Что такое холдинг и зачем он нужен
Что представляет собой холдинг и как им управлять
Холдинги — весьма активные участники рынка 21 века. Несмотря на это, они практически не регулируются законодательством. Это понятие редко можно встретить в нормативных документах. Большинство аспектов деятельности холдингов определяется на основании существующей практики.
Как учитываются международными холдинговыми компаниями в целях налога на прибыль акции (доли) дочерних компаний, доходы от их реализации, а также дивиденды?
Что собой представляет холдинг?
Единое понимание холдинга на данный момент отсутствует. Законодательного определения его не существует не только в России, но и в других государствах. Термин «холдинг» произошел от английского слова, обозначающего «держать». В широком смысле, это группа организаций, включающая в себя материнскую и дочерние компании. В узком смысле, это материнская компания. В словаре РФ дано определение холдинга: это компания, которая приобретает контрольные пакеты акций других организаций для осуществления контроля над ними. Существует много определений холдинга. Однако все они содержат общий признак – это группа компаний, которые зависимы друг от друга.
Вопрос: Должна ли головная организация банковского холдинга на своем официальном сайте в сети Интернет размещать информацию о лицах, входящих в состав органов ее управления, а также банковских группах и банковских холдингах, в которые она входит?
Посмотреть ответ
Законодательное регулирование
Как уже сказано выше, холдингам практически не уделено внимания в нормативных актах. В ГК РФ этого понятия нет вовсе. Впервые в законодательстве холдинг замечен в законе РСФСР от 3 июля 1991 года «О приватизации госпредприятий». Однако и в нем точного определения группам компаний не дано. Термин разъяснен только в Указе Президента РФ №1392. Однако в этом нормативном акте говорится только об организациях, возникающих вследствие приватизации.
К СВЕДЕНИЮ! Можно сказать, что холдинги практически никак не регулируются правовыми актами. Управление ими осуществляется на основании сложившейся практики.
Преимущества холдингов
Многие компании объединяются в холдинги, и на это есть причины. Популярность этой юридической формы объясняется следующими ее преимуществами:
Организация холдинга не гарантирует достижения всех перечисленных преимуществ. Для обеспечения всех этих достоинств нужно приложить силы к обеспечению эффективной деятельности, разумному распределению функций. Рассмотрим недостатки холдингов:
В холдинге будет работать огромный штат сотрудников, что также приносит определенные сложности.
Как организовать холдинг?
Рассмотрим основные этапы создания холдинга:
ВАЖНО! Данный порядок основывается на законе «О приватизации госпредприятий» от 1991 года. Он касается только создания холдинга на основании приватизированного предприятия. В других случаях организация групп компаний будет регулироваться в основном локальными актами. Можно, к примеру, создать дочерние компании.
Разновидности холдингов и особенности их построения
Организация холдинга зависит от его типа. Вид групп компаний определяется на основании индивидуальных потребностей.
Горизонтальная структура
Горизонтальная структура предполагает одну материнскую компанию, а также ряд дочерних фирм, которые аналогичны друг другу. Основной способ повышения эффективности такого холдинга – максимальное территориальное расширение. Примером такого образования может быть сеть магазинов. Горизонтальная структура характерна для оптово-розничной торговли. Рассмотрим ее преимущества:
Однако у этого варианта есть минусы:
Вариант с горизонтальной структурой подходит торговым маркам.
Вертикальная структура
Вертикальная структура подходит предприятиям полного цикла. К примеру, одна компания отвечает за обработку, вторая – за транспортировку, третья – за реализацию. Примером вертикальной структуры может стать агрохолдинг. Ее преимущества:
Минусом является необходимость в доскональном знании всех особенностей каждого направления деятельности.
Распространенные проблемы при управлении холдингом
Управление холдингом осуществляется на основании нормативных актов. Рассмотрим наиболее распространенные управленческие проблемы:
Для эффективного управления очень важно разработать общую финансовую и инвестиционную политику. Для каждой дочки следует установить общие правила. Во главе каждой организации нужно поставить опытного менеджмента.
Холдинг — что это, его виды и как он устроен
Холдингом (Holding) называется структура, включающая в себя несколько более мелких фирм, которые подчиняются одной материнской компании. Головной офис владеет основным пакетом ценных бумаг. Остальные акции будут распределены между подчиняющимися организациями. Само слово «Холдинг» имеет английское происхождение и означает «владеть» или «держать».
1. Что такое холдинг простыми словами
Холдинговые компании относятся к особой разновидности бизнеса, которая затрагивает инвестиции, активы, а также управление. Они не относятся к предоставлению услуг и производству товаров с целью получения прибыли от реализации и производства.
Главная компания является акционерной, основной род деятельности связан с владением акциями в одной или нескольких других организациях. Среди активов могут быть не только акции, а недвижимость, интеллектуальная собственность.
Холдинговые компании могут создаваться для управления другими фирмами и управлением ими, также они получают дивиденды от имеющихся пакетов акций. Кроме описанных выше функций, головной офис зачастую не ведёт какой-либо другого вида деятельности.
Говоря о дочерних организациях, они занимаются коммерческой деятельностью, опираясь только на собственные силы. Но, когда речь идёт об управлении, (сюда можно отнести назначение и смену руководства) этим занимаются акционеры холдинга.
Материнская компания занимается управлением и решением ключевых вопросов хозяйственной деятельности подчиняемых фирм за счёт того, что она владеет большей частью уставного капитала.
Холдинг владеет контрольным пакетом ценных бумаг. Остальная доля может распределяться в равных долях между мелкими предприятиями.
2. Преимущества и недостатки холдинговых компаний
Более точно преимущества не каждого отдельного холдинга можно оценить, проведя анализ деятельности всех организаций, которые ему подчиняются. Если сравнивать с другими предпринимательскими объединениями и коммерческими организациями, здесь можно выделить следующие положительные стороны:
Недостатков у холдинга значительно меньше, чем преимущества. Но стоит учесть, что большинство из них могут возникнуть в процессе предпринимательской деятельности. Кроме этого, они зависят от того, какой вид деятельности ведут мелкие фирмы.
3. Особенности работы холдинговой организации
На материнской компании лежит ответственность по контролю работы подчиняемых ей фирм. На объединение ложатся обязанности главного исполнительного органа, который контролирует хозяйственную деятельность. Говоря о влиянии на принадлежащие ему мелкие фирмы, это осуществляется, опираясь на действующее законодательство.
Холдинговое объединение может состоять из нескольких предприятий, которые контролируют транспортный сектор, отвечают за закупку оборудования или товара, а также ответственны за реализацию произведённых товаров.
Крупная коммерческая конструкция формируется за счет слияния нескольких предприятий. За рубежом, объединения могут включать в себя компании внутри страны, а также привлечь те, которые работают за её пределами. Основная организация занимается контролем нижестоящих подразделений, владения активами в размере 5%.
Говоря о вторичных фирмах, у них нет возможности получить акции основного предприятия. В результате объединение получает право управлять фирмами, которые по стоимости могут превышать его имеющийся капитал в несколько. Благодаря концентрации ценных бумаг, материнской компании легче заниматься решением вопросов, касающихся финансового и хозяйственного типа. Благодаря этому, обеспечивается слаженная работа большого количества мелких фирм.
4. Разновидности холдингов — материальная и смешанная
На данный момент в России законодательством разрешена работа 2-х разновидностей холдингов:
1. Материальная. В данном случае, основная часть капитала, это ценные бумаги подчиняющихся фирм. Говоря о роли главного объединения, она заключается в проведении финансовых операций. Другие разновидности активности будут запрещены на законодательном уровне. Также это означает, что финансовый холдинг объединит в себе денежные потоки, а не отдельно существующие организации.
2. Смешанная разновидность холдинга. Это означает, что материнская компания будет иметь все права на то, чтобы изготовить необходимую продукцию, и в дальнейшем, её реализовать. Этот вид разработан для организаций, объединённых технологическим и научно-исследовательским центром.
Например, сюда можно отнести такие российские объединения как «Агрохолдинг», «РосБизнесКонсалтинг», «Газпром», «Лукойл» и «Сургутнефтегаз».
Агрохолдинги – это группы юридических лиц, которые осуществляют на рынке сельскохозяйственную деятельность, и занимается продажей готовой продукции. Простым языком, эти разновидности объединений необходимы для обеспечения страны продовольственными товарами и продуктами питания.
В данном случае, холдинги могут быть разделены на два подвида:
Вид деятельности каждого объединения зависит от выполнения необходимых функций и работ. Здесь можно выделить следующие разновидности:
5. Признаки холдинга
Холдинг всегда можно распознать по конкретным экономическим и управленческим признакам:
Как создать эффективный холдинг и зачем это надо
Холдинги имеют большие преимущества перед одиночными предприятиями, однако им тоже может грозить банкротство. Причин много, одна из них — неэффективность финансово-организационной, имущественно-правовой или производственной структуры холдинга.
Под холдингом понимают корпорацию, которая регулирует деятельность самостоятельных организаций. Цель создания холдинга — повысить эффективность совместной хозяйственной деятельности объединившихся предприятий.
Холдинг состоит из головной (управляющей) компании и дочерних предприятий.
Виды интеграции
Вертикальная интеграция
Основное преимущество вертикальной интеграции состоит в существенной экономии издержек, которая по большей части складывается из прибыли, заложенной в цену поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий, необходимых для производства основной продукции холдинга.
В случае присоединения предприятий-поставщиков или компаний, замещающих предшествующих поставщиков, прибыль и накладные, ранее включаемые в цену закупа, остаются в холдинге. Кроме того, эффективное управление, оптимизация, нормирование и жесткий контроль расхода ресурсов в процессе хозяйственной деятельности объединившихся в холдинг компаний могут принести дополнительную экономию.
Горизонтальная интеграция
Основное преимущество горизонтальной интеграции — рост доли холдинга в своем сегменте рынка. Это значит, что основной целью создания холдинга с горизонтальной интеграцией является снижение уровня конкуренции. В данном случае увеличивается возможность установить свои цены на рынке и таким образом обеспечить увеличение прибыли и рост рентабельности производства и продаж.
При этом нельзя забывать о требованиях Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (в ред. от 04.07.2016) «О защите конкуренции». Кроме того, холдинг с горизонтальной интеграцией может позволить себе закупать сырье и материалы с существенными скидками за счет увеличения объемов закупа.
Независимая интеграция
Независимая интеграция позволяет сократить риски существенного снижения объемов реализации и спроса на одном из рынков потребления продукции, производимой в холдинге. Риски могут быть вызваны сезонностью производства или спроса, экономическими кризисами и повышением уровня конкуренции.
Выбирая направления деятельности интегрируемых в холдинг предприятий, следует учитывать, что при снижении спроса на какую-либо продукцию потребность в других продуктах холдинга на рынках потребления в этот период должна оставаться стабильной или возрастать. Если, например, одна из компаний холдинга производит дорогостоящую высокорентабельную продукцию, то нужно интегрировать в холдинг и предприятия, выпускающие товары низкой ценовой категории, постоянно пользующиеся спросом независимо от экономических кризисов. Аналогично строится интеграция в состав холдинга предприятий, выпускающих сезонные товары.
Наличие рисков может быть связано и с появлением на одном из рынков сбыта одного крупного или нескольких конкурентов. Эти риски смягчаются благодаря выбранной структуре холдинга с независимым способом интеграции. Такой холдинг создается как бы с целью взаимопомощи предприятий, входящих в холдинг.
Смешанная интеграция
Примером подобного холдинга может стать ООО «УГМК Холдинг». Широк список сфер рынка, в которых ООО «УГМК Холдинг» занимает лидирующие позиции не только на Урале и в Свердловской области, но и в России, за рубежом. Холдинг включает в себя:
Частичная вертикальная интеграция
Частичная вертикальная интеграция холдинга может иметь место в начале его становления, когда руководство холдинга стремится объединить в своем составе предприятия, производственные мощности которых позволяют организовать замкнутый производственно-технологический цикл. В некоторых случаях создавать холдинги с полной вертикальной интеграцией нецелесообразно ввиду многообразия материальных ресурсов, требуемых для создания конечного продукта.
Примером холдингов с частичной вертикальной интеграцией могут быть строительные холдинги. Создание замкнутого производственного цикла, начинающегося от производства всех строительных материалов и заканчивая строительством объектов, практически недоступно в связи с высокой суммарной стоимостью производств, необходимых для образования непрерывной технологической цепочки выпуска строительных материалов и строительства объектов.
При производстве многих строительных материалов применяются дорогостоящие сложные технологии, используется нестандартное и далеко не дешевое оборудование. Да и управление таким комплексом должно быть на соответствующем уровне. Поэтому организация холдинга, включающего в себя предприятия, производящие все материалы и изделия, необходимые для строительства, — практически невыполнимая задача.
Вместе с тем нужно понимать, что, приобретая продукцию у сторонних организаций, строительное предприятие отдает своим поставщикам значительную долю своей прибыли. Еще приходится мириться с бесконечным, иногда необоснованным ростом цен поставщиков. В цену материалов включаются и накладные расходы поставщика, которые предприятие — покупатель продукции оплачивает из своего кармана.
Это важно! При образовании холдинга накладные расходы на производство продукции можно существенно снизить за счет правильного формирования организационной структуры холдинга. Это будет дополнительной экономией издержек относительно той ситуации, в которой материалы закупаются на стороне.
Успешно развивающаяся строительная компания должна обязательно подумать о том, чтобы обеспечить себя хотя бы элементарной производственной базой.
Если деятельность предприятия достаточно эффективна, что выражается в наличии некоторого количества свободных финансовых ресурсов, то их обязательно нужно вкладывать в строительство своих заводов по производству строительных материалов или искать способы и возможности приобрести контрольные пакеты акций действующих на рынке предприятий, производящих продукцию, востребованную в строительстве. В противном случае размер прибыли, отдаваемой поставщикам, будет увеличиваться, так как рост цен поставщиков не всегда адекватен увеличению затрат на производство продукции (нередко производится как бы по графику и без наличия каких-либо экономических обоснований увеличения цен реализации).
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Холдинг
Сам термин «Holding» имеет английское происхождение и в переводе на русский язык означает «держать» или «владеть». Холдингом называется целая структура организаций, акционерных сообществ и/или коммерческих предприятий, включающая в себя материнскую фирму. И несколько, более мелких «филиалов». Так, например, головной офис холдинга контролирует целую сеть, подчиняемых ему фирм.
Наглядный пример холдинга из предыстории
Уоррен Баффет – один из богатейших людей на планете. Нет на земле инвестора или трейдера, который бы не слышал об этом «волшебнике из Омахи». Именно такое прозвище закрепил за собой этот предприниматель и «провидец» – Уоррен Баффет. Его состояние оценивается в 86.6 млрд. долларов на май 2019 года! Эта богатейшая личность занимает пост председателя совета директоров и исполнительного директора, компании Berkshire Hathaway.
А берёт своё начало на существование этой компании, ещё с 60-х годов. Тогда, Уоррен Баффет ещё не имел представления, во что перерастёт его увлечения инвестициями в эту текстильную компанию. Так, по мере реинвестиций своих доходов от этой компании, Уоррен Баффет дорос до главного управляющего неё. И с течением времени, устав от управления текстильной сферой деятельности, он решил закупать и удерживать акции других компаний.
Со временем инвестиции в другие, более-менее перспективные предприятия, стали окупаться. И Баффет Уоррен принял решение, которое вывело деятельность компании на абсолютно новый, революционный на тот период времени уровень. Так возникла холдинговая компания Berkshire Hathaway, с множеством дочерних коммерческих предприятий и акционерных обществ. Компания Berkshire Hathaway и по сей день является материнской фирмой, таких процветающих компаний как, «GEICO», «Candy», «Coca-Cola» и многих других…
Что такое холдинг – объясняем на пальцах
Холдингом нельзя назвать какую-то одну организацию, институт или физическую недвижимость. Холдинг, это целая сеть предприятий или организаций. Состоит такая структура, как правило, из головного офиса, которая так же называется «материнской фирмой». У этой главной холдинговой компании, в подчинении находятся «дочерние», более мелкие фирмы или организации. Примечательно, что в ряде случаев бывает и так, что в сложном холдинговом составе имеются «внучатые», и даже «правнучатые» предприятия.
Весь род деятельности холдинга сводится к двум непосредственным интересам. Это владения ценными бумагами других организаций и управление своих дочерних акционерных сообществ. Данный вид деятельности носит исключительно индивидуальную разновидность бизнеса. И сводится к одной единственной цели: Инвестиции. Так, головной офис холдинга владеет основной (большей), контролирующей частью акций, всей структуры холдинговой сети.
Следовательно, сама материнская компания, под броским названием «Холдинг», не занимается производством какой либо продукции. (Хотя зачастую, имеет место быть и исключениям). Не интересуется приобретением и сбытом, каких бы там не было товаров. А так же, не интересуется предоставлением, каких либо услуг. И даже не заинтересована в таких сферах как, консультация в любом из торгово-финансовых направлений. Как, например фирмы, специализирующиеся на консалтинге.
Холдинг и инвестиции
Поскольку холдинговые компании создаются с целью инвестиций и управления дочерними организациями, то одной из прибыли их, является получение дивидендов. Они же, в свою очередь (дивиденды), могут распределяться как, между дочерними предприятиями, так и пойти на реинвестирование. Для дальнейшей реализации обще заинтересованной экономической политики. Распределение прибыли, или финансовых активов, осуществляется по решению генеральных директоров головного офиса холдинга. Или по урегулированию общего собрания акционеров.
Так же об общем собрании акционеров и генеральных директоров, можно говорить в том случае, когда встаёт вопрос о смене руководства. Тут же, на подобных «консилиумах», решаются прочие острые вопросы, относительно индивидуальных хозяйственных деятельностей каждой из дочерних организаций. Если мы говорим о дочерних филиалах холдинга, то здесь, как говорится, «каждый сам за себя». Хотя такое положение дел внутри самой структуре холдинга, проявляется не во всех случаях.
Если обобщить всё выше сказанное, то получается что материнская компания холдинга, помимо инвестиций в другие компании. Занимается управлением своих дочерних коммерческих фирм и распределением дохода от акций и облигаций, между всем составом холдинговой композиции. Вот и всё! По сути, холдинг, это не что иное как состав дочерних фирм, коммерческих предприятий и акционерных сообществ. Имеющий головной офис, или материнскую компанию всего холдинга!
Положительные стороны холдинговых компаний
По причине того, что в законодательстве нет чётких условий и требований к составу компаний, определяющих их к статусу «холдинг». То их иерархическое строение, может иметь весьма разнообразную составляющую. Вследствие этого нельзя каждую отдельно рассматриваемую холдинговую компанию, рассматривать как, перспективно лучшую.
Или недостаточно эффективную фирму, в плане прерогатив или «ущербности». Вся перспективная альтернатива зависит сугубо от коммерческих деятельностей, индивидуальных «дочек». Но, тем не менее, можно выделить целый ряд мотивирующих преимуществ, для создания холдинговой компании.
Центр капитализации
Это, несомненно, плюс всех холдинговых компаний. Поскольку от различных ситуаций на финансовом рынке, в сфере денежно-товарного оборота и в экономическом сегменте в целом. Основную капитализацию возможно перенаправлять в разные предпринимательские направления.
Масштаб ресурсов холдинга
Инвестиционные средства, производственные доходы и трудовые ресурсы, открывают возможность маневрировать ими. Для повышения эффективности экономической политики всей сети холдинга. Более того, масштаб ресурсов, зачастую привлекает не только крупных и надёжных инвесторов, но и квалифицированных сотрудников.
Кредитная составляющая
В связи с престижем холдинговой компании и его финансового масштаба, учреждения кредитных институтов, охотно сотрудничают с оными «гигантами».
Минимизация риска
Поскольку дочерние организации входят в политику «каждый сам за себя», головной офис холдинга, имеет ограниченный риск. Почему происходит такое положение дел, и как это вообще работает, мы ещё поговорим ниже. А пока рассмотрим другие преимущества холдинга…
Конкурентоспособность
Дело в том, что при наличии, такого масштаба средств и манёвренности распределения уставного капитала. Холдинговый «головняк» имеет возможность дать жёсткий отпор конкурентам. И не только на финансовом рынке и в экономическом секторе, но и на рынке товаров, услуг, и даже на рынке труда!
Пытаясь освоить трейдинг самостоятельно – это подписаться под «кашей в голове» и согласиться с тотальным непониманием рыка. Я предлагаю избавиться от этого раз и навсегда. Чёткая и последовательная программа изучения.
Что такое холдинг: ясно и понятно
Узнайте, в чем преимущества холдинговой бизнес-модели и ознакомьтесь с разными типами холдингов
Холдинг — это объединение материнской компании и контролируемых ею дочерних фирм. Материнская компания управляет дочерними фирмами, как правило, потому что владеет большей долей их уставного капитала.
Содержание
Целью холдинга является извлечение выгоды в виде дивидендов от контроля деятельности других компаний. В отличие от финансовых предприятий, которые зарабатывают за счет инвестиций в акции других компаний, холдинг получает прибыль от управления ими.
Давайте рассмотрим особенности, которые отличают холдинг от других бизнес-моделей.
Характерные особенности холдинга
Основными чертами холдинга являются следующие:
Внизу представлена схема взаимосвязи холдинговой (материнской) компании с дочерними. Функциональные службы работают со всеми дочерними фирмами, а каждая из них, в свою очередь, принадлежит к одному из линейных подразделений материнской компании.
Источник: studfile.net
Подобная схема может быть использована, к примеру, в производстве стиральных машин, где каждая дочерняя компания специализируется на своем участке производства: металлургии, электронике или сборке.
Давайте рассмотрим, какие преимущества есть у такой бизнес-модели.
Преимущества холдингов
Основным преимуществом холдинга является то, что дочерние компании более организованы и эффективны в борьбе с конкурентами. Также холдинг имеет следующие преимущества:
Давайте рассмотрим, какие существуют типы холдингов.
Типы холдингов
Холдинги разделяют на четыре типа: по способу контроля материнской компании над дочерними фирмами, по функциям материнской компании, по производственной взаимосвязи компаний и по степени их взаимного влияния. Давайте рассмотрим подробнее каждый из типов.
По способу контроля материнской компании над дочерними
По этому критерию выделяют два типа холдинга.
По функциям материнской компании
В зависимости от функций и видов работ, которые выполняет материнская компания, выделяют следующие типы.
По производственной взаимосвязи компаний
В зависимости от того, как компании взаимодействуют в процессе производства, выделяют два типа холдинга.
По степени взаимного влияния компаний
В зависимости от того, как компании внутри холдинга влияют друг на друга, выделяют следующие типы.
Поздравляем, теперь вы знаете, что такое холдинг, его характерные свойства и типы.