Что такое отклонение в речевом развитии определение
Отклонения в развитии речи детей дошкольного возраста
Мария Волкова
Отклонения в развитии речи детей дошкольного возраста
Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.
Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
Они не соответствуют возрасту говорящего;
Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.
Причины нарушений речи:
Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д., формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко. Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин. Это могут быть различные патологии в период внутриутробного развития (наиболее грубые дефекты речи возникают при воздействии неблагоприятных факторов на сроке от 4 недель до 4 месяцев беременности, токсикоз, несовместимость крови матери и ребёнка по резус-фактору, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, наследственные факторы и др. Поводом для волнений может стать родовая травма и асфиксия во время родов, патологическое течение родов, различные заболевания в первые годы жизни ребёнка (травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга, и т. д.). Не последнее место занимают неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности детей, нарушениям их эмоционально-волевой сферы и дефициту речевого общения.
Основные причины речевых нарушений –это:
замедленное психофизическое развитие;
отягощенная наследственность, травмы;
неправильное строение органов речевого аппарата;
невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте;
двуязычие в семье и др.
В рамках общеобразовательного детского сада мы, как правило, не сталкиваемся с тяжелой патологией речевого развития, связанной с расщелинами неба и верхней губы.Здесь мы сталкиваемся со следующими видами нарушений:
1. Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).
Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:
Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи
Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.
2. Фонетическое нарушение речи (дислалия) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточнаясформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Однако речь детей претерпевает в процессе развития ребенка изменения: так, в возрасте 3 лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма. В логопедической практике существует термин – возрастная дислалия. Поэтому, при знакомстве с медицинскими картами детей до 4 – 4,5 лет, вы встретите именно этот термин.
3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:
Замена звука на более простой по артикуляции
Нестабильное использование звука в речи
Искаженное произношение звука
У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.
Все эти дети получают помощь в рамках общеобразовательного детского сада.
4. Часто встречаются дети и с общим недоразвитием речи (ОНР, т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно строят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексико-грамматический строй речи. В эту группы попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.
5. Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи.
Как вести себя с заикающимся ребенком:
не стоит обращать особое внимание ребенка на речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на дефекте может привести к нежелательным последствиям;
ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым
объективно подчеркивайте достоинства своего ребенка;
поощряйте его общение с другими детьми;
не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;
обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.
Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.
Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.
Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.
Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.
Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.
Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.
Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.
Дефекты речи. Задержка речевого развития.
Что такое дефект речи?
Это хорошо различимые на слух звуки, их чёткое произношение, при котором слова и предложения выговариваются отчетливо и плавно и в одном языковом темпе. Дефектом речи будет отклонением от данной нормы.
Причины задержки речевого развития или дефекта речи.
В России в последнее время увеличилось число детей с дефектами речи ( задержка речевого развития ). Каждый пятый ребенок в нашей стране имеет нарушения в развитии речи.
К сожалению, врачи констатируют, что большинство детей имеет дефицит внимания со стороны взрослых, что приводит либо к неправильному формированию детской речи, либо к задержке, конечно, если это не вызвано травмами, либо патологиями.
Мы всегда заняты и у нас очень много дел, даже проводя время рядом с ребенком большинство из нас редко с ним говорят, а обычно просто присутствуют в комнате и включают малышу мультики. А ведь у кого ему учиться говорить, как не у родителей? Часто родители думают, что в садике ребенок разговориться среди других детей и от части они правы, но нашим детям свойственно копировать поведение и произношения других детей. Случаются ситуации, когда совершенно здоровый малыш начинает ходить в садик и у него возникает искажение речи, например, начинает шепелявить, либо коверкать слова, а все потому что его друг Васька, от рождения шепелявит и ему это кажется правильным и он начинает копировать произношение другого ребенка.
Важно! Старайтесь чаще разговаривать с ребенком! Он должен слышать от Вас грамотную речь и следить за тем как вы строите предложения!
Что такое задержка речевого развития?
Задержка речевого развития – патология при которой речевые возможности ребенка отстают по времени, либо качеству от нормы развития речи здорового ребенка. Проблемы с речью у ребенка могут проявляться по-разному и существует различная вариация заболеваний, таких как
Виды речевых дефектов:
Когда стоит беспокоится по поводу задержки речевого развития (ЗРР)?
Взрослые часто пытаются игнорировать проблему боясь даже подумать, что их ребенок, какой-то не такой, как другие дети или переложить свою ответственность на советы других людей, а ведь многим из них нет дела до Ваших проблем, а больше половины с ними и не сталкивались. Очень часто молодые родители слушают советы друзей — знакомых, которые на отмашку могут сказать: «Ничего страшного, ребенок сам заговорит, дайте ему время».
И когда время проходит, а ребенок продолжает с трудом говорить, эти советчики обычно растворяются в воздухе и оставляют Вас с Вашей проблемой один на один.
Ребенок должен начать говорить в 1,5 – 2 года отдельные слова и даже возможно пытаться строить предложения. Если к 3 годам ребенок не начнет строить фразы, а его словарный запас будет состоять из пары десятков слов, то в этом случае стоит уже бить тревогу и обращаться к грамотному специалисту, мы рекомендуем показать ребенка врачу остеопату и логопеду.
Частые ошибки родителей при задержки речевого развития:
Ждать до 3 лет или дольше надеясь, что проблема пройдет без лишних вмешательств со стороны врачей, далее, когда видят, что время идет, а проблема остается, они идут к педиатру, педиатр направляет их к неврологу, невролог берет под наблюдение и направляет к логопеду, а время идет…. И уже ребенку примерно 3,5 – 4 года, когда родители видят, что результатов особых нет в лечении и речевое развитие ребенка не прогрессирует, вот тут и происходит обращение к врачу остеопату уже на довольно запущенной стадии, ведь как мы понимаем, в раннем возрасте проще исправить задержки речевого развития, чем в более позднем. Остеопат в свою очередь снимает напряжения и разблокирует нервы, чтобы ребенок смог нормально начать говорить.
По нашим наблюдениям процент успешного лечения ЗРР это совокупность действия всех специалистов единовременно.
Что такое речевые проблемы? Чем может помочь остеопат?
Рождается ребенок и постепенно начинается развитие его двигательных навыков. Вот он перевернулся, пополз, сел. Все это происходит за счет постепенного развития отдельных участков головного мозга. Так же и с речью. Участок, отвечающий за развитие речи, находится на границе лобной и височной косточек. При нарушении подвижности этих костей, этот участок, испытывает дискомфорт, он сжат, он плохо развивается, как следствие ребенок отстает от своих сверстников в речевом развитии. Остеопат в этом случае, работая с этими косточками, восстанавливает хорошую подвижность и соответственно создает комфортные условия для развития речевых зон.
Логопеды в процессе своей работы часто применяют массаж, упражнения для формирования правильной речи у малышей, если от этого результат не достаточен, то скорее всего тут присутствуют проблемы остеопатические, связанные с затылочной костью. Проблемы так же могут быть следствием родовых повреждений, и травм полученных в быту. Это проблемы с 12 (подъязычным нервом) и 9 парами (языкоглоточным нервом), они отвечают за иннервацию структур таких как язык, глотка, гортань. Наш врач, используя уникальный набор остеопатических техник может освободить данные структуры, тем самым упростить и ускорить работу логопеда.
Упражнения на стимуляцию речевых навыков при задержки речевого развития у ребенка:
Все эти упражнения простые и, казалось бы, ничего сложного в них нет, но при постоянном воздействие и проработке в комплексе они оказывают колоссальное воздействие на центры головного мозга ответственные за двигательные и речевые навыки ребенка.
Профилактика задержки речевого развития
Мы рекомендуем в случае тяжелых родов или наличие травм у малыша, показать его врачу остеопату, чтобы избежать в дальнейшем проблем с развитием речи, для Вас это не займет много времени, а жизнь Вашему малышу в дальнейшем сделает более комфортной. Обычно хватает несколько сеансов для коррекции задержки речевого развития, а результат можно уже увидеть через 1,5 – 2 недели.
Истории болезни
Мальчик Костя 3 года – не мог составлять предложения. Глаголы отсутствовали. Наблюдалось небольшое заикание. Получалась бессвязная речь. Занятия с логопедом улучшали состояние речи Кости, но каких-то прорывов значительных родители не наблюдали. В конечном итоге, решено было Костю показать врачу- остеопату.
Результат: Костя за 2 месяца посещения остеопата, смог научиться говорить без запинок, строить предложения и догнал своих сверстников в речевом развитии. Дополнительно у Кости появилась концентрация внимания и была снижена психоэмоциональная напряженность. В данном случае успех был достигнут за счет совместного посещения остеопата и логопеда одновременно.
Сейчас Косте уже 4 года, и он не испытывает никаких проблем в общении со своими сверстниками. Проблемы с дефектами речевого развития остались в прошлом.
Мальчик Сережа 4,2 года — У Сережи была родовая травма и мальчик отставал в развитие от своих сверстников. К сожалению, в данном случае, родители и врачи, наблюдавшие Сережу, упустили много времени, прежде чем обратиться к врачу-остеопату. Сережа в свои 4,2 года не мог строить предложения, говорить четко слова, в основном у Сережи получалось больше мычать и показывать пальцем на те вещи, которые он хочет. Занятия с логопедом не приносили успехов, врачи просто оставляли ситуацию под наблюдением.
Результат: в связи с запущенным состоянием, Сережи, потребовалось больше времени, чтобы ребенок стал нормально говорить. Период его реабилитации проходил в течении 5-6 месяцев. Были все усилия направлены на восстановление речевых дефектов у Сережи. В данном случае, удалось добиться 95% восстановления речевых дефектов. Спустя полгода Сережа смог нормально общаться с родителями и сверстниками.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 131» город Ярославль
Основные виды речевых нарушений.
Каждый ребёнок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит без умолку. Другой предпочитает молчать, до трёх лет – таков его индивидуальный темп развития. Современные психологи выделяют два самых распространённых типа нормально развивающихся детей.
«Говоруны» отличаются повышенной активностью и интересом к окружающему миру. Они очень любят разговаривать, что-то рассказывать, задавать вопросы. Такие дети легко осваиваются в новой обстановке, знакомятся с новыми людьми, часто имеют задатки лидера.
Иногда «говоруны» начинают говорить намного раньше, чем другие дети. Самое главное для них – это слышать правильную речь, всё остальное они «сделают» сами.
«Молчуны» склонны к созерцательности. Для них важна спокойная надёжная обстановка, в которой они могут неторопливо «созревать». Любая перемена требует от них времени для адаптации. «Молчунам» очень важно, чтобы их понимали.
Они могут заговорить поздно, но практически сразу чисто. Постарайтесь внимательнее реагировать на все вопросы малыша, поддерживайте с ним контакт, чтобы при необходимости вовремя помочь. В противном случае «молчун» может замкнуться в себе.
Однако если ваш «молчун» не заговорил к 2-3 годам, немедленно обращайтесь к специалисту. Логопед поставит точный диагноз: общее недоразвитие речи, алалия, аутизм и т.д. Родителей чаще пугают эти непонятные для них слова. Что же они обозначают?
Дислалия.
Один из самых распространённых дефектов речи. Если у ребёнка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если его речь чёткая, несмазанная, но имеет дефектное произношение звуков такое нарушение речи называется дислалией
По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную.
К простым относятся нарушения, при которых дефектно произносятся один звук (например, р) или группа однородных по артикуляции (произношению) звуков (например, свистящие с, з, ц).
Если нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящих и шипящих ш, ж, ч, ц) – это сложная дислалия.
Дизартрия – нарушение произностильной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.
При дизартрии страдают практически все группы звуков, а не произношение отдельных звуков, как при дислалии. Речь у такого ребёнка характеризуется нечётки, смазанным звукопроизношением, также наблюдается нарушение голосообразования и изменения темпа речи, ритма и интонации. Тяжёлое нарушение речи и общей моторики задерживает психическое и эмоционально-волевое развитие ребёнка.
Выделяют так называемую стёртую форму дизартрии. Дети со стёртыми формами дизартрии не отличаются резко от сверстников. Дефекты произношения заметны, но их часто со сложной дислалией. Однако при исправлении их логопеды встречаются с большими трудностями.
Ринолалия – это нарушение тембра голоса (он приобретает носовой оттенок) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринолалия бывает открытая и закрытая. При открытой ринолалии струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при расщеплении твёрдого и мягкого нёба (так называемая в народе «волчья пасть»), травме ротовой и носовой полости, параличе мягкого нёба.
При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. Причиной её бывают разращения в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носового хода.
Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдают вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.
Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет.
Будьте внимательны! Не пропустите первые признаки заикания. Сразу же обращайтесь к специалисту, если ваш малыш:
Алалия – полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3 – 5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребёнка.
Существует два вида подобного нарушения: моторная алалия и сенсорная. При моторной алалии ребёнок понимает обращённую к нему речь, но не умеет её воспроизводить.
При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушении восприятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии – автоматического повторения чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребёнок повторяет сам вопрос.
Будьте внимательны! Немедленно обращайтесь к специалисту, если ваш малыш:
Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы. Такой диагноз ставится малышу, который вполне может и умеет говорить и тем не менее молчит.
Мутизм встречается общий, при котором от ребёнка нельзя добиться ни слова, и избирательный, когда малыш отказывается разговаривать в знак протеста в каком-нибудь определённом месте (например, в детском саду) или с определённым человеком.
Избирательный мутизм чаще всего проходит без лечения. Надо только понять, почему замолчал ребёнок. Лучшие средства – нежность и доброта. Конечно в каждом случае нужна консультация специалиста.
Детский аутизм – болезненное состояние психики, при котором ребёнок полностью уходит в свои переживания, отстраняясь от внешнего мира. У такого ребёнка отсутствуют элементарные бытовые навыки: он не умеет самостоятельно есть, умываться, одеваться и, конечно же, молчит.
Данное заболевание возникает преимущественно у мальчиков в возрасте 1,5 – 2 лет.
Будьте внимательны! У детей страдающих аутизмом есть несколько отличительных особенностей:
Общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстаёт от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита.
Выделяют три уровня ОНР у детей.
1-й уровень ОНР – характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь её элементов (так называемые «безречевые дети»).
Активный словарь таких детей состоит из небольшого числа звукоподражающих и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами: «ту-ту» – поезд, «ляля» – кукла. Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом ребёнок обозначает несколько понятий: «биби» – машина, самолёт, пароход, грузовик.
Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов и наоборот: «туй» (стул) – сидеть; «пать» (спать) – кровать.
Фразовая речь отсутствует. Деть используют однословные слова – предложения: «Дай» означает «Дай куклу» или что-либо другое.
Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможностью произношения многих звуков.
Слоговая структура сильно нарушена. В речи дети преобладают 1-2 –сложные слова. Сложная слоговая структура сокращается: «аба» – собака, «алет» – самолёт.
2-уровень ОНР – дети используют более развёрнутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено ещё очень резко. В материнстве этот уровень характеризуется как «начатки общеупотребительной речи».
В речи детей появляются довольное большое количество слов (существительных, глаголов, прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия, предлоги). Но используемые слова достаточно искажены («лябоко» – яблоко, «обуйчик» – огурчик).
Отличительной чертой является присутствие в речи детей двух, трёхсловной фразы («Кадас ледит аепка» – Карандаш лежит в коробке). Однако связи между словами предложения ещё грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве аграмматизмов.
Предлоги чаще всего опускаются, но иногда появляются простые и лепетные варианты («Ника ези а той» – Книга лежит на столе).
В речи детей нарушается согласование глагола и существительного («мачик сидят» – мальчик сидит, «иса безал» – лиса бежала), прилагательного с существительным («касный зезда» – красная звезда). Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют или искажаются. Словообразование на этой ступени речевого недоразвития отсутствуют.
Звукопроизношение грубо нарушено. Может страдать произношение и различение до 16 – 20 звуков.
Слоговая структура слов в речи детей так же нарушена. Трудности встречаются в словах, состоящих из двух – трёх и более слогов. Дети нарушают их последовательность, переставляют, опускают, добавляют слоги («вимедь» – медведь, «лисепед – велосипед»).
Рассказ по картинке или серии сюжетных картинок, который характеризует состояние связной речи, строится примитивно. Чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов.
3-й уровень ОНР – характеризуется развёрнутой разговорной фразой, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Имеющиеся нарушения речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. Порой только с помощью специальных тестов можно определить отклонение в речевом развитии ребёнка.
Такие дети пользуются в основном простыми предложениями, а так же некоторыми видами сложных. При этом структура их может нарушаться: отсутствие главных или второстепенных членов предложения («Папа забивает картину» – Папа прибивает гвоздь для картины).
Для этого уровня ОНР характерно значительно меньше количество ошибок, связанных с изменением слов по родам, числам, падежам, лицам и т.п. Но они всё же есть: неправильно употребляются формы множественного числа существительных («вёдры» – вёдра, «ухи» – уши), смешиваются падежные окончания существительных мужского и женского рода («лежит тапка»), неправильно согласуются существительные с прилагательными («красная солнце»), числительные с существительными («пять ёлки») и др.
По-прежнему недостаточно понимание и употребление сложных предметов, которые упрощаются: например, предлог из-за употребляется как из («из стола» вместо «из-за стола»). Словарных запас на первый взгляд кажется достаточным, но при обследовании может выясниться незнание таких частей тела, как локоть, веки, переносица; лексических значений слов «озеро», «ручей», «бретельки».
Нередки ошибки в словообразовании. Ребёнок неправильно образует уменьшительно-ласкательные формы существительных («стулик» – стульчик), относительные прилагательные («кожевый» – кожаный, «деевевая» – деревянная), притяжательные прилагательные («медведим хвост» – медвежий хвост), глаголы с приставками («зашивает пуговицу» – пришивает пуговицу).
Звуковая сторона речи детей существенно лучше по сравнению с предыдущими уровнями ОНР. Остаются лишь нарушения некоторых сложных звуков (например, р и л). Слоговая структура слова воспроизводится правильно, кроме сложного слогового состава: «аквария» – аквариум, «милицианер» – милиционер.
При пересказе (связанная речь) дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять содержание.
Страдают звуковой анализ и синтез. Ребёнок с трудом выделяет первый и последний звук в слове, подбирает картинки на заданный звук. Это впоследствии будет служить препятствием для овладения грамотой.