Что такое оттепель в ссср

Хрущевская Оттепель

Иногда думаешь: все кончено, точка, а на самом деле — это начало. Только другой главы.

Что такое оттепель в ссср. Смотреть фото Что такое оттепель в ссср. Смотреть картинку Что такое оттепель в ссср. Картинка про Что такое оттепель в ссср. Фото Что такое оттепель в ссср

Хрущевская оттепель характеризовалась следующими изменениями в СССР:

Многие говорят, что Хрущев дал стране свежий глоток воздуха после жесткого сталинского правления. Однако, проблема заключается в том, что оттепель в СССР была крайне противоречивой и непоследовательной. Фактически за внешними элементами демократизации были запущены процессы, перевернувшие управление страной, закрепившие власть Хрущева, и заложившие фундамент для будущего развала.

Противоречивость оттепели

Противоречия хрущевской Оттепели это очень важная тема, которую нужно хорошо понимать. Когда говорят, что Хрущев спас СССР от сталинской тирании, это не соответствует фактам. Ведь нормы устройства социалистического общества, принципы развития экономики и многие другие вопросы кардинально не изменились. Вопрос Оттепели нужно рассматривать с точки зрения борьбы за власть после смерти Сталина. Эту борьбу выиграл Хрущёв, но чтобы удержать власть ему были нужны свои люди, а для этого нужно было убрать старые кадры. Устраивать массовые перестановки без ненужных вопросов и обвинений можно было только при твердом логическом их обосновании. Для этого и была придумана десталинизация. В действительности же формировалась личная власть Хрущева и формировалась система, при которой элита получила гарантии сохранение своих должностей, чего не было ранее. В результате элита встала на сторону Хрущева. Поэтому Оттепель в СССР это не просто вопрос культурного и духовного изменения, это вопрос изменения системы власти, которая в том числе и привела к распаду Советского Союза.

Изменения в культуре

Изменения в просвещении

Наука была одной из приоритетных областей СССР в послевоенные годы. Достаточно сказать, что расходы на науку за 20 лет увеличились в 12 раз. Результаты были отличные:

Источники и дополнительный материалпо теме:

Источник

«Оттепель»

«Оттепель» — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 50-х — середина 60-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР осуждением культа личности Сталина, репрессий 1930-х гг., либерализацией режима, освобождением политических заключенных, ликвидацией ГУЛАГа, отказом власти от решения внутренних споров путем насилия, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности. Название связано с пребыванием на посту Первого секретаря ЦК КПСС Н. Хрущёва (1953—1964).

Содержание

История

Десталинизация

С укреплением у власти Хрущёва «оттепель» стала ассоциироваться с осуждением культа личности Сталина. Вместе с тем, в 1953—1955 годах Сталин ещё продолжал официально почитаться в СССР как великий лидер; в тот период на портретах они часто изображались вдвоём с Лениным. На XX съезде КПСС в 1956 году Н. С. Хрущёв сделал доклад «О культе личности и его последствиях», в котором были подвергнуты критике культ личности Сталина и сталинские репрессии, а во внешней политике СССР был провозглашён курс на «мирное сосуществование» с капиталистическим миром. Хрущёв также начал сближение с Югославией, отношения с которой были разорваны при Сталине. В целом, новый курс был поддержан в верхах партии и соответствовал интересам номенклатуры, так как ранее даже самым видным партийным деятелям, попавшим в опалу, приходилось бояться за свою жизнь. Многие выжившие политические заключённые в СССР и странах социалистического лагеря были выпущены на свободу и реабилитированы. С 1953 года были образованы комиссии по проверке дел и реабилитации. Было разрешено возвращение на родину большинству народов, депортированных в 1930-е—1940-е гг. Либерализовано трудовое законодательство (в 1956 году отменена уголовная ответственность за прогул). На родину были отправлены десятки тысяч немецких и японских военнопленных. В некоторых странах к власти пришли относительно либеральные руководители, такие как Имре Надь в Венгрии. Была достигнута договорённость о государственном нейтралитете Австрии и выводе из нее всех оккупационных войск. В 1955 г. Хрущёв встретился в Женеве с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром и главами правительств Великобритании и Франции. Вместе с тем, десталинизация чрезвычайно негативно повлияла на отношения с маоистским Китаем. КПК осудила десталинизацию как ревизионизм. В 1957 году Президиум Верховного Совета СССР запретил присвоение городам и заводам имён партийных деятелей при их жизни.

Пределы и противоречия «оттепели»

Период оттепели продлился недолго. Уже с подавлением Венгерского восстания 1956 года проявились чёткие границы политики открытости. Партийное руководство было напугано тем, что либерализация режима в Венгрии привела к открытым антикоммунистическим выступлениям и насилию, соответственно, либерализация режима в СССР может привести к тем же последствиям. Президиум ЦК КПСС 19 декабря 1956 г. утвердил текст Письма ЦК КПСС «Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов». В нём говорилось: «Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза считает необходимым обратиться ко всем парторганизациям… для того, чтобы привлечь внимание партии и мобилизовать коммунистов на усиление политической работы в массах, на решительную борьбу по пресечению вылазок антисоветских элементов, которые в последнее время, в связи с некоторым обострением международной обстановки, активизировали свою враждебную деятельность против Коммунистической партии и Советского государства». Далее говорилось об имеющей место за последнее время «активизации деятельности антисоветских и враждебных элементов». Прежде всего, это «контрреволюционный заговор против венгерского народа», задуманный под вывеской «фальшивых лозунгов свободы и демократии» с использованием «недовольства значительной части населения, вызванного тяжёлыми ошибками, допущенными бывшим государственным и партийным руководством Венгрии». Также указывалось: «За последнее время среди отдельных работников литературы и искусства, сползающих с партийных позиций, политически незрелых и настроенных обывательски, появились попытки подвергнуть сомнению правильность линии партии в развитии советской литературы и искусства, отойти от принципов социалистического реализма на позиции безыдейного искусства, выдвигаются требования „освободить“ литературу и искусство от партийного руководства, обеспечить „свободу творчества“, понимаемую в буржуазно-анархистском, индивидуалистическом духе». В письме содержалось указание коммунистам, работающим в органах государственной безопасности, «зорко стоять на страже интересов нашего социалистического государства, быть бдительным к проискам враждебных элементов и, в соответствии с законами Советской власти, своевременно пресекать преступные действия». Прямым следствием этого письма стало значительное увеличение в 1957 г. числа осуждённых за «контрреволюционные преступления» (2948 человек, что в 4 раза больше, чем в 1956 г.). Студенты за критические высказывания исключались из институтов.

«Оттепель» в искусстве

Во время периода десталинизации заметно ослабела цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более критическое освещение действительности. «Первым поэтическим бестселлером» оттепели стал сборник стихов Леонида Мартынова (Стихи. М., Молодая гвардия, 1955). Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал «Новый мир». Некоторые произведения этого периода получили известность и за рубежом, в том числе роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» и повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Другими значимыми представителями периода оттепели были писатели и поэты Виктор Астафьев, Владимир Тендряков, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко. Было резко увеличено производство фильмов. Григорий Чухрай первым в киноискусстве затронул тему десталинизации и оттепели в фильме «Чистое небо» (1963). Основные кинорежиссёры оттепели — Марлен Хуциев, Михаил Ромм, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай. Важным культурным событием стали фильмы — «Карнавальная ночь», «Застава Ильича», «Весна на Заречной улице», «Идиот», «Я шагаю по Москве», «Человек-амфибия», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» и другие. В 1955—1964 годах на территорию большей части страны была распространена телетрансляция. Телестудии открыты во всех столицах союзных республик и во многих областных центрах. В Москве в 1957 году проходит VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов.

Усиление давления на религиозные объединения

В 1956 г. началась активизация антирелигиозной борьбы. Секретное постановление ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам „О недостатках научно-атеистической пропаганды“» от 4 октября 1958 года обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на «религиозные пережитки»; государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин. 16 октября 1958 года Совет Министров СССР принял Постановления «О монастырях в СССР» и «О повышении налогов на доходы епархиальных предприятий и монастырей». 21 апреля 1960 года назначенный в феврале того же года новый председатель Совета по делам РПЦ Куроедов в своём докладе на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета так характеризовал работу прежнего его руководства: «Главная ошибка Совета по делам православной церкви заключалась в том, что он непоследовательно проводил линию партии и государства в отношении церкви и скатывался зачастую на позиции обслуживания церковных организаций. Занимая защитнические позиции по отношению к церкви, совет вёл линию не на борьбу с нарушениями духовенством законодательства о культах, а на ограждение церковных интересов.» Секретная инструкция по применению законодательства о культах в марте 1961 года обращала особое внимание на то, что служители культа не имеют права вмешиваться в распорядительную и финансово-хозяйственную деятельность религиозных общин. В инструкции впервые были определены не подлежавшие регистрации «секты, вероучение и характер деятельности которых носит антигосударственный и изуверский характер: иеговисты, пятидесятники, адвентисты-реформисты». В массовом сознании сохранилось приписываемое Хрущёву высказывание того периода, в котором он обещает показать последнего попа по телевизору в 1980 году.

Конец «оттепели»

Завершением «оттепели» считается отстранение Хрущёва и приход к руководству Леонида Брежнева в 1964 году. Впрочем, ужесточение внутриполитического режима и идеологического контроля было начато ещё во время правления Хрущёва после окончания Карибского кризиса. Десталинизация была остановлена, а в связи с празднованием 20-й годовщины победы в Великой Отечественной войне начался процесс возвеличивания роли победы советского народа в войне. Личность Сталина старались как можно больше обходить стороной, он так и не был реабилитирован. В БСЭ о нём осталась нейтральная статья. В 1979 году по случаю 100-летия Сталина вышло несколько статей, но особых торжеств не устраивали. Массовые политические репрессии, однако, не были возобновлены, а лишённый власти Хрущёв ушёл на пенсию и даже оставался членом партии. Незадолго перед этим сам Хрущев раскритиковал понятие «оттепель» и даже назвал придумавшего его Эренбурга «жуликом». Ряд исследователей полагает, что окончательно оттепель закончилась в 1968 году после подавления «Пражской весны» С завершением «оттепели» критика советской действительности стала распространяться лишь по неофициальным каналам, таким как Самиздат.

Источник

Оттепель и шестидесятые: рождение андеграунда

Как Хрущев дал жизнь неофициальному искусству, а потом сам загнал его в подполье — и что в этом подполье водилось

Сталинское искусство казалось огромным замерзшим монолитом. И неожи­данно этот монолит подвергся оттепельному таянию и стал распадаться. Пер­вая свобода, которая появилась у художников, — свобода поиска художествен­ных ориентиров. Поиски шли в двух направлениях. И по временной шкале — художники заново открывали прошлые достижения отечественного искусства, прежде всего авангарда, — и по шкале пространственной, через освоение того, что вот сейчас происходило на Западе. В обоих направлениях возможности у ищущих были, мягко говоря, не безграничны.

Еще были живы художники, которые застали авангард, и к ним активно «ходи­ли» — такие были своего рода паломничества; особенной популярностью поль­зовались «три Ф» — Фаворский, Фонвизин, Фальк. Одновременно устраивались первые квартирные выставки — например, у коллекционера Георгия Костаки, который собирал русский авангард. О том, что происходило на Западе, узнава­ли из журнала «Америка»: в 1956 году советские власти вновь разрешили его выпускать. В том же году случилась первая выставка Пикассо в Москве — поскольку Пикассо был коммунистом, — и она произвела ошеломительное впе­чатление. В 1957-м прошел Фестиваль молодежи и студентов, в рамках кото­рого проходили выставки абстракций. В 1959 году на Американскую выставку в парке «Сокольники» привезут абстрактных импрессионистов Джексона Пол­лока, Марка Ротко, Виллема де Кунинга и сюрреалиста Ива Танги. Два года спу­стя на аналогичную Французскую выставку привезут Ива Кляйна. Таким обра­зом, все-таки было из чего выбирать.

Эта свобода закончилась резко — в декабре 1962 года, когда генсек Никита Хру­щев отправился в Манеж на выставку к 30-летию Московского союза художни­ков. Помимо соцреалистов, он увидел там и новый советский модернизм — и пришел в бешенство. Сообщил художникам, что их живопись — «говно» и «мазня», а сами они «пидорасы проклятые». После этого началось закручива­ние гаек по всем художественным фронтам. Иллюзия, что в Советском Союзе искусство может быть одновременно и независимым, и публичным, умерла.

Что такое оттепель в ссср. Смотреть фото Что такое оттепель в ссср. Смотреть картинку Что такое оттепель в ссср. Картинка про Что такое оттепель в ссср. Фото Что такое оттепель в сссрНикита Хрущев на выставке «30 лет МОСХа» в Манеже. 1 декабря 1962 года © Фотография Александра Устинова / Cоюз фотохудожников России

И тут художественное поле разделяется. На одной стороне оказываются те, кто на публичность рассчитывает и готов на компромиссы. На дру­гой — те, кто хочет быть совсем свободным и вынужден уйти в подполье. Фор­мируется понятие художественного андеграунда — его еще будут называть нонконформизмом, или «другим искусством», или «вторым авангардом». Пока что разделение довольно условно и не чревато личными конфронтациями, но оно уже есть. Понемногу пространство андеграунда начнет структуриро­ваться, художники станут разделяться на группы.

Принципы объединения в группы поначалу никак не были связаны с художе­ственным выбором, а были связаны с жизненными обстоятельствами. Такими обстоятельствами оказывались общая служба, соседство или родство. Род­ство — это, например, Лианозовская группа: большая семья и друзья семьи. Старшие — Евгений Леонидович Кропивницкий и его жена Ольга Потапова, их дочь Валентина Кропивницкая, их сын Лев Кропивницкий. И зять, муж Валентины, Оскар Рабин, который становится главной фигурой этого круга. И близкие друзья — художники Владимир Немухин и Лидия Мастеркова, поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов.

А группа Сретенского бульвара (она сформировалась примерно в 1969−1970 го­дах) — соседи. Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Эрик Булатов, Иван Чуйков — у них у всех были мастерские поблизости друг от друга. Это один из очагов за­рождения концептуализма в России, и мы поговорим о нем отдельно. Но важ­но, что здесь первоначальный принцип соседского объединения перерос в принцип настоящей школы.

А вот еще круг журнала «Знание — сила», круг, так сказать, сослуживцев: в 1968 году там Юрий Нолев-Соболев оказался главным художником, то есть человеком с небольшим, но все-таки административным ресурсом. И он при­влек к работе в журнале всех художников андеграунда. Ну не всех, но многих, всех, кого смог: Соболев был художник не партийный, он не делил коллег на своих и чужих. Так что с ним работали и Владимир Янкилевский, и Эрнст Неизвестный, и Виктор Пивоваров, и Илья Кабаков, и Борис Жутовский, и Ана­толий Брусиловский, и Юло Соостер, и много кто еще. А поскольку журнал назывался «Знание — сила», то у него был важный вектор — технократический, да еще и с выходами в научную фантастику. И поэтому сама природа этого журнала поощряла всяческую условность отчасти сюрреалистического толка — не про жизнь как она есть, с натуры, а сочинительство, футурология. В общем, многое там было можно себе позволять.

Источник

«ОТТЕПЕЛЬ»

Условное название, закрепившееся за периодом второй половины 50-х – начала 60-х гг., связанное с политическим курсом во внутренней и внешней политике Н.С. Хрущева.

Термин был введен советским писателем И. Эренбургом, опубликовавшим повесть «Оттепель» в журнале «Новый мир» в 1954 г. Признаки «оттепели» наметились в жизни страны уже после смерти Сталина: произошла относительная либерализация во внутренней и внешней политике СССР.

Доклад на XX съезде. Критика культа личности.

Знаковым событием в политической жизни страны стал доклад «О культе личности и его последствиях», прочитанный Хрущевым на закрытом заседании XX съезда КПСС в феврале 1956 г. и ставший безусловной неожиданностью для делегатов съезда. В докладе впервые говорилось о преступлениях И.В. Сталина против партии, он противопоставлялся В.И. Ленину. В нем были не только общие рассуждения, но и рассказ о судьбе нескольких арестованных. Это были члены ЦК и Политбюро: Н. Воскресенский, А. Кузнецов, Н. Постышев и др. Хрущев рассказал о пытках над ними и об их письмах перед казнью. Интересно, что в СССР полный текст доклада Хрущева впервые был опубликован в открытой печати лишь в 1989 г.

В 1957 г. вышел указ, запрещавший присваивать при жизни имена государственных и общественных деятелей улицам и городам. С другой стороны критика «культа личности» позволила Хрущеву разобраться со своими политическими оппонентами внутри страны, а также произвести смену руководства в ряде стран Восточной Европы. Внешнеполитический эффект от доклада также был неоднозначным и привел к серьезному охлаждению отношений с Албанией, Китаем, КНДР и Румынией. В 1956 г. прошли крупные волнения в Польше и Венгрии.

Реабилитация.

Реабилитация жертв сталинизма началась практически сразу после смерти И.В. Сталина и расстрела Л.П. Берии, но больший размах она получила после доклада Н.С. Хрущева, когда была создана комиссия во главе с В. Молотовым для расследования нарушений законности в период культа личности. К осени 1956 г. на свободу вышло большинство политзаключенных, среди них были партийные деятели, а также чудом уцелевшие эсеры и меньшевики. При этом реабилитация не коснулась «раскулаченных» и целого ряда видных партийных деятелей: Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева, Н.И. Бухарина и др. Была проведена реформа законодательства: из перечная наказаний исключено «объявление врагом народа», уменьшено количество статей об ответственности за политические преступления. Число заключенных ГУЛАГа сократилось более чем в 2 раза.

В 1956-1957 гг. была восстановлена государственность целого ряда республик, произвольно ликвидированная при Сталине, и их жителям (чеченцам, ингушам, калмыкам и др.) было разрешено вернуться в родные места. Однако и здесь руководители КПСС были непоследовательны: крымским татарам и поволжским немцам такое разрешение дано не было.

Экономические и социальные реформы.

В период «оттепели» происходила модернизация советской экономики, началось освоение космоса, в 1961 г. Юрий Гагарин стал первым человеком, полетевшим в космос. Расширялись социальные обязательства государства, вводились пенсии, сокращался рабочий день, отменялась плата на образование, заметно вырос уровень жизни в городе и деревне. Однако сохранялись и острые социальные противоречия, которые приводили к конфликтам, самым известным из которых стали волнения в Новочеркасске в 1962 г.

Внешняя политика.

Экономические успехи позволили СССР решать широкие внешнеполитические задачи — сохранять свою сферу влияния (в том числе военным путем, как при подавлении Венгерской революции 1956 г.) и расширять «социалистический лагерь». Одной из первых инициатив Н.С. Хрущева стало восстановление советско-югославских отношений в 1955 г. В 50-60-е гг. коммунисты и их союзники пришли к власти в ряде стран Азии и Африки, и даже в непосредственной близости от США на Кубе. Новыми принципами внешней политики СССР были провозглашены: многообразие форм перехода различных стран к социализму, необходимость мирного сосуществования, о возможности недопущения военных действий.

Происходят первые послевоенные встречи на высшем уровне между СССР и США. Несмотря на это, в 1962 г. разразился острейший Карибский кризис, поставивший мир перед непосредственной угрозой начала ядерной войны. В следующем году произошел раскол «социалистического лагеря», связанный с советско-китайским конфликтом.

«Шестидесятники».

Критика «культа личности», начало реабилитации репрессированных, некоторая свобода и успехи советского общества (в науке и технике) вызвали энтузиазм интеллигенции, особенно молодежи, которая позднее составила целое поколение общественного движения, известное как «шестидесятники». Так называлась статья С. Рассадина, опубликованная в журнале «Юность» в 1960 г., в которой речь шла о писателях и читателях нового поколения. В конце 1950-х – начале 1960-х популярным становится жанр авторской песни. Основоположником и наиболее ярким представителем этого направления стал Булат Окуджава. Вместе с талантливыми поэтами того времени: Р.И. Рождественским, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенским и Б.А. Ахмадулиной он выступал на пользующихся огромной популярностью вечерах в Политехническом музее. В то же время и в обществе, и в партии шли острые дискуссии между «физиками» (технократами) и «лириками» (гуманитариями), между сталинистами и антисталинистами.

Расширение культурных связей.

Расширяются культурные контакты СССР и с внешним миром. В 1956 г. по инициативе И. Эренбурга в Москве состоялась первая выставка сорока произведений Пикассо. Она сразу выявила двойственное отношение к нему — сдержанная официальная реакция и многотысячные очереди в Музей изобразительных искусств им. A.C. Пушкина, где она проходила. Летом 1957 г. в Москве прошел Международный фестиваль молодежи и студентов. В 1959 г. по инициативе министра культуры Е.А. Фурцевой был возобновлен Московский международный кинофестиваль. Большой приз фестиваля завоевал фильм С. Бондарчука «Судьба человека». В 1963 г. разразился скандал, поскольку главный приз был отдан кинофантазии Фредерико Феллини «8 ½».

Литературные журналы.

Впервые в истории СССР литературные журналы стали площадками, на которых сторонники различных мнений получили возможность публиковать свои статьи. Консервативные авторы, считавшие «оттепель» вредным отклонением от курса на строительство коммунизма, печатались преимущественно в журналах «Октябрь» и «Нева». Антисталинские позиции занимали редакции журналов «Юность» и «Новый мир», а также «Литературная газета» (с 1959 г.). При этом сторонники обоих направлений ссылались на идеи Ленина, но по-разному относились к эпохе Сталина. В 1950-е гг. выходили фильмы, которые как воспевали партию («Коммунист», режиссер Ю. Райзман), так и высмеивали советских руководителей («Карнавальная ночь», режиссер Э.А. Рязанов). Также появляются киноленты, не носившие идеологического характера, но по-новому обращавшиеся к теме войны: Г.Н. Чухрая «Баллада о солдате», М.М. Калатозова «Летят журавли», ставшая лауреатом «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля 1958 г.

Участники легальных споров того времени не выходили за рамки идеологии построения социализма. Попытки даже известных писателей выйти за эти рамки считались недопустимыми. Так, в 1957 г. Б.Л. Пастернак опубликовал на Западе роман «Доктор Живаго», в котором описывались события гражданской войны с небольшевистских позиций. За этот роман в 1958 г. Б.Л. Пастернаку была присуждена престижная международная Нобелевская премия в области литературы. Но в СССР произведение Пастернака было осуждено как антисоветское, и под давлением властей он был вынужден отказаться от премии.

Отношение к церкви.

В конце 50-х гг. в связи с курсом на строительство коммунизма вновь ужесточается политика государства по отношению к церкви, возобновились гонения на Русскую православную церковь. Секретарь ЦК Л.Ф. Ильичев в выступлении в декабре 1961 г. объявил: «Религия, которая всегда была в современных условиях анахронизмом, сейчас становится нетерпимой помехой на нашем пути к коммунизму». Достижение «общества без религии» объявлялось программной целью. Усиливалась не только атеистическая пропаганда, но и сокращении числа религиозных объединений. Так в 1958 г. насчитывалось всего 18,6 тысяч, в том числе православных – 13,4 тыс., в 1961 г. – соответственно 16 и 11 тыс.

Окончание «оттепели».

1 декабря 1962 г. в московском Манеже должна была открыться выставка, посвященная 30-летию Московского отделения Союза художников (МОСХ) СССР. Экспозиция получила одобрение Е.А. Фурцевой. Часть работ выставки была представлена экспозицией «Новая реальность», подготовленная более 60 художниками, представляющими художественное направленное, организованное в конце 1940-х годов живописцем Э.М. Белютиным, проводившим традиции русского авангарда начала XX в. Пришедший на выставку Хрущев три раза обошел большой зал, где находилась экспозиция. Он то стремительно двигался от одной картины к другой, то возвращался назад, постепенно выходя из себя, он перешел к площадной брани по отношению к художникам и их произведениям. На следующий день, сразу по выходе газеты «Правда» с обличительной статьей многие москвичи пришли в Манеж, но экспозиция уже была убрана. Однако преследований художников не последовало.

29 ноября 1963 г. в печати появился фельетон «Окололитературный трутень», в котором высмеивался поэт Иосиф Бродский. Писатель был арестован и приговорен к 5 годам ссылки за тунеядство. После чего произошло невиданное для советского общества: началась открытая кампания в защиту поэта. За его оправдание выступило около двух десятков писателей. Письма в защиту Бродского были подписаны Д.Д. Шостаковичем, С.Я. Маршаком, К.И. Чуковским, К.Г. Паустовским, А.Т. Твардовским, Ю.П. Германом и др. Под давлением широкого общественного резонанса, в 1965 г. поэт был возвращен из ссылки. В 1972 г. И. Бродский покинул страну, а в 1987 г. стал лауреатом Нобелевской премии.

В рамках кампании по развенчанию «культа личности» И.В. Сталина бывшему заключенному А. Солженицыну позволили опубликовать рассказ «Один день Ивана Денисовича», повествующий о жизни в сталинских лагерях. Этот рассказ, шокирующий своей жестокой правдой, был напечатан в ноябре 1962 г. в «Новом мире» специальному разрешению Президиума ЦК, и принес Солженицыну большую известность. Номер журнала стал настоящим раритетом, многие стали переписывать рассказ от руки, так возник «самиздат». О двойственности эпохи «оттепели» свидетельствует тот факт, что разрешив публикацию «Одного дня Ивана Денисовича», партийное руководство в то же время запретило к печати роман в «Круге первом», рассказывающий о работе Солженицына в годы заключения в «шарашке» в Марфино.

Усиление волюнтаризма в политике Хрущева, бесконечные реформы и преобразования, планы реформирования партии, внедрение принципа ротации при назначении на должности, а также грубость Первого секретаря в общении постепенно привели его к изоляции, подорвали авторитет Хрущева как в народе, так и в партийном руководстве. В этих условиях ближайшее окружение Хрущева решилось отстранить его от власти, что и было сделано на октябрьском пленуме 1964 г. Страна спокойно встретила снятие Хрущева с поста и завершение «оттепели». Вот, что писал сам Н.С. Хрущев в своих воспоминаниях об этом противоречивом периоде: «Решаясь на приход оттепели, и идя на нее сознательно, руководство СССР, в том числе и я, одновременно побаивались ее: как бы из нее не наступило половодье, которое захлестнет нас, и с которым нам будет трудно справиться… Нам хотелось высвободить творческие силы людей, но так, чтобы новые творения содействовали укреплению социализма. Вроде того, что, как говорят в народе, и хочется, и колется, и мама не велит. Так оно и было»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *