что такое хайвей на дорогах
Хайвей
Автомагистра́ль — дорога для скоростного движения автомобилей, не имеющая перекрёстков с другими дорогами (пересечения на разной высоте, мосты/тунели не являются пересечениями).
На автомагистралях запрещается:
движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч; движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы; остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаками 6.4 или 7.11; разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы; движение задним ходом; учебная езда.
Содержание
История
Первая автомагистраль (автострада) была построена в 1924 году на севере Италии протяжённостью 85 км, она соединила Милан и Варезе. К 1939 году было построено примерно 500 км автомагистралей.
В Германии протяжённость автобанов к 1942 году составляла около 2100 км.
После Второй мировой войны автомагистрали строились во Франции и Великобритании. Самое активное строительство велось в США, где к 1974 году насчитывалось 70 800 км скоростных автомагистралей.
Официальное толкование
Международные правовые акты
Правовые акты РФ
См. также
Ссылки
Статьи
Полезное
Смотреть что такое «Хайвей» в других словарях:
хайвей — (вэ), я, м. (англ. highway главный путь, основная дорога). Скоростная автострада с односторонним движением (употребляется применительно к зарубежным странам). || Ср. автобан, тракт, шоссе. Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина. М:… … Словарь иностранных слов русского языка
хайвей — м.; = хайвэй Скоростная автострада с транспортными развязками; фривей, фривэй. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
хайвей — хайв ей, я … Русский орфографический словарь
хайвей — (2 м), Пр. о хайве/е; мн. хайве/и, Р. хайве/ев … Орфографический словарь русского языка
хайвей — ю, ч. Велика автомобільна дорога; шосе, автомагістраль, фривей. || Швидкісна автострада з однобічним рухом (з розділювальними смугами) … Український тлумачний словник
хайвей — [вэ], я; м. [англ. highway] Скоростная автострада с односторонним движением … Энциклопедический словарь
хайвей — магистраль || Если бы не мощная рама и подвеска в исполнении Heavy Duty, то этот тягач вполне можно было бы принять за дальнобойную магистральную машину для длинных прямых хай вэев. (Грузавтоинфо, 7/2012) … Словарь иностранных слов под редакцией И. Мостицкого
хайвей — магистраль || Если бы не мощная рама и подвеска в исполнении Heavy Duty, то этот тягач вполне можно было бы принять за дальнобойную магистральную машину для длинных прямых хай вэев. (Грузавтоинфо, 7/2012) … Словарь иностранных слов под редакцией И. Мостицкого
хайвей — (вэ/) я; м. (англ. highway) Скоростная автострада с односторонним движением … Словарь многих выражений
хайвей — іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови
хайвей
Смотреть что такое «хайвей» в других словарях:
хайвей — (вэ), я, м. (англ. highway главный путь, основная дорога). Скоростная автострада с односторонним движением (употребляется применительно к зарубежным странам). || Ср. автобан, тракт, шоссе. Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина. М:… … Словарь иностранных слов русского языка
хайвей — м.; = хайвэй Скоростная автострада с транспортными развязками; фривей, фривэй. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Хайвей — Автомагистраль E4 в Швеции Автомагистраль дорога для скоростного движения автомобилей, не имеющая перекрёстков с другими дорогами (пересечения на разной высоте, мосты/тунели не являются пересечениями). Согласно ПДД РФ, Автомагистраль дорога, на… … Википедия
хайвей — хайв ей, я … Русский орфографический словарь
хайвей — (2 м), Пр. о хайве/е; мн. хайве/и, Р. хайве/ев … Орфографический словарь русского языка
хайвей — ю, ч. Велика автомобільна дорога; шосе, автомагістраль, фривей. || Швидкісна автострада з однобічним рухом (з розділювальними смугами) … Український тлумачний словник
хайвей — магистраль || Если бы не мощная рама и подвеска в исполнении Heavy Duty, то этот тягач вполне можно было бы принять за дальнобойную магистральную машину для длинных прямых хай вэев. (Грузавтоинфо, 7/2012) … Словарь иностранных слов под редакцией И. Мостицкого
хайвей — магистраль || Если бы не мощная рама и подвеска в исполнении Heavy Duty, то этот тягач вполне можно было бы принять за дальнобойную магистральную машину для длинных прямых хай вэев. (Грузавтоинфо, 7/2012) … Словарь иностранных слов под редакцией И. Мостицкого
хайвей — (вэ/) я; м. (англ. highway) Скоростная автострада с односторонним движением … Словарь многих выражений
хайвей — іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови
Американские хайвеи
Дороги США – национальная гордость американцев. В этой стране разветвленная и хорошо организованная сеть качественных автомагистралей между городами и штатами. Поэтому путешествовать по Америке на автомобиле – одно удовольствие. Нужно только разобраться в этой «паутине» дорог и знать некоторые тонкости о американских хайвеях.
Классификация американских дорог
Различие магистралей и хайвеев
На автомагистралях есть сервисные зоны со стоянками, ресторанами фастфуда, мотелями, продуктовыми магазинами и заправочными станциями. Но автосервисы на хайвеях не предусмотрены. Они находятся в стороне от крупных дорог, чаще на окраинах городов.
Каждая автомагистраль любой категории тоже имеет собственный номер.
Интересный факт:
дороги, расположенные на карте вертикально, то есть с севера на юг, имеют нечетные номера, а «горизонтальные» хайвеи – четные. Нумерация ведется с запада на восток и с севера на юг. У интерстейтов номера однозначные или двузначные, у внутренних дорог в крупных городах трехзначные номера с четной первой цифрой, а если магистраль ведет в город, то номер начинается с нечетной цифры. При этом трехзначный номер внутренней магистрали заканчивается цифрами, обозначающими номер основного хайвея, который продолжает эту дорогу.
Если разобраться в этой хитрой системе, ориентироваться в американских дорогах станет намного проще.
Общая протяженность интерстейтов в США – 66 тысяч километров. А протяженность всех американских дорог – 6,2 миллионов километров.
Чтобы путешествовать по США на автомобиле, нужно обязательно иметь подробную бумажную карту автомагистралей. Даже если у вас есть электронные карты и навигатор, бумажный вариант всегда пригодится. С такой картой будет удобнее выбрать самый подходящий путь, так как вариантов может быть несколько, ведь дорог много, и они часто пересекаются.
Также следует помнить, что проезд по некоторым дорогам, мостам или туннелям в США платный. Величина оплаты зависит от расстояния и от важности пересекаемого объекта. Для контроля за автомобилями на определенных участках дорог установлены автоматические турникеты со шлагбаумами. Проезд оплачивают либо через автомат, либо служащему дороги.
Теперь вам будет проще организовать поездку по США и не заблудиться в огромной сети американских хайвеев. Но если вы решили путешествовать на автомобиле, не забудьте обзавестись картой. Удачи!
Основные автомобильные магистрали в США
Систему автомобильных дорог США сегодня без преувеличения можно назвать одной из наиболее современных в мире. Связано это не только с качеством покрытия (автомагистрали там идеально ровные), но и с очень удобной системой развязок, продуманной до мелочей шириной, высокой пропускной способностью и внушительными весовыми нагрузками.
Однако так было далеко не всегда. Качественные дороги в Америке появились не одномоментно, они строились долгие годы и пережили длительную эволюцию. Об истории транспортных магистралей США и их особенностях пойдет речь в нашем сегодняшнем материале.
История дорог в США
В процессе строительства знаменитых американских автодорог многое переняли у щепетильных немцев. Однако очень скоро американцы перешагнули через стандарты Германии и создали систему, которую мы видим сегодня и которая зарекомендовала себя столь хорошо, что активно копируется другими государствами.
Современную систему дорог в Америке задумали в начале 20 века. Когда в стране наметился бум автомобилестроения, начало которому положил Генри Форд, сделав машины доступными широкому кругу потребителей.
Именно в это время американцы стали массово пересаживаться из общественного транспорта на личный, ведь они поняли, насколько удобнее ехать, куда и когда хочется, ни под кого не подстраиваясь.
Но вот незадача – дорог в Соединенных Штатах на тот момент не было совершенно. Вот, что об этом говорит статистика: в 1901 году во всей стране было всего 1200 км дорог, и это при огромнейшей территории США!
Только тысяча с чем-то километров характеризовалась наличием некоего покрытия – асфальта ли, кирпича или плитки. Остальное было типичной грунтовкой и представляло собой скорее направления, нежели дорогу.
Понимая, что с этим надо что-то делать, правительство государства в 1903 году приняло решение о введении автомобильного сбора. Полученные, таким образом, средства (а собирались они, как несложно догадаться, с владельцев личных авто) были потрачены на строительство дорог.
Однако здесь всплыла еще одна проблема: на тот момент в стране не было разработано технологии строительства, которая позволяла бы обустраивать качественные магистрали быстро и без колоссальных усилий.
Дороги тогда строили кустарным способом и фактически вручную – с помощью лопат и ручных паровых катков. Все было просто: вначале рабочие раскидывали на худо-бедно подготовленное покрытие щебень, затем слегка прорабатывали его катком. То, что получалось в итоге, было мало похоже на автодорогу, и такая ситуация в определенный момент привела к всплеску возмущения автомобилистов. В 1910 они обратились к руководству страны, призвав его создать единую систему магистралей США.
Небольшая группка заинтересованных в строительстве энтузиастов выдвинула пилотный проект шоссе, которое должно было связать Сан-Франциско с Нью-Йорком. Трасса получила название «Шоссе имени Линкольна», она была одобрена правительством, даже начались работы по реализации задуманного, но тут в дело вмешалась война.
По завершению военных действий состояние того, что в Америке тогда называли дорогами, ухудшилось в разы – сказалось движение тяжелых армейских грузовиков. Последней каплей стал конфуз с победоносным конвоем. Он должен был маршем пройти по несостоявшемуся шоссе Линкольна, но из-за крайне плачевного состояния последнего продлился без малого два месяца и стоил пары десятков грузовиков, которые либо перевернулись в пути, либо застряли в бездорожье, так и не дойдя до пункта назначения.
После этого система магистралей в Соединенных Штатах была разработана и построена с удивительной оперативностью. Реорганизацией автодорог занялся Томас Макдональд, на это было выделено 75 миллионов долларов, что по тем временам являлось колоссальной суммой. Как результат – если в 1901 году в государстве было всего 1200 км дорог, то уже в 1938 их стало 448 тыс. км, причем, большинство из них было покрыто бетоном. Еще через 2 года общий километраж качественного дорожного покрытия составил 960 тыс. км.
Современная система американских дорог в том виде, в котором она находится сейчас, была задумана в конце 30 годов прошлого века. Как уже говорилось выше, за основу взяли немецкие автобаны и подвергли их определенным модификациям. В силу ряда причин проект одобрили много позже, в 1952 году, к строительству приступили и того позднее – спустя 4 года.
Именно тогда, в 1956, были приняты ключевые стандарты автомобильных дорог, согласно которым магистрали, предусмотренные для движения автомобильного транспорта, должны были быть доступными для разных категорий ТС, обеспечивать требуемый скоростной режим, характеризоваться определенной шириной, количеством полос и т.д.
Небраска стал первым штатом, в котором абсолютно все дороги строились по указанному проекту. Его реализация там завершилась в 1974 году. В 1986 состоялось торжественное открытие трассы, соединившей два побережья.
Произошло это в Солт-Лейк-Сити. Вторую такую магистраль сдали в 1991 году. О том, что система, запланированная в далеком 1952 году, наконец-то, построена, сообщили осенью 1992, но некоторые участки американских автодорог обустраиваются и по сей день.
Дороги в Америке: протяженность и качество
С точки зрения протяженности автомобильных дорог Соединенные Штаты занимают первое место в мире. Согласно данным Свободной Энциклопедии, по состоянию на 2018 году общая протяженность дорог в США составляла без малого 7 млн. 150 тыс. км, из них 77,9 тыс. км – это хорошие автомагистрали.
Качество автомобильных дорог в Америке находится на высочайшем уровне, но определенные проблемы все же имеются. Не смотря на, что, как уже говорилось выше, в 1992 году власти помпезно объявили о завершении реализации проекта, одобренного еще Эйзенхауэром, в нескольких штатах и сейчас ведется строительство. Так, например, шоссе I-95 и I-70 так и не удалось сделать непрерывным из-за сопротивления местных жителей, которые почему-то против строительства.
Не смогли связать качественным покрытием платную трассу Пенсильвании и магистраль I-70 рядом с Бризвудом. Чтобы попасть на последнюю, автомобилистам приходится наматывать круги по 30 магистрали.
И хотя правительство неоднократно предлагало различные варианты решения проблемы, из-за протестов людей, которые, кстати, и сами страдают от отсутствия дороги, ситуация до сих пор находится в подвешенном состоянии.
Система нумерованных автомагистралей США
Реорганизация, о которой мы говорили несколькими абзацами выше, затронула не только систему автотрасс, но и их названия, т.н. индексацию. Все шоссе на территории Америки получили индексацию US, причем, дороги с четными номерами проходят по направлению с Запада на Восток, а вот номера увеличиваются в направлении с Севера на Юг. Дороги с нечетными номерами ведут с Севера на Юг, а их номера возрастают с Востока на Запад.
Если понять принцип, разобраться в индексации совсем несложно. Это позволяет легко ориентироваться в местности даже людям, оказавшимся в Соединенных Штатах впервые. Хорошие, качественные шоссе пересекают всю территорию страны, в пределах населенных пунктов они превращаются в улицы, делятся на разное количество полос и т.д.
Существующую сегодня систему нумерации разработали в 1957 году, но приняли ее лишь в 1973. В континентальной части государства основные автострады, соединяющие между собой разные штаты (часто их называют двузначными) обозначаются номерами, которые меньше 100. Номера, которые кратны 5, являются главными среди ключевых магистралей.
Но и в такой, казалось бы, безупречной, чекой системе встречаются исключения. Так, в разных концах государства есть шоссе с одинаковыми двузначными номерами. Причиной этому послужило изменение системы нумерации в уже упомянутом нами 1973, до наступления которого номерами с буквами называли длинные подъездные пути.
Присутствует в системе автодорог и понятие параллелизма, когда для обозначения непрерывности между контрольными точками, которые являются главными, разрешено применять нумерацию из 2 чисел.
Дороги, номер которых обозначен тремя цифрами, являются вспомогательными. Такие магистрали, а они также являются междуштатными, бывают трех видов:
Главная их задача кроется в обслуживании городской территории. Номера в данном случае обозначены 3 цифрами, 2 из которых – это номер ближайшего междуштатного шоссе. Если ответвление отходит от основной магистрали с двузначным обозначением, но затем к ней не возвращается, его номер начинается с четной цифры.
Классификация американских дорог
Дороги в США делятся на разные категории: сельские, так называемые state highways (внутриштатные), американские и легендарные interstate (междуштатные, то есть те, которые соединяют два разных штата). Чем выше категория магистрали, тем лучше ее состояние, качество покрытия.
Дороги, ведущие от одного штата к другому, шикарны, они прекрасно освещены, характеризуются наличием отличной разметки, покрытие идеально ровное. Что примечательно: на магистралях данной категории напрочь отсутствуют перекрестки, что способствует снижению аварийности и позволяет автотранспорту двигаться на огромной скорости.
Чтобы попасть на interstate, необходимо воспользоваться специальными развязками – выездами, именуемыми exits. Каждый из них обозначен индивидуальным номером, который отмечен на карте. С помощью «экзитов» междуштатовые дороги соединены с внутриштатовыми.
Различие магистралей и хайвеев
Хайвей в США – это то, что без преувеличения можно назвать национальным достоянием. Ездить по ним – одно удовольствие.
На обычных автомагистралях предусмотрены так называемые сервисные зоны, где есть стоянки, заведения общественного питания, продуктовые магазины, заправки, мотели и т.д. На хайвеях автосервисов нет – они находятся в отдалении от больших дорог, преимущественно – на окраинах населенных пунктов.
Некоторые правила дорожного движения
Для комфортного путешествия по Америке на собственном автомобиле необходимо иметь при себе детальную бумажную карту автомобильных дорог. Навигатор, электронные карты – это, конечно, хорошо, но в отдаленной местности связи с интернетом, да и мобильной связи может не быть, а бумага еще никогда никого не подводила.
В США много платных дорог, мостов и туннелей, чтобы проехать по ним, придется заплатить. Стоимость проезда зависит от значения пересекаемого объекта и от расстояния, которое нужно преодолеть. О начале платного участка оповещает шлагбаум. Оплатить проезд можно служащему, но в последнее время все чаще используются терминалы для самостоятельной оплаты.
Все дороги в Штатах оснащены камерами видеонаблюдения. В случае аварии сообщение об этом тут же отправляется соответствующим службам, на место происшествия отправляется эвакуатор или дорожная помощь. Интересно то, что доступ к записям из камер там совершенно свободный, посмотреть их могут все желающие в любом городе.
На дорогах, обозначенных индексами I и US, нельзя останавливаться без уважительной причины – за это можно схлопотать штраф. Такие меры предприняты для повышения уровня безопасности. Если автомобиль поломался, останавливаться следует лишь на обочине с правой стороны дороги, так как левая полоса в стране является наиболее скоростной.
Если на обочине автомагистрали стоит поломанное авто, двигаясь мимо него, по возможности нужно уйти на левую полосу. То же самое касается случаев, когда там находится машина спецслужб со включенными проблесковыми маяками. Если уйти влево невозможно, нужно замедлиться до скорости в 80 км/час.
Вся правда о США: качество дорог
Интерстейты — основа автотранспортной системы США
Всего один процент из 7 миллионов километров автомобильных дорог США принадлежат к системе интерстейтов имени Эйзенхауэра, но ежегодно по ним проходит треть всего национального траффика. Эта 75000-километровая система дорог, в свою очередь являющаяся четвертью Национальной Системы Хайвеев, считается крупнейшим в мире автодорожным проектом.
Идея подобной транспортной сети появилась еще до Второй Мировой войны, но воплощать в жизнь ее начали с 1956 года после подписания президентом Дуайтом Эйзенхауэром соответствующего закона о федерально-спонсируемых хайвеях. Система разрабатывалась под влиянием немецких автобанов и кроме гражданского назначения (которое было, впрочем, ключевым еще на этапе планирования) имеет стратегическое значение для обороны страны.
К моменту создания интерстейтов в США уже была разветвленная система междугородных трасс, называемая «U.S. Highway System». Она существует до сих пор, но давно потеряла свою значимость. Даже наиболее значимые хайвеи этой системы, самым известным из которых является «Route 66» из Чикаго в Лос-Анджелес, были обычными двухполосными дорогами с многочисленными перекрестками и светофорами – такие трассы не подходят для быстрого перемещения.
Наилучшим русским термином, описывающим хайвеи-интерстейты будет «автомагистраль». В отличие от всех прочих дорог в США, к интерстейтам предъявляется целый ряд требований, самым главным из которых является полное отсутствие светофоров, иных средств регулировки движения, а также пересечений дорог на одном уровне. Если предположить отсутствие пробок и необходимости съездов для заправок и отдыха, можно было бы проехать от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса вообще без остановок. Другое принципиальное требование: наличие не менее, чем двух полос движения в каждую сторону с непрерывным отбойником по центру. Конечно, на популярных маршрутах полос бывает намного больше. А вот популярный городской миф о том, что как минимум каждая пятая миля интерстейта должна быть прямой для того, чтобы в случае необходимости служить посадочной полосой для самолетов – всего лишь миф. Впрочем, прямыми, по ощущению, являются 9 из 10 милей дорог, а имеющиеся повороты строятся таким образом, чтобы можно было сохранять обычную скорость, поэтому большинство поворотов сделаны профилированными, как на гоночных треках.
На интерстейтах определяется не только максимально разрешенная скорость движения (как правило около 120 км/ч), но часто и минимальная – не менее 60 км/ч. Благодаря наличию специальных «плеч» шириной в полосу справа и слева от основной дороги, водитель может остановиться в случае поломки или другой экстренной необходимости прямо на интерстейте, но стоит ждать быстрого визита полиции – при возможности продолжать движение его попросят это сделать, отложив решение проблемы до ближайшего съезда-«экзита» (exit). Стоит отметить, что в отличие от многих наших автомагистралей с чисто номинальными «разгонными полосами», конструкция экзитов такова, что съезжая с трассы водитель может постепенно снижать скорость, а заезжая – легко набирать ее до уровня потока, не создавая неудобств другим водителям.
В 1956 году рассчитывали, что на воплощение первоначального плана уйдет 12 лет и 25 миллиардов долларов. Окончательно система не завершена до сих пор, но последний ключевой интерстейт был построен через 35 лет после начала работ, а совокупные затраты к тому моменту составили 114 миллиардов долларов. Интересно, что если сравнивать со стоимостью «Сочи-Адлер», то в РФ на аналогичные деньги построили бы ровно 729 километров дороги вместо 75000 км.
Деньги на строительство интерстейтов на 90% выделяются из федерального бюджета, куда они поступают в виде части акциза в цене топлива – этот налог заменяет имеющийся, например, в Украине транспортный сбор. Остальные 10% финансируются из бюджетов отдельных штатов, по территории которых проходят интерстейты. Интересно, что формальными владельцами при этом являются именно власти штатов, а не федеральное правительство; а в случае платных дорог право собственности на дорогу и вовсе принадлежит соответствующей компании, взимающей плату за пользование. Федералы только оплачивают строительство, определяют общий план интерстейтов и следят за тем, чтобы на всем протяжении автомагистрали соответствовали единому стандарту.
Главные интерстейты имеют номера от 5 до 95, нанесенные на красно-синие дорожные щиты. Трассы, идущие с востока на запад, имеют четные номера, а те, что проходят с севера на юг – нечетные, причем нумерация возрастает с юга на север и с запада на восток. Например, I-5 проходит вертикально от Канады до Мексики по западному побережью, а I-90 соединяет Сиэттл с Бостоном. Ответвления интерстейтов, проходящие вокруг городов или заходящие внутрь, получают трехзначные номера, с последними двумя цифрами, совпадающими с номером «основного» интерстейта. Кстати, не стоит думать, что такие «трехзначные» интерстейты имеют меньшее значение: например, 405-я магистраль в Лос-Анджелесе является самой загруженной автодорогой в США – в день через нее проезжает в среднем 390 тысяч автомобилей.
Система интерстейтов – основа дорожных перевозок в США, будь то пассажирские или грузовые. Доставка практически любого груза по стране предполагает использование интерстейтов на определенном этапе. Более того – автомагистрали проходят сквозь все крупные города, причем часто даже через центральные районы, таким образом ускоряя для многих американцев даже ежедневные поездки на работу.
Но интерстейты – это не только транспортные артерии. Эти дороги во многом повлияли на Америку, как страну в целом. Считается, что именно благодаря интерстейтам развился «сетевой» бизнес в таких отраслях, как мотели, магазины и рестораны. Действительно, почти на каждом экзите путешественников ожидают знакомые названия, воспользовавшись услугами которых, можно ожидать одинакового качества обслуживания в любой точке страны. И уж конечно, без столь развитой сети отличных магистралей, США гораздо в меньшей степени были бы страной автомобилистов.