Что такое хутба в исламе
Молчите во время хутбы!
Виды хутбы
Хутба читается для разных молитв: хутба для пятничной молитвы, в день Ураза-байрам, в день затмения солнца и луны, для молитвы прошения дождя, а также в хадже: в седьмой день месяца зуль-Хиджа, который называется «аз-Зинат», в местности Нумрат в девятый день месяца зуль-Хиджа, то есть в день «Арафа», в Мина в день Курбан-байрама, а также в Мина на двенадцатый день месяца зуль-Хиджа (из книги «Ианат ат-Талибин»).
Пятничная хутба и её важность
«Не совершайте пятничную молитву, не совершив две хутбы» (имам аль-Бухари).
Каждый мусульманин, наверно, видел, как имам мечети во время пятничной молитвы поднимается на высокое место (минбар), чтобы провозгласить проповедь (хутбу) на арабском языке, после того как он (имам) совершил проповедь на русском или на своём родном языке.
Наверно, многие думают, как у нас это бывает: «Что это такое?», «Зачем совершать проповедь на арабском языке, мы же всё равно не понимаем, что он говорит», а некоторые просто не слушают, а отвлекаются в разговорах по сторонам. Хоть мы и не видим чего-то особенного в хутбе и не уделяем ей должного внимания, однако имам не будет делать то, что не является необходимым или, по крайне мере, желательным для пятничной молитвы.
Иначе говоря, зачем имаму подниматься на минбар, тратить своё и чужое время и силы для того, чтобы совершить ненужное? Но раз он так поступает, значит, есть в этом что-то нужное. Так что же?
Да, важнейшими обязательными составными частями пятничной молитвы являются две хутбы, без которых пятничная молитва не получается. И у хутбы есть свои пять обязательных составных частей (арканов) и семь условий (шурут), которые приводятся в любой книге о намазе.
Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал две хутбы в пятничный день и садился между ними» (имам аль-Бухари).
То есть в этом достоверном хадисе говорится, что Пророк (мир ему и благословение) не совершал пятничную молитву, не совершив обе хутбы.
Также он сказал: «Не совершайте пятничную молитву, не совершив две хутбы» (имам аль-Бухари). И сказал: «Удлиняйте ваши молитвы (в стояниях перед Аллахом) и укорачивайте хутбы (то есть не растягивайте на более длительное время, чем сама молитва)» (имам Муслим). Из приведённых хадисов ясно, что без хутб молитва не получается.
Разговор при хутбе.
Во время хутбы разговаривать не запрещено, но крайне желательно соблюдать молчание да бы не лишиться полного вознаграждения пятничной молитвы.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если кто скажет (что-либо) во время хутбы имама, даже слово «молчи!», то он пустословит, а кто пустословил во время хутбы, тот упустил пятничную молитву (полноценное вознаграждение пятничной молитвы)», (имам аль-Бухари, № 934; имам Муслим, № 851).
Также имам аль-Газали в книге «Аль-Ихъя» пишет: «Однажды, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал хутбу, Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) спросил у Убайю (да будет доволен им Аллах): “Когда была ниспослана эта сура из Корана (которую читал Пророк (мир ему и благословение) во время хутбы)?” В ответ тот указал жестом, что нужно молчать. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спустился с минбара, завершив хутбу, Убайю (да будет доволен им Аллах) сказал Абу Зарру (да будет доволен им Аллах): “Можешь уходить, у тебя пятничная молитва аннулировалась (лишился полного вознаграждения)”. Тогда Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) пожаловался Пророку (мир ему и благословение), но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: “Прав Убайю”» (№ 1/240).
Что же касается ситуации, когда приходится предупредить об опасности, угрожающей слепому человеку, или спасать кого-либо, то в этом случае разговор не запрещён вообще (ни по одному из мнений)» (книга «Канзу ар-Рагибин»).
В пользу отсутствия запрета разговора во время хутбы приводится хадис Пророка Мухаммада, которое передается от Анаса: «Один человек зашел в мечеть в то время, когда пророк Мухаммад (мир ему и благословение) читал пятничную хутбу, и спросил посланника Аллаха, – когда наступит судный день? Тогда присутствующие стали жестами указывать этому человеку чтоб он помолчал. Но он не обратил внимание на их указание и повторил вопрос еще дважды. После третьего раза Пророк Мухаммада (мир ему и благословение) его спросил, – что ты подготовил для судного дня? – Любовь к Аллаху и его Посланнику (мир ему и благословение), ответил он. Тогда пророк (мир ему и благословение) сказал: – Тогда ты будешь вместе с теми кого ты полюбил». Из этого хадиса понимается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не запретил ему разговаривать во время хутбы.
Согласно достоверному мнению желательно читать мольбу чихнувшему человеку во время хутбы и ответить его мольбе тем, кто рядом. А ответить во время хутбы саламу, является обязательным.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Хутба
Хутба (араб. خطبة) — речь духовного предводителя, произносимая, например, в мечети, главная цель которой — назидание и наставление присутствующих на ней.
Хутба произносится в следующих случаях:
— перед совершением пятничной (Джум‘а) молитвы-намаза,
— после совершения праздничных молитв-намазов,
— во время совершения паломничества (хадж),
— во время бракосочетания (никях),
— после совершения молитвы по случаю солнечного или лунного затмений,
— после совершения молитвы об испрашивании дождя в связи с засухой.
Произнесение хутбы в вышеприведенных случаях не является строго обязательным действием, а в некоторых случаях, по мнению некоторых ученых-богословов, вообще может не произноситься. Исключение составляет хутба перед совершением пятничной молитвы (Джум‘а), произнесение которой — главное условие действительности этой молитвы. Кроме этого, пятничная хутба, в отличие от остальных, произносится с соблюдением некоторых столпов и требований, выполнение которых обязательно[1].
Аудио записи птяничных хутб вы можете послушать на нашем сайте umma.ru в разделе «Аудио» или в подкастах iTunes, Вконтакте, Soundcloud. А видео запись на нашем канале tvumma в YouTube.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Хутба // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 19. С. 176–189.
Мы в социальных сетях:
© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью
Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.
Хутба
Полезное
Смотреть что такое «Хутба» в других словарях:
Хутба — (араб. خطبة) мусульманская проповедь, совершаемая имамом во время пятничного полуденного бо … Википедия
хутба — проповедь, молитва Словарь русских синонимов. хутба сущ., кол во синонимов: 2 • молитва (43) • пропо … Словарь синонимов
ХУТБА — (араб.) у мусульман проповедь, которая произносится (обычно имамом) в мечети во время пятничного богослужения и некоторых праздников … Большой Энциклопедический словарь
хутба — [خطبه] а. д. мавъизае, ки дар намози ҷумъа ва дар идҳо хонда мешавад; умуман, ваъз, мавъиза 2. муқаддима, сароғози китобҳо, ки дар ҳамду наът баён меёбад; хутба хондан ваъз кардан; хутба ба номи касе хондан дар хутбаҳо зикр кардани номи подшоҳе… … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
хутба — (араб.), у мусульман проповедь, которая произносится (обычно имамом) в мечети во время пятничного богослужения и некоторых праздников. * * * ХУТБА ХУТБА (араб.), у мусульман проповедь, которая произносится (обычно имамом (см. ИМАМ)) в мечети во… … Энциклопедический словарь
Хутба — (араб.) у мусульман молитва, читаемая специальным лицом хатибом во время пятничного полуденного богослужения, а также в дни больших праздников (Курбан байрам, ураза байрам) и по особым случаям (о даровании победы мусульманскому воинству,… … Большая советская энциклопедия
хутба — х утба, ы … Русский орфографический словарь
ХУТБА — (араб. проповедь) му сульм. молитва, читаемая гл. муллой в мечети в дни курбан байрама. ураза байрама, во время пятничных богослужений, в также во время неурожаев, эпидемий и т. д … Атеистический словарь
бухта — хутба … Краткий словарь анаграмм
Путь Красноречия — Страница из оригинального текста Путь Красноречия (араб. نهج البلاغة Нахдж аль Балага … Википедия
Хутба: что это такое и когда её читают
Хутба (проповедь) представляет собой первичную форму распространения религиозных знаний в рамках исламской традиции. Это действие регулярно происходит во время пятничных намазов и обеих праздничных молитв. Чтение хутбы предусмотрено соответствующими решениями всех богословско-правовых школ внутри ислама.
Распространение знаний об исламе может происходить через несколько форм – вагаза (наставления), дарса (в переводе с арабского – «урок») и собственно хутбы.
Во время пятничной молитвы имам мечети, как правило, читает вагаз верующим на какую-то актуальную тему. Он может это делать либо до самого намаза, либо после первых четырёх ракаатов сунны. Дарс представляет собой обычный урок в медресе либо на примечетьских курса, которые может проводить имам либо его помощники.
Как читается хутба
Хутба следует после второго азана. Имам взбирается на минбар, откуда произносит текст проповеди. Она состоит из двух частей, которые разделяет пауза. В это время имам присаживается на ступеньки минбара.
При чтении имамом хутбы верующим нельзя разговаривать, совершать молитвы в ранге сунны и нафль, есть и пить, а также читать Священный Коран. Всё внимание должно быть обращено к предстоятелю праздничного либо пятничного намаза.
Приведём примерный текст хутбы, которые может различаться в зависимости от предпочтений самого имама. Однако несколько моментов в проповеди должны быть обязательно: хвала Всевышнему, салават (прославление Заключительного Его посланника, с.г.в.), чтение некоторых аятов Священного Корана, наставление на богобоязненность, дуа (молитва). В нижеприведённом примере все эти элементы присутствуют.
Текст хутбы (пример)
Первая хутба
«Аль-хэмду лилЛэхи-л-лэзии хадаанээ лил-иимэни уэль-ислээм, уэ джэ’элэнээ мин уммэти Мухаммадин ‘аляйхи-с-саляяту уэль-ислээм. Уэ фэддалэ-л-джуму’атэ ‘аля саааири-ль-аййями кэмээ джэээ’а филь-ахбаари анналь-джуму’ата саййидуль-аййами. Уэ ашхаду аллэ илэхэ иллэ-л-Лаху уахдаху лээ шэриикэ лэху, шэхэдэтэн муусылэтан иля дээри-с-саляям уэ ашхаду аннэ Мухаммадан ‘абдуху уэ расуулуху сэййидуль-анаам, салля-л-Лахy Та’ааля ‘аляйхи уэ ‘аля аалихи уэ асхаабихи-ль-барарати-ль-кэриим. Хусуусан минхум ‘аля Аби Бакр ас-Сиддыйк уэ ‘Умар аль-Фаруук, уэ ‘Усман Зин-н-Нурайн уэ ‘Али аль-Муртада-ль-аиммати. Ридвану-л-Лахи Та’аалэ ‘аляйхим аджма’иин.
Амма ба’д:
Йа аййуха-н-насу, усыыкум битэкъуэ-л-Лахи уэ нэфсии аууэлэн битэкъуэ-л-Лэхи. А’узу бил-Лэхи мина-ш-шайтани-р-раджим. Иннэ-л-Лэха мэ’э-л-лээзиинэ-т-такау-уа-л-лэзиинэ хум-мухсинун.
Фэ иннэ хайраль-хэдиси китабул-Лахи уэ хайрал-хадйи хадйу Мухаммадин, салляЛлаху алэйхи уэ саллям, уэ шарраль-умури мухдэсэтуха уэ кулля мухдэсэтин бид’этун уэ куллэ бид’этин далэлэтун уэ кулля далэлэтин фи-н-нээр.
Бээрака-л-Лаху лэнээ уэ лэкум филь-Кур’ани-ль-Кэрими уэ нэфэ’анээ уэ иййякум биль-айаати уэ зикри-ль-хакиим. Иннэху хууэ-ль-Гафуур-р-рэхииму-ль-джавааду-ль-кэрииму-ль-‘Алиййу-ль-‘Азыйму-с-Сами’уд-ду’ааи».
Перевод: «Хвала Всевышнему Аллаху, Который ведёт нас по прямому пути к вере и исламу и сделал нас одной уммой (общиной) Мухаммада, мир ему и благословение. Он превознёс пятницу над остальными днями подобно тому, как сделал пятницу господином дней. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет Ему никаких сотоварищей. Свидетельствую также, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит его и его семью и близких Всевышний. В особенности, Абу Бакра ас-Сиддыйка, Умара аль-Фарука, Усмана Зин-Нурайни и Али Муртада. Пусть им всем будет довольство Аллаха.
И далее: О люди, доношу до вас с боязнью Аллаха. Прибегаю ко Всевышнему от наущений со стороны побиваемого камнями Дьявола. Воистину, Аллах c теми, кто является богобоязненным и совершает благие поступки.
И воистину, наилучшими речами являются Книга Всевышнего Аллаха, а наиболее цельный и правильный путь – это дорога Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Наихудшим из дел является нововведение, потому как любое нововведение представляет собой разновидность ереси. А каждая ересь есть ничто иное как заблуждение. Все заблуждения ведут в огонь Ада.
Благодеяние от Всевышнего Аллаха нам и вам в Священном Коране. Польза нам и вам от аятов и поминания Правителя. Воистину Он Прощающий и Милосердный, Великий и Щедрый, Услышавший нашу мольбу».
Далее следует сидение, после которого читается следующая хутба:
Вторая хутба
«Иннэ-ль-хэмду лилЛэхи, нахмадуху уэ настэ’иинуху уэ настэгфируху уэ на’ууду билЛэхи мин шуруури анфусинээ уэ мин сэййинаати а’маалинээ йахдихи-л-Лэху фэлээ мудыллэ лэху. Уэ мэййудлил фэлээ хээдийа лэху. Уэ ашхаду аллэ илэхэ иллэ-л-Лаху вахдаху лээ шэриикэ лэху уэ ашхаду аннэ Мухаммадан ‘абдуху уэ расуулуху.
Йаа аййуха-л-лазиинэ эмэну-т-такъу-л-Лахa хаккъа тукъаатихи, уэ лээ тамутуннэ иллэ уэ антум-муслимуун (3:102). Йаа аййуха-н-наасу-т-такъуу Раббэкумул-лэзии халакакум-мин-нэфси уээхидэти уэ халяка минхэ завджаха уэ басса минхумэ риджэлэн-кэсира уэ-н-нисаа. Уэт-такул-Ллахаль-лязи тэсааа-алюнэ бихи уэль-архам. Иннал-Лаха кэнэ ‘алэйкум ракыйбаа. (4:1) Йаа аййухэль-лэзиина ааману-т-такъул-Лаха уэ куулуу каулэн-садиидаа, йуслихлэкум а’маалэкум уэ йагъфирлэкум зунуубакум, уэ май-йуты’и-л-Лэха уэ расуулэху факадэ фааза фаузан ‘азыыма (33:70-71)».
Перевод: «Хвала Всевышнему Аллаху, Которого мы нескончаемо восхваляем и к Которому прибегаем, взывая о помощи, и просим прощения. Мы просим у Аллаха покровительства от злой стороны наших душ и неблагопристойных дел. Тот, кому посчастливилось быть ведомым Аллахом по верному пути, не будет сведён в заблуждение кем бы то ни было. Тот же, кто уйдёт с дороги праведников, увы, не будет введён на путь истины. Произношу слова свидетельства о том, что нет никого, кто был бы достоин поклонения, кроме Всевышнего Аллаха, Единственного, Которому нет никакого сотоварища. А также свидетельствую, что Мухаммад является Его рабом и посланником.
«Те, кто уверовал [во Всевышнего и Его посланника Мухаммада], страшитесь Аллаха подлинной богобоязненностью и не уходите в мир иной, не став мусульманами!» (Отрывок из суры «Семейство Имрана», 3:102)
«Люди, проявляйте богобоязненность по отношению к вашему Господу, Который создал вас из одной души, а позже распространил от неё большое количество мужчин и женщин. Страшитесь Аллаха, о котором вы расспрашиваете друг у друга. Воистину, Всевышний наблюдает за вами» («Женщины», 4:1).
«О те люди, кто уверовал, бойтесь Творца и произносите благочестивые слова [и выражения]. Он улучшит положение ваших дел и дарует прощение за ваши грешные поступки. Тот, кто выражает покорность Всевышнему Аллаху и Его посланнику, пришёл к величайшему успеху» («Сонмы», 33:70-71).
Пример того, как читается хутба в мечети.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Составные части и условия хутбы
Составных частей (арканы) Хутбы – пять:
1. Восхваление Аллаха словами «Альхамд», следовательно, достаточно сказать:
2. Чтение салавата на пророка Мухаммада (ссалля Ллагьу гlалайгьи ва саллям) словами «Салят», следовательно, достаточно сказать:
والصلاة على رسول الله
3. Завещание о богобоязненности любым текстом назидания.
Эти три составные части обязательны для обеих Хутб.
4. Чтение аята, содержащего в себе законченный смысл в одной из обеих Хутб. Но его желательно прочитать в первой Хутбе. Если прочесть аят с незаконченным смыслом, то этого не будет достаточно. Например:
(смысл)… «Затем он подумал» (сура «аль-Муддасир», аят 21).
Хотя этот аят является законченным предложением, чтение одного лишь этого аята в Хутбе не является достаточным, ибо смысл не закончен.
5. Чтение дуа (молитвы) за правоверных именно во второй Хутбе. Желательно также делать дуа за правителей мусульман, чтобы они придерживались истины и способствовали распространению справедливости.
Несоставных условий (шуруты) хутбы – девять:
1. Хутба должна проводится на арабском языке. Если жители одного населенного пункта не могут прочесть Хутбу на арабском, то хотя бы один человек из их числа обязан выучить ее на арабском. Если по происшествии времени, необходимого для выучивания Хутбы на арабском никто из них не будет способен читать Хутбу на арабском, то все жители этого населенного пункта впадают в грех, считается, что они совершают не джума-намаз, а обеденный намаз. Если один из них все-таки выучит Хутбу на арабском, он обязан ее прочитать на арабском, и соответствующие сорок человек должны услышать её и знать, что это назидание. Имаму желательно время от времени переводить джамаату Хутбу, которую он читает на арабском, чтобы напоминать людям, что Хутба – это назидание.
2. Необходимо соблюдать непрерывность. Не допускается долгое молчание между составными частями хутбы.
3. Хутба, как и намаз, должна быть прочитана во время обеденного намаза.
4. Если человек, читающий Хутбу (далее хатыб), способен стоять, то он должен читать Хутбу стоя. Если имам не способен стоять, то ему разрешается читать Хутбу сидя.
5. Между обеими Хутбами хатыб обязан полноценно посидеть. Если же он сядет и сразу встанет, то этого недостаточно, следовательно, и Хутба не будет считаться действительной. Если хатыб не может стоять и читает Хутбу сидя, то он не должен ложиться между Хутбами, достаточно того, что он чуточку помолчит.
6. Хатыб должен доводить обязательные части Хутбы до слуха хотя бы сорока мужчин, пригодных для совершения джума-намаза. Если хотя бы кто-нибудь из этих сорока человек не услышат необходимые части, то Хутба не считается действительной. Всем посетителям джума-намаза следует слушать хутбу, ибо есть ученые, которые говорят, что это обязательно. Запрет или нежелательность молчания начинается с момента, когда вошедший в мечеть сядет на определенное место, но если кто-то поприветствует его словами салама, то он обязан ответить.
7. Хатыб должен быть в полном омовении.
8. Тело, одежда хатыба и место, где он стоит, должны быть чистыми.
9. Хатыб должен прикрыть свой аврат.
Желательные действия хутбы:
— хатыбу желательно подняться на минбар или на любое возвышенное место;
— когда имам приходит в мечеть и доходит до минбара, он приветствует сидящих вокруг людей;
— затем он поднимается на минбар и поворачивается к джамаату;
— потом он приветствует джамаат саламом и садится;
— затем муэдзин читает азан;
— джамаат должен ответить на салам имама в обоих случаях;
— желательно что бы хутба была красноречивой, легко понимаемой и короткой;
— не следует поворачиваться направо и налево;
— джамаат в свою очередь должен слушать его, повернувшись в его сторону;
— читая хутбу, желательно левой рукой опираться на посох, а правой рукой держать край минбара;
— желательно сидеть между хутбой время, необходимое для чтения суры аль-Ихляс;
— после хутбы муэдзин приступает к чтению икамат;
— имаму следует поторопиться, чтобы достичь места своего намаза до того, как муэдзин закончит читать икамат;
— в первом ракаате джума-намаза желательно прочесть суру аль-Аъла (сура номер 87), во втором ракаате желательно читать суру аль-Гашия (сура номер 88).
Ахмад Магомедов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.