Что такое отсоединенная электронная подпись
Электронная подпись: отсоединенная, присоединенная и внутри документа
Электронная подпись может быть по-разному связана с подписанным документом. В статье рассмотрим три варианта, их отличия и особенности использования.
Присоединенная электронная подпись
При создании присоединенной подписи создается новый файл, в который помещается подписываемый документ и подпись к нему. Этот процесс можно сравнить с запечатанным конвертом с документом внутри. с подписанными данными. Этот файл можно копировать, пересылать по почте и т.п.
Нужно учесть, что без специальных криптографических программ невозможно прочитать содержимое подписанного файла. Точно так же, как нельзя извлечь содержимое конверта, не вскрыв его.
Если вы получаете такой документ вне информационных систем, в которых уже есть механизмы проверки, нужно использовать программу, которая умеет проверять подпись и «извлекать» подписанный файл, чтобы его можно было прочитать. В программу нужно будет загрузить единый файл, который содержит и документ, и подпись.
Отсоединенная электронная подпись
При этом сам подписываемый файл достается доступным для чтения без криптографических программ. Они нужны, только чтобы проверить действительность подписи. Чтобы проверить подпись, нужно загрузить в программу и подписанный файл, и файл с электронной подписью.
Электронная подпись внутри данных
Электронную подпись внутри документа можно создать только в определенном приложении, например Microsoft Word или Acrobat Reader. В этом случае подпись генерируется как метаданные и только по желанию владельца можно создать на документе поле с подписью.
Очень сложно проверить подлинность подписи вне приложения, в котором она была создана.
Если вам необходимо самостоятельно создать электронную подпись, уточните требования системы, которой вы подписываете документ. Например, чтобы отправить документы в Росреестр или Арбитраж, требует подписывать документы отсоединенной подписью в формате.sig.
Что такое отсоединенная электронная цифровая подпись
Все виды электронных подписей можно условно разделить на две группы: присоединенные и отсоединенные. Электронные цифровые подписи (ЭЦП) имеют различия в способе создания и последующего расшифрования, но для работы с ними нужны официальные программные средства и настроенное рабочее место.
В чем разница между присоединенной и отсоединенной ЭЦП
Электронная подпись представляет собой последовательный набор необязательных и обязательных символов. К обязательным относится криптографическая часть, обеспечивающая идентификацию данных и гарантирующая надежность источника информации. Необязательные — это информация об авторе и технические данные (дата и время, информация для проверки ЭЦП, графическое изображение, дополнительные штампы и т.п.).
ЭЦП может быть присоединена к отправляемым данным (быть в теле документа) или отсоединена от них. Если пользователь ставит присоединенную ЭЦП, то формируется новый файл ЭП с зашифрованными данными подписываемого документа. Прикрепленная ЭП имеет несколько достоинств:
К недостаткам относят невозможность прочтения документа без использования специального ПО.
Отсоединенная подпись формирует отдельный файл под себя, а документ с изначальной информацией остается неизменным. Преимущество данного вида ЭЦП в том, что для чтения файла не требуются криптографические программные средства. Недостатками открепленной подписи являются необходимость хранить информацию в разных файлах и копирование с передачей каждого из них.
Разница в чтении ЭЦП
При использовании отсоединенной подписи пользователь отправляет 2 вложения: один с основной информацией, второй — с ЭЦП. Для чтения тела документа не требуются специальные программы, но для проверки подписи и отсутствий изменений в теле файла необходимо использовать ПО.
Если документ заверен присоединенной подписью, то для его проверки, открытия и чтения нужно установить на ПК программные средства ЭЦП.
Как подписать документ
Процесс подписания ЭД зависит от типа файла и используемого плагина. Простой способ проставления ЭЦП происходит в несколько последовательных шагов:
Если используется плагин для MS Office КриптоПро Signature, то процесс заверения выглядит так:
Для формата pdf процесс подписания немного отличается:
Если все указано верно и сертификат ЭЦП действующий, то система выдаст окно-оповещение об успешном заверении документа.
Как создать отсоединенную подпись
И открепленная, и присоединенная электронная подпись создается при помощи одного сертификата, а для подписания документа необходима программа КриптоАРМ. Она работает с любыми форматами, а также видео и базами данных. КриптоАРМ позволяет заверить как один, так и сразу несколько документов любым из видов ЭЦП.
Более простой способ создания отсоединенной подписи — использование веб-сервисов типа Контур.Крипто. Преимущество — бесплатное заверение без установки на ПК плагинов, а также возможность расшифровки и зашифровки файла. Недостаток — ограниченный объем заверяемого файла (максимум 100 МБ) и поддержка только OS Windows. Для подписания необходимо:
Созданный файл можно отправить через отдельный сервис или обычную электронную почту. Созданная таким способом ЭЦП доступна для проверки любым ПО.
С использованием КриптоАРМ
Работа с программным обеспечением КриптоАРМ проста и не требует специальных компьютерных навыков. Заверение документа начинается с клика правой кнопкой мыши по нужному файлу. В выпадающем списке пользователь выбирает «КриптоАРМ» и «Подписать».
Запускается Мастер создания ЭЦП:
Далее пользователь должен:
Если все сделано правильно, то подписание завершится без системных ошибок.
Подписанный документ с отсоединенной электронной подписью хранится в родительской папке, если при подписании не было указано иное место хранения.
Отсоединенная ЭЦП не вкладывается в тело документа и отправляется получателю в виде отдельного файла. Этим она отличается от присоединенной ЭП. При проверке программа читает только файл с подписью, но не изначальный заверяемый документ. Несмотря на разницу, отсоединенная ЭЦП имеет всю юридическую силу и гарантирует неизменность данных после заверения. Создать ЭЦП можно бесплатно через онлайн-сервис либо через приложение от КриптоПро. Недостаток использования веб-сервиса в том, что объем заверяемых данных ограничен. Проверить в дальнейшем документ с отсоединенной подписью можно через любое специальное ПО.
Как подписать документ электронной подписью? Виды подписей и программное обеспечение.
Электронная подпись содержит информацию об авторе и подтверждает отсутствие изменений в электронном документе после его подписания. Есть несколько основных способов подписания, но выбор способа зависит от требований контрагента, поэтому прежде чем принимать решение, каким способом и в каком программном обеспечении подписывать документ, уточните у контрагента требования к подписи:
Открепленная (отсоединенная) ЭП
— Файл подписи создается отдельно от подписываемого файла
— Для проверки подписи нужно передавать два файла — исходный документ и файл подписи
— Нет ограничения по формату подписываемых документов
— Созданный файл подписи имеет, как правило, расширение.sig,.sgn,.p7s
— Есть возможность создать усовершенствованную открепленную подпись, такой файл содержит отметку времени
— Можно создать файл, содержащий подписи нескольких лиц
Проверку созданной открепленной подписи контрагент может выполнить в программах, предназначенных для проверки электронных документов с отсоединенной подписью.
— Контур.Крипто
Сервис для подписания электронной подписью, проверки электронной подписи под документом, шифрования и дешифрования документов. Для работы подойдут сертификаты, выданные любым УЦ. Есть возможность создания усовершенствованной подписи с отметкой времени.
После подписания файл открепленной подписи сохраняется рядом с документом. Подписант может отправить подписанные документы любому получателю по электронной почте, а также скачать на компьютер пакет документов: исходный документ, файл подписи, сертификат и инструкцию по проверке подписи.
Все функции сервиса бесплатны.
— КриптоАРМ
Локальная программа для подписи и шифрования файлов любого формата. С помощью КриптоАРМ можно расшифровать, посмотреть подпись файла, создать как открепленную подпись документа, так и присоединенную подпись.
Установить программу можно с помощью диагностики для ЭТП или с сайта разработчика. Приобрести лицензию для этого ПО можно в любом Сервисном центре.
Примечание: порядок оказания технической поддержки по программе КриптоАРМ описан на сайте разработчика программы. Техническая поддержка УЦ СКБ Контур не оказывает консультации по этому продукту.
Совмещенная (прикрепленная/присоединенная) ЭП
Разновидность электронной подписи, при создании которой формируется файл, содержащий как саму электронную подпись, так и исходный документ.
Создать такую подпись можно через КриптоАРМ. В той же папке, в которой хранился исходный документ, появится файл с аналогичным названием, но с расширением, как правило,.sig,.sgn. Размер этого файла несколько больше, чем размер исходного документа.
Отправлять контрагенту нужно будет только этот файл. Для проверки и прочтения документа у контрагента должно быть установлено ПО, поддерживающее работу с прикрепленной подписью.
Встроенная ЭП
Подписание внутри документов Word, Excel, PDF с помощью дополнительного ПО КриптоПро Office Signature и КриптоПро PDF.
Формат исходного документа не меняется, информацию о подписи можно просмотреть, открыв документ. Если в документ после подписания внести изменения, подпись будет определяться как недействительная.
После того, как в документе появилась цифровая подпись, он автоматически помечается как окончательный и доступен только для чтения. Любое действие по редактированию документа приведёт к тому, что все подписи из документа будут помечены как недействительные.
При открытии документа с подписью на компьютере, где не установлен продукт «КриптоПро Office Signature» подпись будет отображаться как недействительная.
Установить компонент можно с помощью диагностики для ЭТП или с сайта разработчика. Приобрести лицензию для этого ПО можно в любом Сервисном центре.
— КриптоПро PDF
Плагин для создания подписи внутри документов PDF. Можно создать видимую подпись (отображается на панели Подписи, и в виде поля подписи в документе), или невидимую (отображается только на панели Подписи). Также позволяет настроить разрешенные изменения, при которых подпись останется действующей (например, добавление комментариев). Есть возможность создания усовершенствованной подписи с отметкой времени.
Приобрести лицензию для этого ПО можно любом Сервисном центре.
Примечание: консультации по продукту КриптоПро PDF оказывает техническая поддержка компании КриптоПро.
— Подписание в OpenOffice / LibreOffice
В данном пакете не поддерживается создание подписи в документе с сертификатами, выданными с помощью СКЗИ КриптоПро. Разработки плагина для OpenOffice / LibreOffice КриптоПро пока не планируется.
ЭП в Outlook
Подписание в Outlook возможно только в почтовом клиенте Microsoft Outlook, и почта в учётной записи MS Outlook должна совпадать с почтой, указанной в сертификате.
Подробнее о настройке подписи и шифрования сообщений электронной почты в MS Outlook в статье «Как настроить Outlook для работы с сертификатом».
Восемь вопросов об электронной подписи налоговой: когда, кому и зачем получать
Пора ли мне менять электронную подпись? Этот вопрос сейчас волнует почти каждого предпринимателя — подписи начала выдавать ФНС, изменились правила их использования. В этой статье попробуем разобраться, стоит ли ИП уже сейчас обращаться в налоговую и что делать, если срок действия текущей подписи заканчивается в середине 2022 года.
В июле 2021 года сертификаты электронной подписи (далее — электронные подписи) начал выдавать удостоверяющий центр ФНС (УЦ ФНС). К 1 января 2022 года подпись ФНС нужно получить всем ИП и руководителям организаций, чтобы продолжить сдавать отчетность, работать с закупками и вести другой электронный документооборот. Этого требуют поправки в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
В одной из статей мы рассказывали о том, как изменения отразятся на бизнес-процессах. Но по-прежнему у предпринимателей остаются вопросы об ЭП, которую будет выдавать налоговая, а также о том, где и к какому сроку ее нужно получать.
Эльба задала эти вопросы редактору Удостоверяющего центра Контура Ольге Кураевой и подготовила видеосюжет.:
Ходят разговоры, что с 1 июля электронную подпись можно получить только в налоговой. Правда ли это?
Да, ЭП действительно можно получить в налоговой. Но не только в ней — об этом в вопросах ниже.
С 1 января 2022 года предприниматели и руководители организаций нужно при смене электронной подписи должны будут получать электронную подпись ФНС и использовать только её.
Она подойдет для работы на всех электронных площадках и в сервисах, чтобы сдавать отчетность, вести документооборот, предоставлять налоговые декларации (расчеты). ЭП налоговой — универсальный инструмент.
Получать её можно и после 1 января 2022 года, а до этого пользоваться текущей электронной подписью. Это относится только к тем, у кого есть электронная подпись аккредитованного по новым правилам УЦ (Контур относится к их числу).
Как к 1 января 2022 года все ИП и руководители организаций успеют получить электронную подпись в налоговой бесплатно?
Стоит отметить, что процесс получения подписи с 1 июля 2021 года заметно усложнился. При этом получить её можно будет не только в налоговой. ФНС возьмет себе помощников из числа УЦ, которые пройдут аккредитацию по новым правилам. Для помощников организован еще более жесткий дополнительный отбор. Те УЦ, которые его пройдут, станут доверенными лицами ФНС.
Чтобы получить ЭП налоговой, можно будет обратиться либо непосредственно в инспекцию, либо к доверенному лицу в офис. За первой подписью нужно будет прийти лично — к этой дате налоговая хочет каждого предпринимателя, руководителя организации увидеть в лицо и убедиться, что ЭП получает именно он.
Контур планирует стать доверенным лицом ФНС.
Допустим, ИП когда-то получил подпись, которая у него заканчивается в сентябре 2021 года. Сможет ли он спокойно продлить ее в Контуре?
А если срок действия ЭП заканчивается в 2022 году в марте?
Мы обновили ответ в этом вопросе, потому что в вышло разъяснение от Минцифры РФ.
Такая электронная подпись будет работать до марта 2022 года. Минцифры РФ разъяснило, что электронные подписи удостоверяющих центров с новой аккредитацией, например, Контура, действуют весь свой период.
Получается, если подпись действует до 1 марта 2022 года, она обнуляется 1 января 2022 года?
Ответ в этом вопросе мы также обновили согласно разъяснению Минцифры.
Нет, после 1 января 2022 года ИП и руководителям можно использовать либо подпись налоговой, либо уже имеющуюся у них подпись аккредитованного УЦ. А вот получить новую подпись они смогут только в налоговой.
Можно ли получить эту ЭП заранее, обратившись в налоговую?
Да, можно уже сейчас обращаться в налоговую за получением такой подписи.
Правда ли, что ФНС выдает подпись бесплатно?
Да, в ФНС ЭП бесплатная. Точнее файлы ЭП выдают бесплатно. Но эти файлы нужно куда-то записать, поэтому в налоговую нужно будет прийти со специальной флешкой (токеном). Помимо этого перед визитом в налоговую нужно убедиться, что на компьютере есть программа криптозащиты КриптоПро. А если ее нет, то приобрести лицензию на неё у производителя или в коммерческом УЦ.
Если вы не хотите разбираться с программами, флешками и установками, обратитесь в Контур или к другому доверенному лицу ФНС. Они выдадут ЭП налоговой с флешкой, помогут установить её, устранят ошибки, если они возникнут.
Срок действия ЭП от Контура заканчивается в августе. Стоит ли ИП уже сейчас обращаться в налоговую за получением новой ЭП, или продлить контуровскую подпись и потом в конце года заменить ее в Контуре на новую? Какие варианты возможны?
1. Если ИП хочет получить новую ЭП от налоговой прямо сейчас, то он может обратиться в налоговую инспекцию. Но для этого ему потребуется собрать комплект документов и инструментов:
2. ИП может обратиться в Контур, где процесс получения ЭП налоговой будут проще. Мы поможем собрать документы, предоставим токен и лицензию КриптоПро, установим всё, что необходимо, и решим технические вопросы во время работы с подписью. Эту услугу мы пока разрабатываем.
ИП останется только прийти в инспекцию лично, чтобы она убедилась, что вы действительно существуете и подпись принадлежит именно вам.
3. ИП может продлить подпись в августе, как это он делал всегда в Контуре. У него будет контуровская ЭП, а не подпись налоговой. И она будет работать до августа 2022 года, если была выдана на 12 месяцев. А потом заменить свою ЭП на ЭП налоговой.
Контур поможет получить ЭП налоговой. Поскольку к тому времени компания планирует стать доверенным лицом ФНС, идти в налоговую не придется — только посетить один из наших офисов.
В любом из трех вариантов ИП станет обладателем ЭП налоговой.
Если хотите узнать больше о новшествах, о том, как с 2022 года работать сотрудникам и обслуживающим бухгалтериям, что такое электронная доверенность — читайте статью «Электронная подпись: что изменится с 1 июля 2021 года и позже» с подробным разбором изменений.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как проверить подлинность электронной подписи
Чтобы убедиться в юридической силе электронного документа, необходимо проверить действительность электронной подписи, которой его подписали. Рассмотрим способы, как это можно сделать самостоятельно — вне информационных систем, где есть встроенная функция проверки.
Какую подпись можно проверить самостоятельно?
Самостоятельная проверка подписи нужна, когда участники электронного документооборота (далее — ЭДО) взаимодействуют друг с другом вне информационных систем, например:
В этих случаях получателю документа необходимо обратиться к специальным программам и сервисам, в которых есть возможность проверить электронную подпись. Проверить можно подписи, которые базируются на инфраструктуре закрытых и открытых ключей:
Закрытый ключ используется для создания подписи, а открытый — для проверки. Подробнее о видах подписи по федеральному закону от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» можно прочитать в отдельной статье.
По своему типу усиленная электронная подпись может быть отсоединенной и присоединенной:
Успешная проверка подписи подтверждает следующее:
Какие средства проверки подписи использовать, участники ЭДО выбирают по своему усмотрению.
Проверка подписи с помощью плагинов для Word, Excel и PDF
Word и Excel
Платный плагин «КриптоПро Office Signature» дает возможность создавать и проверять электронную подписи в стандартном интерфейсе Microsoft Office Word и Excel. Для этого необходимо установить программу и средство криптографической защиты информации КриптоПро CSP в соответствии с версией операционной системы.
Для проверки подписи получателю документа нужно убедиться, что версия программы, в которой создана подпись, совместима с версией, в которой подпись буду проверять. В противном случае корректно проверить подпись не получится. Проверить совместимости версий можно с помощью таблицы.
Чтобы проверить подпись в документе Word или Excel, нужно:
При успешной проверке в сообщении будет указана информация о владельце подписи и действительности сертификата. Если сертификат недействителен или в документ после подписания вносили изменения, появится сообщение о том, что документ содержит недействительную подпись.
Отдельный плагин есть и для продуктов Adobe — это КриптоПро PDF. Для проверки подписи им можно пользоваться бесплатно. Кроме плагина также потребуется криптопровайдер КриптоПро CSP. Чтобы проверить подпись для документа PDF, необходимо:
Программа проверит подпись и откроет окно с результатом проверки подписи.
Проверка подписи в отдельных сервисах
Есть специальные программы, которые устанавливаются на компьютер и позволяют создавать и проверять электронные подписи вне систем ЭДО. Одна из них — КриптоАРМ, сервис от ООО «Цифровые технологии», разработчика средств криптографической защиты информации «КриптоПРО».
Для проверки электронных подписей достаточно установить бесплатную версию — «КриптоАРМ Старт». В ней можно проверить документ любого формата, один документ или сразу папку. Чтобы проверить подпись, необходимо:
После окончания операции откроется окно результата, в котором можно увидеть статус операции. В протоколе сервис напишет, прошла электронная подпись проверку или возникли ошибки.
Проверка подписи на портале Госуслуг
В специальном разделе на сайте Госуслуг есть возможность проверить действительность присоединенной или отсоединенной электронной подписи, созданной для конкретного документа.
Чтобы проверить подлинность присоединенной подписи, необходимо загрузить файл, ввести капчу и нажать «Проверить». Если подпись отсоединенная, загрузить нужно и подписанный документ, и файл подписи.
После успешной проверки сервис покажет данные о владельце сертификата, удостоверяющем центре, который его выдал, и сроке действия подписи.
Проверка подписи в веб-сервисах
Контур.Крипто — бесплатный сервис от Удостоверяющего центра СКБ Контур для создания и проверки подписи, шифрования и расшифрования электронных документов. Удобство сервиса в том, что его не нужно скачивать и устанавливать, легко разобраться, как в нем работать. Настройка компьютера для работы с электронной подписью проходит автоматически.
В сервисе можно бесплатно проверить отсоединенную подпись, выпущенную любым удостоверяющим центром. В программе можно работать с файлами любого вида весом до 100 Мб.
Проверка подписи проходит по простому алгоритму:
В результате проверки Контур.Крипто: