что такое хай концепт
Что сценаристу нужно знать о хай-концепте?
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Все начинающие сценаристы очень быстро сталкиваются с таким понятием как «Хай-концепт». Именно эту непонятную субстанцию ищут все продюсеры. По их мнению именно хай-концепт определяет успех будущего фильма или сериала.
Но откуда такая уверенность? Что такое этот хай-концепт? Как его придумывать? И действительно ли именно в нем заключается залог успеха будущего фильма?
Что такое хай-концепт?
В кинематографе все идеи условно делят на два типа. Это хай-концепт (high concept) и лоу-концепт (low concept).
Хай-концепт или высокий концепт – это оригинальная идея фильма или сериала, которую можно уместить в одно-два предложения и этого достаточно, чтобы заинтриговать любого, кто ее услышит. Другими словами, это идеи в основе которых лежит четкая интересная концепция, вокруг которой и строится вся история. Эта концепция и определяет историю, задает ее рамки и правила.
В Голливуде, отличительной чертой хай-концепта является начало с фразы «Что если…?»
…люди пытаются спастись от вырвавшихся на свободу оживших динозавров?
…больной раком учитель химии решает варить мет, чтобы заработать денег для семьи?
Коротко, понятно, интересно.
Противоположностью хай-концепта является низкий, лоу-концепт, где основа не самая оригинальная, а интересным такой проект делает не идея, а ее воплощение. Воплощение в сценарии, в режиссуре, в актерской игре. В этих идеях концепция размытая, вторичная или иногда даже банальная.
Например, типичным лоу-концептом является фильм «Амели». Идею этого фильма очень трудно пересказать. Да что там, даже сюжет пересказать практически не возможно. О чем этот фильм? О жизни и характере девушки по имени Амели Пулен. Объясняет ли это что-нибудь человеку, который этот фильм не видел? Вряд ли. Заинтригует ли такое объяснение массового зрителя? Тоже вряд ли. И вся прелесть этого фильма в том, как именно он написан и снят. В форме, а не содержании.
Если в описании фильма вы видите фразы «История о жизни», «история первой любви» или другое похожее описание какого-то банального в своей основе сюжета – перед вами лоу-концепт.
Нужно понимать, что понятия хай и лоу –концепты очень тесно пересекаются с такими терминами как логлайн или идея. Эти термины всегда связаны, но не обязательно дублируют друг друга.
Например, логлайн того же «Парка юрского периода» звучит примерно так:
«Группа ученых прилетает на остров, где эксцентричный богач собирается открыть парк развлечений с воскрешенными динозаврами. Внезапно древние ящеры вырываются на свободу, и теперь у людей только одна задача – сбежать с этого острова».
То есть в основе этого логлайна все еще лежит хай-концепт, но сформулирован он уже более конкретно и с учетом скелета будущей истории.
Почему продюсеры любят хай-концепт?
Ответ лежит на поверхности. Какой проект соберет больше зрителей? Какой будет легче рекламировать? Тот, который в своей основе имеет интригующий высокий концепт или тот, чью прелесть можно понять лишь после просмотра?
Конечно же, с точки зрения маркетинга, продвижения и даже представления инвесторам хай-концепт изначально в выигрышной позиции. Сформулировал и все. Продвижение фильма закончено. Любой слушатель сам начинает фантазировать и придумывать сюжеты по предложенной идее.
В чем плюсы и недостатки хай-концепта?
Основным плюсом хай-концепта с точки зрения драматургии является его заточеность под развитие сюжета и действие. Хай-концепт по своей сути всегда рождает какую-то историю, приключения, экшн. Писать историю по такой идее – одно удовольствие. Десятки идей, сцен, придумок рожденных из пары предложений. Осталось только все это записать и сценарий готов.
Но понятно, что и недостатки у такой идеи всегда есть.
Самый большой недостаток хай-концепта планомерно вырастает из его плюса. Хай-концепт это идея в одно предложение. А из одного предложения очень редко получается вырастить сложную, глубокую историю.
Не то чтобы совсем не возможно. Взять хотя бы «Во все тяжкие». Хай-концепт из которого выросло 62 часовых эпизода сериала. И вряд ли кто-то будет спорить, что шоу получилось очень многоуровневым.
Но куда чаще хай-концепта едва хватает на один-два фильма. Для примера, можно пересмотреть все фильмы того же «Парка» или «Терминатора». Давление высокой концепции не дает этим франшизам выйти за пределы определенного шаблона. А единственная попытка из него вырваться «Терминатор 4. Да придет спаситель» вызвала массу критики от зрителей и привела к банкротству студии.
Хай-концепт – залог успеха?
И снова в который раз ответ и да, и нет.
Если говорить о полнометражных фильмах, то, безусловно, чисто с коммерческой точки зрения хай-концепт всегда выигрывает. Но если посмотреть на самые кассовые и хитовые сериалы последних лет – ситуация не такая однозначная.
Десятки самых успешных и прорывных сериалов при всем желании невозможно притянуть к понятию хай-концепт.
«Клан сопрано» — история о жизни современного мафиози из Нью-Джерси. «Бесстыжие» — приключения взбалмошной семьи Галагеров. «Острые козырьки» – сериал об английских гангстерах 20х годов прошлого века – семье Шелби. «Настоящий детектив» – два полицейских на протяжении двух десятков лет расследуют сложное дело. «Почему женщины убивают», «Миллиарды», «Кремниевая долина».
Все это типичные низкие концепты.
Сюда же можно отнести и все экранизации романов-бестселлеров. Романы в принципе редко когда можно свести к одному простому концепту. «Игра Престолов», «Темные начала», «Пространство» – все это истории с лоу-концептом. И кстати, серию фильмов «Гарри Поттер» тоже трудно притянуть к высокому концепту.
Все это в очередной раз доказывает, что никакого четкого залога успеха в кино быть не может. Все всегда упирается в историю и эмоции, которые почувствует при просмотре зритель. И ему совершенно не важно будет в основе сюжета хай-концепт или нет.
Какой концепт интересней сценаристу?
Какие идеи интересней воплощать автору? Хай или лоу?
Выше уже было сказано, что проекты с высоким концептом зачастую проще писать. Сцены рождаются одна за другой. А в свою очередь лоу идеи можно превратить в гораздо более глубокие и многоплановые истории. Что интересней, каждый автор должен решить для себя сам.
Но есть еще один момент, который обязательно нужно учитывать.
При написании сценария по хай-концепту на сценариста ложится гораздо больше ответственности. Основа такой идеи – сюжет – вотчина драматурга. И именно от него в первую очередь зависит будущий успех картины.
В свою очередь лоу-концепт – в равной степени важна не только сама история, но и ее воплощение. То есть работа режиссера. А в крайних случаях, таких как уже приводимая выше «Амели», влияние режиссера конечный результат гораздо выше, чем влияние сценариста. А значит, вы как сценарист все можете сделать правильно, а фильм в итоге провалится из-за слабой постановки. В хай-концепте такая вероятность гораздо ниже.
Понятно, что все это очень условно. Фильм может выстрелить или провалиться по сотне разных причин. Но все же, любому сценаристу нужно понимать какие риски несет за собой та или иная идея.
В принципе, это все что нужно помнить о хай-концепте. Сценаристам всегда придется сталкиваться с этим понятием. А большинство продюсеров всегда будут в первую очередь обращать внимания именно на «хай» идеи. Но главное помнить, что хай-концепт не панацея. А хорошая история может быть рассказана в совершенно разных формах.
Что такое хай концепт
ХАЙ-КОНЦЕПТ В СЦЕНАРИИ:
Что такое хай-концепт и лоу-концепт?
Хай-концепт (англ. high — высокий) — это идея фильма или сериала, по которой легко сформулировать логлайн (напомним, что логлайн — это описание идеи в 1-2 предложения, 25 слов максимум). То есть, в хай-концепте идея формулируется так, чтобы сразу было понятно: какой будет жанр, сюжет, в чём, собственно, конфликт? Кто герои, какая поднимается проблема и как они будут ее решать.
В основе хай-концепта обычно лежит интересная и очень привлекательная идея, которая может быть легко объяснена в одной строчке.
То есть, уже исходя из логлайна (если это хай-концепт), нам уже практически всё понятно о фильме или сериале.
