Что такое панчлайны примеры
Что такое панчлайн? Значение, история, примеры
Активные пользователи интернета знают, что такое панчлайн и что обозначает это слово. Еще несколько лет назад такое понятие, как «рэп-баттл», могло ассоциироваться с Америкой и темнокожими парнями, которые пытаются в стихотворной форме высказать все претензии к сопернику. Сейчас во многих городах России есть площадки, где каждый может попробовать свои силы и сразиться словом с соперником.
Что такое панчлайн, или Как северная столица меняет культуру?
Хип-хоп в России имеет уже довольно продолжительную историю, но настоящая популярность рэп-баттлов пришла к нам относительно недавно. Родоначальником таких состязаний принято считать Краснодарскую площадку SLOVO. Молодые рэперы соревновались в искусстве владения рифмой, но особой популярности этот проект не добился. Все изменилось, когда в Санкт-Петербурге Александр Тимарцев (больше известный как Ресторатор) в клубе «1703» стал проводить баттлы между довольно известными рэп-исполнителями.
VERSUS
Большое влияние на развитие этого течения оказал рэпер Оксимирон (он же Мирон Федоров). В тот день, когда Ресторатор создал свой канал на YouTube и залил первый ролик, зрители живо заинтересовались новым форматом, и просмотры у видео стали расти как на дрожжах. Принять участие в баттле хотели многие, но добивались этого единицы. В противовес набирающему популярность Версусу в Санкт-Петербурге появился филиал краснодарского SLOVO. Хан Замай и его сподвижники быстро основали свою площадку и началась новая эпоха.
SLOVOSPB
Заниматься раскруткой площадки взялась группировка Антихайп. Хан Замай и Гнойный быстро стали звездами и наравне с Версусом начали проводить рэп-баттлы. Когда в армии «СловоСпб» набралось достаточное количество людей, началось противостояние. Рэперы с обеих площадок бросали друг другу вызов, и интерес публики достиг своего максимума. Просмотры на YouTube стали переваливать за миллион в сутки. Тексты рэперов стали жестче и пришло время панчлайнов.
Как бить словами?
Попробуем разобраться и понять, что такое панчлайн. Впервые это выражение появилось в США. В переводе с английского «панчлайн» – это ударная строка. Изначально она использовалась комиками в стенд-апах и означала завершение шутки. Постепенно это слово перекочевало в хип-хоп. Им обозначают ту самую фразу, которая должна вызвать у слушателя реакцию. Проще говоря – ударить по его эмоциям. Зачастую панчлайн имеет множество значений и смыслов. Происходит это за счет использования метафор. Если копнуть глубже в вопросе о том, что такое панчлайн, то стоит узнать все его особенности.
Неймдроппинг – упоминание названия бренда, политика артиста или любого другого знаменитого человека. Еще один вид панчлайна – референция. Этот термин означает отсылку к строчкам, фразам, событиям – любым культурным явлениям. Игра слов – схожесть звучания или написания, но разное толкование. Пример панчлайна – «Я развиваюсь с трудом, будто заштопанный флаг». Слово «развиваюсь» имеет несколько значений.
Лучшие панчлайны
Принято считать, что мастером панчлайнов является Оксимирон. Его фразы всегда выстреливают в цель и не лишены поэтичности. Несколько примеров позволят вынести собственное мнение по этому вопросу, ведь вы уже знаете, что такое панчлайн. Самый громкий и ожидаемый батл 2017 года между Оксимироном и Гнойным подарил много интересных панчей. Вот некоторые из них.
Че ты думал, что я кого-то боюсь?
Твоих шуток и панчей? Замая с Берсерком?
Братюнь, я видал и не такое, клянусь
Утешай себя тем, что за вами подземка.
Разберемся с хладнокровием Лаврентия Берии.
Ты плохо учился в своем Грифиндоре.
Если русские что умеют так это разваливать Империи.
Кто берет слухи про близких, чтобы выиграть вес
Просто показывает, кто на этом ринге отец
Подумай, шкет – тебе светит лишь форс в MDK
Передо мной красный карлик, словно увидел в телескоп Бетельгейза.
Осыпаю градом панчлайнов, называй этот флоу мейвейзер.
Бади бег, ведь я чаще играю в батл рэп.
У меня зашкаливает счетчик фрагов, как при игре в лазер тег
Можно бесконечно долго рассуждать о необходимости такой культуры в России. Несомненно, молодое поколение с интересом следит за всеми батлами и давно выбрало сторону в этом противостоянии. Течение, которое зародилось в Америке, органично вписалось в русскую культуру и сейчас находится на пике популярности. Большую роль в развитии этого направления сыграл интернет. Если проводить баттлы и не показывать их зрителю, то вероятно, скоро этот пласт культуры просто умрет.
Что такое панчлайны примеры
В сообществе мы собираем рисованные творения художников из сети, в основном цифрового формата.
Пикабу в мессенджерах
Активные сообщества
Тенденции
Свадьба
Было буквально вчера. Мы ехали в лимузине из ЗАГСа. Подруги невесты, друзья жениха и я (свидетель). В какой-то момент наливаются бокалы и звучит тост:
Гробовая тишина, враг номер один для сестры невесты.
Черная юмореска
Панчлайн
В первой части я поведал вам о приёмах написания шуток, но ни слова не сказал о структуре самой шутки. Для начала давайте ответим на вопрос: «Что такое шутка?».
Давайте начнем с того, что знает большинство людей. По обыкновению, любая шутка делится на две части:
К примеру, возьмем шутку Уитни Брауна:
«Виделся с бабулей недавно. возможно в последний раз. Ох, нет, она не больна, просто она ужасно скучная».
Разместим вышесказанное на схеме, чтобы вы смогли чётко определить сетап и панч:
Сетап и панч обычно определяют так:
Примечание: Панч сейчас часто называют модным словом «панч-лайн». Однако, оно уместно в более крупных формах, например, в стендапе.
Ожидание и удивление
Сетап и панч непосредственно связаны с ожиданием и удивлением. Возьмем шутку Стива Мартина. Обратите внимание, что вы ожидаете после сетапа:
И посмотрите, как панч удивляет вас:
«. которую можно купить за деньги».
После этого вы, возможно, подумаете: «И это все? Ожидание и удивление? И что в этом сложного?»
Что ж, сложное здесь следующее: чтобы это работало, шутка должна вас удивлять. Хитрость состоит в том, что вас нельзя удивить, если вы не ожидаете чего-то другого.
Вот наше новое определение:
Сетап создает ожидание.
Панч создает удивление.
Первая история и вторая история
Теперь вы знаете, что сетап и панч создают ожидание и удивление. Но как они это делают?
Сетап шутки создает первую историю в нашей голове, и мы начинаем чего-то ожидать, затем панч удивляет нас второй историей, которая совместима с первой, но совсем не так, как мы этого ожидали.
Например, представьте себе мужчину-комика, который кажется очень расстроенным, рассказывая эту шутку:
(Грустно) «Моя жена сбежала с моим лучшим другом. Ох, как я по нему скучаю».
Сетап создает первую историю: Мужчина несчастлив, потому он скучает по своей жене. Мы ждем окончание истории, так что нас удивляет панч второй истории: Мужчина несчастлив, потому он скучает по своему другу.
Если в шутке нет двух сюжетных линий – это не шутка. Если панч не раскрывает вторую историю, то это получается просто одна история, но не шутка.
К примеру, вот другая версия:
(Грустно) «Моя жена сбежала с моим лучшим другом. Ох, как я по ней скучаю».
Не смешно. Речь идет о мужчине, от которого сбежала жена, и эта история заканчивается вполне ожидаемо. Здесь нет второй истории и нет удивления. И раз здесь нет удивления, то это не шутка.
Сетап и первая история
А в чем разница между первой историей и сетапом? Это два элемента, выполняющие самые разные функции в структуре шутки. Как первая часть шутки, сетап – это слова и/или действия, которые подготавливают зрителя к чему-либо. И ничего больше. В то время как первая история, основанная на сетапе, является подробной сценой в воображении зрителя, которую они представляют за правду.
Давайте я это покажу на примере старой стандартной шутки:
«Сорок лет я был женат и влюблен в одну женщину. Если жена узнает, то убьет меня».
Первая история: Этот мужчина говорит о том, что очень любит свою жену. За сорок лет у них была богатая и полноценная жизнь, они смогли разобраться со своими проблемами и остались счастливы. Он никогда не изменял ей и хочет быть с ней до конца своей жизни.
Это, примерно та первая история, которую люди мысленно создадут. Как видите, у первой истории определенно больше подробностей, чем у сетапа. Так откуда берутся эти подробности?
Эта большая история была создана предположением из информации, которая была в сетапе. Предположения позволяют нам придавать смысл чему-либо, когда у нас мало информации. Основываясь на нашем жизненном опыте, мы постоянно совершаем подобные мыслительные прыжки. Собственно, поэтому первая история содержит намного больше информации, чем сетап.
Панч и вторая история
Связь между панчем и второй историей такая же, как и между сетапом и первой историей. Как и вторая часть шутки, панч – это просто слова и/или действия, которые удивляют публику. Ничего больше. После панча зрители представляют подробности второй истории, которая в сравнении с сетапом удивляет. Возьмем тот же панч шутки: «Если жена узнает, то убьет меня», и вот моя версия второй истории.
Вторая история: Несмотря на ужасный брак с монстром, этот мужчина не расторгал брак. Чтобы найти хоть немного счастья, мужчина завел любовницу, и она осталась с ним на сорок лет, хотя он был женат. Он жил в постоянном страхе, что жена узнает о его давнем романе и сделает его жизнь еще более несчастной, чем она есть сейчас.
Опять же, во второй истории намного больше подробностей, чем в панче. Вы можете представлять немного другую сцену, но всё же саму суть будут улавливать все.
Что я хочу подчеркнуть, так это как много в шутке находится информации, не озвученной в сетапе и панче – мы ее сами дополняем своими предположениями.
Как раньше мы уже рассмотрели, когда мы видим или слышим сетап, мы создаем первую историю с помощью большого количества предположений. Одним из этих предположений будет главное предположение.
Главное предположение – это предположение, из которого строится первая история.
Из всех предположений, из которых вы представляете историю, одно главное предположение дает первой истории конкретное значение. Иными словами, если не будет этого главного предположения, то вы представите другую историю, совсем не ту, которая потребуется, чтобы шутка сработала.
Возьмем, к примеру, старую шутку:
«Однажды я сделал косметическую маску, и три дня мое лицо выглядело лучше. Потом маска отпала».
Сетап будет эффективен, если слушатель представит, что комик намаз лицо косметической маской и стал лучше выглядть после этого. Затем панч удивляет всех, показывая совсем другую, вторую историю, в которой комик ходил три дня с маской на лице, которая и правда улучшила его внешний вид. Схема показывает, где находится главное предположение в шутке:
Или вот ещё один пример второй истории.
Одним предложением поменялся смысл всего предыдущего текста. Вместо той истории, которую представил зритель, он неожиданно получил совсем другую.
Вы, возможно, спросите: «А как насчет всех тех смешных штук, над которыми я смеюсь и в которых нет сетапа?» Так и есть, существует целая группа шуток, в которых формально нет сетапа. Но, как ни странно, у них все же есть главное предположение, но они не нуждаются в сетапе, потому что главное предположение и так уже есть в голове у зрителя.
Например, это происходит, когда вы смеётесь над чей-нибудь неудачей, как бы жестоко это не звучало. На ютубе человек собрался сделать сальто назад, а попал головой в мусорку – это тоже разновидность шутки (непреднамеренная шутка). Или когда вы слышите какой-то абсурд там, где его совсем не ожидали.
Мы уже знаем, что сетап рождает ожидание, когда аудитория создает первую историю с помощью предположений. Панч затем разбивает ключевое предположение (главное предположение) и раскрывается вторая история. Панч это делает, показывая неожиданную интерпретацию того, что было в сетапе. Эта неожиданная интерпретация называется реинтерпретацией.
Как главное предположение создает первую историю, так и реинтерпретация создает вторую историю. Возьмем, к примеру, эту шутку:
«Мой дедушка умер спокойно во сне. Но дети в его автобусе кричали».
Реинтерпретация здесь в том, что он заснул за рулем автобуса, которая является основой для второй истории – дедушка погиб в автоаварии, после того как заснул за рулем, из-за этого дети и кричали. Это, в свою очередь, и сообщает панч – «Но дети в его автобусе кричали».
Схема показывает, где находится реинтерпретация в шутке:
Теперь вы, возможно, подумаете: «Ну, раз в панче должна быть реинтерпретация, то как насчет шуток, у которых нет панч фраз?» Возможно, прозвучит странно, но есть некоторые шутки, в которых нет необходимости договаривать панч. Возьмем эту бородатую шутку, где сетап неизбежно приводит к панчу:
Решили как то 3 подружки Аня, Лена и Маша поиграть в римскую империю:
Аня: не я не буду играть.
Здесь панч кроется в «римской» версии имени Ани. Причём нам необязательно произносить его, так как ваш зритель и сам уже догадался. Это тот случай, когда панча нет, но его несложно додумать самому. В этом примере, интерпретация шутки максимально подталкивает зрителя к реинтепретации.
Ещё несколько хороших панчев для сетапа:
Хорошая шутка, должна удивлять. Никому не смешны очевидные вещи. Даже если вы шутите про что-то повседневное и очевидное, вы должны подметить в нём нечто удивляющее, выходящее за рамки обычного взгляда. Поэтому панч является обязательным продолжением сетапа.
Отсюда следует, что из сетапа должно вытекать минимум два предположения (первая и вторая история), где хотя бы одно должно быть ожидаемым и одно неожиданным и смешным. В самых смешных шутках панч не только удивляет, но и оказывается лежащим на поверхности. Об этом феномене вы можете почитать в книгах по психологии юмора.
Шутки не столько пишут, сколько ищут. Теперь, используя знание приёмов из прошлой поста и знание структуры шутки из этого, вы можете писать свои шутки и искать среди них смешные, ведь как мы выяснили не все они бывают смешными.
И напоследок вот вам доказательство, что для юмора достаточно неожиданности.
Базовая структура шутки
Опубликовано Comedy School дата 25.11.2017
Невозможно развить чувство юмора, не разобравшись в структуре шутки. Поэтому в этой статье рассмотрим базовую структуру шуток. Я говорю базовая, потому что она не единственная. Жанр комедии изменился. Сегодня комедия – не только изюминки и панчлайны.
Многие комедии приводятся в движение без каких-либо структур с одной и двумя линиями, но если ты хочешь достичь успеха, то нужно начать с основы основ. А уж после перемещаться по сложности слоистых структур.
Как придумать шутку легко и быстро
Если ты решил писать шутки, сценарии или книги, ключ к получению правильного материала – понимание комедии на ее основном уровне. После того, как ты поймешь основы комедии, ты начнешь открывать все больше и больше областей в своей повседневной жизни, которые будут вдохновлять комедию и, прежде чем ты это осознаешь, шутки будут лететь из твоих уст, твоего мозга или кончиков твоих пальцев.
Поэтому одна из моих основных целей – в самом начале привести твое чувство юмора в гармонию с несообразностями, которые находятся в нашей жизни каждый день. Иногда они являются тонкими, а иногда они очень очевидными. Мастер-юморист обучается распознавать возможности и превращает эти возможности во что-то смешное.
Шутка – это волшебный фокус
Комедия – это словесное дзюдо или магия. В конце концов, комедия – это манипуляция и обман. Волшебник может согнуть ложку, комик может согнуть слова и значения для формирования шутки с нуля.
Фокусник направляет в ложном направлении внимание аудитории, в то время как он достает или скрывает монету или шарик. Комик же ведет тебя в одну сторону с историей, только чтобы обмануть тебя неожиданным концом. И все это время ты веришь, что он говорит легитимную историю.
Например, комик, который лысеет, мог бы сказать:
«Я начал лысеть… иногда мне неловко из-за этого… Как этим утро, когда моя жена пробежала пальцами по моим волосам, но я уже ушел на работу!»
Юмористы должны быть в состоянии брать любые логические группировки слов и делать их смешными. И ты научишься этому. Но для этого тебе нужно понять основу. Изучение основ написания шутки даст тебе основу для понимания юмора в целом. Это также поможет тебе придумывать шутки быстрее, и даст тебе различные углы подхода при написании. Как развить чувство юмора с нуля без такой основы я не знаю, поэтому давай начнем.
Схема базовой шутки: сетап и панчлайн, примеры
Как некоторые из вас уже знают, основная структура шутка:
По-другому можно сказать:
При обучении своих учеников я использую немного другую форму шуток, которую предложил один из известных учителей по юмору:
В чем ее преимущество? «Прямая линия» напоминает моим ученикам о том, что установка должна быть правдивой. Это важно, так как многие на начальном этапе придумывания шуток хотят сделать все вещи и истории по-дурацки смешными, а это, к сожалению, ведет к катастрофе.
Пример:
Доктора утверждают, что лимон очень полезен для здоровья…особенно, если это лимон баксов!
STRAIGHT LINE (Прямая линия): «Доктора утверждают, что лимон очень полезен для здоровья». Обратите внимание на то, что «Прямая линия» – это просто утверждение факта. Это очень важно помнить!
PUNCHLINE (Изюминка): «особенно, если это лимон баксов!» Это утверждение меняет полностью смысл первого утверждения. Это, в свою очередь, вызывает удивление и, соответственно, улыбку.
Получается, мы сначала создали одну картину на основании всем известного факта и так заманили человека в ловушку, а потом панчлайном разрушили первую картину и создали вторую, которая и вызвала смех.
Тебе нужно научиться думать о комедии вот так: я собираюсь взять что-нибудь честное и правдивое и превратить его в нечто, что забавно, с помощью ведения к чему-то неправильному, что вызовет удивление.
Процесс создания комедии ничем не отличается от того, который используется фокусниками
Шутка – это волшебный фокус, который мысленно ведет аудиторию в одном направлении (фокусники, кстати, называют это термином «мисдирекшн»), а тем временем готовит сюрприз: панчлайн (фокусники называют это «раскрытием»).
Слушатель втягивается в ожидание того, каким будет результат, но в который раз получает совсем не то, что предполагал.
Фокусник и юморист имеют одну и ту же цель: обмануть аудиторию.
Точно как фокусник планирует каждый фокус, юморист подготавливает свою шутку. Оба создают определенную историю, которая имеет начало, основную часть и концовку. Оба должны создать в воображении слушателей ясную картину. В идеале эту картину должны увидеть одновременно все присутствующие. Они должны также понять все детали. Слушатель должен обязательно представить в уме эту картину.
Вот пример:
Мужик заполняет в банке бланк на получение кредита.(Все представляют себе типичного работягу). Все идет хорошо. Мужик спрашивает:
–А мне зарплату прописью писать? (Все рисуют себе в уме одну и ту же сцену).
Дальше следует панчлайн. Это то, что у фокусников называется раскрытием: работница банка отвечает: «Слезами пишите!».
Видишь, ты посмеялся даже несмотря на то, что я предупредил тебя о предстоящем панчлайне. Секрет был в том, что это был панчлайн, которого ты не ожидал.
Фактор неожиданности в шутке – залог успеха
Важность фактора неожиданности в создании всех видов комедии сложно переоценить: он крайне необходим для написания любой шутки. Можешь протестировать эту концепцию самостоятельно: каждый раз, когда ты засмеешься, спроси себя, почему ты это сделал. Ответ будет неизменным: я не ожидал этого.
Конечно же, для того чтобы подготовить почву для неожиданности, тебе нужно убедиться в двух вещах:
Подбивая итоги:
И помни, когда начинаешь писать свои собственные шутки, убедись, что они содержат элемент неожиданности. А когда ты будешь доносить их слушателям (даже одному-двум друзьям) убедись в том, что они слышат тебя и понимают все детали, необходимые для того, чтобы шутка имела смысл.
Это важно!
Еще раз убедись, что аудитория:
Ну, а если хочешь познакомиться с некоторыми методами создания мисдирекшена, часто используемыми писателями шуток с целью гарантировать, что их панчлайн будет на самом деле неожиданным, читай статью: Важное условие успешной шутки: мисдирекшн и кратость.
Да, чуть не забыл! Если хочешь попробовать написать шутку и посмотреть, как это делают другие, оставляй свой e-mail и мы пригласим тебя на вебинар «ДНК Юмора». Не стесняйся, все известные комики начинали с нуля и у них получилось. У тебя получится тоже)