Что такое парламентские выборы
Парламентские выборы: определение, процедура, система
Парламентские выборы в демократическом обществе служат основным средством для формирования представительных органов власти. Граждане выбирают депутатов, которые обязаны представлять их интересы, ответственны перед ними. История парламентаризма насчитывает много веков, разные страны выдвигают разные требования к кандидатам, задействуют собственные системы выборов. Обо всем этом будет рассказано ниже.
Определение
На заре развития демократии люди избирали вождя племени, горожане, собираясь на центральной площади, сообща решали жизненно важные вопросы. Примером этого служит Вече в Новгородской республике раннего Средневековья.
Однако в тех случаях, когда государство становится слишком обширным, появляется необходимость в парламенте – централизованном органе власти, в котором собираются представители разных районов, отстаивающие интересы местных жителей, выбравших их в качестве депутатов.
В зависимости от государственного устройства, собрания депутатов могут быть однопалатными или двухпалатными. В России парламент – это Федеральное собрание, состоящее из Думы и Совета Федерации.
В парламентских выборах различают две стороны – избиратели и избираемые. Для того чтобы отсечь от демократического процесса деструктивные и несостоятельные силы, во всех странах существуют те или иные виды избирательных цензов. Как правило, требования для избираемых и избирателей почти совпадают. В общем случае и те, и другие должны быть не младше определенного возраста, не иметь иностранного гражданства, быть дееспособными.
Система парламентских выборов
За века существования демократии государства Европы разработали сложные нормы и принципы избирательных процедур. Правила, по которым проходят парламентские выборы в стране, определяются существующей системой. Различают две основные системы выборов – мажоритарную и пропорциональную.
Мажоритарная система, как легко догадаться из названия, предусматривает победу кандидата, набравшего простое большинство голосов, независимо от того, с каким счетом он победил соперника. То есть каждый избирательный округ выдвигает в парламент кандидатов по партийному списку или одного кандидата, победивших на выборах в этом округе.
Ярким примером мажоритарной системы выборов являются выборы президента в США. Жители штата выбирают один из нескольких списков выборщиков, которые впоследствии определят главу государства. Независимо от того, с каким преимуществом победит тот или иной список, проигравшие не получат ни одного места в итоговой коллегии выборщиков от всех регионов страны.
Таким образом, получается, что условная Миннесота единогласно голосует за условного Трампа, хотя на самом деле за его оппонента могло проголосовать 49 процентов жителей этого прекрасного штата.
Пропорциональная система выборов
Пропорциональная система более справедлива, депутатские кресла в парламенте распределяются среди партий пропорционально количеству проголосовавших в целом по стране. Иначе говоря, вся страна при этом представляет единый избирательный округ, и партии-аутсайдеры, уступавшие крупным движениям в отдельных округах, имеют возможность быть представлены в парламенте.
На сегодняшний день в России действует смешанная пропорционально-мажоритарная система. Половина депутатских кресел отдается победителям голосования по партийным спискам, вторая половина отдается лидерам парламентских выборов от одномандатных округов. В некоторых странах задействованы еще более сложные механизмы формирования собраний народных избранников.
Выдвижение кандидатов
Как правило, дату проведения парламентских выборов назначает глава государства. После этого начинается движение выборного механизма. Назначаются избирательные комиссии, формируются избирательные округа, начинается регистрация претендентов на депутатские мандаты. Кандидаты выдвигаются партиями, либо свою кандидатуру предлагают самовыдвиженцы.
В последнем случае самовыдвиженец обязан представить подписи будущих избирателей в свою поддержку. Количество поручившихся за кандидата варьируется в зависимости от парламентской традиции. В Великобритании достаточно представить подписи 10 человек, в России же было необходимо заручиться поддержкой 120 000 человек.
Непосредственно выборы
Самое интересное начинается во время парламентских выборов. Низовые избирательные комиссии подсчитывают голоса, поданные за кандидатов, затем передают свои данные в вышестоящие комиссии и так далее по цепочке, пока сводные результаты не достигнут центральной избирательной комиссии.
В центре осуществляется финальный подсчет итогов, после чего происходит распределение депутатских мандатов среди партий-победителей или среди независимых депутатов.
Случаи аннулирования выборов
В большинстве стран действует порог явки избирателей, то есть парламентские выборы признаются недействительными в том случае, если проголосовало менее определенного количества избирателей. Во Франции – это двадцать пять процентов от общего количества избирателей. В случае парламентских выборов в России порог явки был отменен, выборы признаются состоявшимися при любом количестве проголосовавших.
Кроме того, во многих странах выборы аннулируются, если были вскрыты нарушения на большом количестве избирательных участков. В России критической массой считается четвертая часть всех участков по стране.
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ
Смотреть что такое «ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ» в других словарях:
Парламентские выборы во Франции — Парламентские выборы во Франции: Парламентские выборы во Франции (1791) Парламентские выборы во Франции (1792) Парламентские выборы во Франции (1795) Парламентские выборы во Франции (1798) Парламентские выборы во Франции (1815) Парламентские… … Википедия
Парламентские выборы в Великобритании — Парламентские выборы в Великобритании: Парламентские выборы в Великобритании (1832) Парламентские выборы в Великобритании (1835) Парламентские выборы в Великобритании (1837) Парламентские выборы в Великобритании (1841) Парламентские выборы в… … Википедия
Парламентские выборы в Италии — Парламентские выборы в Италии: Парламентские выборы в Италии (1946) Парламентские выборы в Италии (1948) Парламентские выборы в Италии (1953) Парламентские выборы в Италии (1958) Парламентские выборы в Италии (1963) Парламентские выборы в Италии… … Википедия
Парламентские выборы в Бельгии — Парламентские выборы в Бельгии: Парламентские выборы в Бельгии (1949) Парламентские выборы в Бельгии (1950) Парламентские выборы в Бельгии (1954) Парламентские выборы в Бельгии (1961) Парламентские выборы в Бельгии (1965) Парламентские выборы в… … Википедия
Парламентские выборы в Вануату — Парламентские выборы в Вануату: Парламентские выборы в Вануату (1979) Парламентские выборы в Вануату (1983) Парламентские выборы в Вануату (1987) Парламентские выборы в Вануату (1991) Парламентские выборы в Вануату (1995) Парламентские выборы в… … Википедия
Парламентские выборы в Молдавии — Парламентские выборы в Молдавии: Парламентские выборы в Молдавии (1994) Парламентские выборы в Молдавии (1998) Парламентские выборы в Молдавии (2001) Парламентские выборы в Молдавии (2005) Парламентские выборы в Молдавии (апрель 2009)… … Википедия
Парламентские выборы в Словакии — Парламентские выборы в Словакии: Парламентские выборы в Словакии (1994) Парламентские выборы в Словакии (1998) Парламентские выборы в Словакии (2002) Парламентские выборы в Словакии (2006) Парламентские выборы в Словакии (2010) Парламентские… … Википедия
Парламентские выборы в Азербайджане (2010) — Парламентские выборы в Азербайджане состоялсь 7 ноября 2010 года. По мажоритарной избирательной системе избирались 125 депутатов четвёртого созыва однопалатного парламента страны Милли Меджлиса. Правом голоса обладают 4,95 миллиона… … Википедия
Парламентские выборы в Молдове (2009) — Парламентские выборы в Молдавии 5 апреля 2009 года шестые выборы парламента в Республике Молдова. В выборах приняли участие 12 политических партий и 5 независимых кандидатов. Избирательный порог для партий 6 %, для независимых кандидатов 3 %.… … Википедия
Парламентские выборы в Республике Молдова (2009) — Парламентские выборы в Молдавии 5 апреля 2009 года шестые выборы парламента в Республике Молдова. В выборах приняли участие 12 политических партий и 5 независимых кандидатов. Избирательный порог для партий 6 %, для независимых кандидатов 3 %.… … Википедия
В Киргизии президент почему-то голосует за «зэков»
Парламентские выборы в КР больше походили на шоу, чем на серьезный политический процесс, определяющий лучшее будущее страны.
В Киргизии в воскресенье состоялись парламентские выборы, прошедшие по новой избирательной системе: 54 кандидатов выбрали по партийным спискам, 36 — по одномандатным округам. До этого в парламент республики баллотировались только от партий. Еще одно новшество — одна партия не может быть представлена более 27 депутатами. Введена также так называемая «женская квота», то есть каждый четвертый мандат предназначен для представительницы прекрасного пола.
Итак, наибольшее количество голосов по партийным спискам получают три откровенно провластные партии: «Ата-Журт Кыргызстан» — 16,86%; «Ишеним» — 13, 46%, «Ынтымак», — 10,78%. Все они обладают мощными кадровыми и финансовыми ресурсами и не менее мощными покровителями. Вторая и третья — «под президентом» КР Садыром Жапаровым, «Ата-Журт» ассоциируется с председателем Комитета национальной безопасности Камчибеком Ташиевым, то есть правящим тандемом. Между президентом и главой ГКНБ пока разногласий не наблюдается.
В парламент также попадают партии «Альянс» — 8,16%, «Бутун Кыргызстан» — 6,74%, и «Ыйман Нуру» — 5,99%. Таким образом, 5% барьер преодолели 6 партий — до последних выборов порог составлял 3%. И вот что интересно: сначала было объявлено, что мандаты получат представители 10 из 21 политических сил. Но очень скоро выяснилось, что на сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов «шел неправильный подсчет голосов», и ситуация была дважды переиграна. Почему такое могло произойти? Дело дошло до митинга перед зданием ЦИК. Только спустя почти сутки, то есть сегодня, ее председатель Нуржан Шайлдабекова, отставку которой требуют оппозиционные активисты, вышла к митингующим и извинилась за ошибку на сайте ведомства
Вообще же к киргизским выборам есть много вопросов. Начнем с того, что целый год парламент предыдущего созыва, то есть 2020 года, работал практически нелегитимно, поскольку после его избрания на почве «массовых нарушений и применения административного ресурса» в республике начались масштабные беспорядки. Толпа освободила из тюрьмы оппозиционного политика Садыра Жапарова, под руководством которого был свергнут тогдашний президент Сооронбай Жээнбеков. Революционер стал президентом, а вот «фальсифицированный» парламент распущен не был и продолжал штамповать законы. Это означает, что махинации с выборами вряд ли стали истинной причиной очередного переворота. После него новая власть при «просроченном» парламенте арестовала множество людей, в том числе считавшихся в стране уважаемыми. И начался новый передел сфер влияния. Собственно, борьба за прибыльные объекты и финансовые потоки до сих пор не прекращена.
Вопрос второй. Внешне предвыборная кампания в Киргизии выглядела непривычно вяло, и революционный дух в стране не ощущался. Это можно объяснить низким интересом к членству в парламенте, сокращенном в численности депутатов, и не имеющем, по новому законодательству, прежних властных полномочий — они отошли к президенту. Но буквально за пару дней до выборов власти объявили о предотвращении государственного переворота, который, по данным ГКНБ, планировался по окончании голосования.
Сообщается, что «заговорщики» задумали проведение массовых акций протеста с последующим обострением ситуации, провоцированием столкновений с силовиками и дальнейшим насильственным захватом власти. Задержано 15 человек.
Кто руководил несостоявшимся госпереворотом? По данным ГКНБ, депутаты парламента и бывшие высокопоставленные чиновники и кандидаты в депутаты, фамилии которых не раскрываются. Уточняется, однако, что именно они вели «подбор около 1 тыс. агрессивно настроенных молодых людей для организации массовых акций протеста».
Собственно, их «можно понять», поскольку они сами пришли к власти революционным путем, но на том и решили поставить точку: «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку». Но согласны ли с такой постановкой вопроса местные элиты? Четыре партии — «Социал-демократы», «Ата Макен», «Улуттар биримдиги» и «Азаттык» распространили заявление с требованием отставки кабинета министров — они утверждают, что у них «украдены» десятки тысяч голосов и напоминают минимум о двух сбоях в системе избирательной комиссии. А президент Жапаров рекомендовал ей посчитать бюллетени вручную. Он пригрозил: если в ЦИК пошли на фальсификацию, «они ответят за это головой».
Риторика Жапарова наводит на мысль, что он, все же, остерегается новых протестов оппозиции, а потому «строг» к фальсификаторам. С другой стороны, строг он и к оппозиции: в канун голосования президент поручил МВД в день выборов и в поствыборный период обеспечить безопасность членов ЦИК, принять меры для предотвращения «деструктивного и негативного внутреннего и внешнего влияния и вмешательства лиц, не заинтересованных в проведении независимых и демократических выборов».
Заметим также, что на сей раз в Киргизию пригласили непривычно большое количество западных наблюдателей — 372 «долгосрочных» и 730 «краткосрочных». Это в то время как в прошлом году общее количество всех наблюдателей едва превысило 270. Возникает вопрос: отчего они получили такую привилегию? Ведь известно, что Запад почти всегда выступал основным спонсором киргизских переворотов, имеет в стране свои «карманные» партии и собственное предпочтение итогов выборов. Кстати, одна из таких политических сил — «Альянс» — в парламент прошла.
Что еще удивило на нынешних киргизских выборах? Явка была беспрецедентно низкой — 35,1% против привычных, в среднем, 55%. О «сбое» в автоматической системе ЦИК было сказано выше, но удивила цифра — сумма голосов, набранных партиями, составила не 100%, а 140%!
Далее — графа в бюллетене «против всех». Если раньше в партийных списках она была совершенно безобидной — с «наполнением» порядка 2%, то сейчас в части одномандатных округов лидировала местами до 37,5%. Недействительных бюллетеней тоже было очень много: по данным ЦИК — 9,62%, то есть 124 762 бюллетеня. На предыдущих выборах аналогичный показатель колебался в пределах 0,78% — 1,73%.
Еще одна странность: на сей раз — лично от Жапарова. В день выборов он отправился в Ашхабад для участия в саммите Организации экономического сотрудничества, где держал речь. Почему в столь ответственный момент президент покинул страну? По этому вопросу многие позлобствовали: уж не испугался ли он беспорядков. Хотя на это не похоже. Что же тогда? Продемонстрировал свое полное «невмешательство» в процесс, в которое мало кто верит?
Правда, до посадки на борт № 1 он проголосовал на своем избирательном участке, причем довольно своеобразно — за находящегося в местах не столь отдаленных политика Равшана Жээнбекова. Собственный «оригинальный» выбор Жапаров подтвердил на своей странице в Facebook и объяснил его тем, что подобно Жээнбекову и сам подавал заявку на участие в 2017 году в выборах президента, но ему было отказано.
«Равшан же участвует», — пишет глава государства. И развивает тему: «У меня возникла мысль, что если он выиграет на выборах, то его выпустят на свободу. Другого секрета нет. … Не надо политизировать. Я был бы бдительнее, если бы знал, что мой бюллетень сфотографируют журналисты». Вопрос: могло ли такое случиться без ведома самого Жапарова?
По его словам, суд решит, виновен Жээнбеков или нет. Между тем он сидит с 2019 года, и коль скоро президент признался в том, что заключенные несчастны независимо от того, виноваты они или нет, почему бы не поставить, наконец, точку в деле бывшего высокопоставленного чиновника, обвиняемого с группой лиц по 10 статьям УК в связи с событиями в селе Кой-Таш, когда спецназ ГКНБ попытался провести операцию по задержанию экс-президента Алмазбека Атамбаева, но штурм был отбит его сторонниками. Бывший глава государства тогда все же был водворен в СИЗО ГКНБ, а Жээнбеков и Ко арестованы.
Вот и думай, как квалифицировать действия бывшего заключенного, ныне президента Жапарова — как издевку, прикол или «демократичный» шаг. Конец поста он снабдил улыбающимся смайликом.
Между тем Киргизии сейчас явно не до веселья — коррупция, нищета, нестабильность во всех сферах жизни зашкаливают. Местные говорят, что такой тяжелой социально-экономической ситуации за все годы независимости страны еще не было. К ней добавился и энергетический кризис. Простые смертные существуют преимущественно на деньги, которые переводят из России домой трудовые мигранты. Жапаров, по его словам, ждет от нового парламента предоставления гражданам социальных гарантий. Но это трескучие фразы, поскольку представительный орган крайне ограничен в своих полномочиях — зато президент в этой «самой демократичной» республике Центральной Азии практически всесилен.
И вряд ли ему сейчас стоит опасаться очередной революционной смены власти в стране, однако это не означает полного политического штиля — конфликты в перманентно мятежной Киргизии все же будут. Тем более, что к выборам в парламент было и остается множество вопросов.
По последним данным, не попавшая в парламент оппозиция дала властям два дня на назначение повторных выборов, отставку всех членов ЦИК и кабинета министров. Причина — фальсификация выборов.
Оппозиция Украины требует назначить парламентские выборы на 2023 год
В середине первого президентского срока Зеленскому пытаются закрыть путь ко второму
Дмитрий Разумков опережает Владимира Зеленского по уровню оверия населения. Фото с сайта www.radiosvoboda.org
На половине президентского срока у Владимира Зеленского появилась новая проблема, связанная с будущими выборами. Учитывая, что график сместился в 2014 году из-за внеочередного переизбрания президента и Верховной рады, оппозиция требует вернуться к срокам, указанным в Конституции. Но это может привести к поражению Зеленского на следующих выборах.
Действующий украинский президент в 2019 году заявлял, что избирается только на один пятилетний срок полномочий. Спустя полтора года он допустил участие в следующих выборах, если второй срок понадобится для завершения начатых проектов. Сейчас, ровно на половине президентской дистанции, Зеленский сказал журналистам в ходе пресс-конференции, что еще не решил, будет ли принимать участие в следующих выборах. При этом он уточнил: «Но если мы говорим о каком-то силовом давлении на меня, чтобы я раньше ушел, – это уже другая история, это вызов. Если так будет, то вы увидите абсолютно обратный эффект… Тогда я никуда не уйду, я буду бороться до последнего».
До сих пор борьба для Зеленского обещала быть легкой: действующий президент сохраняет лидирующие позиции во всех рейтингах. Но ситуация стала меняться на экваторе пятилетнего срока. Это обнаружилось по результатам соцопроса, проведенного в ноябре Центром Разумкова. Если бы президентские выборы проводились сейчас, то глава государства, как и прежде, занял бы первое место. За него проголосовали бы 17% среди всех избирателей, или почти четверть из тех, кто обязательно примет участие в голосовании и окончательно определился с выбором (эта категория, по словам социологов, довольно точно отображает результат настоящих выборов). Петр Порошенко получил бы 11% среди всех и 17,5% среди определившихся; Юрий Бойко – соответственно 8 и 11%; Юлия Тимошенко – 7 и 9%; бывший председатель Верховной рады Дмитрий Разумков, который скандально вышел из состава команды Зеленского, получил бы сейчас 5,5% поддержки среди всех избирателей и 7,5% среди определившихся.
Но во втором туре президентских выборов как раз Разумков мог бы составить конкуренцию Зеленскому. Тут следует учитывать, насколько украинцы доверяют или не доверяют тому или иному политику. По данным Центра Разумкова, сейчас уровень недоверия ко всем украинским лидерам выше уровня доверия, но показатели очень отличаются. Так, Дмитрию Разумкову доверяют 35%, не доверяют 51%; Зеленскому доверяют 28%, не доверяют 66%. У других политиков, которые теоретически могли бы составить конкуренцию Зеленскому на президентских выборах, показатели хуже: Юлии Тимошенко доверяют 17%, не доверяют 77%; Петру Порошенко доверяют 19%, не доверяют 76%; Юрию Бойко доверяют 19%, не доверяют 72,5%. Лидером рейтинга недоверия (82 против 11%), по данным социологов, является соратник Бойко по партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктор Медведчук.
Такое отношение к политикам повлияло бы на голосование украинцев, если бы сейчас проводился второй тур президентских выборов. В случае конкуренции между Зеленским и Порошенко действующий президент получил бы 54% голосов среди тех, кто обязательно примет участие в выборах и определился с выбором, его предшественник – 46%. Если бы во второй тур Зеленский вышел с Бойко, то действующего главу государства поддержали бы 66%, лидера оппозиционной партии – 34%. Социологи отметили, что и Порошенко, и Бойко нарастили поддержку во втором туре, если сравнивать нынешние показатели с летними данными соцопросов. Но только Дмитрий Разумков сейчас мог бы во втором туре получить поддержку 50% избирателей – столько же, сколько и Зеленский. Правда, сейчас экс-председатель Верховной рады не смог бы получить необходимый для выхода во второй тур уровень поддержки в первом туре.
И здесь принципиально важен вопрос о том, когда в Украине будут проводиться следующие выборы. То есть сколько у потенциальных кандидатов времени для подготовки к схватке. Кроме того, важна очередность парламентских и президентских выборов. Эту тему озвучила в ходе пресс-конференции Зеленского шеф-редактор издания «Левый берег» Соня Кошкина. Она отметила, что пропрезидентская партия «Слуга народа» на следующих парламентских выборах вряд ли сможет повторить свой успех 2019 года и получить большинство мест в Верховной раде. Это означает, что если следующие парламентские выборы будут проводиться раньше президентских, то Владимир Зеленский будет участвовать в них без ориентирующегося на действующего главу государства парламентского большинства и без «своего» правительства – то есть с ослабленными позициями.
Результаты соцопросов подтверждают предположение Кошкиной. По данным Центра Разумкова, если бы парламентские выборы проводились сейчас, то правящая партия «Слуга народа» получила бы 15% среди всех избирателей, что равно 23% среди определившихся избирателей. Это – четверть или менее мест в Верховной раде. Партия Порошенко «Европейская солидарность» – 12% среди всех и 19% среди определившихся; «Оппозиционная платформа – За жизнь» Юрия Бойко, Виктора Медведчука, Вадима Рабиновича – 9 и 13% соответственно; «Батькивщина» Юлии Тимошенко – 7 и 9%; партия «Сила и честь» во главе с экс-руководителем Службы безопасности Украины Игорем Смешко – 4 и 6%. За несуществующую сейчас партию под условным названием «партия Дмитрия Разумкова» готовы голосовать 5% среди всех избирателей и 7% среди определившихся.
Результаты соцопроса, проведенного в конце октября Киевским международным институтом социологии (КМИС), показывают, что если бы парламентские выборы проводились этой осенью, то партия «Слуга народа» получила бы 11,2% среди всех избирателей и 18,3% среди определившихся. Далее – «Оппозиционная платформа – За жизнь» (10,4 и 17%); «Батькивщина» Тимошенко (9,4 и 15,4%); «Европейская солидарность» Порошенко (9,2 и 15,1%). На грани преодоления 5-процентного проходного барьера – «Сила и честь» и условная «партия Дмитрия Разумкова». КМИС выяснил, что треть избирателей хотели бы отстранить партию «Слуга народа» от власти даже путем протестов.
То есть сейчас партия «Слуга народа» не смогла бы создать в Верховной раде монобольшинство. И должна была бы либо вступать в коалицию с теми политическими силами, против которых выступала с 2019 года, либо уйти в оппозицию. Оба варианта действительно ослабили бы позиции кандидата Владимира Зеленского, если бы президентские выборы проводились после парламентских. Украинский президент, отвечая на вопрос в ходе пресс-конференции, сказал, что не думал об очередности выборов. И что этот вопрос должен решить Конституционный суд.
Оппозиция обвиняет власть в злоупотреблениях. Член «Европейской солидарности» Ирина Геращенко в программе «Свобода слова Савика Шустера» заявила, что Зеленский стремится назначить в Конституционный суд лояльных судей и что «продлить полномочия действующего парламента на год». Очевидно, что оппозиционные партии, которые по итогам выборов в Верховную раду усилили бы свои позиции, будут бороться за назначение голосования на октябрь 2023 года.