Что такое хроматика в музыке
Хроматика
Хрома́тика (от др.-греч. χρῶμα — цвет, краска, первоначально — цвет кожи) в музыке — один из интервальных родов, полутоновая система, независимо от трактовки интервальных отношений.
Содержание
Классификация видов хроматики
В теоретическом музыкознании звуки хроматики схематически представляют как продление диатонической 6-квинтовой (7-ступенной) цепи. Пределом, регулирующим количество тонов хроматической интервальной системы, является 12-я квинта, крайний (13-й) звук которой образует уже микрохроматический интервал — комму.
В. М. Барский и Ю. Н. Холопов определяют следующие виды хроматики:
Хроматика в мажорно-минорной тональности
В отличие от античной хромы (см. Роды мелоса) [3] европейская хроматика в Средние века (например, musica ficta в плавном распеве [cantus planus] католиков), в многоголосии Ренессанса (в системе старомодальной гармонии) и в музыке Нового времени (в системе гармонической тональности классико-романтического типа), вплоть до начала XX века рассматривалась как коррелят диатоники:
Хроматические ступени в мелодии, в интервалах и созвучиях (конкордах и аккордах) устанавливаются как таковые только на основе их соотнесённости с диатонической «базой».
«Хроматическими» интервалами (по роду) считаются интервалы, образующиеся семью квинтовыми шагами и более [4] :
В ладовом контексте мажорно-минорной тональности хроматические интервалы придают мелодии повышенную экспрессию, а тональной гармонии (например, альтерированные аккорды) — обострённую функциональную динамику.
Автономная хроматика
Автономная хроматика порывает с традиционной для музыкальной Европы корреляцией диатоники и хроматики. Гемитоника в 12-тоновой музыке XX века (см. Додекафония) — это интервальная система из одних самостоятельных, независимых от диатонической основы, звукоступеней на расстоянии полутона. Принципиально неважно, как нотирован тот или иной звук (например, eis или f, gis или as), так как энгармонизмы не рассматриваются как ладовые ступени в контексте гармонической тональности, но трактуются как полные структурно-функциональные эквиваленты. «Материальной» предпосылкой для возникновения гемитоники стал равномерно-темперированный строй.
Хроматика
Последовательность из 12 полутонов не имеющая тонального центра называется хроматической гаммой. Термин хроматика означает цвет, что может подразумеваться, как палитра художника.
Хроматическая гамма имеет несколько различных разновидностей и существует в самых различных музыкальных системах.
Развитие хроматики идет от диатоники к гемитонике (система из 12 равных полутонов). Между этими двумя крайними системами находятся 6 разновидностей хроматики (классификация В.М.Барского).
1. Модуляционная хроматика
Возникает в местах постепенной смены тональности. В результате активного модулирования в мелодики по сути образуется хроматическая гамма,однако если проанализировать функции ступеней, то становится понятно, что это смешение двух диатоник (например, при модуляции из C в C# будут задействованы 12 нот, но слух будет воспринимать это движение только внутри тональности). Поэтому модуляционная хроматика считается наименьшим проявлением хроматизации.
2. Субсистемная хроматика
Ее типичное проявление в отклонениях. По способу образования субсистемная хроматика близка модуляционнной и также характеризуется появлением нового звукоряда в другой тональной области. Очень часто признаками субсистемной хроматики являются разного рода гармонические отклонения (например I-I7 или V — IVm)
3. Вводотоновая (вводная) хроматика
В отличии от двух предыдущих типов хроматики, основанных на смешении диатоник в данном типе начинает проявляться чистое хроматическое начало. Каждый звук диатоники обрастает вводными тонами.
В вводотоновой системе каждый хроматический звук рассматривается как неустойчивый, требующий разрешения полутоновым шагом. Такое взаимодействие диатоники и хроматики усиливает роль определённых тонов. По сути, вводотоновость является основой тональной системы, поскольку, например, минор всегда имеет вводный тон к первой ступени (гармонический минор), что нарушает диатоничность системы.
4. Альтерационная хроматика (хроматическое видоизменение звука или аккорда)
Отличается от вводотоновой тем, что первая использует в качестве основы диатонический полутон, альтерационная хроматический полутон. Альтерация не подразумевает разрешения хроматического звука в близлежащий диатонический. В альтерационной хроматике образуются всевозможные необычные аккорды с повышенными тониками, пониженными квинтами, которые могут не разрешаться или двигаться по кругу и т.д.
5. Микстовая хроматика ( от mix смещивание)
Подразумевает смещение разных диатонических ладов при котором образуется псевдохроматическая гамма. Пример получения микстовой хроматики из блюзовых ладов я приводил в статье трансформация блюзовой гаммы.
В плане гармонии смешение идет на уровне однотерцовых, одноименных тональностей, проникновение мажора в минор и наоброт. Вплоть до хроматической гармонической системы. Необходимо понимать, что в любом случае такая хроматика трактуется, как расширенная диатоника в отличии, например, от додекафонии, где ступени трактуются как гемитоничные.
6. Автономная или натуральная хроматика
Основана на 12 полутоновости системы. В этой системе все звуки равны. Используется в додекафонии и прочих атональных стилях. Отсутствует понятие ступеней и функций. Соответственно 6 типам хроматики существуют 6 способов записи хроматической гаммы. Однако приемлемыми с точки зрения музыкальной практики являются только 2.
Первый способ запись хроматических ступеней в зависимости от их функции и близости к исходной тональности.
Например, ноту находящуюся между C и D в До мажоре логичнее записать как C#, а не Db поскольку C# присутствует в тональности Dm которая является родственной (первая степень родства).
А для C минора ту же ступень логичнее записать, как Db поскольку она есть в Fm, тональности первой степени родства. Такая запись позволяет отражать гармонические и функциональные связи хроматических тонов с диатоническими и способствует правильному восприятию музыки при чтении с листа.
Таким способом запишем мажорную и минорную гаммы.
Второй способ это повышений всех ступеней вверх и понижение при движении вниз. В данном случае нет ни мажорности ни минорности.
Применение хроматической гаммы.
При обыгрывании аккордов хроматическая гамма может применяться самыми различными способами. Самыми распространёнными являются все виды проходящих и вспомогательных звуков, нижний и верхние вводный, а также хроматизм второго порядка.
При активном использовании гармонических замен, в быстрых темпах или в свободной импровизации используется игра по хроматической гамме без привязки к обыгрываемому аккорду. Специфика работы слуха такова, что он все равно обнаруживает ноты соответствующие аккорду, а остальные воспринимает как неустойчивые.
Пример фразы в хроматическом стиле:
Хроматизм
Настойчиво, даже неотвязно выводят струнные «ползущую» мелодию, напоминающую жужжание насекомого… «Полет шмеля» – под таким названием известен этот оркестровый номер из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Нарисовать столь красочную музыкальную «картину» композитору помогло музыкальное явление, именуемое «хроматизмом». Название это в переводе с греческого языка как раз и означает – «красочный». В самом общем виде этот термин обозначает введение в лад звуков, которые обычно в нем отсутствуют (при этом возникает движение по полутонам и другие необычные интонации, вносящие дополнительные «краски»). Однако слово «хроматизм» в музыковедении применяется к двум интервальным системам, отличающихся друг от друга и по своей сути, и по времени возникновения.
Одна из этих систем по-иному называется «хрома», и существовала она в древнегреческой музыке. Так назывался один из основных родов тетрахорда – таковых греки насчитывали три: диатон, энармония и хрома. Последние два противопоставлялись первому по важному признаку: два меньших интервала в сумме охватывали расстояние, которое по величине уступало большему интервалу. Особенностью хромы, отличающей ее от энармонии, было наличие полутонов в качестве меньших интервалов. В результате возникало некое подобие современных звукорядов с увеличенными секундами, но нас сейчас интересуют в первую очередь полутона. Древним грекам, по-видимому, такое звучание казалось красочным, потому они и назвали его «хромой», однако со времени отношение к нему менялось. Если в античности в нем усматривали изящество и нежность, то в христианскую эпоху оно уже казалось изнеженным (богослов Климент Александрийский, живший на рубеже II-III вв., например, считал, что подобная «изнеженность» мелодий не соответствует эстетическим требованиям).
Если же говорить о хроматизме в современном понимании, то нам придется рассматривать его в связи с другим понятием – диатоникой. Это семизвуковая система, составляющие которую звуки можно расположить по чистым квинтам. Диатоника и хроматизм – явления противоположные, но сущность каждого из них раскрывается в сопоставлении с другим (здесь действует известный философский принцип «единства и борьбы противоположностей»). Диатоника в сравнении с хроматизмом представляется ясной и благородно простой, хроматизм же «расцвечивает» ее. В изначальный диатонический ряд встраивается второй – сам по себе тоже диатонический – и в совокупности они образуют звукоряд иного рода, в котором звуки располагаются по полутонам.
Любое повышение или понижение диатонических ступеней на полтона называют хроматизмом. Хроматический звук может «заполнить» тон между двумя соседними диатоническими ступенями, образовав полутоновое движение (восходящее или нисходящее) – такой хроматизм называется проходящим. Другой вариант – вспомогательный хроматизм: прежде, чем повторить диатонический звук, мы захватываем его хроматического «соседа», расположенного на полтона ниже или выше. Оба варианта относятся к категории внутриладового (внутритонального) хроматизма, но встречается и другой хроматизм – модуляционный. В этом случае в мелодии или аккордах появляются звуки, относящиеся к звукоряду иной тональности, в которую совершается переход (модуляция).
Для чего нужен хроматизм в музыке? Его выразительные возможности многообразны. Он бывает и томным, и зловещим, может внести ощущение драматизма (особенно любят композиторы таким способом драматизировать при развитии мелодию, которая изначально была диатонической).
Говоря о хроматизме, обычно имеют в виду полутоновые соотношения звуков. Но, как физика перешла от атомов к протонам, нейтронам и электронам, так и музыкальное искусство в ХХ столетии сделало шаг в сторону микрохроматики – системы, в рамках которой существуют интервалы меньше полутона. В сущности, новое оказалось хорошо забытым старым: это явление существовало еще в древнегреческой музыке, но в эллинистический период о нем упоминали чисто теоретически. Микрохроматику использовали некоторые музыканты эпохи Возрождения, однако это не вышло за пределы единичных экспериментов.
Подлинный интерес к микрохроматике возник в ХХ столетии, причем не всегда он происходил от предельно утонченных исканий. Например, чешский композитор Алоис Хаба замечал интервалы, отличные от «нормальных», в народном пении и игре на национальных инструментах, которые он слышал в родном чешском поселке. Опера «Мать», созданная им в 1931 г., является полностью четвертитоновой. Отдали дань микрохроматике и отечественные композиторы – например, Арсений Михайлович Авраамов даже создал для исполнения такой музыки новый инструмент, смычковый полихорд (по конструкции этот инструмент напоминал рояль, но звук в нем извлекался не молоточком, а механическим смычком). Примечательно, что Авраамов тоже апеллировал к фольклорной музыкальной традиции – он был убежден, что на таком инструменте «впервые прозвучит неискаженно народная песня Востока и Севера». Микрохроматику использовали Артур Сергеевич Лурье, Николай Борисович Обухов, Иван Александрович Вышнеградский. В 1950 г. советский инженер Евгений Александрович Мурзин создал электронный синтезатор АНС, позволивший выделить в пределах октавы семьдесят два микроинтервала. С этим необычным инструментом работали София Асгатовна Губайдулина, Альфред Гарриевич Шнитке и другие композиторы.
Что такое хроматика в музыке
Повышение или понижение основной ступени диатонического лада (см. словарь) называется хроматизмом. Новая ступень, образованная таким образом, является производной и своего названия не имеет. В силу вышесказанного, новая ступень обозначается как основная со знаком альтерации (см. статью).
Сразу поясним сказанное. Например, пусть у нас основной ступенью является нота «до». Тогда в результате хроматического изменения мы получим:
Знаки альтерации, хроматически изменяющие основные ступени лада, являются случайными знаками (см. словарь). Это значит, что они не ставятся при ключе, а пишутся перед той нотой, к которой относятся. Однако напомним, что действие случайного знака альтерации распространяется на весь такт (если знак «бекар» не отменит его действие раньше, как на рисунке):
Рисунок 1. Пример случайного знака альтерации
Знаки альтерации в рассматриваемом случае не указываются при ключе, а указываются перед нотой, когда она встречается.
Например, рассмотрим гармонический до-мажор. У него понижена VI ступень (нота «ля» понижена до «ля-бемоля»). В результате всякий раз, когда встречается нота «ля», перед ней указывается знак бемоля, но в ключе ля-бемоль не указывается. Можно сказать, что хроматизм в данном случае является постоянным (что свойственно самостоятельным видам лада).
Хроматизм может быть как постоянным, так и временным.
Альтерация
Хроматическое изменение неустойчивых звуков (см. статью), в результате чего усиливается их тяготение к устойчивым звукам, называют альтерацией. Это значит следующее:
В мажоре может быть:
В миноре может быть:
Хроматически изменив звук, автоматически меняются и интервалы, присутствующие в ладе. Наиболее часто появляются уменьшенные терции, которые разрешаются в чистую приму, а также увеличенные сексты, которые разрешаются в чистую октаву.
Итоги
Вы познакомились с важными понятиями хроматизм и альтерация. Эти знания понадобятся вам как при чтении нот, так и при сочинении собственной музыки.
Понятия альтерация и хроматизм и их функции в музыке
Приветствую всех читателей нашего сайта! Сегодня мы продолжим цикл статей про теорию музыки. На мой взгляд, изучать теорию необходимо каждому, кто учится играть на каком-то музыкальном инструменте (в том числе и на гитаре), даже если человек собирается осваивать только начальный уровень игры. Итак, давайте же перейдём к изучению таких понятий, как альтерация и хроматизм.
Музыкальные термины хроматизм и альтерация тесно связаны с повышением и понижением основных ступеней лада.
Альтерация в музыке
Альтерация в теории музыки — изменение высоты ступени ладового звукоряда на полтона или тон, при этом название этой ступени сохраняется с добавлением знака альтерации. Интервал или аккорд, в состав которых входят альтерированные звуки, также становятся альтерированными. С помощью альтерации появляется возможность от любой ступени звукоряда построить лад, вследствие чего возникают разные мажорные и минорные тональности.
С помощью знаков альтерации в нотном письме можно обозначить виды альтерации (всего их 5): на полутоновое повышение звука указывает знак диез, на полутоновое понижение — знак бемоль, дубль-диез (двойной диез) говорит о повышении на тон, дубль-бемоль (двойной бемоль) — о понижении на тон. Бекар отменяет ранее указанные для определенной ноты знаки альтерации.
Случайные знаки альтерации в музыке всегда находятся слева от альтерируемой ноты и действуют только на протяжении такта. Стоящие при ключе знаки альтерации относятся к тональности и действуют на протяжении всего произведения (при отсутствии знаков отмены).
Альтерация в музыке создает атмосферу эмоционального накала, драматизма, конфликта, напряжения. Проникнуться подобной атмосферой, созданной альтерацией, можно, прослушав Фугу cis moll Баха, 5-ю Симфонию Шостаковича, Фантазию c moll Моцарта.
Хроматизм в музыке
Хроматизм в музыке — это введение в тональность звуков, не входящих в ее диатонический ряд, путем изменения ступеней тональности на полутон. Название «хроматизм» произошло от греческого слова «хрома», которым пользовались для обозначения трех понятий: цвет, краска, эмоции. Музыканты прошедших столетий представляли диатонические ступени звукоряда как цвета радуги, а полутоновые изменения — как их оттенки.
Вспомогательный хроматизм заключается в появлении после основной ступени тональности измененного на полутон звука, который сразу же возвращается в эту ступень. Вспомогательный звук возвращается в ту же ноту, из которой вышел, при этом не оказывает значительного влияния на мелодию. Пример вспомогательного хроматизма: фа — соль бемоль — фа.
Проходящий хроматизм представляет собой переход от одной диатонической ступени к другой через хроматический звук. Примером здесь может быть: фа — фа диез — соль. Проходящий хроматизм участвует в движении мелодии.
В этюде Шопена a-moll op. 10 N2 можно наблюдать мелодический хроматизм при диатонических аккордах. Мелодическая линия романса «Ночь» Рубинштейна содержит хроматизмы восходящего тяготения. Бетховен в 32-й сонате для фортепиано (2-я часть, в начале 1-й вариации) использует хроматизм, направленный от звуков тонического трезвучия, уводящий в другую тональность. Хроматизм широко использовал в своих произведениях Вагнер, например, в опере «Тристан и Изольда».
Хроматической называется гамма, движение в которой осуществляется только полутонами. Хроматическая гамма создается заполнением больших секунд полутонами, звукоряды натурального мажора и минора составляют ее основу.
В целом считается, что в зависимости от темпа хроматизм преследует различные цели в музыке: при медленном темпе добавляет эмоциональные интонации, а при быстром играет звукоизобразительную роль.
В гармонии под альтерацией подразумевается хроматическое изменение неустойчивых ступеней лада, усиливающее их тяготение к устойчивым ступеням. Альтерация считается частным случаем хроматизма, так как альтерируются только неустойчивые ступени, а ступени тонического трезвучия остаются неизменны.
При применении альтерации ладовые тяготения аккордовых и мелодических звуков усиливаются, возникает свежее, нехарактерное звучание, ярче проявляется гармонический колорит. К альтерации часто обращаются при модуляции.