Что такое художник бутафор

Что такое художник бутафор

Бумажные «подделки»

Чаще всего театральную бутафорию изготавливают из папье-маше, мастики, дерева, металла, поролона, картона, оргстекла и других материалов, имитирующих бронзу, золото, серебро, ценные породы древесины, фарфор, майолику, хрусталь, стекло.

Бутафорские предметы появились одновременно с появлением театра. Широко применялась бутафория в итальянской комедии дель арте (комедия масок) – отсюда и происхождение названия. В переводе с итальянского, buttafuoria означает «подделка». Предметы бутафории отличаются дешевизной, лёгкостью, прочностью. При их создании обычно отказываются от воспроизведения деталей, невидимых зрителю, потому зачастую они даже более выразительны в спектакле, чем предметы, которые изображают.

– Главное в нашей работе – иметь художественное чутьё и навыки. По большому счёту, бутафор – это бумажный художник. Фактически всё мы делаем из бумаги. И всё, что на сцене объёмное, – это наших рук дело, – рассказывает бутафор шестого разряда Елена Алексеенко.

Созидатели

Настоящий мастер бутафории должен обладать многими навыками, не только иметь образование и опыт, но также богатую фантазию и золотые руки.

– Главное моё орудие в работе – смекалка! Главный художник при подготовке нового спектакля приносит нам свои пожелания, мысли, эскизы и чертежи, на основании которых мы строим свою работу. Мы заказываем и закупаем необходимые материалы и приступаем непосредственно к созданию предметов, – делится с нами бутафор шестого разряда Светлана Юрченко.

Также сотрудники цеха подготавливают все поверхности декораций к покраске для передачи их художникам. В итоге должна получиться вещь, которую не отличишь от настоящей. Поэтому самой лучшей благодарностью режиссёра они считают вопрос: «Вы что, это всё купили?»

– Я ещё 40 лет назад пришла в театр. Закончила наше художественное училище. Вообще, бутафор – это профессия, выпускников которой почти нет. Всего по России несколько училищ сейчас обучают художников-бутафоров. Конечно же, этого недостаточно, – объясняет художник-бутафор 1-й категории Любовь Курганова.

По её словам, особенно увлекательна эта профессия тем, что бутафоры до конца никогда не знают, что в итоге у них получится. Ещё один несомненный плюс профессии – работа никогда не повторяется.

– В конце 80-х в нашем театре была реконструкция, мастерские находились на улице Набережной, около музучилища имени Чайковского. После учёбы в художественном училище я два года работала художником-декоратором. Потом ушла из театра и вернулась почти через 10 лет на должность бутафора, – говорит Елена Алексеенко.

По её словам, бутафором может стать любой творческий человек. Навыки, приобретённые в работе, можно использовать не только в хобби – после такой «школы» человек с лёгкостью может стать декоратором, оформителем или реквизитором, который сумеет с нуля создать любую необходимую вещицу.

– Я закончила художественное училище в Севастополе по курсу «Художник-оформитель». В Симферополе работы не оказалось, художников было много. Но как-то раз проходила с подружкой мимо театра и решила зайти спросить, не нужна ли я здесь. И уже на следующий день вышла на работу – так стала бутафором Светлана Юрченко.

Подготовка реквизита к новому спектаклю занимает от месяца до двух, в зависимости от количества и сложности элементов, а также от размера сцены. Тяжелее всего работать с клеем, признаются в цеху. Применяют как обычный ПВА, клейстер, так и более специфический клей – наирит. В остальном обстановка у наших мастеров более чем приятная, что даже с других цехов приходят в гости.

Помимо создания реквизита, бутафор должен следить за тем, чтобы все предметы были в надлежащем состоянии. Ведь на репетициях или даже во время спектакля могут что-то из реквизита или мебели сломать или порвать. Так, в спектакле «Убить Герострата» актёр кидает за сцену большой кувшин, который бутафоры называют «любимым», так как чинить его приходится регулярно.

Быть или не быть

В то, что моноспектакли без декораций и реквизита на 100% заменят классический театр, бутафоры не верят. По их словам, такая игра, скорее всего, не будет восприниматься зрителем как полноценная. Только актёры самого высокого полёта могут затмить собой все декорации и удерживать внимание зрителя весь спектакль.

– Декорации необходимы для общего восприятия спектакля. Всё это помогает погрузиться в атмосферу, – объясняет Елена Алексеенко.

Вместе с тем во многих театрах сегодня такой профессии, как бутафор или декоратор, уже нет. Декорации делаются на заказ. И только в самых сильных российских театрах остаются стабильные цеха.

Источник

Необычная профессия: 9 вопросов к бутафору Екатерине Терентьевой

1. Чем вообще занимаются бутафоры?

— Бутафоры создают декорации и реквизит. Наша задача — сначала подобрать технологию изготовления (нередко приходится изобретать свою с нуля), а потом непосредственно создать объект. Иногда работу упрощают автоматические станки, но, как правило, это полностью ручная работа. Бутафорские изделия, декорации используют в кино и театре, на разных мероприятиях, в квеструмах, на модных показах, шоу и фотосъемках. Это могут быть элементы костюма или интерьера, даже части инсталляции художников.

Мои коллеги, например, создавали бутафорию для квеста «Теория полураспада» по культовой игре Half-Life. Как раз тогда они узнали, что вся бутафория, с которой взаимодействует публика, должна быть очень прочной и безопасной, как игрушки для маленьких детей, потому что со способностью к разрушениям человека, который пытается себя развлечь, мало что сравнится.

2. Как можно стать бутафором? Нужно ли образование? А базовые какие-то знания а-ля физика/математика?

— Вопрос в том, насколько сложную вещь ты хочешь сделать и сколько ошибок готов встретить в процессе. Имея руки (которые растут откуда надо) и смекалистый ум, можно многого достичь, но в такой комплексной работе главную роль играет практический опыт. Часто бутафорят люди с художественным образованием, но иногда они могут быть вовсе без образования или с инженерным, например.

Если есть желание стать бутафором, проще всего прицепиться к мастеру и обучаться: как подмастерье у кузнеца или ювелира в старину.

Художественный глазомер — хорошая штука. Внезапно может пригодиться, например, сопромат. Физика и математика с геометрией могут прокачаться в процессе: когда, например, надо посчитать, сколько килограммов силикона потребуется для отливки женского торса в форму.

3. Я слышала, что бутафорэто мужская профессия, пришлось ли тебе столкнуться с такими стереотипами и предрассудками?

— Существует стереотип, что женщины боятся электроинструментов или не могут работать в тяжелых условиях, быстро устают, жалуются и так далее. На протяжении нескольких лет мы успешно разрушаем эти стереотипы: работаем с электропилами, таскаем 20-килограммовые мешки со шпатлевкой, сверлим, пилим, забиваем гвозди и делаем это по 10, иногда больше 20 часов подряд. Обычно мужчин быстро отпускают предрассудки, и мы становимся дружелюбными коллегами и помогаем друг другу в работе.

4. Были ли случаи, что объект разбивался во время концерта ну или мероприятия?

— Не припомню такого. Если бутафория стоит на улице или в ТЦ, где ходят люди, нужны очень хорошие антивандальные покрытия: все будут трогать/ломать. Обычно заказ делается с расчетом на определенные условия и с запасом прочности, поэтому ничего не может просто так разбиться. К тому же бутафорию довольно сложно разбить, она же почти вся из пеноматериала или пластиков.

Разве что один раз на мероприятии под открытым небом поднялся сильный ветер, и сорвало крепления: одна стена декораций упала. Но людей еще не запустили, так что мы просто подняли все и прикрутили покрепче.

5. Куда потом все это девается? Может, аукционы устраивают?

— А это уже как кто решит, честно иногда и для меня это загадка. Аукционов мне не встречалось.

6. Делала ли ты международные проекты? Благодаря своей работе в каких интересных необычных местах ты побывала?

— Мы пока не выезжали работать за границу, хотя и хотелось бы, зато некоторые из наших работ прямо сейчас собираются переехать, кажется, в Германию.
По России в интересных местах оказываешься часто: на застройке Alfa Future People летом, когда площадка пустая и ночью на огромной сцене только отстраивается свет и звук; зимой в элитном конном клубе за городом, где под потолком красишь серебром железные балки на шатающихся лесах, а потом идешь смотреть на красивых лошадок; на Красной площади в Музее войны на приеме пьешь шампанское и ешь шоколадный десерт в карамельной клетке. Иногда кажется, что живешь как будто в другом мире — и это одна из причин, по которой я люблю свою работу.

7. Какими проектами вашей мастерской ты особенно гордишься?

— Конечно, круто было работать на проекте по созданию сцены для фестиваля Alfa Future People, аж 2 года подряд! Так же очень здорово было работать с художником Олегом Доу.

Наш знакомый художник работал его ассистентом. Мы сделали реквизит для фотосессии и выставки «Одинокий Нарцисс», Олег Доу 2016. Сейчас мы продолжаем сотрудничество и делаем элементы для следующей выставки.

8. А с кем бы ты хотела еще поработать?

— Мои заказчики мечты Тим Уолкер и Ридли Скотт. В таких случаях задачи самые интересные, и часто изделия уже не просто бутафория, а произведения искусства. А еще хочется поработать в кино/сериалах в жанре фантастика, фильмах по комиксам, где много интересных задач по декорациям и реквизиту. Готова с радостью намазать силикон на любого актера из вселенной Marvel или Star Trek.

9. А для себя что-то делаешь? Может, сережки на выход? Костюмы на Хэллоуин?

— Все навыки пригождаются, я постоянно делаю что-то творческое для себя. На Хэллоуин у нас каждый год квартирник с костюмами и декорациями, часто бывают тематические вечеринки в честь дней рождений. Последний вот был про Постапокалипсис. А еще три мои коллеги недавно построили туалет на даче из
остатков тематического стенда.

Источник

«Я всю жизнь играю в куклы». Художник-бутафор — о своей уникальной профессии

Куклы могут быть сделаны из дерева, папье-маше либо сшиты из ткани. Их мир очень велик. Есть и марионетки, и перчаточные, и гапитно-тростевые, и планшетные, и ростовые. Художник-бутафор Олег Николайчик рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о своей уникальной профессии.

Что такое художник бутафор. Смотреть фото Что такое художник бутафор. Смотреть картинку Что такое художник бутафор. Картинка про Что такое художник бутафор. Фото Что такое художник бутафор

Первое и единственное

О. Николайчик утверждает, что в театр попал совершенно случайно. Объявление о том, что художник театра кукол ищет ученика, прочитал его отец и предложил сыну попробовать. Вчерашний школьник согласился, хотя и не совсем понимал, что его ждет, и уж никак не думал, что это решение станет судьбоносным. Теперь в его трудовой книжке только одна запись: художник — изготовитель кукол. И вот уже 58-й театральный сезон О. Николайчик «играет в куколки».

— В наших учебных заведениях бутафоров не готовят, только во времена Советского Союза учили этой профессии в Горьком и Одессе. Специалисту такого профиля нужно знать основы не менее шести-семи профессий — резчика по дереву, скульптора, жестянщика, чеканщика, столяра, токаря… Меня азам обучал художник Леонид Михайлович Быков, за что я ему очень благодарен. Первой, кого оживил, была кошечка из спектакля «Катькин день». Мне нужно было придумать механизм, чтобы она открывала и закрывала глаза. Тут без знаний механики никак, — рассказывает Олег Владимирович.