Хай-концепт, по своей сути, — это новая, оригинальная идея, которую хотелось бы увидеть на экране, услышав только один логлайн. Мы сразу понимаем, что история будет интересной, насыщенной, потому что перед нами абсолютно внятный четкий конфликт. И мы хотим знать, как же все это будет выглядеть на экране.
» data-img-src=»https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/3fba491d74ddc9ac0d03b146a79b81ac.jpg/s/s1200x/a/15973/sc/325″ > Холоп (2019)
Что такое лоу-концепт?
Противоположность хай-концепта — лоу-концепт (англ. low — низкий). Если для хай-концепта важно, что рассказывается (сюжет, содержание), то для лоу-концепта важно, как рассказана история, которая нам уже знакома (например, сказка «Золушка» / фильм «Красотка»).
Лоу-концепт — это идея фильма или сериала, которую тоже можно сформулировать в логлайн, однако она будет довольно общей. В рамках лоу—концепта основное внимание уделяется миру и персонажам, окружающим сюжет, а не самому сюжету.
Часто идея формата лоу-концепта не помещается в 1-2 предложения (то есть, она не умещается в логлайн). Либо из сделанного описания непонятно, что конкретно будет происходить в картине.
Мы можем сказать, что эта история, например, про героя, который оказался в какой-то ситуации, однако суть всего фильма либо сериала вообще не в этом, а в том, что нам интересно наблюдать за персонажами, конфликтами, сюжетными поворотами.
» data-img-src=»https://fs02.getcourse.ru/fileservice/file/download/a/15973/sc/66/h/1d8251eb8291cd41691af34378984b9f.gif» > Красотка (1992)
При чём здесь логлайн?
Логлайн, как незаменимый инструмент сценариста, помогает увидеть, насколько вообще легко сформулировать и объять всю историю, весь концепт в 25 слов (плюс-минус).
Если из логлайна, в целом, понятен сюжет и что будет много нового и/или интересного — это хай-концепт. Если же логлайн никак не формулируется, то, скорее всего, перед нами лоу-концепт.
В коммерческом кино наиболее востребованы фильмы именно формата хай-концепт, потому что понятно: как их продвигать и какой аудитории они могут быть интересны.
Почему так? Здесь все просто.
Когда есть внятная концепция, то, собственно, и продюсерам тоже сразу понятно, что они будут сообщать в рекламе, трейлерах, в промо к фильму и т.д.
Если же речь идет о проекте в формате лоу-концепт, обычно на первое место выходят имена режиссёров, актёров, продюсеров. Также, возможно, есть какая-то очень волнующая тема, на которую ещё никто ничего не снимал (эпидемия, вебкам и т.п.). Сама тема уже может помогать, вытягивать проект, даже если это история лоу-концепт.
Для сериалов это менее критично, так как в сериалах, чаще всего, делается акцент на героях и характерах. В качестве примеров можно привести Доктора Хауса, Друзей, Californication. Во всех этих сериалах есть просто яркий главный персонаж, и вокруг него уже строится всё, что происходит на протяжении нескольких сезонов. Только вот обратите внимание: чётко сформулировать в чём сюжет этих сериалов, практически невозможно.
ВАЖНО!
Лоу-концепт может изначально создаваться на уровне хай-концепта, если речь идет об экранизации каких-либо событий (реальных/исторических) либо известных литературных произведений.
Примеры: С. Минаев (Духless), В. Пелевин (Generation П.), А. Иванов «Географ глобус пропил» и т.д.
Интересно, что сама по себе книга, как сюжет, может быть лоу-концептом. Однако книга уже стала известной. И то, какая в ней рассказывается история, больше не так неважно.
Что касается экранизации реальных событий или экранизации про какого-то исторического героя (например, история про Петра I, про Калашникова, футболиста Льва Яшина, Чикатило и пр.): если сделать промо фильмов о них, о чём именно история, непонятно. Зато, в целом, потенциальному зрителю ясно, про кого эта история, он понимает, на что покупает билет в кинотеатр.
Для студии и продюсеров очень важно понимать, кому и как они смогут продать фильм либо сериал, как его продвигать. Сейчас зритель очень насмотрен, поэтому нужна конкретика: «Что я интересного там увижу». Если это экранизация известного произведения, то понятно. Но если история новая, как её продвигать? Как убедить людей, что нужно включить телевизор, прийти в кинотеатр или открыть на онлайн-платформе именно этот проект?
Нужно увлечь каким-то интересным концептом.
Лоу-концепт в этом плане очевидно проигрывает. Хай-концепт продвигать легче. А продюсеры пытаются понять, как проект можно будет продвигать. Если концепт легко формулируется, то шансы на успех у него, конечно же, выше.
Каким форматам и жанрам больше подходит хай-концепт и лоу-концепт?
Лоу-концепты очень часто можно увидеть в сериалах или экранизациях.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/7fb9c839443abfa8fb830c1b0080e85c.jpg/s/s1200x/a/15973/sc/242″ > Начало (2021)
Как находить идеи, которые цепляют в виде одного предложения (концепта)?
1. Нужно постоянно искать, а ГЛАВНОЕ, ФИКСИРОВАТЬ ИДЕИ (записывать всё, что вам приходит в голову, всё, что вам фантазируется, снится; кто-то вам что-то рассказывает, а вы запишите и т.п. ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСЁ ЗАПИСЫВАЙТЕ).
2. ВСЕГДА пытайтесь сформулировать логлайн. К примеру, вы увидели анонс фильма: пытайтесь понять, КАКОЙ У НЕГО ЛОГЛАЙН. Попробуйте его сформулировать. И на фильм, на который вы сходили на прошлых выходных, тоже попытайтесь вывести логлайн. Всегда нужно понимать, какую концепцию купили у сценариста, студии, продюсера. А еще, какую концепцию купили вы, как зритель, и все другие зрители. Обязательно обращайте внимание, что именно сработало. Вы, как сценаристы, всё равно должны пытаться понимать, как мыслят зрители, как мыслят продюсеры.
3. Всегда задавайте себе вопрос «ЧЕГО ЕЩЁ НЕ БЫЛО?». Какие события не были экранизированы, каких историй еще не было на экране? Какие сюжеты популярны за рубежом, а в вашей стране еще не были реализованы. Очень важно понять, что нужно как раз-таки не пытаться подстроиться под индустрию (пример: «все делают обмены телами, значит это работает, это проверено — значит и я сделаю то, что работает»), а наоборот пытаться смотреть фильмы так: «Да сколько можно уже меняться телами? Давайте попробуем сделать то, чего еще не было!». Однако история не должна быть совсем уж оторванной от жизни, про успешные современные референсы забывать, конечно, не стоит.
Например, за рубежом имеют успех аниме или комиксы, но до сих пор практически нет аналогичных российских проектов. Почему? Давайте попробуем сделать.
Наверное, именно так появился майор Гром, ставший популярным на стриминговом сервисе Netflix. Все мы знаем, что есть немало американских комиксов и фильмов, снятых по ним. Многие из них пользуются успехом ИМЕННО В РОССИИ, несмотря на то, что у нас нет культуры комиксов. Комиксы не является частью нашей жизни на бытовом уровне, как в США, но тем не менее, комиксы могут тоже работать в нашей киноиндустрии. Комиксы — это просто другой способ рассказывать истории. Какие-то вещи как раз-таки можно рассказывать в формате комиксов. Это тоже интересно. У этого формата есть аудитория.
И самый распространённый приём — это сценарная и писательская техника «А что, если…»
Техника «А что, если» для хай-концепта:
А что, если всеми нами управляет искусственный интеллект и всё, что вокруг нас находится, всё, что мы видим, всё, что происходит вокруг управляется искусственным разумом?
Или: а что, если взять какого-нибудь мажора и отправить его во времена русского крепостного права обычных холопом. Что получится? А потом можно дофантазировать, что это на основе этого будет организовано некое реалити-шоу.
Лоу-концепты тоже можно начинать с «а что, если…»:
А что, если четыре мужчины отправятся в путешествие на автомобиле («О чем говорят мужчины») и пр.
(!) Убедитесь, что в вашем логлайне есть все пункты из нашей статьи про логлайны.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/d76efc72c702a738522558538048d425.jpg/s/s1200x/a/15973/sc/477″ > Майор гром (2017)
Минусы хай-концептов
Появление у вас яркой идеи, само по себе, ещё не гарантирует, что и ее реализация в виде сценария или фильма тоже будет интересной.
