что такое хамар дабан

Хребет Хамар-Дабан: расположение на карте России, фото, достопримечательности

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

Хребет Хамар-Дабан на карте Бурятии, а также части Иркутской области — это уникальный горный регион, расположенный около знаменитого озера Байкал, его протяженность 350 км, а ширина местами более 60 км. Этот уникального размера массив был сформирован задолго до появления первых древних людей, сегодняшний облик хребтов активно корректировали обвалы, селевые потоки, которые в некоторых районах Хамар-Дабана продолжаются и сегодня. Название происходит от двух бурятских слов, имеющих разный перевод, но местные жители называют это место Ореховым перевалом.

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

Где находится хребет Хамар-Дабан

Хребет Хамар-Дабан расположен вдоль южного побережья озера Байкал, он берет начало от Тункинской долины, которая располагается в Иркутской области, а заканчивается уже в Республике Бурятия. Центральная часть горного хребта находится в Слюдянском районе, а остальная часть охватывает до семи районов Бурятии, где различные высокогорные хребты играют роль административных границ регионов.

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

Вдоль южного побережья легендарного озера проложена автомобильная трасса Р-258 под названием Байкал, соединяющая областной центр город Иркутск и столицу Бурятии Улан-Удэ. Около отрогов, которые находятся на севере Хамар-Дабана, и вдоль реки Селенга проложена знаменитая Транссибирская магистраль.

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

Географическая характеристика горного хребта Хамар-Дабан

Хребет Хамар-Дабан, если смотреть на карту восточной Сибири, занимает огромную территорию, где климат меняется соответственно расположению, например, склоны горного массива, которые спускаются к юго-западному берегу Байкала, считаются самым влажным районом Прибайкалья, потому что в течение года на Хамар-Дабане выпадает до 1,3 тысячи мм осадков.

Центральную часть Хамар-Дабана занимает Байкальский биосферный заповедник, который был специально создан полвека назад, чтобы защитить нетронутые цивилизацией кедровые леса и экологическую систему всего Прибайкалья. Ученые постоянно делают замеры и пробы, чтобы выяснить влияние промышленных комплексов Южной Сибири на окружающую природу.

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

К западу от биосферной заповедной зоны располагается государственный заказник под названием Снежинский, площадь которого более 238 тыс. га. На западе горная страна Хамар-Дабан примыкает к Тункинскому национальному парку, откуда проложены специальные тропы для любителей путешествий по горам, например, Аршан-Хамар-Дабан.

Флора и фауна хребта Хамар-Дабан

Уникальная горная страна имеет богатую растительность, которая состоит из 1113 разных видов, 14 из них занесены в Красную книгу России, а 48 видов — в красную книгу Республики Бурятии.

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

На обширной территории горного района Хамар-Дабан много разных животных — только позвоночных насчитывается до 366 видов:

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

В реках и озерах хребта Хамар-Дабана встречается 17 видов рыб, из которых запрещено ловить ленка и тайменя, потому что они занесены в Красную книгу Бурятии. На горных озерах можно поймать налима, щуку и окуня, а в реках водится плотва и гольяна. Из пресмыкающихся встречается редкий вид живородящей ящерицы, сибирский углозуб, или тритон, остромордая лягушка и щитомордник.

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

Вершины и высота хребта Хамар-Дабан

Высокогорье имеет множество вершин, но все они относятся к горам с мягкими очертаниями, поднимающимися выше первозданной тайги, многие из них покрыты каменистыми россыпями, которые называются курумами. Восточная часть Хамар-Дабана значительно выше остальных горных образований, ее отдельные вершины достигают высоты выше 2 км, например Пик Черского.

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

Высшими точками горной страны Хамар-Дабан считаются:

Во время прохождения маршрута или восхождения к вершинам Хамар-Дабана путешественники должны помнить, что горы не прощают слабости и панибратского отношения, надо постоянно соблюдать осторожность, чтобы не случилось беды.

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

Отроги Хамар-Дабана, которые спускаются к берегу озера Байкал, отличаются крутизной, а на юге высокий горный массив плавно переходит в более низкое горное образование под названием Малый Хамар-Дабан и далее в среднегорье реки Селенги.

Озера и реки хребта Хамар-Дабан

Высокогорный регион привлекает туристов великолепием естественных водоемов, обилием ручьев и речек, сверкающих радугой каскадов и красотой заснеженных гор. На горном массиве Хамар-Дабан берут исток многие крупные реки, например, Селенга, а также стремительные горные речки, которые, преодолевая разной высоты преграды, несут свои воды к озеру Байкал.

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

На горной речке со смешным названием Грамотуха имеется несколько водопадов, самый высокий из них — 15 м, на Большой Быстрой реке, которая является притоком Иркута, поражает своею красотой отвесный водопад с перепадом высот в 25 м. Туристы, посещая хребет Хамар-Дабан, любят делать на память фото около водопада под названием Сказка.

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

Любители экстрима освоили некоторые непокорные водные потоки, например, коварную речку Снежную, на которой имеется непроходимый водопад с перепадом в 12 м, который нужно обходить по суше, а также несколько очень трудных для прохождения порогов.

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

На разных высотах в долинах Хамар-Дабана расположено несколько озер, которые образовались от таяния вековых ледников: самое маленькое, но уникальной формы — это озеро Сердце, средних размеров — Чертово озеро, а самое крупное, пользующееся наибольшей популярностью у туристов, — это озеро Соболиное.

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

Существует такая романтическая легенда: волшебник по имени Хамар-Дабан нашел себе невесту — молодую красавицу Магнитайку, которая была дочерью хозяина здешних лесов Манги, что в переводе означает медведь. Но ветреная девушка решила отдать свою любовь седому Байкалу, хотя у него и так был большой гарем. Сердце добродушного великана было разбито обидой, поэтому он вырвал его и бросил в долину, а сам упал и безутешно заплакал. Выемка заполнилась слезами волшебника Хамар-Дабана и образовалось озеро с чистой, уникальной прозрачности водой, а очертаниями берегов оно напоминает сердце.

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

Как добраться до хребта и где жить

До хребта Хамар-Дабан, расположенного на южном берегу Байкала, добираются двумя путями: из Иркутска или столицы Бурятии — города Улан-Удэ.

Из города Иркутск

Из областного центра для путешественников имеется три варианта:

Некоторые пешие маршруты для самостоятельного прохождения начинаются от базы отдыха, на территории которой останавливаются все желающие осмотреть достопримечательности таинственной горной страны. Некоторые туристические маршруты начинаются от города Слюдянка и идут к ближайшим достопримечательностям удивительной горной системы Хамар-Дабан.

Из Улан-Удэ

Из столицы Бурятии туристы добираются до подножия Хамар-Дабан, используя также 3 варианта.

Личный транспорт

Длина маршрута около 275 км: по трассе Р-258 это занимает не более 4-х часов.

Ж/д транспорт

От столицы Бурятии идут поезда и электрички, которые следуют через поселок Выдрино, время в пути немногим более 4-х часов.

На автобусе

Маршрутки Улан-Удэ-Иркутск отправляются ежедневно с интервалом в 2 часа от центрального автовокзала столицы Бурятии. Маршрут пролегает через поселок Выдрино, где водитель сделает остановку.

Вблизи базы находятся достопримечательности горной страны, которые наиболее популярны у путешественников. Существуют маршруты и из ближайшего к Выдрино города на побережье Байкала, например, Байкальск-Хамар-Дабан.

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

Кроме комфортных домиков и отдельных номеров базы, многие туристы размещаются в палатках на берегу озер, а после ночного отдыха отправляются в горы Хамар-Дабан всей семьей по легкому маршруту.

Что посмотреть и чем заняться на хребте Хамар-Дабан

Байкальский заповедник уже на протяжении многих лет развивает активный познавательный горный туризм, поэтому и были организованы экологические маршруты:

Протяженность туристических троп и маршрутов по заповедным местам Хамар-Дабана составляет 100 км, большая часть оборудована специальными смотровыми площадками и вышками, откуда открываются живописные виды даже во время большой облачности, что только добавляет загадочности горному массиву.

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

Около базы отдыха, которая раскинулась по берегу речки Снежная в предгорьях Хамар-Дабан, туристы могут осмотреть уникальные естественные водоемы с оригинальными названиями и даже искупаться в них, потому что вода бывает рекордно теплой — 28 °С тепла. Такой нагрев происходит из-за того, что под ними имеются теплые подземные источники, потому что в горах Хамар-Дабана такого удовольствия нет.

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

Сказочное озеро в предгорье Хамар-Дабана местные жители называют Мертвым, потому что из-за высокого содержания соды в нем нет рыбы, а вот в двух других озерах ее много, как и в речке Снежной, что привлекает сюда любителей рыбной ловли. На самом большом и глубоком озере Изумрудном, где и располагается основное здание базы отдыха, с другой стороны, около леса установлена маленькая часовня, которая органически вписывается в ландшафт, а за ней возвышается местная достопримечательность — остроконечная гора, которая напоминает шапку Мономаха, так и называется.

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

Заключение

Хребет Хамар-Дабан на карте любого атласа занимает существенную площадь, а о его красотах и можно рассказывать бесконечно. Путешествуя по туристическим горным тропам от речек к уникальным озерам и далее к горным вершинам, понимаешь, что горная страна Хамар-Дабан раскрывает не все свои тайны, которые подвластны только сильным людям, имеющим специальную подготовку. Одного отпуска будет мало, т. к. за такой короткий период невозможно осмотреть все достопримечательности этого удивительного края.

Источник

Хамар-Дабан

Вы здесь

Новости ogirk.ru

Оглавление

«Хамар-Дабан» в новостях:

Хамар-Дабан. Фотогалерея

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

что такое хамар дабан. Смотреть фото что такое хамар дабан. Смотреть картинку что такое хамар дабан. Картинка про что такое хамар дабан. Фото что такое хамар дабан

Хамар-Дабан древнейший массив планеты, протянувшийся с запада на восток более чем на 350 км, образующий горную страну на юге Байкала. Ширина — 80 км, высота вершины — 2396 м, расположен на территории Иркутской области и Бурятии. Часто хребты Хамар-Дабана являются также административной границей этих областей. По берегу Байкала параллельно Хамар-Дабану проходит Транссибирская железнодорожная магистраль.

Хамар-Дабан: общие сведения

Происхождение этого географического названия топонимические словари сводят к бурятскому «хамар» — «нос» (в топонимике используется в значении «отрог», «мыс», «выступ») и «дабан» — «высокий горный перевал», «седловина». В.А. Никонов приводит также версию улан-удэнских исследователей, утверждавших, что «хамар» — это кедровые орехи, и, следовательно, Хамар-Дабан – Ореховый перевал [1]

Она имеет форму пологой дуги, окаймляющей котловину Байкала и состоит из ряда обширных горных массивов с округлыми вершинами и без резко выраженного гребня. Круто обрывается с северной стороны к Байкалу. С юга понижается постепенно, переходя в хребет Малый Хамар-Дабан и Селенгинское среднегорье.

Высшая точка – 2371 м – гора Хан-Ула, что переводится как «царь-гора», «владыка-гора». Немного ниже вершина Сохор («пестрый») высотой 2316 м и пик Черского – 2090 м. Долгое время последний считался самой высокой точкой Хамар-Дабана и носил одноименное название. Первое восхождение «на Камардабан, высочайшую вершину Камарских гор» связывают с именем известного исследователя Густава Раде. Свое современное название пик получил в 1950-х годах по предложению ученых из Академии наук.

Сложен Хамар-Дабан в основном древними кристаллическими породами архея и протерозоя (гнейсы, сланцы, известняки), изверженными (гранитоиды) и вулканическими породами (четвертичные базальты). Характерны современные тектонические поднятия, водная эрозия, сели, оползни, обвалы. В высокогорной зоне сохранились многочисленные следы четвертичного оледенения.

Растительность Хамар-Дабана горно-таежная. Четко выражена высотная поясность. В лесном поясе на высотах до 1500–1550 м преобладают елово-кедровые, пихтово-кедровые леса с примесью лиственничников и березняков. Верхнюю границу леса образует кедр. Подгольцовый пояс (от 1550 до 1700 м) состоит из пихтово-кедрового редколесья, зарослей подгольцовых кустарников (кедровыйстланик, золотистый рододендрон, вересковые) и субальпийских лугов (высокотравье с многочисленными цветковыми растениями). На высотах, превышающих 1700 м, горная тундра, покрытая частично лишайниками и мохом, частично каменистыми россыпями и скальными обнажениями.

В настоящее время по Хамар-Дабану и частично по Старокомарской дороге проложено множество разнообразных туристических и лыжных маршрутов. Самый, пожалуй, популярный проходит от города Слюдянки до метеостанции, и далее самые разные варианты – на пик Черского, озеро Сердце, водопады, Чертово озеро, пик Чекановского и т.д. в зависимости от уровня подготовки, погодных условий, наличия экипировки, времени и желания.

М. Василенко

Примечания

[1] Никонов В.А. Краткий топонимичекий словарь. – М.: Либроком, 2010

[2] Мельхеев М.Н. По берегам Байкала. Географические условия побережья. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1977. – С. 21.

[3] Брянский В.П. Там, где начинается Байкал. Туристский путеводитель по маршрутам Южного Прибайкалья. – Иркутск: Вост.-Сиб. изд. компания, 2004. – С. 57-58.

[4] Мельхеев М.Н. Указ. соч. – С. 148-150.

[5] Мельхеев М.Н. Указ. соч. – С. 157.

[6] Елизарова Л. История Кругобайкальского тракта // Земля Иркутская. – 1995. – № 4 – С. 22.

[7] Маркевич О. Старый Хамар-Дабанский тракт // Земля Иркутская. – 1995. – № 4. – С. 28–29.

Приложение. Дороги из Иркутска в Кяхту

При Екатерине I и Петре II, граф Савва Владиславич вместе с китайскими чиновниками назначил границы России с Китаем и заключил трактат, служащий до сего времени основанием всех сношений между двумя великими Империями.

Возникла торговля, и Кяхта, до того неизвестный пограничный караул, сделалась главнейшим торговым пунктом Восточной Сибири, доставляющим государству многие миллионы дохода, а всем жителям сей части Сибири – единственный и богатый способ к приобретению денег, через провоз купеческих товаров.

Незначительная торговля ограничивалась сначала в Кяхте путем, какой могла проложить сама природа по положению мест, но впоследствии скоро оказалась необходимость лучшего сообщения. Екатерина II, поощряя к отысканию удобной дороги, обещала отпустить на устройство оной 50 тысяч рублей. Однако ж недостаточное сведение о местностях заставило только обделать нынешний кругоморский тракт, не изыскивая лучшего, и все появлявшиеся тогда проекты удобнейшего сообщения остались без последствий.

При Александре I учреждены по дороге военные поселения; ныне царствующий Государь Император (Николай I. – Ред.) утвердил возведение таможенных зданий и гостиного двора в Кяхте; все доказывает важность торговых связей с Китаем и благие попечения правительства к распространению, облегчению и обезопасению сношений.

Но все надежды, желания и пожертвования не достигнут цели без устройства удобного пути, который один может оживить города забайкальские и открыть удовлетворительные, скорейшие по торговле сношения, требующиеся настоящим ее состоянием.

Прежде, нежели описан будет новый путь, необходимо рассмотреть те сообщения, которые существуют от г. Иркутска до Кяхты как главнейшего за Байкалом места.

I. Тракт кругоморский через Хамар-Дабан, 443,5 версты

От Иркутска через станции Веденскую, Мотскую, большую Глубокую до Култуцкой, лежащей подле Байкала, проезд на расстояние 96,5 верст в повозках совершается во всякое время года, но не без затруднений от гористых мест. От Култуцкой через станции Слюденскую, Шубутуйскую, Шибетскую, Снежную, Оглоцкую, Темницкую, Аласацкую до Торейской 189 в[ерст], путь бывает только на верховых лошадях, и то с половины июня по январь месяц; в остальное затем время между сими станциями вовсе проезда не бывает, потому что нет корму для лошадей и выпадают глубокие снега, которых даже и расчищать невозможно.

Немало предстоит затруднений к проезду по означенным станциям верхом. Вся дорога, шириною менее 1 сажени, пролегает по высочайшим горам, утесам и каменным россыпям, из которых главнейшие: гора Култучная, Хамар-Дабан, Спусковая, Бага-Дабан и проч.; мостов на речках вовсе нет, кроме труб через незначительные ключи. При переходе бродов лошади даже в малую воду с трудом удерживаются на ногах; во время же наводнений уносятся с мест камни и деревья на значительное расстояние; в таких случаях почта останавливается часто на несколько дней, ожидая убыли воды. Вообще речки, вытекая со значительных высот, весьма порожисты, отчего стремление воды чрезвычайно быстрое; наиболее жe всех опаснее для переезда броды рек Утолика и Снежной. По возвышенности мест и неимению для осушки должной широты просеков, во все лето бывают на дороге грязи, хотя почва земли почти везде каменистая. Ночью не отваживаются ездить и самые почты, во избежание того, чтоб лошади при спусках и подъемах, поскользнувшись, не ушибли почтарей и проводников или не потеряли тюков в пропастях, если бы случилось упасть туда лошади или отвязаться вьюку. Сии последние часто отрываются и днем, как бы ни укреплялись они на лошадях; при частых спусках и подъемах веревки слабнут, и путь еще более от сего замедляется, так что для 20 верст употребляется до 4 и 5 часов; в ненастье же невозможно проехать более двух станций в сутки. Следовательно, для проезда 189 верст на переменных лошадях нужно употребить 3,5 дня, если не будет остановки при переправах через речки.

Первый предмет, поражающий путешественника на дороге от Слюденской к Шубутуйской станции, есть подъем на высоту Хамар-Дабана.

Сей знаменитый подъем имеет 21 зигзаг, или поворот, и устроен по востряку гребня горы; укрепленный к внутренним сторонам деревянными срубами, он огражден двухсаженными перилами и столь крут, что с трудом на него можно подняться. Достигнув же вершины, едут по оной не более 400 саж. и потом спускаются столь же крутым спуском, как и подъем.

Хамар-Дабан, коего здесь прилагается верный очерк, состоит из огромных толщ гранита и гнейса. Высота его, по измерению Г. Злобина, простирается от поверхности Байкала на 5763 фута. Впрочем, Хамар-Дабан – не самый еще высокий из горных хребтов сего кряжа: вдали видны гораздо еще высочайшие, нежели Хамар-Дабан, но сей более известен потому единственно, что через него проложен путь и что на нем труднейший подъем из всех по сей дороге.

Между станциями Шубутуйскою и Шибетскою по горам (известным под общим названием гольцов [1] ) во время ненастной погоды, особенно осенью, предстоит большая опасность к проезду; должно ехать по самым вершинам гольцов до 7 верст, в местах безлесных, где действие ветров бывает столь сильно, что переносимый с места на место снег лишает всякой возможности распознать дорогу. Чрезмерные стужи бывают для проезжающих нестерпимы, и при отъезде со станции к гольцам нельзя предузнать и бури, которой при подошве гор нет никаких признаков, между тем как наверху она принуждает возвращаться назад или с большими трудами и опасностью продолжать путь.

Все означенное расстояние в 189 верст никем не населено; хлебопашества и сенных покосов нигде нет, да и быть их не может от высоты мест и каменистой почвы пород, составляющих горы.

С Торейской станции через Наринскую, Ичетскую, Енхорскую, Махаевскую и Липовскую до Кяхты 158 верст; дорога большей частью идет по степям, но местами также гориста; снегу по оной никогда не бывает, и потому проезд всегда на колесах.

По этой дороге, которая и для верхового пути представляет столько невыгод и опасностей, отправляются, по самой необходимости, те из купеческих транспортов с товарами, которым нужно еще успеть на Кяхту к расторжке с китайцами. В то время идут обозами, так как через Байкал по позднему времени нельзя уже иметь плавания, что и бывает с исхода ноября по половину января месяца, когда озеро, покрывшись льдом, представляет удобнейший переезд.

От Иркутска до станции Култуцкой сия санная дорога удобна, как описано выше сего; но далее, на 58 верст расстояния, через вершины гор Култучной, Хамар-Дабана и других представляет великие затруднения, как то: надобно прежде досылать людей и лошадей с порожними санями протаптывать дорогу; на сани в одну лошадь накладывать тяжести не более 12 пудов; на подъемах и спусках иметь при каждых санях по 5 и более человек, чтобы с помощью их можно было подняться на крутизны и не потерять воза и лошади в пропастях. Часто случается, что для подъема на Култучную, Хамар-Дабан и проч. употребляется по двое суток для каждой, хотя всего расстояния не выйдет, как три или четыре версты. После сего обозы, оставляя трактовую дорогу, идут далее по наледям замерзших речек и ключей, то спускаясь, то подымаясь до устьев или истоков их, пресекая часто и самые вершины гор, что составит еще около 250 верст до селения Армацкого.

Сии места, также никем не населенные, представляют одну дикую природу с бурями и метелями, действующими сильнее, нежели где-нибудь в других местах, менее возвышенных и открытых. Изредка устроенные беднейшие зимовья или кормовищи служат единственным пристанищем для необходимого обогрения и отдыха утомленным проезжим. Они должны на все это пространство везти с собою потребную пищу и даже нужный для лошадей фураж.

В селении Армацком, переменя сани на телеги, по невыпадыванию там снегов, выходят опять на кругоморской тракт близь Ичетской или Енхорской станции, делая до Кяхты остальные 150 верст; всего же сей дороги с лишком 550 верст.

Из сего видно, что большей частью в трудных местах обозы сами для себя открывали дорогу, употребляя к тому соединенные усилия и пользуясь замерзнувшим состоянием речек.

II. Тракт старо-кругоморской, через пограничную крепость Тунку, на 650 верст

Когда ни через Хамар-Дабан, ни через Байкал нет дороги, т. е. с половины марта по июнь месяц, тогда содержится для одной только почты тракт старо-кругоморской, пролегающий через Тункинскую крепость, близ границы Китайской, где поселены по караулам рyccкие и бурятские казаки. По нему можно ехать только верхом, а для перевозки тягостей он не удобен. Кроме дальнего расстояния, множества высоких и трудных к подъему гор, протекающие по сему тракту речки столь часты, что от Тункинской крепости только до караула Ключевского считается 118 бродов.

В cиe время года сообщение не останавливается от наводнения речек, покрывающихся в продолжение зимы толстым льдом, долго не растаивающим; к тому же выпадающие снега не бывают столь глубоки, как на Хамар-Дабане, что и подает возможность содержать легкую корреспонденцию, на которую, впрочем, употребляется по 10 и более дней. Без чего около двух месяцев сообщения казенное и торговое должны бы были прекратиться.

III. Тракт через Байкал водою и по льду, 561 верста

Сухопутно от Иркутска правым берегом реки Ангары до Лиственичной станции, лежащей при самом Байкале, куда из Никольской пристани суда выводятся бичевою; после того на парусах, греблею, а зимою – по льду достигают Посольского монастыря, на противоположном берегу озера; оттуда опять сухопутно по левой стороне реки Селенги, оставляя на правой города Верхнеудинск и Селенгинск, до Кяхты.

На сухопутной дороге учреждены почтовые станции (переводимые зимою на два месяца на лед Байкала и р. Селенги, берега которой весьма редко покрываются снегом), а для плавания по озеру на 110 верст содержатся казенные галиоты и адмиралтейская команда.

Главнейшая их обязанность состоит в перевозе партий ссыльных; едущих же по подорожным бывает немного, а почта казенная и партикулярные сношения производить по описанным 1 и 2 трактам, чтоб избегнуть медленности и остановки при ожидании попутных ветров или случающихся бурь на Байкале. Равномерно перевозки каких-либо казенных тяжестей или купеческих товаров (хотя для сих последних галиоты преимущественно и заведены) никогда не бывает, чему препятствует конструкция судов казенных и громоздкость товаров.

Плавание начинается с исхода мая и продолжается до половины октября, что составит не более 4,5 месяцев.

Залив мыса Лиственичного служит хорошею гаванью, защищая суда от северо-западного ветра, который есть самый опасный; но гавань Прорва при Посольском монастыре, в которую вход узок, мелок и всегда заносится сором, остается бесполезною; галиоты, становясь близь оной на якорь, остаются в открытом озере, подвергаясь всем неудобствам и опасностям подобного стояния. Только с сентября месяца, когда воды Байкала прибудут, в гавань входить бывает можно.

Купеческие товары и вообще все тяжести переправляются на партикулярных плоскодонных судах (дощаниках). Они начинают плавание несколько ранее галиотов и наиболее продолжают оное в сентябре, октябре и ноябре. Имея один огромный парус, дощаники выжидают обыкновенно попутных ветров, восточного или западного, и следуют, без компаса, по направлению их к берегам, которые со всех точек Байкала видны.

Умереннейшие ветры случаются в июне и июле, в которые месяцы большей частью на озере тихо; самые же непостоянные и опасные бывают в осенних месяцах. В ноябре и декабре настывающие при отмелях и между скалами огромные льды, также темные ночи и густые туманы делают берега Байкала вовсе неприступными, а плавание невозможным.

Ветры у судовщиков известны под особенными именами: северный ветер называется Сивер, восточный – Баргузин, юго-восточный – Шелоник, южный – Полуденник, юго-западный – Глубник, западный – Култук, северо-западный – Гора; сей последний есть самый опасный.

Опытность и случавшиеся бедствия научили как предузнанию неблагоприятной погоды, так и средствам, какими при наступлении оной должно управляться. Когда над северным берегом Байкала не приметно облаков, тогда смело можно через него пускаться; в противном же случае, достигнув не далее половины, выдерживают сильную бурю, от коей судно подвергается опасности, и тогда продолжают следовать по ветру, хотя бы оный дул в противную сторону той, куда идти надлежало. Судно, прибитое к берегу, может иногда укрываться между скалами, но сии убежища не всегда надежны. Нередко случается, что судно носится по Байкалу 12 и более дней, не имея возможности пристать ни к той, ни к другой стороне.

Итак, для сообщения с городами Верхнеудинском, Селенгинском и Кяхтою правительство содержит, к одним и тем же местам, три тракта, на расстоянии 1290 верст с 36-ю почтовыми станциями, и сверх того имеет для перевозу через озеро галиоты и до 100 человек матросов, с верфью, казармами, мастерскими, пристанями и маяком.

Все это доказывает, сколь необходимо сообщение с лежащею за Байкалом частью Иркутской губернии. И, по справедливости, здесь нужно иметь хорошо устроенную дорогу, ибо, не говоря уже о единственном в свете пути в Китай, серебро и свинец с рудников Нерчинских и чай из Кяхты стоят пожертвований тем более, что торговля год от году увеличивается.

Можно надеяться, что проект новой кругобайкальской дороги, уже одобренный в 1831 году Главным управлением путей сообщения, будет принят и к самому исполнению.

Примечания

А.А. Медведев.

Журнал путей сообщения (СПб.) 1835. Кн. 33. С. 14–29.

Публикация А. Хобты, примечания А. Гаращенко

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *