что такое хадак по бурятски
Хадаки – значение и символика в буддийских странах и республиках
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Хадаки – значение этого слова знакомо далеко не каждому. Так что же это такое?
Сегодня мы вместе узнаем, что означает хадак в буддизме, где он распространен, откуда и зачем пришел, а также – как правильно с ним обращаться и, главное, в каких случаях. Итак, вперед, навстречу знаниям!
Что это такое
Хадак – шарфик или платок в форме длинного узкого прямоугольника. Этот предмет обладает сакральным смыслом в буддийской философии.
Его используют в Монголии, Тибете, Бурятии, Туве как идеальный подарок или как предмет обряда. Он являет собой символ мира, добрых намерений, сострадания, пожелания счастья и процветания.
Его название может меняться от места к месту:
Для чего нужен
Этот уникальный презент можно преподнести в честь любого события, которое является важным в жизни буддиста:
Сам Далай-лама преподносит хадак в знак своего почтения политикам, монахам, известным личностям.
С преподнесением хадака связан также обычай сватовства. Последовательность действий такова: когда юноша повзрослел и готов к семейной жизни, отец подбирает ему будущую спутницу, а затем отправляет свата к родителям девушки. Посыльный берет с собой огромное количество подарков и, конечно же, хадак – без него никуда.
Если родители благоверной принимают подарки, значит, свадьбе быть. Если же они отказываются от даров, то это означает отказ от предложения руки и сердца.
При встрече родителей будущих супругов сват опять дарит платки: Будде, папе невесты и маме. После этого преподносятся другие дары, алкоголь, мясо, а договор скрепляется застольем.
Дарят его и на следующий день после наступления буддийского Нового года – Сагаалгана. Молодые люди приходят к старшим: родителям, тетям с дядями, бабушкам с дедушками – и поздравляют с праздником, желают долгих лет жизни, здоровья. Поздравления сопровождаются символическим подношением стакана молока на белом шарфе.
Не обходится без хадаков и процесс похорон. Перед будущей могилой раскладывают чай, наличность и священный платок. После этого по очерченной рогом границе выкапывают яму, куда погружают тело усопшего вместе с дорогими ему вещами.
Немного мифического
Этимология слова восходит к тибетскому языку. «Тэнгери» – так звучит оно по-тибетски и означает «небо». Существует одна легенда, которая объясняет происхождение и символику хадаков.
Люди обращались к небесам с молитвами. Будды, божества, боддхисаттвы услышали просьбы и спустились с небес, горных пиков на землю, сияя красками пяти цветов. Они олицетворяли стихии: землю, воду, огонь, ветер и пространство.
Вместе они символизировали единение перерождения и пробуждения. Сияющие цвета, опускаясь, превращались в невесомую материю, подобную шелку.
Теперь, преподнося разноцветные хадаки, буддисты как бы намекают, что тот, кому их дарят, заслуживает уважения, точно божество.
Каким бывает
Тибетский хада производится из натуральной материи – шелковой, хлопчатобумажной. Ткань обычно не окрашивается.
А вот бурятский хадаг бывает пяти цветов – все как в легенде. Каждый цвет имеет особый смысл:
Каждый верующий старался иметь дома хадаки всех цветов.
Кроме расцветки, платки имеют также разную длину. Чаще всего она варьируется от полуметра до метра, но иногда можно встретить даже четырехметровые шарфы.
Конечно, они используются лишь в исключительных случаях. Часто на ткани изображаются божества или слова на тибетском языке.
Можно выделить два вида излюбленных узора: алхаа хээ – так называемый «узел счастья», или молоточный узор, и найман тахил, олицетворяющий главные буддистские символы счастья.
Найман тахил, в свою очередь, изображают:
Непреложные правила
Мало подарить платок – надо преподнести его правильно.
Он подается обязательно только обеими ладонями, большие пальцы рук поддерживают верхнюю часть. Материя должна быть чистой, разглаженной, сложенной в два ровных слоя. Ее нужно держать внешней стороной к поздравляемому.
Не менее важно принять драгоценный дар правильно: обеими ладонями, с легким поклоном и касанием лбом ткани. Подаренную вещь можно надеть на шею, не завязывая, или убрать за пазуху, предварительно аккуратно сложив.
При встрече гостя в своем доме первый раз нужно проявить гостеприимство и предложить угощения белого цвета на платке из шелка. Рядом может лежать чай или деньги.
Хадаки любят порядок. Считается, что человек, умеющий в чистоте держать их также умеет копить и умножать деньги. Аккуратные люди держат их на алтаре, рядом со священными предметами, подальше от мусора, пыли.
Полученные в качестве подарка шарфики можно передаривать, а нередко их можно встретить повязанными на святынях, статуях, деревьях, памятниках.
На гербе Бурятской республики можно заметить этот самый интересный элемент – голубую ленту на нижней части круга, что отражает открытость, любовь, с которой принимают гостей буряты.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!
Надеемся, что статья была интересна для вас. Будем благодарны вам, если вы поддержите блог — поделитесь с ссылкой на нее в социальных сетях с друзьями.
Навстречу Сагаалгану. Хадаки, их значение.
Сагаалган — один из наиболее традиционных, любимых, долгожданных бурятских праздников, связанных с началом Нового года по старинному лунному календарю. Считается, что это праздник семейных ценностей, веры в лучшее будущее для своих близких, добрых намерений и начала новой жизни…
Принято считать, что достойная встреча Нового года поможет укреплению здоровья, долголетию всем членам семьи, материальному достатку. И здесь главное – встретить Сагаалган без обид, зависти, злости, только с чистой душой и свободным от отрицательных эмоций сердцем.
К одному из символов этого праздника, символу гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, а также сострадания, относится хадак. Хочется поделиться о том, как его использовали с древности, каких цветов бывает хадаки, а также ознакомить вас с видами хадаков.
Хадак – шарфик или платок в форме длинного узкого прямоугольника. Этот предмет обладает сакральным смыслом в буддийской философии. Его используют в Монголии, Тибете, Бурятии, Туве как идеальный подарок или как предмет обряда. Он являет собой символ мира, добрых намерений, сострадания, пожелания счастья и процветания. Этимология слова восходит к тибетскому языку. «Тэнгери» – так звучит оно по-тибетски и означает «небо». Существует одна легенда, которая объясняет происхождение и символику хадаков.
Люди обращались к небесам с молитвами. Будды, божества, боддхисаттвы услышали просьбы и спустились с небес, горных пиков на землю, сияя красками пяти цветов. Они олицетворяли стихии: землю, воду, огонь, ветер и пространство. Часто на ткани изображаются божества или слова на тибетском языке.
В дни празднования Белого месяц месяца хадаки 5 цветов (синий, желтый, зеленый, белый, и красный). Преподносятся на домашний алтарь, затем хадаки убираются и хранятся на алтаре. Ни в коем случае нельзя выбрасывать хадак вместе с мусором, это равнозначно осквернению жизненной энергии человека. Потому хадак хранили дома на алтаре или в других местах повыше, чтобы ненароком не уронить и не затоптать.
Можно выделить два вида излюбленных узора: алхаа хээ – так называемый «узел счастья», или молоточный узор, и найман тахил, олицетворяющий главные буддистские символы счастья.
Правило преподношения хадака.
Мало подарить хадак – надо преподнести его правильно. Он подается обязательно только обеими ладонями, большие пальцы рук поддерживают верхнюю часть. Материя должна быть чистой, разглаженной, сложенной в два ровных слоя. Ее нужно держать внешней открытой стороной к поздравляемому.
Не менее важно принять драгоценный дар правильно: обеими ладонями, с легким поклоном и касанием лбом ткани. Подаренную вещь нужно убрать за пазуху, предварительно аккуратно сложив.
Раньше люди использовали хадак для лечения различных болезней. Еще использовались при температуре или, когда у только что родившей женщины опухала грудь. Тело обматывалось хадаком и болезнь отступала. Также хадак является знаком примирения. И эта традиция пришла к нам издавна. В древние монгольские племена, заключая мир во время междоусобных столкновений, выходили навстречу друг к другу с многометровыми хадаками, обмениваясь ими в знак примирения.
Совершая приношение и привязывая хадак, люди надеются, что их желания, мольбы осуществятся. Считается, что когда ветер колышет хадак, то тот, кто повесил ленту, посылает свои молитвы небесам, даже если он в это время занят другими делами. К тооно новой юрты тоже прикреплялся хадак, иногда с монетой.
Хадак это универсальный дар. Он может быть преподнесен по любому хорошему случаю, такому как свадьба, рождение ребенка, встреча гостей и т.д.
Хадаки любят порядок. Считается, что человек, умеющий в чистоте держать их также умеет копить и умножать деньги. Аккуратные люди держат их на алтаре, рядом со священными предметами, подальше от мусора, пыли. С давних пор существует обычай хранить хадаки как добрый знак благополучия. У человека, который умеет хранить хадаки, деньги держатся и множатся.
Хадак символизирует уважение, дружбу, пожелание счастья и мира, вручается гостям или хозяину в знак глубокого уважения, дружбы и мира. И он является символической вершиной духовного и материального богатства нашего народа.
Что такое хадак по бурятски
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Какого цвета ваш хадак?
Это давняя традиция – подносить хадак (ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов) большому ламе, учителю, уважаемому человеку.
Хадак – символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, сострадания. Хадак – универсальный дар. Он может быть преподнесен по любому праздничному поводу, такому как свадьба, похороны, рождение ребенка, окончание университета, прибытие или отъезд гостей и так далее. Хадак может символизировать награду, поздравление с праздником, его также подносят ламам и святым во время молебнов. Если вы хотите заручиться чьей-то поддержкой, тоже можно поднести этому человеку хадак. Но в таких случаях всегда поступайте разумно, ведь порой человек, которому вы подносите хадак, может и не принять его, если он не согласен с вашим мнением или вашими действиями.
В Тибете хадак изготавливают из неокрашенной ткани. В России распространены хадаки белого, синего, желтого, зеленого и красного цветов. Особенно популярен синий цвет, символизирующий небо (или долголетие). Говорят, Далай-лама сразу определяет выходцев из Бурятии, прибывших на его учения, по синему цвету хадаков.
Белый хадак – символ чистоты, чистых помыслов. Белый цвет у бурятов обладает особой сакральностью. Это цвет святости, благополучия.
Синий хадак – символ гармонии, согласия и спокойствия, воплощение доброты, верности, бесконечности, расположения. В монгольском мире голубой, синий цвета олицетворяют вечное синее небо, культ которого существует издавна. Этот цвет также символ мужского начала.
Зеленый хадак – символ цветущей земли, благой активности, плодородия, пробуждения и устранения любых препятствий. Зеленым цветом буряты обозначали мать-землю.
Красный хадак – символ сохранности и безопасности, он также притягивает благие качества. Красный – цвет власти и величия. Этому цвету приписываются и целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.
Желтый хадак – символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности, тепла, жизни. Желтый – цвет веры, процветания Учения Будды.
(Алла Намсараева. Радио Свобода)
Дарить ли хадак на бурятской свадьбе?
В свете возрождающихся традиций многие буряты стараются сыграть свадьбу по старинным обычаям. Резко отличаются свадебные традиции западных и восточных бурят. Есть свои особенности и у каждого района Бурятии
О них мы поговорили с руководителем творческого объединения «Уран» Эрдэни Дымчиковым.
Автомобиль делегации должен быть исправным и немятым. Ведь, как считали в старину, стыдно появляться на хромой, тощей или бледной лошади. Подъезжая к дому невесты, машина жениха должна объехать дом (или улицу) по ходу солнца один раз. Нельзя останавливать машину прямо напротив калитки, ведь так останавливается катафалк, который вывозит из дома мертвеца!
После этого происходит «объединение столов»: сваты привозят еду (сладости и разные продукты) и ставят всё это на стол невесты. Затем стороны обмениваются подарками. По завершении обряда молодые могут уже «легально» жить вместе.
Отправляясь на «хадаг табилга», не забудьте взять:
1. Хадак для бурхана (синего цвета).
5. Далагын табаг (тарелку с печеньем, конфетами, маслом и т.д.).
7. Подарки (обычно рубашки).
8. Мелкие монеты, зерно для подношений в дороге.
После «хадаг табилга» стороной невесты назначается день для «басаганай наадан» (проводы невесты). На нем собираются только ее родственники, приезжает жених с другом и двумя сопровождающими невесту. Невесте заплетают две косы и одевают на каждую косу украшение «туйба» (до замужества девушка носила одну косу) и наряжают в костюм замужней женщины с жилеткой («уужа») (девичий костюм бывает без жилетки).
На «басаганай наадан» невесте собирают приданое в красивом сундуке с узорами и орнаментами. Туда кладут постельное белье, её одежду, посуду, всё, что пригодится ей в быту. Также родственники снабжают невесту ценными подарками, как правило, это кухонный или спальный гарнитур.
Невесте поют старинную бурятскую песню («уусын дуун» из 25 куплетов). Это благопожелание для нее: не забывать родные края, быть достойной женой, не позорить свой род, почитать родителей. Кстати, шэнэхэнские буряты до сих пор ее поют. Во время песни нередко невеста и её родные плакали, ведь с замужеством девушка покидала семью навсегда. Раньше ведь не было возможности общаться с родными по сотовой связи или уехать домой на автобусе.
Позор для женщины, если по своей вине она разводилась и возвращалась домой, родители ее даже не пускали в дом. Такова была политика бурят для сохранения семьи. С этим связаны многие обычаи, когда разведенные женщины не могли участвовать во многих обрядах.
В конце «басаганай наадан» встает и выступает с речью худын туруу жениха, он приглашает всех гостей на основную свадьбу.
Однако чаще всего современная бурятская свадьба имеет два этапа – сватовство и основная свадьба. Сегодня есть два типа ее проведения – совместная и отдельная (когда родственники невесты делают «басаганай наадан»). Экономичнее и популярнее совместная свадьба.
При отдельной свадьбе сторона жениха встречает сторону невесты. Разжигается костер, готовится белая пища, все в бурятских костюмах, с хадаками. Перед машиной невесты бросают ковровую дорожку, которую они не должны переезжать, а остановиться перед ней. Выйдя из машины, делегация невесты проходит вокруг огня – гороо (очищение). Их угощают, после чего все отправляются на торжество.
Свадьбу открывают худын туруу (мужчины с обеих сторон) и худагын туруу (женщины) – итого четыре человека. Это необязательно родственники. К ним есть жесткие требования: физически здоровые, с полноценной семьей, не вдовцы, не разведенные, не второй-третий брак, со здоровыми детьми, желательно многодетные.
Дарить и принимать хадак надо правильно. Дарящий должен поклониться, что означает «я приближаюсь к земле и отдаю дань уважения тебе». Хадак дарят, повернув его открывающейся стороной одариваемому («амараа урагша»). А тот должен принять хадак и правой рукой сложить его на левую руку, чтобы не потерять все благопожелания.
Джидинских молодоженов одевают в бурятскую одежду. Застилают перед ними половик, и худагын туруу чисто символически со всех сторон бьет их ремнем, при этом выкрикивая наказы: «Баян бай! Хубуудтэй бай!» (желая богатства и рождения детей). Чем-то это напоминает шаманский обряд.
При подготовке статьи выяснилось, что вскоре в свет выйдет книга «Свадебные традиции Бурятии». Автор книги Янжима Ивахинова, учитель бурятского языка и литературы Бурятского национального лицея-интерната №1, подробно описала все этапы бурятской свадьбы. Подробнее познакомиться с традициями бурятской свадьбы можно в этой книге.
Что такое хадак по бурятски
Хада́к (также хата; тибет.: ཁ་བཏགས་; монг. хадаг; бур. хадаг; кит.: hada (哈达); тув.: кадак) — ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов.
Хадак — символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, а также сострадания.
Хадак — универсальный дар. Он может быть преподнесён по любому праздничному поводу, такому как свадьба, похороны, рождение ребёнка, окончание университета, прибытие или отбытие гостей и прочее. В Тибете хадак преподносят в виде поздравления по случаю праздника, для пожелания удачи, при встрече и проводах, в качестве награды, в виде подношения ламам и святым во время молебнов, по случаю окончания строительства дома. Хадак преподносят людям, чьей помощью хотят заручиться. Тибетцы обычно желают удачи (tashi delek), когда дарят хадак[1].
Хадак подносят в развёрнутом виде на ладонях обеих рук, слегка придерживая сверху большими пальцами. Хадак складывается посередине, образовывая 2 слоя. Открытая сторона хадака обязательно должна быть обращена к тому, кому он преподносится – это означает, что все благие пожелания направлены уважаемому человеку. Принимают хадак также почтительно обеими руками. Принимающий должен поклониться касаясь лбом хадака, затем может накинуть хадак на шею (завязывать его на шее не принято) или сложить и убрать во внутренний карман (в былые времена убирали за пазуху дэгэла). Нельзя выбрасывать хадак вместе с мусором, это равнозначно осквернению жизненной энергии человека. Потому хадаки хранят дома на алтаре или в других местах повыше, чтобы ненароком не уронить и не затоптать. Разрешается передать хадак другому человеку или вывесить его в святых местах, повязать на дерево возле обо или бурхана.
В Тибете хадак изготовляют из неокрашенной ткани — хлопчатобумажной или шёлка. В Бурятии хадак может быть белого, синего, жёлтого или зелёного цвета. Особенно популярен голубой цвет, символизирующий небо или долголетие.
Белый хадак — символ изначальной чистоты, чистых помыслов. Белый цвет у бурят обладает особой сакральностью. Это цвет святости, благополучия. Синий хадак обозначает Вечное синее небо у монголов и бурят, его подносят Будде и божествам. символ гармонии, согласия и спокойствия. Он воплощение доброты, верности, бесконечности, расположения. Этот цвет также символ мужского начала. Жёлтый хадак — символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности, тепла, жизни (жёлтый – цвет веры, процветания Учения Будды). Красный хадак — символ сохранности и безопасности, а также притягивает все благие качества. Красный – цвет власти и величия. Этому цвету приписываются и целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.Символ домашнего очага. Зелёный хадак — символ цветущей земли, благой активности, плодородия, пробуждения и устранения любых препятствий. Зелёным цветом буряты обозначали мать-землю. Символ роста и процветания.