Что такое память тела
Память тела определяет вашу жизнь
Память тела … А вы когда-нибудь слышали о телесно-ориентированной психологии? Удивительно, но факт: представляя собой многогранную структуру из нескольких видов энергетических оболочек сознание человека в первую очередь базируется на телесном. Всё это — мир телесных ощущений иначе говоря эфирное тело.
Позабытое прошлое, яркие воспоминания из детства, день совершеннолетия и школьный выпускной… Память тела будто чердак в доме, где выросли несколько поколений многочисленной фамилии. Увы, зачастую этот чердак хранит не только светлые моменты, но и скелеты в шкафу, а также родовые секреты.
Если горести и беды вам сопутствуют по жизни, если вы постоянно пребываете в тревожном ожидании, терзаетесь страхом или переживаете гнев, хуже того — давите эмоции и чувства, то не удивляйтесь тому, что ваше тело будет напоминать о пережитом в самый неподходящий момент.
Да, ближайшая аналогия к понятию «память тела» — загроможденный всякой рухлядью чердак. Именно сюда, на склад былого и ныне невостребованного отправляется всё то, что мы помимо воли вытесняем из повседневного, из житейской суеты, из «здесь и сейчас».
В этой комнате доживают свой не такой уж короткий век болезненные переживания, неприятные и постыдные воспоминания, дурные мысли и конечно страхи. Современная психология называет это бессознательным. Язычники, маги, эзотерики решительно утверждают, что всё намного сложнее, ведь наше тело помнит не только это, но и предыдущие воплощения, оно срослось с душой и родовым древом.
Память тела и страхи
Давайте немного поработаем над вашими страхами. Память тела подскажет, что именно беспокоит вас на подсознательном уровне. Для этого найдите укромный угол и вооружитесь маркером, ручкой, карандашом и листом бумаги формата А4.
Для затравки вам немного теории: так как наше тело хранит все воспоминания, оно похоже на подвал, куда мы складируем всё ненужное, то, что хотим забыть. Жизнь человека коротка с логической точки зрения и бытийной массы. Но вот чувства, эмоции, родовые взаимосвязи — это всё метавселенная. Теперь представьте, что начинает происходить с телом со временем. Кто-то уже в 25 лет, кто-то в 35, но практически все с определённого момента отмечают появление болей в спине, ногах, руках и т.д. Всё это — наши страхи, те, что мы вытесняем в подсознание.
Теперь, когда мы разобрались с теоретической частью, приступим к делу:
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Точки, которые вы зафиксировали — это ваши страхи, обиды, разочарования и прочий негатив. О чем они говорят?
Память тела имеет систему! Давайте делать выводы:
Еще одна работоспособная методика, которая поможет устранить энергетические блоки в теле, например, убрать страхи и в целом наладить свою жизнь — это кресение. Его активно практиковали наши предки. Синтез психологии и эзотерических практик дает удивительный эффект, порою граничащий с чудом.
В процессе работы с памятью тела, пожалуйста, не забывайте про силу слова. Иногда мантры, заговоры, речевые визуализации становятся нашими лучшими помощниками.
Память тела
Изучая разные направления психологии, не перестаю удивляться возможностям разных психологических методов, особенно меня поразили возможности Телесно-ориентированной психотерапии в работе с клиентами: очень эффективна и с детьми, и со взрослыми. Что меня поразило? Была поражена тому, что, воздействуя на тело, в сознание человека приходят образы, часто связанные с детством даже очень ранним, часто это воспоминания, которые были вытеснены и уже неосознаваемы, также, воздействуя на тело, происходит осознание проблем, высвобождение подавленных и глубоко спрятанных в теле эмоций и чувств. Освобождение тела от зажимов и высвобождение замороженных в теле эмоций приводит к изменениям в психике. Происходят изменения и в понимании ситуации, и в изменении отношения к ней, реакции и поведение тоже меняется.
Мы приходим в этот мир целостными, но по мере воспитания и социализации родители и окружение оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, на его характер, на его поведение, на его способ взаимодействия с другими людьми, на его отношение к себе. Появляются четыре базовых проблемы — сверхконтроля, контактов, опоры и веры в себя, самоидентичности. Мы их приобретаем при потере контакта с собой. И таким образом прошлое сопровождает человека до того момента, пока Человек не решит изменить и улучшить свою жизнь.
Например, у многих людей присутствует страх выразить своё мнение, заявить о себе, начальнику или супруге (супругу) сказать, что не устраивает, вместо этого как ком в горле или обида и уход от решения проблем. Только не легко бывает сказать или сделать, что хочется, пока есть зажимы, приобретённые в детстве. Закрывала мама рот, дала когда-то по губам, не выслушивала, а говорила, например: «Мал ещё мне указывать», — вот и во взрослом возрасте наша усвоенная модель поведения повторяется. И сколько бы мы не понимали, что уже можно поступить иначе, только блок мешает быть собой.
Будучи детьми, мы научились определённым моделям поведения, часто, подавляя свои желания и внутренние импульсы, здесь у каждого взрослого своя история. А ещё в раннем детстве мы научились определённым способам избегания боли, отчаяния и страха, также способам получения любви окружающих. Так происходило наше приспособление к той реальности, в которой мы оказались, и развитие нашей индивидуальности, вот с этим «багажом», полученным в детстве мы и живём в этом мире… Каждое переживание, которое человек пережил, остаётся в психике и теле человека. Тело помнит всё с момента рождения: эмоции, ситуации, воспоминания, поэтому через тело можно работать с любым опытом человека. Это и обида, и невысказанная злость, невыраженные слёзы, подавленные чувства — всё живёт в нас и нашем теле. Живём, пока сами не захотим освободиться от лишнего, ненужного и неэффективного поведения, убеждений, чувств. Взрослея, мы становимся более сильными и зрелыми. Однако некоторым из нас требуется терапия для прояснения своих наиболее глубоких чувств. Одним из преимуществ нас взрослых является то, что мы уже не беспомощные дети и можем разобрать и поменять то, что есть на нужное и желаемое, вот тогда мы можем стать тем, кем хотим мы сами. С хроническим напряжением мышц, которому сопутствует потеря грации, ощущения холода, дискомфорт в теле, покраснения определённых участков тела, есть мышечные зажимы, и необходимо бороться на уровне тела.
Наши тела отражают наши переживания
Каждое переживание, которое человек пережил, касается его тела и остаётся в психике. Если переживание приятное, то оно позитивно влияет на здоровье, жизненность и грацию тела. В случае болезненных негативных переживаний все наоборот. Если личность может адекватно реагировать на нанесённое ей оскорбление, то его последствия не будут длительными, так как раны заживают. Но если реакция будет заблокирована, то оскорбление оставит в теле след в виде хронического напряжения мышц. Эта реакция не умирает, а только отступает внутрь тела и продолжает существовать в подсознании. Её можно снова активировать в процессе терапии или после какого-нибудь сильного переживания. Пока это не произойдёт, задействованная группа мышц (в данном случае мышцы губ, щёк, горла) останется в хроническом напряжении. Разум и осознание не поможет, когда мы имеем дело с подавленными чувствами, потому что они неосознанны. Подавленные чувства остаются в нас и продолжают на нас влиять, мешая быть более свободными, открытыми с людьми, строить отношения, достигать своих целей, доверять себе, другим и миру.
Взрослея, мы становимся более сильными и зрелыми. Однако некоторым из нас требуется терапия для прояснения своих наиболее глубоких чувств, проодолжающих влиять на нас, наше поведение, наши взаимоотношения с окружающими.
Часто осознание причин, влияющих на возникшую трудность, умение по-другому смотреть на ситуацию, понимание, что можно изменить, и видение новых горизонтов своей жизни помогает идти по жизни более спокойно и уверенно. Довольно часто происходит понимание себя, своих желаний, сильных и слабых сторон, что даёт человеку возможность быть в контакте с самим собой и миром.
Бывает ли у вас, что чувствуете напряжение, боли, дискомфорт и скованность в теле?
Нужно понимать, что то, что происходит на эмоциональном уровне человека, отражается и на его теле. Понимаем ли мы это или нет, хотим мы, чтобы так было или нет, но это действительно так. Это могут быть невысказанные слова, злость, агрессия, подавленные чувства и желания. Напряжение, которое возникло, никуда не девается, оно остаётся в нашем теле.
Один из моих способов в работе — это Телесно-ориентированная терапия, которая помогает через работу с телом снять блоки и убрать напряжение в теле. Проработка мышечного напряжения, лежащая в основе психологической трудности, позволяет не только решить проблему, но и активизировать внутреннюю энергию, опираться на ресурсы тела. Это является основным отличием и преимуществом телесной терапии перед другими психотерапевтическими методами.
Методы телесно-ориентированной психотерапии помогают в приобретении уверенности, выражении себя без сковывания тела, снятии напряжения, стрессов и их последствий, проработке сверхконтроля, блоков, находящихся в теле и мешающих забеременеть, а также высвобождению спрятанных чувств (в связи с разными ситуациями) и мешающих жить, как хочется.
Цель телесной терапии — избавиться от влияния пережитого в прошлом негативного опыта на настоящее и получить желаемые изменения.
Память тела
Наше физическое тело – это своеобразная одежда для нашей души, скафандр, в котором она совершает свое путешествие по планете. Как каждый скафандр, оно снабжено всевозможными приспособлениями, которые нам жизненно необходимы или могут пригодиться в течении жизни. Здесь есть система саморегуляции и система жизнеобеспечения. Она удобна, так как самостоятельно регулирует движение жидкостей в организме, дыхание, работу пищеварительной системы, сокращение или растяжение мышц для совершения движений и многое другое. Благодаря этому, вам не приходится лишний раз думать, какие мышцы сократить, а какие расслабить, когда вы подносите, предположим, ложку ко рту, идете или пишите.
В этом теле хранится запись о том, как оно должно работать, если вы будете совершать определенную работу. Те навыки деятельности, которые вы получили в прошлых жизнях, тоже находятся в этом теле. Если вы находите опять знакомую, по прошлой жизни, деятельность, память прошлых навыков помогает вам скорее освоиться в настоящем. Вот и получается, что, казалось бы незнакомая работа, одному дается легко и просто, а другому очень трудно. Иногда приходится слышать: «Как будто всю жизнь этим занимался, удивительно. Только начал, а уже работаешь как мастер!»
Во Вселенной так все устроено, что мы всегда получаем помощь и поддержку. Однако не всегда обращаемся к ней и принимаем.
Каждый приходит на эту планету по многу раз. Странным было бы, если бы мы приходили сюда учиться разным специальностям. Так можно потерять много времени, сил и жизней.
Работа нам нужна для того, чтобы прокормить тело, и обеспечить себя самым необходимым.
Остальное время душа должна использовать для решения своих задач. У многих людей получается иначе. Они всю жизнь работают и живут для работы. Затем, после них приходит другой человек, чтобы опять выполнять эту работу. Работа становится главной, но для кого она?
Мы в этот физический мир, сохраняя уже полученные ранее навыки. Так, например, человек в одной жизни может выращивать хлопок.
В другой – быть ткачом. В третьей – прекрасно разбираться в тканях, суметь организовать свой бизнес по выращиванию и обработке хлопка, или стать прекрасным мануфактурщиком. Так передаются и совершенствуются навыки по жизнеобеспечению. Если человек находит свое дело, то есть направление, в котором у него уже получены навыки ранее, то все складывается наилучшим образом. Его дела идут успешно, остаются силы и время на развитие и осознание своего места в жизни. Раскрываются таланты и способности.
В случае, если человек не нашел своего места и деятельности, а для его настоящей работы в прошлом еще не было никаких навыков, то сил и времени на себя не хватает.
Разумеется, есть абсолютно новые направления и специальности, о которых не слышали даже двадцать-тридцать лет назад. Если присмотреться внимательнее, то все эти направления – продолжение старого, и там используются прошлые навыки, полученные в более простом деле.
Перед многими людьми душами ставится задача – научиться умению налаживать и поддерживать, развивая контакты. В таком случае вам не так важно равно, где работать, в какой области. Главное – умение общаться с людьми и сохранять эти связи, развивая их. В таком случае ваш организм будет снабжен необходимыми функциями. Это могут быть крупные губы, определенное устройство вашего дыхательного аппарата, способность находить нужные слова, обаятельность и многое другое.
Если у вас тонкие бледные губы, резкий голос с придыханиями, то вряд ли ваш организм приспособлен к работе, где нужно много разговаривать и налаживать связи с клиентами.
Устремляясь к Земле, душа получает человеческое тело, снабженное всеми необходимыми функциями и инструментами, которые нам могут понадобиться в жизни.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Память
Память Использование триггеров улучшает память. Прибегните к этой технике во время знакомств с новыми людьми, чтобы запомнить их имена. Думайте о своем имени, пока произносите его, чтобы новые друзья услышали и запомнили его на более глубоком
Память тела
Память тела Наше физическое тело – это своеобразная одежда для нашей души, скафандр, в котором она совершает свое путешествие по планете. Как каждый скафандр, оно снабжено всевозможными приспособлениями, которые нам жизненно необходимы или могут пригодиться в течении
Память
Память Память – удивительное свойство человеческого сознания. Не вызывает сомнений тот факт, что способность к запоминанию оказывает на нашу жизнь огромное влияние. Этот бесценный дар управляет всеми умственными процессами и направляет их. Если бы мы не обладали
Внешняя память
Внешняя память Вынесенная память будет существовать даже после твоей физической смерти и сохранит все твои знания, накопленные и приобретенные через опыт, наработанные навыки и наработанную силу.Но конечно, если ты ее правильно разместил, сохранил и научился
3. Память о родителях
3. Память о родителях Отец родился в Москве. В точности его паспортной даты рождения я не уверен. Когда он уходил на фронт в 1943 году, как поступали многие на его месте, приврал с датой рождения, а поскольку почти вся его жизнь в дальнейшем была связана с армией, эта дата так и
ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ Человеческий мозг представляет собой совершенное устройство, возможности которого оценены в настоящее время лишь весьма приблизительно. Тем не менее, уже имеющиеся оценки поражают воображение. Известный американский математик фон Нейман, который
II. ПАМЯТЬ
II. ПАМЯТЬ ПАМЯТЬ — это материал самосознания. Представьте себе, что мы не знаем происходящее, но знаем произошедшее, пусть даже мы активно сконцентрированы на том, что называется «настоящим».Более того, ни в каком состоянии, кроме Саммасамадхи (Саммасамадхи — истинное
[Перевоплощения и память о них]
[Перевоплощения и память о них] Любопытно было прочесть в присланных Вами газетных вырезках о лихорадке «перевоплощений», проявляющейся в некоторых городах. Ваша мысль, что темные силы пытаются не допустить принятия людьми закона перевоплощения и потому стараются
Память
Память Вы уверены, что в вашей памяти содержится только лично ваша, интимная и неприкосновенная информация? А зря! Ученые (институт Вейцмана, Израиль) показали, как человеческий мозг постоянно заменяет собственную память «фактами», навязанными общественной
Постанавливаем память
Постанавливаем память 857 = Человеческий разум – связующее звено, что соединяет небо и землю в единой цепи (41) = «Числовые коды» Крайон Иерархия 15.01.2011 г. (03:05)Проснулась. Мысль в голове: «Вот это да, вот это время наступило, по одному фрагменту всю систему восстановить
21 В память Хуйнэня
21 В память Хуйнэня Возвращение ответственностиОбычно ответственность смещается к объекту! Но у объектов ее нет совсем: вся ответственность лежит на субъекте.Переведи ее домой! Держи ее дома! Где колышется флаг, и что заставляет его колыхаться? Где звенит колокольчик, и
Память
Память Многие десятилетия считалось, что ребенок этого возраста не может помнить то, что было в его жизни раньше. Современные дети иные. Многие из них обладают прекрасной устойчивой памятью. Не удивляйтесь, если, начав говорить, они станут вспоминать то, что было в их жизни
Скрытая память — память тела
Экология жизни.Большинство людей не помнит себя в раннем детстве. Однако эти переживания глубоко врезаются в телесную память и всю жизнь влияют на физическое самоощущение, отношения с окружающими и способность справляться с психологическими проблемами. Поэтому первые годы жизни — самый важный период развития психики.
Большинство людей не помнит себя в раннем детстве. Однако эти переживания глубоко врезаются в телесную память и всю жизнь влияют на физическое самоощущение, отношения с окружающими и способность справляться с психологическими проблемами. Поэтому первые годы жизни — самый важный период развития психики.
Кто-нибудь из Вас помнит, как в годовалом возрасте выпал из кроватки и напугал родителей? Или какую колыбельную пела на ночь мама? Как его подкидывал на руках отец? Скорее всего, нет. Обычно люди сознательно помнят себя примерно с четырехлетнего возраста. А обо всем, что происходило раньше, знают лишь со слов близких. Но именно переживания раннего детства оставляют глубокий след в памяти на всю жизнь.
В обычном понимании этого слова «помнить» значит «знать». Человек помнит первый школьный день, лица знакомых, телефонные номера. Такая память в науке называется эксплицитной (явной). Ее составляет фактическая информация, хранящаяся в коре больших полушарий головного мозга, которую можно воспроизводить в сознании и выражать словами. Это она позволяет мысленно возвращаться в прошлое, извлекать из него уроки и на их основе прогнозировать будущие события.
Но многие поступки люди совершают машинально: завязывают шнурки, крутят педали велосипеда, находят в темноте выключатель. Алгоритм этих действий тоже хранится в памяти. Точная реакция опытного вратаря, умение ориентироваться в пространстве, полезные (и вредные) привычки — все это память. Человек не просто хранит воспоминания, он буквально соткан из них. Хотя и не осознает этого.
Такая память называется имплицитной — скрытой. Хранящаяся в ней информация не осознается, ее трудно описать словами. Ее носителем является само тело. Немецкий философ и психиатр Томас Фукс называет ее так — «память тела».
Это телесный опыт прошлого, которым человек бессознательно руководствуется в жизни. Некоторые такие навыки отрабатываются до автоматизма благодаря сознательным усилиям, которые только потом становятся бессознательными. Например, тот, кто часто работает за компьютером, не может воспроизвести по памяти раскладку букв на клавиатуре. Но его пальцы уже сами «знают», куда нажимать. А у музыкантов и спортсменов координация движений настолько сложна, что сознанию лучше в нее не вмешиваться. Оно слишком медлительно.
Однако есть и такой опыт, который изначально приобретается без участия сознания. Например, каждый знает, что объятия успокаивают. И может определить по тембру голоса настроение собеседника.
Как правило, сознание «включается» только в тот момент, когда происходит какая-то «аномалия», нарушающая привычный ход вещей. Когда человек допускает «опечатку». Ощущает боль или тревогу. Или замечает, что ведет себя иррационально, но не может разобраться в своих чувствах. Например, когда визг тормозов вдруг пробуждает во всем теле осязаемое воспоминание о пережитой им в далеком прошлом автомобильной аварии.
Нейрофизиология долго была сосредоточена на изучении феномена сознания. И лишь недавно выяснилось, какое колоссальное влияние оказывает телесный опыт на эмоции и мышление. Прежде всего — бессознательные воспоминания первых лет жизни, когда человек постигает науку общения с другими людьми не на уровне слов и интеллекта, а благодаря прикосновениям и ощущениям.
Младенчество — самый важный этап психического развития. От него во многом зависит, каким вырастет ребенок — пугливым или решительным, закомплексованным или уверенным в себе. А главное, как он будет вести себя с другими людьми.
Телесные воспоминания — это как иностранный язык. Его изучение начинается с подражания — то есть действия, когда все переживания сводятся к физическим ощущениям.
Затем она смотрит с издевкой, словно хочет сказать: перестань хныкать, все не так уж и плохо! Поневоле начинаешь испытывать возмущение. Теперь на ее лице нейтральное выражение.
Она явно не замечает чужую мольбу о помощи. От мимики приходится перейти к словам: «Помогите!» После этого она тоже изображает на лице отчаяние и сочувственно охает в ответ. И только в этот момент чувствуешь, что тебя поняли.
Беатрис Биб изучает невербальное общение между ребенком и матерью. Ее цель — определить, когда двум людям удается понять друг друга без слов, а когда — нет. Главный объект ее исследований — ребенок в возрасте от четырех месяцев до одного года.
Это во многом определяющий период. За первый год жизни объем мозга у ребенка увеличивается вдвое, на девятом месяце достигает пика процесс образования новых нейронных связей. Особенно быстро развиваются отделы мозга, отвечающие за регуляцию стрессовых состояний и анализ эмоций. Причем нейронных контактов (синапсов) в мозгу малыша формируется почти вдвое больше, чем необходимо.
Синапсы работают по принципу «пользуйся или потеряешь», говорит Майкл Мерцених, один из ведущих нейрофизиологов из Калифорнийского университета. В зависимости от условий, в которых растет ребенок, одни нейронные связи интенсивно используются, а другие «спят» и со временем «отключаются». Так мозг приспосабливается к реальности, в которой предстоит существовать.
Главным стимулом развития головного мозга служат контакты с близкими, прежде всего с матерью. В этот момент ее основная задача — внушить ребенку чувство безопасности и смягчить стрессы, выступая в роли посредника между ним и внешним миром.
Исследовательский материал Беатрис Биб — видеозаписи общения между матерью и ребенком. При съемках используются две камеры. Для каждого — своя. Затем кадры посекундно анализируются. Только под таким «микроскопом» можно проследить бессознательные сигналы: жесты, мимику, прикосновения, интонацию. И определить, как мать и ребенок реагируют друг на друга и каким образом между ними возникают взаимопонимание и эмоциональная связь.
Сегодня — эпоха индустриализации. И современные родители стараются как можно раньше приучить своих детей к отдельной комнате, забывая о том, что человек — «социальное существо». И это свойство проявляется еще до рождения.
Наблюдая за поведением близнецов в материнской утробе, итальянские ученые установили, что начиная с 14-й недели эмбрионы совершают целенаправленные движения друг к другу. А уже в первый час после появления на свет новорожденные начинают копировать жесты и мимику окружающих. И в этом нет ничего удивительного. Ведь успешная коммуникация с окружающими — залог выживания.
Родителей часто смешат гримасы ребенка, когда тот начинает имитировать их мимику: вытягивает губы трубочкой или показывает язык. Но для ученых — это серьезный факт: новорожденные уже следят за тем, что делает человек, находящийся в поле их зрения. Младенцы проецируют увиденное на свои телесные ощущения. И умеют улавливать сходство. А ведь это ни много ни мало зачатки важнейшей способности — понимать другого и мысленно ставить себя на его место.
Это открытие — настоящая революция в нейрофизиологии. Если раньше считалось, что многие функции мозга не связаны с окружающим миром, то теперь стало ясно: мозг — это «контактный орган».
Сцена на видеозаписи: четырехмесячный мальчик смотрит на свою мать. Она делает утрированно удивленное лицо. Он поднимает бровь, слегка раздвигает ноги и растопыривает пальцы. Мать улыбается. Оба покачивают головами и обмениваются улыбками. Ребенок смотрит, насупившись. Мать прикасается к нему рукой. Он расслабляется.
Их язык тела так богат полутонами, что все его нюансы невозможно передать словами.
Эксперименты показывают: когда один человек повторяет мимику и жесты другого, принимает такую же позу или подстраивается под ритм его шагов, это усиливает ощущение эмоциональной близости. А во время задушевного разговора у обоих собеседников даже синхронизируются ритмы мозга. И появляется способность предугадывать чужие слова.
Одно из правил эффективной коммуникации: партнер должен вести себя так, чтобы другой мог на несколько секунд вперед спрогнозировать его действия и свою реакцию, говорит Биб. Уже в три-четыре месяца дети начинают просчитывать возможные последствия своих действий по принципу «если я поступлю так-то, то произойдет то-то». Например, если я посмотрю на маму, то она мне улыбнется и я обрадуюсь. Если я закричу, то она меня погладит и я успокоюсь.
Дети учатся тому, что любое проявление эмоций оказывает влияние на другого человека и на них самих. Познают себя и получают признание окружающих.
Казалось бы, к этому стремятся взрослые, а не младенцы. Но на самом деле «самопознание и признание» — не столько цель, сколько первооснова психологического благополучия. Способность понимать себя и поддерживать связь с окружающими жизненно важна вне зависимости от возраста.
Ребенок начинает постигать «науку взаимоотношений» с грудного возраста. Узнает, как нужно выражать свои чувства, чтобы привлечь внимание. Как вести себя с окружающими. На какую помощь можно рассчитывать в стрессовой ситуации. Позднее сформировавшиеся в детстве модели поведения повторяются в дружеских и любовных отношениях. В общении с собственными детьми. В таких случаях говорят: «Ты ведешь себя, как твоя мать».
И судя по результатам долгосрочных исследований, так оно и есть.
Радость, страх, гнев — умение выражать все эти чувства не дано от рождения. Этому учатся. И не всегда успешно. Невероятно, но факт: довольно много людей страдает алекситимией — неспособностью осознавать свои эмоции и понимать, что чувствуют другие. Такие люди не могут отличить внутреннее раздражение от расстройства желудка, психологический дискомфорт от физического недомогания. А все оттого, что у них почти не активизируется отдел мозга, отвечающий за преобразование телесных ощущений в эмоции.
В экстремальных случаях притупляется даже физическая чувcтвительность. Организм попросту не реагирует на эмоциональные стимулы: печаль, радость, злость. Это состояние напоминает эмоциональный паралич. Но алекситимия — не болезнь, а лишь механизм психологической защиты от невыносимого страха, агрессии или тоски. И формируется он, как правило, в ранние детские годы.
Дети рождаются лишь с набором примитивных мимических сигналов и первичных эмоций: недовольство, удовольствие, страх и интерес. Поначалу они служат для ребенка чем-то вроде датчиков состояния организма. Если внутренний баланс нарушается, организм бьет тревогу. И ребенок кричит, оповещая об этом взрослого. «Выражение эмоций — это способ коммуникации, позволяющий добиться необходимой реакции от другого человека», — говорит специалист по эмоциональному развитию Манфред Холодински из Мюнстерского университета (Германия).
Эмоции — это стимул восстановить внутренний баланс. И для того, кто их испытывает, и для того, к кому они обращены.
Но на первых порах способы выражения эмоций у ребенка настолько однотипны, что родителям трудно догадаться, кричит ли он от голода, от боли или просто от скуки. Взрослые реагируют на крики малыша утрированной мимикой. Благодаря этому ребенок постепенно понимает, как принято выражать чувство, которое он сейчас испытывает. Например, злость. Или страх. Напуганному ребенку родители обычно «подыгрывают» лишь пару мгновений. Если долго показывать ему, что я, дескать, тоже боюсь, то успокоить его уже не получится.
Мало-помалу ребенок учится выражать свои эмоции точнее. И, руководствуясь опытом, увязывает их с определенными ощущениями. В его телесной памяти накапливается база эмоциональных знаний и соответствующих физических реакций. Он начинает понимать, что именно доставляет удовольствие. Чем можно гордиться. И чего нужно стыдиться.
И позитивные, и негативные эмоциональные «установки» он перенимает у родителей. Проникается страхом перед окружающим миром — под влиянием мнительной матери. Или брезгливостью к улиткам — по примеру отца. Причем все это откладывается в телесной памяти в таком раннем возрасте, что в дальнейшем не поддается осознанию.
Поначалу дети выражают свои чувства буквально всем телом. Только с двухлетнего возраста они начинают овладевать новым мощным инструментом коммуникации — речью.
И учатся выражать эмоции словами, а не только действиями. И внутренне дистанцироваться от переживаний. «Вместо того чтобы отождествлять себя с каким-то чувством, они начинают осознавать, что просто испытывают его», — объясняет Манфред Холодински.
Язык дает ребенку ключ к своему внутреннему миру. Но без помощи родителей проникнуть туда он не может. Ориентирами для него служат их вопросы: «Почему ты плачешь? Что с тобой случилось?» Только так он может уяснить, какие чувства скрываются за внешними реакциями — например, слезами. В дальнейшей жизни это помогает ему анализировать и контролировать свои эмоции.
Прислушиваясь к своему внутреннему голосу, ребенок учится улавливать и правильно истолковывать даже самые слабые сигналы, которые подает организм в ответ на новые эмоциональные стимулы: «мурашки», спазмы в желудке, напряжение мышц или сухость во рту. Американский нейробиолог Антонио Дамасио называет такие реакции «соматическими маркерами». Они служат для сознания подсказками при принятии решений.
«Я мыслю — значит, существую», — сказал когда-то Декарт. Дамасио перефразировал его формулу: «Я чувствую — значит, существую».
Память тела хранит гораздо больше информации, чем сознание.
В ходе одного теста десятилетние дети не смогли узнать на фотографии своих подросших друзей по детскому саду. Но судя по кожно-гальванической реакции, они их вспомнили. Показателем возбуждения при таких исследованиях служит изменение электрического сопротивления кожи. Известен такой случай: двухлетний ребенок, подвергшийся в годовалом возрасте насилию, не сумел опознать на снимке своего обидчика, но сама фотография вызвала у него физический стресс.
Самые глубокие шрамы в эмоциональной памяти — результат самых болезненных переживаний. Они служат предостережением на будущее. Но порой душевная травма так сильна, что психика не в состоянии с ней справиться. Пережитый ужас просто не укладывается в сознании в виде связного целого.
Этот опыт сохраняется лишь в имплицитной памяти в виде разрозненных впечатлений. Любая такая деталь — знакомый запах, звук, жест, роковая дата — мгновенно воскрешает, казалось бы, давно забытое прошлое. Для защиты от невыносимых воспоминаний примерно каждый третий пострадавший прибегает к так называемой «диссоциации»: подсознательно «дробит» травматические переживания на бессвязные фрагменты. И тогда они уже не воспринимаются как реальные.
Беатрис Биб достаточно посмотреть пару минут видеозаписи поведения четырехмесячного ребенка, чтобы спрогнозировать его будущие психологические проблемы — хоть на восемь месяцев, хоть на двадцать лет вперед.
Типичный эпизод: грудной ребенок жалобно хныкает, а его мать, не обращая на это внимания, с улыбкой теребит его за ногу. Он пытается увернуться. Но она не замечает его защитной реакции. И, продолжая улыбаться, наклоняется к нему. Он вжимает голову в плечи и вытягивает вперед руки. Она приближается к нему вплотную.
Сцена производит отталкивающее впечатление. «Эта женщина не понимает своего ребенка, — комментирует Биб. — Обычно такие матери слишком мнительны или страдают депрессией. Или хотят, чтобы у них был идеальный, вечно улыбающийся ребенок. И поэтому игнорируют другие его эмоции».
Такое общение не только загоняет ребенка в стресс, но и дезориентирует его. Он воспроизводит противоречивые эмоциональные сигналы матери, путает взаимоисключающие формы выражения эмоций — улыбку и слезы. Зовет мать к себе и одновременно отталкивает. «Так начинаются многие будущие психические расстройства», — говорит Биб.
Даже взрослым для взаимопонимания мало одних слов. Нужно, чтобы собеседник подавал подтверждающие знаки: кивал, поднимал брови, поддакивал. Как и четырехмесячный ребенок, взрослый отстраняется от того, кто нарушает его личное пространство. И моментально замечает бегающие глаза или смех невпопад.
А если такое происходит не эпизодически, а постоянно — причем в общении с самым близким человеком? Нетрудно представить, как это влияет на маленького ребенка. Ведь он не может за себя постоять. Не может уйти. Мама — единственный человек, которого он знает в целом мире. И без ее помощи ему не успокоиться.
В этом возрасте ребенку еще не знакомы бессознательные уловки, с помощью которых взрослые самостоятельно снимают волнение: ерошат себе волосы, трут нос или подбородок. Прикосновения действуют как успокоительное. И помогают ослабить стресс. Это подтверждают результаты энцефалографических исследований, проведенных недавно Мартином Грунвальдом — специалистом по тактильному восприятию из Лейпцига (Германия).
Недостаток тактильных контактов оставляет пробелы в телесной памяти ребенка. Осязание — первое чувство человека. Оно развивается еще в материнской утробе. И долгое время остается основным. Благодаря ощупыванию, хватанию и прикосновениям ребенок определяет личные «границы» и получает представление о своем теле. Тактильные контакты дают ему ощущение уверенности и безопасности. Стимулируют выработку гормонов роста. Тормозят выделение гормонов стресса. Нормализуют сердечный ритм, дыхание и артериальное давление. Благотворный эффект прикосновений ощущают на себе и взрослые. Но не все.
«Десять процентов наших пациентов не выносят прикосновений, — говорит Петер Йорашки, специалист по психосоматике из Дрездена. — Зачастую они испытывают брезгливость к собственному телу. Обычно это связано с недостатком тактильных контактов в детстве. Возможно, у них были закомплексованные матери, которые избегали прикосновений. Или в детстве их то слишком сильно тискали, то подолгу оставляли без внимания».
Спустя десятилетия они переживают те же эмоциональные контрасты в интимных отношениях. В тяжелых случаях отвращение к прикосновениям переходит в подсознательное неприятие собственного тела. Из-за этого в период полового созревания может развиться анорексия — мания похудения, сопровождаемая тошнотой и рвотой.
Ранние переживания формируют развивающуюся психику ребенка. Это похоже на работу садовника, подрезающего ветви саженцев, чтобы придать будущему дереву нужную форму. Если ребенок не уверен, что ему вовремя сменят подгузник или утешат в объятиях, он растет в условиях постоянного стресса. И организм это не забудет. Он станет легковозбудимым, импульсивным, готовым к мгновенной внутренней мобилизации. Постоянное напряжение дорого обходится психике. Оставляет меньше места для приятных эмоций. Гормоны стресса тормозят процесс образования синапсов и нейронных связей. А значит — и развитие тех отделов мозга, которые отвечают за контроль внутренних импульсов и восприятие сигналов организма.
«Негативный детский опыт никуда не исчезает. Зачастую он отпечатывается в психике на всю жизнь, — говорит американский врач Винсент Фелитти. — Время не лечит психологические травмы первых лет жизни. Оно лишь консервирует их. Нам только кажется, что мы их забыли. Но тело помнит все».
Университетский городок Кембридж под Бостоном (США). Из метро выходят лучшие студенты страны. А на площади перед станцией «тусуется» совсем другая молодежь: бездомные, алкоголики, наркоманы. Печальный контраст. Почему одним удается раскрыть свой потенциал, а другие опускаются на дно, еще толком не начав жить?
У всех неудачников есть нечто общее: почти 70 процентов пациентов американских психиатров жалуются на тяжелое детство. Среди заключенных таких почти 100 процентов.
И это только вершина айсберга. Истинные масштабы проблемы открылись в 1995 году после того, как в медицинских учреждениях США было проведено уникальное исследование «неблагоприятного детского опыта». В опросе участвовали более 17 тысяч человек. Треть опрошенных признались, что в детстве их били.
20 процентов жаловались на сексуальные домогательства. Почти у каждого четвертого среди ближайших родственников был алкоголик. У каждого пятого — психически больной. Каждый восьмой в детстве был свидетелем драк и ссор между родителями.
Этот список можно продолжить. Исследователи установили прямую зависимость: чем больше утвердительных ответов респондент дает на вопросы о негативном детском опыте, тем выше вероятность того, что в зрелости он будет страдать депрессией, ожирением, алкоголизмом, наркоманией, сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком или диабетом. Всего шесть таких неблагоприятных факторов сокращают жизнь на 20 лет.
Когда именно неприятные переживания перерастают в психическую травму? Что происходит на каждой стадии развития нейронных связей? Ученые получают все более точные ответы на эти вопросы. Уже установлено: надежная эмоциональная опора в первые два года жизни служит для ребенка щитом от травматических переживаний — даже при врожденной склонности к стрессам.
Если же ребенок подвергается в семье физическому или моральному насилию, результатом может стать целый «букет» нарушений. Вот почему многие специалисты требуют официально признать заболеванием «травму развития».
«Детям с таким диагнозом нужно на физическом уровне научиться контролировать свои эмоции», — говорит Бессел ван дер Кольк, профессор психиатрии и организатор центра психологической травматологии в Бостоне. Он одним из первых понял, что тело человека «запоминает» психическую травму. И создал для своих пациентов-подростков театральную студию. А для детей — особую игровую комнату.
Здесь есть карусель, мячи, батут. И повсюду разложены толстые маты. Идеальная детская площадка для нервных, закомплексованных, капризных и эмоционально зажатых малышей. Здесь они могут получить недостающий телесный опыт: расслабиться, «подружиться» с собственным телом.
Семилетний мальчик с криком швыряет кукол в стену, не реагируя на уговоры. Терапевт Элизабет Уорнер предлагает ему попрыгать на батуте — вместе с ней. В одном ритме. Есть контакт. Оковы сброшены. Ребенок меняется на глазах: смеется, разговаривает без стеснения.
Элизабет Уорнер, руководительница проекта, наблюдает такие чудесные превращения постоянно. Некоторых особенно зажатых малышей приходится буквально пробуждать от «эмоциональной спячки».
Секрет Уорнер — в умении сбалансировать уровень возбуждения нервной системы ребенка. Только так он может «вернуться в свое тело», разобраться в своих чувствах, научиться их контролировать. И усвоить новый опыт. В данном случае ей удалось успокоить семилетнего пациента благодаря отвлекающей физической активности — прыжкам на батуте.
Сейчас мальчик падает на пол и требует, чтобы она запустила ему мячиком в лицо. Это неспроста — однажды папаша ткнул его носом в испачканные памперсы и надавал оплеух; с тех пор ребенок не дает дотрагиваться до своего лица во время мытья. Терапевт поначалу колеблется. Но делать нечего. Она кидает мяч. Он отбивает его лбом. Еще раз. Он уворачивается. Отбивает его руками и ногами. Зовет мать присоединиться к игре.
Все это Зигмунд Фрейд описал еще век назад — люди, получившие психическую травму, снова и снова воспроизводят на физическом уровне болезненные переживания, вытесненные из сознательной памяти. Зачастую они обречены на такое повторение всю жизнь. Жертвы насилия нередко находят себе отдушину, выступая в роли обидчика. И тем самым передают травматический опыт дальше — своим детям. Но этот семилетний мальчик бессознательно пытается вырваться из замкнутого круга. Связать невыносимое прошлое с новыми приятными впечатлениями.
«Как только ребенок начинает ощущать надежную связь с другим человеком, он старается измениться: выйти из роли пассивной жертвы. И стать активным партнером», — говорит Элизабет Уорнер.
Получается, что тело — это не только носитель памяти, но и инструмент саморазвития. Причем не только у детей, но и у взрослых. Проблема лишь в том, что взрослые пациенты на приеме у психотерапевта не двигаются, а сидят в кресле или лежат на кушетке. И говорят, говорят, говорят.
Они стараются подыскать слова для описания своих страхов. Иррациональных поступков. Детских переживаний. Пока наконец не осмыслят эти факты и не разложат их «по полочкам» в сознательной памяти.
Но это не освобождает от груза прошлого: тело продолжает подсознательно помнить пережитое. И прошлое возвращается снова и снова — в виде физических реакций. «Чтобы перепрограммировать физическую память, нужно заново испытать прежние эмоции в безопасной обстановке и научиться воспринимать их по-новому», — говорит Бессел ван дер Кольк.
Как бы поступил в сложной ситуации ребенок? Позвал бы криком маму. Попросился бы на руки. Хлопнул дверью. Заплакал.
У ребенка все эмоциональные сигналы — это стимул для окружающих. А у взрослого — для самого себя. Выброс адреналина, учащенные сердцебиение и дыхание, напряжение мышц, потеря аппетита — все это не что иное, как призыв действовать.