Он помнит те времена, когда Театр кукол находился в другом здании — на пр. Независимости. Тогда там лишь создавали спектакли и гастролировали с ними по всем городам Беларуси — зрительного зала не было. Он появился в 1968 году, когда театр переехал в новое здание на ул. Энгельса. Молодому мастеру выделили для работы помещение на цокольном этаже, позже появился и отдельный просторный кабинет. Здесь, прямо на столе, установлены тиски для работы с металлом, в шуфлядах хранятся гвозди, пассатижи, плоскогубцы — они должны быть всегда под рукой. Есть редкие инструменты, которые вытачивал сам О. Николайчик, например небольшие молоточки.

Прямо за спиной мастера на стене кукла Жанны д’Арк на лошади. Это, оказывается, один из дублей. Всего же для спектакля про смелую деву изготовили пять вариантов.

— У нас нет монтажа, поэтому используем дубли. Вот Жанна д’Арк перед зрителями произносит монолог, потом быстро прячется за ширму, а на ее месте появляется та же героиня, только уже верхом на скакуне, — объясняет О. Николайчик.

Что такое художник бутафор. Смотреть фото Что такое художник бутафор. Смотреть картинку Что такое художник бутафор. Картинка про Что такое художник бутафор. Фото Что такое художник бутафорРядом с куклой замечаю противогаз. Неожиданно, но вполне объяснимо: бутафорам приходится работать с токсичными материалами, такими как клей или строительный силикон, из которого отливают маски для актеров. А по правую руку на подоконнике разместился Царь из спектакля «Иван царевич и Cерый Волк». Этому актеру из папье-маше уже более полувека. Сохранился прекрасно — хоть сейчас снова на сцену.

— Это ширмовая кукла. К сожалению, их всё реже используют в театре. Актеры предпочитают выходить к зрителю вместе с куклами, — вздыхает художник.

В его кабинете есть секретная комната, где установлено оборудование, которое позволяет создавать механизмы — начинку: с их помощью куклы открывают глаза и рот, двигают руками и ногами. Одним словом, оживают.

Творческий тандем

Вопрос о количестве кукол, с которыми за эти годы довелось работать художнику-бутафору, вызывает его искреннюю улыбку:

— А кто ж их считал! Каждый сезон в театре выпускают по 3–4 спектакля. Для каждого нужно создать 2–3 куклы, а порой и 70!

Собеседник подчеркивает: рождение куклы — процесс сложный, в котором участвуют большинство сотрудников театра. Начинается всё с режиссера и художника. Их задача — придумать образы, нарисовать эскизы. Затем скульпторы лепят из пластилина макет будущего персонажа, отливают его из гипса, и тогда уже бутафоры из папье-маше делают заготовку. Ее красят, прорисовывают лицо, приклеивают волосы, а в швейных цехах готовят наряды.

— Бывает, воплотить в жизнь задумку режиссера очень сложно. Тогда начинается мозговой штурм, в результате которого находится компромисс. Например, одну из кукол в спектакле для взрослых «Записки юного врача» должно было тошнить. Выход нашли: в гортань куклы вставили шланг, а в живот — грелку с жидкостью. Актер нажимал на рычажок, и получался нужный эффект, — делится секретами мастер.

Что такое художник бутафор. Смотреть фото Что такое художник бутафор. Смотреть картинку Что такое художник бутафор. Картинка про Что такое художник бутафор. Фото Что такое художник бутафорЗнания и опыт О. Николайчика на вес золота, поэтому в театре его ценят и не спешат отпускать на пенсию. Да и он очень любит свою работу и с радостью обучает молодых бутафоров, которые находят у него ответы на все вопросы, даже когда Google бессилен.

И время остановилось

В театре есть хранилище действующих кукол, где они ждут своего очередного выхода на сцену. Бывают спектакли, радующие маленьких и взрослых зрителей десятки лет. И всё это время Олег Владимирович реставрирует и поддерживает долгожителей в хорошем состоянии.

Если постановка навсегда уходит с подмостков, кукол отдают в детские дома, школы для организации самодеятельности или отправляют в музей, который находится в здании театра. Примечательно, что открыли его в 1994 году по инициативе талантливой художницы театра Алины Фоминой. Она же супруга О. Николайчика. Очень много лет они вместе трудились над созданием спектаклей, которые стали любимыми не у одного поколения зрителей.

Мастер согласился провести для меня небольшую экскурсию по музею. То, как он восхищенно смотрит на кукол, как одухотворенно рассказывает о каждом спектакле, как искренне грустит о том, что они ушли со сцены, еще раз подчеркивает уровень его профессионализма и преданности когда-то случайно выбранному ремеслу.

— Вот смотрите: куклы-марионетки для спектакля «Золушка». Здесь даже маленькая мышка на ниточках и карета, запряженная лошадьми. А это ростовые из постановки «С Парижем покончено». У них не только глаза двигались, но и пальцы на руках. Когда работали над «Мастером и Маргаритой», использовали настоящие зубные и глазные протезы, чтобы куклы были более правдоподобными. Шикарный спектакль — очередь за билетами стояла до входа в метро. А эти — из «Божественной комедии». На черном фоне артисты, облаченные в черную одежду, управляли персонажами. Создавалось впечатление, что куклы перемещаются самостоятельно… И это лишь малая часть того, что хранится в театре. Отрадно, что во всем этом великолепии есть толика и моего труда, — скромно замечает кукольных дел мастер.

Фото Тамары Хамицевич

Смотрите также:

Источник

«Комедианты»

Комитет по культуре Ленинградской области

Бутафор и реквизитор

В этом выпуске мы расскажем вам, пожалуй, о самых загадочных для большинства зрителей профессиях — бутафор и реквизитор. К сожалению, об этих театральных профессиях зрители знают очень мало.

Что такое художник бутафор. Смотреть фото Что такое художник бутафор. Смотреть картинку Что такое художник бутафор. Картинка про Что такое художник бутафор. Фото Что такое художник бутафорХудожник-бутафор театра «Комедианты» Дарья Ващенко:

В обязанности бутафора входит создание и починка реквизита. Реквизит — это мелкие и не очень детальки и штучки — зонтики, чернильницы, бутылочные этикетки, деньги, карты, фотографии, газеты и даже еда — всего не перечислишь. «Запчасти» для будущего реквизита иногда покупаются в магазинах. То, что нельзя купить — создается непосредственно в «мастерской» театра.

В спектакле «Если поженились, значит, жить придется!» в первом фарсе жена бьет незадачливого мужа большой чугунной сковородкой по голове. Конечно, эта большая сковородка не куплена в магазине — каркасом послужил экран от брызг для сковородки, к нему были «нарощены» стенки из туристической пенки и все это было обклеено тканью.

Есть свои хитрости, при создании вещей из века девятнадцатого, ведь на сцене, как правило, не используются вещи музейные или антикварные. Поэтому их «состаривают». Например, недавно нужна была чернильница для восстановленного спектакля «Волки и овцы». Я купила небольшую вазочку в магазине «все по 37», и просто позолотила ее краской из баллончика. А со сцены — «красота».

Бывали истории, когда нужны были очень неожиданные вещи, например, зеленый салат — его сделали из полиэтиленового пакета с подпаленными краями, покрашенного в зеленый цвет. А для детского спектакля зеленый горошек был сделан из полимерной глины.

Чтобы устроиться на работу бутафором в театр, нужно любить и уметь делать вещи руками. Очень помогает умение работать в графических программах — «состаривать» фотографии, газеты, создавать необходимые этикетки и т. д.

Реквизит (от лат. requisitum требуемое, необходимое). К реквизиту относятся все предметы, которые находятся во время спектакля на сцене, или с которыми выходят на сцену и действуют актеры.

В реквизите всегда много подлинных предметов, к которым бутафорский цех никакого отношения не имеет (если только эти предметы не переделываются или не перекрашиваются для спектакля). Когда изготовлен реквизит, он заносится в специальную книгу, которая лежит в «реквизиторской» — там, где хранятся вещи и работает реквизитор.

Что такое художник бутафор. Смотреть фото Что такое художник бутафор. Смотреть картинку Что такое художник бутафор. Картинка про Что такое художник бутафор. Фото Что такое художник бутафорРеквизитор театра «Комедианты» Татьяна Минина:

В реквизиторском цехе я работаю не одна — еще Елена Логинова. Каждый реквизитор работает с несколькими спектаклями. Если ты заболел, то найти замену трудно. Человек должен знать твой спектакль, иначе он не сможет его провести. На работу мы приходим задолго до начала спектакля и готовим реквизит. Иногда нужно сбегать в магазин — купить фрукты, сушки и прочие продукты, которые могут использоваться в спектакле. Ведь даже если на столе стоит ваза с фруктами, то для придания ей более естественного вида искусственные фрукты дополняются настоящими. Графинчик с вином на сцене, конечно же, наполнен каким-нибудь соком, часто — виноградным. Перед спектаклем «заряжается» реквизит — необходимые артистам вещи раскладываются в определенном порядке и в определенных местах как на сцене, так и за кулисами. Раскладка реквизита за кулисами особенно важна, так как во время спектакля за кулисами темно, а артист должен безошибочно все найти в нужный момент. От этого тоже зависит успех спектакля.

Случай из «жизни» бутафории:

Как-то народная артистка России Мария Густавовна Викс пела Розалинду в «Летучей мыши» Штрауса. «Адель!» — позвала она служанку, выходя на сцену. Адель в это время должна была примерять платье хозяйки и, испугавшись, забраться в коробку. Так она и сделала. Меж тем разгневанная Викс-Розалинда каблуком туфли зацепила за тюль, укрепленный на одной их колонн. Бутафорские колонны опасно пошатнулись и приготовились падать. В зале послышался смех. Но Викс не растерялась, и с возмущением отчитала своевременно вывалившуюся из коробки Адель: — «Ну, где ты ходишь? Видишь? Без тебя весь дом почему-то разваливается».

Кстати, актриса нашего театра, Юлия Бурцева, в спектакле «Дурочка» повела себя с колонной, которая начала падать на нее, несколько иначе, но не менее находчиво. У ее героини как раз была сцена гнева, и она сама еще «поддала» падающей колонне, а потом в ярости разбросала по сцене все остальные. Актеры, участвующие в спектакле попадали… со смеху. А зрители и не догадались, что такой сцены в спектакле не предполагалось.

Источник

Бутафор

Бутафор

Бутафор — работник театра, изготовляющий различные предметы бутафории.

Смотреть что такое «Бутафор» в других словарях:

БУТАФОР — (франц. bout a port). Лицо в театре, подающее артистам разные, нужные им при выходе на сцену, вещи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУТАФОР лицо, заготовляющее все необходимое для постановки пьесы в … Словарь иностранных слов русского языка

бутафор — См … Словарь синонимов

БУТАФОР — БУТАФОР, бутафора, муж. (театр.). Лицо, подготовляющее бутафорию. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БУТАФОР — БУТАФОР, а, муж. Театральный работник, ведающий бутафорией. Художник б. (изготовляющий бутафорию). | прил. бутафорский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

бутафор — а, ч. Особа, яка відає в театрі бутафорією, а також майстер, що виготовляє бутафорію … Український тлумачний словник

бутафор — а; м. Театральный работник, ведающий бутафорией или изготовляющий её. Художник бутафор. ◁ Бутафорский (см.) … Энциклопедический словарь

бутафор — а; м. см. тж. бутафорский Театральный работник, ведающий бутафорией или изготовляющий её. Художник бутафор … Словарь многих выражений

Бутафор — (итал.) театральный художник, обязанный заботиться об обстановке пьесы, кроме декораций. Бутафорская или бутафорная комната при театре, мастерская бутафора, где заготовляется все нужное по бутафорской части. Бутафорские вещи принадлежности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *