Что такое художественное течение

Основные стили и направления изобразительного искусства

Что такое художественное течение. Смотреть фото Что такое художественное течение. Смотреть картинку Что такое художественное течение. Картинка про Что такое художественное течение. Фото Что такое художественное течение

«Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат» Леонардо да Винчи

Стремление к прекрасному сопровождает нас всю жизнь и у каждого это «прекрасное» свое и имеет свой смысл и нюансы. «На вкус и цвет…»,— как говорится в одной из пословиц.

Продолжим, друзья, наше знакомство с основными стилями и направлениями изобразительного искусства, как его понимать и не потеряться в современном разнообразии различных классификаций. Есть основные моменты, которые помогут нам разбираться и понимать его правильно без заблуждений.

Классицизм — направление в европейском искусстве XVII – XIX веков, которое ориентировалось на наследие античной культуры. Художники классицизма стремились к выражению идеи гармоничного устройства общества, торжества общественных начал над личными. Поэтому произведения живописи классицизма отличаются гармоничными, уравновешенными композициями. Наиболее выдающиеся представители классицизма — французские художники Пуссен (XVII в.) и Давид (XVIII в.).

Что такое художественное течение. Смотреть фото Что такое художественное течение. Смотреть картинку Что такое художественное течение. Картинка про Что такое художественное течение. Фото Что такое художественное течение

Никола́ Пуссе́н, Царство Флоры. 1631, холст, масло, 131 × 181 см. Дрезден, Германия, Галерея старых мастеров

Что такое художественное течение. Смотреть фото Что такое художественное течение. Смотреть картинку Что такое художественное течение. Картинка про Что такое художественное течение. Фото Что такое художественное течение

Карл Брюлло́в, Всадники. Парный портрет Е. Мюссара и Э. Мюссар. 1849. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Реализм – в широком смысле слова способность искусства верно, истинно, правдиво отражать жизнь. Реализм основан на видимом сходстве образа и действительности. Но это все же не копирование натуры, а сознательный отбор основных черт, отражающих сущность изображаемого мира. Раскрывая правду внутреннюю через правду внешнюю, реализм может прибегать и к фантастическим или гротесковым образам, иносказанию и символам, к некоторым отступлениям от внешнего правдоподобия ради подчеркивания правды целого.

В узком смысле реализмом называют конкретно-историческое направление в искусстве XIX века, провозгласившее правду жизни стержнем своей творческой программы. Основой этого направления было критическое отношение к буржуазной действительности, поэтому его называют также критическим реализмом. Яркая страница в развитии критического реализма – творчество русских передвижников.

Передвижники – художники реалисты, входившие в российское демократическое художественное объединение. Товарищество передвижных художественных выставок, учрежденное в 1870 году. Русские художники, воодушевленные идеями революционных демократов, подчеркивали познавательную роль искусства, рассматривая его как учебник жизни. Изображая один из моментов действительности, они старались сделать этот момент максимально содержательным, приравнивая картину к произведению драматургии. В творчестве передвижников возрастает роль портрета, пейзажа, исторической живописи, появляется взаимодействие жанров.

Что такое художественное течение. Смотреть фото Что такое художественное течение. Смотреть картинку Что такое художественное течение. Картинка про Что такое художественное течение. Фото Что такое художественное течение

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 г.). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.

Импрессионизм — направление в искусстве последней трети XIX – начала XX века, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Импрессионизм зародился во Франции, где молодые художники Клод Моне, Писсаро, Сислей, Ренуар, стремясь передать силу и свежесть первого впечатления, стали писать пейзажи, жанровые сценки прямо с натуры, на открытом воздухе (пленэр), передавая ощущение сверкающего солнечного света, вибрации воздуха. Для произведений импрессионистов, изображающих мгновенные, как бы случайные движения и ситуации, характерна кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.

Что такое художественное течение. Смотреть фото Что такое художественное течение. Смотреть картинку Что такое художественное течение. Картинка про Что такое художественное течение. Фото Что такое художественное течение

Клод Моне́, Сад в цветах (1900)

Что такое художественное течение. Смотреть фото Что такое художественное течение. Смотреть картинку Что такое художественное течение. Картинка про Что такое художественное течение. Фото Что такое художественное течение

Пьер Огю́ст Ренуа́р, Завтрак гребцов. 1880—1881, фр. Le Déjeuner des canotiers, холст, масло, 130 × 173 см, Собрание Филлипса, Вашингтон, США

Что такое художественное течение. Смотреть фото Что такое художественное течение. Смотреть картинку Что такое художественное течение. Картинка про Что такое художественное течение. Фото Что такое художественное течение

Пьер Огю́ст Ренуа́р, «Танец в Буживале» (1883), Бостонский музей изящных искусств, США

Постимпрессионизм – общее название течений в живописи конца ХIX – начала XX века, возникших во Франции. Наследуя живописные достижения импрессионистов – чистоту и звучность цвета, постимпрессионисты (Сезанн, Ван Гог, Гоген, Сёра, Боннар и др.) стремятся выработать синтетические обобщающие методы, позволяющие отражать не мимолетные впечатления, вечные начала бытия. В творчестве постимпрессионистов сильны декоративное начало, интерес к философским и символическим аспектам.

Что такое художественное течение. Смотреть фото Что такое художественное течение. Смотреть картинку Что такое художественное течение. Картинка про Что такое художественное течение. Фото Что такое художественное течение

Поль Гоген, Женщина, держащая плод. 1893, маори Eu haere ia oe, холст, масло. 92,5 × 73,5 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Модернизм — общность направлений искусства конца XIX — начала XX века. Этим словом объединяют различные направления в искусстве — кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, для которых характерен разрыв с традициями реализма.

Что такое художественное течение. Смотреть фото Что такое художественное течение. Смотреть картинку Что такое художественное течение. Картинка про Что такое художественное течение. Фото Что такое художественное течение

Казимир Малевич, Черный супрематический квадрат, 1915, Холст, масло, 79,5 х 79,5 см., Третьяковская галерея, Москва, Россия

Примитивизм — стиль живописи, зародившийся в XIX веке. Включает в себя обдуманное упрощение картины, которое делает её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времён. Так же примитивами называют произведения мастеров из народа, не получивших профессиональной подготовки. Картины всемирно известных живописцев-самоучек Нико Пиросманишвили из Грузии и Анри Руссо из Франции, несмотря на изобразительную «неграмотность» пленяют свежестью и искренностью восприятия мира, тонким чувством композиции и цвета.

Что такое художественное течение. Смотреть фото Что такое художественное течение. Смотреть картинку Что такое художественное течение. Картинка про Что такое художественное течение. Фото Что такое художественное течение

Нико́ Пиросма́ни, Актриса Маргарита. 1909 год.

В творчестве, как утверждали еще средневековые китайские художники, самое главное — увидеть, то есть создать образ в своем сердце, а запечатлеть его — дело второстепенное. Поэтому творческая активность того, кто создает произведение искусства, и того, кто его воспринимает, равны.

Спасибо за ваше внимание, друзья!

Источник

Значение художественных течений

Содержание:

Какие бывают художественные течения:

Также называемые «художественными движениями», направления искусства включают живопись, скульптуру и исполнительское искусство, но этот термин также применим к музыке, философии и литературе.

Художественные течения возникают в рамках периодов истории искусства, поэтому они не составляют периода сами по себе. Например, в общей истории искусства нет периода кубизма; Но существует текущее или кубистическое движение, параллельное другим движениям того же исторического поколения, например футуризму или абстракции.

Действительно, термин «художественное течение» можно приравнять к «художественному движению». Он представляет собой мониторинг определенной эстетической, философской и культурной программы группой художников.

Выражение «художественные течения» часто используется для обозначения различных направлений искусства современности, поскольку в этот период эти концепции получили широкое развитие в измы различные между собой, колеблющиеся параллельно. Эти движения возникли из манифестов, которые декларировали намерения и цели и указывали пути новых художников.

Старость

Акрополь Афин, Греция. Классическое искусство.

Художественные течения, возникающие в этот период, соответствуют всем тем, которые возникли после изобретения письменности до падения Римской империи.

Они классифицируются по их историческому периоду, то есть по ассоциации с цивилизациями, в которых они были созданы, такими как Египет, Индия, Месопотамия, Древняя Греция и Древний Рим.

Средний возраст

Мозаики из собора Святой Софии в Стамбуле, Турция. Византийское искусство.

Со времен средневековья, начавшегося с падением Римской империи в V веке, художественные течения стали иметь собственные имена, определяющие сходные характеристики стилей, техник и тем.

Наиболее важными художественными течениями средневековья являются византийское искусство, исламское искусство, романтическое искусство и готическое искусство. В зависимости от фокуса и региона средневековье закончилось между концом 14 и началом 15 веков.

Современный век

Сандро Боттичелли: Рождение Венеры. XV век. Эпоха Возрождения.

Рубенс: Сошествие Христа. 1614. Барокко.

Искусство барокко развивалось между 16 и 18 веками, охватывая как пластические искусства, так и музыку и литературу. Это прекрасное время для Испании, где проходит знаменитый Золотой век, время расцвета литературы на испанском языке.

Во Франции на смену барокко пришел стиль рококо, искусство, типичное для французского двора. Хотя раньше его изучали как глубокое барокко, сегодня его изучают как самостоятельный механизм, отличающийся от барокко.

Современная эпоха

Современную эпоху сегодня сложно поставить. Некоторые считают, что это начинается во второй половине XIX века. Однако классификация, которая знаменует начало современной эпохи во второй половине 18-го века, когда окончание религиозных войн, подъем Просвещения, Французская революция 1789 г. и промышленная революция, формируют основные особенности нашей нынешней цивилизации.

Жак-Луи Давид: Смерть Сократа. 1787. Неоклассицизм.

Во второй половине восемнадцатого века неоклассицизм развивается, снова спасая классическое искусство. Это течение подчеркивает разум как этику и содержание искусства. Он также известен как век огней или иллюминизма в конце 18 века.

Каспар Давид Фридрих: Бродяга над морем облаков. 1818. Романтизм.

XIX век

В середине XIX века во Франции зародился импрессионизм, величайшим представителем которого является Клод Моне (1840-1926). Импрессионизм стремился запечатлеть эффекты света на объектах. Фрагментарная манера письма, которая характеризует произведения этого направления, намекает на то, как части составляют единое целое.

Двадцатый век

Большинство художественных течений, вышедших из двадцатого века, включают различные движения, называемые авангардом или авангардом.

В этом аспекте авангард охватывает различные художественные течения или направления, возникшие в разное время века.

Некоторые из них до Первой мировой войны. Например:

Кандинский: Желтый красный синий. 1925. Лирическая абстракция.

Остальные из межвоенного периода. Среди них:

Сальвадор Дали: Мечта. 1935. Сюрреализм.

После Второй мировой войны художники разошлись, а культурно-художественный центр расширился от Парижа до Нью-Йорка. Затем появляются новые движения, такие как:

Вальтер де Мария: 2000 скульптур. 1992. Минимализм.

Постмодернизм

Художественные течения XXI века формируются в рамках постмодернистских течений, которые начинаются в конце XX века (десятилетие 60-х) и по сегодняшний день.

Постмодернистское или постмодернистское искусство начинается в 1980-х годах и предполагает использование предыдущих художественных течений для создания новых композиций.

Художественные течения 21-го века характеризуются отсутствием сильных течений, как это было в эпоху авангардных течений, а, скорее, переработкой старого в новую эстетику с упором на технологии.

Художественные течения 21 века формируются в эпоху информации. Они вращаются вокруг науки и техники и общественного сознания глобализации.

Их называют не только течениями, но и трендами, которые еще предстоит определить. Можно упомянуть некоторые тенденции: эфемерное искусство, 8-битное движение, биоарт, интерактивное искусство и многое другое.

Источник

Стили и направления в изобразительном искусстве

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм – в XVIII, Романтизм и Академизм – в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.

Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

Источник

Направление, течение, стиль, метод в искусстве

Что такое художественное течение. Смотреть фото Что такое художественное течение. Смотреть картинку Что такое художественное течение. Картинка про Что такое художественное течение. Фото Что такое художественное течение

НАПРАВЛЕНИЕ, ТЕЧЕНИЕ, СТИЛЬ, МЕТОД В ИСКУССТВЕ

В современной эстетике, искусствознании и культурологии нет единства взглядов на субординационные взаимоотношения между этими понятиями, в особенности между понятиями “направление” и “течение” в искусстве. В отечественной и зарубежной традиции наиболее широким признанием пользуется позиция, согласно которой “направление” рассматривается как наиболее широкая категория родового характера, включающая в себя различные “течения”.

В настоящее время традиционно сложился ряд устойчивых обозначений для объективно существующих ( и существовавших ) направлений, течений и стилей, особенности которых необходимо знать всякому культурному человеку. Некоторые из них одновременно проявляются во всех видах творчества, другие находят наиболее яркое выражение лишь в отдельных искусствах. Картина исторической смены художественных стилей в процессе развития европейской культуры такова:

Древнеегипетский стиль. Египетская культура, сложившаяся за пределами Европы, оказала большое внимание на формирование европейской культуры. Особенности древнеегипетского стиля: монументальность, грандиозность, статичность, размеренность, сдержанность, переходящая в сумрачность. Образцом его служит пирамида Хеопса и сфинкс, стоящий на дороге к ней. Это самые крупные в мире творения в каменной архитектуре и скульптуре. Забота об устроении “дома вечного” приучала древних египтян к украшению “жизни скоротечной”. Но корень культуры покоился на “гробовом входе”. Духовные и материальные силы государства были направлены на обеспечение вечности для фараона, позволяющего надеяться и его подданным обрести спасение.

Древнегреческий стиль. Это стиль, соразмерный человеку, ясный, гармоничный, оптимистичный. Классическая Греция ценила канон, основанный на мере. Согласно Шпенглеру, “прасимволом” этого стиля является ограниченное, чувственно данное тело. Греческая классика воплотила идеалы красоты в произведениях искусства осязаемого и зримого: в архитектуре, скульптуре, драме. Античный храм не подавляет гигантизмом, он соразмерен человеку. Обаяние телесной красоты смело показано великими древнегреческими скульптурами. Приемы художественного творчества осмысливались теоретически: в трудах математиков изучались принципы колебания музыкальной струны и геометрические пропорции архитектурных сооружений и человеческого телосложения ( “золотое сечение” ); в знаменитой скульптуре “Дорифор” Поликлет воплотил идеальные пропорции прекрасного мужского тела; законы построения литературного текста сформулированы в “Поэтике” и “Риторике” Аристотеля.

Древнеримский стиль. В некотором смысле искусство Древнего Рима выступает как “тиражирование” древнегреческого искусства. Однако Рим не просто копировал древнегреческие произведения, но и стремился построить свою культуру в целом по эллинскому образцу. Рим осваивал античную классику. Однако, приходилось менять масштаб, что, конечно же, несло стилистические изменения. Архитектура взлетела ввысь, раздалась вширь; скульптура стала суровее, суше, даже хорошо сложенное тело кажется как-то расчетливо натренированным.

Стиль Возрождения. В эпоху Возрождения рождается искусство нового художественного стиля, который воскрешает идеалы античности, противопоставляет их каноническим религиозным формам искусства. Он тяготеет к ясности, гармоничности, телесности, уравновешенности, симметричности, ориентированности на человека как меру вещей.

Романтизм – широкое идейное и художественное направление в западной и русской культуре, охватывающее все виды искусства и гуманитарную науку в конце XVIII – начале XIX века, как реакция на французскую революцию и жесткие реалистические каноны века Просвещения. В нем утверждается всемогущество и самодостаточность личности. Романтизм поэтизирует стремление героя к полной самореализации, к достижению наивысшего результата; развивается идея гения. Однако, «романтическая концепция человека» исходит из представлений о его единственности, изолированности. Одиночество героя выступает и как награда, и как проклятие, обрекающее его на изгнанничество, непонимание. Романтизм тяготеет к загадочности, таинственности. Романтизм предпочитает из видов искусств музыку и лирическую поэзию. В архитектуре влияние романтизма сказалось на формировании таких архитектурных стилей как эклектика и модерн.

Романтизм проявляет большой интерес к фольклору, демократическим народным явлениям средневековой и ренессансной культуры, идеализируя их сказочный элемент, дух карнавальности, гротескный характер. Романтизм оказал универсальное влияние на последующее искусство тем, что индивидуальный стиль художника стал цениться выше, чем его «цеховая» принадлежность.

Модернизм ( фр. moderne – новый, новейший, современный ) – совокупность эстетических школ и течений конца XIX – начала XX века. Характеризуется разрывом с традициями реализма и других художественных направлений. К этому понятию близок авангардизм ( фр. avant-garde – передовой отряд ), объединяющий наиболее радикальные разновидности модернизма. Модернизм неоднороден, он принципиально многостилен. С течением времени спектр его стилей становится угрожающе велик. Что же объединяет различные стили искусства эпохи модернизма? Это:

1. выступление за поиск новизны;

2. отрицание принципа мимесиса, т. е. отказ от предметной изобразительности;

3. отрицание традиционных эстетических и этических требований к искусству;

4. эпатажный характер рождения новых стилей и их кратковременность.

Искусство модернизма внесло в культуру немало ценностей: оно стерло пыль с многих художественных эпох; востребовало неизвестные пласты искусства прошлого, «вмонтировало» художественные приемы далекого прошлого в современную культуру; использовало технические открытия в область художественного творчества; предприняло попытку эстетизации бытия в целом. Но за возникшую в эпоху модернизма стилевую вакханалию пришлось заплатить немалую цену: особая сложность в восприятии нового формировала комплекс неполноценности у читателя, зрителя, слушателя.

С другой стороны, Модернизм способствовал распространению «масскульта» – примитивной и легко доступной потребителю дешевой продукции.

Постмодернизм ( стилевой плюрализм ). В мире искусства второй половины XX века царит разнообразие. Искусствоведы характеризуют господствующие в нем тенденции, как некое художественное движение или направление, задающее тон в искусстве наших дней и обозначают его понятием «постмодернизм» (или «постмодерн»). Это определение дискуссионно. Ясно одно: этим понятием обозначена специфика этапа, следующего после модернизма. Но не всеми признается правомерность отделения этого этапа от эпохи модернизма. Нелепо и то, можно ли под флаг постмодернизма подвести наиболее выдающихся деятелей современного искусства. Тем не менее, есть некоторые черты постмодернизма, указывающие на его своеобразие по сравнению с модернизмом:

— экспансия искусства в новые сферы;

— воскрешение традиций художественной классики, диалог с ней;

— ориентация искусства одновременно и на массу и на элиту.

Для постмодернизма, как и для модернизма, остается характерным стилевой плюрализм. Одна из важнейших идей Постмодернизма – расширение рамок искусства, как размывание грани между художественной и внехудожественной деятельностью (хеппенинг, инвайронмент, перформанс, лэнд-арт, видео-арт и т. п. ).

Средствами искусства в виртуальном мире могут быть созданы ситуации, в которых художественный вымысел становится полем игры, заменяющей реальную жизнь.

Общая картина художественной стилистики Постмодернизма еще не сложилась. Оценки этого феномена разноречивы и подчас диаметрально противоположны. М. Каган оценивает Постмодернизм как «общекультурное движение», « новый переходный процесс социокультурного развития человечества».

Искусство по своей сути призвано гуманизировать безудержность современного научного поиска, другими словами, “искусство нам дано, чтобы не умереть от истины” ( Ницше. “Сумерки богов” ). По словам Л. Толстого “. всякое искусство само по себе имеет свойство соединять людей. Всякое искусство делает то, что люди, воспринимающие чувство, переданное художником, соединяются душой, во-первых, с художником и, во-вторых, со всеми людьми, получившими то же впечатление”.

— предусматривающий демонстрацию силы, ловкости и смелости;

— включающий: акробатику, эквилибристику, жонглирование, клоунаду, дрессировку животных и т. п.

— на динамическую (темповую), в основе которой лежат приемы переворачивания тела: сальто, пируэты, перекаты и др.; и

— на статическую, строящуюся на сохранении равновесия во всевозможных положениях: стойки, колонны, упражнения на першах и др.

— номера дрессировки на свободе;

— номера высшей школы верховой езды;

— номера жокеев, жонглеров, джигитов, акробатов и вольтижеров на лошадях;

— номера конной клоунады, гротеска и др.

— балансирование на голове (копфштейн);

— силовые равновесия (бланши);

— переход из рук в руки: свечки, каприоли и т. д.;

Цирковая гимнастика в художественно-образной форме демонстрирует достижения физического развития человеческого тела.

Цирковая гимнастика разделяется:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *