Что такое пассионарный толчок

Пассионарный толчок

Пассионарный толчок — в Пассионарной теории этногенеза микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах. Наблюдается на поверхности Земли в виде полос шириной порядка 200—400 км и длинной примерно 0,5 окружности планеты, пролегающих под различными углами к меридиану и широте.

Анализируя различные предположения о происхождении пассионарных толчков, Л. Н. Гумилев склонялся к гипотезе о том, что толчки имеют космическое происхождение (излучение из космоса), так как никакими земными причинами не удается объяснить их линейную форму и огромную протяженность на поверхности Земли. Впрочем, выстраивание по линиям во многом искусственно, поскольку ни даты, ни места возникновения этнических систем в точности не известны (в частности, приведённая точка для славян — лишь одна из множества версий времени и места их появления).

Примеры

Что такое пассионарный толчок. Смотреть фото Что такое пассионарный толчок. Смотреть картинку Что такое пассионарный толчок. Картинка про Что такое пассионарный толчок. Фото Что такое пассионарный толчок

Пассионарные толчки, описанные Л. Н. Гумилёвым (легенда к карте) [1] :

В связи с огромным поднятием активности Китая, Японии, Ирана, Ирака, Вьетнама, Чечни и. т. д. в XIX—XX вв. дискутируется вопрос о десятом пассионарном толчке, произошедшем в конце XVIII столетия. Одни (гипотеза принадлежит В. А. Мичурину) проводят его по линии Япония — Ближний Восток, другие (гипотеза выдвинута М. Хохловым) — по вертикальной линии, проходящей через Чечню. Л. Н. Гумилев проводил его через Японию, Китай и до южной Африки, считая что он породил активность зулусов (карта).

Источник

Грозит ли нам новое Великое переселение народов? (Пассионарный толчок XVIII в. н.э. и его последствия)

Мы попытались раскрыть перед читателем картину тех движений XIX века, которые, по нашему мнению, явились следствием пассионарного толчка. Эти движения развернулись в различных регионах мира, преобразившихся впоследствии в XX веке до неузнаваемости.
Говоря о глобальных тенденциях развития современного мира, можно дать ответ на поставленный в заголовке статьи вопрос: «грозит ли нам новое Великое переселение народов?» Рассмотренные нами тенденции указывают на то, что обозначаемые этой метафорой изменения планетарной этнополитической ситуации неизбежны. Более того — они уже начались.
К концу XX века «Западный цивилизованный мир» пришел в зените своей технической и экономической мощи, потребляя природные ресурсы всего мира. При этом наблюдается глубочайший упадок культуры и нравов, крайне низкая пассионарность среднего жителя стран Запада, демографическая депопуляция.
С другой стороны, «третий мир» (то есть мир бывших колоний и полуколоний Запада) находится в активном движении. Некоторые из ранее «отсталых» народов превзошли западных учителей в «святая святых» — технике и экономике (Япония, уже перешедшая в «первый мир», Южная Корея, Тайвань), некоторые создали наступательные антизападные идеологии (Иран и исламские фундаменталисты в целом).
Само понятие «третий мир» придумано людьми с западным менталитетом, аналогичным китайскому эпохи Хань или римскому времен империи. Гумилевское мировоззрение с насмешкой отвергает любой моноцентризм такого рода, просто потому, что цивилизации — претенденты на роль центра вселенной появляются и исчезают в историческом времени. На самом деле «третий мир» состоит из множества суперэтносов, находящихся в разных фазах своего роста (или, наоборот, упадка). Для нашей темы интересны недавно зародившиеся цивилизации, вливающие «новое вино в старые мехи» — зона пассионарного толчка XVIII века. Эту зону можно уподобить извержению раскаленной лавы из грандиозной трещины в поверхности Земли. В большинстве регионов, затронутых пассионарным толчком, лава еще не прорвалась на поверхность, она еще прикрыта толстым слоем грунта, хогя жар уже чувствуется. Но уже есть прорывы, болезненно обжигающие другие цивилизации, стремящиеся в силу своего немалого возраста к покою и стабильности.
«Великое переселение народов» было, прежде всего, крахом менталитета моноцентрической античной цивилизации. Дряхлая античность проиграла в силовом противоборстве «варварам», а в идейном — христианам. Новое великое переселение народов будет также отмечено постепенной эрозией и, впоследствии, крахом некогда незыблемых «общечеловеческих» ценностей. Надеемся, что современный мир все же сможет справится с проблемой международного терроризма. Однако в долгосрочной перспективе сдержать процессы, порожденные пассионарным толчком нельзя.
Говорят, что история ничему не учит. Это верно, если воспринимать её как калейдоскоп фактов, событий и дат. Но если использовать теорию Льва Николаевича Гумилева, увидевшего в истории четкие закономерности подъемов и упадков народов и цивилизаций, то из нее можно извлекать очень полезные уроки, видеть не только поверхностные, но и сущностные аналогии между различными эпохами.

1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1989.

Автор: В.А. Мичурин
Издательство: СПб., НИИХимииСПбГУ, 2002.- Т. 1.
Год издания: 2002

Источник

Пассионарные толчки

Опубликовано сентября 17, 2017 в Блог, Статьи по истории

Что такое пассионарный толчок. Смотреть фото Что такое пассионарный толчок. Смотреть картинку Что такое пассионарный толчок. Картинка про Что такое пассионарный толчок. Фото Что такое пассионарный толчок

В теории Л.Н. Гумилева под пассионарными толчками понимаются некие микромутации, вызывающие появление пассионарного признака в популяции и приводящие к появлению новых этнических систем в тех или иных регионах. Под пассионарным же признаком, в свою очередь, понимается рецессивный генетический признак (исчезающий в поколениях), обуславливающий повышенную абсорбцию (поглощение) особью биохимической энергии из внешней среды и выдачу этой энергии в виде работы, где биохимическая энергия ясно не определена: это всего лишь некая «свободная энергия», абсорбируемая организмами из окружающей среды.

Приведенные определения крайне неудачны и, соответственно, не понятны ни в отдельных мелочах, ни даже в общем их смысле. Однако прежде, чем критиковать их, следует заметить, что обсудим мы не самое понятие пассионарность, которое вполне жизнеспособно и даже необходимо в теории этногенеза, как мы увидим ниже, а лишь идею происхождения пассионарности из пассионарных толчков. И это принципиально.

Что такое пассионарный толчок. Смотреть фото Что такое пассионарный толчок. Смотреть картинку Что такое пассионарный толчок. Картинка про Что такое пассионарный толчок. Фото Что такое пассионарный толчок

Каждый знает, даже ребенок, что энергию для своей жизнедеятельности человек, как и прочие живые существа на планете, получает из внешней среды с поглощаемой им пищей, процесс расщепления и усвоения которой можно, конечно, назвать биохимическим — почему бы и нет? Значит ли это, что пассионарный признак определяет изменения в пищеварительной системе человека? Нет, речь у Гумилева очевидным образом идет о нервной системе. Под пассионарностью понимается психическая энергия человека, в частности — воля к действию, но энергия эта, если верить И.П. Павлову, зависит от типа нервной системы человека, от типичных реакций на раздражение. На собаках Павлов выделил четыре типа нервной системы по способности к раздражению и торможению, причем тоже, как и Гумилев, заметил тип сильный и слабый, сила и слабость которого тоже проявляется в высшей нервной реакции на то или иное влияние, идущее из внешней среды. Неужели собаки тоже обладают пассионарным генетическим признаком? Обладают ли пассионарным генетическим признаком другие животные, которые для выживания тоже объединяются в группы? Этнос есть группа выживания в популяции, и данные человеческие группы вовсе не уникальны в живой природе. Но если животным для объединения в группы выживания хватает безусловного рефлекса, как мы можем полагать уверенно, то почему у человека мы должны числить нечто принципиально иное? Почему именно пассионарный признак или нечто, с ним связанное, обуславливает существование групп выживания в природе, в том числе этносов?

Если предполагать вслед за Гумилевым, что существование каждого этноса связано именно с пассионарным генетическим признаком, то совершенно не ясными становятся описанные им пассионарные толчки в Евразии, проходящие по географическим осям, которые не касаются подавляющего большинства народов Евразии в исторический период.

В пояснениях к рисунку перечислены народы, порожденные соответствующим пассионарным толчком. Всего перечислено несколько десятков народов, но их было гораздо больше… Значит ли это, что многие народы существовали и существуют вне воздействия на них пассионарных толчков? Нет, это противоречит утверждениям Гумилева. Если же включить в схему хотя бы все известные народы, хотя бы в современной Европе, известной нам хорошо, то мы получим отнюдь не линии, а хаотический набор, совершенно бессистемный.

Также и сами оси толчков носят откровенно надуманный характер, просто вымышленный. Рассмотрим для примера хорошо известную нам часть материка:

Рассмотрим еще один пример надуманных осей толчков, тоже на известном нам материале:

Если есть пассионарный толчок, породивший литовцев, то где пассионарный толчок, породивший латышей, эстонцев, поляков, чехов и так далее? Откуда появились эти этносы, если пассионарного признака у них совсем не было? Может быть, они получили его путем помянутой в выдержке метисации? Понимать ли это так, что поляки, например, есть метисы от литовцев и русских? Но не слишком ли это надуманно?

Если есть пассионарный толчок, породивший великороссов, то где пассионарный толчок, породивший малороссов и белорусов? Откуда они взялись?

Кроме того, рождение нашего народа в тринадцатом веке носит целиком надуманный характер, не выдерживающий никакой критики. В тринадцатом веке у нас не прервалась ни историческая письменная традиция, ни процессы формирования современного русского языка, не исчезла даже устная память народная. Не было совсем ничего, что можно бы было отнести на рождение нового этноса. На самом деле появление русского народа по всем источникам, нашим и греческим, следует отнести к девятому веку, но в девятом веке у Гумилева не зафиксировано ни единого пассионарного толчка…

К сожалению, все помянутые построения в теории Гумилева носят практически целиком надуманный характер, избирательный и весьма зыбкий. Этот материал не убеждает в существовании пассионарных толчков — наоборот, ясно показывает, что никаких пассионарных толчков в действительности не было и быть не могло.

В рассмотренном перечне Гумилева приведены не все народы, а только те, которые оказали влияние на мировую историю, т.е., вероятно, имели повышенную пассионарность. Здесь возникает две проблемы. Во-первых, как уже сказано, приведенный перечень совсем не касается происхождения пассионарности народов, не попавших в список, пусть даже пониженной, а во-вторых, если отказаться от данного перечня за очевидной его надуманностью в части географической и времянной локализации пассионарных толчков, то вопрос-то останется: биологически люди одинаковы, да, но народы-то почему разные? И ведь народы не просто разные: одни создают величайшую культуру, а другие даже имени своего не оставляют в истории. В чем же здесь дело? Можно ли в непротиворечивой теории этногенеза отказаться от теоретической величины, определяющей чудовищную разницу между народами? Нет, ее непременно следует ввести.

Разумеется, можно сравнить народы с отдельными людьми, которые при биологическом равенстве отличаются друг от друга по умственным своим, эмоциональным и физическим качествам: одни достигают вершин своего дела и оставляют по себе память в поколениях и веках, а другие лишь неохотно поддерживают жалкое существование. Но здесь мы опять упираемся в пассионарность или схожую величину, определяющую развитие как личности, так и этноса, хотя здесь можно ограничиться представлениями о типе нервной системы…

Если же полагать пассионарность не человека, а этноса всего лишь функцией от типа нервной системы человека, если пассионарность — всего лишь случайное сочетание реакций на раздражение и торможение, то доли пассионарности в разных этносах не должны отличаться друг от друга значительно — как небо и земля (если, конечно, нет внешнего воздействия на отдельные этносы), но именно такое различие мы и наблюдаем в отдельных случаях. Стало быть, мы вернулись к идее Гумилева о внешнем воздействии, которую, впрочем, едва ли можно принять с любой точки зрения — даже искреннего богомольца. Последнее очевидно: если уж Бог решил исправлять людей, то почему бы ему сразу не сделать их идеальными, себе подобными? Зачем и кому нужны эти промежуточные состояния, часто, к тому же, патологические? Предшествовавшей истории человека было вполне достаточно для уподобления человека Богу даже в ходе эволюции.

В связи со сказанным логично будет предположить обратное значение, если уж прямое не дает искомого смысла: пассионарность есть не положительное качество людей, а отрицательное — связанное с патогенным влиянием среды на этнос-предок или его группу и, конечно, последующей борьбой членов новорожденного этноса за выживание. Если патогенное влияние среды не ведет в данном случае к откровенной патологии членов нового этноса, то и происходит экспансия нового этноса при рождении, связанная с повышенной его наследственной агрессивностью — качеством, отнюдь не нормальным. На деле указанные условия выполняются в том случае, если этнос рождается от представителей иных этносов, уничтоженных агрессией, или от денационализированной массы людей, бежавших от агрессии в иные края… Разумеется, значение имеет и господствующий в новой этнической группе тип нервной системы, т.е. условия отбора в исходную группу, естественного или нет, все равно.

Предложенным способом решаются все противоречия: пассионарность — это процесс естественный, но закономерный, определяемый взаимодействием этносов между собой. Да, здесь можно, конечно, говорить о формировании агрессивного стереотипа поведения при рождении этноса, достающегося первым членам его и воспроизводимого в поколениях путем сигнальной наследственности (условных рефлексов). Угасание же пассионарности и самого этноса есть следствие обычной деградации.

У американцев, например, агрессивность весьма высока, что объясняется процессом их формирования из беглого европейского сброда, уже примерно агрессивного и охваченного, к тому же, жаждой наживы. Этот европейский сброд и сформировал нынешний агрессивный стереотип поведения американцев, передаваемый в поколениях сигнальной наследственностью, а также, вероятно, господствующий тип нервной системы, передаваемый в поколениях обычной наследственностью. Разумеется, сейчас дают уже о себе знать процессы дегенеративного разложения американского этноса. Столь скорое после рождения разложение связано с господствующим слабым типом нервной системы, податливостью на патогенное влияние среды, ибо бегут из своих стран исключительно люди со слабым типом нервной системы, податливым на воздействия… Словом, этногенез американцев идет совершенно естественно и, главное, объяснимо, понятно с предложенной точки зрения. Пример же патогенного влияния среды на американцев см. в ст. «Законы истории».

Кстати, на примере американцев, которые скоро завершат свой путь (деградация у них просто жуткая), мы видим, что срок жизни этноса зависит вовсе не от его пассионарности (у американцев она высока), как утверждает Гумилев, а от господствующего типа нервной системы — особенно если был искусственный отбор в исходную этническую группу, как у американцев, которые выросли на отрицательном отборе из Европы. Иначе говоря, не агрессивность сохраняет этнос, а наоборот — здоровая психическая реакция на патогенное влияние среды.

Преимущество предложенного естественного подхода к началам этногенеза против подхода Гумилева заключается в том, что Гумилев пришел фактически к идее избирательного воздействия на народы откуда-то из космических глубин, разумного воздействия, ибо иначе невозможен правильный характер осей толчков, представленный на рисунке выше, но это противоречит действительности. Новые народы очевидным в мировой истории образом возникают не в местах пассионарных толчков, а в местах проживания ослабевших этносов, подвергшихся воздействию иных этносов… Примером этого являются даже два континента, Северная Америка и Южная, где новые народы возникли буквально на глазах историков и исключительно под агрессивным внешним воздействием.

Источник

Этносфера и пассионарные толчки Гумилева

Пассиона́рная тео́рия этногене́за (теория пассионарности и этногенеза) Льва Гумилёва описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Теория была опубликована в виде статей в рецензируемых журналах, представлена в виде диссертации на соискание степени доктора географических наук (защищена, но не утверждена в ВАК) и депонирована в виде рукописи «Этногенез и биосфера Земли» в ВИНИТИ РАН, позднее издана в виде монографии в издательстве ЛГУ (1989 год).

Географ, этнолог, историк, философ и писатель Лев Гумилёв в своей системной теории о вмещающих ландшафтах, рождении и старении этносов, космических факторов их активности («пассионарности») рассматривал этносферу как живое вещество, обладающее собственной (геобиохимической) энергией. поэтому этносферу, как совокупность этносов с этническими процессами в них и между ними, можно отнести к «многоячеистому» слою-основе общечеловеческой ноосферы, хотя природа у неё биосферная.

В статье Л.Н.Гумилёва и К.П.Иванова «Этносфера и Космос» сжато изложена концепция пассионарных толчков и обсуждается связь этих толчков с солнечной активностью и вспышками сверхновых. Пассионарность как энергия, по Гумилёву, — это биохимическая энергия живого вещества биосферы, определяющая способность этнических коллективов совершать работу, наблюдаемую историками в виде активности (миграционной, природопреобразовательной, военной, экономической и т.д.). Форма рассматриваемой энергии является, по мнению Гумилёва, разновидностью биохимической энергии, открытой В.И.Вернадским, за счёт которой живые организмы растут, размножаются и совершают самую разнообразную работу. Великий ученый ввёл понятие пассионарности для обозначения загадочной силы, которая даёт возможность возникновения гигантских государств, этносов, политико-идеологических систем из микроскопических зародышей (племен, малых групп и т.п.)

Взгляды Гумилёва, выходившие далеко за рамки традиционных научных представлений, вызывают споры и острые дискуссии среди историков, этнологов и др. Пассионарная теория этногенеза не встретила понимания и поддержки учёных ни в СССР, ни за пределами Советского Союза. Тем не менее, её преподают в высших школах России (например, в МГУ), Казахстана, Узбекистана как одну из теорий развития этноса.

Разделы страницы об этносферных зонах пассионарности, взрывах этногенеза и социоритмологии:

Обзор теории этногенеза Льва Гумилева

Теория пассионарного этногенеза Льва Николаевича Гумилева является, на самом деле, пока гипотезой, описывающей взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами.

Если описанный процесс этногенеза действительно существует, то, очевидно, это лишь один из видов зарождения народов. Существуют и более тривиальные случаи по причине и форме, например, переселение группы людей на далекую изолированную территорию, миграция населения из-за ухудшения климата и экологии, в конце концов, бегство от соседнего безумно пассионарного народа.

К слабостям предлагаемой Гумилевым теории относится то, что детали предлагаемого им механизма пассионарного толчка, приводящего к возникновению этноса, причины изменения числа пассионариев и появления значительного количества субпассионариев не объясняются в рамках современных научных представлений.

В то же время отмечается, что «даже когда мы не согласны с предлагаемыми механизмами, трудно расстаться с чувством, что Гумилев выделил некоторые закономерности исторического процесса». Поэтому время от времени предпринимаются более научно обоснованные попытки объяснить пассионарные толчки.

Пассионарность и пассионарии

Пассионарная теория этногенеза определяет пассионарность как избыток биохимической энергии живого вещества, порождающий в обществе жертвенность, часто ради иллюзорных целей, или, как непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, статуса-кво.

Деятельность эта представляется пассионарной особе (пассионарию) ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека героем, ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находятся в составе толпы, определяя её потентность в ту, или иную эпоху развития этноса.

Мера этой пассионарности — удельный вес пассионариев в социуме. Часто под пассионарностью понимают наследуемую характеристику, определяющую способность индивида (и группы индивидов) к сверхусилиям, сверхнапряжению.

Лев Николаевич также указал, что пассионарность индивида по сути является психологической переменной и зависит, вероятно, от мутаций, вызываемых космическим излучением. [Эти 2 тезиса небесспорны, и то и другое может быть ни при чем, по крайней мере, это все можно объяснить без мутаций.] Т.е., пассионарность, как и ее отсутствие, зависит от генетической природы человека.

Фазы пассионарного этногенеза

Краткое содержание каждой фазы:

Пассионарные толчки и пассионарные зоны

Мутационная природа пассионарных толчков (гипотеза Гумилёва)

Мутационная природа пассионарного толчка явственно следует из того, что пассионарные популяции появляются на поверхности Земли не произвольно, а одновременно в отдаленных друг от друга местах, которые располагаются на территории имеющей геометрию натянутой нитки на глобусе, лежащей в плоскости, проходящей через центр Земли.

Это говорит о том, что центрально-симметричные поля Земли определяют геометрию пассионарного толчка. Таким полем, скорее всего, может быть земное электромагнитное поле, а причиной мутации должен быть внешний энергетический источник, с излучением которого это поле взаимодействует.

Космическая причина пассионарных толчков (гипотеза Гумилёва)

Особенности протекания ПТ [какие?] указывают на их обусловленность внеземными процессами. Было предположение [Гумилева?], что, возможно, время от времени на землю попадает луч жесткого излучения от Солнечного протуберанца.

Классический («гумилёвский») список пассионарных толчков

Лев Николаевич выделил, в первую очередь, 9 пассионарных толчков, охватывающие период около 3000 лет, начиная от середины Бронзового века до Высокого Средневековья, включительно.

Зоны этих полосовых взрывов этногенеза охватывают и Старый и Новый Свет [американские ПТ не представлены на его схеме, но упоминаются автором], за исключением Зелёного материка, аборигены которого, почему-то, избежали пассионарных возбуждений [за исключением самого заселения континента и подавляющего распространения языков пама-нюнга из прибрежной к Индонезии и Папуа-Новой Гвинеи зоны]. [К сожалению, среди этих этновзрывов Л.Н.Гумилёвым не описаны другие ключевые события в истории общества (и внутри этих этнотолчков, и между ними).

Легенда к карте этнических взрывов Л. Гумилёва:

Расширение списка пассионарных толчков Гумилёвым и последователями

Кроме того, в трудах Гумилёва разбросаны упоминания о других толчках, почему-то не сведённых автором в общую таблицу. К ним принадлежит:

Упоминаются также толчки, которые сам автор относил к гипотетическим, будучи не уверенным в том, связать ли с пассионарными толчками некоторые исторические события, такие как

Итак, резюме по спорным толчкам (зелёным цветом и звёздочкой отмечены наиболее вероятные):

Уточнение датировок пассионарных толчков другими исследователями

Исследователь русского космизма Борис Михайлович Владимирский (2015) предлагает такое уточнение дат пассионарных толчков:

Экспресс-наблюдения и эскизные заметки автора сайта

Топологический анализ зон пассионарных толчков (И.Г.)

5300 км (13%)Средней длиныПрибалтика (откуда ПТ-V)

Анализируя направления линий с пассионарными очагами, мы увидим:

А анализируя длину этих пассионарно-активных линий, мы заметим:

Анализ ключевых общественных событий для выявления ПТ

Географическая (и возможная гелиогеофизическая) связь ПТ с линеаментами (И.Г.)

А теперь посмотрите: ряд линеаментов на поверхноти Земного шара, пересекающие Африку, Индостан и Средиземноморье, соответствуют линиям пассионарных толчков по Льву Гумилёву. /И.Г./

Поскольку, многие пассионарные толчки (особенно, древние) происходили в конце регрессивной фазы колебаний Каспийского моря (и, соответственно, при обширно развившейся засухе), а глобальная увлажнённость климата зависит от космических факторов, то, вероятно, эти факторы влияют и на активность линеаментов, вдоль которых в это время возникает антропологический «пассионарный разлом». / См. статью о связи этих явлений /

Современный русский космист, историометр и ритмолог Борис Михайлович Владимирский (Таврический национальный университет, Симферополь, Крым) считает, что микродозы электромагнитных и акустических излучений очень низких частот не только комфортны, но и необходимы, в т.ч. некоторый шумовой уровень радиоактивности. Вероятно, в районе линеаментов в определенное время и происходит активизация источников этих колебаний. Эту версию косвенно подтверждает факт межматериковой передачи сейсмических волн глобальными линеаментами планеты.

Привязка к линеаментам зон классического списка пассионарных толчков

Пассионарные толчки, описанные Л. Н. Гумилёвым [фрагментарно в разных работах описаны и некоторые другие]:

Привязка к линеаментам зон дополнительного списка пассионарных толчков

Возможные причина и периодичность пассионарных толчков

Возможная причина пассионарных толчков по Гумилёву

Лев Николаевич, по-видимому, не увидел определённой периодичности возникновения пассионарных толчков и поэтому рассматривал их связь их с эпизодическими событиями, например, вспышками сверхновых звёзд: «Вторая гипотеза — о возможной связи со вспышками сверхновых. Но таких совпадений нам известно только два.

Гумилёв не знал, по-видимому, всех сверхновых, вспыхнувших в нашей эре, не все они могли быть связаны с пассионарными толчками, но к его списку можно добавить, что

[А ещё была комета перед Наполеоновской войной с Россией в 1811 г. ]

На странице о ноосфере в разделе «Влияние природных событий на общество» приведены сопоставления пассионарных толчков и других ключевых событий в истории общества (которые тоже могут быть толчками) как со вспышками сверхновых, так и с другими космическими и геологическими событиями стихийного характера.

Уточнение датировки гумилёвского списка пассионарных толчков

Возможная периодичность пассионарных толчков (И.Г.)

260 лет (3100/12=258,3), что близко малому параду планет Венеры, Земли и Марса.

Дальнейшие планы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *