что такое хай фай колонки
Как выбрать акустическую систему Hi-Fi
Немного про КНИ, АЧХ и стандарт IEC 60581
Проблема определения качества звука встала с появлением первых же звуковоспроизводящих устройств. Понятно, что качество воспроизводимого звука определяется его соответствием оригинальному звуку. Но как оценить это соответствие?
Поначалу оценка производилась исключительно субъективно. Один из первых логотипов музыкальных компаний изображал собаку у граммофона – подразумевалось, что качество звука позволяет собаке узнать голос хозяина в записи.
Объективная количественная оценка качества звука стала возможна только в середине XX века – с развитием электроники и знаний о природе звука. Искажения, вносимые аппаратурой в звук, разделили на линейные и нелинейные.
Линейные искажения изменяют громкость (амплитуду) звуков разной частоты, но при этом не вносят тембральных искажений (Например, «до» большой октавы будет звучать громче, а «соль» третьей – тише, хотя изначально они звучали на одинаковой громкости. Но при этом частоты этих нот останутся неизменны).
Линейные искажения характеризуются графиком АЧХ (амплитудно-частотной характеристики), изображающим зависимость громкости воспроизводимого звука от его частоты. В идеале график должен быть прямым во всем слышимом диапазоне (20-20000 Гц). В реальности прямым он не бывает никогда и отклонения этого графика от прямой линии во многом говорят о качестве аудотехники.
Нелинейные искажения вносят в звуковую картину новые тембральные составляющие (Допустим, записали вы звук «ля» первой октавы с синтезатора – чистые 440 Гц. В идеале при воспроизведении должны звучать те же 440 Гц, но в реальности спектр воспроизводимого сигнала будет шире – например, от 430 до 450 Гц. Это происходит как раз из-за нелинейных искажений).
Характеризуются нелинейные искажения коэффициентом нелинейных искажений (КНИ), и он также зависит от частоты воспроизводимого сигнала, поэтому для оценки качества аудиотехники используют график зависимости КНИ от частоты.
Правда, ни АЧХ, ни графика КНИ вы, скорее всего, не найдете в паспорте на акустику. Так зачем это всё надо? Для понимания, что такое Hi-Fi.
В рамках стандарта IEC 60581-7 к акустическим системам высококачественного воспроизведения (High Fidelity) предъявляются следующие требования по качеству звука:
Это все, что подразумевается под термином Hi-Fi. Характеристики типа «полновесный глубокий артикулированный бас» к Hi-Fi никакого отношения не имеют.
А если попроще – что такое Hi-Fi акустика?
Это качественная акустика, обеспечивающая высокое соответствие входящего аудиосигнала и воспроизводимого звука на наиболее часто используемых частотах.
1. Стандарт ничего не говорит о частотах ниже 50 Гц и выше 12500. Эти частоты остаются на совести производителя. Впрочем, акустика Hi-Fi, обеспечивающая хорошее качество звука в диапазоне 50-12500 Гц, скорее обеспечит его и на других частотах, чем техника, к Hi-Fi не относящаяся.
2. Стандарт IEC 60581 не вводит понятие маркировки «Hi-Fi» и не определяет условий её нанесения на аппаратуру или упаковку. Проще говоря, надпись «Hi-Fi» на коробке не означает соответствие аппаратуры стандарту IEC 60581 – это тоже полностью на совести производителя. И если именитые бренды, разумеется, не станут наносить маркировку «Hi-Fi» без проведения соответствующей сертификации, то от малоизвестных производителей такой честности ждать не приходится.
3. Положения стандарта IEC 60581 практически не менялись с 1976 года и порядком устарели. АЧХ и КНИ недостаточно для однозначного определения качественного звука.
Поэтому при выборе Hi-Fi акустики следует обратить внимание на некоторые дополнительные характеристики, не учтенные стандартом, но оказывающие значительное влияние, как на качество звука, так и на цену техники.
Характеристики акустических систем Hi-Fi
Состав комплекта. Если простая акустика может состоять из пары колонок (либо пары колонок и сабвуфера), то большинство Hi-Fi акустики предназначено для построения систем объемного звука формата 5.1. Полный комплект 5.1 содержит пару фронтальных колонок, пару тыловых, центральную и сабвуфер.
Сабвуфер к системе часто покупается отдельно, а вот остальные компоненты лучше брать одним комплектом. В комплектах все элементы согласованы по АЧХ, чувствительности и мощности. Несогласованность компонентов системы может привести к ухудшению «объемности» звука.
Номинальная суммарная мощность влияет на максимальную громкость акустической системы – чем мощность больше, тем громче она будет звучать при правильно подобранном усилителем.
Рекомендуется, чтобы мощность усилителя была чуть меньше суммарной мощности акустики – это предохранит её от повышенных нагрузок. Следует обратить внимание на мощность каждого канала – тыловые колонки часто имеют мощность меньше остальных, это следует учесть при подборе усилителя.
И, разумеется, мощность должна соответствовать помещению, в котором система будет установлена.
Для помещений в 20-40 м 2 потребуется мощность 50-100 Ватт.
Для больших помещений и для открытого воздуха нужна мощность более 100 Вт.
Оценка эта весьма приблизительна, многое также зависит от чувствительности колонок, от акустики комнаты, материала стен и стеновых покрытий, количества мебели, расположения колонок и т.д.
Максимальная суммарная мощность – это мощность, на которой система может проработать без повреждений непродолжительное (до 2 с) время. Если максимальная мощность усилителя выше, чем максимальная суммарная мощность системы, следует воздержаться от прослушивания музыки на громкости, близкой к максимальной.
Минимальная и максимальная воспроизводимые частоты определяют полноту звука акустической системы. Человеческое ухо слышит звуки частотой от 20 до 20000 Гц, поэтому, чем ближе минимальная частота системы к 20, а максимальная – к 20000, тем полнее будет её звук.
Однако никакой одиночный динамик не способен охватить весь этот диапазон со сколь-нибудь приемлемой АЧХ, поэтому в колонки устанавливается несколько динамиков, каждый из которых «отвечает» за отдельную полосу (диапазон частот).
Если минимальная частота акустической системы выше 60 Гц, то без сабвуфера не обойтись – иначе «провал» по басам будет слишком заметен.
По максимальной частоте Hi-Fi системы, как правило, в слышимый диапазон укладываются все. Но у некоторых систем указана максимальная частота намного выше – 22000, 30000 и даже 45000 Гц. Разумеется, человеческое ухо таких частот не слышит. Максимальная частота выше 20 кГц скорее является показателем того, что на слышимом участке АЧХ системы будет максимально ровной.
Вариант исполнения колонок. Компактный корпус полочных (навесных) колонок намного дешевле «башни» напольных. При одинаковом содержимом напольные колонки будут стоить заметно дороже.
С другой стороны, необходимость использования недешевых подставок под полочные колонки разницу в цене сводит к нулю – хоть они и называются «полочными», ставить их просто на полки не рекомендуется.
Колонки – как напольные, так и полочные – нельзя размещать вплотную к стене: это плохо скажется на качестве звука. Минимальное расстояние от колонки до стены обычно приводится в руководстве. На стену можно вешать колонки в навесном исполнении – близость стены предусмотрена их конструкцией.
Часто попадаются рекомендации, что напольные колонки предназначены для больших комнат, а полочные – для маленьких. Рекомендация сомнительная, так как по занимаемой площади полочные колонки на стойках ничуть не уступают напольным. Другое дело, что мощные трехполосные колонки чаще встречаются в напольном исполнении. Такие действительно не стоит ставить в маленькую комнату, но вовсе не из-за исполнения, а из-за чрезмерной мощности.
Акустическое оформление колонок призвано решить проблему «ненужного» звука с тыльной стороны динамика, генерирующегося в противофазе основному и ослабляющего его при отсутствии корпуса.
В корпусе типа «закрытый ящик» звук за динамиком просто глушится. При этом в герметичном корпусе за динамиком создается воздушная подушка, поддерживающая диффузор при громких звуках, поэтому максимальная мощность колонок в корпусе «закрытый ящик» выше. Недостатком такого корпуса является то, что немаленькая часть мощности уходит «вхолостую», поэтому при одинаковой мощности колонки в герметичных корпусах звучат тише.
Чувствительность колонки определяет создаваемое ей звуковое давление, показывая, насколько громко (в дБ) будет звучать поданный на вход сигнал в 1Вт на расстоянии 1м от колонки. Для систем сравнимой мощности – чем больше чувствительность, тем громче звук.
Импеданс акустической системы должен соответствовать допустимому сопротивлению нагрузки усилителя. Если импеданс системы будет ниже допустимого для усилителя, его выходной каскад может перегореть, не выдержав возросших токов. Если же наоборот, нагрузка будет больше допустимой для усилителя, то звук системы будет намного тише, чем если бы подключение производилось правильно.
Варианты выбора акустических систем Hi-Fi
Hi-Fi вовсе не означает «очень дорого», акустические системы Hi-Fi начального уровня способны обеспечить вас качественным звуком по вполне доступной цене.
Для полноценного «объемного звука» вам потребуется система из пяти сателлитов.
Для небольшого помещения (до 15м 2 ) хватит акустической системы мощностью до 50 Вт.
Для средних помещений (20-40 м 2 ) потребуется акустическая система мощностью в 50-100 Вт.
Для открытого воздуха и больших помещений нужны акустические системы соответствующей мощности.
Что такое акустика Hi-Fi?
Привет, любители музыки! Сегодня поговорим об одном из самых спорных терминов в звуке.
В сознании людей долгое время Hi-Fi представлялся как дорогая акустика для гиков от мира музыки – «аудиофилов», для прослушивания которого нужно обладать хорошим музыкальным слухом, а «обычный» пользователь разницы не услышит. На самом деле данное мнение сложилось отчасти из-за того, что Hi-Fi аудио в России долгое время было не доступно, оборудование известных брендов привозилось только из-за рубежа, поэтому качественный звук был уделом избранных. Сейчас же подобное оборудование можно легко приобрести во множестве магазинов. Hi-Fi стал вполне массовым и постепенно захватывает сердца (и уши) людей.
С чего начинался честный звук?
Начнем с истории. Как известно важным событием в мире звукозаписи стало изобретение Томасом Эдисоном фонографа в далеком 1877 году. Теперь для того, что бы слушать музыку дома не обязательно было нанимать музыкантов или самому учиться играть.
Выражение «high fidelity», которое в будущем сократилось до «Hi-Fi», было впервые употреблено в 1932 году английским инженером Гарольдом Хартли для рекламы своих уличных громкоговорителей. High fidelity переводится как «высокая верность», что очень точно передает смысл Hi-Fi аудио. Вопрос качества и точного воспроизведения записи интересовал людей достаточно давно, например в XIX веке запись считалась качественной, если собака могла узнать голос хозяина. Благодаря такому тесту одна из известных звукозаписывающих компаний сделала собаку сидящую рядом с граммофоном своим логотипом.
Так все же, зачем нужна высокая верность в аудио? Если посмотреть на современные тенденции развития мультимедиа, то можно легко заметить, что большинство инноваций с сфере AV стремятся к увеличению реализма воспроизводимого контента. Увеличение разрешения, появление 3D мультимедийных устройств (например небезызвестный Oculus Rift), сейчас невозможно представить телевизор без FullHD.
Вопрос реализма звучания в Hi-Fi начал решаться еще в XX веке. Уже тогда качественный реалистичный звук имел большое значение. В 50х годах проводились первые опыты в стереозаписи, появились виниловые диски, заменившие собой пластинки, которые выдавали большое количество шумов (искажений в сигнале).
В 60-70х годах аппаратура для домашней звукозаписи была сильно усовершенствована и стала доступной для широкой аудитории. Именно в это время у производителей Hi-Fi возникла потребность разделить «хорошее» и «Hi-Fi» оборудование, в 1974 году немецкий Deutsches Institut für Normung (DIN) выпустил стандарт DIN 45500, определяющий стандартные требования к звуковоспроизводящей аппаратуре.
Чем же все-таки отличается Hi-Fi от «не Hi-Fi»
Кто-то может сказать, что ценой, но это не совсем так. Hi-Fi оборудование позволяет вам почувствовать себя участником концерта любимого исполнителя, оказаться в центре событий фильма, услышать в ваших записях то, что до этого услышать не получалось из-за параметров акустической системы. Как показывает практика, стоит только человеку прослушать аудиозаписи на качественном Hi-Fi оборудовании, возвращаться к обычным пластиковым колонкам уже не хочется. Но главное, это ощущения. Hi-Fi не передает просто звук, он передает ощущения, он передает музыкальный вкус и сочность. Закрыв глаза вы можете четко представить себе всю музыкальную сцену записи – что вокалист стоит чуть левее от центра, а бас гитарист находится в глубине. Если машина в кино будет удаляться в закат, звук её двигателя будет именно удаляться, а не затихать.
Hi-Fi — это очень дорого и стоит сотни тысяч рублей?
Давайте рассмотрим этот частый миф о системах Hi-Fi. Конечно можно привести в пример топовые Hi-End (вот тут уже точно маркетинговый термин) бренды, со стоимостью пары напольных колонок от 1,5 миллионов рублей. По дизайну и исполнению они конечно же прекрасны и уникальны. Но цена акустики это не доказательство уровня Hi-Fi. Приведем в пример датскую фирму Dali, данная компания основана в 1983 году и занимается производством акустических систем. Все колонки собираются на заводе в Дании вручную (мастер ставит автограф на каждой из них), в динамиках используются армированный деревянным ворсом бумажные диффузоры с пропиткой и шелковым куполом. Изготавливаются данный АС из МДФ, завод тратит больше деньги на усовершенствование качества на всех этапах производства. Сразу же может возникнуть мысль, что стоить они должны как новый автомобиль.
На самом же деле цена комплекта 5.0 серии Zensor (в данной серии также используются описанные выше технологии) будет составлять менее 70 тысяч рублей. Многоканальный ресивер с поддержкой всех современных стандартов например Onkyo TX-NR636 будет стоить до 40 тысяч рублей.
В итоге мы получаем полную готовую домашнюю мультимедийную систему, подходящую для любого контента – хорошая музыка, реалистичные фильмы и игры – все это поможет вывести на новый уровень восприятия указанный выше комплект.
Hi-Fi технология
Современная аудиоаппаратура от брендовых производителей находится на довольно высоком уровне качества. При этом нередко среди пользователей такой техники встречаются люди, предъявляющие к звучанию повышенные требования. Имеется в виду не эффекты, которыми производители буквально «пичкают» выпускаемую технику. Речь идет о чистоте звука, его естественности. Для получения такого звука была разработана специальная линейка Hi-Fi аудио аппаратуры. Что такое хай-фай в переводе с английского дословно означает высокая точность или верность, то есть максимальное соответствие оригиналу.
В оригинале музыка, воспроизводимая музыкальными инструментами без усилительной аппаратуры, имеет широкий диапазон частот. Человеческий слух при этом воспринимает звук в пределах 16-20000 Гц. В то же время вибрации с частотой 20-220 кГц воспринимаются на небольшом расстоянии костями черепа и передаются слуховым органам. При воспроизведении аудиозаписи диапазон частот резко ограничивается и качество звучания теряется.
Hi-Fi технология позволяет воспроизводить звук в диапазоне 40-25000 Гц, что максимально приближает его к естественному. Кроме частотного диапазона, к звучанию предъявляются некоторые ограничения:
Важно! Нужно учитывать, что какой бы добротной не была аудиоаппаратура, качество хай-фай акустики будет ограничено форматом, а также качеством самой аудиозаписи или источника.
Аудиосистема Hi-Fi
Под понятием что такое акустическая система подразумевается весь комплекс оборудования, предназначенного для воспроизведения хай-фай звука. Система включает акустическое оформление, а также вмонтированные динамические головки. В комплексе хай-фай используются многополосные системы, в которых применяется несколько Hi-Fi динамиков, каждый из которых работает в своей частотной полосе.
В результате весь спектр звуковых частот разбивается на несколько диапазонов. Для каждого частотного диапазона применяется динамическая головка, имеющая самые оптимальные характеристики для данного спектра частот.
Нужно различать динамик с колонкой. В каждой колонке применено несколько динамиков, как минимум 3, которые предназначены для воспроизведения низких, средних и высоких частот. В четырехполосных системах применяется 4 динамика в колонке, где частотный диапазон воспроизведения разбивается на 4 полосы.
Количество колонок обычно 2 или 4, а иногда для низких частот применяют отдельную колонку – сабвуфер. Системы стерео Hi-Fi оснащены 2 колонками, а квадрозвук получают с помощью 4-х колонок, которые используют для получения эффекта объемного звука.
Стандартизация параметров
Первый стандарт, определяющий, что такое хай-фай система, регламентирующий параметры звучания и технические требования к качеству аппаратуры – DIN 45500, появился еще в середине 70-х гг. XX века. Позже немецкий стандарт был заменен европейским IEC 60581.
В России аналогичным документом стал ГОСТ 24388-88. Различия отечественного и европейского стандартов не очень значительны, но по русским нормативам акустические системы подразделяют на 3 группы сложности: высшая, 1-я и 2-я. В зависимости от группы сложности к оборудованию предъявляются различные требования, например, частотный диапазон для высшей группы составляет 40-25000 Гц, для первой – 50-12500 Гц, а для второй – 100-8000 Гц. В ГОСТе также приведены ссылки на нормативы, регламентирующие качество сборки, внешнего вида, устойчивости к внешним климатическим и механическим воздействиям.
Внимание! Стандартизация Hi-Fi аудиосистем не распространяется на активные системы, на системы с автономным источником питания (батареями), а также на автомагнитолы.
Линейку Hi-Fi, кроме акустических систем, представляют тюнеры и усилители. При этом на них распространяются другие стандарты и параметры. Также нередко значком «хай-фай» помечается видеоаппаратура с функцией поддержки Full HD.
Как отличить Hi-Fi/Hi-end колонки от обычных?
Как отличить Hi-Fi/Hi-end колонки от обычных?
Чтобы разобраться в этом вопросе, первым делом нужно понять, что же такое колонки Hi-Fi. Говоря простым языком, это акустические системы, которые воспроизводят звук с максимальным соответствием оригиналу. Название категории говорит за себя: Hi-Fi – это сокращение от High Fidelity, что переводится как «высокая точность».
Hi-Fi – это честный звук, не опороченный искажениями и дефектами. Такие акустические системы воспроизводят всё, как есть. Звучит привлекательно, однако это может быть как преимуществом, так и недостатком. Всё зависит от качества аудиозаписей. Чистый сигнал, не требующий аппаратной обработки будет воспроизводиться красочно и глубоко, радуя слушателя близостью к живой музыке. Дорожки, которые изначально имеют ряд недостатков, наоборот, огорчат пользователя, поскольку все дефекты будут выставлены напоказ. Палка о двух концах, как говорится.
Сравним и поймем
Стандартная акустика на примере модели Sven MS-230
Эта мультимедийная аудиоустановка хорошо зарекомендовала себя в широких кругах. Она хорошо справляется с задачами любой сложности. На ней качественно воспроизводятся композиции любых стилей. Частотный диапазон 50-18000 Гц отлично раскрывает все тембральные оттенки, позволяя слушателю наслаждаться чистым стереозвуком. Технические параметры лежат в средних пределах.
Стандартная акустика Sven MS-230
Об утонченных вкусовых нюансах, поразительной глубине звука и мощных, плотных басах говорить не приходится, но, вместе с тем, нет и объективных причин для критики. Такой себе стандартный полочный стереокомплект, который оптимально подходит для заурядных бытовых целей.
Акустическая система Hi-Fi на примере модели Yamaha NS-333
Мощные стереоколонки Yamaha NS-333 будут греть душу аудиофилов с утонченным музыкальным слухом.
Акустическая система Hi-Fi Yamaha NS-333
Японские разработчики потрудились на славу, создавая эту модель. Описать ощущения, возникающие при прослушивании аудиокомпозиций на системе NS-333, достаточно просто: они похожи на чувство абсолютной гармонии. Баланс и уравновешенность. Типичная характеристика акустики Hi-Fi.
Hi-End колонки на примере Burmester B10
Как и все другие звуковоспроизводящие устройства уровня Hi-End, эта аудиоустановка рассчитана на узкий круг аудиоманов с изощренным музыкальным вкусом. Оценить объективно эту систему практически невозможно, поэтому будем руководствоваться субъективными мнениями. Пользователи, отдавшие предпочтение модели Burmester B10, ценят ее за особую окраску звуковых волн. Верхние частоты слегка смягчены, а средние и низкие, наоборот, более чем насыщены. Некое изменение звукового сигнала присутствует, этого не отнять, но оно не выходит за рамки разумного.
Hi-End колонки Burmester B10
Можно долго спорить по поводу тех или иных особенностей, связанных с частотным диапазоном, чувствительностью и окраской мелодии. Одни слушатели будут говорить, что звук кажется слишком холодным, другие начнут распинаться по поводу неудовлетворительной окраски высоких частот, а третьи будут в полном восторге. Мнения разделятся, но никто не скажет, что система скучна. Эффект присутствия и ощущение близости оригинальному звучанию гарантировано. Как, собственно, и подобает акустике категории Hi-End.
На первый взгляд разницы в качестве звучания нет, но стоит лишь прислушаться нутром, и все отличия становятся очевидными. Каждый может выбрать для себя то, что придется по вкусу и получать максимум удовольствия от прослушивания любимых композиций!