Очевидно, что если концепт Матрицы дать реализовывать разным авторам — большая часть из них сделала бы не совсем то, что все мы знаем, как Матрицу братьев Вачовски. НАПОЛНЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШАЕТ ПОЧТИ ВСЁ.
И когда кто-то вывел секрет, что надо просто искать хай-концепты — этого всё равно может оказаться недостаточным для того, чтобы начинающему автору гарантированно продать идею. В любом случае нужно очень сильное наполнение.
Итак, хай-концепт — это идея фильма или сериала, по которой легко сформулировать логлайн (из которого сразу понятно: кто герой, какая перед ним возникла проблема, какой конфликт, и зрителю уже интересно, как будут его решать, то есть, как именно всё это будет происходить на экране).
Лоу-концепт — это идея, которая либо не помещается в 1-2 предложения, либо из логлайна непонятно, что конкретно будет происходить в самом фильме.
В коммерческом кино наиболее востребованы фильмы с хай-концептом. Потому что продюсеры всегда пытаются понять, кому и как они смогут продать фильм. Если всё же это лоу-концепт, то его можно продвигать с помощью звездных актеров, режиссеров и т.п.
(!) Сам по себе хай-концепт не гарантирует автору ни успеха, ни денег, ни того, что его проект обязательно заметят, ни даже того, что точно получится хороший сценарий и что его обязательно купят. Потому, что всё будет зависеть от реализации.
А чтобы узнать, как написать сценарий — записывайтесь на базовый курс, скоро старт >>>>
Что такое хай концепт
ХАЙ-КОНЦЕПТ В СЦЕНАРИИ:
Что такое хай-концепт и лоу-концепт?
Хай-концепт (англ. high — высокий) — это идея фильма или сериала, по которой легко сформулировать логлайн (напомним, что логлайн — это описание идеи в 1-2 предложения, 25 слов максимум). То есть, в хай-концепте идея формулируется так, чтобы сразу было понятно: какой будет жанр, сюжет, в чём, собственно, конфликт? Кто герои, какая поднимается проблема и как они будут ее решать.
В основе хай-концепта обычно лежит интересная и очень привлекательная идея, которая может быть легко объяснена в одной строчке.
То есть, уже исходя из логлайна (если это хай-концепт), нам уже практически всё понятно о фильме или сериале.
Хай-концепт, по своей сути, — это новая, оригинальная идея, которую хотелось бы увидеть на экране, услышав только один логлайн. Мы сразу понимаем, что история будет интересной, насыщенной, потому что перед нами абсолютно внятный четкий конфликт. И мы хотим знать, как же все это будет выглядеть на экране.
» data-img-src=»https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/3fba491d74ddc9ac0d03b146a79b81ac.jpg/s/s1200x/a/15973/sc/325″ > Холоп (2019)
Что такое лоу-концепт?
Противоположность хай-концепта — лоу-концепт (англ. low — низкий). Если для хай-концепта важно, что рассказывается (сюжет, содержание), то для лоу-концепта важно, как рассказана история, которая нам уже знакома (например, сказка «Золушка» / фильм «Красотка»).
Лоу-концепт — это идея фильма или сериала, которую тоже можно сформулировать в логлайн, однако она будет довольно общей. В рамках лоу—концепта основное внимание уделяется миру и персонажам, окружающим сюжет, а не самому сюжету.
Часто идея формата лоу-концепта не помещается в 1-2 предложения (то есть, она не умещается в логлайн). Либо из сделанного описания непонятно, что конкретно будет происходить в картине.
Мы можем сказать, что эта история, например, про героя, который оказался в какой-то ситуации, однако суть всего фильма либо сериала вообще не в этом, а в том, что нам интересно наблюдать за персонажами, конфликтами, сюжетными поворотами.
» data-img-src=»https://fs01.getcourse.ru/fileservice/file/download/a/15973/sc/66/h/1d8251eb8291cd41691af34378984b9f.gif» > Красотка (1992)
При чём здесь логлайн?
Логлайн, как незаменимый инструмент сценариста, помогает увидеть, насколько вообще легко сформулировать и объять всю историю, весь концепт в 25 слов (плюс-минус).
Если из логлайна, в целом, понятен сюжет и что будет много нового и/или интересного — это хай-концепт. Если же логлайн никак не формулируется, то, скорее всего, перед нами лоу-концепт.
В коммерческом кино наиболее востребованы фильмы именно формата хай-концепт, потому что понятно: как их продвигать и какой аудитории они могут быть интересны.
Почему так? Здесь все просто.
Когда есть внятная концепция, то, собственно, и продюсерам тоже сразу понятно, что они будут сообщать в рекламе, трейлерах, в промо к фильму и т.д.
Если же речь идет о проекте в формате лоу-концепт, обычно на первое место выходят имена режиссёров, актёров, продюсеров. Также, возможно, есть какая-то очень волнующая тема, на которую ещё никто ничего не снимал (эпидемия, вебкам и т.п.). Сама тема уже может помогать, вытягивать проект, даже если это история лоу-концепт.
Для сериалов это менее критично, так как в сериалах, чаще всего, делается акцент на героях и характерах. В качестве примеров можно привести Доктора Хауса, Друзей, Californication. Во всех этих сериалах есть просто яркий главный персонаж, и вокруг него уже строится всё, что происходит на протяжении нескольких сезонов. Только вот обратите внимание: чётко сформулировать в чём сюжет этих сериалов, практически невозможно.
ВАЖНО!
Лоу-концепт может изначально создаваться на уровне хай-концепта, если речь идет об экранизации каких-либо событий (реальных/исторических) либо известных литературных произведений.
Примеры: С. Минаев (Духless), В. Пелевин (Generation П.), А. Иванов «Географ глобус пропил» и т.д.
Интересно, что сама по себе книга, как сюжет, может быть лоу-концептом. Однако книга уже стала известной. И то, какая в ней рассказывается история, больше не так неважно.
Что касается экранизации реальных событий или экранизации про какого-то исторического героя (например, история про Петра I, про Калашникова, футболиста Льва Яшина, Чикатило и пр.): если сделать промо фильмов о них, о чём именно история, непонятно. Зато, в целом, потенциальному зрителю ясно, про кого эта история, он понимает, на что покупает билет в кинотеатр.
Для студии и продюсеров очень важно понимать, кому и как они смогут продать фильм либо сериал, как его продвигать. Сейчас зритель очень насмотрен, поэтому нужна конкретика: «Что я интересного там увижу». Если это экранизация известного произведения, то понятно. Но если история новая, как её продвигать? Как убедить людей, что нужно включить телевизор, прийти в кинотеатр или открыть на онлайн-платформе именно этот проект?
Нужно увлечь каким-то интересным концептом.
Лоу-концепт в этом плане очевидно проигрывает. Хай-концепт продвигать легче. А продюсеры пытаются понять, как проект можно будет продвигать. Если концепт легко формулируется, то шансы на успех у него, конечно же, выше.
Каким форматам и жанрам больше подходит хай-концепт и лоу-концепт?
Лоу-концепты очень часто можно увидеть в сериалах или экранизациях.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/7fb9c839443abfa8fb830c1b0080e85c.jpg/s/s1200x/a/15973/sc/242″ > Начало (2021)
Как находить идеи, которые цепляют в виде одного предложения (концепта)?
1. Нужно постоянно искать, а ГЛАВНОЕ, ФИКСИРОВАТЬ ИДЕИ (записывать всё, что вам приходит в голову, всё, что вам фантазируется, снится; кто-то вам что-то рассказывает, а вы запишите и т.п. ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСЁ ЗАПИСЫВАЙТЕ).
2. ВСЕГДА пытайтесь сформулировать логлайн. К примеру, вы увидели анонс фильма: пытайтесь понять, КАКОЙ У НЕГО ЛОГЛАЙН. Попробуйте его сформулировать. И на фильм, на который вы сходили на прошлых выходных, тоже попытайтесь вывести логлайн. Всегда нужно понимать, какую концепцию купили у сценариста, студии, продюсера. А еще, какую концепцию купили вы, как зритель, и все другие зрители. Обязательно обращайте внимание, что именно сработало. Вы, как сценаристы, всё равно должны пытаться понимать, как мыслят зрители, как мыслят продюсеры.
3. Всегда задавайте себе вопрос «ЧЕГО ЕЩЁ НЕ БЫЛО?». Какие события не были экранизированы, каких историй еще не было на экране? Какие сюжеты популярны за рубежом, а в вашей стране еще не были реализованы. Очень важно понять, что нужно как раз-таки не пытаться подстроиться под индустрию (пример: «все делают обмены телами, значит это работает, это проверено — значит и я сделаю то, что работает»), а наоборот пытаться смотреть фильмы так: «Да сколько можно уже меняться телами? Давайте попробуем сделать то, чего еще не было!». Однако история не должна быть совсем уж оторванной от жизни, про успешные современные референсы забывать, конечно, не стоит.
Например, за рубежом имеют успех аниме или комиксы, но до сих пор практически нет аналогичных российских проектов. Почему? Давайте попробуем сделать.
Наверное, именно так появился майор Гром, ставший популярным на стриминговом сервисе Netflix. Все мы знаем, что есть немало американских комиксов и фильмов, снятых по ним. Многие из них пользуются успехом ИМЕННО В РОССИИ, несмотря на то, что у нас нет культуры комиксов. Комиксы не является частью нашей жизни на бытовом уровне, как в США, но тем не менее, комиксы могут тоже работать в нашей киноиндустрии. Комиксы — это просто другой способ рассказывать истории. Какие-то вещи как раз-таки можно рассказывать в формате комиксов. Это тоже интересно. У этого формата есть аудитория.
И самый распространённый приём — это сценарная и писательская техника «А что, если…»
Техника «А что, если» для хай-концепта:
А что, если всеми нами управляет искусственный интеллект и всё, что вокруг нас находится, всё, что мы видим, всё, что происходит вокруг управляется искусственным разумом?
Или: а что, если взять какого-нибудь мажора и отправить его во времена русского крепостного права обычных холопом. Что получится? А потом можно дофантазировать, что это на основе этого будет организовано некое реалити-шоу.
Лоу-концепты тоже можно начинать с «а что, если…»:
А что, если четыре мужчины отправятся в путешествие на автомобиле («О чем говорят мужчины») и пр.
(!) Убедитесь, что в вашем логлайне есть все пункты из нашей статьи про логлайны.
» data-img-src=»https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/d76efc72c702a738522558538048d425.jpg/s/s1200x/a/15973/sc/477″ > Майор гром (2017)
Минусы хай-концептов
Появление у вас яркой идеи, само по себе, ещё не гарантирует, что и ее реализация в виде сценария или фильма тоже будет интересной.
Очевидно, что если концепт Матрицы дать реализовывать разным авторам — большая часть из них сделала бы не совсем то, что все мы знаем, как Матрицу братьев Вачовски. НАПОЛНЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШАЕТ ПОЧТИ ВСЁ.
И когда кто-то вывел секрет, что надо просто искать хай-концепты — этого всё равно может оказаться недостаточным для того, чтобы начинающему автору гарантированно продать идею. В любом случае нужно очень сильное наполнение.
Итак, хай-концепт — это идея фильма или сериала, по которой легко сформулировать логлайн (из которого сразу понятно: кто герой, какая перед ним возникла проблема, какой конфликт, и зрителю уже интересно, как будут его решать, то есть, как именно всё это будет происходить на экране).
Лоу-концепт — это идея, которая либо не помещается в 1-2 предложения, либо из логлайна непонятно, что конкретно будет происходить в самом фильме.
В коммерческом кино наиболее востребованы фильмы с хай-концептом. Потому что продюсеры всегда пытаются понять, кому и как они смогут продать фильм. Если всё же это лоу-концепт, то его можно продвигать с помощью звездных актеров, режиссеров и т.п.
(!) Сам по себе хай-концепт не гарантирует автору ни успеха, ни денег, ни того, что его проект обязательно заметят, ни даже того, что точно получится хороший сценарий и что его обязательно купят. Потому, что всё будет зависеть от реализации.
А чтобы узнать, как написать сценарий — записывайтесь на базовый курс, скоро старт >>>>