Что такое холокост классный час для детей

Конспект классного часа Холокост

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» пос. Айгурский

« Помнить… и никогда не забывать!

К Международному Дню памяти жертв Холокоста »

Подготовил: учитель истории и

обществознания Аполонский В.В.

МКОУ «СОШ №5» пос.Айгурский

ознакомление учащихся с основными понятиями, связанными с трагедией Холокоста:

Формирование эмпатии к жертвам и сохранение памяти о них; Осознание важности сохранения памяти о выживших, жертвах, спасителях и освободителях

ознакомление с историей концлагеря Освенцим, как трагической страницей периода Второй мировой войны;

формирование толерантного сознания, демократичных и гуманных взглядов.

формирование подлинно гражданского сознания;

формирования аналитических умений учащихся, умений высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, опираясь на фактологический материал

воспитание у учащихся негативного отношения к любым формам насилия над человеком, а также стремление противостоять им в наше время;

Вступительное слово учителя.

Знакомство с понятием Холокост, геноцид.

Просмотр презентации « ПОМНИТЬ …И НЕ ЗАБЫВАТЬ! » с комментариями.

Звезда упала, и прервалась чья-то жизнь.

Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребёнка!
Совсем недавно он смеялся звонко –
Теперь же в небесах лишь след его парит.
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

У Эйнштейна есть слова: «Мир слишком опасен, чтобы в нем жить – и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает»

Наше мероприятие посвящено Международному дню памяти жертв Холокоста.

Холокост – унес жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были советскими гражданами. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Гетто были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и других местах. Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и многих других.

В печально известном польском лагере смерти Освенциме, было уничтожено около полутора млн. человек, в основном были убиты евреи.

Из воспоминаний очевидцев :

Симона Вайль, бывшая узница Освенцима.

Василий Васильевич Громадский, полковник в отставке . Он со своими солдатами одним из первых вошел в лагерь смерти . Первое, что я увидел в освобожденном Освенциме были дети… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.

Символом лагеря Освенцим- I стали Главные ворота с надписью: « ARBEIT MACHT FREI » («Работа делает свободным»). Миллионы людей прошли здесь навстречу своей смерти. Циничный лозунг на воротах призван был убедить прибывающих заключенных в том, что нацисты не питают никаких злых намерений по отношению к ним. В действительности подавляющее большинство евреев, которые читали эту надпись, были убиты в первые же 24 часа.

Особое место занимали газовые камеры. Нацисты тщательно изучали различные способы уничтожения людей. В конечном итоге они пришли к выводу, что оптимальный способ убийства – использование газа (газа-цианида, именовавшегося Циклон Б). Для умерщвления 1500 человек требовалось 5-7 кг газа

Э сэсовцы убеждали заключенных в том, что их отправляют в баню, велели снимать одежду, после чего перегонялись в следующее помещение, имитирующее баню. Под потолком были расположены душевые отверстия, из которых никогда не текла вода. В помещение площадью 210 м² эсэсовцы вводили около 2000 жертв. После того, как закрывались двери газовой камеры, через отверстия, находящиеся в потолке, поступал ядовитый газ циклон Б. Люди умирали в течение 15-20 минут. У убитых вырывали золотые зубы, обрезали волосы, снимали кольца и серьги. Потом трупы транспортировали к печам крематория. В период 1942-1943 гг. только в Освенциме было применено около 20 тысяч кг циклона Б.

На территории Освенцима было 5 крематориев. В каждом из них было по пять печей с тремя топками. В каждой топке можно было сжечь в течение суток около 2000 трупов. Но крематории не справлялись: слишком велико было количество убитых.

Многочисленные врачи СС, работавшие в лагере, ставили на заключенных преступные эксперименты. Доктор Йозеф Менгеле, главный врач Освенцима, в рамках генетических и антропологических опытов проводил эксперименты на детях-близнецах и детях с физическими недостатками; он вводил в вены и сердца заключенных вредные препараты, чтобы определить степень страдания, которой можно достичь, и проверить, насколько быстро они приводят к смерти. Кроме того, в Освенциме осуществлялись разного рода опыты с применением новых лекарств и препаратов: в эпителий заключенных втирались токсические субстанции, проводилась пересадка кожи и т.д.

Источник

Классный час на тему»Холокост- память поколений»

— ознакомление учащихся с трагедией Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов; познакомить с историей лагерей Освенцим, Майданек, Дахау и др., как трагической страницей периода Второй мировой войны.

-повышение информационной грамотности учащихся;

– продолжение работы по формированию толерантного сознания и активной позиции нетерпимости к современным проявлениям интолерантности, по воспитанию осознанной гражданской позиции;

-развитие умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;

— научить понимать важность совместного противостояния таким явлениям, как этнические чистки, расизм и антисемитизм;

– продолжение развития навыков монологической речи, развития коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.

— Способствовать формированию потребностей знать и помнить исторические события.

— Способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей.

— Учить учащихся делать выводы, размышлять в рамках обсуждаемой нравственной проблемы

Ход классного часа.

видео- День памяти жертв Холокоста

«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

И.Бауэр, исследователь Холокоста.

Учитель: Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Именно в этот день в 1945 Красная армия освободила Освенцим – крупнейший фашистский концлагерь, располагавшийся на территории Польши. За 4 года в Аушвице (немецкое название Освенцима) уничтожили более 2 млн.чел.

Учитель обращает внимание на эпиграф.

Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ».

Какие же события привели к этой трагедии? Кто в ней повинен? На эти вопросы мы попытаемся с вами найти ответ.

Что необходимо сделать, чтобы подобные события больше никогда не повторились?

Учитель: Во время Второй мировой войны немецко-фашистское руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так и граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчётам от 5 до 7 миллионов – граждане России. Выжили чуть больше миллиона.

Ученик: Холокост – унес жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были гражданами нашей страны. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря или как их тогда называли «фабрики смерти», созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».

Ученик: Лагерь Майданек был создан в августе-сентябре 1941 года, был поделён на пять секций, одна из которых была женской. У лагеря было 10 филиалов. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки…Через концлагерь Майданек прошло более миллиона узников. В лагере было уничтожено 360 тысяч человек.

Ученик: Концлагерь Дахау был одним из первых и главных концлагерей на территории Германии. Создан в марте 1933 года. Концлагерь стал первым «опытным полигоном», где отрабатывалась система наказаний и других форм физических и психологических воздействий на заключенных. Многие узники Дахау принудительно трудились в качестве бесплатной рабочей силы на окрестных промышленных предприятиях. Во время войны Дахау приобрел зловещую известность как один из самых ужасных концлагерей, в которых проводились медицинские эксперименты над заключёнными. Лагерь имел 123 филиала, через которые прошло около 250 тысяч человек из 24 стран. Из них 70 тысяч погибло.

В лагере широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты. Заключённых искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операций на здоровых людях.

Ученик: Саласпилс – концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 7 тысяч детей. Тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.

Ученик: Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников. Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12-ти летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали на холоде по 5-6 суток. Фашисты, выстраивая матерей с детьми, насильно отрывали малюток от несчастных родителей.

Учитель: Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. Грязь, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии приводили к массовой гибели. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие детские трупики, погибших мучительной смертью. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.

Видео- Дети в концлагерях

Необычного в нем ничего как будто нет.

Но, а если расшифруешь это слово

Сразу станет страшно почему-то всем.

Что же они сделали такого, и за что сожгли их в лагерях?

Может быть война тому виною или время, как порой твердят.

А ведь им хотелось очень, очень поиграть, с друзьями во дворе.

И побаловаться в школе, и поесть свой завтрак на траве.

Но пришли немецкие солдаты. И отправили детишек в лагеря

Не для отдыха и развлеченья, а для издевательства, и зверств.

Но мы в памяти оставим имена героев навсегда.

И в глазах как слезы засверкают, страшные кровавые слова.

В начале классного часа вы видели на слайде высказывание И. Бауэра «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Почему мы вспоминаем события тех лет?

Учитель: Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Антисемитизм, рост экстремистских настроений продолжаются и в настоящее время. А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.

Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших».

Источник

Классный час «Что такое Холокост?»

Сценарий внеклассного мероприятия «Что такое Холокост?»

Цели и задачи : расширить знания учащихся о Второй мировой войне и ее последствиях;

-пробудить чувство неравнодушия и боли за безвинно погибших людей разных национальностей;

— формирование интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войны;

— воспитывать толерантного сознания и поведения в современном мире.

Оборудование: проектор, ПК, аудиозаписи, презентация.

ПАМЯТИ сотен тысяч евреев, убитых на Украине,

более двух с половиной миллионов евреев, убитых на территории СССР,

более пятнадцати миллионов жертв Холокоста ПОСВЯЩАЕТСЯ

История любого государства состоит из множества событий. Самыми страшными, памятными среди них являются те, что массово уносят жизни. Это прежде всего войны. История оставила в памяти многих народов глубокий след от Первой и Второй Мировых войн. Уже прошло более 70 лет с того светлого дня, когда официально закончилось противостояние с Германией. Но война была не только на передовой. Есть ещё некоторые трагические события, уничтожившие жизни не только в боях за родную землю.

Вторая мировая война собрала страшную жатву – около 60 млн. погибших

Людские потери СССР — 6,8 млн военнослужащих «убитыми, умершими от ран, в плену, от болезней, несчастных случаев, казнённых по приговорам трибуналов» и 4,4 млн попавшими в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшее мирное население) — 26,6 млн человек русских, украинцев, белорусов, евреев.

Германия того времени — особое государство, где царил нацизм. Нацисты — люди, превозносящие превосходство своей нации над другими, они действуют не только в своей стране, но и в других. Немцы обозначались сверхчеловеками, остальные — недочеловеками. Со всем этим тесно связано ХОЛОКОСТ, от которого многих бросает в дрожь.

Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и фактически завершился 8 мая 1945 года.

В 1935 году был принят закон, который запрещал браки между немцами и евреями.

В 1937 году евреев начали отправлять в концлагеря, где они должны были трудиться как рабы. Стариков и инвалидов отправляли в газовые камеры.

4 ноября 1938 года произошёл первый еврейский погром, который получил название «хрустальной ночи».

После начала Второй мировой войны на оккупированных территориях создаются гетто, куда сгоняются все евреи и покорно ожидают своей участи.

В начале войны существовали следующие концентрационные лагеря: а) Дахау: 1939 г. — 4000 заключенных, сегодня — 8000, б) Саксенхаузен: 1939 г. — 6500 заключенных, сегодня — 10000; в) Бухенвальд:1939 г. — 5300 заключенных, сегодня — 9000; г) Маутхаузен: 1939 г. — 1500 заключенных, сегодня — 5500; д) Флоссенбюрг: 1939 г. — 1600 заключенных, сегодня — 4700; е) Равенсбрюк: 1939 г. — 2500 заключенных, сегодня — 7500…

2) В период с 1940 по 1942 год было создано еще девять лагерей, а именно: а) Освенцим, б) Нейенгам-ме, в) Гузен, г) Натцвейлер, д) Гросс-Розен, е) Люблин, ж) Нидерхаген, з) Штутхоф, и) Арбейтсдорф».
В 1942 г. создали в Польше шесть лагерей смерти для еврейскоего население Европы (Треблинка, Хелм, Собибор, Майданек, Освенцим и Белжец).

Кроме евреев туда попадало большое количество советских солдат и гражданского населения СССР. Они были такими же узниками фашистов, как и евреи и цыгане.

Прибывших в лагерь отправляли якобы в баню, где травили газом, а затем трупы людей отправляли в крематорий.

За время Холокоста погибло более 1,1 миллиона детей.

Дети были особой мишенью для нацистов в период Холокоста. Живыми они представляли исключительную угрозу, ведь, повзрослев, они бы создали новое поколение евреев. Многие дети задохнулись в скотовозах по пути в лагеря. Тех, кто выжил, незамедлительно помещали в газовые камеры.

(чтение наизусть стихотворения Ф. Золотковского «Дети войны»)

Во мне печалью стынет сердце,

в смятеньи мысли, словно море.

Куда от боли, гнева деться,

когда сминает душу горе.

Вот я узнал, что в здешнем крае

и дети в лагерях томились.

Как взрослые, во всём страдали,

тоской недетской слезы лились.

Могли они понять, кто правый,

кто виноват, когда их разум

не постигал всей страшной кары,

но ощутил дух смерти сразу.

Душа любая ждёт на свете

покоя, и любви, и воли.

Но плачут, ещё плачут дети

от ненависти, зла и боли…

Яновский трудовой лагерь (DAW Janowska) был создан в сентябре 1941 изначально только для евреев из львовского гетто, которое по величине было третьим, после Варшавского и Лодзинского гетто.

Фото оркестрантов было одним из обвинительных документов на Нюрнбергском процессе, во время повешения оркестру приказывали исполнять танго, во время пыток — фокстрот, а иногда вечером оркестрантов заставляли играть под окнами начальника лагеря по несколько часов кряду.

Накануне освобождения Львова частями Советской Армии, немцы выстроили круг из 40 человек из оркестра. Охрана лагеря окружила музыкантов плотным кольцом и приказала играть. Сначала был казнён дирижёр оркестра Мунд, дальше по приказу коменданта каждый оркестрант выходил в центр круга, клал свой инструмент на землю, раздевался догола после чего был казнён выстрелом в голову.

Эта история звучит в строках Ларисы и Льва Дмитриевых:

Бараки. Плац. И музыканты.

Под музыку велели оккупанты

Стрелять в людей. Так веселей!

Над серым плацем скрипки зарыдали,

В бараках люди, цепенея, ждали.

Опять расстрел! Вгрызалось в души «танго».

О, «танго смерти», «танго смерти»!

Два года — двести тысяч павших.

Под «танго смерти» шёл расстрел.

И музыкантов, порохом пропахших,

Ждал скорбный, как и всех, удел.

Над серым плацем скрипки зарыдали,

В бараках люди, цепенея, ждали.

Опять расстрел! Вгрызалось в души «танго».

О, «танго смерти», «танго смерти»!

Остались сорок оркестрантов,

Играют «танго». Их черёд!

Под громкий смех и говор оккупантов,

Раздевшись, падают на лёд.

Над серым плацем скрипки не рыдали…

Фашистов вышибли и смяли,

Но на Земле фашизм живёт.

И где-то вновь стреляют, как стреляли…

Людская кровь течёт, течёт…

Над всей Землёю скрипки всё рыдают.

Под звёздным небом люди умирают…

Опять расстрел! Терзает души «танго».

О, «танго смерти», «танго смерти»!

Уже современный композитор Карл Дженкинс, написал свой вариант такого танго, назвав композицию «Паладио». (прослушивание Escalada – Palladio с одновременным просмотром иллюстраций и фото из концлагерей ). Это далеко те та музыка лагеря, но тревога и ужас того времени отдаются эхом в душах и сердцах людей и сегодня.

Всего в лагерях на территории Восточной Европы погибли 12 миллионов узников. Настоящей «кузницей смерти» был польский лагерь Освенцим. Среди узников были представители 29 национальностей. По разным подсчётам там погибли от 1,5 до 2,2 миллионов человек, 90% из которых евреи. 27 января 1945 года Освенцим освобождён Советской Армией, тем самым были предотвращены дальнейшие казни. Эта дата традиционно отмечается во всём мире как день памяти жертв Холокоста. По просьбе Генеральной Ассамблеи ООН была разработана программа просветительской деятельности «Холокост и ООН», предусматривающая «поощрение разработки государствами — членами Организации образовательных программ по теме Холокоста и мобилизацию гражданского общества в просветительских и информационных целях». Аналогичная дополняющая просветительская программа разработана ЮНЕСКО.

«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями». И.Бауэр, исследователь Холокоста

Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие.- М.: Фонд «Холокост», 2001.

Холокост. Энциклопедия. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005.

Источник

Конспект классного часа «Холокост»

Классный час «Холокост – память поколений»

Цель: познакомить обучающихся с основными понятиями, связанными с трагедией Холокоста.

Познакомить с историей лагерей Освенцим, Майданек, Дахау и др., как трагической страницей периода Второй мировой войны.

Воспитание у обучающихся негативного отношения к любым формам насилия над человеком, а также стремление противостоять им в наше время.

Осознание важности сохранения памяти о жертвах Холокоста, об освободителях.

Формирование толерантности, гражданского сознания.

Оборудование: Видео «Путешествие в Освенцим», «Воспоминания узников Саласпилса», иллюстрации по теме.

Ход классного часа.

«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

И.Бауэр, исследователь Холокоста.

Учитель: Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Именно в этот день в 1945 Красная армия освободила Освенцим – крупнейший фашистский концлагерь, располагавшийся на территории Польши. За 4 года в Аушвице (немецкое название Освенцима) уничтожили более 2 млн.чел.

Учитель обращает внимание на эпиграф.

Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ».

Какие же события привели к этой трагедии? Кто в ней повинен? На эти вопросы мы попытаемся с вами найти ответ.

Что необходимо сделать, чтобы подобные события больше никогда не повторились?

На фоне презентации выступают ученики:

В 1933 г. Адольф Гитлер – лидер национал-социалистической партии становится канцлером Германии, который строил свою кампанию на обещании вернуть Германии былое величие и разобраться с теми, кого он назвал опасным расовым врагом – евреями. Однако помимо евреев преследованию и уничтожению нацистами подвергались цыгане, население Белоруссии, Польши, а также чернокожие, душено больные и нетрудоспособные группы населения.

Холокост – унес жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были советскими гражданами. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население.

Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря или как их тогда называли «фабрики смерти», созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».

Во время Второй мировой войны немецко-фашистское руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так и граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран.

Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчётам от 5 до 7 миллионов – граждане Советского Союза. Выжили чуть больше миллиона.

Бухенвальд был мужским лагерем. Выучить свой номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток. Набор цифр заменял имя. В концлагере содержалось около 240 тысяч человек. 56 тысяч узников погибли.

В апреле 1940 года был организован лагерь Освенцим (Аушвиц-Биркенау (нем. Auschwitz-Birkenau ), комплекс немецких концлагерей, располагавшийся на юге Польши, около города Освенцим. Это был огромный концлагерь, т. к. располагался рядом с железной дорогой. 1 135 000 человек – стали его жертвами.

Просмотр видео «Путешествие в Освенцим»

(На фоне тихой музыки Моцарт « Lacrimosa » ученик читает стихотворение)

Необычного в нем ничего как будто нет.

Но, а если расшифруешь это слово

Сразу станет страшно почему-то всем.

Что же они сделали такого и за что сожгли их в лагерях?

Может быть война тому виною или время, как порой твердят.

А ведь им хотелось очень, очень поиграть, с друзьями во дворе.

И побаловаться в школе, и поесть свой завтрак на траве.

Но пришли немецкие солдаты

И отправили детишек в лагеря

Не для отдыха и развлеченья,

А для издевательства, и зверств.

Но мы в памяти оставим

имена героев навсегда.

И в глазах как слезы засверкают

страшные кровавые слова.

Саласпилс – концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года. Тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.

Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников. Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12-ти летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали на холоде по 5-6 суток. Фашисты, выстраивая матерей с детьми, насильно отрывали малюток от несчастных родителей.

Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. Грязь, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии приводили к массовой гибели. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие детские трупики, погибших мучительной смертью. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.

Видео. Узники Саласпилса.

В начале классного часа вы видели на слайде высказывание И. Бауэра «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Почему мы вспоминаем события тех лет?

Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Антисемитизм, рост экстремистских настроений продолжаются и в настоящее время. А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.

Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Геноцида и Холокоста.

«Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках. Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

Ученик 2 : Это – память, противящаяся забвению.

Ученик 3: Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Ученик 4: Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ. Вот что означает ХОЛОКОСТ».

Классный час заканчивается стихотворением на фоне музыки:

Говорят погибшие. Без точек.
И без запятых. Почти без слов.
Из концлагерей. Из одиночек.
Из горящих на ветру домов.

Говорят погибшие. Тетради.
Письма. Завещанья. Дневники.
На кирпичной, на шершавой глади
Росчерк торопящейся руки.

На промозглых парах железякой.
На стене осколками стекла.
Струйкой крови на полу барака
Расписалась жизнь — пока была.

Говорят погибшие. Дыханье
В грудах пепла раздувает жар.
Маутхаузен. Орадур. Дахау.
Бехенвальд. Освенцим. Бабий Яр.

У меня мечта есть у живого:
В эти мне отпущенные дни
Вымолвить хоть слово, хоть полслова,
Но из тех, что унесли они.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *