Что такое оценочные вопросы
Прием “Ромашка Блума”
Прием “Ромашка Блума”
“Ромашка Блума” состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
Рассмотрим шесть типов вопросов:
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию: “Что?”, “Когда?”, “Где?”, “Как?”. Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОСТЫХ ВОПРОСОВ
Тем не менее, простые вопросы необходимо использовать, чтобы вовлечь в работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию.
УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ обычно начинаются со слов:
Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении.
ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ:
Необходимы для формирования у ребенка способности выражать свои мысли. Уточняя, мы обобщаем услышанное и возвращаем свое понимание полученной информации собеседнику. Учащийся узнает о том, как он только что выразил свою идею. Он уточняет сказанное, тем самым совершенствуя свои речемыслительные способности.
ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора наиболее выигрышных из имеющихся у вас идей и вариантов решения проблемы.
Очень важно с детского возраста учить детей отдавать себе отчет в тех эмоциях, которые оказывают влияние на мышление. И осуществлять это призваны так называемые оценочные вопросы. Речь идет о типе вопросов, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления.
КОГДА НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОЦЕНОЧНЫХ ВОПРОСОВ:
ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ – это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу “бы”, элементы условности, предположения, прогноза: “Что изменилось бы …”, “Что будет, если …?”, “Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после…?”.Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его.
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ, ИЛИ ОБЪЯСНЯЮЩИЕ, ВОПРОСЫ Некоторые философы считают, что сущность человеческого восприятия состоит в постоянной интерпретации происходящего. То, что мы воспринимаем, мы перед этим себе объясняем. Просто это происходит так быстро, что мы не успеваем порой отдать себе в этом отчет.
Побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. Начинаются, как правило, со слова «почему».
При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей.
КОГДА ВОПРОСЫ-ИНТЕРПРЕТАЦИИ АКТУАЛЬНЫ
Начинать использовать вопросы-интерпретации можно с первого класса, но наибольшую актуальность они имеют, начиная с пятого класса и старше.
Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОПРОСОВ-ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой: “Как можно применить …?”, Что можно сделать из …?”, “Где вы в обычной жизни можете наблюдать …?”, “Как бы вы поступили на месте героя рассказа?”.
Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны.
Шесть типов вопросов
О выспрашивании глубже и полнее (и примеров много):
Из: Загашев И. Как решить любую проблему. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С. 72-78.
Развиваем умение грамотно задавать вопросы — делаем еще один важный шаг в сторону эффективного решения проблемы
Еще со времен древности виднейшими философами и ораторами признано, что эффективность решения проблемы в значительной степени зависит от умения правильно задавать вопросы. Грамотно и умело поставленный вопрос позволяет получить всю необходимую информацию о человеке, явлении или предмете, с которым связана ваша проблема. А вопрос, заданный мастером, может даже перевернуть вашу жизнь. В истории имеется немало примеров, когда китайские и японские монахи, практикующие дзен, достигали духовного просветления лишь от одного правильно заданного учителем вопроса. Вот один из таких случаев.
К сожалению, для большинства людей искусство задавать вопросы до сих пор является тайной за семью печатями. А многие не владеют им только потому, что не знают, какие вопросы бывают. Сейчас мы восполним этот пробел и освоим инструментарий мастера, умеющего собирать информацию, — познакомимся с различными типами вопросов, которые помогут успешно справляться с проблемами.
Существует шесть типов вопросов.
Для того чтобы вы лучше поняли, как они работают на практике, рассмотрим их на примере. Допустим, перед вами стоит проблема — купить монитор для компьютера. Вы располагаете ограниченной суммой денег, но хотите, чтобы монитор был таким, чтобы вы, работая на нем, не испортили себе зрение.
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую (74:) информацию. Например, если вы почувствовали, что для решения проблемы вам не хватает данных, вы можете задать эти вопросы окружающим или самому себе. Например: «Где я могу купить подержанный монитор?», «Нет ли у вас (меня) знакомых, которые работают в компьютерных магазинах или занимаются ремонтом мониторов?», «Каков диапазон цен на подержанные мониторы? ».
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ, или объясняющие, ВОПРОСЫ начинаются, как правило, со слова «почему». При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей. Например: «Почему я стесняюсь попросить у своего друга денег в долг?», «Почему вы даете на монитор такой маленький гарантийный срок?», «Зачем я трачу столько денег на каталоги, когда можно просто заглянуть в Интернет?».
ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. При решении проблемы вы можете задать их себе, когда вам требуются новые идеи, необходим творческий допинг. Например: «Что будет, если я немного повременю с покупкой, подкоплю немного денег, а потом куплю новый современный монитор?», «Что будет, если я попрошу твоих знакомых помочь мне найти нужную модель?», «Что будет, если сейчас я куплю монитор меньшего размера, а через некоторое время, накопив нужную сумму, продам его и куплю тот, который мне нужен?».
ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора наиболее выигрышных из имеющихся у вас идей и вариантов решения проблемы. Например: «Почему цифровой монитор лучше аналогового?», «Чем отечественный монитор отличается от импортного?», «Почему дождаться следующей поставки разумнее, чем приобрести монитор из этой партии?».
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой. Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны: «А что бы ты предпринял на моем месте?», «Объясни, пожалуйста, каким образом это можно осуществить на практике?», «Где ты видел, чтобы мониторы с высокой степенью защиты так дешево стоили?».
С типами вопросов, надеюсь, вы разобрались, а заодно немного отвлеклись, отдохнули. А сейчас мы «обкатаем» эти знания на практике.
Правило «7W» (10-15 минут)
Это правило очень наглядно выражено в фольклорных прибаутках. Например:
На букву «W» в английском языке начинаются вопросительные слова «Зачем?» и «Почему?». Чтобы осознать причины проблемы, можно воспользоваться правилом «7W». Нужно семь раз сформулировать вопросы, начинающиеся с указанных слов. Я не гарантирую, что проблема тотчас решится, но цель своих действий вы осознаете максимально четко. Возьмите на вооружение этот прием и попробуйте применить его, например, в случае, когда к вам пришел друг и просит совета. Просто задавайте ему подобные вопросы — пусть отвечает. А когда вы будете озадачены очередной проблемой, задайте их самому (самой) себе. Поверьте, этот метод работает очень мощно и эффективно! Может случиться так, что проблема сразу решится сама собой. (77:)
«Вопросительные слова» (15-20 минут)
КАКОЙ. КАКАЯ ________________________________________________________?
КАКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ __________________________________________________?
ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ ____________________________________________________?
ЧЕМ ЛУЧШЕ _____________________________________________________________?
Ромашка Блума: примеры вопросов в начальной школе
Критическое мышление – это важная способность, которая должна быть сформирована у каждого ребенка. На его развитие влияет умение задавать вопросы, анализируя полученную информацию. Педагогический прием Ромашка Блума хорошо реализует эту задачу, а игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным.
Что такое Ромашка Блума
Ромашка Блума – это один из приемов технологии развития критического мышления, система вопросов, основанная на таксономии Б. Блума.
Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему:
Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Этот прием широко используется в обучении. Он ценится не только универсальностью (подходит как для начальных, так и для старших классов), но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.
Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели:
Поэтому такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.
Шесть лепестков – шесть вопросов
Рассмотрим подробно особенности каждого из лепестков метода Ромашка Блума.
Простые вопросы
Используются, когда требуется назвать какие-либо факты или воспроизвести конкретную информацию: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Сколько?». Для ответа на них требуется знать фактический материал и активизировать работу памяти.
Часто формулировка такого типа вопросов начинается со слова: «Назови …».
Уточняющие вопросы
С их помощью устанавливают обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную от него информацию. Также они помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе.
Примеры этих вопросов Ромашки Блума могут быть такими:
Интерпретационные (объясняющие) вопросы
Большинство из них строятся со словом: «Почему …?». Они помогают устанавливать причины и следствия различных явлений и поступков: «Почему зимой выпадает снег?».
Интерпретационные вопросы помогают найти новый подход к проблемам, получить углубленную информацию о различных вещах и выяснить ранее непонятные причины действий и поступков людей.
Важно понимать, что свою функцию такие обучающие вопросы выполняют только тогда, когда ученик еще не знает ответа на него. Если ребенок уже будет знать решение, то вопрос становится простым.
Творческие вопросы
В них всегда присутствует частичная условность, предположение или прогноз, поэтому вопрос обычно содержит в своей формулировке частицу «бы» или начинается со слова: «Придумай …»:
Ответы на такие вопросы не только хорошо развивают фантазию у детей, но и помогают усвоить учебный материал в процессе его преобразования.
Практические вопросы
Задаются с целью проверить связь теории и практики. Они показывают, насколько хорошо ученики умеют привести свои примеры к какой-либо ситуации или явлению. Удобно начинать такой вопрос со слова: «Предложи …»:
Ответы на них помогают посмотреть на проблему со стороны, найти новое решение и проверить, насколько реальна та или иная идея.
