Что такое открытые источники информации
Что такое открытые источники информации
К открытым источникам информации относят:
— СМИ (периодическая печать, радио, телевидение, информационные агентства);
-глобальную сеть интернет;
-брифинги, пресс-конференции, официальные встречи;
Каждый из этих источников информации имеет определенные плюсы и минусы для журналиста.
Большую роль играет то, для какого материала журналист использует информацию из открытого источника. Новостной материал может мгновенно терять свою актуальность, если его основой является открытая информация. Аналитическая или художественно-публицистическая работа с данными из открытого источника дольше, чем новостная сохраняет свою новизну. Это связано с особенностями журналистских жанров.
Открытым источником информации являются пресс-службы различных структур: Пресс-служба как источник информации имеет некоторые минусы. Часто она занимается не столько информированием СМИ и общественности, сколько формированием положительного образа своих ведомств. А также руководство силовых и правоохранительных структур часто воспринимает пресс-службу как способ подачи отфильтрованной информации, так как общество воспринимает такую информацию как отчет о работе ведомства. Поэтому при резонансных событиях и происшествиях пресс-службы часто распространяют сухие факты без каких-либо деталей, чтобы не запятнать репутацию гос.структуры. Журналисту сложно написать материал без подробностей, поэтому информация из пресс-служб должна проверяться и уточнятся через другие источники. Это требует от журналиста обращения уже в конкретные подразделения правоохранительных органов, где общение строится на личных контактах.
Одним из наиболее открытых для репортеров источников информации являются суды. Большинство процессов, в том числе уголовных, проходят при свободном доступе публики в зал заседаний, исключением являются случаи, предусмотренные федеральным законом. Но оглашение обвинительных заключений и приговоров происходит открыто для общественности. Присутствие на открытом процессе публики, в том числе журналистов разрешено об этом сообщает 123 Статья Конституции РФ и процессуальные кодексы, которые предусматривают гласность и открытость судебного разбирательства. Однако на ведение видеозаписи и фотосъемки нужно получить согласие судьи и подсудимого.
Одним из открытых источников информации являются коллеги-журналисты. Всегда может найтись тот, кто знает определенные подробности какого-либо события, но при этом не стоит забывать об обратной связи и взаимообмене информацией с коллегами.
Источниками новостей могут стать и глобальные информационные системы. В этих сетях существуют как специальные новостные сайты, работающие в режиме реального времени, так и системы, форумы, переписки, чаты, позволяющие общаться с коллегами и обсуждать с ними ту или иную новость.
Наблюдение также можно выделить как открытый и, что немало важно, достоверный источник информации для журналиста.
Из этого можно сделать вывод, что обращение журналистов к открытым источникам, имеет определенные существенные плюсы, такие как максимальная гарантия получения достоверной информации и возможность сделать ссылку на источник.
Что является открытым источником информации?
Если я удовлетворил ваш запрос, то я рад.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)Статья 7. Общедоступная информация
1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.
(часть 4 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)
5. Информация в форме открытых данных размещается в сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.
(часть 5 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)
6. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных», размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
(часть 6 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)
Разведка на основе открытых источников
Введение
С каждым годом количество пользователей интернета растет. К началу октября 2020 года 4.9 млрд людей, а это 63.2% жителей земли, пользуется интернетом. А размер данных в интернете достигал 2.7 Зеттабайт (1 ЗБ
10 12 ГБ). И каждый год —количество пользователей и устройств, подключенных к сети, увеличивается на 6% и 10% соответственно. Большая часть этой информации общедоступна. Источники, ссылающиеся на эти данные или на данные из газет, журналов, радио и телепередач, публичных отчетах правительства, называются открытыми. Поиск информации по таким источникам, выбор и сбор, а также дальнейший анализ – это разведывательная дисциплина, именуемая разведкой на основе открытых источников (OSINT).
https://www.internetworldstats.com/stats.htm
Разведка на основе открытых источников или OSINT
Нужно отличать OSINT (Open Source INTelligence) от «просто информации» (иногда именуемой OSIF, или Open Source InFormation), то есть данных и сведений, циркулирующих в свободно доступных медиаканалах. OSINT – это специфическая информации, собранная и особым образом структурированная ради ответа на конкретные вопросы. Сбор данных в OSINT принципиально отличается, от других направлений разведки, прежде всего от агентурной. Главной проблемой для агентурной разведки является получение информации из источников, в основном не желающих сотрудничать. А в OSINT главной трудностью является поиск содержательных и надежных источников среди изобилия общедоступной информации.
История развития
История OSINT начинается с формирования в декабре 1941 года Службы мониторинга зарубежных трансляций в США для сбора и изучения радио программ. Сотрудники записывали и переводили радио передачи, а затем отправляли в военные ведомства в виде еженедельных отчетов. Одним из примеров их работы исследования корреляции между стоимостью апельсинов в Париже и успешностью бомбардировок железнодорожных мостов. [iv]Следующем этапом можно назвать период с 2005 по 2009 год, когда в США был создан центр по анализу разведывательных материалов из открытых источников. Доступность интернета и начавшийся бурный рост социальных сетей в этот же период, увеличил кол-во общедоступной информации. С 2009 по 2016 продолжающиеся развитие социальных сетей и усиления их влияние на нашу жизнь, а также появления интернета вещей, вызвало бурный рост объема информации. И наконец последний период 2016-2019, когда OSINT начинает активно применяться бизнесами, политическими кампаниями, следователями, правоохранительными органами, инвесторами и службами безопасности в их деятельности.
https://www.youtube.com/watch?v=bP3jbfP4xZY
Основные сферы использования
Разведка на основе открытых источников применяется не только государствами для защиты своих интересов. Рассмотрим несколько сценариев использования, не связанных с взаимодействием стран.
OSINT активно использует исследователями угроз и уязвимостей различного программного обеспечения. Они исследуют возможные пути распространения вредоносных программ и препятствуют этому. Одним из открытых источников, для проверки файлов или программ на наличие вредоносного функционала является virustotal.com. У пользователя есть возможность проверить файл по контрольной сумме или же загрузить его, и удостоверится в его безопасности.
Злоумышленники тоже используют OSINT. Предварительный анализ позволяет узнать информацию об целевой инфраструктуре, о работниках, о клиента, что позволяет лучше произвести атаку. Это одна из причин для того, чтобы ограничивать публичную информацию о компании.
Эта методика также используется в бизнесе для получения аналитики. Например, развития новых рынков, оценка рисков, мониторинг конкурентов, а также исследование целевой аудитории и клиентов для рекламных кампаний, что благоприятно влияет на успешность бизнеса.
Нельзя забыть о журналистах, которые используют открытые источники, как материалы для своих расследований. Например, фонд борьбы с коррупцией использует выписки из кадастра и информацию о полетах самолетов для своих расследований.
Еще одним полезным применением OSINT в жизни занимается сообщество любителей CTF. Они организовали компанию, которая занимается поиском информации об пропавших людях. Они проводят сбор разведывательных данных о пропавшем без вести лице и передают полученные сведения в правоохранительные органы. Они предоставляют обучающие курсы для желающих и помочь в поисках информации.
Трудности, с которыми сталкивается OSINT сегодня
Новые источники информации появляются очень быстро. На каждые 5 источников, которые пропадают, появляется еще 10 новых. Необходимо поддерживать актуальность данных, что увеличить их ценность при использовании. Большое количество источников исчезает из-за ужесточения норм компьютерной безопасности и конфиденциальности.
Еще одной трудностью является ограниченность функционала средств для поиска информации. В основном одной программы с открытым исходным кодом для поиска недостаточно, а также они не пригодны для масштабирования. А в корпоративных инструментах слишком много не настраиваемых компонентов. Для успешного поиска информации требуется знание различных инструментов и умение, поиска новых методов получения информации.
Как идентифицировать владельца Bitcoin кошелька
Появления криптовалют упрощает доступ к отслеживанию платежей. Дизайн блокчейна делает общедоступным информацию об транзакциях. Например, по адресу биткоина можно вычислить информацию об источнике или получателе перевода, его размере, количестве транзакций и времени их совершения, и связать с другими адресами биткоинов в том кошельке. Раньше для отслеживания информации об переводах и транзакциях требовалось обращаться в банк, что требовало достаточно много времени и основания для запроса.
Основные этапы разведки
Рассмотрим процесс проведение разведки, приведенной в книге Майкла Баззелла.
1. Во-первых, необходимо составить план исследования или определить цель.
2. Подготовить оборудование и программы, необходимые для решения поставленной задачи.
3. Выполнить поиск по всем доступным идентификаторам.
5. Анализ полученные данные.
6. Подготовка заключение и результатов.
7. Архивирование или очистка оборудования.
Заключение
Несмотря на длительную историю, разведка по открытым источникам только начинает своё развитие, в связи с бурным ростом объема информации. Данная область является востребованным видом исследования материалов. Для тех, кто её использует, открывают дополнительную информацию: для работников – возможность больше узнать о будущем работодателе, для бизнеса – анализ рынка и клиентов. Но с другой стороны, каждый человек должен понимать, какую информацию стоит сообщать публично и понимать, что может стать общедоступной информацией.
«Общедоступная информация», «открытые данные» и «персональные данные, разрешенные субъектом для распространения» – что это такое и как они между собой связаны?
Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. «Общедоступная информация», «открытые данные» и «персональные данные, разрешенные субъектом для распространения» – что это такое и как они между собой связаны? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2021. 13 января. URL: https://zakon.ru/blog/2021/1/13/obschedostupnaya_informaciya_otkrytye_dannye_i_personalnye_dannye_razreshennye_subektom_dlya_raspros
Довольно часто в публикациях и выступлениях употребляется выражение «открытый доступ» применительно к информации. Насколько это верно?
В международном контексте термин «открытый доступ» (англ. open access) впервые был употреблен в 2002 году на конференции Будапештской инициативы открытого доступа[1] (англ. The Budapest Open Access Initiative, BOAI) – общественной инициативы, устанавливающей принципы открытого доступа к научно-исследовательским работам (в форме книг, статей, диссертаций и проч.). В рамках этой инициативы «открытый доступ» определен так: «…открытые для всех публикации в Интернете, которые можно читать, разгружать, копировать, распространять, распечатывать, находить или присоединять к полным текстам соответствующих статей, использовать для составления указателей, вводить их как данные в программное обеспечение или использовать для других законных целей при отсутствии финансовых, правовых и технических преград, за исключением тех, которые регулируют доступ к собственно Интернету. Единственным ограничением на воспроизводство и распространение публикаций и единственным условием копирайта в этой области должно быть право автора контролировать целостность своей работы и обязательные ссылки на его имя при использовании работы и ее цитировании»[2]. Кратко говоря, открытый доступ толкуется как свободный, ничем не ограничиваемый доступ в сети Интернет к научно-исследовательским публикациям, подразумевающий возможность любого их использования, но исключающий внесение изменений в эти работы и предусматривающий обязательное указание автора при цитировании и ином использовании.
Сегодня выражение «открытый доступ» широко применятся в отношении данных. Но нельзя забывать и о существовании легальных терминов.
В ч. 1 ст. 7 Закона об информации упоминается «общедоступная информация», под которой понимаются «общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен». Разумеется, этим понятием охватывается и информация, размещенная в открытом доступе в сети Интернет. Комментируя эту норму, А.И. Савельев подчеркивает: «По сути, Закон вводит тем самым презумпцию открытости информации: общедоступной является любая информация, кроме той, к которой ограничен доступ. Отнесение информации к категории общедоступной в самом общем виде означает, что любое лицо без указания причин и целей может получать такую информацию и использовать по своему усмотрению, с соблюдением установленных федеральным законом ограничений на ее распространение»[3]. Иными словами, п. 2 ст. 7 Закона об информации для всех видов общедоступной информации – закон не предусматривает изъятий – установлен общий правовой режим: в отношении такой информации разрешен любой способ использования, ограничивается только ее распространение – оно должно осуществляться в соответствии с требованиями соответствующего федерального законодательства.
Частным случаем изложенного правила является закрепленное в абз. 2 п. 1 ст. 152.2 ГК РФ положение, согласно которому в ситуации, когда информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле, не будет признаваться нарушением сбор, хранение, распространение и иное использование такой информации без согласия этого гражданина. То есть здесь федеральное законодательство закрепляет правило о допустимости распространения обозначенной общедоступной информации без согласия субъекта данных.
Сказанное позволяет утверждать, что размещение информации в открытом доступе в сети Интернет автоматически переводит ее в разряд общедоступной. И как следствие: такая информация подпадает под соответствующие положения Закона об информации, а в части ее распространения – под специальное законодательство.
Таким образом, применительно к персональным данным в контексте п. 2 ст. 7 Закона об информации можно говорить о том, что, как и любая иная информация, ставшие общедоступными персональные данные допускают их свободное использование, за исключением распространения – в отношении распространения продолжает действовать правило ст. 9 Закона о персональных данных об обязательности получения согласия субъекта персональных данных. Важно заметить, что такой вывод применим для ситуаций наличия легального свободного доступа к персональным данным, а не в случаях, например, утечек персональных данных в результате хакерских атак.
В развитие сказанного представляется уместным прокомментировать ст. 8 Закона о персональных данных, которую нередко трактуют в том ключе, что общедоступные персональные данные – это только те данные, которые включены в прямо указанные в данной статье источники (справочники, адресные книги). Отсюда делается вывод, что персональные данные, размещенные в открытом доступе в сети Интернет, общедоступными не являются, так как они взяты из источника, не поименованного в ст. 8 Закона о персональных данных. Это находит прямое подтверждение и в судебной практике: «…персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных могут содержаться только в общедоступных источниках персональных данных… информация о субъекте (в том числе персональные данные), содержащиеся в социальных сетях (в сети Интернет), не может быть отнесена к персональным данным, сделанным субъектом общедоступными, поскольку социальные сети не являются источником общедоступных персональных данных применительно к положению ст. 8 Закона»[4].
Возражая против такого толкования ст. 8 Закона о персональных данных, следует заметить, что в этой статье говорится о возможности создания общедоступных источников персональных данных (в целях информационного обеспечения). При этом формулировка статьи вовсе не исключает иных общедоступных источников персональных данных кроме прямо названных, а в условиях цифровой трансформации точно не позволяет ограничивать эти источники только справочниками и адресными книгами.
Хорошей иллюстрацией последнему утверждению являются положения, введенные в 2013 году в ст. 7 Закона об информации и касающиеся «общедоступной информации, размещаемой в форме открытых данных».
Вообще идея открытых данных (англ. open data) состоит в том, что некоторые данные должны быть предоставлены (доступны) каждому для любого использования без платы и без каких-либо механизмов контроля, в том числе со стороны правообладателей авторских произведений и патентов[5]. И одной из наиболее значимых разновидностей открытых данных признаются открытые правительственные данные (англ. open government data, OGD) – открытые данные, создаваемые правительственными учреждениями (для России это, например, открытые данные Минфина России[6], МВД России[7], Росстата[8] и др.). Но правительственные сайты – это лишь один из источников этих данных[9]. Открытые данные могут публиковаться на различных информационных ресурсах сети Интернет: в частности, открытые научные данные (англ. open science data) или открытые исследовательские данные (англ. open research data) размещаются на сайтах университетов и исследовательских организаций или специально создаваемых сайтах[10].
Изложенное позволяет заключить, что «общедоступная информация, размещаемая в форме открытых данных» является разновидностью общедоступных данных, которую из прочих общедоступных данных выделяет то, что она размещена в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования (ч. 4 ст. 7 Закона об информации). Важно заметить, что на эти данные распространяется общий режим общедоступной информации (с некоторыми уточнениями, предусмотренными в ч. 5 и 6 ст. 7 Закона об информации)[11].
Может ли информация, относимая к числу персональных данных, попасть в состав открытых данных? Учитывая широту «охвата» легальной дефиниции понятия «персональные данные» и с учетом концепции персональных данных[12] можно предположить, что это вовсе не исключено. Вследствие сказанного закономерным будет вывод о том, что персональные данные могут становиться общедоступными посредством сети Интернет. Поэтому утверждение, согласно которому к числу источников общедоступных персональных данных относятся только справочники и адресные книги, является явно архаичным.
Неточным надо признать и вывод о том, что в условиях, когда персональные данные размещены в открытом доступе в сети Интернет самим субъектом этих данных, необходимо еще и его согласие на обработку / использование этих данных третьими лицами. Правда, в судебной практике это заключение основывается и на совершенно неверной посылке: «По смыслу Закона о персональных данных, размещение персональных данных в указанных открытых источниках, не делает их автоматически общедоступными. Следовательно, не допускается обработка таких данных без согласия субъекта»[13].
Обосновывая несогласие с таким заключением, надо обратить внимание на п. 4 ч. 2 ст. 22 Закона о персональных данных, согласно которому оператор осуществляет без уведомления уполномоченного органа обработку «персональных данных, сделанных субъектом персональных данных общедоступными», то есть закон прямо выводит такие данные из-под общего правила. Это дает основание говорить о том, что, если субъект персональных данных сам разместил эти данные в открытом доступе, они автоматически становятся общедоступными со всеми вытекающими отсюда последствиями. Эту позицию подтверждает Роскомнадзор, который на вопрос «В каких случаях для обработки персональных данных не требуется согласия субъекта персональных данных?» отвечает, что такое согласие не требуется, если «осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее – персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных)» (п. 10[14]). Другое дело, что исходя из смысла в совокупности п. 2 ст. 7 Закона об информации и ст. 9 Закона о персональных данных в отношении распространения общедоступных персональных данных требуется получение согласия субъекта этих данных, о чем говорилось выше.
Важно заметить, что рассматриваемый случай размещения самим субъектом данных своих персональных данных в открытом доступе в сети Интернет удостоился специального внимания и в новейшем законодательстве.
Федеральным законом от 30.12.2020 № 519-ФЗ (далее – Закон № 519-ФЗ) в Закон о персональных данных введено понятие «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения», а также новая статья, посвященная особенностям обработки таких персональных данных (ст. 10.1)[15]. Примечательно, что к числу «персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения» по смыслу п. 1.1 ст. 3 и ч. 1 ст. 10.1 Закона о персональных данных) отнесены такие персональные данные, в отношении которых субъект этих данных дал самостоятельное согласие именно на распространение данных – новый закон требует оформлять его отдельно от иных согласий.
Ситуация, когда сам субъект данных делает свои персональные данные общедоступными (например, при размещении им своих персональных данных на собственной домашней странице в сети Интернет), не относится к числу «разрешенных субъектом персональных данных для распространения». То есть здесь продолжает действовать вышеназванное требование об обязательности получения третьими лицами согласия на распространение общедоступных персональных данных.
Это находит прямое подтверждение в Законе № 519-ФЗ. Во-первых, персональные данные, раскрытые неопределенному кругу лиц самим субъектом данных, не упоминаются в определении понятия «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения». Во-вторых, ч. 2 ст. 10.1 Закона о персональных данных прямо регламентирует ситуацию «раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц самим субъектом персональных данных без предоставления оператору согласия», устанавливая, что в этом случае обязанность предоставить доказательства законности распространения или иной обработки таких персональных данных возлагается на лиц, которые осуществляют их распространение или иную обработку.
Изложенное позволяет говорить о преждевременности громкого утверждения, что «понятия общедоступных персональных данных больше не будет»[16].