Что такое ощущение в философии
ОЩУЩЕНИЕ
Полезное
Смотреть что такое «ОЩУЩЕНИЕ» в других словарях:
ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. В рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим … Большая психологическая энциклопедия
Ощущение — Ощущение ♦ Sensation Элементарное восприятие или элемент возможного восприятия. Ощущение имеет место, когда какое либо физиологическое изменение, чаще всего внешнего порядка, возбуждает один из наших органов чувств. Например, воздействие… … Философский словарь Спонвиля
ощущение — См … Словарь синонимов
ОЩУЩЕНИЕ — ОЩУЩЕНИЕ, ощущения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. ощутить ощущать. 2. Состояние сознания, восприятие, вызываемое раздражением органов чувств (псих., физиол.). «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира…» Ленин.… … Толковый словарь Ушакова
ОЩУЩЕНИЕ — ОЩУЩЕНИЕ, состояние сознания, вызываемое раздражением органов чувств, связанных центростремительными проводящими путями с высшими этажами центральной нервной системы корковыми центрами. Так. образом ощущение как свойство сложного, по преимуществу … Большая медицинская энциклопедия
ОЩУЩЕНИЕ — отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная… … Большой Энциклопедический словарь
Ощущение — построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и… … Психологический словарь
ОЩУЩЕНИЕ — простейший аналитико синтетический акт сенсорного познания. О. возникает в результате воздействия на органы чувств вещей или явлений объективного мира и состоит в отражении отдельных свойств этих вещей и явлений. Анатомо физиологической основой О … Новейший философский словарь
ОЩУЩЕНИЕ — ОЩУЩЕНИЕ, я, ср. 1. Непосредственное чувственное восприятие свойств объективной реальности, возникающее в результате их воздействия на органы чувств и нервные центры. Осязательные, зрительные, слуховые, обонятельные ощущения. 2. Переживание,… … Толковый словарь Ожегова
ОЩУЩЕНИЕ — англ. sensation/ feeling; нем. Empfindung. 1. Отражение в сознании отдельных сторон действительности, возникающее в результате непосредственного воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. 2. Псих, процесс … Энциклопедия социологии
Ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира в результате их воздействия на органы чувств. Наши ощущения суть образы внешнего мира. Являясь простейшей первоначальной формой отражения материального мира в нашем сознании, ощущения дают материал для более сложных форм отражения действительности в сознании человека: для восприятия (см.), представления (см.), для различных форм мысли ( понятие см., суждение — см., умозаключение — см.).
Поэтому ощущения являются источником всех знаний об окружающей нас материальной действительности. «Иначе, как через ощущения, мы пи- о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем». Материальные предметы и явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают возбуждение нервной ткани, когда же это возбуждение передаётся в кору больших полушарий головного мозга по центростремительным нервам, возникает ощущение. Весь этот анатомо-физиологический аппарат, необходимый для возникновения ощущения, И. П. Павлов (см.) назвал анализатором. Отсюда следует, что процесс возникновения ощущения представляет собой не что иное, как превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания, и что этот процесс неразрывно связан с центральной нервной системой.
Ощущения у животных организмов появились лишь на известной ступени их развития. Чем более высокую организацию имеет животное, чем сложнее его нервная система и его поведение, тем более многообразны и совершенны его ощущения. Развитие ощущений у человека обусловлено его практикой, усложнением его трудовой, общественно-производственной деятельности.
Ощущения человека неразрывно связаны с мышлением (см.), как с формой обобщённого и опосредствованного познания действительности, и потому они всегда носят осознанный характер. Все ощущения можно подразделить на две группы:
1. Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений материального мира. К ним относятся: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные. Органы этих ощущений расположены на поверхности нашего тела или близко от неё.
2. Ощущения, отражающие движения отдельных частей нашего тела и состояние наших внутренних органов. К ним относятся: двигательные ощущения, ощущения равновесия и органические ощущения. Органы этих ощущений расположены в глубине тканей или на поверхности внутренних органов. Махисты, позитивисты и прочие субъективные идеалисты утверждают, что ощущение отгораживает познающий субъект от окружающего его мира. Они заявляют, что ощущения человека не являются отражением свойств предметов и явлений материальной действительности и являются лишь знаками, иероглифами, не имеющими сходства со свойствами предметов и явлений.
Согласно такой ненаучной точке зрения человек не может выйти за пределы своих собственных ощущений и познать свойства вещей и явлений, которые существуют вне и независимо от него. В. И. Ленин в произведении « Материализм и эмпириокритицизм» (см.) разоблачил софизмы и выверты субъективных идеалистов по всей линии гносеологических вопросов, в том числе и по вопросу об ощущениях. «Софизм идеалистической философии,— писал Ленин,— состоит в том, что ощущение принимается не за связь сознания с внешним миром, а за перегородку, стену, отделяющую сознание от внешнего мира,— не за образ соответствующего ощущению внешнего явления, а за «единственно сущее». В. И. Ленин показал, что практика человека, являющаяся критерием истины наших знаний, опровергает все измышления субъективных идеалистов по вопросу об ощущениях.
Что такое ощущение в философии
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ – элементарное содержание, лежащее в основе чувственного знания внешнего мира, «кирпичик» для построения восприятия и иных форм чувственности. В качестве примеров данного явления обычно приводят ощущения цвета, звука, твердого, кислого и т.д. Ощущения истолковывались как относящиеся не к предмету в целом, а лишь к его отдельным свойствам, «качествам». В истории философии и психологии ощущения были разделены на относящиеся к свойствам предметов внешнего человеку мира и относящиеся к конкретным состояниям самого тела человека (последние сигнализируют о движениях и относительном положении разных частей тела и о работе внутренних органов). Вместе с тем ощущения, относящиеся к внешнему миру, делятся по их модальности на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые.
Ощущения были четко выделены в качестве исходной единицы анализа познавательных процессов в философии эмпиризма и сенсуализма 17–18 вв. (до этого, напр. в античной философии, не существовало резкого разделения ощущения и восприятия). Термин «ощущения» возник позднее их четкого выделения: первоначально философы-эмпирики именовали их то «чувственными идеями», то «простыми идеями», то «впечатлениями» и т.д. Основания, которые были использованы для выделения ощущений, могут быть классифицированы следующим образом.
1) Восприятие как знание целостных предметов и ситуаций предполагает участие ума. Но любые операции ума, в т.ч. и относящиеся к созданию восприятия, предполагают материал, над которым ум оперирует. Таким исходным материалом являются ощущения (Кант, который противостоял эмпиризму вообще и сенсуализму в частности, тем не менее допускал наличие ощущений как исходного материала для деятельности априорных форм чувственности и рассудка, организующих опыт). Поэтому данность, непосредственность являются специфическими характеристиками ощущений. При этом имеется в виду осознаваемая данность. Эта данность может пониматься либо как результат прямого причинного воздействия объективных свойств предметов внешнего мира (Д.Локк, Э.Кондильяк, Б.Рассел), либо просто как факт сознания безотносительно к его причине (Д.Беркли, Д.Юм, Э.Мах).
2) Именно потому, что восприятие предполагает определенную активность ума, оно может вводить в заблуждение, быть иллюзорным. Однако исходный материл для построения восприятия не может сам по себе вести к заблуждению. Я могу ошибочно воспринять прямой карандаш, опущенный в стакан с водой, как сломанный, однако сами элементарные ощущения, из которых складывается мое восприятие, не могут быть ошибочными. Я могу ошибиться, восприняв холодную воду горячей рукой как теплую, однако тепловые ощущения не могут меня обманывать относительно самих себя. «На самом деле не бывает иллюзий чувств, бывают только ошибки в истолковании данных как знаков вещей, иных, чем они сами» (Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957, с. 200). Поэтому абсолютная несомненность, неоспоримость является также отличительной характеристикой ощущений.
3) Научное познание (в частности, классическая механика 17–18 вв.) рассматривает сложные образования как результат взаимодействия элементарных составляющих. Таким неразложимым далее элементом всех психических процессов вообще и познавательных процессов в частности в ряде направлений философии и психологии считались ощущения. Поэтому ощущения понимались как атомарные единицы опыта.
Сформировавшаяся в кон. 19 в. экспериментальная психология (и прежде всего такой ее раздел, как психофизика) сделала ощущения предметом научного исследования. Изучалась зависимость ощущений от действия внешних раздражителей (стимулов). В этой связи были выявлены т.н. пороги чувствительности, характер зависимости ощущений от интенсивности раздражителя (закон Вебера – Фехнера) и целый ряд других фактов. Однако философский и научный анализ ощущений столкнулся с целым рядом принципиальных трудностей. Оказалось трудным точно очертить тот круг элементарных единиц опыта, которые следует считать ощущениями. Следует ли относить к ощущениям переживания боли, исходные чувства удовольствия и неудовольствия? Существуют ли ощущения пространства и времени? (Если допустить существование ощущения пространства и времени, то оказывается, что их очень трудно выделить, но для последовательного сенсуалиста приходится допускать их существование, как это вынужден признать Э.Мах.)
Мы переживаем каждое ощущение, поскольку мы можем его выделить в составе нашего опыта, как нечто не только уникальное и неповторимое, но одновременно и как нечто обобщенное. Так, мы ощущаем данное цветовое пятно не только как абсолютно единичное, но и как индивидуальное выражение цветовой универсалии, напр. как данный конкретный оттенок красного цвета («красного вообще»). Если выделение общего является результатом деятельности ума, в частности результатом сопоставления разных индивидуальных случаев, то непонятно, каким образом ощущения, для которых характерна абсолютная непосредственность, могут иметь не только уникальный, но и обобщенный характер. Если одной из важнейших характеристик ощущений является их данность в индивидуальном сознании, то непонятно, как из этих субъективных и индивидуальных элементов может быть построено восприятие, относящееся к предметам внешнего мира, которые существуют независимо от моего сознания и могут быть восприняты не только мной, но и всяким другим человеком.
Вообще вопрос об отношении ощущений к соответствующим качествам внешнего мира оказался трудным и приводящим к парадоксальным решениям. Ряд философов (в частности, Д.Локк) разделили ощущения на относящиеся к т.н. «первичным качествам», которые реально существуют в самих предметах (ощущения, относящиеся к пространственным свойствам предметов, к их форме, расположению и др.), и к «вторичным качествам», существующим лишь в сознании. Критерии разделения этих качеств были не совсем ясны (и были оспорены Д.Беркли).
В 19 в. в связи с открытием того факта, что те или иные ощущения могут вызываться не только адекватными стимулами (напр., зрительное ощущение светом), но и стимулами неадекватными (напр., то же зрительное ощущение механическим или электрическим раздражителем), И.Мюллер сформулировал т.н. «закон специфической энергии органов чувств»: качество ощущений зависит не от свойств внешних предметов, а от особенностей ощущающей (рецепторной) системы человека. Г.Гельмгольц сформулировал тезис о том, что ощущения относятся к качествам внешнего мира, как иероглиф к обозначенному им предмету. Для сенсуалистов-феноменалистов (Д.Беркли, Д.Юм. Э.Мах и др.) проблемы отношения ощущений к объективному свойству предмета не существует, но и для них остается камнем преткновения возможность построения из субъективных, индивидуальных ощущений восприятия объективно существующего предмета. Сам способ соединения ощущений в восприятие тоже был предметом дискуссий. Большинство философов и психологов, разделявших позиции сенсуализма, считали таким способом (вслед за Д.Юмом) ассоциации разного рода. Однако характер этих ассоциаций во многом так и не был прояснен. Не было ясно и то, следует ли считать ощущения элементарным знанием. Для большинства философов, анализировавших ощущения, именно несомненность и безошибочность ощущений выводит их за пределы знания. С точки зрения этих философов, в ощущениях нет деления на субъект и объект. Поэтому, даже если предположить, что ощущения относятся к каким-то качествам объективных предметов, можно сделать этот вывод, только выходя за пределы самих ощущений.
Вместе с тем в нач. 20 в. возникла концепция (ранние Э.Мур, Б.Рассел и др.), согласно которой ощущения – это акт осознания некоторого элементарного чувственного содержания (чувственного данного), существующего вне сознания субъекта и вместе с тем не принадлежащего миру объективных физических вещей; в этом случае ощущение рассматривается как элементарное знание.
В философии и психологии 20 в. возникли направления, поставившие под сомнение сам факт существования ощущений как некоторых самостоятельных сущностей. Было обращено прежде всего внимание на то, что в большинстве случаев в обыденной жизни мы никогда не ощущаем наших ощущений, а имеем дело только с восприятием целостных предметов и ситуаций. Даже в тех редких случаях, когда мы (как нам кажется) имеем дело только с ощущениями (ощущение теплоты на некотором участке тела, ощущение давления и т.д.), мы в действительности имеем дело не с фактами нашего сознания, а с получением информации о некоторой объективной ситуации (пусть воспринимаемой очень неопределенно). Конечно, можно попытаться выделить отдельные ощущения в составе восприятия, напр. внимательно всмотреться в оттенки красного цвета помидора (решением задач такого рода нередко занимаются художники). Однако, во-первых, эта ситуация является достаточно редкой и не характерной для обычного опыта, во-вторых, она не объясняет формирования восприятия, ибо осуществляется уже на основе существующего восприятия, в-третьих, даже в этом случае не удается выделить ощущение как таковое, ибо красное в данном случае воспринимается как свойство некоторого предмета – помидора, т.е. как бы на фоне целостного восприятия. В этой связи было отмечено, что экспериментальное изучение ощущений, которым занималась психофизика на протяжении ста лет, было возможным только потому, что происходило в искусственных, лабораторных условиях, не учитывавших ряда важных особенностей нормального, естественного восприятия мира (поэтому результаты психофизики применимы лишь постольку, поскольку возникает ситуация, близкая к искусственной). Как отметил английский философ Дж.Райл, исходивший из идей позднего Л.Витгенштейна, в случае с ощущениями была совершена категориальная ошибка: на мнимые объекты, которыми являются ощущения, были перенесены особенности восприятия: в действительности можно видеть предметы, напр. цветы, а не ощущения красного, зеленого; можно слышать шум прибоя, грохот грома, звуки речи и т.д., а не ощущения громких, тихих и пр. звуков. Поэтому никаких неоспоримых и несомненных единиц опыта (а именно эти качества приписывались ощущениям) не существует. Восприятие не может быть абсолютно несомненным, что не мешает ему быть в большинстве случаев достаточно достоверным.
В 20 в. возникли психологические направления, которые по-разному пересматривали те философские основания, из которых до этого исходили исследователи ощущения и восприятия. Результаты этого пересмотра приводили к разным теориям восприятия. Однако в итоге все эти теории по разным соображениям отказывались от понятия ощущения (как оно было истолковано в предшествующей философии и психологии). Гештальтпсихология формулировала тезис о структурном, целостном характере восприятия и о невозможности понимания этой целостности как суммы отдельных атомов, «кирпичиков» – ощущений. В экспериментах представителей этого направления было показано, что восприятие может не измениться и в том случае, если меняются некоторые из компонентов целостной системы (если истолковать эти компоненты как ощущения, то получается, что восприятие не определяется входящими в его состав ощущениями). С точки зрения гештальтпсихологов, непосредственно дано не ощущение, а целостное восприятие (последнее, т.о., не предполагает конструктивных операций ума над отдельными ощущениями). Согласно концепции, развитой Дж.Гибсоном, восприятие является активным процессом собирания организмом информации об окружающей среде. В этом процессе отдельные ощущения (так же, как и отдельные образы восприятия) не существуют. Представители когнитивной психологии считают возможным выделять отдельные единицы информации, из которой строится восприятие. Однако эти единицы в большинстве случаев не осознаются и, значит, вряд ли могут быть истолкованы в качестве ощущений, как они понимались раньше в философии и психологии.
Т.о., в силу разных причин понятие ощущения не является употребительным в большинстве направлений современной философии и психологии, ибо поставлены под сомнение те философские посылки, в рамках которых это понятие имело смысл.
Между тем в отечественной философии советского периода в течение длительного времени понятие ощущения играло важную роль. Это было связано с некритически принятыми положениями В.И.Ленина из его работы «Материализм и эмпириокритицизм»: ощущение является единственным источником всех наших знаний; ощущение – это «субъективный образ объективного мира»; материя как объективная реальность «дана человеку в ощущениях его», она «фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Критикуя субъективистский феноменализм Э.Маха, Ленин противопоставляет ему материалистическое (реалистическое) истолкование ощущений, однако делает это некорректно. Все те, кто признавал и исследовал ощущения, отмечали такие его качества, которые делают невозможным мнение о том, что в ощущениях дана материя. С этой точки зрения в ощущениях «даны» не материальные предметы (не говоря уже о материи в целом), а лишь отдельные свойства. К тому же, как считает большинство сторонников существования ощущений, в нем нет вообще знания, ибо нет разделения на субъект и объект. Поэтому оно не может быть и «образом» чего бы то ни было. Самое же главное состоит в том, что, критикуя Маха, Ленин в то же время оказался в зависимости от главной философской посылки объекта своей критики – его философского сенсуализма (т.е. мнения о том, что все содержание нашего знания может быть выведено из ощущений). Ряд отечественных психологов (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко и др.), исследуя проблему восприятия, фактически опровергли теорию ощущений как элементарных атомов опыта, в частности, в связи с развивавшейся ими критикой рецепторной теории чувственности.
1. Локк Д. Опыт о человеческом разумении. М., 1898;
2. Беркли Д. Три разговора Гиласа с Филонусом. – Соч. М., 1978;
3. Юм Д. Исследования о человеческом познании. – Соч. в 2 т., т. 2. М., 1965;
4. Кондильяк Э. Трактат об ощущениях. – Соч. в 3 т., т. 2. М., 1982;
5. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908;
6. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18;
7. Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957;
8. Леонтьев А.Н. Ощущения и восприятие как образы предметного мира. – В кн.: Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М., 1982;
9. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988;
10. Carnap R. Der logische Aufbau der Welt. В., 1928;
ОЩУЩЕНИЕ
Смотреть что такое ОЩУЩЕНИЕ в других словарях:
ОЩУЩЕНИЕ
(физиология и психофизика) — в широком смысле представляет особое психическое состояние или внутреннее бытие, вызываемое возбуждением определенных част. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры голо. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
ощущение ср. 1) а) Процесс действия по знач. глаг.: ощущать (1). б) Результат такого действия. 2) а) Психический процесс, заключающийся в отражении органами чувств человека отдельных свойств или сторон материального мира. б) Образ, отражение, след, оставляемые в сознании человека предметами материального мира в результате их воздействия на органы чувств. 3) Переживание, впечатление от виденного, слышанного, испытанного и т.п.
ОЩУЩЕНИЕ
ощущение с.1. sensation зрительное ощущение — visual sensation 2. (переживание, чувство) feeling, sense
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
Согласно моему пониманию одна из основных психологических функций (см.). Вундт [К истории понятия ощущения см. /78Bd.I. S.350; 117; 118; 119/] также считает ощущение одним из элементарных психических феноменов. Ощущение или процесс ощущения есть та психологическая функция, которая, посредничая, передает восприятию физическое раздражение. Поэтому ощущение тождественно с восприятием. Ощущение следует строго отличать от чувства, потому что чувство есть совсем другой процесс, который может, например, присоединиться к ощущению в качестве «чувственной окраски», «чувственного тона». Ощущение относится не только к внешнему физическому раздражению, но и к внутреннему, то есть к изменениям во внутренних органических процессах. Поэтому ощущение есть, прежде всего, чувственное восприятие, то есть восприятие, совершающееся посредством чувственных органов и «телесного чувства» (ощущения кинестетические, вазомоторные и т. д.). Ощущение является, с одной стороны, элементом представления, потому что оно передает представлению перцептивный образ внешнего объекта, с другой стороны элементом чувства, потому что оно через перцепцию телесного изменения придает чувству характер аффекта (см.). Передавая сознанию телесные изменения, ощущение является представителем и физиологических влечений. Однако оно не тождественно с ними, потому что оно является чисто перцептивной функцией. Следует различать между чувственным (сенсуозным) или конкретным (см.) ощущением и ощущением абстрактным (см.). Первое включает в себя формы, о которых речь шла выше. Последнее же обозначает отвлеченный вид ощущений, то есть обособленный от других психологических элементов. Дело в том, что конкретное ощущение никогда не появляется в «чистом» виде, а всегда бывает смешано с представлениями, чувствами и мыслями. Напротив, абстрактное ощущение представляет собой дифференцированный вид восприятия, который можно было бы назвать «эстетическим» постольку, поскольку он, следуя своему собственному принципу, обособляется как от всякой примеси различий, присущих воспринятому объекту, так и от всякой субъективной примеси чувства и мысли и поскольку он тем самым возвышается до степени чистоты, никогда не доступной конкретному ощущению. Например, конкретное ощущение цветка передает не только восприятие самого цветка, но и его стебля, листьев, места, где он растет, и т. д. Кроме того, оно тотчас же смешивается с чувствами удовольствия или неудовольствия, вызванными видом цветка, или с вызванными в то же время обонятельными восприятиями, или же с мыслями, например о его ботанической классификации. Напротив, абстрактное ощущение тотчас же выделяет какой-нибудь бросающийся в глаза чувственный признак цветка, например его ярко-красный цвет, и делает его единственным или главным содержанием сознания, в обособлении от всех вышеуказанных примесей. Абстрактное ощущение присуще, главным образом, художнику. Оно, как и всякая абстракция, есть продукт функциональной дифференциации, и потому в нем нет ничего первоначального. Первоначальная форма функций всегда конкретна, то есть смешанна (см. архаизм и конкретизм). Конкретное ощущение, как таковое, есть явление реактивное. Напротив, абстрактное ощущение, как и всякая абстракция, никогда не бывает свободно от воли, то есть от направляющего элемента. Воля, направленная на абстракцию ощущения, является выражением и подтверждением эстетической установки ощущения. Ощущение особенно характерно для природы ребенка и примитивного человека, поскольку оно, во всяком случае, господствует над мышлением и чувством, но не непременно над интуицией (см.). Ибо я понимаю ощущение как сознательное восприятие, а интуицию как ощущение бессознательное. Ощущение и интуиция представляются мне парой противоположностей или двумя функциями, взаимно компенсирующими одна другую, подобно мышлению и чувству. Функции мышления и чувства развиваются в качестве самостоятельных функций из ощущения как онтогенетически, так и филогенетически. (Конечно, также и из интуиции, как необходимо восполняющей противоположности ощущения.) Индивид, чья установка в целом ориентируется ощущением, принадлежит к ощущающему (сенситивному) типу (см.) Ощущение, поскольку оно является элементарным феноменом, есть нечто безусловно данное, не подчиненное рациональным законам в противоположность мышлению или чувству. Поэтому я называю его функцией иррациональной (см.), хотя рассудку и удается вводить большое число ощущений в рациональные связи. Нормальные ощущения пропорциональны, то есть при оценке они соответствуют в той или иной степени интенсивности физических раздражений. Патологические же ощущения непропорциональны, то есть они или ненормально снижены, или ненормально завышены; в первом случае они задержаны, во втором преувеличены. Задерживание возникает от преобладания другой функции над ощущением; преувеличение же от ненормального слияния с другой функцией, например от слитности ощущения с еще недифференцированной функцией чувства или мысли. Но в этом случае преувеличение ощущения прекращается, как только слитая с ощущением функция выдифференцируется сама по себе. Особенно наглядные примеры дает психология неврозов, где очень часто обнаруживается значительная сексуализация других функций (Фрейд), то есть слитность сексуальных ощущений с другими функциями. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ (англ. sensation) — 1) психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних (см. Анализатор), а также 2) возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание силы, качества, локализации и др. характеристик воздействия на органы чувств (рецепторы).
Первоначально учение об О. возникло и развивалось в философии как часть теории познания. Согласно сложившейся традиции, в философии термин О. трактуется широко, охватывая все явления чувственного отражения (см. Отражение чувственное), включая восприятие и представления памяти. Уже в V в. до н. э. Гераклит и Протагор рассматривали О. в качестве источника человеческого познания. В XVIII в. О. становится центральной темой дискуссий представителей эмпирической психологии и философии. Механистическое понимание О. как элементарных «кирпичиков» психического получило особое распространение в ассоциативной психологии. Так, В. Вундт различал О. и восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных О.
В работах отечественных психологов (напр., А. Н. Леонтьева) утвердилось представление об активной действенной природе процессов отражения даже отдельных свойств предметов. В ходе этих процессов происходит «уподобление» динамики движения органов чувств свойствам воспринимаемых предметов (см. Перцептивные действия), причем совершенно очевидно, что подобное активное «уподобление» есть в то же время и реконструкция, восстановление, а не пассивное копирование. Большое значение для преодоления наивно-ассоциативных взглядов на О. имели работы представителей гештальт-психологии, справедливо отвергавших существование изолированных О., из которых в результате ассоциации строится восприятие. Было четко показано, что один и тот же раздражитель не порождает всегда одно и то же О., напротив, он может ощущаться очень по-разному в зависимости от того целого, в составе которого он выступает. В настоящее время проблематика О. интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах психологии.
Многообразие О. отображает качественное многообразие окружающего мира. Классификация О. может иметь разные основания. 1. Широко распространено разделение О. по модальности, в связи с которым выделяют зрительные, слуховые, осязательные и др. О. Внутри отдельных модальностей возможна более подробная классификация на качества или субмодальности, напр. пространственные и цветовые зрительные О. Известные трудности для подобной классификации представляет существование интермодальных О., или синестезий. 2. Англ. физиологом Ч. Шеррингтоном (1906) была предложена классификация О. на основе анатомического положения рецепторов и их функции. Он выделил 3 основных класса О.: 1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела; 2) проприоцептивные, отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках (см. Проприоцепторы); 3) интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма (см. Интероцепторы, Ощущения органические). В свою очередь экстероцептивные О. делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные О. занимают промежуточное положение между этими подклассами экстероцепции. Данная классификация не учитывает известную независимость функции О. от морфологической локализации рецепторов. В частности, зрительные О. могут нести важную кинестезическую функцию (Н. А. Бернштейн, Дж. Гибсон). 3. Попытку создания генетической классификации О. предпринял англ. невролог Х. Хэд (1918) выделивший более древнюю протопатическую чувствительность и более молодую эпикритическую.
О. возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения (нейтральные раздражители), отражая тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от О. животных, О. человека опосредствованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. В пользу исторического понимания О. как «продукта развития всей всемирной истории» (К. Маркс) говорят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности. В качестве источника знаний человека об окружающем мире О. входят в целостный процесс познания, образуя чувственную ткань человеческого сознания. От истинных О. следует отличать разнообразные психосенсорные расстройства. См. также Длительность ощущения, Интенсивность ощущения.
ОЩУЩЕНИЕ
ср. sensation, sense, sentience, feeling, sense impression, perception; см. тж чувство; (как процесс) sensingпередающий ощущение, проводящий ощущение —. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
(Sensation; Empfmdung) — психологическая функция, постигающая непосредственную реальность с помощью органов чувств.«Под ощущением я понимаю то, что французские психологи называют «la fonction du reel» (функция реальности), которая составляет совокупность моей осведомленности о внешних фактах, полученных мной через функцию моих органов чувств. Ощущение говорит мне, что нечто есть’, оно не говорит мне, что это, но лишь свидетельствует, что это нечто присутствует» (АП, с. 18).«Ощущение следует строго отличать от чувства, потому что чувство есть совсем другой процесс, который может, например, присоединиться к ощущению в качестве «чувственной окраски», «чувственного тона». Ощущение относится не только к внешнему физическому раздражению, но и к внутреннему, т.е. к изменениям во внутренних органических процессах» (ПТ, пар. 775).«Поэтому ощущение есть прежде всего чувственное восприятие, т. е. восприятие, совершающееся посредством чувственных органов и «телесного чувства» (ощущения кинестетические, вазомоторные и т. д.). Ощущение является, с одной стороны, элементом представления, потому что оно передает представлению перцептивный образ внешнего объекта, с другой стороны — элементом чувства, потому что оно через перцепцию телесного изменения придает чувству характер аффекта. Передавая сознанию телесные изменения, ощущение является представителем и физиологических влечений. Однако оно не тождественно с ними, потому что оно является чисто перцептивной функцией» (там же, пар. 776).«Следует понимать различие между чувственным (сенсуозным) или конкретным ощущением и ощущением абстрактным <. > Дело в том, что конкретное ощущение никогда не появляется в «чистом» виде, а всегда бывает смешано с представлениями, чувствами и мыслями. Напротив, абстрактное ощущение представляет собой дифференцированный вид восприятия, который можно было бы назвать «эстетическим» постольку, поскольку он, следуя своему собственному принципу, обособляется как от всякой примеси различий, присущих воспринятому объекту, так и от всякой субъективной примеси чувства и мысли, поскольку он тем самым возвышается до степени чистоты, никогда не доступной конкретному ощущению. Например, конкретное ощущение цветка передает не только восприятие самого цветка, но и его стебля, листьев, места, где он растет и т.д. Кроме того, оно тотчас же смешивается с чувствами удовольствия или неудовольствия, вызванными видом цветка, или с вызванными в то же время обонятельными восприятиями, или же с мыслями, например, о его ботанической классификации. Напротив, абстрактное ощущение тотчас же выделяет какой-нибудь бросающийся в глаза чувственный признак цветка, например его ярко-красный цвет, и делает его единственным или главным содержанием сознания, в обособлении от всех вышеуказанных примесей» (там же, пар. 777).«Ощущение, поскольку оно является элементарным феноменом, есть нечто безусловно данное, не подчиненное рациональным законам, в противоположность мышлению или чувству. Поэтому я называю его функцией иррациональное, хотя рассудку и удается вводить большое число ощущений в рациональные связи. Нормальные ощущения пропорциональны, т. е. при оценке они соответствуют — в той или иной степени — интенсивности физических раздражений. Патологические же ощущения — не пропорциональны, т. е. они или ненормально снижены, или ненормально завышены; в первом случае они задержаны, во втором — преувеличены. Задерживание возникает от преобладания другой функции над ощущением — преувеличение же от ненормального слияния с другой функцией, например от слитности ощущения с еще недифференцированной функцией чувства или мысли (ПТ, пар. 779). смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. О.исходный пункт познания, неразложимый его элемент. Выделяя отражение качества как главный момент в О., В. И. Ленин писал, что «самым первым и самым первоначальным является ощущение, а внем не избежно и качество. ». Существуют многообразные виды О.: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые, болевые, О. равновесия, ускорения, мышечносуставные и др. Особенность тех или иных О. наз. их модальностью; О. различных модальностей не сравнимы между собой. В процессе эволюции жизни О. возникает на базе раздражимости в связи с образованием нервной системы. При этом лишь для небольшого числа видов энергии выработались специфич. органы чувств. О. многих др. свойств объективного мира (напр., формы, величины, отдалённости предметов друг от друга и от наблюдателя) возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств. У человека ведущую роль в чувств. познании действительности играют зрительные О., тесно связанные с осязательными О., к-рые расчленяются на кожноосязательные (тактильные), температурные, болевые, мышечносуставные. Периодич. изменение давления отражается в форме вибрационных О. Слух представляет собой комплекс разнородных О.: высоты звука, громкости и тембра. Важную роль играют хеморецепторы: обоняние и вкус. Характерная особенность О.пространств. локализация объекта О. В отличие от О. животных, О. человека опосредованы его предметно-практич. деятельностью, всем процессом общественно-историч. развития культуры. По словам Маркса, «. человеческий глаз воспринимает и наслаждается иначе, чем грубый нечеловеческий глаз, человеческое ухо иначе, чем грубое неразвитое ухо, и т. д.». О. человека имеют в принципе осмысленный, осознанный характер, хотя существуют и неосознанные О. Многообразие О. отображает качеств. многообразие мира. Ленинская теория отражения рассматривает О. как копию, снимок с действительности, как субъективный образ свойств объективного мира. Она противостоит как взглядам сторонников «физиология.» идеализма, утверждающих, что О. суть условные знаки, иероглифы свойств вещей, так и механич. разграничению первичных и вторичных качеств. ведущему к агностицизму и субъективному идеализму, к взгляду на вещи как комплексы ощущений. Подвергая критике представителей махизма, Ленин подчёркивал, что О. дают нам более или менее верные образы объективных свойств вещей, хотя различные О. обладают разной степенью адекватности воспроизведения этих свойств.Будучи источником знаний человека об окружающем мире, О. входят в качестве элемента в целостный процесс человеч. познания, включающий восприятия, представления, ионятия. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
(sensation) – 1. элементарный сенсорный опыт определённой модальности (слух, зрение и др.); 2. процесс превращения информации, поступающей в мозг из органов чувств, в элементарные акты сознания («ощущения»), в которых отражены некоторые свойства материальных объектов (тяжесть, цвет и т.д.). Известны различные модальности чувствительности: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, кинестезия и др. (всего до 12-13) Некоторые виды чувствительности представлены рядом субмодальных ощущений. Например, в зрении это ощущения красного, зелёного и синего цветов (согласно теории Юнга-Гельмгольца), в акустической чувствительности ощущения высоких и низких тонов, в обонянии таких субмодальностей 8 (камфарный, мускусный, цветочный, мятный, эфирный, едкий, кислый и гнилостный), по другим теориям – от 4 – 9 ; во вкусовой чувствительности различают 4 субмодальности (сладкий, кислый, солёный, горький). Висцеральная или общая чувствительность также имеет ряд субмодальных ощущений (ощущения голода, жажды, сытости, сексуальные ощущения и др.), но точные данные по этому поводу отсутствуют. Психологическими характеристиками ощущений являются: 1. абсолютный порог чувствительности или лимен (лат. limen – порог, дверь, вход, начало, дом); 2. физиологический порог чувствительности; 3. структурная сложность, любое ощущение образуют рецепторный и эмоциональный компоненты; 4. явления адаптации и габитуации; 5. влияние на психический тонус и 6. чувствительность к различению. Патология в сфере ощущений проявляется (см.): 1. снижением порога чувствительности (гиперестезией); 2. ослаблением или выпадением чувствительности (гипестезией, анестезией); 3. нарушениями идентификации субмодальных ощущений или интрамодальных отношений (дизестезией); 4. появлением мнимых телесных ощущений (сенестопатией); 5. кросс-модальными чувствительными феноменами (синестезией); 6. фантомными ощущениями (фантомной болью и иными патологическими ощущениями в ампутированной части тела), 7. сенестезиями (различными двигательными нарушениями, не имеющими органической основы) и 8. нарушениями способности осознавать ощущения (явления гипопатии или болезненной психической анестезии, явления гиперпатии или болезненной психической гиперестезии, отчуждение ощущений, чувство их сделанности, удвоение феноменов чувствительности см. Нарушения самоосознавания). Подробности в тексте. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕ́НИЕ (-ье), я, ср.1.Действ. и состояние по гл. ощутить — ощущать (1, 2).Привычка сдѣлала нам ощущение воздуха толь непримѣтным, что мы рѣдко чувст. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
— отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. В рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам О. является целостным рефлексом, объединяющим прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора. В настоящее время проблематика О. интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах физиологии. Английский физиолог Ч. Шеррингтон выделил три основных класса О.: 1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках; 3) интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. В свою очередь, экстероцептивные О.делятся на два подкласса: дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные О. занимают промежуточное положение между этими подклассами. Данная классификация не учитывает, однако, известную независимость функции О. от морфологической локализации рецепторов. Так, зрительные О. могут выполнять важную проприоцептивную функцию. Попытку создания генетической классификации О. предпринял английский невролог X. Хэд, выделивший более древнюю — протопатическую и более молодую — эпикритическую чувствительность. Протопатические О., в отличие от эпикритических, не дают точной локализации источника раздражения ни во внешнем пространстве, ни в пространстве тела, характеризуются постоянной аффективной окрашенностью и отражают скорее субъективные состояния, чем объективные процессы. О. возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
в обычном употреблении то же, что и чувство, в физиологии и психологии результат возбуждения нервных центров коры головного мозга (см. Психофизический уровень), которое обычно вызывается раздражением чувствительного нерва (см. Органы чувств). Чаще всего единичное ощущение выступает как часть сложного комплекса ощущений; так, напр., вместе с ощущением звука возникают ощущения, которые указывают на то, громкий это звук или тихий, высокий или низкий, гармоничный или дисгармоничный, в каком направлении он слышится и т. д. Как только сложное ощущение переступает порог сознания, оно становится (в соответствии с индивидуальной структурой сознания) частью образа и частью восприятия. Интенсивность (сила) сложного ощущения зависит от интенсивности раздражения и от чувствительности нервного аппарата; качество его различаются осязательные, температурные, вкусовые, обонятельные, звуковые, зрительные, органические, а также ощущения движения и позы обусловливается раздражителем, воспринимаемым соответствующим органом чувств (см. Специфическая энергия органов чувств) и гл. о. состоянием сознания в данный момент (см. также Марбургская школа). В процессе развития организмов органы чувств зарождались в результате специализированного приспособления к определенным раздражителям, причем воспринимающие аппараты, как и центральный трансформирующий аппарат (мозг), в ходе эволюции становились дифференцированнее (как и сами ощущения) в соответствии с многообразием возбуждений; в то же время ощущения делались более адекватными характеру возбуждения. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
-я, ср. 1. Действие по знач. глаг. ощутить—ощущать.2.Результат воздействия явлений объективного мира на органы чувств человека.Первая посылка теории п. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
с. sensation, sense, feeling ( см. тж чувство) ложное ощущение ампутированной конечности — phantom limb, stump hallucination ощущение неполного опорожнения прямой кишки — rectal dissatisfaction
ОЩУЩЕНИЕ
1. Любой непроработанный, элементарный опыт чувства или осведомленности о каких-то состояниях внутри или вне тела, вызванный возбуждением некоторого рецептора или системы рецепторов, сенсорные данные. Это определение представляет своего рода операциональный принцип ряда теорий сенсорного опыта и является тем, что представлено в большинстве вводных учебников, где ощущение обычно различают с восприятием, последнее при этом характеризуется как получаемое в результате интерпретации и детальной разработки ощущений. Однако многие психологи оспаривают само представление о том, что можно иметь какие-либо ощущения вообще без разработки, интерпретации, обозначения или опознавания того, что это за ощущение. 2. В структурализме Титченера – один из трех базовых элементов сознания (наряду с чувствами и образами). 3. Процесс ощущения. 4. Название области психологии, которая исследует эти базовые процессы сенсорного опыта. Основное внимание здесь уделяется исследованию физиологических и психофизических принципов. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
отражение свойств объективной реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Ощущения являются основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле; они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной. Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержки психического развития. Если детей, рожденных слепоглухими или лишенными слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим тип дефекта за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным, и они не будут самостоятельно развиваться. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
Rzeczownik ощущение n odczucie n odczuwanie odczas. n doznanie n doznawanie odczas. n wrażenie n uczucie n poczucie n poczucie odczas. n odczucie odcza. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
сduyum; duyguощуще́ние жже́ния — yanma duyumuзри́тельные ощуще́ния — görme duyumlarıу меня́ бы́ло тако́е ощуще́ние, бу́дто я па́даю — düşüyormuşum gibi. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
• érzékelés • érzés • érzet * * *с1) (чувственное восприятие) érzékelés 2) (холода и т. п.) érzet, érzéklet 3) (эмоция) érzés, megérzés, benyomás, sejt. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
Первая ступень познавательной деятельности человека. О. – отражение свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма. Они возникают в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. О. представляют процесс чувственно-образного отражения предметов и явлений в единстве их свойств. На основе ощущений формируется процесс восприятия. Ощущения различают по модальности (зрительные, слуховые и т.д.). Три основных класса О.: экстероцептивные (дистантные и контактные); проприоцептивные или кинестетические; интероцептивные или органические. В генетическом аспекте H. Head разделял более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
Первая ступень познавательной деятельности человека. О. – отражение свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма. Они возникают в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. О. представляют процесс чувственно-образного отражения предметов и явлений в единстве их свойств. На основе ощущений формируется процесс восприятия. Ощущения различают по модальности (зрительные, слуховые и т.д.). Три основных класса О.: экстероцептивные (дистантные и контактные); проприоцептивные или кинестетические; интероцептивные или органические. В генетическом аспекте H. Head разделял более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
с.1) sensation f вкусовые ощущения — sensations gustatives2) (чувство) sentiment m ощущение страха — sentiment de peurСинонимы: аперцепция, боль, вкус. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
— англ. sensation/»feeling; нем. Empfindung. 1. Отражение в сознании отдельных сторон действительности, возникающее в результате непосредственного воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. 2. Псих, процесс, являющийся результатом воздействия к.-л. раздражителей на органы чувств (напр., О. зрительное, слуховое, вкусовое, осязательное). Antinazi.Энциклопедия социологии,2009 Синонимы: аперцепция, боль, вкус, воспринимание, впечатление, звукоощущение, зрение, обоняние, осязание, ощущеньице, парастезия, парестезия, першение, предметоощущениие, самоощущение, светоощущение, слух, сухость, теплоощущение, тошнота, фосфен, чувство, чувствование. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
с. 1) senso m, sensazione f; impressione (впечатление) осязательные / слуховые / обонятельные ощущения — sensazioni tattili / uditive / olfattive 2) (переживание, чувство) senso, sentimento, sensazione ощущение страха — senso di paura было такое ощущение, будто я падаю — mi sembrava di cadere Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: аперцепция, боль, вкус, воспринимание, впечатление, звукоощущение, зрение, обоняние, осязание, ощущеньице, парастезия, парестезия, першение, предметоощущениие, самоощущение, светоощущение, слух, сухость, теплоощущение, тошнота, фосфен, чувство, чувствование. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
восприятие свойств предметов, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. Различают следующие О.: экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей; проприоцептивные, связанные с движением и взаиморасположением частей тела; интероцептивные, отражающие протекание обменных процессов в организме. Благодаря О. животные представляют себе внешний мир и учитывают его характеристики при организации поведенческого акта. Создавая качественно различные О., приятные или неприятные, при подкрепляющих воздействиях, можно управлять поведением животных.
. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
психический процесс, заключающийся в отражении свойств предметов и явлений объективной действительности, возникающем при их непосредственном воздействии на рецепторы. О. является исходным пунктом, первой ступенью познания. По физиологическим механизмам О. является целостным рефлексом, объединяющим прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализаторов. Существуют различные классификации О.: по модальности (в зависимости от воспринимающего органа чувств), по классу (в зависимости от места расположения воспринимающего рецепторного аппарата) и др. (см. Ощущений виды). смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
простейшее содержание восприятия. Возникает в результате воздействия внеш. раздражителей на органы чувств. Виды О. многообразны: осязательные, зрительн. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
perception* * *ощуще́ние с.sensationощуще́ние глубины́ опт. — sense of depth, deep perceptionслухово́е ощуще́ние — auditory sensationСинонимы: аперц. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
(2 с), Пр. об ощуще/нии; мн. ощуще/ния, Р. ощуще/нийСинонимы: аперцепция, боль, вкус, воспринимание, впечатление, звукоощущение, зрение, обоняние, ося. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
сsensação f; (впечатление) impressão f; (чувство) sentimento mСинонимы: аперцепция, боль, вкус, воспринимание, впечатление, звукоощущение, зрение, обо. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
3.30 ощущение: Элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение оператором в виде психических явлений простейших свойств. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
ощущениеתחוּשָה נ’; הַרגָשָה נ’* * *הרגשההתרגשותחושחישהטעםמישושמרגישסנסציהרגשרחשתחושהСинонимы: аперцепция, боль, вкус, воспринимание, впечатление, зву. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
1) perception2) sensation3) <naut.> sense4) taste– ощущение глубины– слуховое ощущениеСинонимы: аперцепция, боль, вкус, воспринимание, впечатлени. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
(sensation) чувство: результат обработки в головном мозге информации об окружающих человека предметах, которая поступает в него в виде сообщений (сигналов) от рецепторов. Сообщения, поступающие от экстерорецепторов, интерпретируются головным мозгом в виде специфических ощущений зрительных и слуховых образов, запаха, вкуса, температуры, боли и др. Сообщения, поступающие от интероцепторов, обычно очень редко достигают сознания и вызывают возникновение у человека каких-либо ощущений. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
сEmpfindung f; Wahrnehmung f (восприятие)Синонимы: аперцепция, боль, вкус, воспринимание, впечатление, звукоощущение, зрение, обоняние, осязание, ощущ. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
n.sensation, perception, senseСинонимы: аперцепция, боль, вкус, воспринимание, впечатление, звукоощущение, зрение, обоняние, осязание, ощущеньице, пар. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
Начальный процесс обнаружения и кодирования энергии физического мира. Под ощущениями как таковыми понимают непосредственные, фундаментальные и прямые переживания определенного рода, относящиеся к осознанному знанию о качестве или о таких отличительных признаках предмета, как «тяжелый», «теплый», «громкий», «синий» и аналогичных им, причем это знание является результатом соответствующей стимуляции некоего сенсорного органа. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
følelse, fornemmelse, kjenning, kjensel, kjensle, sans, tokkeСинонимы: аперцепция, боль, вкус, воспринимание, впечатление, звукоощущение, зрение, обон. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
• сильное ощущениеСинонимы: аперцепция, боль, вкус, воспринимание, впечатление, звукоощущение, зрение, обоняние, осязание, ощущеньице, парастезия, пар. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
с. 1) sensation f вкусовые ощущения — sensations gustatives 2) (чувство) sentiment m ощущение страха — sentiment de peur
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ, отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью.
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ, отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
Ударение в слове: ощущ`ениеУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: ощущ`ение
ОЩУЩЕНИЕ
1. (восприятие) түйсіну, түйсік, сезім;- ощущение болевое психол. ауырғанды түйсіну;- ощущение голода аштық түйсіктері;- ощущения вкусовые дәм түйсіктері;- ощущения зрительные көру түйсіктері;2. (переживание, чувство) сезу, әсерлену;- ощущение свободы азаттықты сезіну;- ощущение радости қуанышты сезіну. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
простейший психический познавательный процесс, обеспечивающий отражение в сознании человека отдельных сторон и качеств предметов и явлений действительности. Ощущение субъективный образ объективного мира, начальный источник всех знаний. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
форма чувственного познания (живого созерцания), представляющая собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Подразделяются на зрительные, слуховые и др. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
• jutimas (2)• pojūtis (1)• pajutimas (2)
ОЩУЩЕНИЕ
ОЩУЩЕНИЕ
с.sensación f; sentimiento m (чувство)
ОЩУЩЕНИЕ
отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мо. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.
ОЩУЩЕНИЕ
ср. 1. (восприятие) сезим; мускульные ощущения булчундук сезим; 2. (переживание, чувство) сезүү, сезилүү; ощущение свободы эркиндикти сезүү; ощущение радости кубаныч сезими. смотреть
ОЩУЩЕНИЕ
Ощуще́ниеhisia (-), kijelezi (vi-), ono (ma-), sikio (ma-);ощуще́ние хо́лода — mzizimao (mi-)
ОЩУЩЕНИЕ
отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. смотреть