Что такое оценка зунов

Знания, умения и навыки (ЗУН) в практической деятельности педагога

Обучение – намеренно организованный процесс взаимодействия педагогов и учеников с целью формирования знаний, умений, навыков, мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепления навыков самообразования, привычки учиться, стимулирования творчества.

Что такое ЗУН в педагогике — расшифровка

Основу обучения составляют (ЗУН), что следует расшифровать как: знания (З), умения (У), навыки (Н).

Из многочисленных определений следует, что знания ‒ результат познания действительности; коллективный опыт человечества; отражение действительности.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе полученных знаний.

Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем упражнения (повторения без повтора).

Образование – результат обучения: формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Это система полученных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Какие существуют виды знаний

Существует несколько критериев классификации видов знаний. Примеры наиболее распространенных.

По степени рациональности:

Научные ‒ общезначимые, систематичные, достоверные, рациональные знания, получаемые в результате изучения, природы, общества и человека методами науки. Их также классифицируют.

1. По группам предметных областей: математические, естественные, гуманитарные и технические знания.

2. По способу отражения сущности: феноменталистские (описательные) и эссенциалистские (объяснительные) знания.

3. По функциональному назначению: фундаментальные, прикладные знания и разработки.

4. По отношению к деятельности субъектов: дескриптивные (описательные) и прескриптивные (нормативные знания).

5. По уровню познания: эмпирическое (установленные научные факты) и теоретическое (общие закономерности).

Вненаучное знание имеет собственные источники и средства познания, строится на интуиции, эмоциях, часто отрицает законы логики, характеризуется эмоциональностью и субъективностью. В составе вненаучного знания различают: ненаучное, донаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное знание.

Сюда же относят обыденно-практическое знание (элементарные сведения о природе и окружающей действительности) и особую форму вненаучного и внерационального знания ‒ народную науку (заветы, приметы, наставления, ритуалы).

Существуют и другие классификации знаний.

Заблуждения – не соответствующие воспринимаемому объекту, но которые считают истинными.

Житейские – основаны на здравом смысле и наблюдениях повседневной жизни, констатации фактов и их описании (то, что помогает существовать, быть в безопасности, благополучии, реализоваться).

Практические – основаны на деятельности людей по удовлетворению потребностей.

Художественные – основаны на восприятии образов, эмоционально и субъективно.

Научные – основаны на системе понятий и категорий, общих принципов и законов.

Характеристика умений и навыков

В зависимости от этапа и уровня сформированности выделяют четыре вида навыков и умений:

Подвиды простых навыков: двигательные, сенсорные, умственные и смешанные.

Умение — целенаправленное преобразование предмета или явления на основе знания о них.

В умении – действие планируется, выполняется и оценивается, в навыке – выполняется, а в процессе идет контроль сознания.

Навык ‒ совершенное выполнение действия, как результат многократных упражнений при отсутствии направленного контроля сознания, за оптимальное время.

Русский ученый, Николай Александрович Бернштейн, создатель «физиологии активности», определил навык так:

«Активная психомоторная деятельность, образующая и внешнее оформление, и самую сущность двигательного упражнения. Выработка двигательного навыка есть смысловое цепное действие, в котором также нельзя ни выпускать отдельных смысловых звеньев, ни перемешивать их порядок».

Он выделил два периода в построении любого навыка: установление и стабилизация.

Доктор психологических наук, профессор Лев Борисович Ительсон выдел несколько этапов формирования навыка. В связи с этим, интерес вызывает описание особенностей выполнения действия на каждом этапе:

Для того, чтобы сохранить сформированные навыки и умения, их следует постоянно реализовывать.

Знаю, умею, навык — применение на практике

Обучение даст необходимый результат при реализации всех составляющих – ЗУН. Без знаний не будет умений, без умений не сформируется навык.

Как реализуется ЗУН на практике? Применение ЗУН организуется разнообразными видами деятельности.

Пример: подготовка юристов. Обучение студентов – длительный и сложный процесс. Знания и некоторые умения они получают в вузе на лекциях, семинарских, практических и лабораторных занятиях. Однако, чтобы формировать навыки, необходимо от теории переходить к практике.

Для этих целей реализуются программы, дающие возможность студентам полноценно участвовать в трудовых буднях юридических компаний, с целью формирования у студентов базовых навыков, необходимых для юридической деятельности и профессионально значимых качеств.

Навыки являются составным элементом компетенций, которые должны быть сформированы в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Это отличная возможность получить профессиональную подготовку в соответствии с запросами работодателей и требованиями рынка труда.

Знания: корпоративного, гражданского, арбитражного, коммерческого, предпринимательского, уголовного, трудового права и т. д.

Умения: составление договоров (купли-продажи, поставки, оказания услуг), учредительных документов, выполнение регистрационных действий и т. п.

Перечисленные умения и навыки проявляются в той или иной степени в повседневной деятельности юриста в любой профессиональной сфере, на любой должности.

Источник

Что такое ЗУН в педагогике

Аббревиатура ЗУН часто встречается в учебниках, научных статьях и других публикациях, посвященных педагогике. В профильной литературе сказано, что под обучением следует понимать организованный процесс сотрудничества педагогов с учениками. Цель такого взаимодействия можно определить тремя словами – знания, умения, навыки. Именно их формирование является конечным результатом деятельности учителя. В нашей статье мы расскажем о том, какие существуют виды знаний, умений, навыков, дадим определение этим терминам и ответим на ряд сопутствующих вопросов.

Что такое оценка зунов. Смотреть фото Что такое оценка зунов. Смотреть картинку Что такое оценка зунов. Картинка про Что такое оценка зунов. Фото Что такое оценка зунов

ЗУН: понятие и характеристики

Знания, умения, навыки – термины, которые хорошо знакомы людям, занимающимся преподавательской деятельностью. Процесс их формирования имеет не только педагогические, но и психологические (психофизиологические) особенности. Давайте попробуем дать определение этим терминам:

1. Знания. Ученые, специализирующиеся на изучении педагогики, предлагают разные трактовки этому термину. Для одних это коллективный опыт, результат изучения действительности, для других – умения оперировать накопленной теоретической информацией, для третьих – усвоенные слушателем данные, которые он понял, запомнил и способен воспроизвести. Чтобы знания приносили реальную пользу, они должны обязательно перерасти в умения. Только в этом случае от полученной информации будет толк. Так, например, чтобы научиться читать и писать, первоклашки сначала изучают алфавит. Польза из этого получается только тогда, когда они научатся составлять из букв слова. В этом случае накормленная информация перерастет в умение. Только в этом случае можно уверенно сказать, что силы для приобретения знаний были затрачены не зря.

2. Умения. Этот термин характеризуется, как способность применять полученную в процессе обучения информацию на практике. Интеграция полученных данных в реальную жизнь является необъемлемым этапом обучения. Чем больше было получено знаний, тем больше навыков получит ученик.

3. Навыки. Этим термином называются действия, осуществление которых доведено до автоматизма. Такого результата можно достичь благодаря неоднократному выполнению определенных задач. Навыки формируются в процессе учебной, производственной или спортивной деятельности. Считается, что овладев навыками, человек действует на подсознательном уровне, не задумывается над выполнением поставленных задач. Отличительными характеристиками навыков считаются точность, скорость принятия решений (выполнения действий), минерализация усилий и затрат энергии при выполнении задания. Наличие определенных навыков всегда приводит человека к успешности в той или иной сфере.

Чему бы ни обучался человек – различным отраслям науки или выполнению определенных производственных процессов, все действия будут направлены на освоение вышеназванных компонентов. Следует отметить, что в любом случае последовательность сохраняется. Сначала мы получаем знания, затем учимся применять их на практике, и получаем умения, которые впоследствии перерастают в навыки.

Классификация знаний

Знания – не однозначное понятие. Ученые классифицируют их по разным признакам. Так, например, по степени рациональности знания делят на:

В первом случае речь идет о систематических, достоверных, получаемых в результате знакомства с особенностями человека, общества и природы знаниях. Они делятся по:

· отраслям наук (гуманитарные, технические и другие):

· способу отражения реальности (объяснительные и описательные);

· функциональным особенностям (прикладные, фундаментальные и разработки);

· отношению к деятельности субъекта (дескриптивные и нормативные);

· уровню познания (закономерности и установленные научные факты).

Что касается иррациональных знаний, то они строятся на интуиции эмоциях, имеют свои источники и способы познания. Примечательно, что они часто противоречат общепринятым законам логики. У этой категории относят также обыденно-практические знания.

Кроме этого существуют и другие категории знаний:

· житейские, основанные на здравом смысле и жизненной мудрости;

· художественные, полученные при помощи эстетического восприятия образов;

· практические, полученные в результате выполнения определенных действий для удовлетворения тех или иных потребностей.

В качестве отдельной категории выделяют заблуждения. Такие знания не соответствуют воспринимаемому объекту, но считаются истинными.

Этапы усвоения знаний

Процесс усвоения знаний можно условно поделить на несколько этапов. Предлагаем ознакомиться с кратким описанием каждого из них:

1. Понимание. На этом этапе ученик или студент воспринимает объект изучения, выделяет его из общей массы и определяет отличительные характеристики. На самом деле это очень важный момент, так как скорость понимания зависит от способности слушателя к восприятию и освоению новой информации.

2. Узнавание. Это шаг, в процессе выполнения которого ученики осмысливают полученную информацию. Чтобы ускорить процедуру, используются подсказки, намеки и описания.

3. Воспроизведение. Слушатели стараются самостоятельно воспроизвести полученную информацию.

4. Применение. На этом этапе ученик (студент) пробует использовать полученные знания на практике.

Завершается процесс творческим этапом. При его выполнении слушатель применяет полученные знания.

Особенности навыков и умений

Навыки и умения бывают 4-х видов. Классификация осуществляется с учетом этапа и уровня их формирования. Выделяют:

· начальное умение, характеризующиеся попыткой впервые сознательно применить знания на практике;

· простой навык, отличающийся выполнением простых действий, которые осуществляются без видимых усилий;

· сложный навык, позволяющий осуществлять эффективную деятельность без ошибок и с применением незначительных усилий;

· сложное умение, подразумевающее использование сформировавшихся навыков в любых условиях.

Ученые выделяют несколько категорий навыков. Это:

1. Сенсорные, которые напрямую связывают с работой органов слуха, обоняния, зрения. С их помощью люди слушают, ощущают, разделяют запахи и вкусы, опознают предметы, разглядывают различные объекты.

2. Умственные, зависящие от интеллекта слушателя, способности запоминать данные, оценивать ситуацию, выполнять расчеты и другие действия.

3. Двигательные, обеспечивающие выполнение в рекордное время спортивных упражнений, скоростной набор или написание от руки текстов или выполнение других действий.

4. Комплексные, позволяющие, например, работать на станке, заниматься танцами, играть на музыкальных инструментах и выполнять другие действия.

Навыки и умения нужно формировать и развивать.

Роль способностей в процессе формирования ЗУН

Формирование знаний умений и навыков осуществляется с учетом способностей ученика или студента. Это отличительная особенность человека, которая является врожденной, а не приобретенной. Очень важно их своевременно определить, а затем развивать в течение всей жизни. Это позволит человеку освоить большое количество информации, получить хорошее образование, и достичь значительных успехов. Имеющие определенные задатки люди с легкостью осваивают различные науки или виды деятельности.

Так, например, знания гораздо легче усваиваются учеником, способным быстро воспринимать информацию. Он с легкостью связывает полученные данные с ранее приобретенным багажом. В результате из ученика из студента получается квалифицированный специалист, делающий успехи в той или иной сфере.

Умения гораздо легче возникают в том случае, если ученики способны осуществить адаптацию приобретенных знаний, найти им применение на практике.

Что касается навыков, то их возникновение обычно связывают со способностью реализовывать знания и применять приобретенные умения в различных сферах.

Что такое оценка зунов. Смотреть фото Что такое оценка зунов. Смотреть картинку Что такое оценка зунов. Картинка про Что такое оценка зунов. Фото Что такое оценка зунов

Контроль знаний, умений и навыков

Виды контроля знаний, умений, навыков зависят, в первую очередь от того, на кого возложена эта важная и ответственная функция. В соответствии с этим классификатором они бывают:

· внешние (выполняется преподавателем);

· взаимные (многие педагоги в процессе обучения возлагают на учеников обязанность контролировать качество выполнения заданий другими учащимися);

· самоконтроль (ученик самостоятельно контролирует качество выполнения поставленных задач).

Последний тип оказывает существенное влияние на развитие ученика, как личности. Это связано с тем, что осуществляя самостоятельный контроль, учащийся проверяет последовательность и правильность выполнения тех или иных действий, обнаруживает без посторонней помощи допущенные ошибки и самостоятельно устраняет их.

Взаимный контроль учит школьников и студентов не только сверять работу другого слушателя с определенным эталоном, но и проверять при этом собственные знания.

Самоконтроль обычно применяется на практике только после того, как ученики или студенты научились качественно проверять работы своих одноклассников или одногруппников.

Источник

Оценка ЗУН

Что такое оценка зунов. Смотреть фото Что такое оценка зунов. Смотреть картинку Что такое оценка зунов. Картинка про Что такое оценка зунов. Фото Что такое оценка зунов Что такое оценка зунов. Смотреть фото Что такое оценка зунов. Смотреть картинку Что такое оценка зунов. Картинка про Что такое оценка зунов. Фото Что такое оценка зунов Что такое оценка зунов. Смотреть фото Что такое оценка зунов. Смотреть картинку Что такое оценка зунов. Картинка про Что такое оценка зунов. Фото Что такое оценка зунов Что такое оценка зунов. Смотреть фото Что такое оценка зунов. Смотреть картинку Что такое оценка зунов. Картинка про Что такое оценка зунов. Фото Что такое оценка зунов

Что такое оценка зунов. Смотреть фото Что такое оценка зунов. Смотреть картинку Что такое оценка зунов. Картинка про Что такое оценка зунов. Фото Что такое оценка зунов

Что такое оценка зунов. Смотреть фото Что такое оценка зунов. Смотреть картинку Что такое оценка зунов. Картинка про Что такое оценка зунов. Фото Что такое оценка зунов

Методы обучения. Классификация. Выбор методов.

Метод обучения-совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. Составная часть метода-прием.

1) По источнику знания- словесные, наглядные, практические, работа с книгой.

2) По назначению: приобретения знаний, формирования умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, проверка знаний.

3) Бабанский: 1) методы организации и осуществления учебно познавательной деятельности. 2) методы стимулирования и мотивации учеб познав деят. 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учеб.познав.деят.

4) По типу познавательной деятельности( Скаткин, Лернер): 1) объяснительно иллюстративные 2) репродуктивные 3)проблемного изложения 4) частично поисковый 5)исследовательский

Выбор методов зависит:

1) От общих целей образования, воспит, обуч, развития и установок современной дидактики.

2) От особенностей содержания и методов данной науки

3) Возраста учащихся

4) Уровня познавательных возможностей

5) Особенностей классного коллектива

7) Особенностей и возможностей учителя.

Оценка Зун-процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе.

Количественная мера оценки-отметка.

цели оценки знаний и умений учащихся:
-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Способы оценки: 1) Сравнительный ( с другими учениками); 2) Нормативный(с требованиями стандарта);

3)Личностный( сравнение со своими же ответами данными ранее)

1) Обучающая(при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания)

2) Воспитывающая (стремление приучить к систематической работе, стимулируя оценкой)

3) Риентирующая( результаты контрольных позволяют направлять учащихся на преодоление недочетов)

4) Стимулирующая( оценка дополнительный мотив учения)

— текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий,
— четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой четверти,
— годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год,
— выпускные и переводные экзамены.

1) Наблюдение за учебной работой

3) Письменная проверка

Современные методы: программированный контроль( 1 вопрос 4 варианта), рейтинг, тестирование.

Источник

Что такое ЗУН в педагогике

Современная психолого-педагогическая литература часто применяет аббревиатуру “ЗУН”. Что это такое?

ЗУН – это Знания, Умения и Навыки.

Определение и сущностные характеристики знаний

В основе содержания обучения закладываются знания, которые усваиваются обучающимися. С помощью знаний формируются:

В педагогике определение знания звучит, как результат процесса изучения действительности, проверенного в общественно-исторической практике и удостоверенного логикой, который выражается в адекватном человеческом сознании в форме представления, понятия, суждения либо теории.

Какие существуют виды знаний

Качественные характеристики знаний:

В процессе обучения знания зависят от:

Первоначально ребенок знания осмысливает и воспроизводит, потом – понимает, после чего применяет знания в знакомых и новых условиях среды. Процесс усвоения знаний может происходить на различных уровнях: репродуктивном и продуктивном. На репродуктивном уровне учебный материал воспроизводится по образцам либо по инструкциям. На продуктивном же уровне происходит поиск новых знаний либо нестандартных методов действий.

Характеристика умений и навыков

В процессе обучения на основе полученных знаний формируются разнообразные умения и навыки. В педагогике это основные понятия.

Умения в педагогике – это промежуточный этап в освоении новых способов действия, основанных на знаниях.

Навыки в педагогике – это автоматизированные компоненты, которые вырабатываются в процессе выполнения сознательного действия.

Во время обучения формируются учебные умения и навыки, которые могут быть общие и узкопредметные. Формирование умений и навыков – это длительный процесс, который может занимать до нескольких лет.

Применение ЗУН в педагогике

Применение знаний, умений и навыков – важное условие при подготовке школьников к взрослой жизни, которое осуществляется с помощью теории и практики в образовательно-воспитательном процессе. Применение ЗУН стимулирует учебную деятельность детей, развивает уверенность учеников в собственных силах. Для школьников полученные знания – это средство воздействия на предметы и явления окружающей среды, а сформировавшиеся навыки и умения представляют собой орудие практической деятельности.

Применение ЗУН является этапом усвоения знаний, умений и навыков, который организуется разнообразными видами деятельности. Главным образом на применение ЗУН в педагогике оказывает влияние характер учебной дисциплины, а также специфика содержательной стороны изучаемого материала. Все это организует педагог в специальных упражнениях, лабораторных и практических работах. При этом самоконтроль способствует положительному применению ЗУН в жизни.

Источник

Знания Умения Навыки и Способности

Чему мы (в смысле учителя, преподаватели, тренеры и пр.) учим? Как чему, Знаниям, Умениям, Навыкам (ЗУН). Это мантра звучит на всех уровнях обучения, включая и корпоративное обучение. Подразумевается, что процесс обучения – это процесс, направленный на усвоение обучаемым определенных ЗУНов (знаний, умений и навыков). Ученик, студент, слушатель должен Знать, Уметь, Владеть (навыком).

Если конкретней, то

Пример, человек в начальной школе или даже раньше учит буковки, алфавит. На данном этапе он приобретает знания. Затем учит складывать буквы в слоги и слова, он приобретает новые знания. Когда он пытается читать, он уже применяет ранее полученные знания в практическом чтении. Т.е. приобретает умение. Когда же умение развито до такой степени, что чтение идет с листа без запинок и помарок, то это навык.

Кстати, сколько на это уходит времени? Около года. Иногда больше. Другой пример, изучение иностранного языка. Есть индивидуумы, которые схватывают достаточно быстро, а есть индивидуумы противоположного типа. В школе учит, потом в институте, потом раз в два года посещает курсы иностранного языка пред поездкой за границу, но до уровня освоения, который можно назвать устойчивым навыком и к сорока годам не дотягивает. Разве что «Сенька бери мяч» или «фэйсом по тэйблу».

Пример ближе к производственной деятельности. Курсы переподготовки по специальности, например, управление проектами. По-хорошему – 360 часов обучения, чаще всего – 72 часа. Однако управление проектами это только часть из того, что требуется современному управленцу. Программа МВА, по-хорошему. более 1000 часов (два года), некоторые поставщики такой услуги отводят на это дело год. Есть программы и короче, но это вообще суррогат, а не программы. Приносят они пользу? Какую-то приносят. Что они дают? Если хорошо поставлен процесс обучения, то ЗУН-ы в области управления. Диплом по программе МВА дает право занимать руководящие должности, в том числе первого руководителя компании.

Однако год или, тем долее два, для нынешнего времени слишком большое расточительство. Говорят, что период полураспада знаний сейчас составляет от полугода до двух лет, в зависимости от отрасли знаний. Это значит если Вы получили диплом два года тому назад, то 50% от полученного уже устарели.

ИТОГО 1: Когда мы учим ЗУН-ам, то мы учим не тому, что надо. Нет ЗУН-ы «никакой другой пользы, кроме вреда» не приносят. Во-первых, долго. Когда мы дошли от Знаний до Навыков они уже никому не нужны. Во-вторых, процесс трудоемкий. Сколько видов деятельности осуществляет человек? Тьма, не сосчитать. Причем каждый вид требует своих знаний, умений, навыков.

Посмотрите на рисунок

Что такое оценка зунов. Смотреть фото Что такое оценка зунов. Смотреть картинку Что такое оценка зунов. Картинка про Что такое оценка зунов. Фото Что такое оценка зунов

Это широко распространенный путь обучения. Обучение в данном случае процесс вытягивающий учащегося на новый уровень. Бывает, что вытягивают.

Учить надо способностям

В основе обучения ЗУН-ам лежат именно способности. Способности это характеристики индивидуума, которые возникают от рождения (их часто называют задатками) или развиваются в течении жизни на основе опыта и практики. Способность проявляется в том, насколько индивидуум быстро и основательно, легко и прочно осваивает виды деятельности.

Знания усваиваются, поскольку у человека есть (а есть далеко не у всех) способность воспринимать, запоминать, увязывать новые знания с имеющимся багажом знаний. Причем эти способности не зависят (почти не зависят) от отрасли деятельности.

Умения появляются только тогда, когда есть способность адаптировать полученные знания к практической деятельности. Причем эти способности не зависят (почти не зависят) от отрасли деятельности.

Наконец, навык появляется при наличии способности к воспроизводству умения реализовывать знания в различных ситуациях. Причем эти способности не зависят (почти не зависят) от отрасли деятельности.

Нельзя сказать, что эти способности не развиваются у человека в нынешней системе образования. Однако они развиваются скорее не благодаря, а вопреки ей. Естественным путем. Как будет выглядеть процесс обучения, в случае если акцент переместить с ЗУН-ов на способности схематически показано на рисунке.

Что такое оценка зунов. Смотреть фото Что такое оценка зунов. Смотреть картинку Что такое оценка зунов. Картинка про Что такое оценка зунов. Фото Что такое оценка зунов

Человек обладающий способностями, всему научится сам. Он освоит любые навыки, если у него есть соответствующие способности. Вот почему надо учить не навыкам, а способностям к освоению этих навыком.

О каких способностях идет речь?

На этот счет нет единого мнения ни в академической среде, ни в бизнес среде. Наиболее вразумительную классификацию я нашел в публикации Deloitte почти годовой давности «Навыки меняются, но способности остаются»[1].

Что такое оценка зунов. Смотреть фото Что такое оценка зунов. Смотреть картинку Что такое оценка зунов. Картинка про Что такое оценка зунов. Фото Что такое оценка зунов

Врожденные способности – это те способности, с которыми мы все рождены – они являются частью нашей человечности. Эти врожденные способности могут включать любопытство, воображение, творчество, сочувствие и устойчивость и пр. Однако то, что мы рождены с ними, не означает, что эти возможности статичны. Они могут быть усилены в среде с правильными условиями. В среде, где работа не требует или не поощряет проявление этих способностей, а руководство даже наказывает за их проявление, они могут стать неактивными.

Развитые способности – это те, которые формируются и совершенствуются с течением времени. К ним относятся адаптивное и критическое мышление, командная работа, социальный интеллект и эмоциональный интеллект. У части человечества эти способности не получили должного развития, однако, большинство людей имеют потенциал для их развития. Обратите внимание, что это не исчерпывающий список возможных важных человеческих способностей, но он обеспечивает основу и направление к типам способностей, которые представляются наиболее значимыми.

Статья вообще-то о воспроизводстве рабочей силы. В ней говориться о том, что нацеленность на навыки рабочих была характерна для неспешного 20-го века, а сейчас потеряла свою ценность. Не выгодно обучать рабочих навыкам важным для текущего момента. Но мне представляется, что данный подход применим ко всем видам деятельности человека. Хотя набор способностей, естественно, может меняться.

ИТОГО 2: Обучать надо не навыкам, а способностям, а человек со способностями освоит необходимые навыки сам. Вывод не нов, но внедряется он медленнее чем того хотелось бы.

Если способности так важны, как их развивать?

Ответ прост. Постоянные человеческие способности, о которых мы говорим, присутствуют во всех нас, и они могут использоваться всеми. Кстати, способности не только обладают ключом к долгосрочной и постоянной актуальности, но и могут культивироваться без огромных капиталовложений. Думайте о способностях как о мускулах. Они есть у всех, хотя они могут атрофироваться из-за недостатка использования – и, как и в случае с мышцами, возможности быстро усиливаются, как только они начинают их использовать.

Начало работы не должно означать создание большой программы обучения. Следует культивировать среду, в которой ценятся способности мыслить, генерировать идеи, не паниковать перед неопределенностью, проявлять эмпатию. Этот подход требует мужества, поскольку он требует от лидеров уверенности в том, что устойчивые человеческие способности действительно способствуют развитию навыков и ценности бизнеса.

В завершение пример из личной жизни. За душой я имею некий алгоритм развития мышления менеджеров. К примеру, см тут [2]. Не секрет, что определенная часть этой категории людей в бизнесе умеет исполнять, но не умеет думать. Несколько раз я предлагал уважаемым мною руководителям провести занятия с их работниками по развитию способности мыслить. К сожалению, получил вежливый отказ. Возможно я не те доводы приводил в порядке обоснования. Но, как мне представляется, это обусловлено ментальностью руководителя. Им импонируют работники, способности которых можно описать словами из песни В. Высоцкого: «Не надо думать с нами тот, кто все за нас решит».

Не стесняйтесь, делитесь своими соображениями в комментариях и кликайте на пиктограммы

6 комментариев. Оставить новый

Автор как-то вольно трактует работы Савельева, Юнга и определения способностей. Качественная реализация какой-либо способности зависит не только от объема но и от специфически сформированных нейронных ансамблей. И эти нейронные ансамбли специфичны для разных видов деятельности, что и отличает профи от любителя. И они МОГУТ увеличиваться. Если вы хреновый предприниматель – это не значит, что у вас какой-то там участок мозга слишком маленький. Это значит что у вас нет соответствующих ЗУН и не сформированы специфичные нейронные ансамбли ПО СРАВНЕНИЮ с успешным предпринимателем в какой-то определенной сфере деятельности. Тоже и со способностями: “врожденные” и “приобретенные” – это как сравнивать теплое и мягкое – принципиально разный базис.

Я не спорю, что в процессе обучения по жизни у человека возникают в голове разные нейронные связи, но тема публикации не об этом и я об этом не говорил. Но слова красивые.

Тоже и со способностями: «врожденные» и «приобретенные» — это как сравнивать теплое и мягкое — принципиально разный базис.

Коллега, пож. расшифруйте. Я не понял Ваше сопоставление. Врожденные способности и приобретенные способности, это действительно не одно и тоже. Это разные категории, но и то и другое есть способности.

Триада ЗУН — знание–умение–навык — одна из концепций советской педагогики.
Умение – владение практикой применения знания.
Вроде бы можно добавить ступеньку – “практика” – между знаниями и умениями.
А способности мне представляются как лестница в целом. Имея лестницу – способности (или попросту – задатки), – можно используя способности, обрести знания, перейти к практике, обрести умения, опять перейти к “много-много практики” и довести умения до автоматизма, что вроде бы и составит навык. Причем если лестница способностей не очень, то от умения до навыка будем много больше ступенек дрессировки умений, пока не получится навык.
Но умения без практики можно и забыть (равно как и знания), то с лестницы способностей можно и свалиться. Или спрыгнуть, если по ходу выясниться, что навык не нужен.
А нужен ли навык – это вроде как мотивация. Мотивацию можно приделать как силу – толкающую вверх по лестнице.
Вот – накреативил, однако… Звиняйте, если что не так

Алексей Васильевич, Вы правы абсолютно, говоря в этой статье, что учить надо способностям… Внесу лишь свою небольшую поправку в Ваше изложение, что надо не учить, а развивать заложенные в человеке природой способности, которые называют природным потенциалом человека. Именно природный потенциал определяет, чего человек сможет достичь в жизни и как высоко подняться в социальной иерархии…
.
Как узнать в чем заключается этот природный потенциал? Как увидеть этот потенциал, чтобы понять, что нужно развивать? Почему, человек часто достигая успеха в определенной области, затем получает профессиональное выгорание и полную потерю интереса к тому, чем так страстно ранее занимался? Как бороться с этим профессиональным выгоранием? Менять род деятельности или производить подстройку своей деятельности под потенциал своих способностей?
.
Чтобы ответить на все эти вопросы, есть пару «теориек», выражаясь слогом Достоевского… Вернее сказать исследования от двух ученых. Один – исследователь человеческого мозга профессор Савельев, другой – психолог Карл Юнг…
.
Профессор Савельев, который всю жизнь занимался изучение особенностей мозга, утверждает, что определенные способности человека определяются величиной определенных участков нашего мозга. Мозг растет до определенного возраста, пока растет голова человека. Именно, в этот период формируются и способности человека, тот самый природный потенциал. Когда мозг заканчивает свое формирование и рост его прекращается, он начинает деградировать. Чтобы эту деградацию предотвратить человеку нужно непрерывно нагружать свой мозг, снабжая его кровью а вместе с ней питательными веществами, которые помогают клеткам мозга непрерывно регенерироваться и строить новые нейронные связи и цепочки, взамен ослабленных или умерших… Клетки мозга обладают каннибализмом, поэтому в отсутствии достаточного кровоснабжения и питания, обусловленных нагрузкой на мозг, клетки начинают поедать друг друга… Чем сильнее мы нагружаем свой мозг, тем больше он получает питания от организма, тем быстрее регенерируется, выстраивая новые нейронные цепочки и связи между ними, которые помогают человеку запоминать и понять новую информацию, а вместе с отмиранием старых нейронных цепочек, из мозга стирается старая ненужная информация, которой человек долго не пользовался. Чем важней и нужней для человека информация, чем чаще он ее использует, пополняет думает о ней, тем больше новых нейронных цепочек регенерируется взамен старых для накопления нужной информации, уничтожая старую ненужную информацию. Именно, этим и обуславливается способность человека быстро забывать все ненужное, а иногда даже напрочь…
.
Все познается в сравнении… Если определенная часть мозга значительно больше у одного человека, чем у другого, то человек более способен к тем вещам, где определенные области мозга больше… Например, за способность сочинять стихи отвечает одна часть мозга, за способность красиво писать другая, а за способность управлять людьми третья, за способность к логике или математике четвертая и т.д. У одних эти области развиты равномерно, у других одна больше другая меньше, за счет чего одному удается хорошо руководить, но плохо разбираться в логике (математике), другому отлично писать стихи, но не быть способным создать собственный бизнес или стать предпринимателем…
.
Савельев утверждает, что изменить размеры областей мозга, после того как он сформировался невозможно, и можно лишь используя свои потенциальные способности, определяемые величиной всего мозга или его участками, поддерживать те области мозга, которые создают человеку конкурентное преимущество перед другими, являясь более крупными, активно заставляя работать именно их, то есть развивая (регенерируя нейронные цепочки) только этих более крупных областей мозга…
***
Другое открытие в области человеческих способностей сделал психолог Карла Юнг. Открытие Юнга полностью коррелирует с исследованиями особенностей мозга профессора Савельева. Исследуя своих пациентов, Юнг заметил, что все люди мыслят по разному, и по разному трактуют одни и те же события… На основе этих наблюдений, он ввел понятие базовых функций мышления. Каждая функция отвечает за определенные способности, с помощью которых человек строит свои взаимоотношения с другими людьми. Он также определил одну интересную закономерность проявления этих функций мышления, когда исследовал причины проявления психических расстройств человеческой также прямо или косвенно влияющих на здоровье человека…
.
Юнг определил, что каждый человек имеет как доминирующие функции мышления (восприятия), так и подавленные. Если человек будет развивать подавленные функции, то это неминуемо приедет его к психическому расстройству, болезни или даже смерти… Если человек будет развивать доминирующие функции, то обязательно добьется бОльшего успеха в обществе и займет высокое положение, то есть сделает более удачную карьеру…
.
Если сопоставить это с выводами Савельева, то если человек имеет более крупный участок мозга, отвечающий, например, за предпринимательство, то будет способен создать свой бизнес, если за руководство людьми, то из него получится хороший топ-менеджер, если за логику, то преуспеет в естественных науках, как физике или математике или аналитических прогнозах или преподавании… Однако, если логическая (аналитическая способность) функция у человека является доминирующей, а функция отвечающая за управление людьми подавленной, то ему лучше не создавать бизнес и не идти в руководители, ибо там его ждет полный провал, да вдобавок расстройство психики, болезни и даже смерть…
.
На основе этих данных легко понять почему наступает профессиональное или точнее эмоциональное выгорание. Если у человека хорошо развита часть мозга отвечающая за предпринимательство, творчество и изобретения, но плохо развита часть мозга отвечающая за администрирование, то с развитием своего бизнеса он будет получать огромное удовлетворение от использования творческих способностей. Однако, когда бизнес станет достаточно крупным, то вместо доминирующих творческих способностей, он будет вынужден использовать подваленную функцию администрирования, которая в итоге приедет неминуемо его сначала к эмоциональному выгоранию, а затем и к полной потере к тому, чем он занимался…
Вывод. Ицхак Адизес был абсолютно прав утверждая, что наиболее устойчивым типом менеджмента является команда лидеров с различным набором функций PAEI…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *