Что такое отчитка и почему на нее нельзя ходить

Отчитка (экзорцизм)

Если Бог за нас, то кто против нас?
Рим. 8:31

Отчи́тка (экзорци́зм) – особый моле­бен, во время кото­рого свя­щен­ник, име­ю­щий на это бла­го­сло­ве­ние архи­ерея и духов­ную силу, читает закли­на­тель­ные молитвы на изгна­ние из чело­века падших духов. В это время могут про­ис­хо­дить разные физи­че­ские явле­ния с бес­но­ва­тыми: крик, страш­ная ругань и хула на Бога, лаяние по-соба­чьи и другие нече­ло­ве­че­ские про­яв­ле­ния: судо­роги, паде­ние в обмо­рок и проч. А может вообще ничего види­мого не про­ис­хо­дить, что чаще и бывает.

В какой-то сте­пени мы все под­вер­жены воз­дей­ствию дья­вола, но сте­пень одер­жи­мо­сти у нас разная. Этот чин может быть совер­шён лишь в особых слу­чаях, когда злые духи пора­бо­тили волю чело­века, дей­ствуют через его тело, гово­рят его устами.

Этот чин должен совер­шаться опыт­ным свя­щен­ни­ком над одним чело­ве­ком, кото­рый явно одер­жим злым духом. Мас­со­вые «отчитки» появи­лись лишь в послед­нее время, как нару­ше­ние при­ня­того в Церкви порядка совер­ше­ния этого чина.

Для про­верки, явля­ется ли чело­век одер­жи­мым или пси­хи­че­ски нездо­ро­вым, перед ним ставят несколько ста­ка­нов с водой, в одном из кото­рых будет вода святая (есте­ственно, боль­ному об этом не гово­рят). Если чело­век дей­стви­тельно бес­но­ва­тый, он этот стакан почув­ствует и будет бояться его взять, как бы ни меняли ста­каны.

Отчитка может быть исполь­зо­вана в редких слу­чаях при явных симп­то­мах бес­но­ва­ния. Для того чтобы быть недо­ступ­ным дей­ствию каких-то злых сил, надо жить насто­я­щей хри­сти­ан­ской жизнью, регу­лярно испо­ве­до­ваться, при­ча­щаться Святых Хри­сто­вых Таин и ста­раться испол­нять запо­веди Божии.

В Еван­ге­лиях име­ется четыре подроб­ных опи­са­ния бесо­из­гна­ния Спа­си­те­лем: ( Мк.1:21-28; 5:1-20; 7:24-30; 9:14-29 ), весьма крат­кие сооб­ще­ния ( Мф.9:32-34; 12:22 ) ( Лк.11:14 ) и мно­же­ство упо­ми­на­ний и выска­зы­ва­ний о том, как Хри­стос справ­лялся с бесами ( Мк.1:32-34, 39; 3:7-12 ); ( Деян. 10:38 ).

При­ме­ча­тельны вос­по­ми­на­ния об извест­ном старце из Псково-Печер­ского мона­стыря, архи­манд­рите Адри­ане (Кир­са­нове), духов­ника Дон­ского мона­стыря иерос­хи­мо­наха Вален­тина (Гуре­вича):

“В своих бесе­дах неза­долго до смерти отец Адриан озву­чил уди­ви­тель­ную вещь. Он, про­смат­ри­вая свою жизнь, понял, что вся его дея­тель­ность по отчитке бес­но­ва­тых была напрасна. Ну, может быть, не совсем напрасна с точки зрения «уве­ре­ния совре­мен­ного Фомы», как это видно из случая с моим ново­про­све­щен­ным зна­ко­мым. Однако напрасна с точки зрения соб­ственно помощи самим бес­но­ва­тым.

— Не было, — гово­рил старец, — ни одного такого случая, чтобы я кому-нибудь на самом деле по-насто­я­щему помог. Потому что на место изгнан­ного беса потом при­хо­дили семь злей­ших духов ( Мф. 12: 45 ).

И эти люди снова появ­ля­лись на отчит­ках… А еще сокру­шался:

— Это же Гос­подь попус­кает бес­но­ва­ние как крест, а я, пусть и по любви, но эти кресты, полу­ча­ется, снимаю?

Когда при­хо­дится при­ча­щать бес­но­ва­тых, так им и гово­ришь:

— Это ваш крест. Все равно, как бес будет дей­ство­вать: сна­ружи или изнутри. Помните, что есть те, кто, донеся этот крест до конца, этой мукой и спа­са­ются.

Отец Адриан оста­вил нам это очень важное откро­ве­ние своих послед­них дней: сколько он сам пре­тер­пел мести от этих изгнан­ных им бесов, а эти люди не шли в Цер­ковь, не кая­лись по-насто­я­щему, не при­ча­ща­лись, и эта демо­ни­че­ская реаль­ность вновь погло­щала их.

Источник

Что такое отчитка, и как к ней относиться

В наши дни существует много споров по поводу отчитки. С одной стороны, часто можно услышать (особенно среди простого народа) рекомендацию пройти отчитку в связи с самыми разными проблемами: пьет человек, плохо учится, не хочет ходить в храм, заболел тяжелой болезнью, испытывает неудачи в личной жизни и т. д. – во всем узреваются происки демонов, от которых предлагают избавиться присутствием на отчитке. С другой стороны, можно услышать крайне критичное и скептичное отношение к этому чинопоследованию, которое воспринимается как абсолютно не нужное и инородное Церкви.

Что же представляет собой отчитка? Как к ней относиться? И кому следует на ней присутствовать?

Что такое отчитка и почему на нее нельзя ходить. Смотреть фото Что такое отчитка и почему на нее нельзя ходить. Смотреть картинку Что такое отчитка и почему на нее нельзя ходить. Картинка про Что такое отчитка и почему на нее нельзя ходить. Фото Что такое отчитка и почему на нее нельзя ходить

Отчитка – церковный чин, в котором произносятся особые заклинательные молитвы с целью изгнания из одержимого человека нечистой силы. Применяться этот чин должен в тех исключительных случаях, когда человек оказывается под тотальным воздействием вселившегося в него темного духа и уже не контролирует свои движения и поступки. Допустим, в Евангелии мы читаем о гадаринском бесноватом, который днем и ночью бился о камни, а когда его заковывали в цепи, то он разрывал узы и в беспамятстве носился по пустынным местам. Христос Своей благодатной силой в одно мгновение освободил несчастного от тяжких уз одержимости (см.: Мк. 5: 1–13; Лк. 8: 26–33). Эту-то силу изгонять темных духов Господь передал Своей Церкви.

Как видно из приведенных слов, даже язычники знали о существовании в среде христиан особых лиц, заклинавших одержимых именем Иисуса Христа и тем самым изгонявших из них нечистую силу. В первые века христианства это было одним из служений Церкви. Экзорцисты, то есть заклинатели нечистой силы, получали на то особое благословение епископа. Самочинно браться за это дело не положено, поскольку 26-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Не произведенным от епископов не должно заклинать ни в церквах, ни в домах».

Со временем сформировался особый чин, в котором собраны молитвы об изгнании демонов силой имени Иисуса Христа. В требнике он называется «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых», а в простонародье называется отчиткой. Это чинопоследование приносит реальные плоды. Вот история, случившаяся не так давно. Молодой человек Алексей по непонятным для близких причинам стал крайне агрессивен, к жене и маленькому ребенку теперь относился крайне нетерпимо, начал бить малыша, которому не было и года. Хотя до этого к христианству был вполне благосклонен, теперь всякое слово о вере Алексей встречал крайне враждебно. Родные были очень расстроены столь резкой переменой. Один его родственник поддерживал отношения с насельниками Свято-Троицкой Сергиевой лавры, неоднократно беседовал с монахами о случившемся, и было решено пригласить страждущего на отчитку. Когда его привезли, Алексей даже не захотел выйти из автомобиля, реагируя на каждое слово удивительной агрессией. В другой раз родные пошли на хитрость – предложили вместе посетить какое-то мероприятие, проходившее в музее лавры; машину на этот раз по особой договоренности пустили внутрь обители. Мама страждущего пошла в храм, где проходит отчитка, заказала поминание с именем сына, а Алексею после мероприятия в музее предложили зайти за мамой. Когда они прошли в сам храм, Алексея удалось протиснуть вперед, откуда выйти в связи с самой давкой было уже затруднительно. После невольного участия в молебном пении страждущий испытывал сильную слабость, а через несколько дней это был уже другой человек – от прежней агрессии не осталось и следа, он даже перестал курить и пить, к жене и ребенку стал внимателен и ласков, к Церкви теперь относился благоговейно.

Очевидно, что в данном случае церковное чинопоследование с усиленной молитвой близких помогло страждущему человеку избавиться от реальной одержимости. Кстати, подобным же образом некоторые экстрасенсы, заинтересовавшись феноменом отчитки и решив испытать его на себе, благополучно расстались со своими «чудесными» способностями – для кого-то отчитка послужила первым шагом к жизни в Церкви.

Вместе с тем стоит сказать несколько слов о часто неправильном, почти магическом отношении к отчитке. В наши дни нередко встречается нездорово повышенный интерес к этому чину. Едут сами и везут с собой родных и близких все, кто хоть в чем-то узрел себя и их подверженными злой силе, порче или сглазу. Одна знакомая пожилая женщина все выспрашивала, как бы отвести на отчитку сына, которому перевалило за двадцать, а на вопрос о причине объяснила, что он не хочет учиться, пьет пиво, игнорирует храм и раздражается, когда мать предлагает ему выпить святой воды. Но ведь все указанные симптомы могут выражать личную бездуховность человека, которому в свое время не привили веру, а сам он не испытывает к тому интереса. Понятно раздражение неверующего, когда ему навязывают выпить святой воды или пойти в храм – это далеко не всегда можно отождествлять с беснованием.

Некоторые, по совету других, отчитываются «на всякий случай», по принципу «кто его знает, может, на меня кто-то порчу навел, а отчитка сразу поможет». И стар и млад торопятся снять с себя все наветы и сглазы простым и нехитрым способом – присутствием на отчитке. Здесь мы встречаем удивительную ситуацию – человек вроде бы хочет избежать оккультного на себя воздействия, а сам поступает по магическим принципам – надеется на сам по себе ритуал безотносительно к личному духовно-нравственному исправлению. Иной раз случается и такое, что какой-нибудь тщедушный колдун направляет обратившегося к нему пациента к батюшке, занимающемуся отчиткой: «Он посильнее меня». Повторим, что и к самой отчитке часто относятся как к некоему магическому действию, которое должно само по себе помочь несчастному.

Понятно, что невозможно одной отчиткой решить вопрос воцерковления родственника или знакомого, тем самым вложить в него навык к учебе или заставить более серьезно относиться к жизни, поскольку нельзя никаким чином изменить личность без ее добровольного на то согласия и усилия. Если это реальная одержимость, то по вере родных и близких возможен эффект. Но если это свободно избранная, личная позиция человека, то сам по себе чин не поможет. Прочитали над таким человеком молитвы, окропили святой водой, осенили крестом, а он внутри остается прежним, потому что изменяться не хочет.

Более того, во многих ситуациях даже при очевидной одержимости требуется не отчитка, а нечто другое. Всякое демонское наваждение имеет свою причину, которую и нужно устранять. Апостолам, не сумевшим изгнать демона из одержимого юноши, Спаситель сказал: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Это значит, что победа над злыми духами возможна лишь при аскетической жизни, благодаря которой христианин освобождается от страстей и получает от Бога благодатную помощь. Эта победа осуществляется только при решительном исправлении своей жизни. Вспомним, что Господь исцеленного Им человека напутствовал заповедью: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14).

Святые люди, например праведный Иоанн Кронштадтский, изгоняли темную силу самыми краткими молитвенными фразами, без специального чина. Это значит, что не столько формально исполненное правило, сколько жизнь по заповедям Божиим, в приобщении Его благодати, страшна темным духам. И потому сама отчитка для тех, кто действительно страждет от нечистых духов, есть лишь вспомогательное средство, своего рода дополнительное условие, которое помогает при полной внутренней решимости жить в согласии с Богом.

Людей пугает беснование, видимая беспомощность человека, оказавшегося во власти нечистой силы. Однако мало кто обращает внимание на внутреннюю подчиненность диаволу, к которой мы обыкновенно скатываемся, принимая вражьи помыслы и исполняя его злую волю.

Преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих слов констатировал печальный факт: люди сначала потеряли образ Божий (в своих делах и жизни), а теперь теряют образ человеческий и становятся по образу диавола. В этом смысле нечистый дух может навеки завладеть человеком и легко совершает это, если человек не противится внутренним приражениям невидимого врага. Обыкновенно это происходит незаметно для внешнего наблюдателя, без шокирующих взор проявлений беснования. Так, об Иуде-предателе мы читаем: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати» (Лк. 22: 3), – и бывший апостол направился предавать Христа. Напрасно думать, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Но как это можно последовательно проследить по Евангелию от Иоанна, Иуда допускает к себе диавола своей страстью сребролюбия (см.: Ин. 12: 6), затем диавол полнее овладевает его сердцем (см.: Ин. 13: 2) и, наконец, решительно вселяется в него, делая его прямым исполнителем своей воли (см.: Ин. 13: 27). Такое бедственное положение было приуготовлено ненасытными страстями, в частности сребролюбием и нераскаянностью.

Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым духам. Неконтролируемые вспышки гнева, самомнение с презрением к ближним, сквернословие, доходящее до внутренней потребности в матерных словах, пристрастие к соблазнительным изображениям – это и многое другое есть подчинение души темным силам.

Собственно, душа каждого человека есть вместилище, которое не терпит пустоты. Если ты не созидаешь в себе храм Божий, то станешь обиталищем темных сил. У нас нет иного выбора – либо устроять в своем сердце алтарь Богу, либо оно превратится в мерзость запустения. И потому от духовной активности человека напрямую зависит как устойчивость его души в мире земном, так и благополучие его в мире вечном.

Источник

Отчитка бесноватых?

Что такое отчитка и почему на нее нельзя ходить. Смотреть фото Что такое отчитка и почему на нее нельзя ходить. Смотреть картинку Что такое отчитка и почему на нее нельзя ходить. Картинка про Что такое отчитка и почему на нее нельзя ходить. Фото Что такое отчитка и почему на нее нельзя ходить

Отчитка бесноватых — как её проводят? Кто её проводит? Кто такие — бесноватые люди? Обо всём это расскажет протоиерей Дионисий Свечников.

Что такое отчитка?

Как часто приходится сейчас слышать от разных людей один и тот же вопрос – где нам найти священника, который проведет обряд экзорцизма, отчитает бесноватого? Невольно вздрагиваешь в этот момент – неужели стоящий перед тобой человек одержим нечистым духом, или его близкий одержим бесами? Неприятно, но за несколько лет священнической практики приходилось видеть и слышать разное, уже не говоря о том, что читать об одержимых приходится каждый раз в Евангелии. Да и всегда тяжело слышать о чужом горе. Вот и думаю, что стоит немного поразмышлять на тему так называемой отчитки.

Что такое отчитка и почему на нее нельзя ходить. Смотреть фото Что такое отчитка и почему на нее нельзя ходить. Смотреть картинку Что такое отчитка и почему на нее нельзя ходить. Картинка про Что такое отчитка и почему на нее нельзя ходить. Фото Что такое отчитка и почему на нее нельзя ходить

Священник Дионисий Свечников

Все мы в той или иной степени подвержены страстям, кто-то ими просто одержим. Источником страсти является лукавый, а человек добровольно принимает его вместе со страстью в свое сердце, понемногу становясь при этом рабом своей страсти. Лукавый действует на человека извне, пытаясь как можно сильнее ввести в тот или иной грех, приручить его к нему. Большинство людей вполне способны, с помощью Божией, и приложив некоторое количество усилий, победить страсть и отвергнуть искушения лукавого (хотя многие люди так и остаются подверженными той или иной страсти всю жизнь). Для этого нужно свободное волеизволение, движение сердца, стремящегося к Богу и отвергающего сатану с его соблазнами. Вспоминаются слова из Евангелия, сказанные Спасителем искушающему Его дьяволу: «отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 10). Добро было бы каждому из нас, вооружившись этими словами, воспротивиться лукавому, готовому в любой момент поставить нам подножку на пути к Богу!

А что делать, когда человек настолько погряз в страсти, и ум его настолько помрачен грехом, что уже не способен адекватно оценивать происходящее? Ему трудно разобраться в самом себе, а, тем более, приложить усилие для того, чтобы скинуть с себя оковы страсти. Причина такого состояния – длительное добровольное подчинение греху, согласие с ним. Грех как снежный ком, который катится с горы и превращается в огромную лавину, которую уже ничто не может остановить на пути. Одержимость грехом – тяжкое духовное заболевание, которое все же подается лечению при условии, что человек все-таки обращается к Богу. Даже алкоголики и наркоманы в моменты отрезвления вполне способны встать на путь покаяния и отказа от греха. Хотя и дается это им очень непросто. За таких людей нужно усиленно молиться, а им самим нужно постоянно прибегать к спасительным Таинствам Церкви, чтобы, получая через них Божественную благодать, получить и исцеление.

Описанное выше состояние можно определить как пограничное с состоянием одержимости падшими духами. Стоит человеку отступить от противления дьяволу и полностью отдать себя греху, и тогда падшие духи уже не извне будут действовать на человека, а войдут в него и он станет жилищем бесов. А вот когда воля человека полностью будет подчинена бесам, и он уже не сможет контролировать себя. Примером такого состояния можно послужить евангельское повествование о гадаринском бесноватом: «когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (Мк. 5, 2-5).

Людям, одержимым нечистыми духами необходимо нечто внешнее, что избавит их от одержимости и подтолкнет на путь покаяния и духовного исправления. В случае с гадаринским бесноватым это был Сам Спаситель. Многие таким фактором видят отчитку – особое молитвенное последование, во время которого священник читает заклинательные молитвы на изгнание из человека бесов.

Однозначного мнения в Церкви относительно отчитки нет

Кто-то считает ее «лекарством от всех болезней», кто-то не вообще воспринимает ее в том виде, как она практикуется сейчас. Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие – одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь. Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами.

Отчитка – это толчок, который может придать человеку сил для его личного свободного волеизволения, направленного на отказ от греха и возвращение к Богу. Поэтому, оказав человеку молитвенную помощь, нужно научить его жить согласно заповедям Божьим и соблюдать все, чему учит Церковь Христова. Тогда человек сможет полностью избавиться от одержимости. В противном случае может получиться так, как описал Спаситель: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 43-45).

К сожалению, сейчас бытует иная практика. Собирают бесноватых на массовые отчитки, в лучшем случае священник говорит проповедь перед началом молебна. Ни о какой дальнейшей духовной работе с одержимыми и речи не идет. Многие издалека едут на отчитки. Как они будут поведут себя после, станут ли жить по-Божески, чтобы вновь не стать одержимыми, или нет? Вряд ли об этом знает священник, ведущий массовую отчитку. На мой взгляд, массовые отчитки не просто недопустимы, они опасны для тех, кто на них приезжает. Господь не проводил «массовых сеансов» исцеления бесноватых, все случаи, описанные в Евангелии сугубо индивидуальны. Неужели современные священники забыли об этом?

Экзорцист

В Древней Церкви был особый церковный чин – экзорцист.

Что такое отчитка и почему на нее нельзя ходить. Смотреть фото Что такое отчитка и почему на нее нельзя ходить. Смотреть картинку Что такое отчитка и почему на нее нельзя ходить. Картинка про Что такое отчитка и почему на нее нельзя ходить. Фото Что такое отчитка и почему на нее нельзя ходить

Экзорцисты поставлялись епископами, также как диакона и священники. Но уже в третьем веке каноны запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем». Бесноватых стали исцелять святые, стяжавшие благодать Святого Духа.

Специальный чин отчитки в требнике митрополита Петра Могилы, которым пользуются современные экзорцисты, имеет католическое происхождение, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. «Ни один из русских святых никогда не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления» — пишет проф. Осипов. И он совершенно прав, потому как «сей род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17, 21), т.е. жизнью подвижнической, святой, в которой Господь дарует благодать для исцеления бесноватых. Чего не сказать о многих современных экзорцистах, которые даже не имеют благословения епископа на проведение отчиток, что идет в разрез со священными канонами Православной Церкви: «Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах…» (26 правило Лаодикийского собора). О каком стяжании Святого Духа можно говорить, когда священники не имеют обычного смирения и послушания Матери-Церкви? Вот и ездят к ним толпами бесноватые по 5, 10, 15 раз, не получая исцеления. Да еще и не факт, что большая часть из них действительно является бесноватыми, которые уже не могут контролировать свою волю.

Есть еще одно ужасное заблуждение среди почитателей отчитки. Они ставят отчитку выше Таинств Церкви. Порой приходится слышать следующее: «Вот, исповедуюсь, причащаюсь, пощусь, молюсь и ничего не помогает, нужно ехать на отчитку». Какое заблуждение! Никакого беснования, т.е. настоящей одержимости злыми духами, у этого человека на самом деле нет. Если человек смог сам исповедоваться, причаститься, постоянно молится и постится, то лукавый давно отошел бы от него, т.к. он не терпит всего этого. Скорее всего, человек одержим сильно развитой страстью, с которой не хочет расстаться, может быть, есть нераскаянный грех, который помрачил разум, и даже может быть, что у него психическое заболевание, но никак не беснование. Но едет такой человек на отчитку и возвращается ни с чем, а порой даже в еще худшем духовном состоянии, когда уже не так далеко до настоящей одержимости.

Еще одно пагубное действие массовых отчиток – их доступность. Кто попало может записаться на отчитку, зайти в храм и постоять на молебне. Не секрет, что такой «духовный аттракцион» весьма популярен среди паломнических служб, которые возят на отчитку как на экскурсию, заодно предлагая поучаствовать в ней ради проверки наличия беснования в паломниках. Эдакий индикатор бесов, лакмусовая бумажка. А многие ведь идут на это, участвуя в отчитках ради праздного любопытства. И каков бывает ужас этих людей, когда они вдруг начинают плохо себя чувствовать во время отчитки. Все, человек начинает считать себя бесноватым! И начинаются жуткие мытарства этого несчастного, который стал жертвой нечестивой рекламы и недобросовестности экскурсовода. И ведь невдомек бедняге, что совершенно здоровому человеку может стать неприятно и даже плохо, когда вся окружающая атмосфера во время отчитки давит на него, или еще чего хуже – кто-то рядом начинает мычать, рычать, изрыгать проклятия и хулу.

Частенько отчитки записывают на видео, распространяются аудиозаписи, а некоторые экзорцисты даже умудряются брать у бесов интервью. Какое-то сумасшествие! Господь запрещал бесам говорить, святые следовали его примеру, а тут какой-нибудь молоденький иеромонах устраивает ток-шоу «Пусть говорят». Смотреть и слушать подобные записи – прямой путь самому подвергнуться нападкам лукавого. Ведь он видит интерес, проявленный человеком и не замедлит подогреть его чем-нибудь покруче.

Думается, что если отчитка и имеет право на существование в условиях современного мира, то она должна быть сугубо индивидуальной для каждого человека с последующей индивидуальной духовной работой над исправлением жизни человека, приведшей к одержимости. Священник должен обязательно иметь благословение архиерея и, самое главное, должен иметь высокий духовный уровень и опыт, весьма приближенный к святости, иначе он сам может быть посрамлен лукавым за свое дерзновение, и не принесет пользы одержимому.

Читайте также

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Про отчитки: целесообразно или опасно?

о. Игорь Савва «О целесообразности и опасности отчиток»

«…некоторые из… заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует… Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян.19:13-16).

Говорить о так называемых «отчитках» непросто. Как только затронешь эту тему, сразу слышишь в ответ: «Вы что, не верите в бесноватость и в изгнание бесов?!» Конечно верим, вместе со всей Церковью. Св. Иоанн Кронштадтский, например, говорил что «упорное неверие в злых духов есть настоящее беснование. » [1]. Он же, как говорят, сам исцелял бесноватых… вот только никогда не «отчитывал».

Мы, православные христиане, верим в существование бесноватости и в то, что Господь действительно дал Своим ученикам «власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их. » (Мф.10:1), мы же читаем Евангелие на каждой службе. Но, стоит побывать на настоящей «отчитке», увидеть поведение людей во время заклинательных молитв, услышать слухи и басни, распространяемые в таких приходах, и невольно усомнишься: действительно ли это, то самое изгнание бесов, которое описано в Евангелии, или мы имеем дело с каким-то другим явлением?

Существует только один способ разрешить этот вопрос: сопоставить то, что мы знаем о бесноватости и изгнании бесов из Евангелия и Предания Церкви и то, что видим на молебнах об избавления от нечистых духов.

Среди посещающих «отчитки» часто можно услышать такой рассказ: обычный верующий ходил в церковь, молился. Вдруг поехал в святые места, прикоснулся к мощам или пришел на «отчитку» и в нем заговорил бес. Что означает этот рассказ? Человек, соприкасаясь со святыней, а значит с Благодатью Божией, начинает проявлять признаки бесноватости. Выходит что или человек, соприкоснувшись с Благодатью, стал бесноватым, или его одержимость была скрытой, невидимой ни для других ни для него самого и вдруг стала явной. Но ведь, ни то ни другое объяснение не соответствует смыслу той бесноватости, которую мы встречаем в Писании. В Евангелии бесноватые, встречая Бога, исцеляются. В «благочестивых» апокрифах, верующие люди, соприкасаясь со святыней, становятся бесноватыми.

Следующее несоответствие: В Евангелии от Матфея описан такой случай: некий человек привел к Господу своего бесноватого сына, которого не смогли исцелить Его ученики. Спаситель изгнал беса. На вопрос учеников: «Почему мы не могли изгнать его», Господь ответил: «По неверию вашему. » (Мф.17:19-20). Если в ответ на повеление выйти, бес не выходит, в Евангелии это воспринимается как поражение: значит, заклинатель по причине маловерия не имеет власти над бесами. На «отчитках» все кричат и падают. Заклинателя, проводящего такие «отчитки», очень почитают, но изгнание бесов на таких молебнах является скорее редчайшим исключением, чем правилом, если вообще когда-нибудь встречается (автору этих строк, например, такого исцеления не довелось видеть никогда!). На такие молебны всегда приходят одни и те же люди, и никто не задается простым вопросом: Почему заклинатель не смог изгнать бесов?

И еще один вопрос. Отчего бесы кричат на «отчитках», если одержимого они все равно не оставляют? Раз заклинатель никого не изгнал, значит, не имеет власти повелевать им, зачем же кричать и корчиться? И на этот вопрос мы найдем ответ у св. отцов. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим. и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими» [3].

Следующая странность. Св. Иоанн Златоуст пишет о проявлении власти Спасителя так: «Христос не простирал жезла, подобно, Моисею, не воздевал рук к небу, не имел нужды в молитве; но, как Господь повелевающий рабу и Творец твари, единым словом и повелением Он укротил и усмирил море. » [4]. Ученики Христовы изгоняли бесов в силу этой Его власти над демонами, а не благодаря каким-то своим заслугам, трудам или особым тайным знаниям. Поэтому Климент Римский в послании «О Девстве» предписывает заклинателям изгонять бесов «. не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания». Православные святые во все времена изгоняли бесов, повелевая им, а не используя какие-то особенные заклинания и обряды.

В качестве таких особенно благодатных молитв используется чинопоследование из требника, составленного Петром Могилой. Мало кто знает, что митрополит Петр включил в свой требник некоторые католические последования, используемые в его время в богослужебной практике. В частности, чин изгнания бесов является точным переводом Римского Ритуала (Rituale Romanum), руководства для католических священников по совершению обряда экзорцизма (изгнания дьявола). Ритуал впервые составлен в 1614 году по указанию Римского папы Павла V [5]. Наверное, в связи с использованием таких, не свойственных Православию чинопоследований, требник и не получил повсеместного распространения и признания в Православной Церкви [6], зато стал почитаемым суеверным народом.

Говоря о чине изгнания бесов из требника Петра Могилы, нужно помнить, что он порожден той же духовной традицией, которая незадолго до этого родила «Молот ведьм». Поэтому странно слышать, как православные приписывают этому католическому чину «особую благодать».

Но даже если забыть об охоте на ведьм, и представить себе, что католический ритуал экзорцизма основан на твердом Евангельском основании, открыв само чинопоследование, мы убедимся, что современные «отчитки» в некоторых принципиальных моментах не соответствуют и ему. Например, чин изгнания бесов предполагает индивидуальную молитву над бесноватым, о массовых «отчитках» в чинопоследовании вообще нет речи.

В требнике Петра Могилы ясно указано, что заклинатель не должен интересоваться у бесов вещами будущими и таинственными, но должен приказать им молчать: «Заклинатель да не упразднится многоглаголаньем или избыточными любопытными вопрошениими, изряднее же о будущих и сокровенных вещах взыскуя, яже чинове его не преслушают: но да повелит нечистому духови молчати. «. На самом деле, на «отчитках» происходит нечто противоположное. Священник спрашивает бесноватых, судит прихожан на основании их ответов. Бесовские слова печатают в православных газетах, в популярных книгах под рубрикой «Бесы говорят». Эти бесовские откровения, вносят путаницу и смятение в умы слушающих и читающих.

Доверие к словам бесов приводит к тому, что окружающие видят в одержимых не несчастных, потерявших свое лицо, лишенных веры людей, а чуть ли не прорицателей, имеющих доступ к таинственному источнику знаний. И такое заблуждение не ново. В Деяниях апостолов описана некая «служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим» (Деян. 16:16), так что ее хозяева сильно обозлились на апостола Павла, за то, что он изгнал из нее беса. Кстати прорицала она истину об апостолах, но и это был недостаточный повод для того, чтобы христиане ее слушали.

И еще одно, гораздо более важное предписание требника Петра Могилы, никогда не исполняемое на «отчитках». Прежде чем молиться об изгнании бесов, заклинатель обязан проверить, действительно ли человек бесноватый, а не «иным недугом» больной. Для того чтобы такая проверка не была субъективной, в чинопоследовании требника приводятся определенные признаки. «Признаки бесноватого таковы: говорящего на неизвестном языке понимает или сам разговаривает, рассказывает о происходящих далеко или никому неизвестных событиях, имеет силу большую, чем по возрасту и по комплекции ему положена и другие признаки» [8]. Церковь свидетельствует: «Святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием. В соответствии с этим различением представляется. неоправданным сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов. » [9]. Об этом приходится говорить особо потому что, по меткому выражению известного исследователя русского языка и народных суеверий, Владимира Даля, «простолюдин всякое необыкновенное для него явление над человеком, как например, падучую болезнь, пляску св. Вита, параличи разных родов, косноязычие, дрожание членов, малоумие, немоту и пр., называет порчей или изуроченьем. Не зная причины таких припадков, не постигая их и отыскивая, по природному побуждению, ключ к загадке, народ все это приписывает влиянию злых духов или злых людей». Чинопоследование требника Петра Могилы строго требует различить признаки бесноватости, потому что бессмысленным и вредным делом будет изгнание бесов из человека, который не от бесов страдает, а требует медицинской помощи.

На самом деле, на «отчитках» никогда (!) не приходилось встречать, чтобы заклинатель хотя бы познакомился с теми людьми, которые пришли на молебен, а уж тем более искал в них признаки, указанные в требнике Петра Могилы.

Кроме больных физическими и нервно-психическими заболеваниями, не связанными с бесноватостью, на «отчитках» часто можно встретить просто симулянтов. Казалось бы, верующий побоится притвориться бесноватым. Есть вещи, которыми не шутят. Но эта симуляция носит характер не совсем осознанный, механизм ее точно уловил и сформулировал Владимир Даль: «Болезнь эта передается от одной бабы к другим, потому что им завидно смотреть на подобострастное участие и сожаление народа, окружающее кликушу, и нередко снабжающих ее из сострадания деньгами. Покуда на селе только одна кликуша, можно смолчать, потому что это бывает баба с падучей болезнью, но как скоро появится другая и третья, то необходимо собрать их всех вместе в субботу перед праздником и высечь розгами. Двукратный опыт убедил меня в отличном действии этого средства: как рукой снимет»

В наших размышлениях речь идет не о вере в бесов и бесноватость. И бесы существуют и бесноватость, к сожалению, возможна. Но, происходящее на так называемых «отчитках», как мы видим, основано не на евангельском понимании одержимости, а на суеверных народных представлениях о колдовстве и порче. Лучшим окончанием этих размышлений будут слова свт. Игнатия (Брянчанинова): «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждым из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой. » [10].
_____________

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *