Что такое параклисис в православии

Что такое параклисис в православии

Что такое параклисис в православии. Смотреть фото Что такое параклисис в православии. Смотреть картинку Что такое параклисис в православии. Картинка про Что такое параклисис в православии. Фото Что такое параклисис в православии

В дни Успенского поста в Борисо-Глебском соборе города Рязани проводится особая служба Пресвятой Богородице – Параклисис. В переводе с греческого языка это слово означает «усердная молитва». Параклисис состоит из канона и акафиста Пресвятой Богородице. Все молитвословия поются церковным хором. Параклисис – отдельная служба, служится священником перед чтимым образом Богородицы. Это пение – умилительное и одновременно торжественное, потому что Матерь Божия олицетворяет собой всю красоту и славу Церкви, а так же близость человеческого рода к Богу.

Служба параклисиса Пресвятой Богородице состоит из молитвенных прошений о получении утешения и мужества. Параклисис совершают в храмах для укрепления людей в вере, чтобы молитвами Богородицы достойно завершить прохождение поста. В эти дни многие верующие стараются посетить это богослужение. Вне богослужения православным христианам Параклисис следует читать во время искушений, упадка духа, или болезни.

«Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся», – с такими молитвенными чувствами Церковь всегда обращается к Той, Которая по благодати Божией стала Покровительницей всего мира и каждой в отдельности христианской души. В тяжелые, скорбные для души минуты, когда она подвергается какому-либо греховному искушению, она особенно нуждается в милости и в светлой надежде на помощь.

Вот что пишет митрополит Вениамин (Федченков) в своей книге «Промысел Божий в моей жизни»:

ПАРАКЛИСИС. Этим греческим словом называется молебен Божией Матери (напечатан в Часослове: «Многими содержим напастьми», поемый в скорбях).

Однажды, это было в Крыму (около 1917г.) — у меня сложились очень трудные обстоятельства, и я не видел исхода из них. Поэтому я открыл Часослов и начал читать параклисис Богородице. И не успел я прочесть еще и половину канона, как пришли люди, и все выяснилось совершенно благополучно.

Случай, по-видимому, очень простой. Но для меня он был неожиданным, чудесным. И притом молился я немного, минут пять. Милостива Царица Небесная!

Источник

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Серафимо-Дивеевская обитель – святая земля, которую Царица Небесная взяла в последний, четвертый, Свой удел. Матерь Божия Сама через преподобного Серафима Саровского дала для новой обители устав новый и нигде до того времени ни в какой обители еще не существовавший. Одна из заповедей Пресвятой Богородицы – всегда, неопустительно, по воскресным дням перед поздней литургией служить нараспев по нотам параклис, то есть совершать молебное пение канона Божией Матери. «И если эту заповедь мою исполните, то все хорошо у вас будет, и Царица Небесная не оставит вас. Если же не исполните, то без беды беду наживете», – говорил дивеевским сестрам преподобный Серафим. Параклис – особая служба Пресвятой Богородице. В переводе с греческого слово Παράκλησις означает «усердная молитва», «покорное прошение», «утешение». Параклис совершается священником перед чтимым образом Богородицы. Все молитвословия поются церковным хором. Это пение – умилительное и одновременно торжественное, потому что Матерь Божия олицетворяет Собой всю красоту и славу Церкви, а также близость человеческого рода к Богу.

Религиозная организация «Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник.

Источник

Большие глаза Панагии

В Греции очень почитают Панагию – Пресвятую Богородицу. Греки посвящают Ей множество храмов, монастырей и не устают воспевать хвалу, называя иконы Панагии Портаитисса – Вратарница (Иверская), Гликофилуса – Сладкое Лобзание, Кардиотисса – Сердечная, Спилиотисса – Пещерная, Хрисополитисса – Златоградая, Элеуса – Милосердная, Геронтисса – старица. Всех восхваляющих имен не перечесть.

Корфу – не исключение. На этом небольшом острове около 400 храмов и монастырей, и многие из них посвящены Панагии.

Моя подруга-гречанка, жительница Корфу, как-то спросила меня:

– Ольга, ты когда-нибудь слышала о чтимом жителями Керкиры образе Панагии Мегаломата, что находится в небольшой часовне-параклисе у самого моря?

– Тогда собирайся: я покажу тебе свой любимый храм!

Внезапно капитан увидел сквозь туман ярчайший свет, понял ошибку и спас судно

Керкира, столица острова Корфу, – город небольшой, и через двадцать минут мы уже стояли на берегу моря, где прямо внутри венецианской средневековой крепостной стены, в пещере, находится древний параклис с чудотворным образом XV века Панагии Мегаломаты – Большеглазой, написанным на камне.

Берег в этот час оказался пустынным, в параклисе тоже никого не было, только зажженные лампады и свечи свидетельствовали о том, что сюда приходят верующие в течение дня.

– Мало кто знает об этой часовне, здесь не толпятся туристы и паломники, но место это совершенно необычное! Мне рассказала о нем моя мама (сейчас ей 92 года), а моей маме рассказала эту историю бабушка – так предание передается из уст в уста.

В XV веке к нашему острову подплывал корабль. Стоял сильный туман, и капитан не видел землю, между тем кораблю грозила страшная опасность разбиться о скалы.

Внезапно капитан увидел сквозь туман ярчайший свет, понял ошибку и спас судно и команду. На следующий день он отправился искать источник этого необычно яркого света – и обнаружил на берегу, в пещере, икону Пресвятой Богородицы, изображенную на камне. От нимба Панагии исходило чудесное сияние.

В XVIII веке в пещере устроили небольшую часовню – о ней знают все коренные жители Керкиры. В часовне нет служащего священника, но люди приходят помолиться в тишине.

Мегаломата – икона Фанеромени, то есть Явленная. Никто не рисовал образ – Она явилась Сама

Мегаломата – икона Фанеромени, то есть Явленная. Это означает, что никто не рисовал образ Панагии – Она явилась Сама в ответ на горячую молитву.

В сентябре 1943 года самолеты люфтваффе бомбили Корфу. Во время бомбежек жители Керкиры прятались в тоннелях старинной крепости и пещерной часовне. Среди них – моя бабушка 1899 года рождения и моя мама, которая на тот момент была подростком. Панагия спасла их от гибели.

В 1957 году моя мамочка носила меня под сердцем – и беременность протекала очень тяжело. Мама приходила сюда, в этот параклис, к Панагии Мегаломата, и просила о помощи. После каждой молитвы к Пресвятой Богородице она чувствовала себя лучше, так и смогла выносить дитя. Вымолила меня. У Панагии Мегаломаты (Большеглазой) большие глаза, и это глаза Матери, Которая все замечает, видит все беды и скорби Своих детей, чувствует их Своим Материнским сердцем.

У Панагии Большеглазой большие глаза, глаза Матери, Которая видит все беды и скорби Своих детей

Моя мамочка завещала мне приходить сюда и молиться здесь. Посмотри: в часовне нет ни сторожа, ни охраны – а она украшена цветами, горят свечи. Каждый старается принести что-то в дар Панагии, кто-то вышивает салфетки, кто-то жертвует деньги на храм.

Интересно, что свечи стоят в воде – в знак того, что Панагия заботится о тех, кто в море.

В обычном храме много людей, а здесь тишина: только ты и Панагия.

Источник

Божия Матерь – cтена и ограждение всех верных. Слово на параклисисе Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие во Христе братия и сестры! Собираясь всегда по пятницам в храм Господень и совершая совместное прославление Матери Божией, мы этим самым привлекаем к себе милость Царицы Небесной и подтверждаем непреложность Ее проречения: Се бо, отныне ублажат Мя вен роди ( Лк. 1:48 ). Святая Церковь Христова в ответ на это проречение возносит Божией Матери хвалебные гимны, воспевая: Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево? Кто ли не воспоет Твоего Пречистаго Рождества. (Догматик, глас 6-й), ибо из Нее произошел Избавитель мира, Солнце Правды, Христос Бог наш.

Никто не знал, как исправить природу человека и возвести ее в первоначальное достоинство. Ни естественный закон, ни писаный, ни вещания посланников Божиих не в силах были уврачевать язву человеческую. Болезнь человеческого рода мог уврачевать только Тот, Кто сотворил человека и Кем все существует – Господь Бог. Но для этого надо было Богу воплотиться и прославить обесславленное в Адаме наше естество. И вот Премудрый и Милостивый Бог избирает сосуд из нашего естества, украшает его, словно великолепный храм, и Сам в него вселяется, чтобы примирить с Отцом человечество. Вот этому-то величайшему таинству соединения Слова с нашей плотию и послужила Пречистая Дева Мария, Которая вместила в Себя Невместимого и родила Искупителя мира, Спасителя и Бога, Господа Иисуса Христа. Творец Адама соделался новым Адамом, чтобы спасти древнего.

Преславная Дева, избранная Богом послужить таинству воплощения Сына Божия, предуказана была еще в Ветхом Завете, и Священное Писание именует Ее многими именами, указуя на Ее добродетели и на ту радость, какую Она принесет вселенной. При внимательном чтении Писания можно найти повсюду рассеянные пророчества с указанием на Пресвятую Богородицу, и если собрать их воедино, то можно ясно понять, какую славу приняла от Бога Пречистая Дева. Патриарх Иаков указал Ее в Леторосли, от которой должен произойти его славный Потомок. Святой пророк Исаия, провидя Ее, называет Ее Садом, Девою, Главою книги, и притом, запечатленной. Святой пророк Иезекииль называет Ее Вратами затворенными, обращенными на восток, которыми пройдет только один Бог. Святой пророк Даниил называет Ее Горою великою, святой пророк Аввакум – Горою приосененною, а святой пророк и псалмопевец Давид – Горою тучною, Горою усыренною, в которую благоволил вселиться Бог. Святой пророк Захария именует Ее Златым Светильником, украшенным семью лампадами. В других местах Священного Писания Она называ­ется Лествицею Иакова, Жезлом Аарона, Коренем Иессея, Купиною Неопалимою, Святою Трапезою, Жертвенником, Златою Кадильницею, Святая Святых, Скрижалями Завета, Херувимом Славы и многими иными именами.

Через эту-то Святую Деву и принесена была в мир радость. Эта Дева соделалась посредницей между величием Божиим и нашим ничтожеством, послужив началом светлого снисхождения Божия к людям. А после Своего преславного Успения Она, окруженная небесною славой, с ликами святых ангелов, предстала пред учениками Господними, как всесильная Помощница и Молитвенница пред Престолом Сына Своего и Бога за всех, с верою и любовию к Ней прибегающих и требующих Ее помощи. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, – взывает к Божией Матери Церковь Христова во все времена, прося Ее покрова и заступления. Она теперь соделалась надежным пристанищем для всех ищущих спасения.

Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Когда праведнейший Мздовоздаятель восхотел наказать весь мир водами потопа, тогда оставил для всех видов животных одно средство спасения – Ноев ковчег. Кто не находился в нем, погиб в водах, а все, что вошло в него к патриарху Ною, спаслось от смерти. Равным образом Тот же нелицеприятный Судия, определив по кончине мира наказать грешных огненным потопом, дал всему человеческому роду одно надежное и спасительное прибежище – Пречистую Деву Марию, ныне над нами простирающую омофор милосердия. Всякий, притекающий под покров Ее, может спастись, а не желающий прибегнуть под этот покров, непременно будет погружен с диаволом в вечноогненное озеро».

Пречистую Деву Господь даровал Своей Церкви главною охраной верующих. Все земные цари для защиты своих подданных от нашествия иноплеменников строят города, ограждая их высокими стенами; так и Небесный Царь создал для Своих людей великий город, чтобы в этом городе, защищенном крепкою стеной, могли укрываться от нападений злобного демона Его рабы. Господь, утвердивший Вселенную, устроил в ней и город Церкви, Который не могут одолеть врата ада, потому что этот город утвержден на краеугольном Камне, который есть Сам Христос Бог; точно так же и стена этого города есть Преблагословенная Дева Мария, несокрушимая никакими адскими силами. Она есть стена для христиан, ограждение от всех враг видимых и невидимых. Темные духи от Ее крепости и силы исчезают, как дым от огня; также и видимые враги от Ее могущества обращаются в бегство или смиряются, или совершенно побеждаются.

Кроме всего этого, Она есть стена и от гнева Божия, ибо защищает от него молящихся Ей, удерживает Своими молитвами праведный гнев Божий и пременяет его на милость. Таково попечение и такова любовь Матери Божией к человеческому роду. По свидетельству Церковной истории, Преблагословенная Дева Мария на протяжении двадцати веков существования христианской Церкви принимает самое непосредственное участие в судьбах как ее, так и каждого верующего. Она являлась верующим наяву, являлась и во сне, давая им нравственные наставления, предуказывая будущие события, ободряя, укрепляя, утешая их. Так, например, преподобные Сергий Радонежский и Афанасий Афонский лично слышали от Нее предсказания о светлом будущем основанных ими монастырей. Преподобному Сер­гию Божия Матерь возвестила: «Твоя молитва об учениках и обители твоей услышана. Не скорби, потому что отныне она будет всем изобиловать. Я буду неотступно в обители твоей, сохраняя и покрывая ее». Преподобный Афанасий принял от Нее такую заповедь: «Не оставляй своего уединения. Я тебе помогу. Все нужное будет тебе дарова­но с изобилием. Твоя Лавра прославится между всеми обителями Афона».

Матерь Божия заботится о христианском роде и вникает в нужды верующих даже до самого малейшего – так возлюбила Она усыновленных Ей Самим Господом христиан. Любя верующих, Она не оставляет их и без Своего заступления и благодатной помощи, для чего явила и являет на земле православному народу Свои иконы, чрез которые Сама утешает и исцеляет всех скорбящих и несчастных, с верою к Ней прибегающих. Более двухсот чудотворных Своих икон послала Она на землю страждущим людям, врачуя все болезни и изливая токи Своей милости.

Возлюбленные во Христе братия и сестры, все эти примеры свидетельствуют о том, что Богоматерь безмерно любит к Ней прибегающих и надеющихся на Ее помощь. Наш христианский долг – чтить и прославлять Богоматерь и всегда Ее благодарить за Ее великие щедроты и милости, оказанные нам и всему роду человеческому. Мы с вами должны быть особенно благодарны Божией Матери за то, что до сего времени сохраняемся Ею и ныне сподобились чести пребывать на церковной молитве в том храме, где ступали святые стопы Царицы Небесной и где покоятся мощи угодника Божия преподобного Сергия. Будем же чтить Пресвятую Деву, и всегда прибегать к Ней со своими скорбями, и славословить Ее, воспевая: Радуйся, Заступнице усердная рода христианского, радуйся, Радосте наша, по- крый нас от всякого зла честным Твоим омофором. Аминь.

Источник: «Российский писатель». Москва 2003

Источник

ПАРАКЛИС ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

Что такое параклисис в православии. Смотреть фото Что такое параклисис в православии. Смотреть картинку Что такое параклисис в православии. Картинка про Что такое параклисис в православии. Фото Что такое параклисис в православии Параклис ис — особая служба Пресвятой Богородице, не имеющая определенных временных рамок, обычно совершается вечером и всегда посвящена Матери Божией.

Параклис ис (от греч. Παράκλησις – усердная молитва; утешение) состоит из канона и акафиста Пресвятой Богородице. Все молитвословия поются церковным хором. Параклис (Параклисис) — отдельная служба, служится священником перед чтимым образом Богородицы.

Это пение — умилительное и одновременно торжественное, потому что Матерь Божия олицетворяет собой всю красоту и славу Церкви, а так же близость человеческого рода к Богу.

Служба параклисиса Пресвятой Богородице состоит из молитвенных прошений о получении утешения и мужества. Его следует читать во время искушений, упадка духа, или болезни. Особым образом его читают на протяжении двух недель Успенского поста, который завершается большим торжеством — праздником Успения Пресвятой Богородицы — 28 августа.

Параклис ис совершают в храмах для укрепления людей в вере, чтобы молитвами Богородицы достойно завершить прохождение поста. В эти дни многие верующие стараются посетить это Богослужение.

Наши предки питали твердую и глубокую веру в небесное предстательство Богоматери и часто обращались к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях с теплой и усердной молитвой. И Матерь Божия не оставляла их веру тщетной, подавая скорую помощь как всему русскому православному народу в целом, так и каждому просящему – по его вере.

«Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся»,– с такими молитвенными чувствами Церковь всегда обращается к Той, Которая по благодати Божией стала Покровительницей всего мира и каждой в отдельности христианской души. В тяжелые, скорбные для души минуты, когда она подвергается какому-либо греховному искушению, она особенно нуждается в милости и в светлой надежде на помощь.

Вот что пишет митрополит Вениамин (Федченков) в своей книге «Промысел Божий в моей жизни»:

ПАРАКЛИСИС. Этим греческим словом называется молебен Божией Матери (напечатан в Часослове: «Многими содержим напастьми», поемый в скорбях).

Однажды, это было в Крыму (около 1917г.) — у меня сложились очень трудные обстоятельства, и я не видел исхода из них. Поэтому я открыл Часослов и начал читать параклисис Богородице. И не успел я прочесть еще и половину канона, как пришли люди, и все выяснилось совершенно благополучно.

Случай, по-видимому, очень простой. Но для меня он был неожиданным, чудесным. И притом молился я немного, минут пять. Милостива Царица Небесная!

Канон «Многими содержимь напастьми…» или «Параклисис», что значит «Утешение» (параклитикос – утешительный; катаниктикос – умилительный), написан монахом Феостириктом Медикийским, учеником святого Никиты Исповедника. И учитель, и ученик много пострадали в эпоху иконоборчества, защищая почитание святых икон.

Около 830 г. инок Феостирикт описал житие своего учителя, в котором ярко показал подвиги и страдания своего наставника и других иноков-исповедников. Дата кончины преподобного отца нам неизвестна. В богослужебных книгах, и греческих, и славянских, имя Феостирикта надписывается перед каноном, который читается или поется на повечерии во вторник 8-го гласа.

Существует устное предание, что сам инок Феостирикт страдал унынием, которое томило его временами весьма сильно. Потому и написанный им канон очень помогает тем, кто скорбит, печалится и унывает в тех или других обстоятельствах. Чтение канона помогает скоро и легко выйти из греховного состояния.

Текст канона прост и доступен пониманию каждого молящегося. Безыскусственность и смиренная горячая молитва скорбящего инока, краткость и легкость пения тропарей канона делают его особенно любимым в наше трудное время. Канон многим помогает обрести утешение и помощь Заступницы Усердной рода христианского.

Протоиерей Сергий Правдолюбов

Что такое параклисис в православии. Смотреть фото Что такое параклисис в православии. Смотреть картинку Что такое параклисис в православии. Картинка про Что такое параклисис в православии. Фото Что такое параклисис в православииБогослужение Дивеевской обители сохраняет особенный устав прп. Серафима: по воскресениям поется Параклис (канон Пресвятой Богородице ) нараспев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *