Что такое панибратство на работе

Начальник, закурить не найдется?

Панибратский стиль общения на работе вредит делу, считают специалисты. Многие топ-менеджеры признают этот факт, однако не спешат отказываться от фамильярного обращения с коллегами и подчиненными как в стенах офиса, так и вне его.

Как показывают социокультурные исследования РАН, среди ценностей у россиян на 1-е место в последние годы выходит семья, а такая ценность, как общение, заметно приблизилась ко 2-му месту, которое пока еще занимает “порядок”. По мнению генерального директора “КОМКОН” Елены Коневой, характер общения в бизнесе напрямую связан с потребностью в доверии, которая в России играет фундаментальную роль. “Когда сотрудник — хороший работник, приятный человек да еще и умница, возникает внутреннее удовольствие от возможности чем-то с ним поделиться, утолить желание в общении. Я думаю, у нас такая ментальность”, — говорит она. Марина Александрова, директор брянского объединения “АМИ”, считает, что человечность в компании защищает персонал от агрессивной внешней среды и тем самым удерживает сотрудников в компании. Некогда она сама была обычным сотрудником, и ей казался неоправданным излишне деловой стиль общения директора.

Ты мне не тыкай

Подобная модель отношений пока не распространяется на российский бизнес — стиль общения, несмотря на все попытки регламентировать внутриофисные отношения, по-прежнему эмоционально окрашен. И зачастую это связано с разного рода заблуждениями. Самое распространенное — путаница по поводу “ты”. С одной стороны — это расхожее обращение к собеседнику, предполагающее создание демократичной атмосферы. С другой — в нашей ментальности “ты”, равно как и улыбка неамериканского образца, предполагает более личные доверительные отношения.

“Я, к сожалению для себя, наблюдаю, что стала говорить «ты» даже совсем новым сотрудникам, — сетует Конева. — Надо больше обращать на это внимания”. Марина Александрова переходит на “вы” в случае, если сотрудник провинился. Например, недавно ей пришлось уволить сотрудника, чьи проблемы с алкоголем стали мешать работе. Однако, прежде чем прийти к решению об увольнении сотрудника, Александрова сознательно изменила стиль общения с этим человеком, дав тем самым понять, что доверительным отношениям пришел конец.

По словам политконсультанта Олега Матвейчева, “ты” мешает и в партнерских отношениях. Именно по этой причине Олег сознательно уклонился от недавнего предложения клиента сразу же перейти на панибратское “ты”. “Я, конечно, понимаю, что мы ровесники и т. п. Но одновременно отдаю себе отчет в том, что в дальнейшем, указывая человеку на его ошибки и тыкая ему при этом, я придам нашему объективному деловому общению субъективный характер”, — объясняет Матвейчев. По его мнению, злоупотреблению местоимением “ты” в немалой степени способствуют тренинги. “Там требуют, чтобы все чувствовали себя раскованно и называли друг друга “Вася”, “Петя”, — размышляет он. Схожего мнения придерживается и Сергей Сергеев, психолог из Петербурга. Предлагаемое общение на равных, по его убеждению, — это ловушка. Лингвистическим и невербальным способом она как бы нарушает иерархию и создает иллюзию равноправия. Причем только иллюзию, ведь настоящее равноправие в данной ситуации практически невозможно. “Панибратские отношения включают работу манипулятивных механизмов. Начальник в таком случае может по-дружески просить подчиненного выходить на работу в выходные. И отказывать будет неудобно — ведь человек просит, а напряжение будет расти, — размышляет психолог. — С другой стороны, и подчиненный, если дружелюбный начальник вдруг начинает его дисциплинировать, будет получать более ощутимые удары по самолюбию”. Причем конфликты, связанные с подменой ролей, возможны, даже если начальник общается запанибрата из искренних, а вовсе не манипулятивных побуждений.

Соблюдай дистанцию

Виталий Антощенко, президент петербургской компании “Объединенная консалтинговая группа”, — тоже недавно примерил на себя женское одеяние. Он принял участие в фотосессии для одного журнала. Но несмотря на имидж довольно раскованного тусовочного человека, он полагает, что в бизнес-отношениях изменения ролей недопустимы. Антощенко утверждает, что соблюдает приличную дистанцию в отношениях с подчиненными и деловыми партнерами. Например, недавно под благовидным предлогом он отказался от совместных занятий спортом вместе с потенциальным бизнес-партнером, поскольку это перевело бы отношения в ненужную плоскость, что могло бы повредить и ему, и партнеру. “Подобных эмоциональных крючков очень много и в клиентских отношениях, — анализирует Антощенко. — Клиенты, например, очень часто стремятся перейти на «ты», закрепляясь тем самым в роли знакомого, что может повлечь за собой особое отношение. А знакомым очень трудно в чем-либо отказать. Почти физиологически. Ведь, подпуская человека к себе, ты с ним как бы срастаешься”.

Совладелец компании “Крошка-картошка” Андрей Конанчук говорит, что, испытывая эмоциональную привязанность к сотрудникам, их очень трудно увольнять. При том что на “ты” он только с топ-менеджерами. “Изначально мы взяли на работу человека, потому что это хороший человек (прежде всего — специалист, конечно), а как можно потом уволить хорошего человека?” — вопрошает он. У Виталия Антощенко другой взгляд. Для работы он, в жизни довольно эмоциональный человек, использует роль “человека-машины”. И утверждает, что ему удается скрывать свои эмоции относительно положения дел в компании или своего отношения к сотрудникам. Он объясняет это тем, что эффективность власти напрямую связана с ее загадочностью, изолированностью от внешнего мира, которая во многом достигается благодаря закрытости начальника. Чем ближе ты общаешься с человеком, тем менее интересным он становится. “Если плохой человек сделает что-то хорошее, начальник с панибратским стилем общения его не похвалит. И напротив, из ложно понятого человеколюбия он не посмеет уволить нарушителя. А это плохо для дела, — размышляет Антощенко. — Как и плохо ставить бизнес в зависимость от сомнительных отношений с менеджерами других компаний. Подобный «черный ход», которым ты якобы можешь воспользоваться, — ловушка, в которую рискует попасть вся компания… Помните, как в фильмах про мафию: «Ничего личного» — и выстрел в голову”.

Держи язык за зубами

Елена Конева с удовольствием вспоминает, как после одной корпоративной вечеринки сидела на травке с сотрудницей в обнимку и говорила “за жизнь”, “как это принято у русских людей в минуты расслабления”. Она говорит, что корпоративные вечеринки предполагают карнавальную культуру, когда роли не работают. Но Коневой не всегда удается удержаться от доверительного общения и на работе: “Иногда забываешь, что это сотрудник, и видишь перед собой человека”. В ее жизни было несколько случаев, когда она делилась “служебной” информацией с задушевными сотрудниками. Подобная откровенность ни разу не обернулась против нее, но сама Конева считает, что она была излишней. А также что беседы на личные темы допустимы только тогда, когда у сотрудника что-то не клеится и ему надо чем-то помочь, если он сам того хочет. Так или иначе, она считает, что у доверительных дружелюбных отношений должны быть пределы. Кроме того, Конева определила для себя круг тем, которые лучше не затрагивать с сотрудниками:

ВНИМАНИЕ!

1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Источник

Опасные ошибки в общении с коллегами: топ-10

Плохо получается ладить с коллегами? Не спешите винить в этом сослуживцев. Вполне вероятно, что объяснение следует поискать в вашем собственном поведении.

Ниже мы приводим топ-10 самых опасных ошибок, которые можно допустить в деловом общении.

Проверьте, не допускаете ли вы какую-либо из них. Постарайтесь рассуждать честно и беспристрастно, сколь бы неприятным не казалось вам то или иное предположение.

Офисные табу

Обычно ошибки, о которых мы ведем речь, бывают связаны с:

Вот ляпы, которых требуется избегать.

Панибратство и доминирование

Что такое панибратство на работе. Смотреть фото Что такое панибратство на работе. Смотреть картинку Что такое панибратство на работе. Картинка про Что такое панибратство на работе. Фото Что такое панибратство на работеПомните, что обращаться к ровесникам или старшим на «ты» можно лишь тогда, когда они явно готовы к более задушевному общению.

Не стоит вторгаться в личное пространство коллег — некоторые замкнутые очень болезненно реагируют на прикосновения, на чужой запах.Следует осторожнее обращаться с чужими вещами и проблемами. Взяли ручку — верните. Узнали, что коллега на днях развелась с мужем — воздержитесь от вопросов.

Не позволяйте себе излишних вольностей. Класть ноги на стол в офисе нельзя.

Покровительственные интонации

Молодежь часто утверждается за счет панибратства, а люди постарше любят покровительствовать. Очень распространенная ошибка офисных работников зрелого возраста — стремление поучать. Иногда у таких людей действительно есть ценный опыт, которым следует поделиться с новичками, но передавать его нужно в ненавязчивой форме.

Никто не любит быть объектом целенаправленного воспитания — оно больно ударяет по самолюбию и заставляет выискивать недостатки наставника.

Демонстрация безразличия к работе

Офисные сотрудники часто любят пострадать на публику — поругать свою нудную работу, посетовать на непосильный груз обязанностей, поставить чайник трижды в час, обсудить с другом по мобильнику все подробности вчерашнего матча… Ожидая братского взаимопонимания, некоторые умники откровенно сидят в соцсетях и посылают коллегам веселые картинки.

Обычно такие поступки бывают встречены по-приятельски, но в действительности они часто воспринимаются как раздражающий фактор.

Если дело не увлекает вас, это не значит, что оно безразлично и остальным. Кто-то из сотрудников может воспринять ваше наплевательское отношение к общим задачам как личное оскорбление.

В чужой храм со своим уставом

Явившись на новую работу, не будьте слишком строптивы. В любой команде есть давно сложившиеся неписанные законы общения, и нарушать их нельзя, даже если они в какой-то степени неудобны.

О том, как должен вести себя новичок, мы подробно рассказывали на отдельной странице.

Истерики и слезы

Что такое панибратство на работе. Смотреть фото Что такое панибратство на работе. Смотреть картинку Что такое панибратство на работе. Картинка про Что такое панибратство на работе. Фото Что такое панибратство на работеЕсли у вас есть склонность к энергетическому вампиризму, давите ее на корню. Не создавайте таких обстоятельств, в которых окружающим придется к вам жалеть. Сочувствуя вашим проблемам, крикам и слезам, коллеги жертвуют собственным хорошим настроением.

Раз-другой подобное сочувствие будет сослуживцам не в тягость, но со временем они начнут сторониться вас и втайне посмеиваться над вами.

Раболепство

Чтобы заслужить уважение, надо всегда сохранять чувство собственного достоинства. Авторитарный начальник, возможно, будет поощрять угодничество, но в глубине души он станет ждать от вас определенного здорового противодействия.

Небольшой конфликт иногда лучше, чем многолетнее нагнетание напряжения.

Имейте в виду, что противостоять самодурству можно и хитростью (см. конкретные рекомендации).

Обсуждение сослуживцев за глаза

Духовная близость с коллегами — чаще всего иллюзия. На работе все мы далеко не такие же, как дома; каждый носит свою маску.

Шутки о начальнике или обсуждение общих знакомых за глаза очень легко выходят за пределы кулуаров. Чем удачнее шутка, чем острее замечание, тем быстрее ее повторит весь коллектив.

Что для вас важнее: выступить в роли шута или сохранить репутацию?

Откровенности о личном

Полагая, что ваша личная жизнь — хорошая тема для беседы, вы сильно ошибаетесь. Байки о супруге, любовнике, детях в лучшем случае вызовут у собеседника скуку, а в худшем — спровоцируют его на распускание сплетен.

Есть замечательная русская поговорка: «Не надо выносить сор из избы».

Увлечение флиртом

Что такое панибратство на работе. Смотреть фото Что такое панибратство на работе. Смотреть картинку Что такое панибратство на работе. Картинка про Что такое панибратство на работе. Фото Что такое панибратство на работеФлирт на работе в некоторой мере может быть полезен — он заставляет коллег красоваться друг перед другом, помогает настраиваться на успех и заряжает оптимизмом. Однако постоянное подчеркивание гендерных различий до добра не доводит. Это научно доказанный факт.

В 2014 г. американская компания CTI провела опрос, целью которого было выяснение основных помех для карьерного роста в офисах. В качестве респондентов выступали руководители компаний различного уровня. Хотите верьте, а хотите нет, но 72% опрошенных заявили: самая грубая ошибка в деловом общении — сексистские высказывания и ухаживания на работе.

Человек, проявляющий половые интересы, демонстрирует легкомыслие, узость мышления, неумение концентрироваться на главном.

Некультурная речь

Грамотная, ровная речь — важнейший признак интеллектуальной зрелости. Способность внятно выражать мысли свидетельствует о достойном уровне образования, начитанности, эрудиции.

Учитесь следить за языком. Особенно важно:

Мат на работе неуместен абсолютно.

Если вы, читая статью, нашли свои огрехи, это прекрасно. Знакомая ошибка не страшна, ведь от нее вполне реально избавиться.

Успеха вам и беспрепятственного профессионального роста!

Эта часть сайта посвящена карьере. Здесь публикуются вдумчивые статьи для тех, кто желает успешно продвинуться на работе!

Источник

Субординация на рабочем месте

Что такое панибратство на работе. Смотреть фото Что такое панибратство на работе. Смотреть картинку Что такое панибратство на работе. Картинка про Что такое панибратство на работе. Фото Что такое панибратство на работе

Всем знакомо такое слово, как субординация. Правда, многие продолжают настойчиво думать, что субординация – это раболепное отношение подчинённого к начальнику, что-то вроде поклонов, лести и прочих синдромов убогого карьериста. На самом деле нет, это элементарные правила, которые регулируют отношение начальства к подчинённым и наоборот. Она подразумевает, что начальник не будет относиться к вам, как к холопам, а ты не будешь подшучивать над его псориазом и шутить при нём непристойно.

Есть, конечно места, где царит благодать, и начальство знает и ценит подчинённых, словно детей своих. Но так бывает не везде: чем крупнее фирма, тем меньше в ней любви. Для таких фирм – краткий экскурс в мир официальных отношений на рабочем месте.

Ты и коллеги

1. Приветствовать нужно всех – от вахтера или охранника до президента компании – независимо от ранга и служебного положения.

2. Не стоит самореализовываться за счёт коллег. Начальник этого может не оценить, а отношения с коллегами будут испорчены навсегда. Поэтому уводить клиентов и сваливать все беды на своего товарища по помещению – последнее дело.

3. Если вы выполняете общее задание, то постарайтесь разделить его между собой в равных частях, если, конечно, этого не сделал руководитель. Это поможет избежать появления «трутней», которые не будут приносить пользу в работе, но получат премию.

4. Не провоцируй своих коллег на личные вопросы посреди рабочего времени. Не все ведь приходят на рабочее место, чтобы лясы точить. Если видишь, что сослуживец погружен в рабочий процесс, не отвлекай его, даже если вы в приятельских отношениях. Все личные вопросы – только после заводского звонка об окончании работы. Если же видишь, что человек особо не занят и с радостью идёт на контакт, то почему бы и не поговорить?

5. Есть особый ранг людей – шутники. Шутники любят устраивать петросяниаду прямо посреди рабочего дня и атаковать коллег неудобными вопросами. Что с такими людьми делать? Правильно, нещадно бить и желательно по голове.

6. Нельзя однозначно ответить, как обращаться к сотрудникам: на «ты» или на «вы». Если это маленькая компания с тесными взаимоотношениями, когда общение не ограничивается рабочим временем и рамками, то можно и на «ты». А вот если есть разделение ответственности, разделение функционала, то субординацию лучше соблюдать. И помни, ты должен уважать человека, который выполняет более сложную работу. В компаниях, в которых очень много ступеней иерархии, необходимо умение выдерживать позицию на «вы». Хотя бы перед коллегами и начальством. Даже если вы близкие друзья, которые работают в разных отделах, или он твой начальник, то прилюдно – только на «вы». В остальное время – как душе угодно.

7. Самое главное не скандалить и сохранять атмосферу дружелюбия. И тогда все, начиная с небес и заканчивая начальством, отблагодарят тебя.

Ты и начальство

1. Начальство – дело святое, но не настолько, чтобы при виде его впадать в священный трепет и молчать, словно Герасим из рассказа Тургенева. Не стесняйся высказывать свою позицию и предложения по работе, но делай сие тактично и вежливо, ведь руководитель не потерпит наглых замечаний в свою сторону. Используй фразы вроде «А как вы считаете, если…» и прочие осторожные выражения на уровне «извольте-позвольте», чтобы осторожно намекнуть начальству на наличие светлых идей в твоей голове.

2. Разговаривать с начальством нужно так, будто ты на светском рауте. Нельзя говорить категоричным тоном. Руководитель может посчитать, что ты к нему относишься с негативом, а такие люди в коллективе не задерживаются. Первыми под сокращение попадают именно неразговорчивые и вечно недовольные подчинённые.

3. Нужно избежать прыжков «через голову» непосредственного руководителя, за исключением срочных и экстренных случаев, когда времени на совещание просто не остаётся. Такое поведение будет расценено непосредственным начальником как неуважение и сомнение в его профессионализме. Ты подрываешь его авторитет перед всем коллективом, ты его презираешь, позоришь… Попробуй потом объяснить, что ты не со зла.

5. Разумеется, нельзя не затронуть тему панибратства. Если у вас в офисе заведено обращаться между собой на «ты», то ради Бога. Но в таком случае не нужно выделяться и называть начальство на «вы» (не будь белой вороной, таких не любят), а в остальных случаях публично «тыкать», даже если вы приятели, категорически воспрещается. Это подрывает образ начальника.

Ты и подчинённые

Рассмотрим ситуацию, когда ты в роли начальника.

1. Когда ты общаешься с подчинённым, то есть только две формы общения – приказ и просьба. Приказ даётся в экстренной ситуации, в то время как в стандартной ситуации переходи на просьбу. Она выражается в доброжелательности и доверии руководителя. В случае с просьбой сотрудник может предлагать тебе свои варианты решения проблемы, высказывать мнение о сложившейся ситуации, и ты не в праве его прервать. А вот в случае с приказом – никакой демагогии.

2. Панибратство со стороны начальника тоже не всегда приветствуется. Подходить к своим подчинённым, хлопать их по плечу и говорить: «Ну и херню же ты сделал, Валерка», – не очень хорошо. Во всяком случае, психологи не советуют. В личной беседе можно допустить подобное, чтобы приободрить уставшего, пахавшего год без отдыха работника, но не прилюдно.

3. А вот хвалить сотрудников настоятельно рекомендуется. Если он проделал хорошую работу, он должен получить не только финансовое, но и моральное вознаграждение. Работник должен понимать, что его труд был оценён тобой. Только не воображай, что весь коллектив работает ради твоего благословения. Он работает ради денег, которые ты обязан платить в срок.

4. Не нужно вставать на место подчинённых, вникать в их проблемы и спускать с рук нарушения, иначе персонал просто сядет на голову. Похвала – это одно, но без железной руки не обойтись. Помни, метод кнута и пряника проверен веками. Но не опускайся до унижения по личным качествам. Самому не противно? Кстати, не стоит залезать им в душу, это как минимум неприлично, не стоит их подкалывать, шутить над ними.

5. В случае невыполнения сотрудником твоего распоряжения нужно напомнить ему о том, что у тебя большая коллекция орудий для пыток. Это крайние меры, просто напомни, что ждёшь результата, иначе он решит, что задание можно и не выполнять. А замечания дают понять сотруднику всю серьёзность данного ему распоряжения и красноречиво напомнят о возможных последствиях.

6. Помни по именам своих сотрудников и изучи их работоспособность. Просто нужно знать, какие люди трудятся на тебя, какое задание им можно поручить, а какое нет. Иногда и рекомендации нужно отпустить. Не забывай, за всё, что они делают, публично отчитываться тебе!

Источник

Что такое панибратство на работе. Смотреть фото Что такое панибратство на работе. Смотреть картинку Что такое панибратство на работе. Картинка про Что такое панибратство на работе. Фото Что такое панибратство на работеsergey_sc

sergey_sc

Словарь дает следующее определение панибратству:

Сформулировав понятия панибратства в бизнесе, получаем иное определение:

Примеры стиля общения при панибратстве в коллективе:

К сожалению, данные примеры не выдумка, а действительный стиль общения в большинстве малых и средних российских фирм, к которому кто-то уже привык, а кто-то считает нормой. Хорошо это или плохо? Почему так происходит? Давайте разберемся.

Причина возникновения панибратства:

Из-за особенностей российского менталитета, в социальной сети ближнего круга складывается благодушное отношение к ближним и дальним родственникам, к друзьям и знакомым. Когда кто-либо из окружения осуществляет возможность начать свой бизнес либо устраивается на руководящую должность в крупной компании, вокруг него незамедлительно появляются желающие без проблем устроить свою жизнь или изменить свои рабочие условия.

Первое время т.н. «устроенные», подстегиваемые гормонами радости, активно вовлекаются в рабочие процессы, пытаются научится своим обязанностям и помочь устроившему их родственнику. Причем, чаще всего обсуждение рабочих моментов активно происходит даже в домашней обстановке. Поэтому, через некоторое время наступает перенасыщение рабочей информацией и наступают обычные трудовые будни.

Печальный финал! Чаще всего случается именно так, даже если социальный круг состоит из одних только супругов!

Но бывает и другое развитие событий: когда “устроенные” начинают отдавать себя работе без остатка из-за присущей им обязательности и просто через некоторое время “сгорают” на работе.

Может возникнуть ситуация, когда подобный стиль общения складывается между сотрудниками, которые не связаны родственными или иными социальными связями, и даже, в некоторых случаях, приветствуется руководителем. В этом случае показатели бизнеса могут и не пострадать, но сама атмосфера подобных взаимоотношений приводит к тому, что в коллективе теряется субординация и разногласия возникают все чаще. Да и как могут отреагировать клиенты, которые могут увидеть такое панибратство?! Только отрицательно!

Методы борьбы

При наборе новых сотрудников ни в коем случае нельзя брать на работу родственников уже работающих сотрудников, в особых случаях это может привести даже к возникновению преступного сговора на рабочих местах, если сотрудники являются материально-ответственными.

Источник

Начальник, закурить не найдется?

Панибратский стиль общения на работе вредит делу, считают специалисты. Многие топ-менеджеры признают этот факт, однако не спешат отказываться от фамильярного обращения с коллегами и подчиненными как в стенах офиса, так и вне его.

Как показывают социокультурные исследования РАН, среди ценностей у россиян на 1-е место в последние годы выходит семья, а такая ценность, как общение, заметно приблизилась ко 2-му месту, которое пока еще занимает “порядок”. По мнению генерального директора “КОМКОН” Елены Коневой, характер общения в бизнесе напрямую связан с потребностью в доверии, которая в России играет фундаментальную роль. “Когда сотрудник — хороший работник, приятный человек да еще и умница, возникает внутреннее удовольствие от возможности чем-то с ним поделиться, утолить желание в общении. Я думаю, у нас такая ментальность”, — говорит она. Марина Александрова, директор брянского объединения “АМИ”, считает, что человечность в компании защищает персонал от агрессивной внешней среды и тем самым удерживает сотрудников в компании. Некогда она сама была обычным сотрудником, и ей казался неоправданным излишне деловой стиль общения директора.

Ты мне не тыкай

В свое время американская писательница Джудит Мартин, известная миллионам американцев как Мисс Учтивость, дала интервью журналу Harvard Business Review, в котором четко изложила свою точку зрения: придерживаться правил этикета на работе просто необходимо. Мартин считает, что офисный этикет позволяет отделять личное от профессионального, делая недопустимым на работе поведение или высказывание, возможные в кругу друзей. “Смысл этикета в его искусственности”, — говорит она. И эта искусственность, по ее мнению, позволяет избавиться от проявления человеческих эмоций, задать рабочим отношениям рамки, которые в конечном счете упрощают отношения внутри коллектива.

Подобная модель отношений пока не распространяется на российский бизнес — стиль общения, несмотря на все попытки регламентировать внутриофисные отношения, по-прежнему эмоционально окрашен. И зачастую это связано с разного рода заблуждениями. Самое распространенное — путаница по поводу “ты”. С одной стороны — это расхожее обращение к собеседнику, предполагающее создание демократичной атмосферы. С другой — в нашей ментальности “ты”, равно как и улыбка неамериканского образца, предполагает более личные доверительные отношения.

“Я, к сожалению для себя, наблюдаю, что стала говорить «ты» даже совсем новым сотрудникам, — сетует Конева. — Надо больше обращать на это внимания”. Марина Александрова переходит на “вы” в случае, если сотрудник провинился. Например, недавно ей пришлось уволить сотрудника, чьи проблемы с алкоголем стали мешать работе. Однако, прежде чем прийти к решению об увольнении сотрудника, Александрова сознательно изменила стиль общения с этим человеком, дав тем самым понять, что доверительным отношениям пришел конец.

По словам политконсультанта Олега Матвейчева, “ты” мешает и в партнерских отношениях. Именно по этой причине Олег сознательно уклонился от недавнего предложения клиента сразу же перейти на панибратское “ты”. “Я, конечно, понимаю, что мы ровесники и т. п. Но одновременно отдаю себе отчет в том, что в дальнейшем, указывая человеку на его ошибки и тыкая ему при этом, я придам нашему объективному деловому общению субъективный характер”, — объясняет Матвейчев. По его мнению, злоупотреблению местоимением “ты” в немалой степени способствуют тренинги. “Там требуют, чтобы все чувствовали себя раскованно и называли друг друга “Вася”, “Петя”, — размышляет он. Схожего мнения придерживается и Сергей Сергеев, психолог из Петербурга. Предлагаемое общение на равных, по его убеждению, — это ловушка. Лингвистическим и невербальным способом она как бы нарушает иерархию и создает иллюзию равноправия. Причем только иллюзию, ведь настоящее равноправие в данной ситуации практически невозможно. “Панибратские отношения включают работу манипулятивных механизмов. Начальник в таком случае может по-дружески просить подчиненного выходить на работу в выходные. И отказывать будет неудобно — ведь человек просит, а напряжение будет расти, — размышляет психолог. — С другой стороны, и подчиненный, если дружелюбный начальник вдруг начинает его дисциплинировать, будет получать более ощутимые удары по самолюбию”. Причем конфликты, связанные с подменой ролей, возможны, даже если начальник общается запанибрата из искренних, а вовсе не манипулятивных побуждений.

Соблюдай дистанцию

Сотрудница одной из московских компаний рассказывает, что недавно на корпоративном выезде в клуб, к ее вящему удивлению, шеф вдруг предстал перед персоналом в весьма непривычном виде: одетый в костюм трансвестита, он вел себя соответствующим образом и призывал ошеломленных подчиненных быть раскованнее. Переход к формальным отношениям в рабочее время, по словам женщины, психологически был не прост. “О том, что лихо выделывающий коленца субъект и наш начальник — одно лицо, мы забыть так и не смогли”, — констатирует она.

Виталий Антощенко, президент петербургской компании “Объединенная консалтинговая группа”, — тоже недавно примерил на себя женское одеяние. Он принял участие в фотосессии для одного журнала. Но несмотря на имидж довольно раскованного тусовочного человека, он полагает, что в бизнес-отношениях изменения ролей недопустимы. Антощенко утверждает, что соблюдает приличную дистанцию в отношениях с подчиненными и деловыми партнерами. Например, недавно под благовидным предлогом он отказался от совместных занятий спортом вместе с потенциальным бизнес-партнером, поскольку это перевело бы отношения в ненужную плоскость, что могло бы повредить и ему, и партнеру. “Подобных эмоциональных крючков очень много и в клиентских отношениях, — анализирует Антощенко. — Клиенты, например, очень часто стремятся перейти на «ты», закрепляясь тем самым в роли знакомого, что может повлечь за собой особое отношение. А знакомым очень трудно в чем-либо отказать. Почти физиологически. Ведь, подпуская человека к себе, ты с ним как бы срастаешься”.

Совладелец компании “Крошка-картошка” Андрей Конанчук говорит, что, испытывая эмоциональную привязанность к сотрудникам, их очень трудно увольнять. При том что на “ты” он только с топ-менеджерами. “Изначально мы взяли на работу человека, потому что это хороший человек (прежде всего — специалист, конечно), а как можно потом уволить хорошего человека?” — вопрошает он. У Виталия Антощенко другой взгляд. Для работы он, в жизни довольно эмоциональный человек, использует роль “человека-машины”. И утверждает, что ему удается скрывать свои эмоции относительно положения дел в компании или своего отношения к сотрудникам. Он объясняет это тем, что эффективность власти напрямую связана с ее загадочностью, изолированностью от внешнего мира, которая во многом достигается благодаря закрытости начальника. Чем ближе ты общаешься с человеком, тем менее интересным он становится. “Если плохой человек сделает что-то хорошее, начальник с панибратским стилем общения его не похвалит. И напротив, из ложно понятого человеколюбия он не посмеет уволить нарушителя. А это плохо для дела, — размышляет Антощенко. — Как и плохо ставить бизнес в зависимость от сомнительных отношений с менеджерами других компаний. Подобный «черный ход», которым ты якобы можешь воспользоваться, — ловушка, в которую рискует попасть вся компания… Помните, как в фильмах про мафию: «Ничего личного» — и выстрел в голову”.

Держи язык за зубами

Руководители компаний говорят, что братание допустимо только в среде топ-менеджеров. Это позволяет ощущать себя своим среди партнеров-единомышленников, считает Елена Конева. Ее точку зрения разделяет Андрей Конанчук. “Мы с партнером по бизнесу можем пить водку вместе с топ-менеджерами, тоже нашими друзьями, но на работе у нас жесткие деловые отношения. Никаких поблажек”, — уверяет он. В его прошлом бизнесе (торговля мужской одеждой) был такой опыт: топ-менеджер плохо работал, Конанчук был им постоянно недоволен и впоследствии даже не взял в новый бизнес, но это не мешало им проводить вместе холостяцкие выходные дни. Между тем он не думает, что проблемы на работе были связаны с панибратством.

Елена Конева с удовольствием вспоминает, как после одной корпоративной вечеринки сидела на травке с сотрудницей в обнимку и говорила “за жизнь”, “как это принято у русских людей в минуты расслабления”. Она говорит, что корпоративные вечеринки предполагают карнавальную культуру, когда роли не работают. Но Коневой не всегда удается удержаться от доверительного общения и на работе: “Иногда забываешь, что это сотрудник, и видишь перед собой человека”. В ее жизни было несколько случаев, когда она делилась “служебной” информацией с задушевными сотрудниками. Подобная откровенность ни разу не обернулась против нее, но сама Конева считает, что она была излишней. А также что беседы на личные темы допустимы только тогда, когда у сотрудника что-то не клеится и ему надо чем-то помочь, если он сам того хочет. Так или иначе, она считает, что у доверительных дружелюбных отношений должны быть пределы. Кроме того, Конева определила для себя круг тем, которые лучше не затрагивать с сотрудниками:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *