Что такое охр и опр в смете
Работа с общепроизводственными расходами
Предприятие, производящее ту или иную продукцию, вкладывает в это определенные средства. Важным понятием в образовании прибыли и рентабельности деятельности предприятия является себестоимость продукции. Средства, которые вкладываются в общую организацию производства, управление им, обслуживание и т.п., составляют значительную часть формируемой себестоимости.
Рассмотрим, что входит в состав общехозяйственных расходов (ОПР), каких разновидностей они могут быть, как производить их учет, на основе чего происходит списание. Основные нюансы, касающиеся общехозяйственных расходов на производстве, проанализируем в этой статье.
Общепроизводственные расходы в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Что такое общепроизводственные расходы
Производство продукции предусматривает прямые траты (на сырье, оборудование, оплату наемного труда и т.п.), а также косвенные расходы. Помимо затрат непосредственно на изготовление продукции, средства нужно потратить на саму организацию этого процесса, им нужно непрерывно управлять, регулировать его, причем на всех производственных уровнях (руководство бригадой, цехом, отделением, участком, линией и т.п.).
Средства, затрачиваемые на организацию процесса производства и управление им во всех структурных подразделениях организации, считают общепроизводственными расходами. Ранее этот вид трат носил наименование «цеховые расходы».
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Национальная система бухучета в современной ситуации постепенно приводится к международным рыночным стандартам. С этим связан и пересмотр механизмов формирования ОПР в отечественном бухгалтерском учете. В данной статье мы рассматриваем только актуальные на сегодня положения.
Состав общепроизводственных расходов
Расходы, которые Правила бухгалтерского учета в п. 15 относят к общепроизводственным, включают в себя такие траты, входящие в конечном итоге в себестоимость продукции, как:
Виды общепроизводственных расходов
Общепроизводственные затраты можно разделить на:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Это условное деление, и в некоторых случаях расходы могут переходить из одной группы в другую. Предприятие вправе самостоятельно определять перечень тех и других затрат, фиксируя это в учетной политике.
Учет общепроизводственных расходов
Учитывать ОПР нужно отдельно по каждому структурному подразделению. Для этого необходимо сначала осуществить распределение.
Распределение ОПР
Для корректного учета нужно четко представлять, какая сумма приходится на каждый вид продукции, а также работ или услуг. Для этого необходимо:
Для распределения постоянных ОПР нужно выполнить следующие процедуры:
Нормативное значение постоянных ОПР на выбранную базовую единицу рассчитывают по такой формуле:
Далее необходимо сравнить фактический показатель с установленным нормативом. Для расчета общей суммы фактических распределенных ОПР удобно применить следующую формулу:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если сложить распределенные и нераспределенные постоянные ОПР, в сумме должна получиться их фактическая величина. Если получилось меньше рассчитанной нормы, в себестоимость закладывают фактический показатель, а не вычисленный норматив. Если расчет превысил фактические показатели, то в себестоимость войдет рассчитанная норма, то есть только часть постоянных ОПР.
Результат распределения отражается в специальной ведомости.
Коэффициент распределения
Он необходим для того, чтобы корректно рассчитать стоимость выпускаемой продукции. Для него нужно знать сумму косвенных расходов и выбранного показателя базы распределения. Вычисляется по такой формуле:
Так, если ОПР составляют 100 000 руб., а в качестве базы выбрана зарплата, которая в данном случае равна 10 200 руб., то коэффициент распределения будет 100 000 / 10 200 х 100 = 98%. Такой показатель значит, что при формировании цены на готовую продукцию нужно учитывать, что зарплата рабочих, занятых изготовлением каждой единицы, практически равна себестоимости самого изделия.
Пример
Во время отчетного периода мебельный цех выпускал тумбочки и комоды. Затраты на выпуск включают в себя:
Сумма составляет 133 700 руб.
Предприятие само решает, по какой именно базе распределить эти средства. Если выбраны материальные затраты, норматив составит 133 700 / 25 500 = 5,2. Если же выбрать базой траты на оплату труда, норматив будет 133 700 / 12 000 = 11,1.
Чтобы рассчитать сумму ОПР, включаемую в себестоимость каждого вида продукции, можно действовать двумя способами в зависимости от выбранной базы. ОПР в составе себестоимости вычисляется умножением вычисленного норматива на фактическую величину базы.
Если учитывать материальные затраты, то доля ОПР в себестоимости 5,2 х 15 000 = 78 000 — по комодам и 5,2 х 10 500 = 54 600 — по табуреткам. Соответственно, производственная себестоимость составит сумму этих величин с зарплатой и прочими прямыми расходами: по комодам — 78 000 + 9200 + 6 000 = 93 200 руб., по табуреткам — 54 600 + 7000 + 6000 = 67 600 руб.
Если за базу принять расходы на оплату труда, вычислять придется так же, но с другими показателями. ОПР в себестоимости комодов будет составлять 11,1 х 6 000 = 66 600 руб., как и табуреток. Производственная себестоимость – сумма материальных расходов, вычисленной плановой величины и прочих прямых расходов – для комодов будет 66 600 + 15 000 + 9 200 = 90 800 руб., а для табуреток 66 600 + 10 500 + 7 000 = 84 100 руб.
Как видим, себестоимость изделий может значительно отличаться в зависимости от установленной базы распределения ОПР.
Как правильно выбрать базу распределения
Поскольку от корректности выбора показателя базовой единицы в конечном итоге зависит себестоимость, нужно подходить к этому вопросу взвешенно. Если базу назначить неправильно, это может исказить суммы ОПР по отдельным отраслям деятельности или видам изделий. На выбор базы могут оказывать влияние следующие факторы:
Такой базой могут служить, в зависимости от особенностей отрасли:
Амортизационные отчисления на средства ОПР
Обычно вычисляют годовую амортизацию, хотя и начисляют ее ежемесячно: нужно определить сумму расходов, потраченных на восстановление всех основных средств производства и управленческого аппарата. Для ее вычисления правомерно применение следующей формулы:
Бухгалтерский учет и списание ОПР
Общепроизводственные расходы отражают на счете 25 «ОПР», по кредиту в зависимости от конкретного вида расходов. Когда истекает расчетный месяц, остаток на этом счете списывается по дебету:
Проводки при этом будут следующими:
Обязанности бухгалтера касательно общепроизводственных расходов
Производя бухучет по ОПР, бухгалтерия должна выполнять такие операции:
В отчетном периоде заработная плата работников производственного цеха составила 120 000 рублей, отчисления в виде страховых взносов — 37 500 рублей, затраты на электроэнергию и другие коммунальные платежи — 190 000 рублей, амортизация производственного здания — 33 500 рублей. Какие проводки сформировать в бухучете по результатам отчетного периода?
Посмотреть ответ
Налоговый учет общепроизводственных расходов
Налоговый учет ОПР зависит от системы налогообложения, применяемой на производстве:
Общехозяйственные и общепроизводственные расходы: определение, состав, учет и распределение
Производство продукции всегда связано с определенными затратами, которые в дальнейшем формируют величину себестоимости. Общепроизводственные расходы объединяют в себя суммы, необходимые для содержания цехов основного и вспомогательного производства. Затраты, напрямую не связанные с изготовлением продукции, относят к общехозяйственным расходам и учитывают отдельно.
Определение
Общепроизводственные расходы – это затраты, непосредственно связанные с производственной деятельностью. Главной отличительной чертой от прямых расходов на изготовление продукции является то, что суммы нельзя отнести на конкретный вид изделий. В состав общепроизводственных расходов могут быть включены затраты на:
Хоть затраты и не относятся напрямую к какому-либо виду продукции, они должны быть учтены при расчете производственной себестоимости.
Понятие общехозяйственных расходов
Деятельность любого предприятия непременно связана с функционированием разных его отделов. Производственный цех не может работать сам по себе без сотрудников управления и контроля. Продукцию в дальнейшем необходимо хранить и реализовывать, что задействует другие кадры и помещения. Все это приводит к образованию, казалось бы, далеких от производственного процесса затрат, которые объединяют в группу общехозяйственных расходов.
В их составе могут учитывать суммы, необходимые для:
Общехозяйственные расходы также списываются в себестоимость изготовленной продукции согласно правилам учетной политики предприятия.
Характеристика накладных расходов
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы объединяют в группу косвенных затрат, возникающих в процессе деятельности предприятия. Соотношение их суммы к видам продукции и времени изготовления проследить сложно, поэтому списываются они методом распределения затрат пропорционально заданному показателю.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы принимают на учет, выделяя отдельные статьи затрат и отделы (цеха). Это позволяет контролировать распределение средств и выявлять наиболее дорогие в содержании и изготовлении объекты.
Накладные расходы в данных бухгалтерского учета
Общехозяйственные и общепроизводственные расходы в суммарном выражении отражаются на синтетических счетах 25 и 26. Оба счета сальдо на конец месяца не имеют, т. к. служат для сбора и распределения затрат основного производства. Суммы списывают на счет 20, осуществляя проводки Дт 20 Кт 25/26. Некоторые предприятия (например, предоставляющие посреднические услуги) все административные и общехозяйственные расходы учитывают на счете 26, не используя при этом счет 20.
По счетам 25, 26 ведут также аналитический учет. Субсчета открывают для каждого цеха, а также по отдельным статьям общехозяйственных расходов. При заполнении бухгалтер основывается на данных первичной документации и прочих разработанных предприятием форм учетных регистров. Дополнительно ведут ведомости № 12 и 15 для учета общепроизводственных и общехозяйственных затрат.
Типовые проводки по дебету счетов 25, 26
Учет общепроизводственных расходов включает в себя сбор информации о статьях затрат на содержание, обслуживание и выполнения нужд основного и вспомогательного производства. Использование 26 счета преследует те же цели, только фиксируются суммы административно-управленческих расходов. В течение определенного периода собирается в дебете счетов 25 и 26 необходимая информация.
При этом могут быть осуществлены такие проводки Дт 25/26:
Кроме рассмотренных контировок могут быть применены и другие. Главное, не нарушать принцип двойной записи и следовать правилу активного счета: зачисление в дебете, списание – в кредите.
Операции по кредиту: списание общепроизводственных расходов
В инструкции по использованию типового плана счетов сказано, что собирательные синтетические счета 25 и 26 обязательно должны быть закрыты на конец месяца. Это требование означает, что все дебетовые суммы относят на счет 20 (или 90 для общехозяйственных расходов). Бухгалтер запишет проводки наподобие:
В зависимости от того, в кредит какого счета относят данные дебетовых оборотов общехозяйственных расходов, формируется полная или производственная себестоимость изделий.
Производственная себестоимость
Затраты, возникающие в связи с обслуживанием или содержанием производственных объектов, могут быть отнесены на конечный результат пропорционально заданной учетной политикой величине. Распределение общепроизводственных расходов преследует цель вычислить себестоимость единицы продукции на выходе из цеха с учетом всех затрат промышленного цикла.
Распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов при применении данного способа происходит по-разному: с 25 счета суммы списывают в 20-й счет, а с 26 – в 90. Таким образом, административно-управленческие и прочие накладные расходы в части общехозяйственных не входят в состав производственной себестоимости, а относятся непосредственно к финансовому результату.
Это один из методов, который может быть применен на предприятии. Показатели производственной себестоимости позволяют анализировать рентабельность того или иного цеха и регулировать величину затрат на выпуск отдельных видов продукции.
Себестоимость и налогообложение
Чтобы не создавать дополнительные регистры для целей налогового учета, накладные расходы лучше учитывать по полной производственной себестоимости. Способ предполагает списание в дебет счета 20 как общепроизводственных, так и общехозяйственных расходов. Выбор бухгалтером метода отнесения косвенных затрат на себестоимость изделий должен основываться в первую очередь на положениях учетной политики предприятия.
Общепроизводственные расходы (счет 25) и затраты на общехозяйственные нужды в совокупности с данными счета 20 составляют основную часть размера себестоимости изготавливаемой продукции. Данные используют как в целях учета и анализа финансовой деятельности предприятия, так и для данных налоговой службы.
Учет затрат у застройщика при строительстве хозяйственным способом
Нередко строительно-монтажные работы по ремонту, реконструкции, модернизации зданий и сооружений выполняются собственными силами организации. В этом случае речь идет о хозяйственном способе строительства. Рассмотрим особенности учета затрат у застройщика при таком строительстве.
1. Документальное оформление строительных работ, выполняемых собственными силами
При выполнении хозяйственным способом строительных работ по ремонту, реконструкции, модернизации зданий и сооружений застройщик несет расходы в виде стоимости материалов и оборудования, используемых на эти цели, сумм начисленной заработной платы работников, выполняющих работы, и т.д. Указанные затраты отражаются в бухучете на основании составляемых в организации ПУД по списанию материалов, начислению заработной платы и иных документов. Если формы таких ПУД не установлены законодательно, организация вправе разработать их самостоятельно, закрепив их в учетной политике (абз. 4 п. 4 ст. 9, п. 1 — 5 ст. 10 Закона № 57-З).
Строительно-монтажные работы, выполняемые собственными силами застройщика (хозяйственным способом), предусмотрено оформлять актом формы С-2а. При этом сами акты в бухучете не отражаются, а используются для соблюдения соответствия норм расхода материалов по работам (абз. 3 ч. 1 п. 9 Инструкции № 29, подп. 14.5 Инструкции № 10).
Если в процессе строительства в том числе привлекаются подрядные организации, то к хозяйственному способу строительства относится та часть работ, которая выполнена собственными силами застройщика. Работы, выполненные подрядчиком по текущему ремонту, оформляются актом формы С-2а, а по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации в установленных случаях предусмотрено составлять акт формы С-2б (абз. 6 п. 2 Инструкции № 10; абз. 2 ч. 1 п. 9, ч. 1 п. 10 Инструкции № 29).
2. Особенности учета затрат на ремонт, реконструкцию, модернизацию, выполняемых хозспособом
Затраты на текущий и капитальный ремонт зданий, сооружений относятся к текущим расходам организации и в бухучете признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены. Учет затрат на ремонт, выполняемый собственными силами, ведется в общем порядке (ч. 2 п. 20 Инструкции № 26; абз. 6 ч. 1 п. 2, 8 Инструкции № 102).
При реконструкции, модернизации объектов недвижимости хозяйственным способом прямые и косвенные затраты на выполнение строительно-монтажных работ и работ по монтажу учитываются застройщиком по статьям (п. 14 Инструкции № 10):
– «Заработная плата рабочих основного производства»;
– «Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов»;
– «Прочие прямые затраты»;
– «Косвенные общепроизводственные затраты».
В статью «Материалы» включается стоимость израсходованных на производство строительных работ строительных материалов согласно сметным нормам. В статью «Заработная плата рабочих основного производства» относятся затраты, связанные с оплатой труда основных производственных рабочих по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, дополнительная заработная плата (в том числе надбавки всех видов) и премии за производственные результаты, выплачиваемые рабочим основного производства. На статью «Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов» относятся затраты на содержание и эксплуатацию собственных и арендованных строительных машин и механизмов. Вышеуказанные статьи расходов, как правило, можно отнести к прямым затратам (подп. 14.1, 14.2, ч. 1 подп. 14.3 п. 14 Инструкции № 10).
Иные затраты, прямо относящиеся к конкретному объекту учета, включаются в статью «Прочие прямые затраты». Следует отметить, что прямые затраты, произведенные при выполнении строительных работ хозяйственным способом, включаются в стоимость строительных работ по объекту учета с учетом сметных норм расходования материальных и трудовых ресурсов, эксплуатации строительных машин и механизмов (подп. 14.4, ч. 1 подп. 14.5 п. 14 Инструкции № 10).
Обоснованность понесенных затрат подтверждается экономическими расчетами, произведенными соответствующими специалистами застройщика (инженерами, экономистами). Решение о включении в стоимость объекта учета затрат, превышающих сметные нормы расходования материальных и трудовых ресурсов, эксплуатации строительных машин и механизмов, принимается руководителем застройщика или иным уполномоченным им лицом (ч. 2 подп. 14.5 п. 14 Инструкции № 10).
Как в бухучете отразить прямые и косвенные затраты при выполнении работ по реконструкции, модернизации хозяйственным способом, читайте в ilex.
Что такое в смете охр и опр
ОХР и ОПР. Словарь сметчика. Основы сметного дела. Электронный бератор.
ОХР и ОПР определяются по процентной норме, утверждаемой Минстройархитектуры в установленном порядке, от суммы заработной платы рабочих и машинистов, занятых на строительных работах, а для пусконаладочных работ – от заработной платы работников, выполняющих пусконаладочные работы.
Нормы ОХР и ОПР подразделяются на:
Укрупненные или индивидуальные нормы ОХР и ОПР, которые разработаны проектными организациями, утверждаются в составе ПСД.
В примерный перечень статей ОХР и ОПР включены:
К нормам ОХР и ОПР применяются коэффициенты:
1,1 – при выполнении строительных, монтажных, специальных и пусконаладочных работ по реконструкции (модернизации) зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций или замене их участков (кроме объектов жилищного фонда), а также применяется при возведении частей зданий, сооружений (пристраиваемых, надстраиваемых и т.д.), имеющих одно функциональное назначение с реконструируемым зданием, сооружением.
Применение ОХР, ОПР и плановой прибыли. В помощь сметчику. Электронный бератор. Сметное дело.
В декабре 2014 г. (при плюсовой температуре) на предприятии выполнялись работы по ремонту отмостки вокруг административного здания (объект «Текущий ремонт благоустройства»). Источник финансирования – собственные средства предприятия. Подрядчик представил акты выполненных работ на проверку заказчику. Нормативы расхода ресурсов в актах выполненных работ приняты в т.ч. по сборнику нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на строительные конструкции и работы № 27 «Автомобильные дороги» (НРР 8.03.127-2012 утвержден приказом Минстройархитектуры от 23.12.2011 № 450, в редакции от 30.01.2015 № 27), а именно: Е27-56-1 «Устройство основания под тротуары из кирпичного или известнякового щебня толщиной 12 см»; Е27-253-1 «Устройство сборных покрытий из плит тротуарных с наибольшими габаритами размером в плане до 300 мм включительно».
Какую норму общехозяйственных и общепроизводственных расходов, плановой прибыли (далее – ОХР, ОПР и ПП соответственно) правильно будет применить на данные работы: как на дорожные работы или как на общестроительные работы?
ОХР и ОПР – сумма средств, предназначенных для возмещения затрат подрядным организациям в строительной деятельности, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием, нормируемых в процентах от величин заработной платы рабочих и заработной платы машинистов (п. 1.3 Методических рекомендаций о порядке разработки и утверждения норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли, применяемых при определении сметной стоимости строительства и составлении сметной документации, утвержденных постановлением Минстройархитектуры от 23.12.2011 № 59 (далее – Методические рекомендации № 59)).
Ежегодно в декабре в Методические рекомендации № 59 Минстройархитектуры вносятся изменения по согласованию с Межведомственной комиссией по ценообразованию в строительстве, образованной при Минстройархитектуры и Минэкономики, в части уточнения норм ОХР, ОПР и ПП на следующий год.
Нормы ОХР, ОПР и ПП для строительных, монтажных, специальных и пусконаладочных работ при возведении, реконструкции, ремонте и реставрации объектов подрядным способом на 2014 г. приведены в приложении к постановлению Минстройархитектуры от 26.12.2013 № 46. Нормы ОХР, ОПР и ПП приведены в процентах (от суммы величин заработной платы рабочих и заработной платы машинистов) в зависимости от видов работ.
При строительстве объектов в г. Минске ОХР и ОПР определяются с применением коэффициентов, учитывающих соотношение статистической заработной платы по республике и г. Минску: в размере 0,94 – к норме ОХР и ОПР, в размере 0,87 – к норме ПП.
Кроме того, письмом РУП «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве» от 03.10.2014 № 09-2750 «О порядке применения ОХР, ОПР и плановой прибыли» дано разъяснение о том, что нормы ОХР, ОПР и ПП имеют привязку к видам работ, а не к конкретным сборникам.
Следовательно, в данном случае следовало применить нормы:
Валентина Быстримович, инженер
Порядок применения норм ОХР и ОПР. — Студопедия.Нет
При составлении сметной документации на строительство объектов величина ОХР и ОПР определяется в локальных сметах, ресурсно-сметных расчетах по утвержденной укрупненной норме или норме, разработанной проектной организацией в составе проекта и приводится в конце локальной сметы отдельной строкой.
При расчетах за выполненные работы применяется укрупненная или индивидуальная норма ОХР и ОПР, учтенная в сметной документации, или индивидуальная норма, разработанная подрядной организацией.
Порядок определения и применения норм плановой прибыли.
Норма плановой прибыли учитывает статьи затрат:
налог на недвижимость; пополнение собственных оборотных средств;
средства на потребление; средства на накопление; налог на прибыль.
Укрупненные нормы плановой прибыли разрабатываются по видам строительных работ (в приложении А к Методическим рекомендациям).
Индивидуальные нормы плановой прибыли определяются подрядными организациями на основе расчетов.
Норма плановой прибыли устанавливается в процентах от суммы ЗП рабочих и ЗП машинистов, заработной платы работников, занятых на пусконаладочных работах.
При составлении сметной документации на строительство объектов величина плановой прибыли определяется в локальных сметах, ресурсно-сметных расчетах по утвержденной норме от суммы величин ЗП рабочих и ЗП машинистов и приводится в конце локальной сметы отдельной строкой.
При строительстве объектов хозяйственным способом норма плановой прибыли не применяется. Расходы, не учитываемые в нормах плановой прибыли (приложение Г к Методическим рекомендациям).
Порядок утверждения норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли.
Укрупненные нормы общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли, разработанные РНТЦ, утверждаются МАиС, приведены в приложении Д для применения при определении сметной стоимости строительства и составлении сметной документации в соответствии с Инструкцией №51.
Перечень видов строительных и иных специальных монтажных работ, на которые разрабатываются укрупненные нормы ОХР и ОПР и плановой прибыли:
1. Строительные работы 2. Монтаж сборных железобетонных конструкций при строительстве каркасных зданий и объектов крупнопанельного домостроения для:
3. Монтаж металлических конструкций каркасных зданий. 4. Монтажные и специальные работы. 5. Работы по ремонту зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и устройству территорий. 6. Реставрационно-восстановительные работы.
7. Пусконаладочные работы.
Расходы, не учитываемые в нормах ОХР и ОПР, но относимые на ОХР и ОПР:
1. Налоги, сборы (пошлины), другие обязательные платежи в республиканский и (или) местные бюджеты (в том числе в государственные целевые бюджетные фонды), в государственные внебюджетные фонды.
2. Отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий и сооружений, производимые в размере средств, предусмотренных на их возведение.
3. Расходы, относящиеся к деятельности подрядчика и возмещаемые заказчиками строек за счет прочих средств.
Примерный перечень статей ОХР и ОПР:
Административно-хозяйственные расходы
Расходы на обслуживание работников строительства
Расходы по организации работ на строительных площадках
Прочие общехозяйственные и общепроизводственные расходы
Затраты, связанные с инфраструктурой строительно-монтажной организации.
Локальные и объектные сметы в текущем уровне цен
Локальные и объектные сметы составляются в соответствии с главами 3 и 4 Инструкции о порядке определения стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (утверждена Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 18.11.2011 № 51).
Локальные сметы (локальные сметные расчеты) составляются на отдельные виды работ, предусмотренные проектной документацией, и включают нормы затрат труда рабочих и машинистов в человеко-часах, нормы времени эксплуатации машин и механизмов в машино-часах, нормы расхода материалов, изделий и конструкций в физических единицах измерения и их стоимостное выражение, а также других расходов, относимых на строительство объекта. Локальные сметы (локальные сметные расчеты) составляются по форме со-гласно приложению 1 к Инструкции № 51 и включают в себя сметную стоимость ресурсов, цены на которые определяются в следующем порядке:
-цена одного человеко-часа определяется по данным Национального статистического комитета о номинальной начисленной среднемесячной заработной плате по строительству на первое число месяца, предшествующего дате разработки сметы, в среднем по Республике Беларусь (за исключением г.Минска) и нормативного рабочего времени 170 часов в месяц, для строительства в г.Минске – по среднемесячной заработной плате для г.Минска. Данная среднемесячная заработная плата принимается как заработная плата рабочего четвертого разряда;
-цена одного машино-часа определяется на основании цен, рассчитываемых по перечню машин и механизмов, приведенных в нормативах расхода ресурсов, с учетом данных мониторинга. Стоимость одного машино-часа машин и механизмов, отсутствующих в перечне нормативов расхода ресурсов, определяется расчетным путем;
-цена материалов определяется на основании текущих цен с учетом данных мониторинга. При отсутствии данных мониторинга по ценам на материальные ресурсы – по текущим ценам производителя материалов на территории республики, а в случае отсутствия производителя – поставщика материалов;
-транспортные расходы, включая и заготовительно-складские расходы, определяются от стоимости материалов по процентной норме;
-стоимость оборудования, мебели, инвентаря определяется на основании спецификаций, входящих в состав проектной документации, исходных данных заказчика, в том числе содержащих текущие цены, включающих отпускную цену с учетом стоимости запасных частей и средств на тару и упаковку. В стоимость оборудования включаются расходы, связанные с приобретением, хранением и транспортировкой, на основании данных о расстоянии перевозок и соответствующих тарифах. При отсутствии данных о расстоянии перевозок и тарифах расходы, связанные с приобретением, хранением и транспортировкой, определяются в размере 2 % от стоимости оборудования.
-общехозяйственные и общепроизводственные расходы определяются по процентной норме, утверждаемой Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь в установленном порядке, от заработной платы рабочих и машинистов, рассчитанной исходя из стоимости человеко-часа;
-плановая прибыль определяется по процентной норме, утверждаемой Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь в установленном порядке, от заработной платы рабочих и машинистов, рассчитанной исходя из стоимости человеко-часа.
Объемы работ при составлении локальных смет (локальных сметных расчетов) определяются на основании проектной документации или дефектного акта и технической части сборников нормативов расхода ресурсов.
Стоимость выполнения отдельных видов работ, нормы на которые отсутствуют в сборниках нормативов расхода ресурсов, определяется на основании индивидуальных норм расхода ресурсов разработка которых осуществляется в составе проектной документации.
В случаях, когда в соответствии с проектом осуществляется снос, а также работы по разборке материалов на объектах реконструкции, реставрации и ремонта, в результате которых намечается получить материалы, пригодные для повторного применения, или производится попутная строительству добыча отдельных материалов (камень, гравий, лес и др.), за итогом локальных смет (локальных сметных расчетов) приводятся возвратные суммы, не исключаемые из итога локальной сметы (локального сметного расчета) и показываемые отдельной строкой под названием «Возврат материалов».
Применение поправочных коэффициентов к ОХР и ОПР. В помощь сметчику. Электронный бератор. Сметное дело.
Какой коэффициент применяется к нормам общехозяйственных и общепроизводственных расходов при выполнении внутренних санитарно-технических работ в сельской местности?
Общехозяйственные и общепроизводственные расходы – это сумма средств, предназначенных для возмещения затрат подрядчика в строительной деятельности, т.е. расходы, которые связаны с организацией производства, его управлением и обслуживанием. Применение норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов для строительных, монтажных, специальных и пусконаладочных работ при возведении, реконструкции, ремонте и реставрации объектов при формировании стоимости строительства установлено Методическими рекомендациями о порядке разработки и утверждения норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли, применяемых при определении сметной стоимости строительства и составлении сметной документации, утвержденными постановлением Минстройархитектуры от 23.12.2011 № 59, в редакции от 29.12.2014 № 53.
Согласно приложению Д к Методическим рекомендациям № 59 при выполнении строительных и иных специальных и монтажных работ подрядным способом к нормам общехозяйственных и общепроизводственных расходов применяются следующие поправочные коэффициенты:
Письмом Минстройархитектуры от 13.05.2014 № 10-04/3665 «О разъяснении по применению коэффициента 1,1 к нормам накладных (общехозяйственных и общепроизводственных) расходов» определен порядок применения коэффициента 1,1 к нормам общехозяйственных и общепроизводственных расходов при составлении сметной документации и определении стоимости реконструкции объектов строительства.
Елена Кутас, начальник производственно-технического отдела