Оценочные вопросы
Позволяют выяснить критерии оценки каких-либо событий, фактов и явлений. Они помогают выбрать лучший из вариантов решения проблемы или ситуации. Детям оценочные вопросы можно задавать, начиная со слова: «Поделись …».
Обладают рядом достоинств. Во-первых, они помогают задействовать эмоциональную сторону мышления учеников и способствуют лучшему пониманию своих чувств и мыслей. Во-вторых, такие вопросы помогают приобрести навык спрашивать более глубокие вещи, чем просто факты из текста.
Элемент урока с использованием приема «Ромашка Блума»
Технология Ромашка Блума универсальна и может использоваться на любом из уроков.
Рассмотрим пример, когда дети в 4 классе работают с рассказом М. Пришвина «Лоси», используя Ромашку Блума.
Если ученики знакомы с Ромашкой Блума с первого класса, то к четвертому вопросы задает уже не учитель, а сами дети друг другу. Класс заранее разделен на 6 групп, каждой достается свой тип вопросов. Ребята самостоятельно читают текст и придумывают свои вопросы. Учитель следит за их работой и контролирует время урока, чтобы успеть проверить каждую группу.
Вот какие вопросы получились у детей на основе прочитанного текста:
Кто рассказывает историю про лосей?
Где происходит действие рассказа?
Какими описаны в тексте лоси?
Правильно ли я понял, что дед был охотником?
Действительно ли лосята вели себя как маленькие дети?
Можно ли считать, что лосиха любит своих детенышей?
Как вы думаете, что произошло, если бы дед выстрелил в лосей?
Что могло случиться с лосятами, если бы лосиха убежала, увидев охотника?
Как бы вы поступили на месте деда?
Что бы вы сказали охотнику, если бы сидели у того костра?
Какой урок можно вынести, послушав такую историю?
Как вы оцениваете поступок деда?
Таким образом, каждый из учеников усвоил содержание текста и проработал его на разном уровне познавательной деятельности.
Когда вопросы-интерпретации актуальны?
Вопросы-интерпретации – это хороший помощник для учителя практически на любом уроке. Использовать такие вопросы можно начинать уже с 1 класса, но задавать их должен сам учитель. А вот давать ученикам делать это самим нужно с осторожностью.
Первоклассники не всегда могут понять, какой ход рассуждений от них требуется, а неисчерпаемая детская фантазия может занять много времени урока. Ученики настолько увлекаются этим видом работы, что начинают задавать вопросы ради вопросов, не раскрывая важных идей и фактов.
Начиная с пятого класса, вопросы-интерпретации приобретают наибольшую актуальность. В этом возрасте дети уже более осознаны, имеют довольно большой запас знаний, которые помогут докопаться до многих причин явлений и поступков. К тому же, в старших классах много тем, где ученики должны сами разобраться в материале, чтобы его понять – объясняющие вопросы будут здесь отличным средством обучения.
Мои рекомендации по использованию Ромашки Блума
В своей практике я активно использую этот прием на уроках литературного чтения, чтобы проверить уровень понимания текста и моральные ценности детей. А на уроках русского языка и окружающего мира удобно разбираться в сути различных понятий и явлений (знакомство с частями речи, природными зонами и др.).
При работе стараюсь придерживаться следующих рекомендаций:
Насколько эффективен данный прием для развития критического мышления детей
Критическое мышление – это способность анализировать полученную информацию, находить обоснованные решения и накладывать новые знания на собственный опыт. Такие навыки помогают ребенку усвоить материал на более глубоком уровне – понимания.
Шаблон Ромашки Блума
Скачать шаблон Ромашки Блума для заполнения на уроках можно здесь.
Заключение
Прием Ромашка Блума хорошо впишется в любой тип урока, научит задавать вопросы и осознанно читать тексты. А разные по сложности вопросы помогут выяснить уровень развития критического мышления и понимания материала у каждого ребенка.
Шесть вопросов — море ответов
О выспрашивании глубже и полнее (и примеров много):
Из: Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — С. 54-72.
Я предпочел бы знать некоторые вопросы, чем все ответы.
Один мудрый человек как-то сравнил знак вопроса с крючком, на который ловятся идеи. Мы закидываем этот крючок и некоторое время ждем — вдруг что-то выловим? Искусству задавать вопросы в прошлые времена уделялось пристальное внимание. В различных духовных школах уровень развития адепта определялся во многом по тому, насколько хорошо он умеет спрашивать.
На хороший вопрос всегда интересно отвечать. «Если бы ты был правителем средневекового города, какие бы законы ты издавал, как бы укреплял и защищал крепость?» На эти вопросы интереснее отвечать, чем на такие, как: «Какова система управления средневековым городом?» Даже ни разу не взглянув в учебник истории, ребенок может представить себя на месте правителя, мореплавателя, путешественника. Почему? Потому что это интересно! Потом уже ему самому захочется сравнить свои фантазии с соответствующими главами учебника. Когда вы разгадаете кроссворд, вам ведь захочется сравнить ваши предположения с правильными ответами?
Всегда приятнее отвечать на вопросы, когда вы уверены, что ответ лично вам ничем не угрожает. В школе многие дети привыкли к тому, что если учитель о чем-то спросит, значит, он уже знает ответ. И не дай бог ученик ответит что-то не то!
Вспомните, как вы сами сидели за школьной партой и, не моргая, следили за скользящей по классному журналу авторучкой учителя. Вот она остановилась! Вы еще не верите своим ушам, но ваше тело уже само поднимается из-за парты, только учитель произнес вашу фамилию. «Расскажи нам о развитии производственных сил в Германии в середине XIX века! А мы послушаем!» — в памяти проносятся обрывки фраз, картинки из учебника, а затем вы облекаете в слова все, что помните по этому вопросу. На этот раз обошлось. Вы садитесь на место. Но ведь могли и не вспомнить.
Ясно, что подобные вопросы не способствуют пробуждению интереса к учебе.
Каждый тип вопроса актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления. Педагоги и психологи с давних пор стремились создать классификацию всех вопросов. Это нужно было для практических целей. Зная, что каждый тип вопроса задействует одну из сторон мышления, мы сможем сознательно управлять как своим мышлением, так и мышлением наших учеников, чтобы реализовать интеллектуальный потенциал в полной мере.
Мы решили использовать классификацию вопросов американского психолога Бенджамина Блума, немного видоизменив и упростив ее.
Итак, существует шесть типов вопросов, шесть больших «крючков», на которые вы можете поймать великое множество идей.
Простые вопросы, или «О пользе забывания»
Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти, называются ПРОСТЫМИ. Многие учителя используют этот тип вопросов для оценки знаний учеников, так же поступают и родители. Если ребенок не отвечает, ему полагается изобразить на лице чувство вины и что-то сказать в свое оправдание.
Хорошо известен тот факт, что более девяноста процентов всей информации, которой мы владеем сейчас, которую «каленым железом» выпытывают многие педагоги у своих учеников, через несколько лет (а иногда и часов) забудется, канет в Лету. «Как же еще тогда проверить знания учеников?» — спросите вы. Помимо использования простых вопросов существуют другие способы. Например, мы можем еще раз подчеркнуть, что если ученик сможет объяснить то, что он узнал, кому-то еще, процесс обучения был результативен.
Когда вы отправляетесь в путешествие, вы ведь не берете с собой все, что только сможете унести. Те, кто поступают так, обрекают себя на мучения. Разумеется, вы стараетесь взять лишь самое необходимое. То же можно сказать и о багаже знаний. Весьма занятно знать, какой высоты Александрийский столп в Санкт-Петербурге, но эту информацию можно, при желании, получить из справочников. Поэтому важнее знать не ответ на вопросы «что?», «сколько?», «кто?», а ответ на вопрос «откуда можно узнать?». Еще Артур Шопенгауэр писал: «Предполагать, что человек может помнить все, — то же самое, что предполагать, что он может удержать в своем организме все то, что когда-то съел».
Тем не менее, простые вопросы необходимо использовать, чтобы вовлечь в работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию. Предположим, дети услышали от вас слово «консилиум». Они выучили его к следующему уроку. Вы проверили, насколько они помнят определение. Вы уверены, что они будут помнить определение через год, через два года? («Я же вам еще два года назад говорила, что такое консилиум, а вы не помните!»).
Рекомендации по использованию простых вопросов
1. Спросите у ребят, что, по их мнению, означает это слово (57:)
(Не оценивайте ответы сразу же — соберите все варианты и благодарите каждого ученика, даже если он говорит совершенную нелепицу).
2. Спросите, где можно узнать значение этого слова. Примерные ответы:
— Спросить у друзей, у учителей или родителей.
— Узнать в справочниках (в каких и где они находятся?).
— Узнать у специалиста.
— Воспользоваться сетью Интернет.
3. Попросите детей привести примеры словосочетаний, содержащих это слово.
Итак, простые вопросы — это вопросы, ответы на которые требуют знания фактической информации. Если знания не используются, они быстро забываются, поэтому разумнее помнить, где можно получить необходимые сведения, а не зазубривать механически. Во многом вследствие неграмотного использования простых вопросов на уроке обучение превращается в игру «Я — хороший (читай: «знаю ответ»), ты — плохой (читай: «не знаешь ответ»)».
Упражнение «Не знать — не стыдно»
Предлагаем вам выполнить следующее упражнение, которое можно назвать «НЕ ЗНАТЬ — НЕ СТЫДНО!». Предположим, вы где-то встретили слово «бастонада».
1. Дайте 2-3 возможных определения слова «бастонада»
2. Какое понятие ассоциируется у вас с этим словом?
3. Из каких источников можно узнать значение этого слова?
4. Люди каких профессий могут знать значение этого слова?
5. Скажите, какими путями можно добраться (доехать, дойти) до источников знаний о слове «бастонада»?
Ответив на все эти вопросы, вы со спокойной совестью можете забыть об этом слове. Зачем постоянно носить с собой то, что можно, при желании, взять из других источников. Если вы считаете, что образованный человек должен напоминать собой огромный шкаф со множеством ящичков, где хранится разнообразная информация, продолжайте использовать простые вопросы в их традиционном применении. (59:)
Уточняющие вопросы, или «Правильно ли я тебя поняла?»
В психологии есть такой термин — вербализация. Его используют, когда говорят об одной из техник активного слушания. При пассивном слушании человек стремится (как правило, неосознанно) «подогнать» воспринимаемую информацию под свое представление об обсуждаемом предмете. Активное слушание отличается от пассивного рядом особенностей.
Во-первых, при активном слушании человек нацелен на установление психологического контакта с собеседником. Слушая, он пытается понять тот своеобразный язык, с помощью которого его визави выражает свои мысли. При некоторой общности, образ мира у каждого человека индивидуален. Один психолог сказал: «Мы все смотрим на происходящее вокруг нас под углом своих проблем». В этих словах есть значительная доля правды.
Во-вторых, активный слушатель стремится найти общее между своей точкой зрения и высказываниями собеседника, тогда как пассивный слушатель акцентируется на различиях, на спорных моментах. Мы все знаем по личному опыту, что второй путь гораздо привычнее и легче.
В-третьих, слушая активно, человек предоставляет собеседнику обратную связь. Обычно она начинается со слов «Насколько я понял. », «Правильно ли я вас поняла, что. », «То есть вы говорите, что. », «Я поняла, что ты сказал о. » и т.д. Такие вопросы называются уточняющими или вербализацией. Мы как бы говорим: «Мне кажется, я вас понял. Можно я скажу, как я это понял, а вы уточните?»
Возможные ошибки
Те, кто впервые начинают использовать уточняющие вопросы, обычно совершают следующие ошибки:
• Повторяют сказанное слишком подробно и дословно.
Ученица 6-го класса отвечает на вопрос учительницы о разборе слова по составу: «Разбор слова по составу — это (60:) выделение частей, из которых состоит слово. Разбирая его, нам надо сказать о его частях». В данном примере не ясен смысл второго предложения ответа. Учительница захотела уточнить: «Правильно ли я тебя, Катя, поняла, что разбор слова по составу — это выделение частей, из которых состоит слово, и нам надо сказать о его частях?»
Слишком подробное уточнение может вызвать различную реакцию. У кого-то возникнет страх: «Я что-то сказал неверно, но не знаю, что», а у кого-то раздражение: «Слушать надо внимательнее. » В данном случае следовало бы уточнить: «То есть ты говоришь, что при разборе надо указать какие-то части?». Теперь ученик поймет, в каком месте его слова вызвали некоторое непонимание.
• Некоторые задают не уточняющие, а наводящие вопросы. Их еще называют формирующими.
На уроке литературы ученица решилась обосновать свое мнение о том, что Илья Обломов — гениальный человек. Учительнице эта точка зрения явно не понравилась, но пройдя недавно тренинг активного слушания, она решила применить уточняющие вопросы: «Ты действительно ТАК думаешь?».
Обычно после таких «уточняющих» вступлений следует: «А не кажется ли тебе, что. ». Схожие по форме с уточняющими, эти вопросы по своей сути таковыми не являются. Более того, они наносят развитию мышления учащихся реальный вред. Привыкнув испытывать давление в полемике, молодые люди будут обречены на непонимание во многих жизненных ситуациях.
• Некоторые просят уточнить то, что им полностью непонятно.
Что греха таить, бывают такие ситуации, когда мы совершенно не понимаем того, что нам говорят. Также бывает, что мы, задумавшись, пропускаем сказанное. Случайно «выхватив» какой-то отрывок информации, некоторые люди задают к нему уточняющий вопрос. Это лишняя трата времени. Если вы не поняли, что вам сказали, то либо вам ничего и не хотели сказать, либо вам следует попросить повторить сказанное еще раз. (61:)
• Некоторые используют негативные мимику и жесты
Уточняя, мы проявляем интерес к точке зрения другого человека, подчеркиваем её ценность для нас. Если же мы используем уточняющие вопросы, но у нас на лице в это время написано, что нам не нравится все, что говорит собеседник, грош цена нашим уточнениям. Они будут восприниматься как критические выпады. Ученые давно определили, что, общаясь с людьми, мы склонны на девяносто процентов доверять невербальным проявлениям: мимике, жестам, интонации, громкости голоса и т. д. И только оставшиеся десять процентов приходятся на слова.
Уточняющие вопросы необходимы для формирования у ребенка способности выражать свои мысли. Уточняя, мы обобщаем услышанное и возвращаем свое понимание полученной информации собеседнику. Учащийся узнает о том, как он только что выразил свою идею. Он уточняет сказанное, тем самым совершенствуя свои речемыслительные способности.
Проявляя положительное внимание, мы поощряем учащихся, детей к дальнейшим размышлениям.
— Правильно ли я поняла, тебе нравится Обломов?
— Да, мне нравится Обломов.
— А что тебе в нем нравится?
— Спасибо. То есть свобода от чего-то не присущего ему тебе понравилась в Обломове?
Только что мы представили возможный вариант использования уточняющих вопросов. Они помогли ученице оформить свои мысли и понять, что в Обломове ей нравится не гениальность, а свобода от чего-то, ему не присущего. Ясно, что можно было бы и дальше продолжать использовать уточнения, но не рекомендуется их затягивать при работе с целым классом. Следует помнить о том, что остальные тоже в это время думают и испытывают жажду самовыражения. (62:)
Для чего нужно использовать уточняющие вопросы (отметьте галочкой):
Чтобы проявлять положительное внимание учителя □
Чтобы предоставить ученику необходимую обратную связь □
Для подготовки к сочинениям □
Для развития мышления □
Если вы не уверены, правильно ли поставили «галочку», перечтите подглавку еще раз. (63:)
Вопросы-интерпретации, или «Почему Красная Шапочка все спрашивает и спрашивает?»
Когда все думают одинаково, тогда никто не думает.
Из записной книжки
Некоторые философы считают, что сущность человеческого восприятия состоит в постоянной интерпретации происходящего [Очень странная фраза, поскольку фундаментальный принцип субъективной интерпретации выявлен социальной психологией почти полвека тому назад. — Е.В.]. То, что мы воспринимаем, мы перед этим себе объясняем. Просто это происходит так быстро, что мы не успеваем порой отдать себе в этом отчет.
Побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений.
Рассмотрим пример использования «объясняющих» вопросов на уроке психологии в пятом классе (тема: «Человеческие поступки»). Для развития у детей способности к осознанию своих поступков учитель решил обсудить сказку о Красной Шапочке. Детям говорится, что в этой сказке много непонятного. И сейчас все на время станут следователями — как в детективе. Нужно изучить все «улики». Самый проницательный сыщик получит приз.
— Итак, ребята, все мы помним сказку о Красной Шапочке. Кто подскажет нам, с чего все началось?
— Жила-была Красная Шапочка, и у неё была бабушка. Мама послала Шапочку к бабушке — отнести пирожки.
— Зачем нужно было относить пирожки?
— Чтобы бабушке сделать приятное.
— Нет, там бабушка была больная, и мама попросила проведать бабушку и отнести ей пирожки, чтобы та поправлялась.
— А почему мама сама не могла пойти с Красной Шапочкой?
— Она тоже больная была. (64:)
— Нет, здоровая, просто нужно было за домом следить.
— Так и Красная Шапочка могла бы последить за домом…
— А она была еще маленькая.
— А в лес идти — немаленькая?! К волкам.
— Проницательные сыщики не спорят! Нужны все версии.
— Она просто хотела избавиться от Шапочки!
Класс: А она ей мешала!
— Спасибо за все версии.
— Мама хотела, чтобы Шапочку съел Волк! (начинается шум в классе).
— Итак, Шапочка вошла в лес. Кто помнит, что происходит дальше.
Подобным образом обсуждаются все «спорные» моменты сказки. Дети интерпретируют поступки сказочных персонажей. Чем непонятнее отрывок, тем больше интерпретаций он вызывает (чем и хороши сказки, подобные «Красной Шапочке»!).
Начинать использовать вопросы-интерпретации можно с первого класса, но наибольшую актуальность они имеют, начиная с пятого класса и старше. Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.
Некоторые учителя считают, что подобный тип вопросов уместнее всего использовать на уроках литературы или психологии. В самом крайнем случае, на уроках биологии и географии («Если бы вы были птицей, живущей в средней полосе России, куда бы вы улетели на зиму?»). Разумеется, по большому счету, это так и есть. Тем не менее, на других предметах, а также — везде, где можно выделить какой-то мотив (к решению задачи, примера и т.д.), могут быть использованы и вопросы-интерпретации. («Зачем лично мне нужно знать закон гравитации?»). (65:)
Рекомендации по использованию вопросов-интерпретаций
1. Задавайте их, когда вам самим интересно услышать ответы.
2. После своего вопроса и ответа учащегося сделайте паузу.
3. В течение одного обсуждения не нужно задавать больше четырех вопросов-интерпретаций.
4. За один раз не выслушивайте больше двух-трех версий ответов. Не стоит выпускать сразу весь пар — оставьте на потом.
Упражнение «Объяснялки»
Поупражняйтесь в задавании вопросов-интерпретаций на следующие темы:
Сначала определите наиболее запоминающиеся моменты и наиболее непонятные, сточки зрения мотивации, поступки. Затем задайте к ним пару вопросов-интерпретаций.
Зачем вы читаете эту книгу?
Оценочные вопросы, или «Крошка-учитель» к детям пришел, и спросила «кроха».
Сколько отличий между «хорошо» и «плохо»?
Мы очень часто забываем, что в наших мыслительных процессах эмоции занимают далеко не последнее место. Мы склонны сначала формировать эмоциональное отношение к какому-то явлению или предмету обсуждения, а затем уже осмысливать его рационально: приводить аргументы «за» и «против», анализировать и т. д.
Иногда наше эмоциональное отношение к человеку, информация о нем складываются на основе неосознаваемых нами частностей. Например, если слово «алгебра» связано у вас с чем-то негативным, то человек, его использующий, может невольно вызвать у вас неприязнь. И наоборот, если информация, которую вы слышите, связана в вашей душе с чем-то приятным и близким, тогда, вероятнее всего, вы будете испытывать доверие к новым знаниям. Порой эти эмоциональные «ключики» к вашему доверию скрыты даже от вас самих.
Поэтому очень важно с детского возраста учить детей отдавать себе отчет в тех эмоциях, которые оказывают влияние на мышление. И осуществлять это призваны так называемые оценочные вопросы. Речь идет о типе вопросов, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления. Осознавая свое отношение к тем или иным людям, событиям, фактам и даже формулам, мы извлекаем на поверхность образы, которые оказывают на наше мышление значительное влияние, но в существовании которых мы не отдавали раньше себе отчета.
Иногда для развития способности к осознанию эмоциональной стороны мышления педагоги и психологи используют упражнение «горячий стул». Оно заключается в следующем. В какой-то момент ведущий останавливает занятие и просит кого-нибудь из участников выразить свои эмоции по тому или иному поводу. « Какие чувства вызывает у тебя этот отрывок?», «Как ты относишься к этому герою?», «Что ты чувствуешь, решив эту задачу?» и т.д. (67:)
Нам кажется, что специальные упражнения стоит вводить очень дозированно. Такие процедуры разрывают урок и при неправильном использовании могут снизить активность класса. Здесь очень многое зависит от интуиции учителя, его педагогического опыта. Разумное использование оценочных вопросов по ходу урока сохраняет целостность занятия.
Когда необходимо использовать оценочные вопросы
• Когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке.
• Когда вы видите, что мимика и жесты учеников говорят об их желании что-то изменить в уроке (речь идёт о мимике скуки, раздражения, возбуждения и т. д.).
Рекомендации по использованию оценочных вопросов
1. Иногда учителя используют оценочные вопросы в пиковые моменты ученической активности. Этого не стоит делать. Активность не снизится, но её знак может поменяться с плюса на минус.
На уроке истории по теме «Революция 1917-го года» в классе разгорелась продуктивная дискуссия между сторонниками монархии, приверженцами капиталистического пути и теми, кто симпатизировал социалистическому направлению. Учительница решила использовать оценочные вопросы для того, чтобы ученики почувствовали настроение людей прошлого. Разумеется, это было необходимо сделать, но не в самый разгар спора. Получилось, что дети «свернулись»: продуктивная активность — поиск аргументов, активное слушание, групповая дискуссия — переросла в раздражение и неконструктивные перепалки. Если бы эти взаимные упреки возникли сами собой, тогда использование оценочных вопросов было бы уместным.
2. Нужно уметь распознавать невербальные сигналы, говорящие о чувствах учеников. Затем с помощью оценочных вопросов помочь детям осознать свои чувства. (68:)
3. Не следует задавать формирующие оценочные вопросы. Например: «Вам, ребята, вообще-то нравится изучать тригонометрию?». Цель вопросов-оценок состоит в осознании уже сформированных эмоциональных отношений, но не в формировании их. Вспомните, что вы испытывали, когда у вас спрашивали: «Что вам понравилось вчера на концерте больше всего?», а вам происшедшее вчера было безразлично.
4. Ответы на оценочные вопросы должны быть интересны лично вам. Мы уже не раз говорили о необходимости положительного внимания. Как вы прекрасно понимаете, сложнее проявлять внимание к тому, что не затрагивает вашу душу.
5. Не следует (особенно в начальной школе) учителю первому отвечать на им же поставленный оценочный вопрос. Иногда паузы пугают учителей, и они сами начинают отвечать, руководствуясь принципом: «Ни один вопрос не должен оставаться без ответа». Чаще всего затянувшаяся пауза свидетельствует о том, что вопрос был задан не совсем уместно.
6. Не надо злоупотреблять оценочными вопросами. Даже взрослым людям бывает сложно говорить о своих эмоциях.
Упражнение «Оценочные вопросы-1»
1. Вспомните, когда вы в последний раз переживали эмоциональный подъём (сильное раздражение, вспышку гнева, радостное возбуждение).
2. С чем эта эмоция была связана?
3. Опишите свои чувства максимально точно.
4. Какие оценочные вопросы вы могли бы задать человеку, испытывавшему подобные чувства?
1. Назовите свою любимую книгу (фильм, театральную постановку). (70:)
2. Если бы вы были преподавателем, который дает урок по теме, связанной с этим произведением, какие бы оценочные вопросы и в какие моменты изложения вы бы задали?
Творческие вопросы, или «Кабы я была царица. »
Это совершенно неважно. И именно поэтому так интересно.
Тот, кто считает, что творчество — удел избранных, весьма ошибается. Как правило, люди склонны думать, что творить — значит уметь хорошо рисовать, петь, танцевать, играть на фортепиано или строить замки. Творчество — это особый склад ума. Вы можете с абсолютной точностью исполнять на арфе итальянские мелодии, но в то же самое время быть совершенно нетворческим человеком. Но если вы придумали новейший способ завязывания шнурков или заваривания чая, нет никаких сомнений в ваших творческих способностях.
Посмотрите на следующий список качеств и поставьте галочку рядом с теми, которые, по вашему мнению, связаны с творческим мышлением:
Возможно, вы допишете ещё несколько особенностей творческого ума. (72:)
Те из вас, кто отметил «критичность», «логичность мышления», «умение вести споры» и «навык игры на пианино», к сожалению, имеют несколько смутное представление о сущности творческого мышления. Конечно, при определенных условиях творческий человек может обладать и подобными качествами, но они не являются необходимыми. Остальные характеристики непосредственно связаны именно с ним.
Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его. Вопросы, которые направлены на развитие творческого мышления, называют творческими.
«Если бы какой-то природный катаклизм погубил войска Чингисхана, как бы выглядела современная карта мира?»
«Как бы выглядела наша страна, если бы в октябре 1917 года Великая Октябрьская революция провалилась?»
«Что бы вы чувствовали на месте Татьяны Лариной?»
«Как изменились бы правила русского языка, если бы не существовало предлогов?»
«Как бы люди осуществляли вычисления, если бы не было дробей?» («Что бы изменилось в жизни людей?»)
«Если бы Менделеев не увидел во сне Периодическую Систему химических элементов, что бы изменилось в этой науке?»
Задавая творческие вопросы, мы изменяем течение урока. Дело в том, что фантазия по определению не бывает правильной или неправильной — каждый волен придумывать все, что захочется. Побуждая детей к подобной игре воображения, мы автоматически оказываемся с ними на равных. Их фантазии имеют точно такую же ценность, как и ваши! Разумеется, в своей предметной области вы — эксперт (потому что «взрослый»), но в мире предположений и вымыслов каждый сам себе специалист.
Некоторые учителя не любят задавать творческие вопросы. «Как потом остановить этот поток фантазий?», «А если они напридумывают что-нибудь несусветное — разубеждай их потом!» — подобные опасения, разумеется, имеют место. К сожалению (а может быть — к счастью?), без риска нет и не может быть никакого творчества. Выбор — рисковать или нет — всегда остается за вами!