что такое характер в литературе

Что такое характер в литературе

Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.

Характер (с гр. — букв, черта) — это совокупность психологических свойств, из которых складывается образ литературного персонажа. Отдельные детали образа, проявляющиеся в действии, поведении, в тех или иных обстоятельствах, создают многоплановый мир героя.

Понятие «характер» относится к категории содержания произведения. Употреблять этот термин уместно в том случае, когда дается анализ идеи произведения, определяется его пафос. В широком значении этого термина все образы и герои любого текста неизбежно носят типический характер.

В современной литературе характер — это склад личности, образуемый индивидуальными и типологическими чертами и проявляющийся в особенностях поведения, отличительных свойствах натуры. В античности, наоборот, характер — это «штамп», «застывшая маска». Однако общий взгляд культуры античности на личность сводится, как правило, к маске, и изображение человека никогда не дается в процессе становления его характера.

Литературный тип — образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, типичной для определенного социума.

Категория типического характера оформилась в римском «эпосе частной жизни» именно как ответ на потребность художественного осмысления жизненных типов и классификации героев в их отношении к окружающей реальности.

В каждом литературном направлении — классицизме, романтизме, сентиментализме, реализме, экзистенциализме — обнаруживаются свои устойчивые типы героев и характеров.

Реалистический характер формируется в эпоху Ренессанса. Шекспировский Шейлок («Венецианский купец») — скупец особого рода. Это презираемый в христианском обществе еврей, к которому обращаются только тогда, когда нуждаются в деньгах. Находясь в условиях жестокой борьбы за существование, он не может обойтись без «сметливости», это свойство характера помогает ему сколачивать капитал. Его «остроумие» помогает устоять в ситуациях безвыходных, позволяет ему проявить чувство собственного достоинства. «Чадолюбие» определяется его заботой о детях, для которых и копится состояние. Ненависть к христианам порождает «мстительность». Но «скупость» решительно преобладает, она является ведущей чертой, подчиняя остальные, она определяет весь сложный характер данного персонажа.

На связь между характером и обстоятельствами обратил внимание Пушкин в своих наблюдениях над творчеством Шекспира: «У Мольера Скупой скуп — и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен». Именно эти качества определяют основные черты характера героя, выявляют четкие причинно-следственные связи, позволяют преодолеть прямолинейность мотивации поступков персонажей, свойственной произведениям классицистов.

Источник

ХАРАКТЕР (в литературе)

Смотреть что такое «ХАРАКТЕР (в литературе)» в других словарях:

Характер (литератур.) — Характер литературный, образ человека, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определённостью, через который раскрываются как обусловленный данной общественно исторической ситуацией тип поведения (поступки, мысли, переживания, речевая… … Большая советская энциклопедия

ХАРАКТЕР — (от греч. отпечаток, признак, отличит, черта) в психологии, целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, проявляющийся в отд. актах и состояниях его психич. жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и… … Философская энциклопедия

Характер — I Характер (от греч. charakter отпечаток, признак, отличительная черта) в психологии, целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, её тип, «нрав» человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его… … Большая советская энциклопедия

ХАРАКТЕР — – совокупность устойчивых черт, особенностей, свойств и наклонностей человека, определяющая типичные способы его мышления и поведения. В психоанализе характер человека рассматривается чаще всего с точки зрения периодов и фаз психосексуального… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Характер — В Викицитатнике есть страница по теме Характер Характер (общий термин; от греч … Википедия

ХАРАКТЕР — художественный (от греч. charaktēr — отпечаток, признак, отличительная черта), образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрываются как исторически… … Литературный энциклопедический словарь

Характер — I м. 1. Совокупность психических особенностей, которые определяют личность человека и проявляются в его поведении. 2. Твёрдая воля, упорство в достижении цели. 3. Свойство, качество, своеобразие, индивидуальный облик чего либо. 4. Художественный… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Характер — I м. 1. Совокупность психических особенностей, которые определяют личность человека и проявляются в его поведении. 2. Твёрдая воля, упорство в достижении цели. 3. Свойство, качество, своеобразие, индивидуальный облик чего либо. 4. Художественный… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

личность и характер — в литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих понятий: 1) характер и личность практически отождествляются эти термины употребляются синонимично; 2) характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; 3)… … Большая психологическая энциклопедия

ЛЕНИН В. И. о литературе — ЛЕНИН В. И. о литературе. В своем понимании сущности художественной литературы Л. исходил из диалектического и исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса и традиций русской революционно демократической эстетики и критики. В основе его… … Литературный энциклопедический словарь

Источник

Характер (литератур.)

Воспроизведение Х. в его многоплановости и динамике ‒ специфическое свойство художественной литературы в целом (и большинства театральных и кинематографических жанров на словесно-сюжетной основе). Обращение к изображению Х. знаменует выделение литературы как искусства из синкретической, «долитературной» религиозно-публицистической словесности «библейского» или средневекового типа. Само понятие Х. формируется в Древней Греции, где впервые вполне осуществилось выделение литературно-художественного творчества в особую область духовной культуры.

Однако у древних понимание Х. как лит. категории отличалось от современного: поскольку в раскрытии идейного содержания главенствовал сюжет (событие), персонажи различались прежде всего не своими Х., а своей ролью в изображаемых событиях. В новое время утверждается иное соотношение Х. и сюжета: не факты, а «. характеры действующих лиц, благодаря которым факты осуществились, заставляют поэта избрать предпочтительнее то, а не другое событие. Только характеры священны для него» (Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М. ‒ Л., 1936, с. 92). Понимание самостоятельного идейно-художественного значения Х. персонажа возникает уже в античной литературе; например, в «Параллельных жизнеописаниях» Плутарха герои сравниваются и по типу «судьбы», и по типу Х. Подобная характерологическая двумерность доминирует вплоть до 18 в. (по Д. Дидро ‒ соотношение прирождённого «нрава» и «общественного положения»).

В рамках данного многовекового периода особо выделяются две эпохи: литература Возрождения и классицизма. Ренессансный Х. теряет очертания определенного «нрава», растворяясь в естественной родовой стихии человеческой «природы» (герой мог самовольно, как бы актёрствуя, менять типы поведения). При этом соотнесение общечеловеческого в Х. героя с его ситуативной функцией ‒ судьбой ‒ выявляло неадекватность герою его социально-исторической судьбы (предвосхищение характерологического принципа реализма 19‒20 вв.: «Человек или больше своей судьбы, или меньше своей человечности», ‒ М. М. Бахтин, «Вопросы литературы», 1970, № 1, с. 119). У Шекспира многие действующие лица предстали и в «третьем измерении» ‒ носителями индивидуального самосознания. Классицизм, возвратившись к жёсткой статичности Х., одновременно сосредоточил внимание на самосознании личности, совершающей выбор между «долгом» и «чувством». Но воспринимаемая на «фоне» долга и безличной страсти личность в литературе классицизма не самоценна, она лишь средство соотнесения двух параллельных рядов всеобщности.

На всех этих стадиях духовного и литературного развития Х. понимался как внеисторическая, универсальная и самотождественная данность человеческой природы, как «. абстракт, присущий отдельному индивиду» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3). В романтизме, провозгласившем самоцельность и автономность личности, возвысившем её как над психологической «природой», так и над социальной судьбой, сложилось новое понимание Х. ‒ как тождественного внутреннему миру личности. Наконец, воссоздание индивидуального Х. как исторически неповторимого взаимоотношения личности и среды стало открытием критического реализма 19 в. (романтическую традицию продолжили символисты и экзистенциалисты).

В теории новое понимание художественного Х. было выдвинуто Гегелем: Х. ‒ «. цельная человеческая индивидуальность. », в которой раскрываются те или иные «. всеобщие субстанциальные силы действия»; Х. является «подлинным средоточием» изображения, поскольку он объединяет в себе всеобщность и индивидуальность «. в качестве моментов своей целостности». Х. должен обнаруживаться во всём богатстве своих индивидуальных особенностей, а не быть «. игралищем лишь одной страсти. », ибо в таком случае он «. выступает как существующий вне себя. »; он должен быть «. целым самостоятельным миром, полным, живым человеком, а не аллегорической абстракцией какой-нибудь одной черты характера» («Эстетика», т. 1, М., 1968, с. 244‒46). Эта теория, опиравшаяся на художественные достижения прошлого, во многом предвосхищала практику последующей реалистической литературы, где присутствует саморазвивающийся Х. ‒ незавершённая и незавершимая, «текучая» индивидуальность, определяемая её непрерывным взаимодействием с исторически конкретными обстоятельствами.

Послегегелевская литературная теория, опиравшаяся на реалистическое искусство, настойчиво подчёркивала значение индивидуально-конкретного в Х., но главное ‒ выдвинула и разработала проблему его «концептуальности», установила необходимость «присутствия» авторского идеологического понимания в изображении Х. В реалистической литературе 19‒20 вв. Х. действительно воплощают различные, порой противоположные авторские концепции человеческой личности. У О. Бальзака первоосновой индивидуальности выступает понимаемая в духе антропологизма общечеловеческая природа, а её «текучесть» объясняется незавершимостью внешних воздействий среды на первооснову, мерой которых и «измеряется» индивидуальность личности. У Ф. М. Достоевского индивидуальность воспринимается на фоне детерминизма обстоятельств как мера личностного само определения, когда Х. героя остаётся неисчерпаемым средоточием индивидуальных возможностей. Иной смысл «незавершённости» Х. у Л. Н. Толстого: потребность «ясно высказать текучесть человека, то, что он, один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо» (Полное собрание соч., т. 53, 1953, с. 187), объясняется стремлением открыть в индивидуальности, отчуждаемой от других людей общественными условиями жизни, общечеловеческое, родовое, «полного человека».

У представителей «нового романа» намечается отказ от художественной индивидуальности в пользу безличной психологии (как следствия отчуждения и конформизма ), для воспроизведения которой Х. начинает играть служебную роль «подпорки».

Лит.: Гегель, Эстетика, т. 1, М., 1968, с. 244‒53; Социалистический реализм и классическое наследие. (Проблема характера). Сб. ст., М., 1960; Проблема характера в современной советской литературе, М. ‒ Л., 1962; Бочаров С. Г., Характеры и обстоятельства, в кн.: Теория литературы [кн. 1], М., 1962; Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, 3 изд., М., 1972, с. 78‒129; его же, Эпос и роман, в его кн.: Вопросы литературы и эстетики, М., 1975; Лихачев Д. С., Человек в литературе древней Руси, [2 изд.], М., 1970; Гинзбург Л., О психологической прозе [Л.], 1971; Аверинцев С. С., Плутарх и античная биография, М., 1973.

Источник

Типология литературного субъекта. Характер

Вы будете перенаправлены на Автор24

Литературный характер – это совокупность черт литературного героя, в которой индивидуальные особенности являются отражением типического, обусловленного эстетическим и идейным замыслом автора, а также явлением, составляющим содержание произведения.

Характер в литературе

Характер является одним из главных составляющих литературного произведения. Характером называется совокупность психологических свойств, которые составляют образ литературного персонажа. Какие-либо отдельные детали образа персонажа, проявляющиеся в поведении, в действии, в тех или иных обстоятельствах, составляют многоплановый мир героя.

Понятие характера относится к категории содержания художественного произведения. данный термин употребляется при анализе идеи произведения, определении его пафоса. В широком значении данного термина все герои и образы любого текста носят типический характер. В эпоху античности, еще задолго до появления науки о человеке, вовлеченность человека в область бескомпромиссных законов судьбы, рока была главной темой литературы. В эпосе герой полностью зависит от божества, он не может совершать действия самостоятельно. Как отмечал Б. Снелл, он может быть характером, однако еще не является личностью. Герой обладает всеми качествами, что и божество, однако он является жертвой этих свойств. Отсюда и обозначение характера героя маской в античном театре.

В современной литературе характером называется склад личности, формируемый типологическими и индивидуальными чертами и проявляющийся в отличительных свойствах натуры, особенностях поведения. В античности же характер – это застывшая маска, штамп. Формирование реалистического происходит в эпоху Возрождения. Например, герой произведения «Венецианский купец» У. Шекспира – скупец, презираемый в обществе, к которому обращаются лишь тогда, когда нуждаются в деньгах. Он находится в условиях жестокой борьбы за существование и не может обойтись без «сметливости». Такое свойство характера помогает Шейлоку сколотить капитал. А остроумие помогает выдержать безвыходные ситуации, проявить в них чувство собственного достоинства. Забота о детях, для которых он копит состояние, говорит о его «чадолюбии». А ненависть к христианам вызывает в нем мстительность. Однако скупость становится ведущей чертой его характера и подчиняет все остальные, определяет сложный характер этого персонажа.

Художественный характер – это органическое общество индивидуального, неповторимого и общего, повторяющегося; субъективного и объективного. В результате в искусстве характер становится новой реальностью, личностью, художественно сотворенной, которая отображает реальный человеческий тип и идеологически проясняет его. Именно эта концептуальность литературного образа составляет отличие понятия характера в литературоведении от значений данного термина в философии, социологии, психологии.

Готовые работы на аналогичную тему

Представление о характере литературного персонажа формируется с помощью внутренних и внешних жестов, в том числе в речи персонажа, внешности, авторскими характеристиками, ролью и местом персонажа в развитии сюжета. Соотношение характера и обязательств в пределах произведения составляет художественную ситуацию. Возникающие противоречия между обществом и человеком, между природой и человеком, внутренние противоречия характеров находят воплощение в художественных конфликтах.

Специфическим свойством художественной литературы и большей части кинематографических и театральных жанров является воспроизведение характера в его динамике и многоплановости.

Восприятие характера в разные исторические периоды

Восприятие характера в разные исторические периоды отличалось:

На всех этих стадиях литературного и духовного развития характер рассматривался как универсальная, внеисторическая и самотождественная данность природы человека, как «абстракт, присущий отельному индивиду». Романтизм, провозгласивший автономность и самоцельность личности, возвысивший ее над социальной судьбой, над психологической природой, понимал характер как тождественное внутреннему миру личности.

Критический реализм 19 века открыл характер как воссоздание индивидуального, исторически неповторимого взаимоотношения среды и личности.

Новое понимание художественного характера было предложено Гегелем. В его понимании характер – это цельная человеческая индивидуальность, в которой раскрываются всеобщие субстанциальные силы действия. Характер – это средоточие изображения, так как он объединяет в себе индивидуальность и всеобщность в качестве моментов своей целостности. Характер обнаруживается во всем разнообразии своих индивидуальных особенностей. Он должен быть самостоятельным миром, живым человеком, а не абстракцией одной черты характера. Эта теория, основанная на художественных достижениях прошлого, во многом предвосхитила практику последующей литературы реализма, в которой присутствует саморазвивающийся характер. В этом случае характер – это индивидуальность незавершенная и незавершимая, определяемая ее беспрерывным взаимодействием с историческими обстоятельствами.

Постгегелевская литературная теория выдвинула проблему концептуальности характера и разработала его, установила необходимость наличия авторского идеологического понимания при изображаемого характера.

В реалистической литературе 19-20 века воплощаются различные характеры, авторские концепции, част противоположные.

Представители «нового романа» отказываются от художественной индивидуальности. В творчестве писателей социалистического реализма утверждается новое видение детерминирующих обстоятельств, в связи с чем социально-психологическая индивидуальность характера переходит в конкретно-историческую индивидуальность.

Для литературы 60-70 годов 20 века характерен акцент на нравственную активность личности, ее ответственность за судьбы других людей и за свой духовный мир.

Источник

характер художественный

Полезное

Смотреть что такое «характер художественный» в других словарях:

Художественный характер — Художественный характер образ человека в произведении. Создаваемый автором, он объединяет реальный человеческий тип с художественной оценкой его автором. Опираясь на нравственные и этические понятия, автор переосмысляет поступки, мысли,… … Википедия

ХАРАКТЕР — художественный образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрывается как исторически обусловленный тип поведения, так и присущая автору нравственно эстетическая… … Большой Энциклопедический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, форма художественного мышления. Образ включает: материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображенному, богатство личности творца. Гегель (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих)… … Энциклопедический словарь

Характер (фильм) — Характер Karakter Жанр драма … Википедия

Характер (литератур.) — Характер литературный, образ человека, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определённостью, через который раскрываются как обусловленный данной общественно исторической ситуацией тип поведения (поступки, мысли, переживания, речевая… … Большая советская энциклопедия

ХАРАКТЕР (в литературе) — ХАРАКТЕР художественный, образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрывается как исторически обусловленный тип поведения, так и присущая автору нравственно… … Энциклопедический словарь

характер — а, м. 1) Совокупность духовных, психических особенностей человека, определяющих его личность и обусловливающих его поведение. Замкнутый характер. Черты характера. У них разные характеры. Нрав у нее был ангельский женихи. не красотой прельщались … Популярный словарь русского языка

характер — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? характера, чему? характеру, (вижу) что? характер, чем? характером, о чём? о характере; мн. что? характеры, (нет) чего? характеров, чему? характерам, (вижу) что? характеры, чем? характерами, о чём? о… … Толковый словарь Дмитриева

Художественный текст — Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Существует 5 функциональных стилей … Википедия

Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический — – один из функциональных стилей (см.), характеризующих тип речи в эстетической сфере общения: словесных произведений искусства. Конструктивный принцип Х. с. р. – контекстуальный перевод слова понятия в слово образ; специфическая стилевая черта –… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *