что такое футор в часах

Разбираетесь ли вы в часах? Эти 12 терминов помогут проверить уровень знаний

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Если стекло, то сапфировое, если безель, то поворотный: о шике попавшихся вам на глаза часов могут свидетельствовать на первый взгляд незаметные детали. Их названия знакомы, в основном, часовщикам. Меж тем далекому от производства человеку внимание к этим деталям поможет легко составить представление об индивидуальности аксессуара, его надежности и удобстве, будь то доступные Casio, или люксовые Tag Heuer.

Проверим, какие из этих терминов знаете вы?

Безель (bezel)

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Если он есть, то определенно бросается в глаза. Видите кольцо со шкалой вокруг циферблата, которое фиксирует стекло? Этот ободок и есть безель. Его также именуют рантом или люнетом.

Обычно помогает засекать время. Для этого безель располагают так, чтобы маркер (чаще всего – треугольник на месте цифры 12) оказался напротив минутной стрелки в момент старта отсчета времени. Далее следят, когда стрелка дойдет до нужного значения на ободке.

Отличается шкалами: встречаются не только хронометры, но и тахиметры, и пульсометры, и даже логарифмические линейки. Одновременно безель – поле для дизайнерских экспериментов с цветом, подсветкой, материалом, инкрустацией. Самым удобным считается рифленый рант – его поворачивать легче.

Заводная головка (crown)

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Главный посредник в вашем общении с механическими часами. Колесико, расположенное на боку корпуса, позволяет не только завести механизм, но и установить дату, время и другие параметры.

Головка завода соединяется валом с заводным барабаном. На него во время поворотов колесика наматывается заводная пружина. Несмотря на то, что последняя защищена от разрыва, заводить часы до предела не рекомендуют. Также необходимо производить завод, только сняв часы с руки. Это поможет избежать расшатывания вала.

Корпус (case)

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Доспехи вашего аксессуара. На их прочность влияет не только материал, но и технология изготовления. Для статусных моделей важна и обработка поверхностей.

Недолговечнее всего часы из пластика. Невысоко ценятся и корпуса из алюминия и его сплавов, а также из латуни. Сталь и титан – отличный вариант по соотношению цена/качество. Надежна и легка металлокерамика – из этого сырья делают как детали часов, так и пластины в бронежилетах.

Премиум-сегмент использует драгметаллы, новейшие сплавы.

Метки (markers)

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Символы единиц времени на циферблате и бесконечный источник дизайнерских манипуляций. Могут иметь вид и арабских цифр и штрихов, как на «Командирских» часах, и римских цифр, как у классических моделей Seiko, и выполненных из золота кристаллов, как у женского аксессуара Balmain Elegance Chic Mini XS B46983383.

Минимализм в дизайне оставляет циферблат и вовсе без меток. Их может заменить, например, лабиринт с подвижными сапфирами или фон с инкрустацией. Метки могут подсвечиваться для удобного использования в сумерках и ночью.

Механизм (movement)

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

«Сердце» наручных часов может быть механическим или кварцевым. В первом случае ход стрелок обеспечивает пружина, натянутая на барабан. Раскручиваясь, она передает импульс.

Энергию кварцевому аксессуару передает батарейка. Посредником между ней и стрелками выступает электронный блок и его ядро – элемент из кварца (отсюда и название). Кварцевые часы показывают время точнее, но механические считаются более статусными.

Референс (reference)

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Ряд цифр, который легко обнаружить на задней крышке корпуса или, реже, между ушками, является своего рода закодированной «биографией» часов. Каждый производитель использует свою структуру референса.

Так, первые буквы в референсе любых часов CASIO соответствует определенной серии, последние цифры – цвет циферблата или доминирующий цвет оформления.

Ротор (rotor)

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Неотъемлемая часть механических часов с автоподзаводом, которая позволяет их владельцам не притрагиваться к заводной головке. Устройство получает энергию во время движения, например, от взмахов руки при ходьбе, и передает ее пружине, которая и отвечает за движение стрелок.

В основе устройства – груз со смещенным центром тяжести. При движении он вращается вокруг центральной оси механизма. Энергия от вращения поступает к пружине по соединяющим их шестеренкам.

Сапфировая задняя крышка (sapphire caseback)

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Эстетический изыск, не несет дополнительной функциональной нагрузки, хотя в силу прочности защищает то, что находится под ним. Устанавливают прозрачную заднюю крышку из кристаллов сапфира в основном на люксовые модели механических часов.

Само расположение составных частей механизма в таких аксессуарах сродни произведению искусства. Прозрачная стенка может иметь защиту в виде крышки из того же материала, что и остальной корпус.

Стекло (crystal)

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Этот щит циферблата обычно выполняется из плексигласа, минерального или сапфирового стекла. В некоторых моделях комбинируют два последних варианта. Плексиглас встречается в дешевых часах, его легко поцарапать, но легко и отполировать. Зато со временем он мутнеет.

Сапфировое стекло прочнее минерального, но и стоит дороже. Комбинация из минеральной основы и сапфирового слоя поверх детали позволяет приобрести часы с надежной защитой циферблата по доступной цене. Каким бы ни был материал, стекло должно быть покрыто антибликовым слоем. Это обеспечит удобство использования даже в солнечный день.

Страна происхождения (origin)

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Надпись, набитая на задней крышке корпуса (а нередко и на циферблате), как правило, говорит о том, в какой стране производилась установка механизма и финальная ревизия продукта. Но для знаменитой маркировки Swiss Made из-за ее имиджевой нагрузки добавлено еще одно требование. Швейцарским должен быть и сам механизм.

Для остальных стран-производителей используется формулировка «Made in…». При этом «прописка» самого бренда на указание страны происхождения не влияет, важна только география производства.

Ушки (lugs)

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Выступающие детали на корпусе над и под циферблатом для крепления ремешка или браслета. Отличаются по форме. Классическим моделям свойственны прямые ушки, спортивным – выпуклые или в виде валика. Могут быть закрытыми – в таком случае вы их не увидите, так как парные выступы заменяет горизонтальная планка, на которую крепится ремешок.

Циферблат (dial)

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

«Лицо» любой модели часов, по которому можно сделать вывод о стиле модели, устройстве и назначении. Может быть аналоговым (с метками и стрелками), электронным (с ЖК-окном) или аналогово-цифровым. Также различаются по форме, материалу, дизайну.

Часы, способные выполнять целый ряд функций, часто оснащают двумя или тремя циферблатами для отсчета дней недели, месяцев, лет. Также дополнительные поля служат как хронографы для измерения длительности процессов.

«Часовой» лексикон не исчерпывается этой дюжиной, но упомянутые термины – одни из основных. И помогут точнее представить, какую модель вы хотите приобрести, если речь идет о покупке. А если часы уже имеются, благодаря списку вы сможете познакомиться с аксессуаром поближе. Не забудьте поделиться открытиями в комментариях!

Источник

Словарь часовых терминов

Акс (уст*) — ось баланса.
Амбус — наковальня в виде многогранника с глухими отверстиями различного диаметра.
Американское сверло — спиральное сверло.
Амплитуда — угол отклонения маятника (баланса) от положения равновесия.
Ангренаж — зубчатая передача от барабана к ходовому (анкерному) колесу.
Ангренажмашина — устройство для проверки зацепления отдельных пар колёс и определения межцентрового расстояния.
Анкер — (скоба, вилка, якорь) деталь, передающая движение от ходового колеса к балансу.
Анкерное колесо — см. ходовое колесо.
Арбур — оправка с роликом для выполнения токарных работ на станке с лучковым приводом.
Арканзас — мелкозернистый точильный камень,применяемый для прецизионной шлифовки.
Арондирование — обработка зубьев колеса с целью уменьшения наружного диаметра колеса.

Барабан — цилиндрическая коробка с зубчатым венцом для заводной пружины.
Барашек — гайка с ушками для завёртывания от руки.
Барет — напильник, одна или несколько сторон которого не имеют насечки.
Балансваге (уст.) — см. перевес-машинка.
Бигель (уст.) — серьга на корпусе карманных часов.
Биметалл — пластина, состоящая из двух слоёв различных металлов, получаемая путём одновременного горячего проката этих металов.
Биметалический баланс — баланс, обод которого выполнен из биметалла.
Бокорезы — кусачки с боковым размещением режущих губок.
Бормашинка — приспособление для сверления осей колёс и баланса при необходимости замены цапфы.
Бочонок (устар.) — см. заводная муфта.
Брошь — пружинящая шайба для закрепления различных деталей. Бушон — металическая оправа для камней.

Гартование — придание металлу жёсткости путём наклёпки молотком или многократной прокатки.
Гешпер — вспомогательная пружина для предохранения хода часов от колебаний тягового усилия гиревого или пружинного двигателей в момент их заводки.
Глобен (уст.) — см. мост.
Гнездо — углубление в какой-либо детали (преимущественно в платине) для размещения отдельных узлов или деталей.
Гномон — солнечные часы.
Гонг — спиральная пружина в часах с боем, звучащая при ударе молоточков.
Грабштихель — квадратный или трёхгранный резец для точения на токарном станке от руки.
Градусник — деталь для регулировки периода колебаний баланса путём изменения действующей длины спирали.
Грат (уст.) — заусенцы, образующиеся на кромке детали при её опиловки или сверлении.
Грузовой сектор — эксцентрично установленный груз, качания которого используют для автоматического подзавода пружины.

Двухнолька — наждачная бумага исключительно мелкой зернистости.
Декштейн (уст.) — накладной камень.
Диамантин — абразив особо мелкой зернистости, алмазная пыль.

Изохронность колебаний — независимость периода колебаний от амплитуды.
Импульс — передача усилия заводной пружины от ходового колеса на анкер или от анкера на баланс или маятник.

Каре (уст.) — вал барабана.
Керн — пуансон, заточенный на конус для нанесения центра отверстия перед сверлением.
Кварцевые часы — часы, в которых в качестве колебательной системы применяется пластинка из кристалла кварца. Механизм кварцевых часов состоит из элемента питания, электронного генератора, счетчика делителя и выходного каскада усилителя, который через систему зубчатых колес приводит в движение стрелки часов. Кварцевые часы не нуждаются в заводе, являются наиболее точными (в среднем +- 15 секунд в месяц). Однако кристалл кварца подвержен старению, поэтому кварцевые часы обычно рассчитаны на определенный срок службы. Первые кварцевые часы были выпущены в 1971 году.
Клепсидра — водяные часы.
Клюбка — миниатюрные ручные тиски с цанговым зажимом.
Ключ (уст.) — см. заводной вал.
Колезвар — коническая многогранная развёртка.
Колодка — деталь для крепления внутреннего витка спирали на оси баланса.
Колонка — деталь для крепления наружного витка спирали в балансовом мосту.
Колонное колесо — колесо с торцовыми или радиальными зубьями ромбического сечения.
Колонный храповик — храповик, снабжённый торцевыми выступами, используемый в качестве органа переключения рычажных звеньев.
Колонштейн (уст.) — см. элипс.
Копьё — деталь анкера, предохраняющая анкер от произвольных перемещений относительно баланса.
Корнцанги (уст.) — пинцеты.
Коронное колесо (уст.) — см. заводное колесо.
Корректор — приспособление для регулировки положения палет в анкере.
Коррозия — окисление поверхности деталей, например, ржавчина на стали.
Крокус — полировальная паста на основе окиси хрома.
Кулачковая муфта — 1) узел, состоящий из заводной муфты и заводного триба; 2) (уст.) см. заводная муфта.
Кулачковый триб — см. заводная муфта.
Куранты (уст.) — часы с боем часов и четвертей часа.

Лимб — кольцевая шкала измерительного инструмента.
Линза — груз маятника.
Лохштейн (уст.) — камень с отверстием для опоры цапф.
Лупа — увеличительное стекло с оправой для крепления в глазнице.
Люфт — зазор между деталями.

Маслодозировка — 1) игла специальной конфигурации для смазки часового механизма; 2) миниатюрный шприц для капельного введения масла в точки смазки механизма часов.
Маятник Гаррисона — маятник со стержневой температурной компенсацией.
Маятник Грахама — маятник со ртутной температурной компенсацией.
Маятник Рифлера — инварный маятник.
Минутник (уст.) — минутный триб.
Миссисипи — мелкозернистый точильный камень, применяемый для прецизионной шлифовки.
Монометалический баланс — баланс с ободом из одного метала.
Мост — деталь для крепления осей трибов со стороны противоположной платине.

Надфиль — миниатюрный напильник.
Нитбанк — миниатюрная круглая или прямоугольная наковальня со сквозными отверстиями различного диаметра.
Ножовка — тонкий ножевой надфиль для прорезки шлицев.
Нониус — дополнительная шкала на измерительном инструменте для отсчёта долей деления основной шкалы.

Оливаж — закругление кромки отверстий сквозных камней.
Осциллятор — в широком смысле регулятор, стабилизатор колебаний.

Ремонтуар — устройство в часовом механизме, включающее узлы заводки пружины и перевода стрелок.
Репассаж — полный профилактический ремонт механизма.
Репетир — часы устаревших конструкций с вызовом боя.
Репеёк (уст.) — см. вексельное колесо.

Секунда — единица времени в системе СИ, равная 9 192 631 770 периодам излучения, соответствующего энергетическому переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия-133. Данная единица является основной во всех измерениях времени. Обозначение: с.
Синение — см. воронение.
Сифон — 1) гидравлическое устройство в виде изогнутой трубки, применявшееся в водяных часах для быстрого опорожнения медленно заполнявшегося сосуда; 2) металическая поршневая груша для прдувки часового механизма.
Скобка (уст.) — см. анкер.
Сливе (уст.) — пружинная втулка, применявшаяся в часах устаревших конструкций для фиксации заводного вала в положении перевода стрелок и заводки пружины.
Собачка — подпружиненый захват для фиксации барабанного колеса, устраняющий раскручивание заводной пружины.
Солдатик — винтовой зажим для крепления резца на суппорте токарного станка.
Спираль — (уст.-волосок) миниатюрная пружинка, обеспечивающая возвратные колебания баланса.
Спираль Архимеда — плоская спираль с постоянным шагом витков.
Спица — осевая опора токарного станка.
Стекло — часовое стекло, которое используется в часах. В современной часовой промышленности чаще всего используют минеральное и сапфировое стекло. Сапфировое стекло — наиболее устойчивое к механическим повреждениям, но и наиболее хрупкое в случае сильного удара. Минеральное стекло менее устойчивое к мелким повреждениям, его легче поцарапать, зато более прочное при ударе. Минеральное стекло, как правило, при ударе дает трещину, а не раскалывается на мелкие осколки, как сапфировое стекло. Редко в качестве стекла используется прозрачный пластик (как правило, в недорогих часах).
Стрелочный механизм — колёсная передача от минутного триба к часовому колесу.
Струбцина — винтовой зажим с подковообразной станиной.
Суппорт — приспособление для перемещения резца на токарном станке.
Суточный ход — характеристика точности часов, определяемая как алгебраическая разность поправок.

Тайммувер — специальная шкатулка или футляр для часов с автоподзаводом, которая служит для поддержания пружины в заведенном состоянии за счет постоянного вращения часов. Тайммувер необходим тогда, когда часы по какой-либо причине не носят или же того времени, когда они надеты на руке, недостаточно для подзавода пружины. Тайммуверы также можно использовать как шкатулку для хранения часов.
Тонфидер (уст.) — звуковой стержень в часах с боем.
Триб — шестерня с малым (обычно от 6 до 15) числом зубьев.
Трензель — устройство, автоматически переключающее зацепление при изменении направления вращения ведущего вала.
Трибмасс (уст.) — калибр для обмера трибов.
Турбийон — устройство, призванное компенсировать влияние сил земного притяжения на точность хода часов: это связано с несовпадением центра тяжести баланса с центром его вращения. Турбийон устроен так, что механизм спуска (ходовое колесо, баланс и вилка) вращается вокруг оси секундного колеса(негласный стандарт — скорость 1 оборот в минуту). Турбийон — наиболее сложный и дорогой из дополнительных механизмов. Изобретен Абрахамом Луи Бреге в 1801 году. Обычно циферблат часов конструируется так, чтобы механизм турбийона был виден через специальное окно.

Улитка — плоская или объёмная деталь, профиль которой образован спиралью.

Февка — паяльная трубка для направления дутьём пламени на обрабатываемую поверхность.
Филигрань (уст.) — перекладина обода баланса.
Фильц — полоска замши, наклеенная на дощечке и применяемая для полирования.
Финагель — брусок дерева твёрдой породы, применяемый в качестве опоры при опиловке мелких деталей.
Фонарик — винтовой зажим для мелких винтов.
Фреза — круглый зубчатый резец для нарезки колёс, прорезки пазов и выборки фасонных углублений.
Фрикцион — соединение двух деталей посредством силы трения, допускающее при определённых условиях их взаимное проскальзывание.
Фурнитура — комплект запасных деталей к часам.
Футер — металическая втулка с отверстием.
Фюзейное колесо (уст.) — колесо, устанавливаемое на валу пружинного или гиревого двигателя в крупногабаритных часах.

Ход — узел часового механизма, содержащий: ходовое колесо, анкер и баланс со спиралью.
Ходовое колесо — колесо, передающее движение от ангренажа на анкер.
Храповик — см. храповое колесо.
Храповое колесо — колесо с острыми наклонными зубьями треугольной конфигурации.

Шабер — трёхгранный или плоский резец для обработки плоскостей от руки.
Шатон — латунная оправа с закреплённым в ней камнем.
Шеллак — смолистое вещество, применяемое для проклейки палет.
Шлиц — прорезь в головке винта для отвёртки.
Штеллунг (уст.) — ограничитель заводки пружины; в узком смысле — мальтийский крест.
Штихель — см. грабштихель.

Эксцентриситет — 1) несовпадение центра вращения детали с геометрическим центром её контура; 2) отклонение, смещение центра вращения от заданного положения.
Элипс — (уст. колонштейн) импульсный камень, закрепляемый в двойном ролике баланса.
Эльштейн — мелкозернистый точильный камень, микрокорунд.
Эрозия — образование раковин на поверхности детали; преимущественно износ контактных поверхностей под воздействием искры размыкания.

Яблоко — шайбообразное утолщение в месте крепления детали на оси, например у минутной стрелки.
Якорь — см. анкер.

Источник

Ремонт часов своими руками или «О запуске «Ракеты» в домашних условиях».

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часахИз чего состоят часы? Ну, скажете вы, из всяких там колёсиков, пружинок, рычажков. И будете правы, но… на самом деле часы — это прежде всего корпус и механизм. Так вот. Когда находит грусть, кто-то «откупоривает шампанского бутылку» по мудрому совету литературного персонажа, а кто-то ищет занятия для рук. Итак, на дне коробки с запчастями отыскался у меня великолепный механизм, часовой калибр Ракета 2628.Н, один из лучших калибров часовой промышленности СССР, если не лучший. Беда одна. Он стоит, как вкопанный. Следовательно, предстоит репассаж. Ладно, по-французски это слово означает «глажка одежды», но мы-то подразумеваем генеральную чистку, смазку и регулировку часового механизма с полной его разборкой. Калибр не из простых. В усложнениях — календарь мгновенного действия.

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах
что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Хорошо. Это механизм. Нам нужен корпус для него. Есть! Невесть что, но он есть. В качестве лекарства от скуки создадим марьяж, поставим калибр Ракета 2628.Н в китайский корпус. Пусть походит в нем, пока новеньким разживёмся чем-то более приличным и родным.

REM: если кому-то по душе термин «котлета», да ради бога!

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах
что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

«Итак, мы начинаем» ©. Для работы нам понадобятся два пинцета — прямой и г-образный, путцхольцы* — большие и малые, в качестве малых пойдут зубочистки. Отвёртки, двух тут достаточно. Оптика, часовые масла, маслодозировка.

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Для смазки одного механизма применяется до пяти видов масел. Масло для палет и баланса, для ангренажа, для ремонтуара и для пружины. Притом для первого витка пружины иногда применяется смазка, специально для первого витка пружины предназначенная. Такие тонкости. Но мы обойдёмся двумя универсальными — «702» для смазки пары металл-камень и «701» для пары металл-металл. Здесь их достаточно. Это недорогие масла, но со своей функцией справляются великолепно. Масла куплены на АлиЭкспресс в кои-то времена, накладную, увы не сохранил.

Начинаем. Кладём калибр на подставку «быстрой стороной» кверху и отпускаем пружину, придерживая отвёрткой стопор колеса барабана. Затем снимаем баланс вместе с мостом и прокладкой под ним.

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах
что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Оборачиваем часы циферблатом вверх. Снимаем стрелки. Для этого воспользуемся г-образным пинцетом, подложив предварительно прокладку на циферблат, чтобы не поцарапать его. У меня вот такое приспособление из куска старой фотоплёнки.

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Теперь снимаем циферблат и пластиковое кольцо между ним и платиной, опустив два винта на торцах платины механизма (они видны нв втором фото снизу).

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах
что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Вот что под циферблатом. Снимаем шайбу, шкалу дней недели. Шкалы будут вымыты в шампуне и очищены мягкой беличьей кисточкой.

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах
что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Теперь нам открыт доступ к мосту календаря. Отвинчиваем три крепёжных винта, снимаем мост календаря, аккуратно! — там несколько пружин и мелких деталей, стремящихся очень резво воспользоваться столь внезапно обретённой свободой!

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах
что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Разбираем «медленную сторону». Снимаем колёса и рычаги календаря, вексельное и переводное колеса, пинцетом с прямыми губками снимаем минутный триб. Для снятия минутного триба прикладываем небольшое усилие.

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Аккуратно раскладываем детали на чистом листе бумаги.

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Медленная сторона свободна. Переворачиваем механизм. Демонтируем колесо барабана, заводное колесо. Заводное колесо крепится винтом с левой резьбой. Будем внимательны. Снимаем детали и мост барабана. Мост барабана крепится тремя винтами. Два коротких и одни длинный. Длинным винтом также закреплена собачка барабанного колеса. Снимаем её аккуратно, помня о пружинке, находящейся под собачкой.

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах
что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах
что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Снимаем мост ангренажа, секундное и промежуточное колесо.

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах
что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Демонтируем мост центрального колеса. Обязательно запоминаем какой винт где стоял. Если перепутаем, не соберём ремонтуар.

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах
что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Снимаем анкерное колесо, мост анкерной вилки и саму вилку. При этом помечаем винты крепления вилки. Их нельзя спутать с другими.

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

А вот тут виден виновник остановки часов — тот махонький чёрный волосок, притаившийся на копье вилки. Удаляем его.

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Итак, у нас остаётся ремонтуар. Снимаем крышку ремонтуара, извлекаем переводные рычаги, вал, пружину и кулачковую муфту.

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах
что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах
что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Часы готовы принять водные, о, пардон, бензиновые процедуры. Для процедур используем бензин «Калоша». Качество бензина имеет значение. Некоторые оставляют налёт. Некоторые обладают весьма нехорошим запахом. Мне удалось приобрести вот этот сорт. С ним возможно работать даже в квартире, если окно приоткрыто. И следов на деталях не оставляет. Но если не найдёте такой, «Бензин для зажигалок» тоже сгодится.

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Весь процесс чистки снять не получилось. Руки в перчатках, лицо прикрыл «лепестком», чтобы бензиновой смеси не нанюхаться, а действие проходило на балконе, то бишь, на свежем воздухе. В помощь были привлечены кисти, зубные щётки, путцхольцы и бумажные гигроскопичные салфетки. Итог — всё сияет.

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Облагородим стрелки, снимем старый разрушенный лак и нанесём новый.

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах
что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах
что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Приведём в порядок корпус (насколько это возможно). Вымоем, вычистим, отполируем стекло.

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Скажем за это спасибо зубной пасте Prokudent 🙂
Лучшего полироля (по моему мнению, опирающемуся на длительную практику) для часовых акриловых стёкол ещё не придумали.

Как принято говорить, «сборка механизма производится в обратной последовательности». Поставим на место центральное колесо, смажем его камни, накроем мостом, соберём ангренаж — устанавливаем промежуточное, секундное и анкерное колесо, накрываем это всё мостом ангренажа. Смазываем камни и цапфы. Смазываем пружину и собираем барабан. Устанавливаем его на место и накрываем мостом. Ставим колёса барабана и заводное колесо. Отвёрткой заводим пружину на три-четыре щелчка и проверяем скат ангренажа — отлично!

REM: О термине «скат колёсной системы ангренажа» расскажу подробнее, поскольку это очень важный момент в ремонте часовых механизмов. Если пружину завести, то агренаж, не контролируемый анкерной вилкой, начнёт свободно вращаться с большой скоростью. Вращение происходит в одном направлении. Если механизм собран правильно и тормозящие факторы отсутствуют, то по окончании завода пужины колёса повернутся на определённое число оборотов в противоположную сторону. Это говорит о правильной сборке и обслуживании калибра. Если этого не происходит, то в системе есть тормозящий момент, причину которого нужно найти и устранить. Замечу, что проверку ската нужно производить только при смазанных камнях и цапфах, иначе цапфы могут перегреться от быстрого вращения и, как говорят, «сгореть» — потерять от нагрева закалку. Такие цапфы очень быстро выйдут из строя в эксплуатации часов.

Устанавливаем анкерную вилку, мост вилки. Смазываем рабочие грани палет. Заводим пружину на пару оборотов и проверяем импульс вилки. Есть, прекрасно. Ставим баланс. И — о чудо! — часы пошли. Теперь бушоны.

Аккуратно, придерживая путцхольцем «лиру», снимаем её. Снимаем бушон, отправляем его в бензин, где он благополучно рассыпается на две части — накладной камень и проходной. Промываем, собираем, капнув масла «702» на накладной камень, устанавливаем на цапфу баланса и, тихо шепча молитву и затаив дыхание, нежно отправляем лиру в её пазы. Уф! Теперь то же на платине. Готово. Собираем календарь. Тут хитрость в том, чтобы аккуратно, не поломав накопительную пружину, поставить на ось командное колесо с кулачком перевода дня недели. С раза пятого собираем переводные рычаги календаря. Ставим на место диск чисел и накрываем всё это мостом. Тут нужна сноровка. Но ничего. С пятого раза всё становится на свои места. Теперь водружаем на законное место диск дней недели, отведя иглой в сторону рычаг его фиксации. Шайба и отмытый в пяти шампунях циферблат с пластиковым кольцом-проставкой. Закрепляем, проверяем работу календаря, проводим его до момента переключения и ставим стрелки на футоры в этом самом положении, чтобы календарь у нас переключался ровно в 12-00.
Есть!
Собираем механизм в корпус.
Нажав на подавку, вынимаем заводной вал, устанавливаем калибр в корпус часов, фиксируем механизм распорным кольцом и, снова прижав подавку, устанавливаем заводной вал.

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Теперь выставляем ход и выкачку по прибору. Поскольку далеко не у каждого дома наличествует такая экзотика, как ППЧ-7 (Прибор Проверки Часов), то на практике вполне применим смартфон с установленной на нем программой Clock Tuner, которую можно получить из Play Маркет Андроид. Бесплатной версии программы более, чем достаточно для вполне адекватной настройки хода механизма часов, но полная версия более информативная. По отображаемому программой графику при помощи градусника и подвижной колонки баланса выставляем выкачку и период колебаний 18000 ВРН. Вуаля — «в ниточку»! Ошибка хода составляет минус четыре секунды в сутки. Для такого механизма — более, чем великолепный результат.

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Закрываем заднюю крышку-«хлопушку».

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

А, нет, не всё! Собственно, ради чего всё это делалось.

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Поносил часики малость и решил, что с тёмными стрелками всё-таки будет лучше.

что такое футор в часах. Смотреть фото что такое футор в часах. Смотреть картинку что такое футор в часах. Картинка про что такое футор в часах. Фото что такое футор в часах

Ангренаж — совокупность колёс часового механизма. Собственно, это устройство передачи усилия пружины на спусковое устройство.
Бушон — узел часового механизма, часть инкаблока, защищающий цапфы осей от повреждения при ударе и сохряняющий смазку.
Выкачка — точная установка равновесного положения баланса.
Палеты — прямоугольные камни анкерной вилки, работающие с венцом анкерного колеса. Различают входную и выходную палету.
Платина — (ударение на первом «а») то, на чём, собственно, собирается весь механизм часов. Плата. Вот та штуковина круглой формы с множеством фрезеровок. К драгметаллам отношения не имеет.
Путцхольц (от нем. Putzholz) — заострённая деревянная палочка для чистки и удержания деталей при сборке.
Ремонтуар — механизм перевода стрелок вручную.
Футор — цилиндрическая часть колеса для крепления стрелок.
Цапфа — самая тонкая часть на конце оси колеса, входящая в отверстие камня.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *