Что такое хокимият в узбекистане
хокимият
Смотреть что такое «хокимият» в других словарях:
Ташкент — У этого термина существуют и другие значения, см. Ташкент (значения). Город Ташкент узб. Toshkent, Тошкент … Википедия
Сурхандарьинская область — узб. Surxondaryo viloyati, Сурхондарё вилояти Статус Область Включает 14 районов (туманов) и 1 город областного подчинения Административный центр Термез … Википедия
Бухарская область — Buxoro viloyati Статус Область Включает 11 районов (туманов) Административный центр Бухара Крупнейший город Бухара … Википедия
Бухарский вилоят — Бухарская область Buxoro viloyati Статус Область Административный центр Бухара Крупнейший город Бухара Др. крупные города Алат, Каракул, Галаасия Хоким области Хусенов Самойдин Косимович Официальный язык Узбекский … Википедия
Хорезмский вилоят — Хорезмская область Xorazm viloyati Статус Область Административный центр Ургенч Крупнейшие города • Хива • Ургенч Хоким области Оллаберганов Оллаберган Хаитбоевич Официальный язык Узбекский Население (2005 … Википедия
Андижан — У этого термина существуют и другие значения, см. Андижан (значения). Город Андижан узб. Andijan, Андижон Страна … Википедия
Самарканд — Город Самарканд узб. Samarqand Герб … Википедия
Самаркандская область (Узбекистан) — У этого термина существуют и другие значения, см. Самаркандская область. Самаркандская область Самарқанд вилояти, Samarqand viloyati Статус Область Включает 14 районов (туманов) и 4 города областного подчинения Административный центр … Википедия
Андижанская область — Andijon viloyati Статус область Административный центр Андижан Крупнейшие города Асака, Ханабад, Карасу … Википедия
Ташкентская область — Toshkent viloyati Статус Область Включает 15 районов (туманов) и 6 городов областного значения Административный центр Ташкент Крупн … Википедия
Навоийская область — Navoiy viloyati Статус Область Включает 8 районов (туманов) Административный центр Навои Крупнейшие города • Зарафшан … Википедия
хокимият
1 хокимият
См. также в других словарях:
Ташкент — У этого термина существуют и другие значения, см. Ташкент (значения). Город Ташкент узб. Toshkent, Тошкент … Википедия
Сурхандарьинская область — узб. Surxondaryo viloyati, Сурхондарё вилояти Статус Область Включает 14 районов (туманов) и 1 город областного подчинения Административный центр Термез … Википедия
Бухарская область — Buxoro viloyati Статус Область Включает 11 районов (туманов) Административный центр Бухара Крупнейший город Бухара … Википедия
Бухарский вилоят — Бухарская область Buxoro viloyati Статус Область Административный центр Бухара Крупнейший город Бухара Др. крупные города Алат, Каракул, Галаасия Хоким области Хусенов Самойдин Косимович Официальный язык Узбекский … Википедия
Хорезмский вилоят — Хорезмская область Xorazm viloyati Статус Область Административный центр Ургенч Крупнейшие города • Хива • Ургенч Хоким области Оллаберганов Оллаберган Хаитбоевич Официальный язык Узбекский Население (2005 … Википедия
Андижан — У этого термина существуют и другие значения, см. Андижан (значения). Город Андижан узб. Andijan, Андижон Страна … Википедия
Самарканд — Город Самарканд узб. Samarqand Герб … Википедия
Самаркандская область (Узбекистан) — У этого термина существуют и другие значения, см. Самаркандская область. Самаркандская область Самарқанд вилояти, Samarqand viloyati Статус Область Включает 14 районов (туманов) и 4 города областного подчинения Административный центр … Википедия
Андижанская область — Andijon viloyati Статус область Административный центр Андижан Крупнейшие города Асака, Ханабад, Карасу … Википедия
Ташкентская область — Toshkent viloyati Статус Область Включает 15 районов (туманов) и 6 городов областного значения Административный центр Ташкент Крупн … Википедия
Навоийская область — Navoiy viloyati Статус Область Включает 8 районов (туманов) Административный центр Навои Крупнейшие города • Зарафшан … Википедия
Что такое хокимият в узбекистане
Деятельность хокимов регулируется законом о государственной власти на местах, который был принят в сентябре 1993 года.
В статье 10 вышеуказанного закона отмечено, что хоким области, района, города вправе предоставлять земли во владение, пользование и в аренду предприятиям, учреждениям, организациям, дехканским хозяйствам, гражданам, прекращать права владения и пользования землей этими субъектами, а также осуществлять изъятие земель с последующим утверждением принятых решений соответствующим кенгашем народных депутатов. Выходит, что хоким остается единственной фигурой в регионе, которые решает все. В принципе кенгашы народных депутатов бесполезны, так как их возглавляет сам хоким. Вряд ли хоким будет противоречить своему решению.
Обратите внимание, что другие структуры, которые занимаются земельными проблемами, также непосредственно подчиняются хокимам. Выходит, что власть сконцентрирована в руках одного человека.
18 мая на сессии международного пресс-клуба состоялось обсуждение указа президента «О мерах по коренному совершенствованию системы защиты предпринимательской деятельности и оптимизации деятельности органов прокуратуры». На сессии был затронут вопрос о проблемах при выделении земель предпринимателям.
Kun.uz провел опрос на Telegram-канале «Ваше мнение». Обратите внимание, что из 1 931 респондентов 67% согласны с мнением, что хокимы наделены чрезмерной властью. Кроме этого, 33% опрошенных лиц считают, что хокимы не наделены обширной властью.
Напомним, в декабре 2016 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил сделать должность хокимов выборной.
Так как власть сконцентрирована в руках одного человека, естественно, что люди не будут довольны его работой. Практика показывает, что любые бытовые проблемы на местах связаны с хокимиятом. Это проблемы сноса, выделение земель, питьевая вода, мусор, асфальтирование, деревья, благоустройство, кредиты, рабочие места, преступность и т.д.
Целесообразно подключить к этому процессу и другие ведомства. Например, Министерство юстиции и его территориальные управление. Любой акт, особенно документ о выделении или изъятии земли, должен пройти соответствующую правовую экспертизу. Именно тогда за землю будет отвечать не только хокимияты, но и органы юстиции. В целом органы юстиции будут обеспечивать правовую защиту собственника. Хотя важно обратить внимание на тот факт, что органы юстиции также являются представителями местной власти и непосредственно подчиняются Кабинету Министров.
Например, стоят четыре дома, а на стороне находится детская игровая площадка и маленький стадион. Хоким решил отдать этот участок предпринимателю, чтобы тот построил здесь супермаркет. Вот и начинаются проблемы.
Во-первых, хоким никому не подотчетен, ему все равно. Земля и территория его. Захотел, выделил землю или изъял. Никто не сможет прийти и сказать нет, это особенно заметно в регионах республики. В Ташкенте различные граждане высказывают свои мнения, но в регионах многие люди просто отпускают руки.
Во-вторых, если хоким аргументирует, то нет контраргумента. Депутаты подчиняются хокиму, все органы государственной власти на местах непосредственно подчиняются Кабинету Министров, а хоким в свою очередь является главным представителем правительства на местах, то есть он и есть самый главный шеф. Как видно, все решает хоким.
По мнению исполнительного директора консалтингового бюро Smartgov Consulting Азизы Умаровой, одним из важных направлений в этой сфере должна быть реформа государственной службы. В частности, в текущей госпрограмме прописано принятие закона о государственной службе.
По ее мнению, именно профессиональная госслужба создаст меритократию для привлечения лучших кадров на госслужбу, способных выполнять задачи в срок и хорошо. Например, переход на централизованный конкурсный отбор с упором на компетенции (лидерство, аналитические способности, умение работать в команде, вести за собой и т.д.)
Кроме этого, госслужба предполагает выработку единых этических правил и ценностей у госслужащих, создание позиции уполномоченного внутри госорганов для рассмотрения жалоб о превышении полномочий либо оскорблений.
В целом хокимам нужны советники, консультанты, конкуренты и «мозговые» центры. Соответствующий контроль также необходим. Хокимы обязаны отчитываться перед кем-то, но не перед кенгашами, которыми они сами руководят.
Что происходит, когда власть непосредственно оказывается в руках одного человека? Естественно это приводит к коррупции, местничеству, кумовству и в результате регионы страдают деградацией, а на местах наблюдаются множество проблем. Надеемся, что парламент и правительство займутся этими проблемами, и в скором времени хокимы будут работать во благо общества и страны и не будет такого, что один хоким строит, а другой приходит и все разрушает.
Что такое хокимият в узбекистане
В Республике Узбекистан сформировались новые местные органы исполнительной власти. При этом творчески использовался исторический опыт национальной государственности. Например, если мы примем во внимание государственность времен Амира Темура, то можем отметить, что в те времена области и города возглавлялись хокимами на основе единоначалия.
Здание Ташкентского городского хокимията
В 1992 году в городе Ташкенте и в 12 областях, 159 сельских районах и 18 городских районах, а также в 120 городах, где назначались и утверждались в должности хокимы, были образованы их аппараты — хокимияты.
Задачи, входящие в полномочия органов власти на местах, конкретно изложены в статьях 100 и 101 Конституции:
• обеспечение законности, правопорядка и безопасности граждан;
• экономическое, социальное и культурное развитие территорий;
• формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов, сборов, формирование внебюджетных фондов;
• руководство местным коммунальным хозяйством;
• охрана окружающей среды;
• обеспечение регистрации актов гражданского состояния;
• принятие нормативных актов и иные полномочия, не противоречащие Конституции и законодательству Республики Узбекистан;
• проведение в жизнь законов Республики Узбекистан, указов Президента, решений вышестоящих органов государственной власти;
• руководство деятельностью нижестоящих Кенгашей народных депутатов, участие в обсуждении вопросов республиканского и местного значения.
В годы независимости в результате реформирования органов власти на местах исполнительная и представительная власть официально отделились друг от друга. Хокимы не подчиняются Кенгашам народных депутатов, но подотчетны им. Вместе с тем тот факт, что хокимы возглавляют представительные и исполнительные органы власти на местах, не следует понимать как подчинение им представительных органов власти. Представительные органы не подчиняются хокимам, но хокимы возглавляют организацию работы представительных органов.
Хоким занимается решением всех вопросов местного значения в соответствии с интересами граждан. В этих целях он принимает решения, которые обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями, а также должностными лицами и гражданами. Хокимы лично ответственны за решения возглавляемых ими органов и за их деятельность.
История самостоятельного развития Узбекистана свидетельствует о том, что некоторые хокимы допускают серьезные ошибки в своей деятельности. Встречаются среди них и такие, которые не справляются с выполнением ответственных задач, возложенных на них, или злоупотребляют своим служебным положением. В подобных случаях они отстраняются от должности до окончания срока полномочий.
Таким образом, в годы независимости были сформированы новые органы государственной власти и управления центрального, областного, городского и районного масштаба. В формировании местных органов власти были учтены исторические традиции узбекской национальной государственности и современный опыт развитых стран.
Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Музаффар Салиев стал хокимом Нурафшана
Бывший министр ЖКО Музаффар Салиев утверждён хокимом Нурафшана. Он пообещал приложить все силы для того, чтобы город стал «чудом градостроительства». В 2017 году Нурафшан планировалось превратить в первый «умный» город в Узбекистане.
Музаффар Холдорбоевич Салиев, 5 января освобождённый от должности министра жилищно-коммунального обслуживания Узбекистана, стал хокимом административного центра Ташкентской области города Нурафшана. Об этом сообщила пресс-служба областного хокимията.
Решение было принято на внеочередной 24-й сессии городского кенгаша народных депутатов. Хоким области Рустам Холматов отметил медлительность работ по приданию Нурафшану современного облика и недостатки в социально-экономическом развитии города.
Музаффар Салиев был министром ЖКО с июля 2017 года, а до этого — заместителем министра обороны по работе с личным составом.
Город Нурафшан (бывший Тойтепа) летом 2017 года был определён административным центром Ташкентской области (ранее у области не было административного центра). Тогда же сообщалось о планах полной перестройки города совместно с южнокорейскими специалистами с целью превращения Нурафшана в первый «умный» город в Узбекистане.
В своём выступлении на сессии новый хоким заверил, что приложит все силы в «строительство города, который должен стать чудом градостроительства». Он также признал, что в развитии города много «открытых вопросов, проблем».
Об освобождении предыдущего хокима Нурафшана Кахрамон Хакимов от должности (он занимал её с августа 2019 года) мы сообщали накануне.
На сессии на пост заместителя хокима города по вопросам капитального строительства и коммуникаций был утверждён Шерзод Роббимович Усмонов.