Что такое пассивная нефинансовая организация

Скорректированы правила проверки клиентов для российских компаний финансового рынка

Что такое пассивная нефинансовая организация. Смотреть фото Что такое пассивная нефинансовая организация. Смотреть картинку Что такое пассивная нефинансовая организация. Картинка про Что такое пассивная нефинансовая организация. Фото Что такое пассивная нефинансовая организация
ideyweb / Depositphotos.com

ФНС России на своем официальном сайте разместила информацию о вступлении в силу с 2021 года скорректированных правил по осуществлению запроса организацией финансового рынка у своих клиентов информации о них, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, ее обработки и анализа (постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2194). Напомним, такие процедуры проверки проводятся в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств.

Так, в новой редакции было уточнено определение пассивной нефинансовой организации, включившее в себя понятие финансового учреждения. Под ним понимается организация, зарегистрированная в иностранном государстве (территории), осуществляющая операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, согласно определению, закрепленному рекомендациями Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).

Помимо этого, были скорректированы и критерии управления пассивной нефинансовой организацией. Под ними понимаются такие операции от имени пассивной нефинансовой организации, как торговля высоколиквидными финансовыми инструментами, управление индивидуальными и коллективными инвестиционными портфелями или иное инвестирование (торговля финансовыми активами).

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Как указывает налоговая служба, необходимость внесения поправок обусловлена международными рекомендациями комиссии Глобального форума по прозрачности и обмену информацией в части соответствия российского законодательства Единому стандарту отчетности.

Источник

FATCA/CRS

Глоссарий

Зарубежный финансовый институт

FFI — сокращение, означающее «зарубежный финансовый институт», т.е. неамериканскую финансовую организацию. В законе FATCA содержится подробное определение FFI, к которым относятся в том числе банки, депозитарии, инвестиционные фонды и некоторые виды страховых компаний.

Налоговая служба США (IRS)

Налоговая служба США (IRS) — государственный орган США, ответственный за сбор налогов и обеспечение исполнения налогового законодательства.

Налоговые формы IRS

Форма W-9 — это запрос о подтверждении налогового статуса и идентификационного номера налогоплательщика. Данная форма используется владельцем счета для заявления о своем статусе резидента США.

Формы W-8 в настоящее время используются иностранными физическими и юридическими лицами для заявления о своем статусе нерезидента США. В форме W-8 указывается, что лицо является иностранцем-нерезидентом или иностранной компанией, в целях отмены или сокращения налога, удерживаемого у источника дохода в США.

Идентификационный номер налогоплательщика (TIN)

TIN — Идентификационный номер налогоплательщика, используемый для целей налогообложения в США.

Налоговый резидент США

Термин «налоговый резидент США» означает любого резидента США кроме:

Гражданин США

Термин «гражданин США» означает:

Автоматический обмен информацией

Автоматический обмен информацией (Automatic Exchange of Information, или AEOI) — комплекс мер, разработанный правительствами разных стран/юрисдикций для более масштабного и эффективного противодействия уклонению от уплаты налогов, который предусматривает автоматический обмен информацией о налоговом резидентстве между налоговыми органами стран/юрисдикций, присоединившихся к CRS.

Активная нефинансовая организация

Организация считается активной, если она соответствуют любому из следующих критериев:

Выгодоприобретатель

Лицо (структура без образования юридического лица), к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договора поручения, договора комиссии и договора доверительного управления.

Доходы от пассивной деятельности

ИНН (TIN)

Подтверждением налогового резидентства РФ является присваиваемый лицу идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Аналогом ИНН в иностранных государствах выступает Tax Identification Number (TIN).

Контролирующее лицо

Физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) клиентом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Лицом, прямо или косвенно контролирующим клиента — физическое лицо, считается само это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что существуют иные физические лица, прямо или косвенно контролирующие клиента — физическое лицо.

Налоговое резидентство

Термин «налоговое резидентство» определяется по-разному в зависимости от законодательства конкретного государства.

В общем понимании, Вы являетесь налоговым резидентом той страны/юрисдикции, в которой Вы зарегистрированы в качестве налогоплательщика.

Чтобы получить более подробную информацию о налоговом резидентстве, просим Вас обратиться к Вашему налоговому консультанту или зайти на портал ОЭСР, посвященный вопросам автоматического обмена информацией: OECD CRS portal.

Нефинансовая организация

Любая организация, не являющаяся организацией финансового рынка.

Организации финансового рынка

Кредитная организация, страховщик, осуществляющий деятельность по добровольному страхованию жизни, профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность, управляющий по договору доверительного управления имуществом, негосударственный пенсионный фонд, акционерный инвестиционный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, центральный контрагент, управляющий товарищ инвестиционного товарищества, иная организация или структура без образования юридического лица, которая в рамках своей деятельности принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.

Источник

Обменные заморочки

Автоматический международный обмен информацией между налоговыми органами для России стал возможным после вступления в силу с 1 июля 2015 года Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (ConventiononMutualAdministrativeAssistanceinTaxMatters). Данной Конвенцией предусмотрена ст. 6 «Об автоматическом обмене». Соответственно после ратификации Конвенции Россия присоединилась к процессу международного обмена информацией (Письмо Минфина от 28.12.2015 № 03-08-05/76765). Рассмотрим достоинства и недостатки такого обмена.

Определение понятий

В рамках международного обмена (далее — CRS обмен) процесс сбора и передачи информации организован следующим образом: финансовые институты всех странучастниц собирают определенную информацию о своих клиентах (физических и юридических лицах), далее передают информацию в налоговые органы своей страны, затем между налоговыми органами происходит обмен данными.

Изначально необходимо определиться с перечнем финансовых институтов, обязанных передавать информацию в налоговые органы своей резиденции, а также с толкованием некоторых понятий.

Финансовыми учреждениями в рамках CRS обмена являются любые финансовые учреждения страны: банки, брокеры, депозитарии, страховые и др. компании, за исключением правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов.

Активная нефинансовая организация (Active NFE) — это организация, как правило юридическое лицо, которое соответствует как минимум одному из указанных ниже критериев:

Пассивный доход — дивиденды; проценты; рента; роялти; авторские гонорары; доходы от продажи финансовых активов, которые генерируют пассивный доход; доход от сделок с любыми финансовыми активами (фьючерсные, форвардные, опционные и аналогичные сделки); доход от сделок по купле/продаже иностранной валюты; доход от сделок своп и т. п.

Пассивная нефинансовая организация (Passive NFE) — организация, как правило юридическое лицо, которая не соответствует критериям активной нефинансовой организации.

Порядок сбора информации

Описанный в статье порядок сбора информации с 01.01.2016 применяется банками 53 стран, планирующих осуществить первый обмен данными в сентябре 2017 года. В России аналогичный порядок будет реализовываться с 01.01.2017.

Порядок запроса у клиентов и обработки информации по новым счетам, открытым после 01.01.2016 таков.

1. Заполнение анкеты физическими и юридическими лицами. Клиент самостоятельно заполняет анкету (self-certification form), где в том числе отмечает свою страну налогового резидентства и номер налогоплательщика.

2. Проверка анкеты банком. Банк оценивает информацию, представленную клиентом, проводит тест на разумность. На практике возможна ситуация: страна фактического места проживания клиента — физического лица не совпадает с указанной клиентом страной налогового резидентства. В таком случае банк запрашивает дополнительную информацию у клиента, например справку из налогового органа о резидентности или иной аналогичный документ.

3. Определение активной/пассивной организации. При реализации данного шага банк, руководствуясь критериями, классифицирует организацию в качестве активной (Active NFE) либо пассивной (Passive NFE).

4. Для пассивных организаций — установление резидентства бенефициаров. Банк устанавливает страну налогового резидентства и страну фактического адреса бенефициара.

Порядок запроса у клиентов и обработки информации по счетам, открытым до 01.01.2016, следующий.

В отношении физических лиц, если остаток по счету на 31.12.2015 меньше 1 млн. долл. США (при сборе данных за финансовый 2017 год и последующие года критерием будет 500 тыс. долл. США), банки анализируют опросную анкету, заполненную клиентом при открытии счета, и самостоятельно определяют страну налоговой резидентности. При этом за основу берется фактическая страна постоянного проживания клиента, то есть налоговое резидентство соответствует стране постоянного проживания. Если же остаток по счету на 31.12.2015 больше 1 млн. долл. США, банки анализируют опросную анкету и дополнительно изучают документы, представленные клиентом. При этом за основу также берется фактическая (что подтверждено документально) страна постоянного проживания клиента.

Клиенты — юридические лица, чьи остатки на счетах по состоянию на 31.12.2015 были меньше 250 тыс. долл. США, в отчетность банков не попали.

По клиентам — юридическим лицам, у которых по состоянию на 31.12.2015 остатки на счетах превышали 250 тыс. долл. США, банки проводят дополнительные тесты по определению налоговой принадлежности. Вначале определяется страна налоговой резидентности клиента на основе анкетных данных, при этом вывод формируется на основе таких данных, как страна регистрации компании или страна фактического ведения бизнеса. Далее Банки определяют вид получаемого компанией дохода (активный или пассивный). По активным компаниям данные на бенефициарных владельцев к представлению не предусмотрены. После уже формируется вывод банком, и если организация не резидент участвующей страны и отсутствуют контролирующие лица из участвующих стран, то дальнейший анализ прекращается, а если информация свидетельствует, что клиент является резидентом участвующей страны или контролирующие лица — из участвующей в обмене страны, то сведения о счете попадают в обмен.

Вне зависимости от времени открытия расчетного счета финансовые учреждения по физическим лицам должны передать в налоговые органы информацию следующего характера:

По юридическим лицам предоставляется такая информация:

Для бенефициаров (только для пассивных компаний) необходимо передать в налоговые органы следующую информацию:

Схема работы финансового института с Passive NFE

Что такое пассивная нефинансовая организация. Смотреть фото Что такое пассивная нефинансовая организация. Смотреть картинку Что такое пассивная нефинансовая организация. Картинка про Что такое пассивная нефинансовая организация. Фото Что такое пассивная нефинансовая организация

Недостатки автоматического обмена информацией

Руководствуясь трактовкой п. 2 разд. 2 Multilateral competent authority agreement on automatic exchange of financial account information (МСАА) можно сделать вывод, что обязательному обмену подлежит информация:

Таким образом, обмен информацией будет осуществляться по всем счетам физических и юридических лиц. Не исключаем, что в своей дальнейшей банковской деятельности финансовые институты будут подстраиваться под клиентов, разрабатывать и предлагать им новые банковские продукты, информация по которым не будет подлежать обмену. Развитие данного вопроса целиком и полностью зависит от финансовых институтов.

Также CRS обмен не содержит стандартной процедуры определения налогового резидентства, поэтому клиент / бенефициар клиента при заполнении анкеты (self-certification form) руководствуется порядком определения своего налогового резидентства законами страны своего резидентства.

По общему правилу приобретение лицом статуса налогового резидента страны зависит от ряда факторов, в частности:

Из-за разнообразия методик и критериев определения статуса у каждой страны — участницы обмена разработаны свои правила определения налогового резидентства. Подробная информация о порядке определения статуса налогового резидента стран CRS обмена (за некоторым исключением) представлена на сайте http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-residency.

Приведем примеры определения статуса налогового резидента стран-участниц для физических лиц.

В России (1 налогоплательщиками признаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

По общему правилу все люди, проживающие в Мексике (2, являются налоговыми резидентами данной страны. В случае если лицо проживает также в другой стране, оно признается налоговым резидентом Мексики, если в этой стране находится центр его жизненных интересов, либо более 50% его дохода в год возникает из источников внутри страны, или когда центр его профессиональной деятельности находится в Мексике.

Физические лица, являющиеся государственными должностными лицами или работниками по трудовому договору, автоматически считаются резидентами Мексики, даже если их центр жизненных интересов находится за границей.

Если не доказано обратное, предполагается, что все лица, имеющие мексиканское гражданство считаются резидентами Мексики.

Лица, постоянно проживающие на территории Франции (3, являются налоговыми резидентами данной страны.

Независимо от национальной принадлежности, лица признаются постоянно проживающими во Франции для целей налогообложения, если:

Разнообразие критериев и методик получения статуса налогового резидента довольно часто приводит к тому, что налогоплательщики приобретают двойное резидентство.

Данным бонусом они могут воспользоваться при заполнении анкеты в банке, указав желаемый статус.

В случаях, если юридическое лицо не признается налоговым резидентом ни в одной стране, то оно признается резидентом в стране по месту фактического нахождения своего руководства (по адресу головного офиса).

Клиент самостоятельно указывает в анкете (self-certification form) страну своего налогового резидентства и идентификационный номер. Как следствие, снижение налоговой нагрузки возможно путем смены резидентства и выхода за пределы действия российских правил.

1. Пункт 2 ст. 207 НК РФ.

Газета «ЭЖ-Юрист»
выпуск № 32 (934) от 18 августа 2016г.
Жаля Гусейнова,
управляющий партнер,
группа компаний Alanta Partners.

Источник

FKTK atДјauj veikt Rigensis Bank AS reorganizДЃciju, komercsabiedrД«bas darbД«ba turpmДЃk nebЕ«s saistД«ta ar kredД«tiestДЃdes pakalpojumiem

Finanšu un kapitāla tirgus komisijas (FKTK) padome 19.10.2021. pieņēmusi lēmumu atļaut veikt Rigensis Bank AS reorganizāciju, pārreģistrējot to par komercsabiedrību, kuras darbība nav saistīta ar kredītiestādes darbību. Līdz ar šī lēmuma spēkā stāšanos spēku zaudē Rigensis Bank AS izsniegtā licence kredītiestādes darbībai.

Šāds FKTK lēmums pieņemts, ņemot vērā bankas 19.07.2021. ārkārtas akcionāru sapulcē pieņemto lēmumu izbeigt Rigensis Bank AS kā kredītiestādes darbību un veikt visu nepieciešamo, lai nodrošinātu kredītiestādes licences anulēšanu.

FKTK priekЕЎsД“dД“tДЃja Santa Purgaile akcentД“: «2018. gadДЃ bankas, kas iepriekЕЎ bija fokusД“juЕЎДЃs uz ДЃrvalstu klientu apkalpoЕЎanu, uzsДЃka biznesa modeДјa maiЕ†u un FKTK pieДјДЃva, ka atseviЕЎД·as bankas LatvijДЃ neatradД«s jaunu – savДЃm interesД“m, iespД“jДЃm un plДЃniem saistoЕЎu biznesa niЕЎu un lД«dz ar to izbeigs kredД«tiestДЃdes darbД«bu. PД“dД“jo piecu gadu laikДЃ notikusi ievД“rojama Latvijas banku sektora transformДЃcija. Stiprinot risku pДЃrvaldД«bu, bЕ«tiski mainД«jusies noguldД«jumu ДЈeogrДЃfiskДЃ struktЕ«ra, tДЃpД“c ЕЎДЃds Rigensis Bank AS akcionДЃru lД“mums nav negaidД«ts un iezД«mД“ banku sektora sakДЃrtoЕЎanos un izmaiЕ†as risku pДЃrvaldД«bas kultЕ«rДЃ.»

Rigensis Bank AS pakДЃpeniski mazinДЃjusi savus darbД«bas apjomus, jo atbilstoЕЎi KredД«tiestДЃЕѕu likumam atteikЕЎanДЃs no kredД«tiestДЃdes licences ir iespД“jama tad, ja kredД«tiestДЃdД“ vairs nav noguldД«jumu KredД«tiestДЃЕѕu likuma izpratnД“. Banka ir nodroЕЎinДЃjusi savu klientu intereЕЎu aizsardzД«bu un informД“ЕЎanu, kДЃ arД« izpildД«jusi saistД«bas pret noguldД«tДЃjiem.

Rigensis Bank AS LatvijДЃ darbojas kopЕЎ 2011. gada jЕ«nija, piedДЃvДЃjot specializД“tus finanЕЎu produktus.

Источник

Почему компаниям придется думать об экологии, социалке и публиковать нефинансовый отчет

Что такое пассивная нефинансовая организация. Смотреть фото Что такое пассивная нефинансовая организация. Смотреть картинку Что такое пассивная нефинансовая организация. Картинка про Что такое пассивная нефинансовая организация. Фото Что такое пассивная нефинансовая организация

Банк России выбрал для российских компаний «бирюзовую» модель развития через «мягкое право».

Перманентные кризисные явления в экономике не являются препятствием для Банка России в работе по повышению уровня культуры российского корпоративного управления. Во время активной фазы «пандемического» кризиса в 2020 году регулятор уже предлагал публичным компаниям задуматься о формировании культуры преемственности в советах директоров. 2021 год не стал исключением и регулятор продолжил тренд на удивление и «заражение» профессионального сообщества новыми кристально благородными идеями по улучшению качества корпоративного управления в России и повышению уровня его культуры.

Из названия и содержания документа видно, что он прежде всего ориентирован на публичные компании, но не исключает и добровольное применение предлагаемых им стандартов непубличными компаниями. Банк России решил не оставаться в стороне от, ставшей в последнее время «хайповой», хотя и не новой темы ответственного инвестирования на основе учета ESG-факторов.

Банка России в своих рекомендациях дает понятие ответственному инвестированию и раскрывает его содержание. В понимании нашего регулятора «ответственное инвестирование — это концептуальный подход к инвестированию, основанный в том числе на учете в инвестиционной деятельности, осуществлении оценки и мониторинга объектов инвестиций факторов, связанных с окружающей средой (в том числе экологических факторов и факторов, связанных с изменением климата), обществом (социальные факторы) и корпоративным управлением (ESG-факторы), рисков и возможностей, которые указанные факторы создают для объектов инвестиций, а также в добросовестном осуществлении прав акционера и взаимодействии с обществами — объектами инвестиций.

Ответственное инвестирование для институциональных инвесторов отвечает фидуциарным обязанностям действовать добросовестно и разумно в интересах своих клиентов и выгодоприобретателей, способствуя повышению надежности и доходности инвестиций для указанных лиц».

Краткая предыстория вопроса

Прежде чем переходить к разбору того, а что же такое нефинансовая информация и как публичным компаниям ее раскрывать, рассмотрим предысторию вопроса. В качестве исторической справки следует напомнить, что термин ESG был введен в оборот еще в 2004 году и впервые упомянут в докладе ООН «Who Cares Wins. Connecting Financial Markets to a Changing».

Семнадцать лет понадобилось нашему регулятору, чтобы воспринять идеи того доклада и предложить нашим публичным компаниям рассказывать всем о ESG-факторах, которые возникают в их работе.

Не будем излишне предвзятыми к нашему регулятору и справедливости ради обратим внимание, что на «высоком» уровне обсуждение вопроса об обязанности публичных компаний раскрывать ESG-информацию велось и раньше. Концепция развития публичной нефинансовой отчетности существует с 2017 года (Распоряжение Правительства РФ от 5 мая 2017 г. № 876-р), а позже и в авторитетных деловых СМИ неоднократно появлялись соответствующие инфоповоды.

Рекомендации по раскрытию нефинансовой информации (ESG-информации)

Итак, вернемся к нашему основному вопросу, как и каким образом, в видении Банка России, должна раскрываться ESG-информация российскими публичными компаниями.

Порядку и срокам раскрытия ESG-информации посвящен раздел 7 рекомендаций Банка России. Рассмотрим ключевые моменты:

«Для обеспечения сопоставимости нефинансовой информации с финансовой отчетностью общества и иной информацией, раскрываемой Обществом, в качестве отчетного периода для раскрытия нефинансовой информации (отчетным годом) рекомендуется использовать календарный год с 1 января по 31 декабря включительно, если уставом Общества не установлены иные даты начала и окончания отчетного года для консолидированной финансовой отчетности при условии, что его продолжительность равна продолжительности календарного года».

«В случае если Общество осуществляет раскрытие нефинансовой информации в форме Нефинансового отчета, такой отчет рекомендуется раскрывать на странице Общества в сети Интернет в срок, не превышающий срок, установленный для раскрытия годового отчета Общества, предусмотренный законодательством Российской Федерации».

«Обществу рекомендуется обеспечить доступность текста Нефинансового отчета Общества на странице Общества в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение не менее трех лет с даты его опубликования».

«Также рекомендуется, если это применимо, осуществлять раскрытие Нефинансового отчета путем его опубликования на странице в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, предоставляемой информационным агентством, аккредитованным Банком России на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах, используемой Обществом для раскрытия информации в соответствии с законодательством о ценных бумагах».

С порядком и сроками все предельно понятно. Рассмотрим, что должно содержаться в нефинансовом отчете и какими принципами должны руководствоваться компании при раскрытии ESG-информации.

В разделе 4 рекомендаций Банком России сформулировано пять принципов раскрытия ESG-информации:

1) Принцип объективности и простоты восприятия ESG-информации (Принцип 1. «Объективное, сбалансированное по составу и простое для восприятия представление информации»).

В рамках раскрытия ESG-информации регулятор рекомендует избегать оценочных суждений и мнений и руководствоваться только фактами, излагать ее простым языком и с использованием единого тезауруса, не использовать общие фразы и сложные для восприятия технические термины, а в случае использования технической терминологии рекомендуется давать пояснения и раскрывать содержание технических терминов;

2) Принцип полноты и достаточности раскрытия ESG-информации (Принцип 2. «Необходимый и достаточный объем раскрываемой информации»).

Регулятор рекомендует «обеспечить такой объем раскрытия информации, который позволит заинтересованным лицам получить полное представление о воздействии деятельности Общества на окружающую среду (в том числе климат), социальную сферу (в том числе соблюдение прав человека) и экономику, представление об учете ESG-факторов, а также рисков и возможностей, связанных с указанными факторами».

3) Долгосрочное стратегические планирование — приоритет для публичных компания (Принцип 3. «Ориентация раскрытия нефинансовой информации на будущее и стратегические цели»).

В раскрываемую ESG-информацию регулятора рекомендует «включать информацию о миссии, бизнес-модели Общества, о его стратегии и целях, о их реализации, а также описание кратко-, средне- и долгосрочных перспектив развития Общества в рамках отобранных для целей раскрытия нефинансовой информации существенных тем».

4) ESG-информации должна быть доступна любым заинтересованным в ней лицам (Принцип 4. «Ориентация при раскрытии нефинансовой информации на заинтересованных лиц»).

«В перечень заинтересованных лиц для целей раскрытия нефинансовой информации рекомендуется, где это возможно, включать акционеров, инвесторов, работников, потребителей, поставщиков, местные сообщества, органы власти, социальных партнеров (например, профсоюзы и объединения работодателей), гражданское общество и иных лиц, которые, по мнению Общества, могут являться заинтересованными лицами».

5) Принцип последовательности и сопоставимости раскрываемой ESG-информации с иной обязательной для раскрытия публичной компаний информации (Принцип 5. «Последовательность и сопоставимость раскрываемой нефинансовой информации»).

Последовательность в видении регулятора состоит в том, что в случае если какой-то из показателей перестает быть актуальным для целей раскрытия ESG-информации или меняется методология определения какого-либо показателя, то рекомендуется раскрывать информацию о таких изменениях, причинах таких изменений и эффектах, которых планируется достичь благодаря таким изменениям. Сопоставимость раскрываемой ESG-информации состоит в том, что раскрытие такой информации должно осуществляться так, чтобы она дополняла раскрытую в иных документах компании информацию и не противоречила ей.

Раздел 5 рекомендаций Банка России говорит нам, какую именно информацию необходимо раскрывать. Регулятор предлагает компаниям раскрывать следующее:

Кроме соблюдения порядка, сроков, принципов формирования и требований к содержанию ESG-информации Банк России также «проводить независимую внешнюю оценку нефинансовой информации, раскрываемой в годовом отчете акционерного общества или в Нефинансовом отчете в форме профессионального подтверждения (заверения)». Как указывает Банк России делается это «в целях повышения доверия заинтересованных лиц к деятельности Общества и раскрываемой им нефинансовой информации».

Рассмотренная выше рекомендация регулятора выглядит вполне логичной, ведь раскрытие публичной ESG-информации должно быть не ради «галочки», а для формирования положительного образа компании и повышения уровня доверия к ней в глазах общества. Для этого регулятор и предлагает проводить такую оценку «в том числе с привлечением аудиторской организации (аудитора)» и в последующем «приводить основания, по которым такая внешняя оценка нефинансовой информации признана независимой».

«Бирюзовая» модель развития через «мягкое право»: выводы и итоги

Первое мнение по всему вышесказанному: «Обо всем и ни о чем. Звучит красиво, но, в условиях „слаборазвитости“ корпоративного управления в России и общего низкого уровня культурного развития нашего российского бизнеса, напоминает простую имитацию регулятором своей бурной деятельности».

Данные рекомендации очень напоминают дешевую попытку показать (или навязать) тренд на бирюзовость. Видимо регулятору больше нечем заняться и он решил поиграть в главного транслятора бирюзовых идей, вспомнив, что бирюзовый уровень — это объединение всех людей в единое духовное целое с ориентацией на такие приоритеты, как забота об окружающем мире, простота жизни и уважение к людям и организациям, находящимся на любом уровне культурного развития и решил поиграть в великого благодетеля. Ответственное инвестирование и экологичное поведение — неотъемлемые признаки бирюзовых организаций и бирюзового уровня культурного развития, которыми грезят наши либеральные представители финансовых властей, начитавшиеся умных книг.

Эволюционный путь развития отдельного человека, групп людей и общества в целом детально описаны К. Грейвзом в книге «Спиральная динамика на практике». А бирюзовые организации, о которых упомянуто выше, это организации будущего из парадигмы деления организаций по цветам, предложенной Ф. Лалу.

Ф. Лалу в своей книге «Открывая организации будущего» говорит нам о следующем:

В общем говоря, экологичность компании не может существовать без развитого самоуправления. Экологичность поведения — это то, чему надо учить детей с малых лет, а не навязывать её, прыгая через головы бизнеса, подкидывая ему непонятные рекомендации. Навязывать практики развитого самоуправления — дело неблагодарное. Самоуправлению тоже принято учить с детства.

Позитивные моменты тоже имеют место быть. Стоит согласиться с мнением генерального директора компании EcoDisclosure М. Дмитриевой: «В любом случае данные рекомендации являются примером „мягкого права“ и при необходимости они могут иметь фактически регулирующий характер, хоть формально и останутся рекомендациями. Мы видим очередной шаг».

Скорее данный пример «мягкого права» более детально раскрывает нам понятие «экологичность поведения», как одного из основных элементов на пути эволюции компаний в организации из далекого будущего. Не исключено, что в обозримой перспективе мы увидим новые примеры от Банка России, указывающие на то, что регулятор выбрал именно «бирюзовую» модель развития наших компаний через «мягкое право», а не очередное «зарегулирование» рынка инвестиций в акционерный капитал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *