Что такое пассакалия кратко
Пассакалия
История
Термин возник в начале XVII века в Испании и применялся для обозначения небольших импровизационных оборотов, исполнявшихся на гитаре между куплетами песни. К концу века с распространением гитарной музыки пассакалья проникла во Францию и Италию, где так стали называть медленный торжественный танец трёхдольного размера с неизменной повторяющейся фигурой в басу. По этим признакам пассакалья близка чаконе, распространившейся в это же время в тех же регионах, и часто оба эти слова взаимозаменяли друг друга, так, Ф. Куперен определил одно из своих сочинений как «Чакона или пассакалья». От чаконы пассакалья отличается началом с сильной доли и более монументальным, торжественным характером.
На рубеже XVII―XVIII веков пассакалья стала применяться в опере, где исполнялась обычно в танцевальных сценах в качестве вступления или заключения, либо между танцами. Также пассакалья начинает использоваться как самостоятельное произведение, как правило, написанное для клавесина или органа. Именно в этом качестве этот жанр достигает своего расцвета на рубеже XVII―XVIII веков в творчестве И. С. Баха, Д. Букстехуде, Г. Ф. Генделя, после чего почти исчезает из музыкальной практики.
Эпизодически пассакалью применяли в своих сочинениях композиторы-романтики (Брамс ― финал Четвёртой симфонии, финальный эпизод Вариаций на тему Гайдна; Мендельсон ― Пассакалья c-moll для органа), но лишь в XX веке, в связи с общим подъёмом интереса к старинной музыке и полифонии в частности, произошло возрождение этой формы и переосмысление её трактовки. Композиторы XX века обычно включали пассакалью в состав более крупных форм: симфоний, опер и др., значительно реже стали встречаться самостоятельные произведения в этом жанре. Пассакальи встречаются в сочинениях Макса Регера (Интродукция, Пассакалья и фуга h-moll для двух фортепиано), Антона Веберна (Пассакалья, ор. 1), Арнольда Шёнберга (монодрама «Лунный Пьеро»), Альбана Берга (опера «Воццек»), Мориса Равеля (фортепианное трио), Пауля Хиндемита («Гармония мира»). Важнейшую роль пассакалья играет в творчестве Дмитрия Шостаковича (начиная с Восьмой симфонии), трактующего её как драматический, переломный эпизод сонатно-симфонического цикла.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Пассакалия» в других словарях:
пассакалия — [ит.] – старинный итальянский танец медленного движения, трёхдольного размера; характерной особенностью музыки пассакалии является настойчиво повторяющаяся фраза в басовом голосе. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка
пассакалия — сущ., кол во синонимов: 3 • пассакалья (3) • песня (161) • танец (264) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
пассакалия — I ж. устар.; = пассакалья Музыкальная пьеса величественного характера для органа, клавира в форме вариаций, с постоянно повторяющейся в басу мелодией. II ж. устар.; = пассакалья 1. Танец испанского происхождения в медленном темпе. 2. Музыка к… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
пассакалия — пассакалия, пассакалии, пассакалии, пассакалий, пассакалии, пассакалиям, пассакалию, пассакалии, пассакалией, пассакалиею, пассакалиями, пассакалии, пассакалиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
пассакалия — Заимств. из итал. яз., в XVIII в., где passacaglia является испанизмом, образованный сложением слов pasar «проходить» и calle «улица». Танец был назван так потому, что его танцевали на улице … Этимологический словарь русского языка
Пассакалия и Пассакалья — разг. ж. 1. Старинный, испанского происхождения танец в медленном темпе. 2. Музыка к такому танцу. 3. Музыкальная пьеса величественного характера для органа, клавира в форме вариаций, с постоянно повторяющейся в басу мелодией Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Basso ostinato — (бaссо остинaто; итал., букв. упорный, бас) одна из вариационных форм, осн. на многократном повторении неизм. темы в басу при меняющихся верхних голосах. Ведёт происхождение от полифонич. форм строгого письма, к рые имели неизменный… … Музыкальная энциклопедия
Вариационная форма — Вариационная форма, или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII… … Википедия
Пассакалья
Литература : Бобровский В., Претворение жанра пассакальи в сонатно-симфонических циклах Д. Шостаковича, в кн.: Музыка и современность, (вып. 1), М., 1962; Этингер М. A., О гармонии в бассо-остинатных формах, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 2, М., 1970; Бать Н., Полифонические формы в симфоническом творчестве П. Хиндемита, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, М., 1972; Цуккерман В., Анализ музыкальных произведении. Вариационная форма, М., 1974, с. 117-46; Mасhabеу А., Les origines de la chaconne et de la passacaille, «Revue de Musicologie», 1946, v. 28; Fisсher К. von, Chaconne und Passacaglia, «Revue Belge de Musicologie», 1958, v. 12, fasc. 1-4; Osthoff W., Die frьhesten Erscheinungsformen der Passacaglia in der italienischen Musik des 17. Jahrhunderts, Kongress-Bericht Musica Mediterranea Palermo 1954, Palermo, 1959; Stein L., The passacaglia in the twentieth century, «ML», 1959, v. 40, No 2; Sсhu1er M., Zur Frьhgeschichte der Passacaglia, «Mf», 1963, Bd 16, H. 2. См. также лит. к ст. Basso ostinato.
В. П. Фраёнов.
Полезное
Смотреть что такое «Пассакалья» в других словарях:
ПАССАКАЛЬЯ — (испанское passacale, итальянское passacaglia), 1) песня, с конца 16 в. танец испанского происхождения (3 дольный). 2) инструментальная пьеса в форме вариаций на бассо остинато ( Пассакалья для органа И.С. Баха) … Современная энциклопедия
ПАССАКАЛЬЯ — ПАССАКАЛЬЯ, ПАССАКАЛЬО (ит., от passare идти, и лат. callis дорога). Старинная народная испанская песня и под нее танец, отличавшийся медленностью движений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
Пассакалья — (испанское passacale, итальянское passacaglia), 1) песня, с конца 16 в. танец испанского происхождения (3 дольный). 2) инструментальная пьеса в форме вариаций на бассо остинато (“Пассакалья” для органа И.С. Баха). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПАССАКАЛЬЯ — (итал. passacaglia исп. pasacalle, от pasar проходить и calle улица), 1) первоначально испанская песня, с кон. 16 в. танец; темп медленный, размер трехдольный.2) Инструментальная музыкальная пьеса, основана на бассо остинато; обычно… … Большой Энциклопедический словарь
пассакалья — сущ., кол во синонимов: 3 • пассакалия (3) • песня (161) • танец (264) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
Пассакалья — (Passagallo итал., Passacaille франц.) танец в 3/4,схожий с чаконной, но более нежного характера и более медленногодвижения. Состоит из темы в восемь тактов, которая много раз безизменения повторяется в басу в виде basso ostinato, а верхние… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Пассакалья — Пассакалия (итал. passacaglia, исп. pasacalle, от pasar ― проходить и calle ― улица) в академической музыке ― одна из форм вариаций на выдержанный бас (basso ostinato), а также произведение, написанное в такой форме. Классическая… … Википедия
пассакалья — (итал. passacaglia, исп. pasacalle, от pasar проходить и calle улица), 1) первоначально песня, с конца XVI в. танец испанского происхождения. 2) Инструментальная пьеса (медленная, 3 дольная, скорбного характера) в форме вариаций на бассо… … Энциклопедический словарь
Пассакалья — [итал. passacaglia, франц. passacaille, от исп. pasacalle (от pasar проходить и calle улица)], 1) старинный испанский танец, получивший распространение в западно европейских странах в 17 18 вв. Темп медленный, размер нечётный. Был… … Большая советская энциклопедия
Пассакалья
Смотреть что такое «Пассакалья» в других словарях:
ПАССАКАЛЬЯ — (испанское passacale, итальянское passacaglia), 1) песня, с конца 16 в. танец испанского происхождения (3 дольный). 2) инструментальная пьеса в форме вариаций на бассо остинато ( Пассакалья для органа И.С. Баха) … Современная энциклопедия
ПАССАКАЛЬЯ — ПАССАКАЛЬЯ, ПАССАКАЛЬО (ит., от passare идти, и лат. callis дорога). Старинная народная испанская песня и под нее танец, отличавшийся медленностью движений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
Пассакалья — (испанское passacale, итальянское passacaglia), 1) песня, с конца 16 в. танец испанского происхождения (3 дольный). 2) инструментальная пьеса в форме вариаций на бассо остинато (“Пассакалья” для органа И.С. Баха). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПАССАКАЛЬЯ — (итал. passacaglia исп. pasacalle, от pasar проходить и calle улица), 1) первоначально испанская песня, с кон. 16 в. танец; темп медленный, размер трехдольный.2) Инструментальная музыкальная пьеса, основана на бассо остинато; обычно… … Большой Энциклопедический словарь
пассакалья — сущ., кол во синонимов: 3 • пассакалия (3) • песня (161) • танец (264) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
Пассакалья — (Passagallo итал., Passacaille франц.) танец в 3/4,схожий с чаконной, но более нежного характера и более медленногодвижения. Состоит из темы в восемь тактов, которая много раз безизменения повторяется в басу в виде basso ostinato, а верхние… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Пассакалья — Пассакалия (итал. passacaglia, исп. pasacalle, от pasar ― проходить и calle ― улица) в академической музыке ― одна из форм вариаций на выдержанный бас (basso ostinato), а также произведение, написанное в такой форме. Классическая… … Википедия
пассакалья — (итал. passacaglia, исп. pasacalle, от pasar проходить и calle улица), 1) первоначально песня, с конца XVI в. танец испанского происхождения. 2) Инструментальная пьеса (медленная, 3 дольная, скорбного характера) в форме вариаций на бассо… … Энциклопедический словарь
Пассакалья — (итал. passacaglia, франц. passacaille, испан. pasacalle, от испан. pasar проходить и calle улица) первоначально испан. песня с сопровождением гитары, родственная вильянсико, позднее (кон. 16 в.) танец, возникший в связи с обычаем… … Музыкальная энциклопедия
Пассакалья
История
Термин возник в начале XVII века в Испании и применялся для обозначения небольших импровизационных оборотов, исполнявшихся на гитаре между куплетами песни. К концу века с распространением гитарной музыки пассакалья проникла во Францию и Италию, где так стали называть медленный торжественный танец трёхдольного размера с неизменной повторяющейся фигурой в басу. По этим признакам пассакалья близка чаконе, распространившейся в это же время в тех же регионах, и часто оба эти слова взаимозаменяли друг друга, так, Ф. Куперен определил одно из своих сочинений как «Чакона или пассакалья». От чаконы пассакалья отличается началом с сильной доли и более монументальным, торжественным характером.
На рубеже XVII―XVIII веков пассакалья стала применяться в опере, где исполнялась обычно в танцевальных сценах в качестве вступления или заключения, либо между танцами. Также пассакалья начинает использоваться как самостоятельное произведение, как правило, написанное для клавесина или органа. Именно в этом качестве этот жанр достигает своего расцвета на рубеже XVII―XVIII веков в творчестве И. С. Баха, Д. Букстехуде, Г. Ф. Генделя, после чего почти исчезает из музыкальной практики.
Эпизодически пассакалью применяли в своих сочинениях композиторы-романтики (Брамс ― финал Четвёртой симфонии, финальный эпизод Вариаций на тему Гайдна; Мендельсон ― Пассакалья c-moll для органа), но лишь в XX веке, в связи с общим подъёмом интереса к старинной музыке и полифонии в частности, произошло возрождение этой формы и переосмысление её трактовки. Композиторы XX века обычно включали пассакалью в состав более крупных форм: симфоний, опер и др., значительно реже стали встречаться самостоятельные произведения в этом жанре. Пассакальи встречаются в сочинениях Макса Регера (Интродукция, Пассакалья и фуга h-moll для двух фортепиано), Антона Веберна (Пассакалья, ор. 1), Арнольда Шёнберга (монодрама «Лунный Пьеро»), Альбана Берга (опера «Воццек»), Мориса Равеля (фортепианное трио), Пауля Хиндемита («Гармония мира»). Важнейшую роль пассакалья играет в творчестве Дмитрия Шостаковича (в опере «Катерина Измайлова», в Восьмой симфонии), трактующего её как драматический, переломный эпизод сонатно-симфонического цикла.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Пассакалья» в других словарях:
ПАССАКАЛЬЯ — (испанское passacale, итальянское passacaglia), 1) песня, с конца 16 в. танец испанского происхождения (3 дольный). 2) инструментальная пьеса в форме вариаций на бассо остинато ( Пассакалья для органа И.С. Баха) … Современная энциклопедия
ПАССАКАЛЬЯ — ПАССАКАЛЬЯ, ПАССАКАЛЬО (ит., от passare идти, и лат. callis дорога). Старинная народная испанская песня и под нее танец, отличавшийся медленностью движений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
Пассакалья — (испанское passacale, итальянское passacaglia), 1) песня, с конца 16 в. танец испанского происхождения (3 дольный). 2) инструментальная пьеса в форме вариаций на бассо остинато (“Пассакалья” для органа И.С. Баха). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПАССАКАЛЬЯ — (итал. passacaglia исп. pasacalle, от pasar проходить и calle улица), 1) первоначально испанская песня, с кон. 16 в. танец; темп медленный, размер трехдольный.2) Инструментальная музыкальная пьеса, основана на бассо остинато; обычно… … Большой Энциклопедический словарь
пассакалья — сущ., кол во синонимов: 3 • пассакалия (3) • песня (161) • танец (264) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
Пассакалья — (Passagallo итал., Passacaille франц.) танец в 3/4,схожий с чаконной, но более нежного характера и более медленногодвижения. Состоит из темы в восемь тактов, которая много раз безизменения повторяется в басу в виде basso ostinato, а верхние… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
пассакалья — (итал. passacaglia, исп. pasacalle, от pasar проходить и calle улица), 1) первоначально песня, с конца XVI в. танец испанского происхождения. 2) Инструментальная пьеса (медленная, 3 дольная, скорбного характера) в форме вариаций на бассо… … Энциклопедический словарь
Пассакалья — [итал. passacaglia, франц. passacaille, от исп. pasacalle (от pasar проходить и calle улица)], 1) старинный испанский танец, получивший распространение в западно европейских странах в 17 18 вв. Темп медленный, размер нечётный. Был… … Большая советская энциклопедия
Пассакалья — (итал. passacaglia, франц. passacaille, испан. pasacalle, от испан. pasar проходить и calle улица) первоначально испан. песня с сопровождением гитары, родственная вильянсико, позднее (кон. 16 в.) танец, возникший в связи с обычаем… … Музыкальная энциклопедия
пассакалия
Смотреть что такое «пассакалия» в других словарях:
пассакалия — [ит.] – старинный итальянский танец медленного движения, трёхдольного размера; характерной особенностью музыки пассакалии является настойчиво повторяющаяся фраза в басовом голосе. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка
пассакалия — сущ., кол во синонимов: 3 • пассакалья (3) • песня (161) • танец (264) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
пассакалия — I ж. устар.; = пассакалья Музыкальная пьеса величественного характера для органа, клавира в форме вариаций, с постоянно повторяющейся в басу мелодией. II ж. устар.; = пассакалья 1. Танец испанского происхождения в медленном темпе. 2. Музыка к… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
пассакалия — пассакалия, пассакалии, пассакалии, пассакалий, пассакалии, пассакалиям, пассакалию, пассакалии, пассакалией, пассакалиею, пассакалиями, пассакалии, пассакалиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Пассакалия — Пассакалья (итал. passacaglia, исп. passacalle, от pasar ― проходить и calle ― улица) в современной классической музыке ― одна из форм вариаций на выдержанный бас (basso ostinato), а также произведение, написанное в такой форме. История Термин… … Википедия
Пассакалия и Пассакалья — разг. ж. 1. Старинный, испанского происхождения танец в медленном темпе. 2. Музыка к такому танцу. 3. Музыкальная пьеса величественного характера для органа, клавира в форме вариаций, с постоянно повторяющейся в басу мелодией Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Basso ostinato — (бaссо остинaто; итал., букв. упорный, бас) одна из вариационных форм, осн. на многократном повторении неизм. темы в басу при меняющихся верхних голосах. Ведёт происхождение от полифонич. форм строгого письма, к рые имели неизменный… … Музыкальная энциклопедия
Вариационная форма — Вариационная форма, или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII… … Википедия