Что такое панч в звуке
Что в звуке отвечает за «удар в грудь»?
Вопрос такой пришел в голову.
Есть акустика, есть блокбастеры, есть сотрясения всего и вся. Зачастую, когда приходишь на выставку какой-нибудь посмотреть ДК, то звук там хлещет так, что грудь уходит внутрь. И не важно 20 Гц это или 250 Гц. Выделю вопрос: Что отвечает за эффект битья в грудь?
Я так понимаю живость и натуральность голоса тоже в этом как-то задействована? Или малый барабан, звук такой плотный, как будто кто то в комнате по малому бьет.
Моя система не выдает такое, на звуке как будто пелена. Соответственно и рычание гитар никакое.
Может это влияет на характеристику такую как «образность»?
Систему я уже писал свою. Еще раз напишу. Заранее отвечу на вопрос: да, я еще не купил что хотел. Сейчас в плане ДК 5.1 с проектором, по этому бюджет раздулся. На данный момент занимаюсь зарабатыванием на это все)
Система (еще, еще раз):
ПК: Foobar2000 ASIO (ну вы сами знаете)
ЦАП: Cambridge Audio DacMagic 100 (вообще хз, что он может)
Полочная акустика: Castle Acoustics Knight 1 (-_-)
Сабвуфер REL T-Zero (Хороша машинка)
Вот затравка. Смотришь ролик какой-нибудь Warcraftовский. Там баталии, взрывы и все как полагается. Слушаешь такой, а взрывы-то и не впечатляют, давления нет. Громче делай не делай, все равно не вставляет. Почему так происходит? Что влияет на все это? Я слышал о нарастание тока в усилителе. Хочется разобраться в этом вопросе.
А еще кое что. Как у вас с этим обстоят дела? Встречались ли вы с таким в своей жизни?
основные понятия из мира автозвука
1. Основы и понятия
1.1. Что такое мидбас?
Кто-то:
Мидбас — это динамик воспроизводящий диапазон среднего баса. Принято условное деление, мидбас 80-400 Гц. Но обычно его режут только сверху и гораздо выше (если система двухполосная).
Мидбас как явление природы — полоса частот выше того, что считается »сабвуферной» полосой, но ниже »речевой» полосы. То есть, скажем, 80-200 Гц.
Мидбас как товар — динамик, способный (или якобы способный) работать в этой полосе. При этом он может с большей — меньшей правдоподобностью отыграть и среднечастотную полосу (до 3-5 кГц), а может, и нет. Вот тут начинается путаница, и в просторечии мидбасом называется все (от 8 до 4 дюймов), что играет от сабвуфера до пищалки (не обязательно справляясь с нижней частью этой полосы).
Если речь о задней акустике, то мидбаса в смысле частотной полосы 80-200 ей не нужно, значит действительно »обычных» 13см хватит, а как обрезать — все есть на сайте Шихмана. Все причиндалы для кроссовера сведутся к конденсатору рубля три ценой плюс проводка.
1.2. »Мидбасы для чайников»
Постановка задачи:
Информации по изготовлению и расчету сабвуферов — море, то же по установке и ориентированию пищалок, но как дело доходит до мидбасов, все описания идут, как правило, по одной схеме: »Взял динамики за ХХХ баксов, изготовил подиумы и наслаждаюсь звуком». Получается, что влиянием двери на работу мидбасов можно пренебречь, а динамики следует выбирать какой-нибудь известной фирмы — чем дороже, тем лучше. В итоге вывел для себя некоторые постулаты, вот они:
1. В 99% случаев для 5»-6» мидбасовых динамиков передняя дверь является типом акустического оформления free-air. Как следствие — влиянием двери на добротность и резонансную частоту динамика можно пренебречь.
2.Подиумы нужны лишь для придания жесткости конструкции и ориентирования динамиков.
3.Обработка внутренней поверхности двери нужна для устранения посторонних призвуков, шумов и.т.д. и в принципе не обязательна.
4.При выборе динамиков (5»-6»)следует ориентироваться на добротность порядка 0,7-0,9 и возможно более низкую резонансную частоту. Ну конечно приемлемую цену.
Genn (27.12.2001 19:11):
Разрешите высказаться? Прошу занести высказывания в ФАК (если сочтете нужным, т.к. автор частично прав.
0. Сабвуферы нужно и можно считать, а вот по динамикам для дверей параметры дают только ну очень серьезные производители динамиком — Динаудио, Фокал, Сеттемила, Рокфорд Фосгейт. Все остальные стыдливо умалчивают.
1. Передняя дверь является закрытым ящиком объема 30-50 литров. Какой именно тип выравнивания АЧХ получается — зависит от параметров динамика. То, что называют фри-эйр это тоже закрытый ящик, только ну очень большой. Как правило, на практике влиянием двери на добротность и резонансную частоту пренебрегают. Типичный пример — старые динамики DLS Ultimate, диффузор которых с течением времени отрывался от каркаса.
В то же время, уважающие своих потребителей фирмы могут указывать конкретное предназначение динамиков. Например, Фокал 165 KS хорошо играет в двери, но его нельзя засунуть в ЗЯ, в кики, а вот кажется 165 KX — можно. (это все динамики из старой линейки фокала).
2. Подиумы нужны для обеспечения отсутствия акустического короткого замыкания в месте прикрепления динамика к основанию, для придания жесткости конструкции — при ударе по струнам или бочке динамик не должен болтаться как полено в проруби, и для ориентирования динамиков.
Ориентирование динамиков самый сложный процесс (особенно в двухполоске). Необходимо их развернуть так, чтобы в районе ушей каждого из слушателей не возникало встречного уничтожения басовых сигналов, записанных в фазе на левом и правом канале. Об этом можно почитать и посчитать на сайте у GR.
Дальше, необходимо не перекрутить динамик слишком сильно, чтобы у слушателя не возникало слишком сильной привязки к ближнему динамику. Грубо говоря — в диапазоне частот от 1700 Гц человек определяет направления на кажущийся источник звука по громкости. А частота раздела у двухполосок как правило выше. Поэтому желательно попробовать выставить сцену на монофонической записи только по мидбасам. Сделать это очень сложно, но желательно избежать хотя бы грубых ошибок ориентации.
3. Обработка внутренней поверхности нужна для устранения посторонних призвуков, возникающих при возбуждении поверхностей ударной волной от динамика. В принципе она не обязательна, если машина делается только для какого-нить хэви метала, а призвуки и искажения нормальной партии бас гитары и контрабаса воспринимаются как признак крутости системы.
В обратном случае возникает необходимость обработки виброгасящими материалами внутренней поверхности салонной обшивки дверей, внутренней поверхности всех пластмассовых деталей, внутренней поверхности потолка, крыши кузова, заливания демпфирующей жидкости в зеркало. В принципе — на любом этапе можно остановиться и слушать, как крыша подпевает, например.
4. Числовые параметры динамика не имеют никакого существенного отношения к качеству звучания. Если конечно не гоняться за цифрами искажений и т.д. Динамик может иметь собственные наследственные проблемы, которые могут просто не понравиться слушателю. Например, кевлар имеет проблемы горбов в АЧХ на 2, 3, 4х кГц. Фокал научился с этим бороться, но не до конца, поэтому в домашней линейке Джи-Эм Лаба кевлар не применяется уже лет пять.
Я не раз рекомендовал слушать динамики перед покупкой. Я также рекомендовал, и рекомендую снова выбирать те фирмы, которые действительно разрабатывают и изготавливают динамики и для автомашины, и для дома. В этом случае можно придти в салон и попросить завести Динаудио контур, например. Или Джи Эм ЛАб Кобальт. Это позволит понять характер звучания динамиков.
1.4. Как распределяется в процентном отношении вклад компонентов в системе?
БЛЮЗМОБИЛЬ :
Если акустика плохая, то можно менять головы, усилители и т.д. Я бы отвел акустике 70%, усилителю 20% и голове 10%.
Vic (30.07.2002 22:17):
Панч — это атака. Можно иметь приличный саб, приличное давление на низах, но из-за провала в районе мидбаса (80-150) бас будет вялым. ИМХО.
1.6. Что такое SPL?
Vic (07.08.2002 19:19):
Уровень Звукового Давления (это если просто перевести). А так есть соревнования по SPL, по простому говоря чья установка громче (но только на басах). Ставим микрофон и замеряем этот самый уровень SPL на сигнале, который до 80 герц.
1.7. Переведите непонятные слова, употребляемые в конференции
Vic (21.08.2002 11:02):
1. ЗЯ и ФИ (Фазоинвертор) — это способ акустического оформления Громкоговорителей Динамических Низкочастотных (ГДН), т.к. без оного они не играют.
2. Самое простое оформление — Freeair, это когда динамик на якобы бесконечном экране (короче — в задней полке СЕДАНА и играет в багажник). Это как водка без пива (саб без ящика) — деньги на ветер.
3. Кик Панель — это то место в авто, которое впереди сидящий часто пинает ногами, причём водитель — левой, а пассажир — правой. Туда очумелые мастера ставят динамики.
4. Мост — способ включения 2-х каналов усилителя с целью увеличения отдаваемой в нагрузку мощности
5. АЧХ — амплитудно-частотная характеристика. Для непосвященного что-то сродни кардиограмме. Измеряют её приборами, в состав которых входят микрофоны (хорошие). Обсуждение пиков и провалов АЧХ любое занятие (после пива).
Lenин (21.08.2002 11:19):
Сабвуфер это обобщающее понятие. Сюда входят как и сабвуферные динамики, так и ящики в различном оформлении ( ЗЯ, ФИ, бандпас и т.д.), точнее не ящики а система ящик + динамик.
1.8. Что такое сдвиг фазы?
Vic (17.04.2001 12:15):
Сдвиг фазы это задержка одного периодического сигнала относительно другого, но не более чем на период следования; задержка — существенно большее запаздывания сигнала, эквивалентна изменению положения в пространстве КИЗ. Т.е. если внести задержку в сигнал фронта на время, равное прохождению звука от саба то точки прослушивания, получим эффект »переднего» баса. Скорость звука известна, расстояние от саба до точки прослушивания тоже, значит можно вычислить задержку, НО эта задержка будет оптимальной ТОЛЬКО для выбранной точки прослушивания.
Genn (17.04.2001 19:12):
Есть много подводных камней в ответе на это вопрос. Если найти каталог Пионера — там есть хорошая картинка. В машине схематично изображен слушатель и все динамики. Все динамики в машине находятся на разном расстоянии от головы слушателя поэтому в обычной установке при щипке по контрабасу, расположенному по центру сцены, можно сначала услышать верхние обертона от щипка, воспроизведенные пищалкой левого канала, потом нижние обертона от мидбаса левого канала, потом в том же порядке от правого канала, и потом основной гул из сабвуфера. Хороший процессор должен сделать задержки на все динамики (кроме самого дальнего) так, чтобы звук из всех динамиков приходил ОДНОВРЕМЕННО! Пионер 945/99 это делать умеет. Вероятно, умеет и 600 Альпайн. Надеюсь, изложил понятно.
Теория этого процесса приведена в статье Ю.Макарова, которую GR в отсканированном виде держал на своем сайте. Цифровой процессор типа Альпайн позволяет менять задержку в широких пределах. Он скорее всего использует алгоритм типа очередь переменной длины. Он может подкорректировать сцену для фронтальных динамиков и подтянуть сабвуфер.
Модуль Аудизон скорее всего работает как неминимально-фазовый корректор фазы по схеме, описаной у Шкритека или Титце-Шенка. Скорее всего, он может менять фазу только в небольших пределах. Дальше это изменение фазы необходимо пересчитать в изменение кажущегося расстояния от источника звука в зависимости от длины волны. Дальше эту вариацию расстояния необходимо соотнести с разностью хода от всех установленных в машине динамиков. Тогда возникнут ограничения на применимость этого модуля — например, только разделы саб/бас и бас/серединка. Может оказаться, что коррекция фазы по фронту и по пищалкам ему не по зубам. Для этого нужно СЧИТАТЬ!
1.10. Можно ли верить цифрам выходной мощности, написанным на магнитолах?
Кто-то :
Выходную мощность 45 ватт мостовые усилители способны развить при напряжении питании — 14,5 вольт (заведеный двигатель) и на активной нагрузке немного меньшей, чем 2 ома. При этом каждый канал будет потреблять ток 5 ампер. При такой мощности на четыре канала потребуется предохранитель: минимум — 20 ампер. Кроме того, корпус магнитолы не будет успевать рассеивать и половины тепла, выделяемого усилителями при работе на мощности 4 X 45 ватт. Так что забудьте цифры выходной мощности, которые, написаны на лицах магнитол. Больше тот, кто наглее!
1.11. На какой частоте перестает существовать стерео эффект?
Железный_Шихман (15.01.2002 12:33):
В литературе утверждается, что стереоэффект на частотах ниже 300 Гц почти не ощущается, хотя это и не так. Даже при обрезке ФНЧ 2 порядка на 150 Гц »лево-право» различаются достаточно уверенно, сам проверял. Хотя помимо собственно слуха здесь уже начинают работать тактильные ощущения. Но в большинстве записей, начиная с середины 60-х (кроме симфонических и некоторых джазовых) инструменты басовой группы панорамируют в центр. Возможно, это как раз попытка подогнать практику под теорию и облегчить жизнь производителям массовой аппаратуры.
Технически при питании левого и правого каналов усилителя от общего источника питания нелегко обеспечить малое переходное затухание между каналами. А поскольку на частотах до 300 Гц сосредоточена примерно половина энергии сигнала (а у Рамштайна — и побольше), взаимосвязь каналов при маломощном (массово-бюджетном) источнике получается достаточно сильной, и сигнал неизбежно »стягивается» к центру. Вот такой масонский заговор производителей массовой аппаратуры и массовых записей.
Genn (15.01.2002 13:38):
Есть два правильных ответа:
1) 300-350 Гц. Начиная с этой частоты слуховой аппарат не может определить направление на кажущийся источник звука с помощью ни амплитудных, ни фазовых алгоритмов.
2) 1700 Гц. В подавляющем большинстве коммерческих сведенных записей используется только амплитудное панорамирование кажущегося источника звука. В этой связи направление на кажущийся источник звука определяется по обертонам — старшим гармоникам и призвукам.
Локализация баса не имеет никакого отношения к вопросу о стереоэффекте — звукорежиссеры мыслят по другому. В этой связи, кажется на 4м треке последнего диска АЗ очень мягко прописан электронный большой барабан — без каких либо обертонов. В результате, в моей машине он звучал только из багажника, а направление на сабвуфер легко определялось по удару звуковой волны в затылок.
1.12. Можно ли доверять тестам журналов?
Genn :
Вчера ездил к одному хорошему человеку – участнику нашей конфы. Возникло несколько соображений, которые хочу обнародовать здесь. Мысль первая о качестве и ориентации звуковой экспертизы. Слушали мы с этим человеком один супер-топовый аппарат. Вершина своего модельного ряда. Каждый услышал свое. Он мне говорил о наличии провалов в АЧХ, показывал почти граничную неустойчивость усилителя, срывающегося на генерацию в районе 10 кГц и так далее. Я же подошел со своих, чисто потребительских позиций. Поставил диск Д.Баез »Алмазы и ржавчина», послушал несколько разных песенок, убедился в непривычности тембрального баланса. Потом поставил тот же диск в домашний проигрыватель, подключил его вместо магнитолы. Послушал »правильный» звук. Задуматься меня заставило другое наблюдение. Оценить правильность АЧХ, если давно (или никогда) не слышал этой записи в »верном» тракте довольно сложно. Всегда есть поле для ошибки, есть поле для субъективности. В то же время оценить фазовую картинку в домашних условиях »правильного» тракта оказалось гораздо проще! Сначала опишу тракт – это два маленьких мониторчика в углах комнаты на стене. Ламповый »прямой» усилитель без межкаскадных ООС. Все слушалось в другом конце комнаты. Т.е. нормальные условия для возникновения стереоэффекта и в чем-то обстановка приближена к машине – сильно-диффузное поле, масса отражений от бетонных стен.
Так вот – при прослушивании головного устройства Д.Баез плавно, или резко – в зависимости от ноты, скакала из одного угла комнаты в другой. Она бегала по звуковой сцене как Ф.Киркоров. На 10 треке этого диска Д.Баез поет вместе с Д.Митчел. Опять те же танцы на сцене – прямо »Баккара». При прослушивании домашнего источника все встало на место – по центру и никуда уже больше не скакало. Соответственно на 10 треке – обе встали по центру, Митчел на метр-два глубже Баез. К чему я так подробно это описал – диск »алмазы и ржавчина» к числу аудиофильских не относится, это нормальный, коммерческий, микшированный альбом, правда с учетом вкуса Д.Баез, которая начала петь тогда, когда многих из нас еще не было. Лично меня поразило то, что неточности фазовой картинки ухо обнаружило гораздо быстрее чем неравномерности АЧХ. Как же в таком случае можно построить качественную звуковую, соревновательную систему на таком аппарате в машине – где куча своих собственных проблем с динамиками и салоном? Ответ напрашивается сам собой. Пригодна ли эта топ-голова для построения качественной звуковой системы? Ответ – нет.
Мысль вторая о зависимости журналов от рекламодателей не позволяет надеяться на качественный обзор возможностей этого аппарата. Приношу свои извинения, если эта мысль кого-то обидела.
1.13. Можно ли брать за основу схемы установок из журналов?
Постановка задачи:
Иногда думается, что многие из этих установок не могут хорошо играть по определению. Кто их слушал? Сдается мне, что они хорошо играют только на страницах журналов.
1.14. Как рассчитать ПАС?
Nikk (03.03.2002 11:12):
Теории ПАС нет, нет и методик расчета. Идея в том, чтобы облегчить дыхание сабу, открыв небольшую отдушинку, но и избежать КЗ, как в открытом оформлении, как у старых радиол. Для этого делают удлиненную форму тракта и заполняют его сопротивляющимся(но несильно) материалом. Я обычно с ПАС делаю ящики для фронтальных мидбасов, когда не хватает объема, те надо 10л, а получается 5-6. Тогда на дальней грани ящика делается ПАС на расстоянии 35-40 см + еще и сидушка мешает непосредственному контакту потоков. Сабы такие в авто не делают, потому, что либо размеры будут слишком большие, либо резко упадет эффективность.
stealth_202 (02.08.2002 14:52):
ПАС (панель акустического сопротивления) — это такой тип акустического оформления динамика. вкратце — ящик с уменьшенным объемом и дырой сзади, закрытой специальным материалом.
БЛЮЗМОБИЛЬ (12.11.2004 18:49):
Здесь немного есть:
про дырки
Я несколько раз использовал паралон в качестве ПАС.
Ещё вспомнил одну установку. Давно это было.
Знаете что? Розовый шум и всё такое — это, конечно, полезно и информативно, но хочется чего-нибудь эдакого… Поэнергичнее…
И кстати, «чтобы два раза не вставать», обнародую свои замыслы на начало года. В следующей, уже 6-й части своих заметок я буду вплотную интересоваться импульсным откликом громкоговорителя, и уже к концу 6-й главы мы выйдем наконец из душной звукомерной камеры на свежий воздух. Пройдём по нему, правда недалеко, до заготовленного для продолжения опытов и рассуждений автомобиля, а пока…
В прошлой части мы рассмотрели процессы потери микродинамики и разборчивости на малом уровне сигнала на примере изменения пик-фактора розового шума. Однако надо признать (при всём уважении к широкополосному шумовому сигналу), что на практике эти особенности функционирования звуковой системы живо интересуют гораздо меньшее число адептов автозвука, чем тех, кто стремится получить максимум ощущений в области баса и мидбаса. И слуховых, и тактильных, от массажа желудка до пролома грудины и шевеления штанов. И в самом деле, при работе больших концертных аппаратов в ближнем поле бывали случаи и раннего обедоизвержения, и легкой контузии, и надувания малиновых пиджаков (была такая униформа у тех, кто игнорировал предложения отойти от греха).
Надо заметить, что искомый многими «панч» не прерогатива лёгких и модных музыкальных направлений. Стрельба из настоящих пушек — неотъемлемая, авторская часть партитуры небезызвестной увертюры П.И. Чайковского, исполняется в авторском варианте она не всегда, но когда исполняется, 1812 год предстаёт перед слушателями во всём величии патриотического порыва.
Пара из большого и малого барабанов была выбрана не случайно, эти два инструмента — чемпионы по динамике, хотя выступают в несколько разных дисциплинах. А потому попробуем на их примере провести сравнение электрических сигналов с тем звуковым давлением, которое громкоговоритель доносит до наших ушей и тушки.
Для начала возьмем записи этих инструментов, произведенные без компрессии микрофоном, позволяющим снять уровни звукового давления до 140 — 150 дБ. Легко сказать «возьмём», такие записи где попало не валяются, их надо готовить специально, но дело того стоит, только так можно достоверно зафиксировать максимальные уровни пиковых сигналов.
Вот что получилось: на рисунках 1 и 2 приведена форма звукового импульса, соответствующего одиночному удару в большой барабан («бочку») и частотный спектр этого удара. Рис. 3 и 4 — то же, но для малого барабана. И там и там, обратите внимание, это важно, речь идёт об электрическом сигнале, зафиксированном микрофоном.
Рис. 1. Импульс большого барабана по напряжению
Рис. 2. АЧХ импульса большого барабана по напряжению
Рис. 3. Импульс малого барабана по напряжению
Рис. 4. АЧХ импульса малого барабана по напряжению
Пользуясь методикой, разработанной для предыдущей части «Механики», мы можем вычислить интересующие нас динамические характеристики обоих инструментов. В первую очередь нас при этом будет интересовать соотношение амплитуды первого и максимального импульсов к максимальному среднему уровню АЧХ обоих барабанов, зафиксированных по электрическому отпечатку, и дальнейшее их сравнение с откликом по звуковому давлению для двух образцов 8-дюймовых головок, уже участвовавших в наших экспериментах. Методики вычислений аналогичны приведенным месяц назад, поэтому будем приводить только результаты. По «электрике» получились следующие цифры:
Измерения по электрическом тракту
Пик-фактор, дБ: Большой барабан / Малый барабан
Первый импульс 29,32 / 33,24
Максимальный выброс 31,77 / 37,39
Поясним, почему нас интересуют именно эти контрольные точки на отпечатке импульса. Первый импульс характеризует скорость нарастания фронта звуковой волны и определяет ощущение динамики и прозрачности инструмента, мы слышим это как отчетливый клик бочки, как момент удара по пластику, а максимальный выброс характеризует общую энергетику, которая и ощущается как искомый панч, воздействующий уже адресно на тушку.
Сначала образцы головок №1 и №2, параметры которых были приведены в предыдущей части, инсталлировались в одинаковые ящики объемом 3 л, и в звукозаглушенной камере с них сняты по звуковому давлению отпечатки импульсов «бочки» и малого барабана. Результаты приведены на рис. 5 — 8 для «бочки» и 9 — 12 — для малого барабана. Вычисления, аналогичные приведенным выше, дали следующие результаты:
Громкоговоритель №1 в ЗЯ
Пик-фактор, дБ: Большой барабан / Малый барабан
Первый импульс 3,25 / 32,2
Максимальный выброс 13,52 / 22,7
Громкоговоритель №2 в ЗЯ
Пик-фактор, дБ: Большой барабан / Малый барабан
Первый импульс 25,6 / 23,04
Максимальный выброс 39,0 / 34,6
Рис. 5. Импульс большого барабана по звуковому давлению, образец №1 в ЗЯ
Рис. 6. АЧХ импульса большого барабана по звуковому давлению, образец №1 в ЗЯ
Рис. 7. Импульс большого барабана по звуковому давлению, образец №2 в ЗЯ
Рис. 8. АЧХ импульса большого барабана по звуковому давлению, образец №2 в ЗЯ
Из приведенных цифр совершенно очевидно: по звуковому давлению картина существенно отличается от той, что наблюдалась по электрическому сигналу, то есть одинаковый сигнал громкоговорители трактовали и преобразовывали в звук очень по-разному. Причины этих расхождений подлежат дальнейшим исследованиям и, очень вероятно, дадут пищу для размышлений и по поводу акустического оформления, и по поводу корректности построения многополосных систем, и по многим другим вопросам.
Самыми криминальными цифрами из всех полученных является величина пик-фактора первого импульса «бочки» у образца №1 — она почти на 30 дБ отличается от того, что было в электрическом сигнале, хотя и величина пик-фактора максимального выброса также далека от исходной. По первым прикидкам основными причинами обнаруженных явлений были, есть и будут тяжелая подвижная система, низкий BL и высокие механические потери в подвижной системе головки.
Вторым очень интересным моментом стала величина пик-фактора максимального выброса для образца №2 на «бочке», которая превышает исходную (по электрическому сигналу) на 10 дБ. Попытка осмыслить полученный результат по горячим следам натолкнула на следующие выводы: при широком спектре сигнала «бочки» (а он охватывает практически 4 октавы) громкоговоритель с тяжелой подвижной системой, работающий в малом объёме, испытывает сопротивление разряжаемой среды, и амплитуда первого импульса резко падает, так же как и амплитуда максимального выброса, поэтому мы и не слышим клика «бочки» ушами и не ощущаем панча остальным организмом. В случае головки с легкой подвижной системой и относительно высоким BL сопротивление разряжаемой среды преодолевается успешнее, однако при обратном ходе диффузора сильно разряженная среда придает ему дополнительное ускорение, что приводит к гипертрофированному максимальному выбросу, который превышает аналогичный по электрике почти на 10 дБ. Для проверки этих выводов образец №2 был помещен в экран и подвергнут аналогичным манипуляциям, вот результат:
Громкоговоритель №2 в экране
Пик-фактор, дБ: Большой барабан / Малый барабан
Первый импульс 28,6 / 25,04
Максимальный выброс 31,2 / 31,6
Совершенно очевидно, что соотношение цифр стало гораздо ближе к исходным электрическим, а это приводит к заключению, что более естественное и выразительное звучание в акустическом экране что сабвуферов, что мидбасов — не миф, а имеет под собой очень веские основания. Это, кстати, подтверждают и многочисленные (и довольно успешные) попытки создать домашние системы открытого типа.
Ну и в заключение обсудим то, ради чего, собственно, мы парились с измерениями показателей макродинамики. Величины пик-фактора как первого импульса, так и максимального выброса зашкаливают по электрическому сигналу за 30 дБ, а это 30 раз по давлению или 1000 раз по мощности. Естественно, при записи все подобные сигналы подвергаются существенной компрессии, поскольку иначе никакой мощности не напасешься, однако если на звукорежиссерскую управляемую компрессию и лимитирование наложатся аналогичные по содержанию, но неуправляемые и непредсказуемые процессы в усилителях и акустике, то искомой музыкальности, разборчивости и естественности не получится никогда.
А ведь это — наиболее простой с точки зрения микро- и макродинамики случай. Глядя на импульсный сигнал «бочки», можно с ужасом себе представить, что будет, если его разделить на две частотные полосы, да потом ещё разнести во времени и пространстве. Думаю, не нужно обладать буйной фантазией, чтобы предсказать результат. Или наоборот, как раз буйная фантазия может понадобиться.
Рис. 9. Импульс малого барабана по звуковому давлению, образец №1 в ЗЯ
Рис. 10. АЧХ импульса малого барабана по звуковому давлению, образец №1 в ЗЯ
Рис. 11. Импульс малого барабана по звуковому давлению, образец №2 в ЗЯ
Рис. 12. АЧХ импульса малого барабана по звуковому давлению, образец №2 в ЗЯ