз он увеличит скорость на 2 км/ч, еще раз и еще на 2 км/ч и т.д.
Coast – после нажатия на данную кнопку и удержания ее во включенном положении скорость автомобиля будет плавно снижаться, пока кнопку не отпустят.
Кнопка Resume – ее нажимают для восстановления крейсерской скорости, после вынужденного нажатия на педаль тормоза.
Далее представлены другие варианты расположения кнопок управления круиз контролем и их количество.
CANCEL – после нажатия на данную кнопку отменяется ранее выставленная крейсерская скорость, предусмотрена не на всех автомобилях.
Типы круиз контролей
Современные круиз-контроли делятся на два типа:
Адаптивный круиз-контроль, в свою очередь, делится на:
Про все, что писалось выше, это и есть пассивный круиз-контроль. Функция его заключается в поддержании нужной скорости на всем протяжении пути пока не возникнут нестандартные ситуации, которые вынудят водителя нажать на педаль тормоза или газа.
Также читайте — Система контроля давления и температуры в шинах TPMS, устройство, принцип работы, основные игрок рынка, Whistler ts-104 и Autofun TPMS-201а.
Адаптивный круиз-контроль функциональней пассивного. Изюминка его работы лежит в том, что, помимо наличия функций от пассивного устройства, он позволяет контролировать расстояние до впереди едущих или стоящих объектов и предупреждать водителя об опасности, а в критической ситуации автоматически тормозить автомобилем.
Основная задача – предотвратить столкновение с впереди едущим или стоящим объектом.
Но нужно понимать, что работа этой системы напрямую зависит от работы:
Поэтому адаптивный круиз-контроль прекращает свою работу если хоть одна из выше перечисленных систем не работает, о чем и предупреждает водителя сигналом.
В этом лежит ее главный недостаток.
Если рассматривать лазерные или радарные адаптивные круиз контроли, то более эффективными считаются вторые, так как лазерные плохо работают в дождливую и снежную погоду.
Радарные круиз-контроли эффективны в любую погоду, но сильно влияют на цену автомобиля, поэтому такие устройства в основном идут в комплектации авто представительского класса.
Практика использования адаптивных устройств показала, что не все водителя им доверяют и не зря.
Бывали случаи, когда расстояние до впереди едущего автомобиля было указано неправильно по причине плохой погоды, или устройство сигнализировало про авто, которое в действительности впереди отсутствовало.
Поэтому техника техникой, а водитель все равно должен быть начеку.
Система управления
Системы управления для пассивных и адаптивных круиз-контролей имеют некоторые отличия.
В обоих случаях управляет ею маленький компьютер, который получает данные от специальных сенсоров. Компьютер имеет соединение с дросселем, которым и управляет.
Однако у адаптивных устройств компьютер еще имеет связь с системами ABS и безопасностью ESP и работает с ними синхронно.
Меры безопасности
Нужно понимать, что использовать круиз-контроля нужно аккуратно и придерживаться определенных правил:
Забывчивость враг Ваш.
Не оставляете данную функцию включенной, если в ближайшее время она не будет использована.
Это может привести к не санкционированному резкому набору скорости автомобилем. К чему это может привести если водитель вовремя не среагирует догадаться несложно.
Движение по крутым спускам и подъемам.
На крутых подъемах, а особенно на спусках не стоит полностью доверять работе криз контроля, который регулирует скорость автоматически.
На крутом спуске можно потерять управляемостью автомобиля, поэтому нажмите на педаль тормоза и войдите в ручной режим управления скоростью.
Ситуации, в которых не стоит пользоваться круиз контролем:
Не забудьте выключить круиз-контроль, если в нем нет необходимости и все у вас будет хорошо. Всего вам доброго.
Что такое круиз контроль в автомобиле
Современный автомобиль оснащается большим количеством вспомогательных систем, которые облегчают процесс управления автомобилем. Причем количество этих систем постоянно увеличивается, но есть и те, которые появились достаточно давно, среди них и круиз-контроль. Но не смотря на это, далеко не все знают, что это за система и для чего она нужна. Все потому, что особой популярности круиз-контроль в европейских странах не сыскал, и далеко не все производители его устанавливают. И все же разберемся, что такое круиз-контроль в автомобиле, для чего он нужен и как им пользоваться.
Для чего нужен круиз контроль в автомобиле
Изображение круиз контроля на приборной панели
Круиз-контроль – вспомогательная система автомобиля, основная задача которой – поддержание заданной скорости движения. Она является полезной при длительных поездках по загородным трассам, в городе же от нее никакой пользы нет.
Если авто выехало на длинный участок трассы, водитель просто устанавливает определенный скоростной режим, и система его поддерживает независимо от дорожных условий (подъем, спуск). При этом водителю нет необходимости жать на педаль акселератора, что позволяет ему более комфортабельно расположиться и расслабить ноги. В итоге, водитель в меньшей степени устает от длительных переездов.
Данная система далеко не новинка, ей уже почти полвека. Изобретена она была в США, и там она более востребована. Устанавливаться круиз-контроль может на автомобили с любыми типами двигателей и трансмиссий (АКПП, механика).
Пассивный круиз контроль
Существует два типа круиз-контроля: пассивный и адаптивный. Пассивный круиз-контроль – простая по конструкции система, которая способна поддерживать только заданный скоростной режим. Состоит она обычно из блока управления, нескольких датчиков и привода дроссельной заслонки.
Работает пассивная система достаточно просто – водитель, при достижении скорости, которую считает оптимальной, включает в работу круиз-контроль. Электронный блок посредством датчиков фиксирует скоростной режим и положение дроссельной заслонки. При изменении условий движения (подъем, спуск), датчики сигнализируют об этом, и блок управления подает сигнал на привод дроссельной заслонки, который и осуществляет необходимые действия с дросселем (открывает, закрывает), чтобы поддерживать заданный скоростной режим.
Читайте также: Что такое климат контроль в автомобиле и чем он отличается от кондиционера.
Адаптивный круиз контроль
Датчики адаптивного круиз контроля
Адаптивный круиз контроль – новое поколение круиз-контроля. Она уже не только поддерживает заданный режим движения, но еще и учитывает дорожную ситуацию. Для этого в систему включают дополнительные датчики, радары, камеры.
Благодаря такой системе существует возможность «привязать» свое авто к идущему впереди. Такой круиз-контроль «следит» за впереди идущем автомобилем, и полностью подстраивается под ее скоростной режим, удерживая при этом безопасную дистанцию между авто.
Вот для этого в конструкцию и включены дополнительные датчики, камера и радар. Они позволяют привязаться к другому авто и поддерживать его скорость движения. Если «ведущий» автомобиль изменит скорость, датчики «уловят» это и передадут сигнал на ЭБУ круиз-контроля, а тот в свою очередь задействует привод, чтобы установить необходимый режим.
Некоторые виды адаптивной системы могу также брать в расчет и дорожную разметку, то есть, круиз-контроль будет следить за тем, чтобы автомобиль не покинул выбранную полосу движения.
Отметим, что круиз-контроль не является системой, которая работает в автоматическом режиме. Чтобы его задействовать, водителю необходимо его включить.
Читайте также: Чем отличается вариатор от автомата и что лучше.
Видео о круиз контроле
Читайте также: Что такое ЭБУ в автомобиле и какие функции он выполняет.
Как пользоваться круиз контролем
Блок кнопок для управления круиз контролем
Для удобства работы с системой, блок ее управления располагается на рулевом управлении. При этом, с его помощью можно не только включать и выключать систему, но еще и изменять условия ее работы.
Блок управления круиз-контролем обычно состоит из нескольких клавиш:
Дополнительно, для управления работой круиз контроля используется и педаль тормоза, а также педаль сцепления – у автомобиля с механическая КПП. Любое, даже незначительное нажатие на эти педали отключает круиз-контроль, то есть авто переходит на ручное управление акселератором и заданный скоростной режим уже не поддерживается.
В системах, у которых отсутствует клавиша «ON/OFF», включение осуществляется нажатием на «SET/ASSEL», а выключение – нажатием на тормозную педаль.
При отключении круиз-контроля, к примеру, при небольшом притормаживании, достаточно нажать на «RESUME», чтобы снова включить, причем он вернется к режиму, который был задан до отключения. Но стоит отметить, что круиз-контроль не способен долго хранить данные по скоростному режиму, поэтому возврат к нему при помощи «RESUME» может быть только при кратковременных отключениях.
В целом, круиз-контроль – достаточно полезная система, но только при длительных поездках. В городе от нее толку будет мало, особенно учитывая, что она обычно не работает на скоростях ниже 40 км/ч.