Что такое памятники культуры
Что такое памятники культуры
Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
(часть вторая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)
Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.
(часть третья введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)
Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)
Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:
(в ред. Федеральных законов от 30.11.2010 N 328-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.
(часть шестая введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
Объекты культурного наследия в РФ и их виды. Справка
Согласно Федеральному закону РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 03.06.2005 N 57-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ), к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с Федеральным законом подразделяются на следующие виды:
Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия
Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Сочинение 9.3 «Что такое ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ?»
Текст для сочинения:
(1) Ираида Андреевна входила в класс, как всегда, торопливо-радостная. (2)Стёкла пенсне чуть подрагивали, в них отсвечивало солнце, будто то и дело вспыхивали огоньки. (3)3а секунду до её появления в классе бывал такой ералаш, что, казалось, и за полчаса его не успокоить. (4)Но всё менялось, как по волшебству. (5)В раскрытой двери появлялась Ираида Андреевна. (6)На мгновение она задерживалась тут, а в классе уже тишина и порядок. (7)В эти мгновения учительница, седая, статная, казалась особенно величественной, красивой. (8)Наверное, так входят в зрительный зал на театральный спектакль, о котором давно мечтали и о котором давно думали.
(9)0днажды она пришла на урок с двумя десятиклассниками. (10)Эти два высоченных парня принесли и поставили на стол что-то очень тяжёлое. (11)3авёрнутое в чёрный коленкор.
(12)Урок начался как обычно.
— (13)Итак, на чём мы остановились в прошлый раз? (14)Да, мы говорили про оборону Севастополя, в которой участвовал Лев Николаевич Толстой. (15)Кто читал Льва Толстого?
(16)Должно быть, все, кто был в классе, подняли руки. (17)И Костя поднял руку. (18)Он читал «Детство» и «Отрочество», хотел сказать об этом учительнице, но промолчал, потому что и другие молчали, а только подняли руки.
— (19)Опустите руки, — сказала Ираида Андреевна. — (20)У нас в школьном дворе до войны стоял на постаменте бюст Льва Толстого. (21)И знаете, ребята, весной, как только сходил снег, у этого бюста всегда появлялись букетики подснежников и первых фиалок. (22)И осенью ученики всегда приносили сюда яркие цветы. (23)А зимой по традиции украшали памятник зелёными ветками сосны.
(24)Костя выглянул в окно, за которым был школьный двор. (25)Он посмотрел так, будто не проходил сотни раз мимо небольшой клумбы. (26)3нал же, что никакого бюста там нет.
— (27)Сахаров, — спросила учительница, — ты что смотришь?
— Ираида Андреевна, а где теперь этот бюст?
(29)Учительница подошла к столу, на котором темнело что-то, покрытое чёрным коленкором. (ЗО)Одним движением Ираида Андреевна сдёрнула чёрное покрывало — сразу Костя не понял, что перед ним. (31)А какая-то девочка даже вскрикнула.
(32)Приглядевшись внимательнее, Костя увидел бюст Льва Толстого. (ЗЗ)Голова была прострелена насквозь. (34)От этого глаза Толстого казались ещё более глубокими; они смотрели на детей из-под густых бровей, точно живые.
(35)И вдруг Костя услышал приглушённо-размеренные удары. (Зб)Будто где-то очень далеко били тревогу, ударяя в набат с промежутками равными и частыми, а сюда доносилось: тук-тук, тук-тук, тук-тук…
(37) « А я ведь никогда раньше не слышал, как стучит моё сердце», — подумал Костя.
(38) Все в классе молчали. (39)А вентилятор в форточке, казалось, рычал громче, чем всегда.
(40)Ираида Андреевна бережно укутала бюст чёрной материей. (41)Потом стала спиной к доске и провела ладонями по лицу, точно умылась. (42)Учительница говорила негромко, но каждое её слово отдавалось в Косте так же отчётливо, как стук его сердца.
— (43)Да, ребята, это было. (44)Когда фашисты захватили Новгород, они сделали из бюста Льва Толстого мишень. (45)В этом классе, где сейчас сидите вы, учились такие же, как вы, новгородские ребята. (4б)Они ушли в сорок первом году защищать Родину от фашистов. (47)Многих из этих новгородских мальчиков уже нет. (48)Да, их уже нет. (49)Но они завоевали победу… (50)Этот бюст недавно нашли во время раскопок. (51)Его передают в музей. (52)Он останется для истории. (53)Он навсегда будет напоминать о варварстве фашистов…
(54)Ираида Андреевна медленно подошла к столу и села. (55)Несколько мгновений она молчала. (5б)Молчал и весь класс.
* Марк Семёнович Ефетов (1907-1996) —русский советский писатель и журналист.
Пример сочинения 9.3 «Что такое памятники культуры?»
Памятники культуры — предметы, объекты, которые являются результатом исторического и культурного развития народов. Они представляют особую ценность, так как хранят в себе факты из прошлого, историю. Докажу свою точку зрения примерами из текста Марка Семеновича Ефетова и своего жизненного опыта.
В тексте рассказывается об Ираиде Андреевне, учительнице, которая на урок принесла бюст Льва Толстого. Она поведала ребятам о том, что до войны этот бюст стоял на школьном дворе, а ученики в любое время года не забывали о нем: весной украшали подснежниками и фиалками, осенью — яркими цветами, зимой — зелеными ветками сосны. Но в годы Великой Отечественной войны фашисты сделали из него мишень. Нашли же его только во время раскопок. Этот памятник культуры всегда будет напоминать о варварстве фашистов, о жестоких военных годах.
В моем родном городе Иркутске, как, наверное, и в любом другом городе нашей страны, находится большое количество памятников культуры. Одним из них является памятник Александру III. Этот монумент был установлен в 1908 году. На гранях пьедестала расположены портреты выдающихся исторических деятелей, которые внесли свой вклад в развитие Сибири. Памятник поражает своей красотой, величественностью, он хранит в себе нашу историю, наше прошлое.
Таким образом, памятники культуры — то, что было создано руками человека для сохранения истории. Задача нашего народа — беречь их, ведь знание и уважение прошлого необходимы для построения будущего.
Какие памятники ставят в России
И кому они посвящены
Москва вошла в число лидеров среди европейских городов по сохранению исторических памятников: с 2015 по 2019 год власти российской столицы выделили более 1,4 млрд евро для охраны культурного наследия.
Мы решили посмотреть, чему или кому посвящают памятники в России, в каких регионах их больше всего и как они отражают политическую ситуацию в стране.
Какой теме посвящено больше всего памятников
В материале мы будем говорить об объектах культурного наследия — памятниках, которые имеют региональное или федеральное значение. К таким, например, не относятся небольшие контактные скульптуры, которые в последние годы часто можно увидеть на городских улицах: бронзовые собаки, дворники, водопроводчики, герои фильмов и так далее. Их культурная ценность не подтверждена государственной исторической экспертизой — а только после этой процедуры ведомства по охране культурных объектов могут признать монумент памятником истории и культуры.
По данным Министерства культуры, в России насчитывается более четырех тысяч монументов, которые подлежат охране как культурное наследие. Больше половины из них посвящено погибшим во время Великой Отечественной войны: 2436 из 4438. Следующая по популярности тема — Октябрьская революция: 1141 памятник.
Интересно, что Первой мировой войне в стране посвящено всего 29 памятников, хотя в ней погибло 775 тысяч человек, она третья по числу потерь после Великой Отечественной и Гражданской. Вероятно, это связано с тем, что Россия потерпела в ней поражение. С Отечественной войной 1812 года связано всего девять монументов.
Каким людям чаще всего посвящены памятники
Больше всего памятников в России посвящено политикам советского периода. Так, сейчас на учете Минкульта стоит 1085 памятников Владимиру Ленину. Вождю Октябрьской революции посвящено в разы больше монументов, чем любой другой исторической личности. Второе место среди политиков занимает Михаил Калинин, ему посвящено всего 25 монументов. Следом идут Михаил Фрунзе и Феликс Дзержинский — десять и восемь памятников соответственно.
Помимо политических деятелей советские и российские скульпторы часто изображали знаменитых поэтов и писателей. В честь Александра Пушкина воздвигнуто 39 монументов, на втором месте — Максим Горький с десятью.
Популярность персонажей, которых скульпторы увековечивали в бронзе или камне, менялась в зависимости от того, кто управлял страной. Если в начале двадцатых годов прошлого века монументы воздвигали преимущественно в честь героев Гражданской войны, то после прихода к власти Иосифа Сталина в 1924 году все изменилось. Одним из новых символов строящейся советской империи стал Пушкин. В 1937 году исполнилось сто лет со дня смерти поэта — и памятники в его честь стали появляться по всему Советскому Союзу. Сейчас, напомним, это второй по популярности герой в реестре Минкульта после Ленина.
Примерно тогда же скульпторы обратили внимание на главного советского писателя двадцатых-тридцатых годов — Максима Горького. Еще один народный герой молодого советского государства — Василий Чапаев: семь монументов.
Героям Советского Союза посвящено 79 памятников, притом что всего это звание носили 12 777 человек. Почти все увековеченные скульпторами — герои Великой Отечественной войны.
В каких регионах установлено больше всего памятников
Согласно данным Министерства культуры, больше всего памятников установлено в Тверской области: 724 монумента, 481 из них посвящен Великой Отечественной войне. На территории этого региона было несколько крупных сражений, а сама Тверь и областной город Ржев — города воинской славы.
На втором месте — Москва: 703 памятника. Помимо политиков и воинской тематики в столице встречаются монументы с абстрактными сюжетами, скульптурные изображения культурных деятелей и даже животных.
На третьем месте — Дагестан: на территории республики установлено 260 памятников, признанных объектами исторического наследия. Помимо монументов, посвященных Великой Отечественной войне, здесь увековечены национальные герои — например поэт Расул Гамзатов.
Какие памятники возводят в Москве
Памятники Москвы и Московской области составляют 15% от общего числа всех монументов России: 790 скульптур, 703 из них — в столице.
До распада СССР в Москве возводили по два-три новых монумента в год. Первые годы современной Москвы в этом отношении мало чем отличались от советских лет: темпы строительства не изменились, если не считать 1990 год. Тогда в столице появилось сразу 13 памятников. Следующие несколько лет власти открывали по одному-два монумента в год. Новые скульптуры были посвящены, например, бессоннице и философскому камню. Также в 1992 году был установлен памятник академику Сахарову. Но уже начиная с 1996 года в Москве стало появляться по 6—10 монументов в год.
На протяжении двух президентских сроков Бориса Ельцина, с 1991 по 1999 год, скульптуры по большей части изображали животных, абстрактные понятия или сказочных героев. К таким относится, например «Дерево сказок» Церетели. Религиозные и исторические сюжеты среди проектов тех лет встречались редко.
Во время второго срока Ельцина стало расти количество монументов, посвященных памяти жертв репрессий и войн: с 1997 по 1999 год их появилось сразу пять. А вот в честь Владимира Ленина до 2000 года установили всего один памятник. Причем он хоть и был новый, но появился на месте старой скульптуры двадцатых годов.
После 2000 года скульпторы в Москве чаще начали изображать российских государственных деятелей и представителей культуры. С 2014 года становятся популярными религиозные сюжеты и патриархальные образы. Так, в парке Горького появляется скульптура Зураба Церетели «Адам и Ева», а в Лианозовском парке — монумент «Семья».
Как победить выгорание
В 2016 году из-за очередной скульптуры чуть не разразился международный культурный скандал: на Боровицкой площади появился семнадцатиметровый памятник князю Владимиру, крестившему Русь. Кремль едва не исключили из списка всемирного наследия Юнеско из-за изменения исторического облика площади, а само строительство началось без экологической экспертизы и открытого конкурса проектов.
Абсолютным рекордсменом стал 2007 год: в Москве открыли 18 монументов. Например, тогда появились памятники Екатерине Великой и Александру II, а также несколько скульптур на античные сюжеты. После 2018 года активность властей в этом плане снова упала: Минкульт включал в свой реестр всего по одному монументу в год — и порой они были довольно странными. Например, в 2020 году на северо-востоке Москвы установили бронзовую фигуру бобра. Интересно, что этому животному в столице посвящено целых три памятника, но под охраной государства находится только один — в Олонецком проезде.
Какие скульпторы создали больше всего памятников для столицы
Из 703 московских памятников авторство 344 принадлежит Зурабу Церетели. Наиболее известные работы грузинского скульптора ассоциируются с временем, когда столицу возглавлял Юрий Лужков: с 1992 по 2010 год. Однако первые скульптуры Церетели начали появляться еще в 1990 году.
Повсеместная «церетелизация» лужковской Москвы началась уже в нулевых. Изначально Церетели создавал изображения различных животных: можно, например, вспомнить фигуру собаки из серии «Горожане» или медведя с рыбой — эта скульптура находится в Александровском саду. Однако со временем автор начал ваять исторических личностей дореволюционной России — памятники «Императрица Екатерина Великая», «Жены декабристов», — а также обращаться к религиозным сюжетам.
Кроме Церетели московские власти чаще других отдавали предпочтение Александру Бурганову — он автор 38 памятников в столице. В их числе, например, фигуры Александра Пушкина и Натальи Гончаровой на Арбате. Еще один популярный автор — Евгений Чубаров: 18 памятников. Скажем, он автор памятника жертвам политических репрессий, который находится в парке «Музеон».
Почему Церетели создал так много памятников
Система распределения заказов на произведения монументального искусства в СССР, как и сегодня, никак не контролировалась обществом. Соответственно, финансово выгодные заказы получали скульпторы и художники-монументалисты, которые умели находить общий язык с властями. Поэтому нет ничего удивительного, что пространства столицы в определенный период времени заполнялись произведениями лишь небольшого числа скульпторов. В какой-то момент, уже в новые времена, дружба с мэром Москвы Юрием Лужковым позволила Зурабу Церетели стать «главным скульптором» столицы.
Что касается его творческой манеры, нужно понимать, что она сформировалась еще в брежневскую эпоху, когда стала популярной так называемая карнавальная культура — реакция на скучный официоз. Конечно, пластические достоинства его работ весьма далеки от совершенства, как, впрочем, и работы его более «серьезных» и пафосных современников — таких, например, как Клыков. Однако у произведений Зураба Константиновича есть и одно неожиданное достоинство: они, как правило, не монументальны, каких бы размеров ни достигали, а потому не оказывают катастрофического влияния на архитектурный образ столицы.
Что Такое Памятники Культуры Сочинение
На этой странице представлены сочинения на тему «что такое памятники культуры».
Сочинение «памятники культуры»
Памятники истории и культуры очень важно беречь. Культурным памятником считается тот объект, что сохранился с давних времен и представляет собой ценность. Он хранит в себе историю, информацию о нашем прошлом, которую больше добыть неоткуда.
И чем старше этот объект по возрасту, тем он важнее и ценнее для нас. Вещи и здания становятся ценными с возрастом. Например, курительная трубка времен Ивана Грозного – это удивительный артефакт. Но такая же курительная трубка, что старше на полторы тысячи лет и принадлежавшая римскому патрицию – во сто крат ценнее.
Конечно, большой и масштабный объект представляет собой больше важности в культуре и истории, чем маленький предмет. Трубку можно назвать лишь памяткой культуры и истории. А вот сохранившийся старинный дом считается культурным и историческим памятником. И находится под охраной государства, чтобы его можно было показать потомкам. Передать им знания о прошлом.
Иногда статус культурного памятника получают и недавно созданные объекты, если они уникальны. Например, памятник Гагарину в Москве создан всего 40 лет назад. Но его охраняют как памятник старины. Я хочу рассказать о нем подробнее, как о примере.
Памятник первому в мире космонавту стоит в центре Москвы, на Ленинском проспекте. Это огромная фигура Гагарина высотой в 20 этажей и его космический корабль «Восток». Если помните, именно на «Востоке» был совершен первый в истории полет человека в космос. Общая композиция памятника напоминает ракету, что взлетает в небо.
Зачем нужен этот памятник? Он примечателен не только тем, что он – произведение искусства, что он – самая большая в мире скульптура из титана. Статуя напоминает нам о великом человеке Юрии Гагарине, об открытии людьми космоса, о подвиге создателей первого в мире космического корабля.
Сочинение: Что такое памятники культуры
Памятники культуры представляют особую ценность для истории страны, которой принадлежат. Часто они сохраняются с древних времен, дойдя до нашего времени в неизменном или уже отреставрированном виде. Эти сооружения являются символами искусства и частью истории государства, они воплощают в себе яркий талант создателей, демонстрируя нам всю тонкость красоты и величия. Также к памятникам культуры относят находки археологов, рисунки первобытных людей, древние иероглифы. Всё это имеет огромную историческую ценность.
В России немало памятников культуры, сохранившихся из прошлых веков. Самыми известными из них можно назвать Красную площадь и Кремль в Москве. Это здорово, что мы стремимся сохранить ценности культуры своей Родины, бережно храня памятники, изучая их историю. В этом проявляется духовность и единство народа.
Прекрасным примером памятника культуры, величественного и красивого, можно назвать Царь-колокол. Огромный колокол имеет высоту более шести метров. Отливали его по приказу императрицы Анны Иоанновны. Колокол оказался таким большим и тяжелым, что его не смогли поднять, поэтому он оставался в плавильной яме. При пожаре от монумента откололся кусок. Только спустя сто лет этот знаменитый памятник смогли поднять — сегодня он красуется в московском Кремле, вызывая восторг у каждого, кто увидит Царь-колокол.
Старинные храмы и соборы тоже являются памятниками культуры России. Прекрасный храм Покрова Божьей Матери, который в народе переименовали в Собор Василия Блаженного, своими шестью разноцветными куполами символизирует звезду Вифлеема. Вид этого святого памятника культуры завораживает и вызывает неподдельный трепет перед талантом зодчих, создавших его.
Сохранение памятников культуры — это задача всего народа. Мы должны изучать свою историю, ведь отношение к прошлому раскрывает будущее страны. И уважение к предкам, к величайшим их творениям искусства — это признак духовного расцвета народа.
Сочинение от ученика 8 класса по теме «Памятник культуры»
Что такое памятник культуры? Предметы, представляющие историческую, культурную и художественную ценности, называются памятниками. Их ещё называют артефактами. Чаще всего такие вещи принадлежат государству, их могут представлять в музеях и других местах. Памятники культуры являются предметом гордости страны и людей. Они охраняются международными и национальными законами.
Разберем, какие предметы можно оценивать в качестве памятника культуры. Памятником культуры может быть некий археологический объект, который был обнаружен во время раскопок. Также культурным наследием можно назвать современную художественную скульптуру. В списке памятников культуры особое место принадлежит образцам архитектуры – это огромные строительные комплексы и дворцы. Красная площадь является особым памятником, который мечтают увидеть миллионы людей. В этом плане нам, россиянам, очень повезло. Так как он принадлежит России, которая славится Московским Кремлем, Эрмитажем, Троице-Сергиевой Лаврой. У нас в стране целые города можно называть памятником культуры – это Санкт-Петербург, города «Золотого кольца», Москва. Организация ООН – ЮНЕСКО включила их в список Всемирного наследия.
Некоторые люди говорят, что называть памятниками культуры можно только те объекты, которые создавались руками человека. А как быть с древними дубами или тонкими берёзами, чарующую красоту которых воспевали русские классики: «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком». Упоминание их Пушкиным, Есениным, Тютчевым уже сделали их художественными памятниками. Они помнят тех, кто уже покинул наш мир.
Для чего люди хранят памятники культуры? Очень трудно ответить на такой легкий вопрос. Учителя и взрослые нам говорят, что искусство, литература и история помогает обществу понимать смысл жизни, книги, картины и музыка делают нас богаче духовно. Роль памяти в развитие жизни и определении будущего трудно переоценить. Сохранность памятников позволяет людям знать и изучать, как появилась цивилизация, как её можно сохранить.
Посетив небольшой храм, который считается местной достопримечательностью, понимаешь, что именно здесь испытываешь настоящее волнение. Здесь посетители чувствуешь радость, что можно увидеть священное здание, которые люди смогли сохранить несколько веков. Маленький храм связывает тесно людей с прошлым и даёт надежду на будущее.
Сочинение “О памятнике культуры”
Под памятниками культуры понимают артефакты той или иной культурно-исторической эпохи, дошедшие до наших дней и представляющие особую художественную или историческую ценность.
Памятники материальной культуры чаще всего являются собственностью государства, хотя могут находиться в частной собственности или сдаваться в аренду для их популяризации. В любом случае, они охраняются законом страны местонахождения.
Разберем на конкретных примерах, что же представляют собой памятники культуры. Так, к ним относят археологические объекты, найденные во время научных раскопок со строгим соблюдением всех необходимых правил и методов. То есть, поскольку так называемые «черные археологи» находятся вне закона, то, соответственно, и все найденными ними предметы не могут быть памятниками культуры.