Что такое отсечка на электрогитаре
Что такое отсечка на электрогитаре
Всем привет! Сегодняшняя статья посвящена отсечке катушек у ваших хамбакеров. Для тех, кто не знаком с такой возможностью, в двух словах отсечка означает, что в определенном положении переключателя звукоснимателей остаётся работает только половина хамбакера, происходит так называемая отсечка второй половины. При помощи этого довольно простого приёма вы сможете существенно разнообразить звучание вашей гитары, особенно если вы привыкли к резкому звучанию ваших хамбакеров. В режиме синглов может получиться очень интересное и новое звучание. Для простоты эксперимента возьмём гитару типа Les Paul в качестве модели и обсудим как и что происходит при работе с традиционными хамбакерами. Двухэтажные синглы и мыльницы P-90 пока оставим в стороне.
Чтобы такая схема работала, вам нужно подсоединить датчик к переключателю, который будет выбирать «+» или «-». Вы, наверное, видели на некоторых гитарах рядом с крутилками такой маленький железный переключатель. Между верхней и нижней катушкой есть очень большая разница в звуке, так что, возможно, вы захотите иметь возможность пользоваться и тем и другим.
Есть ещё вариант с трёхпозиционным переключателем. Так вы вообще получаете три варианта звучания звукоснимателя. В общем, нет предела совершенству.
Есть еще понятие “coil-tapping”, что совсем не то же самое, что “soil-splitting” (отсечка, о которой идёт речь в этой статье). При отсечке звук снимается только одной катушкой, вторая не работает в этот момент. Coil-tapping означает, что сигнал с катушки берется примерно в середине катушки, а на на ее конце. Это позволяет сделать звук менее мощным. То есть получается хамбакер с пониженной мощностью, имеющий винтажное звучание, близкое к синглу.
Пробуйте новое, меняйте звукосниматели и и вы найдёте много интересных звуков!
Отсечка катушек
Всем привет! Сегодняшняя статья посвящена отсечке катушек у ваших хамбакеров. Для тех, кто не знаком с такой возможностью, в двух словах отсечка означает, что в определенном положении переключателя звукоснимателей остаётся работает только половина хамбакера, происходит так называемая отсечка второй половины.
При помощи этого довольно простого приёма вы сможете существенно разнообразить звучание вашей гитары, особенно если вы привыкли к резкому звучанию ваших хамбакеров. В режиме синглов может получиться очень интересное и новое звучание. Для простоты эксперимента возьмём гитару типа Les Paul в качестве модели и обсудим как и что происходит при работе с традиционными хамбакерами. Двухэтажные синглы и мыльницы P-90 пока оставим в стороне.
Во-первых, необходимо понять принцип того, как работает хамбакер. Сингловый звукосниматель снимает сигнал с помощью электромагнитной катушки. Проблема в том, что сингловые датчики очень чувствительны и сильно шумят.
Все прекрасно знаете как шумит Страт, и вы наверняка замечали, что шум куда-то пропадает, когда включаешь сразу 2 датчика, например бриджевый и средний или нековый и средний (позиции 2 и 4 на переключателе). Это происходит благодаря тому, что оба датчика работают последовательно.
Хамбакер по сути — это две катушки с разными фазами, просто в одном корпусе рядом друг с другом. Вместе они дают более мощный сигнал на выходе, чем у синглового датчика, что в итоге делает звук гитары более громким, мощным, тёплым (более высокий выход также сказывается на высоких частотах, они более приглушённые).
Итак, вы уже знаете что такое отсечка. Следующий вопрос — зачем она вам? Ну представим, что у вас Les Paul и вдруг вам понадобилось звучание как у Stevie Ray Vaughan или у Jimi Hendrix, а они оба играли на стратокастерах с сингловыми датчиками. Хорошо если у вас есть страт под рукой.
Просто отложите ваш Les Paul и возьмите другую гитару. Настройте ее, пока басист рассказывает какой-нибудь несмешной анекдот публике и если вам до сих пор удалось удержать внимание публики — играйте дальше! Второй вариант — щёлкнуть маленьким переключателем на вашей основной гитаре и, вуаля, просто играйте с нужным звуком. И басисту шутить не придётся.
Теперь самое веселое. Отсечка катушек возможна только у хамбакеров с 3 или 4 проводами. Винтажные датчики здесь в пролёте. У современных ребят схема такова, что между катушками есть соединение, которое, собственно, и соединяет их последовательно. В 3-проводном датчике третий провод присоединён как раз к этой секции. 4-проводной датчик позволяет больше вариантов.
Чтобы такая схема работала, вам нужно подсоединить датчик к переключателю, который будет выбирать «+» или «-». Вы, наверное, видели на некоторых гитарах рядом с крутилками такой маленький железный переключатель. Между верхней и нижней катушкой есть очень большая разница в звуке, так что, возможно, вы захотите иметь возможность пользоваться и тем и другим.
Еще один распространённый вариант для отсечки катушек — это пуш/пулл потенциометр. Обычно его ставят либо на место ручки громкости, либо на место ручки тона. Он работает так же как описанный выше переключатель +/-.
Есть ещё вариант с трёхпозиционным переключателем. Так вы вообще получаете три варианта звучания звукоснимателя. В общем, нет предела совершенству.
Еще один вариант, который встречается, хотя и более редко — это когда вы при помощи потенциометра примешиваете звук одной катушки к другой. Иногда это даёт интересные результаты.
В хамбакерах с 3 проводами секция, соединяющая катушки, закрыта, так что всё, что вам остаётся — это припаять третий провод к переключателю или потенциометру. В 4-проводном датчике у вас в руках оказываются 2 дополнительных провода. Их нужно будет соединить между собой либо напрямую либо через переключатель или потенциометр. Иными словами — к одному и тому же месту.
Есть еще понятие “coil-tapping”, что совсем не то же самое, что “soil-splitting” (отсечка, о которой идёт речь в этой статье). При отсечке звук снимается только одной катушкой, вторая не работает в этот момент. Coil-tapping означает, что сигнал с катушки берется примерно в середине катушки, а на на ее конце. Это позволяет сделать звук менее мощным. То есть получается хамбакер с пониженной мощностью, имеющий винтажное звучание, близкое к синглу.
Вот и всё, что я хотел вам рассказать сегодня. Надеюсь, вы узнали что-то новое и возможно захотите как-нибудь сами впаять себе датчик в гитару. Отсечка катушек — это один из самых популярных апгрейдов для гитары. Он даёт отличные результаты и может вдохнуть новую жизнь в ваш инструмент, сделав его более универсальным.
Мне не очень нравится бегать от гитары к гитаре. Гораздо приятнее, когда ваш любимый инструмент может звучать по-разному. Я играю только с хамбакерами, так что отсечка для меня — важный компонент в звучании.
Пробуйте новое, меняйте звукосниматели и и вы найдёте много интересных звуков!
Отсечка через Push-Pull
Из прошлых статей о звукоснимателях, мы узнали что хамбакер представляет собой две катушки с обмотками, направленными в разные стороны. Благодаря этому, звук у датчиков такого типа, получается более плотным и громким. Но как же быть, если хочется получить тот самый стеклянный звук сингла, например, на партиях мелодичных соло? Гитара-то с хамбакерами. Задался я как-то вопросом: может быть есть способ как-то отключить одну из катушек, чтобы получился обычный сингл. И мои догадки были верны. Такое «обрезание» хамбакера возможно и называется оно отсечка.
Принцип работы Push-Pull потенциометра
Положение Down считается основным. В нем звукосниматель будет работать в режиме обычного хамбакера. К одной из ножек припаиваем землю и соединяем ее с основным контактом потенциометра. Средний, как обычно, пойдет на выход, а на другой крайний контакт будет приходить сигнал с начала северной обмотки (North Start). Помните 2 проводка из датчика, которые мы соединяли вместе? Теперь их нужно будет припаять на одну из центральных ножек. Таким образом, в нижнем положении потенциометра, концы обмоток не будут соединены ни с чем. А в верхнем положении будут замыкаться на землю, то есть исключаться из схемы. В общем для наглядности, смотрите рисунок:
В положении 1 схема не будет отличаться от стандартной. North Start подается на потенциометр, North и South Finish просто соединены вместе, а South Start соединена с землей. Сигнал проходит через обе катушки
В положении 2 North и South Finish соединяются с землей, а так как South Start тоже соединена с землей, то получается, что южная катушка совсем исключается их схемы, и сигнал проходит только через северную.
Как видите, схема до безобразия проста. Но эффект от такого мода очень интересный получается. Успехов!
Что такое отсечка на электрогитаре
Звукосниматели: последовательная и параллельная распайка
Многие гитаристы не понимают, что такое последовательная, параллельное подключение звукоснимателей, что такое отсечка катушек и смена фазы. Даже я не во всём до конца разбирался, пока не собрал необходимую для этой статьи информацию.
Итак, сегодня постараемся раскрыть все секреты распайки звукоснимателей и что это даёт вашему звуку.
Параллельное подключение звукоснимателей.
Параллельное подключение это когда 2 и более катушек соединены между собой. Вы получаете часть звука от каждого из звукоснимателей, яркость и громкость при переключении звукоснимателей не меняется сильно. Эта схема позволяет получить плавное переключение датчиков, независимо от того, синглы вы используете или хамбакеры.
Так что, если вы переключаетесь с одного звукоснимателя сразу на 2 и громкость при этом не прыгает сильно, значит у вас параллельная распайка звукоснимателей. Если же при переключении на 2 датчика с одного у вас сильно меняется звук и он становится существенно громче, у вас последовательная схема распайки.
Последовательное подключение 2 и более звукоснимателей позволяет объединять мощность, так что оба звукоснимателя работают в полную силу.Звучат они при этом не так ярко, как по отдельности. По той схеме работают 2 катушки в одном хамбакере либо отдельные сингловые звукосниматели в гитарах типа стратокастер или телекастер.
Когда у вас работает 2 датчика одновременно, при последовательной распайке вместе они звучат громче, чем по отдельности.
Обе схемы можно смешивать, примеры того, как это звучит, можно послушать и посмотреть на видео в конце статьи.
На звуке это отражается так: звукосниматель начинает звучать ярче, ближе к синглу, более звонко. Это можно реализовать при помощи отдельного переключателя на гитаре. На сайте Seymour Duncan сказано, что хамбакер с параллельной распайкой звучит на 30% тише, чем тот же звучок с последовательной распайкой, так что это надо учитывать, если друг вы решите модифицировать вашу гитару.
Звукосниматели: виды, устройство и применение
Электрогитара, бас-гитара, электроакустика и электроукулеле – все эти и многие другие музыкальные инструменты оснащаются таким устройством, как звукосниматель. Первый звукосниматель появился почти 100 лет назад и с тех пор технология изготовления и применения существенно не изменилась.
Звукосниматель предназначен для преобразования колебания инструмента (струны, корпус) в электрический сигнал.
Виды звукоснимателей – активные и пассивные
Пассивные звукосниматели преобразуют колебания в электрический сигнал, который подаётся в усилитель/звуковую карту и т.д. Обладают слабым по мощности выходным сигналом.
Активные звукосниматели имеют встроенный в корпус гитары предусилитель (преамп), который питается от батарейки типа «крона». Следовательно, если начальный сигнал будет усилен, то на выходной сигнал будет максимально мощным и с минимальным количеством фоновых помех.
Виды звукоснимателей по конструкции
Несмотря на огромное количество самых разных музыкальных инструментов, звукосниматели можно условно разделить на несколько типов:
Сингл (single) – устанавливают в основном на гитары типа Stratocaster и Telecaster. Конструкция представляет собой одну катушку с медной обмоткой. Отличается яркостью и чёткостью звучания, обладает перкуссионным призвуком. С другой стороны, таким звукоснимателем свойственна высокая чувствительность к помехам.
Использование в музыке: поп-музыка, фанк-рок, современный прогрессив-метал и прогрессив-рок.
Хамбакер (humbucker) – звукосниматель, состоящий из двух рядом расположенных катушек, что значительно снижает чувствительность к помехам. Обладает насыщенным и объёмным звучанием, что очень важно для рок-музыки. Электрогитары с хамбакерами могут использоваться как в блюзе, так и в экстремально тяжёлых жанрах.
Использование в музыке: вся современная музыка
Также существует такой подтип звукоснимателя, как Хамканселлер – катушки в нём располагаются друг над другом, что обеспечивает возможность установки такого звукоснимателя на место сингла, но получение на выходе сигнала как у хамбакера.
Электроакустический звукосниматель (пьезо-элемент) – используется в акустических инструментах, звук от которых снимается целиком с инструмента (колебания дерева, фурнитуры и т.д.), а не только со струн.
В последнее время получили распространение электро- и бас-гитарные бриджи с пьезо-элементом, что делает их звучание более объёмным.
Применение звукоснимателей
Определённо лучшего решения в плане выбора типа звукоснимателей не существует. Объясняется это тем, что каждый звукосниматель сделан для одной цели.
Синглы звучат ярко, звонко и четко. Синглы типа P90 выдают хорошие низкие частоты, от чего звучание становится более «жирным» или «мясным» (P90 чаще всего можно увидеть на гитарах типа Les Paul). В основном преобладают высокие частоты.
Как уже было сказано выше – синглы фонили, фонят и будут фонить, что является их фишкой и бедой одновременно. Инженеры стремились избавиться от фона, но с потерей фона терялось качество звука и его узнаваемость.
Хамбакер, наоборот, фонит значительно меньше, но при этом чёткого и перкуссионного звучания от него тяжело добиться. При этом хамбакер прекрасно справляется с различными гитарными эффектами по типу дисторшн, овердрайв, фуз и т.д.
Разновидности звукоснимателей
Разновидностей сингловых звукоснимателей превеликое множество. В основном они сделаны под тот или иной тип электрогитар, например: Jazzmaster, Jaguar, Telecaster, Р90 и т.д.
Тем не менее, у всех их есть общее – одна катушка.
Разновидностей хамбакеров еще больше – закрытый и открытый тип, рельсовый хамбакер, рельсовый минихамбакер и т.д.
В мире звукоснимателей существует один интересный тип – рельсовый минихамбакер. С одной стороны, это сингл, но у него две катушки, что характеризует его как хамбакер (и по факту он является хамбакером, размером с сингл). Существуют также классические хамбакеры, помещённые в корпус сингла.
Звучание звукоснимателей
На характер звучания звукоснимателей влияет всего два показателя:
Тип магнита Альнико имеет небольшое сопротивление (5-8 кОм), что даёт более винтажное и чистое звучание. Для современной тяжёлой музыки вполне нормальным считается установка звукоснимателей с сопротивлением от 10 до 20 кОм. Следовательно, чем выше сопротивление, тем более податливым будет датчик для тяжёлой музыки. С другой стороны, желаете мягкий и лёгкий звук – выбирайте звукосниматель с низким сопротивлением.
Если с сопротивлением всё более-менее понятно, то теперь предлагаем разобраться с типом магнитов:
Лучшие фирмы-производители звукоснимателей
Самое высокое качество производства звукоснимателей можно встретить у таких производителей как Gibson, Fender, Seymour Duncan, DiMarzio, EMG.
Цена на именитые звукосниматели довольно высокая, однако существуют довольно неплохие аналоги китайского, корейского и российского производства – Belcat, Tesla и Fokin Pickups, соответственно. Последние пользуются большой популярностью в России из-за низкой цены при высоком качестве.
Как настроить звукосниматель?
Запомните одно простое правило – не трогайте обмотку, если звукосниматель исправно работает!
Звукосниматель следует надёжно закрепить на корпусе электрогитары, чтобы он не болтался, а высота звукоснимателя регулируется в зависимости от ваших предпочтений.
Если желаете получить более громкий и яркий звук – поднимайте звукосниматели, хотите тёплый и мягкий звук – опускайте звукосниматели, но не переборщите и следите, чтобы струны не бились об сердечники звукоснимателей.
Бытует мнение, что опущенный звукосниматель лучше снимает звук с дерева, однако это миф. На звук влияет, как уже было сказано выше, расстояние от звукоснимателя до струн, качество проводов и прочей электроники.
Стоит ли устанавливать на гитару новые звукосниматели?
Если гитара куплена в Ашане, то даже премиальные звукосниматели не сделают её звучание значительно лучше. Если гитара любительского или среднего уровня, то в таком случае замена звукоснимателей может быть очень даже эффективной.
Во-первых, гитара может быть старой, и звукосниматели вполне могли размагнититься. Во-вторых, замена звукоснимателей может помочь вам подогнать гитару под определённый жанр (вы же не будете играть метал на звукоснимателях с Альнико 2?)
Поэтому заменять звукосниматели целесообразно только в двух вышеперечисленных случаях. Забудьте про модернизации гитар, которые выходят плохими с завода.