Что такое партия зеленых
Партия зелёных
Эта статья — о зелёных партиях по всему миру. Она описывает различия между зелёными партиями в широком смысле слова и «Зелёными партиями» в более узком смысле. Формально организованные политические партии (и политические движения), основанные на «Четырёх столпах Зелёной партии» и схожих системах ценностей, будут относиться к Зелёным партиям (с большой буквы) во всей статье. А зелёными партиями (с маленькой буквы) мы будем считать те партии, которые разделяют указанные системы ценностей лишь частично. Здесь и далее мы обсудим историю зелёных партий, зелёных движений и сотрудничество между ними.
Зелёные — сторонники Зелёных партий — в общем видят демократию «снизу», пацифизм и вопросы социальной справедливости (особенно связанные с судьбой туземных народов) как имеющие самое прямое отношение к экологии и физическому здоровью человека. Процветающие природные экорегионы, предотвращая глобальное изменение климата и сохраняя прочие аспекты природной окружающей среды (см. экологизм), рассматриваются как необходимые для поддержания человеческой жизни.
Содержание
Определения
зелёные партии с маленькой буквы
«зелёная партия» (с маленькой буквы) — современное политическое течение, которое рождается из обеспокоенности в связи с разрушением экосистем (эта обеспокоенность ещё носит название «экологизма»). Такая зелёная партия необязательно привержена всей программе Зелёных партий как таковой целиком.
Озеленение
Термин «зелёный» был присвоен политиками и маркетологами, и даже используется как глагол, например: «эта партия или её кандидат «позеленели». Обычно такие зелёные партии не поддерживают Зелёные партии во всех аспектах, но являются движениями или фракциями существующих или только организуемых политических партий (примером зелёной партии в России может выступать «Яблоко»).
Зелёное движение
Зелёные партии являются частью, но не обязательно представителями, бо́льшего политического движения (обычно называемого Зелёным движением) за реформы человеческого правления, которое лучше бы вписывалось в ограничения биосферы, чтобы обозначить его отдельно от участвующих в выборном процессе партий.
В некоторых странах, особенно во Франции и США, были или есть в настоящее время несколько партий с различными платформами, называющие себя Зелёными. В России первая официально зарегистрированная «партия зеленых» появилась в Ленинграде в апреле 1990 года. Российская партия зеленых была зарегистрирована в 1993 году. К настоящему времени ни одна партия зеленых в России не прошла перерегистрацию. Не было также зарегистрировано ни одной новой партии зеленых. Многие люди также путают Зелёные партии с Гринписом, всемирной неправительственной организацией, весьма заметной в экологическом движении, которая, как и Зелёное политическое движение, была основана в 1970-х и разделяет некоторые зелёные цели и ценности, но работает другими методами и не организована в политическую партию.
Зелёные партии с большой буквы
Часто проводят различие между «зелёными партиями» (обычно пишутся с маленькой буквы) в общем смысле, подчёркивающем экологизм, и по-особому устроенными политическими партиями, называемыми «Зелёными партиями» (с большой буквы), которые вырастают из принципов, называемых «Четырьмя столпами», и построенного на этих принципах процесса достижения консенсуса. Основное отличие между Зелёной партией и зелёной партией состоит в том, что первая, в дополнение к экологизму, также подчёркивает цели социальной справедливости и мира во всём мире. Хотя значительная часть этой статьи освещает Зелёные партии именно в этом смысле, дискуссии о зелёной политике затрагивают многие вопросы, также релевантные и для зелёных партий.
Сами же организованные Зелёные партии могут порой не соглашаться с разделением на «зелёные» и «Зелёные» партии, так как многие зелёные утверждают, что без мира уважение к природе невозможно, а достижение мира без процветающих экорегионов нереально, таким образом видя «зелёные» принципы как часть новой когерентной системы политических ценностей.
Четыре столпа
«Четыре столпа» или «четыре принципа» Зелёных партий это:
История
В марте 1972 года самая первая зелёная партия в мире (Объединённая тасманская группа) была сформирована на собрании общественности в г. Хобарт (Австралия). Примерно в это же время, на атлантическом побережье Канады, «Малая партия» была сформирована примерно с такими же целями. В мае 1972 собрание в Университете королевы Виктории в Веллингтоне (Новая Зеландия) создало «Партию ценностей», первую в мире национальную зелёную партию. Термин «зелёный» (немецкое grün) был впервые придуман немецкими зелёными, когда они приняли участие в первых выборах на национальном уровне в 1980 году. Ценности этих ранних движений постепенно были закреплены в том виде, в котором они разделяются всеми сегодняшними Зелёными партиями по всему миру.
Рост и «взросление» Зелёных партий
По мере того, как Зелёные партии постепенно вырастали снизу, от уровней кварталов до муниципальных, а затем (эко)региональных и национальных уровней, и часто управлялись процессом выработки решений посредством консенсуса, сильные местные коалиции стали непременным предварительным условиям для побед на выборах. Обычно рост вызывался одной-единственной проблемой, по которой зелёные могли перебросить мостик между политикой и заботами обычных людей.
Первым таким прорывом была Немецкая партия Зелёных, известная своей оппозицией ядерной энергии, как выражение анти-централистских и пацифистских ценностей, традиционных для зелёных. Они были основаны в 1980 году и, побывав в коалиционных правительствах на уровне земель в течение нескольких лет, попали в федеральное правительство вместе с Социал-демократической партией Германии в так называемом Красно-Зелёном Альянсе с 1998 года. В 2001 они достигли соглашения о свёртывании ядерной энергетики в Германии и согласились оставаться в коалиции и поддерживать немецкое правительство канцлера Герхарда Шрёдера по вопросу войны в Афганистане в 2001 году. Это осложнило их отношения с зелёными по всему миру, но продемонстрировало, что они были способны на сложные политические сделки и уступки.
Другие Зелёные партии, которые входили в правительства на национальном уровне, включают Финскую Зелёную партию, Agalev (ныне ‘Groen!’) и Ecolo в Бельгии, а также Французскую Зелёную партию.
Политика Зелёной партии
Ценности и этика
Зелёные партии участвуют в определённом законодательством выборном процессе и пытаются влиять на выработку и исполнение законов в каждой стране, в которой они организованы. В соответствии с этим, Зелёные партии не призывают покончить со всеми законами или с законами, исполнение которых связано с (или потенциально чревато) применением насилия, хотя они предпочитают мирные подходы к исполнению законов, включая де-эскалацию и снижение вреда.
Зелёные партии часто путают с «левыми» политическими партиями, которые призывают к централизованному контролю за капиталом, но они (Зелёные) обычно выступают за чёткое разделение между общественным достоянием (на суше и на воде) и частными предприятиями, с небольшой долей сотрудничества между обоими — предполагается, что более высокие цены на энергию и материалы создают эффективные и экологичные рынки. Зелёные партии редко поддерживают субсидии для корпораций — иногда за исключением грантов на исследования по поиску более эффективных или экологичных промышленных технологий.
Многие «правые» Зелёные следуют более гео-либертарным взглядам, которые делают акцент на природном капитализме — и переносе налогов со стоимости, созданной трудом или услугами, на потребление людьми богатств, созданных природным миром. Таким образом, Зелёные могут рассматривать процессы, в которых живые существа соревнуются за партнёров для спаривания, жилища, пищу, а также рассматривать экологию, когнитивные науки и политологию очень по-разному. Эти отличия имеют тенденцию приводить к дебатам по проблемам этики, формирования политики и общественного мнения по этим различиям во время соревнований лидеров партии. Так что единой Зелёной этики не существует.
Ценности туземных народов (или «Первых наций») и, в меньшей степени, этики Мохандаса Ганди, Спинозы и Крика, а также рост экологического сознания имели очень сильное влияние на Зелёных — наиболее очевидное в их выступлениях за долгосрочное («семиколенное») планирование и предвидение и в личной ответственности каждого индивида за тот или иной моральный выбор. Эти идеи были собраны в «Десяти ключевых ценностях», подготовленных Партией Зелёных США, которые включают переформулировку «Четырёх Столпов», которые использовали Европейские Зелёные. На мировом уровне Глобальная Хартия Зелёных предлагает шесть ключевых принципов.
Критика зелёной политики
Критики иногда утверждают, что универсальная и всеобъемлющая природа экологии, а также необходимость использования её в некоторой степени на благо человечества, подталкивают движение в рамках программы Зелёных партий к авторитарной и навязываемой силой политике, в частности в отношении средств производства, так как именно они поддерживают человеческую жизнь. Эти критики часто видят программы Зелёных лишь как одну из форм социализма или фашизма — хотя многие Зелёные опровергают эти тезисы как относящиеся скорее к последователям теории Гайи или непарламентским группам, входящим в зелёное движение, но менее приверженным демократии.
Другие критикуют за то, что Зелёные партии имеют наибольшую поддержку среди хорошо образованных граждан развитых стран, в то время как их политика может выглядеть как направленная против интересов бедных в богатых странах и по всему миру. Например, сильная поддержка Зелёными косвенного налогообложения товаров, которые связываются с загрязнением окружающей среды, неизбежно приводят к тому, что менее обеспеченные слои населения взваливают на себя бо́льшую долю налогового бремени. На глобальном уровне оппозиция Зелёных тяжёлой промышленности рассматривается критиками как действия против быстро проходящих стадию индустриализации бедных стран, таких как Китай или Таиланд. Участие Зелёных в движении антиглобалистов и ведущая роль Зелёных партий (в таких странах как США) в оппозиции соглашениям о свободной торговле также заставляют критиков утверждать, что Зелёные против открытия рынков богатых стран для товаров из стран развивающихся, хотя многие Зелёные заявляют о том, что они действуют во имя справедливой торговли (fair trade).
И, наконец, критики утверждают, что Зелёным присущ луддитский взгляд на технологию, что они противостоят таким технологиям как, например, генная инженерия (которую сами критики рассматривают в позитивном ключе). Зелёные часто играют ведущую роль в поднятии тем общественного здоровья, таких как избыточный вес, что критики рассматривают как современную форму морального паникёрства. И хотя технофобская точка зрения прослеживается в раннем зелёном движении и Зелёных партиях, Зелёные сегодня отвергают аргументы луддизма, противопоставляя им свою политику устойчивого роста и поощрения «чистых» технологических инноваций, таких как солнечная энергия и технологии борьбы с загрязнениями.
Платформы
Платформы Зелёных черпают свою терминологию из науки экологии, а политические идеи — из феминизма, левого либерализма, либертарного социализма, социальной демократии (социальной экологии) и иногда некоторых других.
Крайне редки для платформы Зелёных предложения снизить цены на ископаемые виды топлива, не маркировать генетически модифицированные организмы, либерализовать налоги, торговлю и тарифы с целью устранить защиту экорегионов или общин людей.
Политические вопросы
Некоторые проблемы затрагивают большинство зелёных партий по всему миру и часто могут способствовать глобальному сотрудничеству между ними. Некоторые из них затрагивают структуру партий, некоторые — их политику:
По вопросам экологии, истребления видов, биобезопасности, безопасной торговли и здравоохранения, Зелёные как правило соглашаются до определённой степени (часто выражающейся в совместных соглашениях или декларациях), обычно на основе (научного) консенсуса, используя процесс достижения консенсуса.
Есть весьма определённые различия между Зелёными партиями и внутри них в каждой стране и культуре, и постоянно ведутся дебаты о балансе интересов природной экологии и индивидуальных нужд человека.
О партии
Мы – российская экологическая партия «ЗЕЛЁНЫЕ». И мы сегодня говорим, что настало время располитизировать экологическую тематику. Вывести её из плоскости чьих-то коммерческих интересов, голого маркетинга, политических манипуляций.
Зелёные – это МЫ. Это экологическое сообщество.
Наше желание питаться экологически чистыми продуктами, дышать свежим воздухом, делать наш мир, жизнь наших детей более безопасными, обладать достоверной информацией об экологии мест, где мы живем, – это не завышенные требования, это нормальные потребности разумного человека.
Среди нас – те, кто заказывают кофе в свою кружку и отказываются от пакета.
Среди нас молодые мамы, переживающие за здоровье детей.
Среди нас серьезные ученые, которые посвятили жизнь поиску решения глобальных экологических проблем.
Среди нас и веганы, и сыроеды, и те, кто ест мясо.
Среди нас – бизнес, который думает, из каких материалов производить товары, чтобы потом их было удобнее переработать и использовать вторично.
Мы очень разные, но все мы хотим жить на чистой ПЛАНЕТЕ.
Партия «ЗЕЛЁНЫЕ» – про уважение к интересам Человека с большой буквы. Не зря говорят: экология мышления, экология взаимоотношений. Более осознанные отношения с окружающими людьми, с собой, с нашей планетой. Если мы хотим жить в обществе, в котором уважения, общности, безопасности, осознанности будет больше, пора начинать действовать.
И мы как сообщество будем учиться объединяться, будем формулировать свои ценности и потребности, будем задавать самые сложные вопросы, находить решения, делать так, чтобы нас слышали, понимали и уважали.
Поэтому важно, чтобы как можно больше «ЗЕЛЁНЫХ» представляли интересы нашего сообщества в парламенте, чтобы как можно больше законов и решений на всех уровнях принимались «за природу» и «за человека».
Наши предложения – и локальные, и системные – всегда будут опираться на исследования и выводы беспристрастных ученых, экспертов, будут максимально объективны. Это наше с вами здоровье и качество жизни, игры в «поддавки» здесь недопустимы.
Наша партия – про перемены. Про большую дорогу, состоящую из маленьких шагов. И по ней мы пройдем вместе.
Чтобы однажды разделять мусор, будучи уверенным, что он НЕ уедет из двора в одной машине.
Чтобы, приехав на речку, где в детстве купались, захлебываясь от восторга, НЕ увидеть, что она заросла, в ней моют машины, в неё выходят стоки от дачных поселков.
Чтобы на улице НЕ ловить отчаянный взгляд собаки, выброшенной на холод хозяином.
Чтобы НЕ закрывать на ночь форточки поплотнее, потому что в три часа что-то сбрасывают.
Экология – это всегда про будущее. Которое наступит только, если мы уже сегодня будем закладывать в наших детей тот образ будущего, который мы хотим создать. Учить их анализировать информацию, мыслить критически. Кто-то из них станет президентом, кто-то директором завода. Важно, чтобы у них был навык быть «зелёными», принимать решения на благо природы.
Наша цель – не чтобы сотни человек в России научилась жить в концепции zero waste. Наша цель – чтобы 146 миллионов каждый день принимали решения на пользу природы.
Само происхождение слова «экология» от греческого «ойкос» (дом) подсказывает нам общую цель – суметь создать в нашем доме, на нашей планете, такие правила проживания, которые позволят этот дом сохранить и будущим поколениям в нём жить лучше.
Зеленые принципы и подходы прочно войдут во все сферы нашей жизни, экономики, нашего мировоззрения.
Настала пора жестко нормировать выбросы предприятий исходя из того, как они влияют на уровень заболеваемости. Необходимо на государственном уровне реально поддерживать зеленые инвестиционные проекты, модернизацию существующих производств. Нужно создать систему мониторинга всех компонентов качества окружающей среды. Нужно обязать проводить лесовосстановительные мероприятия в 100% размере от вырубок. Нужно в самой ближайшей перспективе уходить от производства одноразовых изделий короткого жизненного цикла из всех видов пластика, учиться минимизировать отходы, а те, что образуются – собирать и перерабатывать.
Всё очень просто. Это не идеология и не борьба за власть.
Это про ценности.
Это про будущее каждого человека.
Созвучно ли это вашим ценностям и мыслям?
Вы с нами?
Программа
ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «ЗЕЛЁНЫЕ»
Девиз партии: «Здоровый человек, счастливая семья, процветающая Россия!»
Российская экологическая партия «Зеленые» — это объединение граждан Российской Федерации, убежденных в том, что экологически ориентированный, конструктивный и системный подход к политическим, экономическим, социальным и другим общественным отношениям является единственно приемлемым для развития Российского государства.
Российская экологическая партия «Зеленые» — общественное объединение сторонников взвешенных и последовательных действий, направленных на экологичное развитие производительных сил единой и сильной России, бережное и эффективное использование ее природных ресурсов и охрану природы, создание условий здоровой и достойной жизни населения страны.
Российская экологическая партия «Зеленые» — организация, осознающая необходимость совместных комплексных действий всех слоев общества и власти, ведущая к их открытому и конструктивному диалогу, выступающая за системный подход к решению экологических и других, неизбежно связанных с ними, основных проблем современности.
Российская экологическая партия «Зеленые» заявляет: никакие политические, экономические и социальные трудности общества не должны заслонять актуальность экологических проблем, так как в ближайшем будущем они могут заслонить собой все остальные проблемы.
Российская экологическая партия «Зеленые» заявляет: возрождение страны возможно только на основе гармонии в развитии социально-политических, экономических и экологических процессов. «Зеленые» призывают к взаимодействию власти, научных, деловых кругов и общественности — основополагающих и движущих сил государства.
Российская экологическая партия «Зеленые» открыта для всех сторонников разумного, экологически ориентированного, устойчивого развития нашей страны, готовых активно поддерживать цели и задачи, сформулированные в настоящей программе. «Зеленые» на начальном этапе деятельности партии видят своей главной задачей объединение обеспокоенных проблемами окружающей среды граждан и организаций, многочисленных, но недостаточно сплоченных, что сказывается на общей эффективности их деятельности.
Российская экологическая партия «Зеленые» уверена, что изменить отношение государства и общества к экологическим проблемам России и человечества в целом можно прежде всего организованными и волевыми политическими действиями. Для создания отвечающих требованиям времени экологических условий жизнедеятельности российского общества необходима политическая сила, в центре внимания и практической деятельности которой должны стоять жизненные интересы нынешнего и будущих поколений.
На эмблеме нашей партии изображен кедр. Кедр — это прекрасное гордое дерево, олицетворяющее могучий жизненный потенциал природы. Это символ нашей решимости непреклонно стоять на страже интересов жизни, содействовать всеми силами и средствами построению гармоничных отношений общества и природы в России и на планете Земля.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Укрепление и развитие России как демократического правового государства, становление духовно, нравственно и физически здорового общества, в котором человек, его права и свободы являются высшими ценностями, главным приоритетом служит счастливая и гармоничная жизнь отдельной личности и всего народа в целом, а все усилия и мощь государства направлены на обеспечение достойного существования, свободного волеизъявления и благоприятной окружающей среды каждому гражданину.
К указанным целям следует стремиться, реализуя и неукоснительно соблюдая конституционное право настоящего и будущих поколений людей на благоприятную, в том числе и прежде всего, природную окружающую среду обитания, рационально и нерасточительно используя и охраняя весь комплекс природных ресурсов, а также всемерно способствуя сохранению биологического разнообразия. Стратегия государства должна обязательно предусматривать меры по обеспечению устойчивого развития и экологической безопасности России.
Объединение и выступление единым фронтом всех общественных сил и граждан, обеспокоенных проблемами окружающей среды.
Создание условий и постоянных институтов системного и конструктивного сотрудничества общественности, власти, научных и деловых кругов.
Выработка, совершенствование и осуществление долгосрочного экологически ориентированного политического курса России.
Политическое содействие установлению справедливого экономического и общественного правопорядка.
Развитие экологического мировоззрения граждан путем создания системы всеобщего экологического образования и пропаганды.
Политическое содействие созданию и внедрению в производство малоотходных и экологически чистых технологий, бережному и рациональному использованию природно-ресурсного потенциала России.
Создание условий стабильного повышения качества и уровня жизни граждан Российской Федерации, экономического роста, экологической безопасности, социальной обеспеченности и правовой защищенности путем проведения грамотной и конструктивной экономической, экологической, социальной и законодательной политики.
Всемерное содействие укреплению и существенному усилению охраны здоровья населения России и развитию физической культуры граждан.
Последовательное и целенаправленное внедрение институтов экологической экспертизы и аудита в практику принятия государственных решений.
Развитие и усиление международных связей в сфере охраны окружающей среды для консолидации усилий по решению глобальных экологических проблем.
Пути достижения стратегических целей и решения задач
Добиваться избрания членов партии в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, на должность Президента РФ, их вхождения в состав Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления Российской Федерации.
Проводить активную воспитательно-образовательную, агитационно-пропагандистскую и разъяснительно-информационную работу с населением.
Осуществлять свою деятельность в тесном и конструктивном взаимодействии с органами государственного управления Российской Федерации, общественными объединениями и гражданами, научными организациями и институтами, деловыми кругами и средствами массовой информации.
III. ПРИНЦИПЫ ПАРТИЙНОЙ ИДЕОЛОГИИ
1. Бережное и уважительное отношение к человеку и природе.
2. Честный, спокойный и мирный труд.
3. Осознанная и деятельная гражданская позиция.
4. Законность и правопорядок.
5. Национальная, религиозная и социальная терпимость.
6. Правовая и материальная защищенность каждой семьи.
7. Заинтересованность и участие в действительном разрешении экологических, социальных, экономических и политических проблем.
8. Взвешенность, продуманность и ответственность при принятии экологически значимых решений.
9. Приоритет законных интересов граждан перед интересами власти и бизнеса.
IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАРТИЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Развитие духовности, нравственности и культуры граждан как основ построения общества с экологическим мировоззрением
Политика в сфере духовного и нравственного развития общества
Возрождение духовно-нравственных устоев общества, историко-культурных традиций народов России, создание условий для развития духовности и культуры граждан.
Действительное и максимально эффективное воплощение в жизнь позитивных экономических, экологических, социальных и политических преобразований.
Всестороннее освещение реальных достижений во всех сферах деятельности общества.
Разработка, внедрение и развитие национальной идеологии, использование всех средств воспитания, образования, агитации и пропаганды для конструктивного и позитивного развития и укрепления национальной духовности.
Сотрудничество, поддержка и поощрение деятельности общественных, профессиональных и религиозных организаций, способствующих возрождению и усилению духовного потенциала народов Российской Федерации независимо от их религиозной или конфессиональной принадлежности.
Развитие патриотического воспитания подрастающего поколения с установками на мирный труд, расовую, национальную и социальную терпимость, устойчивое развитие и экологическое мировоззрение.
Формирование экологической этики, морали и нравственности.
Защита животных от жестокого обращения.
Сохранение природного и культурного наследия Российской Федерации
Обеспечение сохранности всего природного разнообразия страны.
Охрана культурного наследия общества.
Сохранение и расширение системы историко-культурных заповедников, исторических зон в городах и населенных пунктах, памятников истории и культуры народов России.
Сохранение и развитие системы особо охраняемых природных территорий.
Разработка и осуществление системы мероприятий, направленных на сохранение редких и исчезающих видов живых организмов, типов экосистем и ландшафтов, присущих России.
Разработка и осуществление системы мер по сохранению и созданию условий существования диких животных и растений на хозяйственно освоенных и урбанизированных территориях.
Развитие национальной ландшафтной политики, в том числе ландшафтного и экологического туризма, природоподдерживающих производств, «мягкого» строительства.
2. Наука, образование, просветительство, информация
Усиленное целевое финансирование и всемерная поддержка науки и ее экологически ориентированного развития; инвестирование и финансирование, преимущественно на конкурсной основе, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по созданию и внедрению в производство экологичных технологий.
Разработка, организация и развитие системы всеобщего и непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения, начиная с дошкольных образовательных учреждений, в системе средней и высшей школы, в системах профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Обеспечение экологизации естественного и гуманитарного образования путем обязательного введения элементов экологии во все учебные предметы.
Осуществление мероприятий по повышению экологической грамотности высшего и среднего управленческого звена.
Достоверное и своевременное информирование граждан по всем вопросам окружающей среды, и особенно по экологическим проблемам, широкий и равный доступ всех заинтересованных лиц к информации, предотвращение сокрытия должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей.
Создание и развитие единой общедоступной информационной базы данных или нескольких совместимых баз данных по вопросам экологии.
Проведение совместно со средствами массовой информации и рекламными организациями усиленной агитации и пропаганды экологического мировоззрения и рационального подхода ко всем сферам человеческой жизнедеятельности с использованием всех и достижений современной науки и техники.
3. Формирование гражданского общества, реализация и соблюдение конституционных прав граждан
Развитие гражданского общества для решения экологических проблем
Целенаправленное государственное финансирование и поддержка исследований в сфере разработки и формирования государственной политики соблюдения конституционных прав граждан, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
Обеспечение приоритета законных, в том числе, экологических, интересов граждан перед интересами структур бизнеса и органов власти.
Всемерная поддержка участия граждан в обсуждении и принятии решений, затрагивающих их права и свободы, представляющих угрозу для их жизни и здоровья, способных нарушить их законные интересы либо нанести ущерб окружающей среде.
Инициирование, а также поддержка проведения референдумов, общественных обсуждений различного уровня, в том числе по проблемам охраны окружающей природной среды.
Работа с наказами избирателей, переданными партии во время проведения избирательных кампаний. Помощь в решении обозначенных в наказах проблем, реализация заложенных в них предложений, требований независимо от исхода выборов в пределах имеющихся правовых возможностей.
Работа с обращениями граждан в межвыборный период, помощь в разрешении поставленных в обращениях проблем.
Обеспечение неукоснительной выплаты компенсаций гражданам за имущественный ущерб и за ущерб здоровью, нанесенный в результате экологических правонарушений.
Создание законодательных и организационных условий для ликвидации или компенсации ущерба от экологических правонарушений и иных воздействий на окружающую среду, природные объекты и здоровье людей в натуральной форме.
Усовершенствование методики определения величины компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности, обеспечение прямой зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от объема и опасности выбрасываемых веществ, с возможным использованием в некоторых сферах принципа «двойного покрытия» в целях предупреждения непредвиденных рисков.
Создание режима благоприятствования благотворительности, в том числе, в области экологии.
Обеспечение прохождения альтернативной гражданской службы на объектах и в структурах, действующих в целях реализации экологической политики.
Создание условий для традиционного природопользования и ведения натурального хозяйства коренных народов.
Обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления по вопросам охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
Обжалование в судебных инстанциях решений и действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушающих права граждан в области экологической безопасности.
4. Здоровье человека, интересы семьи, здорового детства и материнства, создание экологически приемлемых социальных условий жизни человека
Политика в сфере здравоохранения
Своевременное и эффективное обеспечение населения необходимой медицинской помощью, медикаментами; обеспечение детей рациональным и сбалансированным питанием.
Улучшение санитарно-эпидемиологической ситуации в стране, повышение эффективности мер по предупреждению инфекционных заболеваний, эпидемий и эпизоотий (эпидемий у животных).
Формирование и экономическое стимулирование сознательного отношения общества и каждого гражданина к сохранению и укреплению своего здоровья, занятиям физкультурой и спортом.
Повышение жизненного уровня и заработной платы, усиление социальных гарантий работникам сферы здравоохранения и спорта.
Повышение ответственности работодателей за создание безопасных условий труда, профилактики профессиональной заболеваемости и травматизма на производстве, выпуск продукции, соответствующей санитарно-эпидемиологическим и здравоохранительным правилам и нормам.
Увеличение государственных инвестиций в здравоохранение, оздоровительную и санаторно-курортную помощь населению.
Защита здоровья населения от экологически вредных факторов человеческой деятельности
Обеспечение высокого качества и безопасности продуктов питания, питьевой воды, атмосферного воздуха, особенно в местах обитания человека и в жилых помещениях.
Обеспечение экологической безопасности таких товаров народного потребления, как одежда, бытовая техника и другие предметы домашнего обихода, материалы, используемые в жилищном строительстве.
Конструктивное изменение характера воздействия на окружающую среду, а при невозможности этого — предотвращение и прекращение хозяйственной деятельности, влекущей загрязнение окружающей природной среды вредными для здоровья отходами производства.
Выявление и реабилитация зон экологического неблагополучия и экологических катастроф.
Обеспечение реабилитации лиц, пострадавших в результате экологических правонарушений, в ходе техногенных аварий и катастроф, в результате работы на экологически опасных и вредных производствах.
5. Сохранение, восстановление и улучшение окружающей среды, пригодной для существования человека
Развитие и совершенствование экологического законодательства
Анализ массива действующего экологического законодательства в целях выявления внутренних противоречий, пробелов в регулировании и несоответствий с другими отраслями права, неэффективных и не отвечающих текущим потребностям норм и положений.
Внесение изменений и дополнений в существующее законодательство, принятие новых нормативно-правовых актов на основе выводов из проведенного анализа действующего экологического законодательства, исправление существующих недостатков и восполнение пробелов в эколого-правовой сфере.
Гармонизация экологического законодательства, приведение его в соответствие с международными экологическими нормами, межгосударственными соглашениями, заключенными Российской Федерацией.
Экологизация всех отраслей российского законодательства, приведение их в соответствие с экологическими нормативно-правовыми актами, обязательный учет природоохранных интересов при принятии новых законов и подзаконных актов.
Содействие более активному выдвижению законодательных инициатив субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, общественными организациями и гражданами.
Развитие механизмов государственного управления в сфере охраны окружающей среды
Воссоздание, модернизация и реструктуризация системы централизованного государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.
Ведомственное разделение и разграничение полномочий между природоохранными и природоресурсными государственными органами.
Восстановление, сохранение и укрепление отраслевых направлений государственной природоохранной деятельности, в особенности, в лесной и водной сферах; повышение жизненного уровня и обеспеченности работников соответствующих органов и служб средствами, необходимыми и достаточными для эффективного осуществления профессиональной деятельности.
Обеспечение независимости государственной экологической экспертизы и контроля от государственных органов, ответственных за управление природными ресурсами и иную хозяйственную деятельность.
Создание системы лицензирования экологически опасной деятельности; внедрение системы экологической сертификации предприятий, их продукции и отходов.
Создание при Президенте РФ координационного органа исполнительной власти по вопросам экологии.
Сохранение биологического разнообразия
Создание и развитие особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников и т.п.), совершенствование и усиление механизмов их охраны; развитие заповедного дела.
Разработка и осуществление системы мероприятий, направленных на сохранение редких и исчезающих видов живых организмов, типов экосистем и ландшафтов.
Соблюдение международных соглашений в сфере сохранения биологического разнообразия.
Экологически приемлемое развитие транспорта
Развитие экологически безопасного внутригородского общественного транспорта как базового способа передвижения в крупных городах; совершенствование организации движения и размещения автомобильного транспорта в городах.
Поддержка выпуска высокоэкономичных и экологичных автомобилей.
Обеспечение энергоэффективности и экологической безопасности воздушного транспорта.
Обеспечение экологической безопасности трубопроводного транспорта.
Обеспечение экологической безопасности и поэтапный вывод из эксплуатации судовых ядерных установок.
Обеспечение экологической безопасности в процессе осуществления деятельности Вооруженных сил и ракетно-космической деятельности
Обеспечение военнослужащим достойных, здоровых и экологически безопасных условий прохождения воинской службы.
Укрепление Вооруженных Сил России, прежде всего за счет высокотехнологичного вооружения.
Обеспечение сочетания государственного и общественного контроля деятельности Вооруженных сил и ракетно-космической отрасли.
Создание в рамках ведомств, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства, в том числе, в Вооруженных Силах, специализированных экологических подразделений, предназначенных для предотвращения и пресечения деятельности, наносящей ущерб здоровью населения, окружающей природной среде и природным ресурсам страны, а также для ликвидации всех видов загрязнения и заражения, нанесенного территориям страны в ходе предыдущей деятельности оборонного комплекса и во время боевых и войсковых операций.
Участие России в решении глобальных экологических проблем
Обеспечение активного участия России в выполнении международных соглашений по охране окружающей природной среды, в том числе, на уровне субъектов Российской Федерации и местном уровне.
Активное участие в международных процессах и переговорах, имеющих целью воспрепятствовать трансграничному перемещению товаров, использование которых способно нанести ущерб населению, природным объектам и средам.
Обеспечение интересов и экологической безопасности России в связи с участием в международных организациях, соглашениях и конвенциях.
Обеспечение учета глобальных экологических функций России в международных экономических отношениях.
Обеспечение экологической безопасности, охраны природной среды и возобновляемых природных ресурсов при совместной эксплуатации водоемов и водотоков, находящихся под юрисдикцией нескольких стран.
Привлечение и использование международных сил и средств для ликвидации или переоборудования российских источников угроз радиоактивного и иного загрязнения морей и океанов, приграничных территорий, воздушных масс, для сохранения и восстановления средообразующих функций нетронутых и малоосвоенных массивов российской природы, имеющих глобальное значение.
6. Сбалансированное и экологически ориентированное развитие экономики
Финансово-экономическое стимулирование, льготное налогообложение и всемерное поощрение перевода производств на менее опасные и безопасные технологии, производства экологически чистой продукции, рационального и экологически безопасного землепользования.
Обеспечение приоритета взимания экологического налога (природно-ресурсной ренты) перед другими видами налогообложения.
Формирование и последовательное применение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки.
Создание и последовательное применение системы налогообложения, обеспечивающей снижение в городах уровня загрязнения от эксплуатации автомобильного транспорта.
Развитие системы перераспределения бюджетных средств в целях сохранения ненарушенных экосистем, в том числе используемых малочисленными народами для традиционного хозяйствования.
Содействие развитию экологического аудита действующих предприятий.
Содействие развитию и внедрению различных форм экологического страхования.
Создание законодательных и организационных условий для внедрения залогово-возвратных экономических механизмов, стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров.
Создание законодательных и организационных условий для внедрения системы лизинга промышленных товаров длительного пользования.
Проведение инвентаризации основных фондов и номенклатуры продукции, товаров, технологий, предприятий всех отраслей народного хозяйства, промышленности и транспорта с целью определения экологически опасной их составляющей, а также потенциальной опасности техногенных и технологических аварий и катастроф.
Определение и отслеживание реальной потребности страны в разных видах энергоносителей с учетом экологического фактора.
Экологически приемлемое и эффективное развитие энергетики
Приоритет поддержки программ энергосбережения в производстве, жилищно-коммунальном и других секторах экономики при возрастающем уровне и качестве услуг.
Снижение энергоемкости внутреннего валового продукта.
Сокращение потерь энергии при ее производстве и транспортировке.
Приоритет государственных инвестиций в производство энергии с использованием возобновляемых источников.
Разработка и внедрение принципиально новых экологичных способов получения электроэнергии.
Максимальное повышение ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации АЭС.
Экологически приемлемое развитие промышленности
Поддержка разработки и внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий.
Приоритетное развитие отраслей (производств) с высокой степенью переработки сырья, автоматизацией и преимущественным использованием интеллектуального труда.
Формирование производственных комплексов, обеспечивающих безотходное или малоотходное использование природных ресурсов, поддержка применения малоотходных технологий на действующих предприятиях.
Стимулирование широкого использования вторичных ресурсов с целью создания замкнутых циклов использования веществ; развитие производств по переработке отходов предыдущей хозяйственной деятельности.
Приоритетное развитие производства товаров, рассчитанных на долговременное использование и модернизацию во время периода эксплуатации, и в процессе создания, применения и утилизации которых минимизируется загрязнение окружающей среды, расход энергии и материалов.
Конструктивное и научно-обоснованное приспособление и снижение потенциального вреда, либо отказ на основании отрицательных результатов экспертизы от размещения на территории страны производств и технологий, угрожающих безопасности граждан и экосистем.
Внедрение принципа ответственности производителя за произведенный продукт в течение всего цикла его существования от производства до утилизации.
Последовательное и обязательное использование принципа хранения и переработки опасных отходов производства и потребления в местах их образования.
Экологически приемлемое развитие сельского хозяйства
Повышение рентабельности и значимости отечественной сельскохозяйственной сферы с учетом современных экологических факторов и тенденций.
Усиленные инвестиции, взвешенная система льгот и государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств.
Грамотная и справедливая государственная земельная политика в интересах работников и предприятий сельского хозяйства с учетом природоохранных нужд.
Экологически приемлемое и рациональное природопользование
Обеспечение равенства условий в использовании природных ресурсов для ныне живущего и будущих поколений.
Обеспечение расширенного воспроизводства возобновимых природных ресурсов.
Поддержка производств по извлечению полезных компонентов из отвалов и отходов, образовавшихся в процессе производственной деятельности прошлых лет.
Поддержка экологически чистых форм ведения сельского хозяйства.
Поддержание естественного плодородия почв; развитие поле- и почвозащитного лесоразведения.
Сохранение и увеличение разнообразия отечественных сортов и пород культурных растений и домашних животных, полученных путем традиционной селекции.
Поддержка экологически приемлемых традиционных форм природопользования.
Поддержка перехода от промысла и добычи к организованному хозяйствованию по все большему числу объектов в охотничьем, лесном и рыбном хозяйстве.
Создание (воссоздание) условий для естественного воспроизводства промысловых видов живых организмов, сокращающих свою численность и исчезающих в результате чрезмерного промысла и изменения условий обитания.
Территориальная экологическая политика
Эффективное и обоснованное разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными органами в экологической, экономической и других сферах; уточнение и детализация распределения функций в области природопользования и охраны окружающей среды между специально уполномоченными органами власти каждого уровня.
Размещение и сосредоточение имеющихся и вновь формируемых производственных мощностей прежде всего на уже измененных человеческой деятельностью землях и в районах с развитой инфраструктурой.
Резервирование, в том числе исключение из непосредственного хозяйственного использования, территорий, пока еще неосвоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью.
Существенное усиление контроля и санкций за превышение экологической емкости экосистем при строительстве предприятий и других объектов на неосвоенных территориях.
Применение бассейнового принципа хозяйствования.
Предотвращение разделения и разрушения природных массивов при развитии таких инфраструктур, как автомобильные и железные дороги, газо- и нефтепроводы, линии электропередач и т.п.
Приоритетное развитие хозяйств, обеспечивающих нужды местного населения и его занятость.
7. Социальная политика
Существенное увеличение заработной платы и повышение уровня жизни граждан Российской Федерации, в особенности, работников бюджетной сферы и «реального» сектора.
Увеличение занятости населения, особенно лиц с низкой конкурентной способностью на рынке труда, обеспечение права и возможности заниматься тем видом законной деятельности, которую гражданин считает приемлемой и наиболее привлекательной для себя.
Существенное законодательное усиление требований к безопасности при осуществлении профессиональной деятельности, в частности, на производстве.
Значительное повышение социальных гарантий в случаях производственного травматизма и других негативных последствий профессиональной деятельности.
Сохранение бесплатного медицинского обслуживания, включая обеспечение малоимущих нуждающихся граждан необходимыми медикаментами, предоставление максимального набора обязательных услуг по медицинской страховке для трудоспособного населения.
Сохранение и поддержание возможности получения бесплатного среднего и высшего образования, оказание достойной материальной поддержки студентам.
Развитие системы социального страхования, совершенствование и усиление материальной поддержки престарелых, инвалидов, ветеранов войны и труда.
Создание федеральной системы медико-психологической поддержки матери и семьи в период планирования и ожидания ребенка, его раннего детства.
Создание эффективной государственной системы обеспечения жизнедеятельности и службы профилактики при чрезвычайных природных, техногенных и экологических ситуациях.
Оказание адресной помощи группам населения, находящимся в неблагоприятных социальных и экологических условиях.
8. Молодежная политика
Усиление, развитие и поддержка взаимодействия с молодежью и вовлечения ее в общественную, в том числе природоохранную, деятельность.
Организация молодежного экологического движения в рамках Партии; его всемерная поддержка.
Разработка и внедрение программ политической, экономической, социальной и экологической адаптации молодежи; выработка экологически ориентированной молодежной идеологии.
Формирование условий и создание институтов системного и конструктивного сотрудничества молодежи и власти.
V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ПАРТИЯМИ, ДВИЖЕНИЯМИ И ОБЪЕДИНЕНИЯМИ, КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНАМИ
Позитивное и конструктивное сотрудничество со всеми организациями и гражданами, разделяющими наши взгляды и действующими на благо общества, государства и природы.
Стремление к выполнению и содействие в выполнении объединительной функции в среде экологически ориентированных общественных сил, властных и предпринимательских структур для эффективного и системного выступления единым фронтом на политической арене.
VI. ПАРТИЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ПАРТИЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Осуществление деятельности партии в полном соответствии всем требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о политических партиях.
Стремление к обязательному представительству партии в органах законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
Ясное, громкое и твердое выражение позиции партии по заявленным в программе направлениям, а также другим насущным вопросам и проблемам общества и государства.
Активное, деятельное и конструктивное участие во всех политических и экологических процессах, происходящих в обществе, государстве и на международной арене.
Развитие международных связей по всем заявленным вопросам и проблемам.
Использование всех доступных и допустимых средств агитации и пропаганды для выражения позиции, целей и намерений партии.
Постоянное увеличение численности активных членов партии как основная цель партийного строительства.