Что такое парад суверенитетов какова его цель

Что такое парад суверенитетов какова его цель

«Конец эпохи» – это проект РИА «Воронеж», в котором мы вспоминаем о развале СССР и событиях, которые ему предшествовали. Попробуем понять, почему многие наши земляки даже 30 лет спустя считают те годы самым трудным временем своей жизни.

В прошлом выпуске мы рассказали, какие настроения царили в коридорах воронежской власти накануне августовского путча 1991 года и как пережил эти непростые дни Воронеж. Сегодня вспомним о параде суверенитетов, политическом явлении, которое многие политологи называют предвестником развала СССР.

Парад суверенитетов – это конфликт, возникший между центром СССР и союзными республиками. Причиной его возникновения послужило установление верховенства региональных законов над союзными, что нарушало Конституцию СССР и означало разрушение правового поля Союза, как следствие – фактическое, но не юридическое образование новых государств.

Первой республикой, которая заявила о независимости, стала Эстонская ССР. В ноябре 1988 там была принята Декларация о государственном суверенитете. Кроме приоритетности внутриреспубликанских законов над всесоюзными, в ней также говорилось о требовании пересмотреть статус Эстонии в составе Советского Союза. В следующем, 1989 году, о независимости заявили Литовская, Латвийская и Азербайджанская республики, за ними потянулись и другие.

В июне 1990-го суверенитет провозгласила Молдавская ССР, взяв курс на сближение с Румынией. Когда о независимости заявили уже десять республик, всем, кто более-менее следил за политикой, стало очевидно, что в стране намечаются перемены. Плохие или хорошие – никто спрогнозировать не мог. Все были в ожидании.

В январе 1991 года в Прибалтике начались антисоветские противостояния, были жертвы.

Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть фото Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть картинку Что такое парад суверенитетов какова его цель. Картинка про Что такое парад суверенитетов какова его цель. Фото Что такое парад суверенитетов какова его цель

Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть фото Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть картинку Что такое парад суверенитетов какова его цель. Картинка про Что такое парад суверенитетов какова его цель. Фото Что такое парад суверенитетов какова его цель

Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть фото Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть картинку Что такое парад суверенитетов какова его цель. Картинка про Что такое парад суверенитетов какова его цель. Фото Что такое парад суверенитетов какова его цель

Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть фото Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть картинку Что такое парад суверенитетов какова его цель. Картинка про Что такое парад суверенитетов какова его цель. Фото Что такое парад суверенитетов какова его цель

Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть фото Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть картинку Что такое парад суверенитетов какова его цель. Картинка про Что такое парад суверенитетов какова его цель. Фото Что такое парад суверенитетов какова его цель

Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть фото Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть картинку Что такое парад суверенитетов какова его цель. Картинка про Что такое парад суверенитетов какова его цель. Фото Что такое парад суверенитетов какова его цель

Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть фото Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть картинку Что такое парад суверенитетов какова его цель. Картинка про Что такое парад суверенитетов какова его цель. Фото Что такое парад суверенитетов какова его цель

Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть фото Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть картинку Что такое парад суверенитетов какова его цель. Картинка про Что такое парад суверенитетов какова его цель. Фото Что такое парад суверенитетов какова его цель

Но весь накопленный потенциал стал сыпаться как карточный домик с приходом к власти Горбачева, который провозгласил новую политику, новый вектор развития как своей страны СССР, так и стран соцлагеря. Это была ярко выраженная либеральная политика, поворот в сторону капиталистических отношений, явный вектор на сближение с Западом. Были объявлены перестройка и гласность. Лично я отлично помню этот переломный момент. И не могу сказать, что советскими людьми этот процесс был воспринят в штыки. Скорее наоборот – это был свежий ветер. Стали появляться новые телепередачи, например, легендарная программа «Взгляд», газеты и журналы, публиковавшие интересные исторические, художественные и документальные материалы, находившиеся ранее под официальным запретом. Пришла новая мода на одежду, прически, повсеместно стали создаваться музыкальные рок-клубы, ранее тоже находившиеся под запретом. Новая музыка, новая жизнь, новый, свежий воздух! И это был целый поток новой информации! Особенно для молодых людей, которые считали перестройку прорывом. Но, к огромному сожалению, первоначальная эйфория сменилась экономическим коллапсом, который стал отчетливо проявляться в 1987 году, а к 1991-му достиг своего апогея. В итоге, ящик Пандоры, который был открыт Горбачевым в середине 1980-х, привел к необратимым последствиям: выходу стран Восточной Европы из социалистического лагеря, крушению экономики СССР, выходу советских республик из состава СССР и крушению собственно Советского Союза, – добавил Александр Шакин.

О слабости Михаила Горбачева как политика говорит и политолог Александра Глухова.

Источник

Парад суверенитетов

Пара́д суверените́тов (1988—1991 гг.) — конфликт республиканского и союзного законодательства, связанный с объявлением приоритета республиканских законов над союзными.

Содержание

Хронология принятия деклараций о суверенитетах союзных республик

РеспубликаПровозглашение суверенитетаПровозглашение независимостиПровозглашение выхода из СССРНезависимость де-юре
Эстонская ССР
с 8 мая 1990:
Эстонская Республика
16 ноября 198820 августа 199120 августа 19916 сентября 1991 [1]
Литовская ССР
с 11 марта 1990:
Литовская Республика
18 апреля 198911 марта 199011 марта 19906 сентября 1991 [2]
Латвийская ССР
с 4 мая 1990:
Латвийская Республика
28 июля 198921 августа 199121 августа 19916 сентября 1991 [3]
Азербайджанская ССР
с 19 ноября 1990:
Азербайджанская Республика
23 сентября 198930 августа 199130 августа 199126 декабря 1991 [4]
Грузинская ССР
с 15 ноября 1990:
Грузинская Республика
26 мая 19909 апреля 19919 апреля 199126 декабря 1991 [4]
РСФСР
с 25 декабря 1991:
Российская Федерация
12 июня 199012 декабря 199112 декабря 199126 декабря 1991 [4]
Узбекская ССР
с 31 августа 1991:
Республика Узбекистан
20 июня 199031 августа 1991.26 декабря 1991 [4]
Молдавская ССР
с 23 мая 1991:
Республика Молдова
23 июня 199027 августа 199127 августа 199126 декабря 1991 [4]
Украинская ССР
с 24 августа 1991:
Украина
16 июля 199024 августа 199124 августа 199126 декабря 1991 [4]
Белорусская ССР
с 19 сентября 1991:
Республика Беларусь
27 июля 1990 [5]25 августа 1991 [6]8 декабря 199125 августа 1991 [7]
Туркменская ССР
с 27 октября 1991:
Туркменистан
22 августа 199027 октября 199127 октября 199126 декабря 1991 [4]
Республика Армения [8]24 августа 199021 сентября 199123 сентября 199126 декабря 1991 [4]
Таджикская ССР
с 9 сентября 1991:
Республика Таджикистан
24 августа 19909 сентября 19919 сентября 199126 декабря 1991 [4]
Казахская ССР
с 10 декабря 1991:
Республика Казахстан
25 октября 199016 декабря 199116 декабря 199126 декабря 1991 [4]
Республика Киргизия [9]
с 30 августа 1991:
Республика Кыргызстан
15 декабря 199031 августа 199131 августа 199126 декабря 1991 [4]

Декларация о суверенитете РСФСР

Парад суверенитетов в РСФСР

С августа по октябрь 1990 года происходит «парад суверенитетов» автономных республик. Принята декларация о государственном суверенитете Карельской АССР (9.08.1990), провозглашен государственный суверенитет Коми АССР (11.10.1990), Татарской АССР (31.08.1990), Удмуртской и Якутской-Саха АССР (27.09.1990), Чукотского автономного округа, Адыгейской АО (Адыгейской АССР) (05.10.1990), Бурятской АССР (07.10.1990), Башкирской АССР (11.10.1990), Калмыцкой АССР (19.10.1990), Марийской АССР (22.10.1990), Чувашской АССР (24.10.1990), Ямало-Ненецкого (17.10.1990) автономного округа, Горно-Алтайской АО (Горно-Алтайской АССР) (25.10.1990) Иркутской области (26.10.1990) и т. д.

В этих и других документах того периода республики провозглашались носителями суверенитета. При этом, однако, вопрос о полной государственной независимости и выходе из состава РСФСР, как правило, не ставился, отношения с федеральным центром предполагалось урегулировать путем заключения с ним в дальнейшем договоров.

19 августа подписание начального договора о создании ССГ было сорвано ГКЧП при попытке отстранения М. С. Горбачева с поста президента СССР. 12 декабря подписываются беловежские соглашения и вместо государства-конфедерации — ССГ (по одному из проектных союзных договоров туда должны были войти и республики из состава РСФСР) создается Содружество Независимых Государств.

7 февраля 1992 года в связи с попыткой депутатов Верховного Совета Республики Карелия поставить в повестку дня очередной сессии вопрос о возможности выхода Республики Карелия из состава России Петрозаводский городской Совет народных депутатов принял обращение к Верховному Совету Республики Карелия и жителям Петрозаводска, в котором заявил, что «выход Республики Карелия из состава России и создание ещё одного независимого государства — Карелия — невозможен». Вместе с тем, Петрозаводский городской Совет народных депутатов признал правильным курс на разграничение компетенций между Россией и Карелией и закрепление на этой основе экономической самостоятельности республики. [16] В дальнейшем в Карелии неоднократно принимались законы, которые определяли изъятия и дополнения положений федеральных законов. [17]

31 марта 1992 года республики Российской Федерации, за исключением Татарстана и Чечни, подписали обновленный федеративный договор.

В апреле 1992 года Vl съезд народных депутатов Российской Федерации трижды отказался рассматривать вопрос о ратификации беловежского соглашения и об исключении из текста конституции РСФСР упоминание о конституции и законах СССР. [18] [19]

25 декабря 1993 года вступила в силу принятая на всенародном голосовании Конституция Российской Федерации, которая не содержала упоминания о Конституции и законах Союза ССР. Статьей 4 принятой конституции было установлено, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а федеральные законы имеют на всей ее территории верховенство. Конституцией была установлена возможность заключения договоров о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, однако устанавливалось, что в случае несоответствия положений этих договоров, а также ранее заключенного Федеративного договора положениям Конституции Российской Федерации действуют положения Конституции (пункт 1 Раздела II Конституции Российской Федерации).

В дальнейшем при оценке тех или иных положений законодательства различных субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации Конституционный суд Российской Федерации неоднократно констатировал конституционно-правовую невозможность и незаконность «двухъярусного суверенитета» Российской Федерации и ее субъектов. Так, в частности, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“», указывается:

Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя (статья 4, часть 1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, является ее многонациональный народ (статья 3, часть 1), который, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию Российской Федерации (преамбула). Суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус. Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации связывает суверенитет Российской Федерации, ее конституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия республик, находящихся в составе Российской Федерации, не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа — носителя и единственного источника власти в Российской Федерации, который, реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройств. Содержащееся в Конституции Российской Федерации решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом. По смыслу преамбулы, статей 3, 4, 5, 15 (часть 1), 65 (часть 1), 66 и 71 (пункт «б») Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, республики как субъекты Российской Федерации не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства, — даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным.

Конституция Российской Федерации, определяя в статье 5 (части 1 и 4) статус перечисленных в статье 65 (часть 1) республик как субъектов Российской Федерации, исходит из относящегося к основам конституционного строя Российской Федерации и, следовательно, к основам конституционного строя республик принципа равноправия всех субъектов Российской Федерации, в том числе в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Признание же за республиками суверенитета, при том что все другие субъекты Российской Федерации им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов Российской Федерации, сделало бы невозможным его осуществление в принципе, поскольку субъект Российской Федерации, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством. Следовательно, использование в статье 5 (часть 2) Конституции Российской Федерации применительно к установленному ею федеративному устройству понятия «республика (государство)» не означает — в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 года — признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера. [20]

В связи с этим содержавшиеся ранее в конституциях ряда республик в составе России положения, указывающие на их суверенитет, к настоящему моменту практически повсеместно удалены.

Источник

Парад суверенитетов. Как 29 лет назад пытались спасти СССР

Подписание нового союзного договора стало последней попыткой сохранить единое государство, реформировав его в соответствии с новыми принципами. Каким должен был стать Союз Суверенных Государств, вспоминает Лайф.

Фото © Христофоров Валерий/Фотохроника ТАСС

12 июня отмечается День России. 29 лет назад в этот день была принята декларация о суверенитете РСФСР. После распада СССР эта дата стала государственным праздником.

Декларация РСФСР считается важнейшим звеном так называемого парада суверенитетов, который в конечном счёте привёл к крушению союзного государства. Но в промежутке между этим парадом нелояльности союзному центру и распадом советского государства была предпринята последняя попытка спасения Союза. И если бы она оказалась успешной, на карте мира вместо СССР появился бы Союз Суверенных Республик.

Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть фото Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть картинку Что такое парад суверенитетов какова его цель. Картинка про Что такое парад суверенитетов какова его цель. Фото Что такое парад суверенитетов какова его цель

Фото © Норман Эрих / Фотохроника ТАСС

Попытки создания нового государства, основанного на принципиально иных началах, стали ответом на демонстративную нелояльность республиканской номенклатуры, которая ширилась по мере развития перестройки. На словах элиты союзных республик клялись в верности заветам Ильича и поддерживали перестройку, но на деле взяли курс на независимость.

Пионерами выступили прибалтийские республики, провозгласившие суверенитет (но пока ещё не независимость) к 1989 году. Силовое решение конфликта между центром и окраинами было теоретически возможно, но по ряду причин неприемлемо, надо было искать какое-то компромиссное решение. В качестве возможного варианта решения проблемы рассматривалось подписание нового союзного договора, отвечавшего веяниям времени.

Важной составляющей перестройки были постоянные апелляции к ленинским принципам, которые провозглашались непогрешимыми. Но за почти 70 лет своего существования СССР превратился в государство, весьма отдалённо напоминавшее то, каким оно изначально задумывалось вождём пролетариата. Поэтому всё большую популярность набирала идея подписания нового союзного договора, который устранит все возникшие перекосы и недоразумения, накопившиеся за несколько десятилетий.

Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть фото Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть картинку Что такое парад суверенитетов какова его цель. Картинка про Что такое парад суверенитетов какова его цель. Фото Что такое парад суверенитетов какова его цель

Фото © Дмитрий Соколов и Валентин Соболев /Фотохроника ТАСС

16 мая 1990 года в Большом Кремлевском дворце открылся первый Съезд народных депутатов РСФСР, имевший историческое значение. После долгой и упорной борьбы с незначительным перевесом голосов и только с третьей попытки съезду всё же удалось избрать председателем Бориса Ельцина.

Это произошло 29 мая. А уже 12 июня съезд проголосовал за Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Она не провозглашала независимость, однако устанавливала приоритет республиканских законов над союзными.

Декларация РСФСР породила новую политическую реальность, вслед за ней о своём суверенитете объявили все остальные союзные республики и даже многие автономии. Теперь оставалось только два варианта: либо окончательно разойтись, либо попытаться договориться о проживании в общем доме по новым правилам. И союзный центр предпринял последнюю попытку спасти государство.

Союз нерушимый республик суверенных

Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть фото Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть картинку Что такое парад суверенитетов какова его цель. Картинка про Что такое парад суверенитетов какова его цель. Фото Что такое парад суверенитетов какова его цель

Фото © Чумичев Александр / Фотохроника ТАСС

В декабре 1990 года Верховный совет одобрил идею Горбачёва о концепции нового союзного договора, который был призван заменить заключённый ещё в 1922 году. Горбачев также настоял на проведении всесоюзного референдума о сохранении СССР, который должен был добавить легитимности его идее.

17 марта 1991 года состоялся первый и последний в истории СССР референдум. Латвия, Литва, Эстония, Армения, Грузия и Молдова не участвовали в голосовании, поскольку взяли курс на независимость и разрыв связей с СССР. 76,4% участников проголосовали за сохранение Союза как обновлённой Федерации.

В апреле 1991 года в Ново-Огарёво начались обсуждения нового Союзного договора, в которых под председательством Горбачёва участвовали лидеры союзных республик и автономий. Переговоры были весьма напряжёнными, поскольку взгляды сторон на будущий Союз не совпадали даже в мелочах. Не было единства даже в том, как именно будет называться новое государство. Одни выступали за прежнее название, другие — за Союз Суверенных Государств.

Но главные споры развернулись вокруг денег и полномочий. Союзный центр хотел получать значительную часть налогов от республик для наполнения союзного бюджета, республики хотели оставлять деньги у себя, передавая в общий бюджет лишь небольшую фиксированную часть доходов. Лидеры автономий требовали себе равных прав с республиками и настаивали на вхождении в обновлённый Союз в качестве самостоятельных суверенных единиц, а не в составе республик.

Каким должно было стать новое государство

Источник

«Два десятка президентов» 30 лет назад регионы России один за другим объявляли о независимости. Чего и как они добивались?

30 лет назад российские регионы один за другим объявляли о своем суверенитете. Реальной независимости, как Украина или Белоруссия, никто из них не получил, но внутренний «парад суверенитетов», казалось, действительно мог привести к тому, что вслед за СССР развалится и Россия. Хотели ли этого элиты регионов, какие цели они преследовали на самом деле, почему на Кавказе полилась кровь, а другие республики приобретали богатства и статус и почему больше десятка президентов остались в подчинении у президента России — в материале «Ленты.ру».

Небо в алмазах

Свой 19-летний суверенитет Якутская-Саха ССР получила 27 сентября 1990 года, спустя примерно месяц после знаменитого заявления Бориса Ельцина «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить», вслед за Бурятской ССР. В декларации Якутии говорилось, что «статус автономной республики ограничивает ее суверенные права, не соответствует основополагающим принципам правового государства, стал тормозом социально-экономического развития республики». В итоге регион объявил себя «равноправным субъектом РСФСР и Союза ССР». Так на карте России появился один из многих суверенных регионов.

Хотя термин «суверенитет» означает по сути независимость, но, в отличие от Чечни, такие регионы, как Якутия, не собирались становиться самостоятельными государствами, и ситуация стала парадоксальной.

«Надо сказать, что подобные декларации противоречили самому пониманию термина «суверенитет», — отметил в беседе с «Лентой.ру» заведующий кафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, заместитель декана факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор исторических наук, профессор Александр Полунов. — Суверенитет неразделен: либо он есть, либо его нет. Нужно также отметить, что в большинстве новоиспеченных республик были введены посты президента (сейчас они, как правило, именуются главами республик). Таким образом в России возникло два десятка президентов: президент Российской Федерации и президенты республик».

Однако в 1990-е годы эта странная дихотомия, судя по всему, мало кого волновала. Страна стремительно менялась, люди в большей степени были заняты банальным выживанием, и им было не до политической философии.

Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть фото Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть картинку Что такое парад суверенитетов какова его цель. Картинка про Что такое парад суверенитетов какова его цель. Фото Что такое парад суверенитетов какова его цель

Ельцин выступает перед работниками оленеводческого совхоза «Саскылах» в Якутии, 2 января 1990 года

Фото: Борис Бабанов / РИА Новости

В Якутии 1990-е годы, как и везде по стране, выдались динамичными и нелегкими. Многие бросились торговать чем ни попадя. Журналистка Нинель Гусева вспоминала, что на пересечении двух центральных улиц Якутска тогда возник стихийный рынок, который горожане прозвали «Арбатом» — за то, что там продавали буквально все. По ее словам, местные жители готовы были покупать даже окурки.

Какие регионы РСФСР провозгласили суверенитет:

20 июля 1990 года — Северо-Осетинская АССР

9 августа 1990 года — Карельская АССР

29 августа 1990 года — Коми АССР

30 августа 1990 года — Татарская АССР

20 сентября 1990 года — Удмуртская АССР

27 сентября 1990 года — Якутская АССР

8 октября 1990 года — Бурятская АССР

11 октября 1990 года — Башкирская АССР

18 октября 1990 года — Калмыцкая АССР

22 октября 1990 года — Марийская ССР (сейчас регион называется Республика Марий Эл)

24 октября 1990 года — Чувашская АССР

25 октября 1990 года — Горно-Алтайская автономная область (сейчас регион называется Республика Алтай)

27 ноября 1990 года — Чечено-Ингушская АССР

12 декабря 1990 года — Тувинская АССР

18 октября 1991 года — Ямало-Ненецкий автономный округ

«Таким образом предприимчивые подростки давали курильщикам возможность попробовать дефицитные импортные сигареты. Они собирали бычки от Marlboro, Lucky Strike, Pall Mall, More и продавали их мелкооптовыми партиями — в трехлитровых банках», — пояснила журналистка.

Во второй половине 1990-х в республике, где, как и по всей стране, не хватало денег, появилось новое платежное средство — товарные талоны номиналом 50, 100, 250 и 500 тысяч рублей, еще старых, неденоминированных. Многим платили ими зарплату или хотя бы часть зарплаты. Теоретически «сахарики», как прозвали их местные жители, принимались по всей республике как платежное средство по своей номинальной стоимости. Однако на деле заплатить ими можно было только за свет, телефон и коммуналку — в магазинах этот заменитель денег брали неохотно, зачастую по заниженному курсу. Обналичить же талоны могли только люди с хорошими связями. «Сахарики», впрочем, просуществовали чуть больше года и исчезли.

Важнейшим же в экономической сфере последствием провозглашения суверенитета стал переход предприятий региона под контроль местных властей. Это произошло в августе 1991 года, за неделю до того, как в Москве грянул августовский путч. Тогда президиум Верховного Совета Якутии первым среди бывших автономий объявил, что вся местная промышленность — алмазная, золотодобывающая и газовая — переходит в собственность республики.

Именно экономическая мощь становилась основным козырем всех «суверенных» российских регионов во взаимоотношениях с центром, который в 1990-е еще не оправился от политических потрясений, связанных с распадом СССР, и толком не выстроил политику взаимоотношений с субъектами федерации. И чем мощнее была экономика проявлявшего самостоятельность региона, тем тверже звучал голос его руководителя в Москве. Так, например, власти Татарстана — одного из наиболее суверенных регионов — в те годы пытались ввести таможенные пошлины для поездов, следующих через территорию республики.

«У Якутии позиции были слабее [чем у Татарстана]. Во-первых, потому, что титульный этнос — якуты — были сравнительно небольшой частью населения, — рассуждает в беседе с «Лентой.ру» политолог Дмитрий Орешкин, создатель аналитической группы «Меркатор». И во-вторых, для них скорее были характерны традиционные занятия — скотоводство и так далее. А в городах преобладали все-таки русские. Поэтому в Якутии было труднее мобилизовать националистическую составляющую, чем, скажем, в Татарстане или в Чечне»

В политической сфере Якутия старалась не отставать от других суверенных национальных республик России. Вслед за декларацией о государственном суверенитете 1990 года были приняты ряд законодательных актов, закреплявших провозглашенные в ней принципы. В 1991 году вышел закон «О государственном статусе Якутской-Саха Советской Социалистической Республики», который предусматривал право на гражданство республики, на создание собственной правовой системы, а также на самостоятельное определение отношений республики с Россией, СССР и иностранными государствами. Также Якутия наделила себя правом самостоятельно выбирать государственный строй и государственный язык.

Кроме того, вмешиваться во внутренние дела республики стало невозможно без соглашения с Верховным Советом Якутии. Тогда же Якутская-Саха ССР получила новое название — Республика Саха (Якутия).

Все вышеперечисленное — атрибуты независимого, суверенного государства, а не региона. Чтобы это не слишком походило на объявление независимости, часть полномочий республика все же согласилась передать органам власти РСФСР и СССР. Эти полномочия предполагалось разграничить при заключении договоров с Москвой. Незадолго до распада Советского Союза, в октябре 1991 года, был учрежден пост президента Якутии. Первым его занял Михаил Николаев, который провел на этой должности более десяти лет.

Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть фото Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть картинку Что такое парад суверенитетов какова его цель. Картинка про Что такое парад суверенитетов какова его цель. Фото Что такое парад суверенитетов какова его цель

Фото: Александр Лысков / РИА Новости

Именно он подписывал с Борисом Ельциным соглашение по экономическим вопросам, согласно которому республика получила право оставлять себе 11,5 процента золота, 20 процентов ювелирных алмазов и 100 процентов технических алмазов.

После этого 31 марта 1992 года был подписан федеративный договор. А спустя четыре дня Якутия приняла собственную конституцию, согласно которой провозгласила право на формирование собственной армии, распоряжение своими недрами и ресурсами, а также фактически ввела на части своей территории визовый режим с Россией: в 11 из 34 районов республики (которые получили название улусов) был установлен особый режим въезда, регистрации и пребывания. Граждане, не являющиеся жителями республики, должны были для въезда туда предъявить пропуск, выданный на основании приглашения жителя Якутии или предприятия, зарегистрированного на территории закрытых районов.

«В конституции республик был введен ряд положений, противоречащих федеральным нормам, — поясняет Александр Полунов. — Некоторые республики прописали право вводить чрезвычайное положение на своей территории. Кто-то включил норму о том, что призывники из данной республики могут служить только на ее территории, кто-то — положение о праве проводить самостоятельную внешнюю политику и строить самостоятельные внешнеэкономические отношения. Некоторые республики, более мощные в экономическом плане, пытались это осуществлять на практике»

Однако после 2000 года, когда Ельцин ушел, делать это становилось все труднее. Москва явно не собиралась мириться с излишней самостоятельностью регионов, и процесс, запущенный «парадом суверенитетов», пошел вспять. В Якутии это вылилось в долгое противостояние местных элит с центром, который планомерно боролся за исключение из республиканской конституции положений, противоречащих Основному закону России.

В 2002 году место отказавшегося участвовать в новых выборах Николаева занял Вячеслав Штыров, которого считали ставленником Москвы. Однако на деле при нем борьба за «сохранение суверенитета» в республиканской конституции продолжалась вплоть до 2009 года, когда точку в истории независимой Якутии (а также Татарстана, Башкортостана и Тывы) поставил Конституционный суд России.

Большая Уральская Республика

«Эпоха суверенитета» получилась в разных российских регионах очень неодинаковой. Якутия, безусловно, была не самой суверенной республикой. Наиболее яркие примеры — уже упомянутые Татарстан и Чечня.

«Татарстан некоторыми зарубежными странами воспринимался как самостоятельное государство. Во всяком случае, в ряде мусульманских стран президента Татарстана принимали по протоколу, который положен для главы самостоятельного государства, а не для главы региона, кем он являлся на самом деле. Это были Египет и, кажется, Турция. Кроме того, практиковалось учреждение представительств Татарстана в зарубежных государствах, заключение с этими государствами соглашений, которые касались не только экономического и культурного сотрудничества, но и затрагивали политические вопросы», — рассказывает профессор Полунов

Там, где не было мощной экономической базы, местные элиты искали другие козыри, боролись за провозглашенный суверенитет по-своему. Так было в Чечне, но куда меньше людей знают про суверенную Тыву, элита которой, как отмечают эксперты, стояла против центра за счет своей сплоченности — этот регион стал российским только в 1914 году, покинув состав Китая и попросив у Российской империи протекторат.

«В Чечне же играли роль чрезвычайно тяжелые воспоминания о сталинских временах, поэтому к управлению Москвой они были настроены весьма критично. А в Якутии такого в общем-то не было. То есть позиции для жесткого отстаивания суверенитета у Якутии были слабее, чем у Татарстана, Башкортостана и даже того образования, которое называлось Ичкерией», — рассуждает Дмитрий Орешкин

Все эти регионы объединяло то, что они относятся к национальным субъектам в составе России, которые, по сути, являются формирующимися национальными государствами, двигающимися по тому пути, который уже прошли бывшие союзные республики, покинувшие СССР при первой возможности.

Интересно, что постсоветская «эпоха суверенитета» затрагивала и русские регионы. Один из наиболее ярких примеров — попытка создания Уральской Республики с центром в Екатеринбурге, на родине Бориса Ельцина, которая фактически существовала с 1 июля 1993 года по 9 ноября 1993 года в границах Свердловской области.

Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть фото Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть картинку Что такое парад суверенитетов какова его цель. Картинка про Что такое парад суверенитетов какова его цель. Фото Что такое парад суверенитетов какова его цель

Флаг Уральской Республики

Спустя несколько месяцев даже возникли идеи расширения территории нового региона за счет присоединения Пермской, Челябинской, Оренбургской и Курганской областей. Проект получил название Большая Уральская Республика. Кроме того, в конце октября была написана и вступила в силу конституция региона.

Однако в Кремле, пусть и не сразу, но разглядели в этом угрозу территориальной целостности страны. Все решения по созданию Уральской Республики были признаны не имеющими силы.

Подобные примеры были по обе стороны Урала. «Шли разговоры о создании Дальневосточной и Вологодской республик, но там до серьезных результатов дело не дошло», — вспоминает профессор Полунов.

Отвечая на вопрос, зачем это было нужно русским регионам, эксперты сходятся во мнении, что стремление к суверенитету там было не реальным движением в сторону независимости, а выражением желания местных элит укрепить свои позиции на переговорах с Москвой. Это был вопрос статуса, положения во взаимоотношениях с центром, возможности противостоять давлению центра. Но в первую очередь — вопрос экономики.

«В национальных республиках позиции сторонников суверенитета были сильнее, потому что в их пользу были националистические сантименты. А в русских регионах в их пользу были только чисто хозяйственные пожелания», — резюмирует в беседе с «Лентой.ру» политолог Дмитрий Орешкин, отмечая, что идеологии в последнем случае практически никакой не было, был только своего рода коммерческий торг.

Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть фото Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть картинку Что такое парад суверенитетов какова его цель. Картинка про Что такое парад суверенитетов какова его цель. Фото Что такое парад суверенитетов какова его цель

Уральский франк — несостоявшаяся альтернатива российской валюте

По сути, лидеры русских регионов этого и не отрицали: глава Уральской Республики Эдуард Россель уже в то время по этому поводу говорил: «Нам не нужен суверенитет, но очень нужны экономическая и законодательная самостоятельность».

Нацбилдинг

Не всегда регионам нужно было официально провозглашать суверенитет для того, чтобы иметь больше прав, чем другие. В 1990-х в прессе появляется клише «губернаторы-тяжеловесы» — оно как раз было отражением широкой самостоятельности возглавляемых ими регионов. Но для этого, как и в случае с Якутией, требовалась соответствующая экономическая база.

Впрочем, свои высокие амбиции провозглашали и регионы, где не было ни сильной экономики, ни отдельного титульного этноса, который можно было увлечь националистической риторикой. Иногда в таком случае приходилось чуть ли не на коленке заниматься созданием новой нации. В 1990-е подобный процесс можно было наблюдать в Архангельской области, где активно велось построение «поморской идентичности».

«Я сам находился в центре такого нацбилдинга… С 1990-х по середину 2000-х жителям [Архангельской] области активно насаждалась поморскость. Зашли финны и норвеги, которые за копейки скупили нищую архангельскую профессуру, и у поморской национальной идеи появилась серьезная научная база, а также методичка для школьных уроков по истории родного края… Все это лет 15 рассказывали в школах и преподавали в университетах»,— вспоминает блогер под псевдонимом Историк-алкоголик

Как объясняет профессор Александр Полунов, в этнологии распространено представление о том, что политическая этничность — явление не естественное, а конструируемое. Эксперт подчеркивает, что здесь имеется в виду именно политическая этничность, а не повседневная, бытовая.

«Конструктивизм настаивает на том, что политизированная этничность — это конструкт, который особо активно формируется в эпоху кризисов, потрясений. И, конечно, период ослабления и крушения Советского Союза, а затем становления современной России было эпохой таких потрясений, когда старые связи рушились, старая идеология утратила авторитет, люди искали что-то иное, и это иное было найдено именно в сфере этничности», — поясняет Полунов.

Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть фото Что такое парад суверенитетов какова его цель. Смотреть картинку Что такое парад суверенитетов какова его цель. Картинка про Что такое парад суверенитетов какова его цель. Фото Что такое парад суверенитетов какова его цель

Поморская деревня, 1991 год

Фото: Александр Лысков / РИА Новости

В этой связи эксперты вспоминают предпринятые на этом поприще советским правительством в 1920-е годы усилия, получившие общее название политики коренизации. Она выражалась в подготовке и продвижении на руководящие должности представителей местных этносов, создании национально-территориальных автономий, внедрении языков национальных меньшинств в делопроизводство и образование, а также в поощрении издания СМИ на местных языках. В 1930-е годы эта политика была свернута, однако полноценного разворота назад не произошло.

«Результатом такой политики, вполне естественно, является формирование национальных элит, а они, овладев в совершенстве русским языком и познакомившись с русской культурой, начинают думать: а чем мы хуже? И начинают продвигать уже свои национальные интересы. Это неизбежный, как мне кажется, процесс. Он везде идет в мире», — говорит Дмитрий Орешкин

Он отмечает, что «парад суверенитетов» в 1990-е годы в значительной степени — как раз наследие ранней политики советской власти.

Александр Полунов же считает, что на самом деле сложно сказать, насколько способствовала наступлению эпохи «суверенных» регионов в составе России именно политика коренизации.

«Поддержание единства [СССР] опиралось на русский язык и русскую культуру, получившие распространение на всей территории Советского Союза, а также на официальную советскую идеологию. И если бы реформы советской системы, которые начал Горбачев, увенчались успехом, трудно сказать, вышла ли бы политизированная этничность на поверхность в столь остром виде, приобрела ли бы она такие утрированные черты», — указал он

Однако оба они сходятся во мнении, что проводимая в 1920-е годы большевиками политика коренизации была ответом на вызовы времени, которые уходят своими корнями в годы Первой мировой войны, когда противоборствующие полиэтнические империи впервые в своей истории стали применять массированную пропаганду, апеллирующую к чувствам этнического национализма, пытаясь вызвать в стане врага раскол на этой почве.

В итоге захватившим власть в России большевикам досталась обширная территория с уже мобилизованной этничностью, и они попытались включить ее во вновь создаваемую политическую систему.

«Это не потому, что коммунисты такие добрые. Они исходили из реальной ситуации, — резюмирует Дмитрий Орешкин. — В принципе, центральная власть была в очень узком коридоре возможностей. Она была вынуждена так делать. Точно так же были вынуждены делать англичане или голландцы, у которых тоже рухнула колониальная империя»

Что в действительности послужило причиной «парада суверенитетов» внутри России, однозначно сказать сложно. Тогда многим казалось, что еще чуть-чуть — и Российская Федерация повторит судьбу СССР, позволив своим республикам стать реально независимыми государствами, и потеряет территории и ресурсы. Оказавшись в парадоксальной ситуации зависимого суверенитета, местные элиты попытались извлечь из нее максимальную выгоду, но никто не пошел дальше. Что бы в этом случае могло произойти — остается только гадать. В Чечне это закончилось трагедией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *