что такое функция предмета
Что такое функция предмета
Отсюда, кстати, вытекает ответ на интересный вопрос: Что такое идеальный предмет? Оказывается вовсе это и не предмет, а ситуация, когда все функции предмета выполняются, а самого предмета нет.
Такое несколько необычное мышление называют функциональным мышлением или функциональным подходом.
Приведем классические примеры системного и функционального подходов.
В 1941-1942 годах для обеспечения поставок по Ленд-лизу товаров и вооружения через Атлантический океан, американцы спроектировали специальные суда класса “Либерти”, на один рейс. Их строили за 21 день. Рекорд – 13 дней. Команда возвращалась воздухом или на военных кораблях. Потом эти суда ходили еще 15 лет.
Что такое функция?
Задача. Однажды в Англии провели конкурс на лучшую этикетку для флаконов, предназначенных для хранения очень опасных ядов. Требовалось предложить этикетку, которая гарантировала бы от попадания флакона с такой этикеткой в руки детей.
Предлагались этикетки с очень яркими надписями, изображением смерти с косой, черепа с костями. Однако первое место получила идея «колючей бутылки».
Формулирование функций
Умение формулировать функции предметов первый и необходимый шаг к освоению функционального мышления.
Как определить, какая из функций изделия является Главной?
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)
ФУНКЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ФУНКЦИЯ» в других словарях:
функция — Команда или группа людей, а также инструментарий или другие ресурсы, которые они используют для выполнения одного или нескольких процессов или деятельности. Например, служба поддержки пользователей. Этот термин также имеет другое значение:… … Справочник технического переводчика
функция — См … Словарь синонимов
ФУНКЦИЯ — (лат. functio). В физиологии: отправление каким либо органом ему одному свойственных действий, как напр., дыхание, пищеварение. 2) в математике: величина, зависящая от другой переменной величины. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка
Функция — [function] 1. Зависимая переменная величина; 2. Соответствие y=f(x) между переменными величинами, в силу которого каждому рассматриваемому значению некоторой величины x (аргумента или независимой переменной) соответствует определенное значение… … Экономико-математический словарь
ФУНКЦИЯ — (от латинского functio исполнение, осуществление), 1) деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого либо объекта в данной системе отношений (например, функция органов чувств, функция денег). 2) Функция в социологии роль,… … Современная энциклопедия
Функция — (от латинского functio исполнение, осуществление), 1) деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого–либо объекта в данной системе отношений (например, функция органов чувств, функция денег). 2) Функция в социологии роль,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ФУНКЦИЯ — (от лат. functio исполнение осуществление). 1) деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого либо объекта в данной системе отношений (напр., функция органов чувств, функция денег)2)] Функция в социологии роль, которую… … Большой Энциклопедический словарь
ФУНКЦИЯ — ФУНКЦИЯ, в математике одно из основных понятий, выражение, определяющее регулярную зависимость между двумя множествами переменных величин, заключающуюся в том, что каждому элементу одного множества соответствует определенная, единственная… … Научно-технический энциклопедический словарь
ФУНКЦИЯ — (function) Взаимосвязь между двумя и более переменными. Если у является функцией от х и записывается в виде y=f(x), то, если значение аргумента х известно, функция позволяет показывает, как найти значение у. Если у – однозначная функция от х, то… … Экономический словарь
ФУНКЦИЯ — (от лат. исполняю, совершаю) центр, понятие в методологии функционального и структурно функционального анализа об в. Понятие “Ф.” стало активно использоваться в социальных науках со вт. пол. 19 в. в связи с проникновением сначала… … Энциклопедия культурологии
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
Функции музейного предмета: моделирование действительности, коммуникативная и научно-информационная
Исследователи оперируют понятием «социальные функции музейного предмета». Функции характеризуют предмет и в качестве материального носителя предметно-практической деятельности человека, и как социальное явление. В музееведческой литературе можно встретить различные подходы к разрешению вопроса о функциях. Так, В. В. Кондратьев выделяет функции моделирования, коммуникационную и научно-информационную, а классификация, предложенная в 1995 г. М. Е. Кучеренко, включает генетическую, утилитарно-потребительскую, научно-познавательную, информативную, культурную и историческую функции. Однако в любом случае очевидно, что все функции предмета тесно переплетены, взаимодействуют друг с другом и, как и свойства, образуют сложную систему.
Генетическая функция
Генетическая функция — целевое назначение предмета, определенное его создателем. В данном случае имеется в виду конкретное предназначение любого артефакта, которым тот наделяется в момент изготовления.
Утилитарно-потребительская функция
Утилитарно-потребительская функция — цели и формы практического использования предмета в среде бытования. Утилитарно-потребительская функция обусловлена генетической, но может не совпадать с ней и изменяться в процессе пребывания предмета в среде бытования. Например, в этнографических экспедициях музейные работники не раз находили чудесные расписные или резные доски, которыми потомки их создателей закрывали кадки с капустой.
Находясь в среде бытования, предмет выполняет обе названные функции. При перенесении в музей он, как правило, утрачивает их, сохраняя лишь в отдельных случаях, хотя и не в качестве основных. Например, во многих музыкальных музеях выдающимся исполнителям предоставляется честь играть на уникальных музыкальных инструментах из музейной коллекции, и никому из посетителей не возбраняется смотреться в зеркало, включенное в экспозицию, или определять время по старинным часам. При совместном использовании интерьера храма музеем и церковью иконы воспринимаются как памятники истории и культуры и одновременно служат предметом религиозного поклонения для верующих.
Научно-познавательная функция
Научно-познавательная функция обусловлена способностью предмета воплощать в своих форме и содержании происходящие в природе и обществе процессы и явления и благодаря этому служить объектом и средством научного познания.
Культурная функция
Культурная функция определяется ролью и местом предмета в системе культурных ценностей общества.
Научно-познавательную и культурную функции предмет может выполнять, еще находясь в среде бытования. В музее эти функции приобретают особое значение и становятся основными.
Функция моделирования
Функция моделирования определяется значением предмета как фрагмента (остатка) исторической действительности. В музее благодаря наличию музейных предметов возможно создание некоей модели ушедшей действительности. Функция моделирования действительности в музее реализуется в процессе создания коллекций, организации экспозиций и выставок. Ни в одной другой социально-культурной сфере невозможно подобного рода воссоздание искусственной культурно-исторической среды, дающей непосредственное чувство сопричастности историческому событию, при помощи реальных предметов.
Коммуникативная функция предмета
Коммуникативная функция предмета, включенного в экспозицию, реализуется в процессе контакта его с посетителями музея. Посредством экспонируемых предметов осуществляется общение нашего современника с иными эпохами и культурами других народов, а в определенном смысле — и с теми людьми, которые за этими предметами стоят (вспомним в связи с этим высказывание Н.Ф. Федорова о том, что под видом старых вещей музей хранит души отошедших в мир иной). С этой функцией музееведы связывают представление о музейном предмете как звене музейной коммуникации.
Превью: Пряжки для затягивания кожаных ремней из Сеттон-Ху. Лондон, Британский музей.
Конспект практического занятия на тему:»Описание основной и дополнительной функции предмета»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТЕМА: ОПИСАНИЕ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
-дать конструкции описания основной и дополнительной функции предмета.
речи;
— показать способы образования слов, описывающих функцию предмета;
— продолжать работу по становлению навыков построения монолога-
— продолжать совершенствование навыков работы с текстовым материалом.
— знать конструкции построения предложений на описание функции предмета
— уметь составлять по ним предложения,
— уметь образовывать слова, описывающие функцию предмета,
— уметь различать слов, называющие функцию предмета и слова, называющие предмет по выполняемой функции,
— уметь различать основную и дополнительную функцию предмета
-уметь трансформировать предложения по синонимичным конструкциям
— уметь перерабатывать информацию текста и передавать её в виде плана,
— уметь разворачивать пункт плана в тезис,
— уметь строить монолог-описание по опорам,
— уметь воспроизводить текст в виде пересказа, ответов на вопросы.
1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.
Работа по изученным темам (технология малых групп).
Введение новой темы.
Тренировочные упражнения, направленные на закрепление новой темы.
Работа с текстами «Легкие», «Функция кожи»
1.5. ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ ЗАМЕТКИ.
Заслушивание монолога-описания на темы: «Пищевод». Анализ, критические замечания.
Работа малыми группами по принципы: «Кто больше, быстрее, грамотнее».
ЗАДАНИЕ. Составить и записать предложения по изученным конструкциям.
ЗАДАНИЕ. Составьте фрагмент монолога-описания, дайте название, обоснуйте выбор названия.
4. Введение новой темы.
а) Запись предложения.
Легкие выполняют функцию газообмена.
Конструкции описания основной функции предмета.
А) Что? Выполнить – какую? функцию, функцию чего?
А) производить + слово-процесс в Винительном падеже
б) служить + слово-процесс с предлогом для (Родительный падеж)
в) выполнять функцию + слово-процесс в Родительном падеже
является (чем?) + существительное – название предмета по функции
б) Запись предложения.
В сгибании плечевой кости принимает участие большая грудная мышца.
Что? Участвует в чем?
б) Составьте предложения, вставив вместо точек нужные слова. Выведите конструкцию предложения.
Скелет … защиты, опоры и движения.
Скелет … в обмене веществ.
Костный мозг … в кроветворении.
Мышцы … в движении определенные части скелета.
Круглый пронатор … в сгибании предплечья.
5) Тренировочные упражнения.
1) Образуйте слова, с помощи которых можно описать функцию.
6. Работа с текстом.
а) Прочитайте слова и словосочетания, которые вы встретите в тексте, дайте их толкование.
Обогащение крови кислородом, выделения наружу, сократительная способность, в обход бронхов, тяжистое трабекулярное строение, коллатеральное дыхание, многообразие функциональных проявлений, секретно-выделительная функция.
б) Прочитайте текст «Функция легких». Разделите на смысловые части. Найдите предложения, несущие основную смысловую нагрузку.
в) Составьте и запищите план.
г) Разверните пункт плана в тезисы, опираясь на текст.
д) Перескажите текст, по плану.
Работа с текстом «Мышцы, их строение и функции». (стр. 56-57).
а) Прочитайте слова и словосочетания, которые встретится в тексте, дайте их токование.
Общий покров тела, депо энергетических запасов, инкреторные, восприятия раздражений, многослойной эпителий, ороговевать, слущиваться, омозолелости, терморегуляции, рецепция, рыхлая соединительная ткань, верхний слой корелума.
б) Прочитайте текст, разделите на смысловые части. Выделите основную
в) Определите ложную или истинную информацию. Аргументируйте.
— Кожа образует общий покров тела, защищающий организм от внешних и
— Кожный покров человека состоит из трех слоев: верхнего, среднего,
— Надкожица происходит у эктодермы.
— Мезодерма служит основой для развития собственной кожи.
— Цвет кожи зависит от пигмента, находящегося в эпидермисе.
г) Найдите в тексте информацию, описывающую функцию кожи.
Составьте и запишите предложения по изученным конструкциям.
д) Составьте план текста. Один из пунктов плана разверните в тезис.
е) Подготовьте пересказ текста, расширив его известной вам информацией.
1.6. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
— Карточки-задания для работы малыми группами.
1.7. ОСНАЩЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.
— Учебно-методические разработки… (те же)
— Таблица падежных окончаний.
— Карточки с конструкциями построения предложений.
— составление фрагмента монолога-писания,
— Запись плана и тезисов.
1.9. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
— Составление монолога-описания на тему «Легкие».
1.10. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ,
Какая функция называется основной?
Что относим к дополнительной функции?
Какие конструкции описывают основную функцию?
Как образуются слова-процессы?
Какие суффиксы используются при образовании слов, называющих предметы по выполняемой функции?
Какие конструкции описывают дополнительную функцию предмета?
Почему мы различаем основную и дополнительную функцию?
Что характерно для основной функции? А что для дополнительной?
МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
А) Что? выполняет какую функцию?
Что? поднимает, опускает, сгибает, разгибает что? основная функция
Производит + слово, обозначающее процесс
Производит разгибание, сгибание
Служить, являться + слово-название по функции
Выполнять функцию + слово, обозначающее процесс
Выполнять функцию сгибания
Служить для … + слово-процесс
Служить для разгибания
Б) Что? принимает участие, участвует в чём? дополнительная функция
В) В чём участвует, принимает участие что?
ЗАПОМНИТЕ ДАННЫЕ МОДЕЛИ РЕЧИ:
Скелет выполняет опорную функцию.
Грудная клетка защищает сердце, лёгкие, крупные сосуды.
Плечевая мышца сгибает предплечье.
Задняя нижняя зубчатая мышца опускает нижние рёбра.
Остистая мышца разгибает позвоночник.
Наружные межрёберные мышцы поднимают рёбра.
Что? участвует в чём?
Тело и дуга участвуют в образовании позвонка.
Что? принимает участие в чём?
12 позвонков принимают участие в составе грудного отдела.
В чём участвует что?
В образовании позвоночного столба участвует позвонок.
В чём принимает участие что?
В образовании шейного отдела принимают участие семь позвонков.
Задание 1: Прочитайте текст.
МЫШЦЫ, ИХ СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ.
В организме человека насчитывают около 600 скелетных мышц. Мышечная система составляет значительную часть общей массы тела человека. Если у новорождённых масса всех мышц составляет 23% массы тела, а в 8 лет – 27%, то в 17 – 18 лет она достигает 43-44%, а у спортсменов с хорошо развитой мускулатурой – даже 50%. Отдельные мышечные группы растут неравномерно. У грудных детей, прежде всего, развиваются мышцы живота, позднее – жевательные. К концу первого года жизни в связи с ползанием и началом ходьбы заметно растут мышцы спины и конечностей. За весь период роста ребёнка масса мускулатуры увеличивается в 35 раз. В период полового созревания (13-14 лет) наряду с удлинением трубчатых костей удлиняются интенсивно и сухожилия мышц. Мышцы в это время становятся длинными и тонкими, а подростки выглядят длинноногими и длиннорукими в 15-18 лет продолжается до 25-30 лет. Мышцы ребёнка бледнее, нежнее и более эластичны, чем мышцы взрослого человека.
В мышце различают среднюю часть – брюшко, состоящее из мышечной ткани, и сухожилие, образованное плотной соединительной тканью. С помощью сухожилий мышцы прикрепляются к костям, однако некоторые мышцы могут прикрепляться и к различным органам ( глазному яблоку), к коже (мышцы лица и шеи) и т.д. В мышцах новорождённого сухожилия развиты слабо. Лишь к 12-14 годам устанавливаются те мышечно-сухожильные отношения, которые характерны для мышц взрослого, когда мышца состоит из большого количества поперечно-полосатых мышечных волокон, расположенных параллельно и связанных между собой прослойками рыхлой соединительной ткани в пучках. Вся мышца снаружи покрыта тонкий соединительной оболочкой – фасцией. Содержимое мышечных волокон состоит из саркоплазмы, в которой располагаются сократительные нити – миофибриллы, а также митохондрии и другие органоиды клетки. Мышцы богаты кровеносными сосудами, по которым кровь приносит к ним питательные вещества и кислород, а выносит продукты обмена. Имеются в мышцах и лимфатические сосуды. В мышцах расположены нервные окончания – рецепторы, которые воспринимают степень сокращения и растяжения мышцы. Форма и величина мышц зависит от выполняемой ими работы. Различают мышцы, длинные, широкие, короткие и круговые. Длинные мышцы располагаются на конечностях, короткие – там, где размах движения мал ( например, между позвонками). Широкие мышцы располагаются преимущественно на туловище, в стенках полостей тела ( мышцы живота, спины, груди). Круговые мышцы располагаются вокруг отверстий тела и при сокращении суживают их. Такие мышцы называют сфинктерами. По функции различают мышцы – сгибатели, разгибатели, приводящие и отводящие мышцы, а также мышцы, вращающие внутрь и наружу.
Задание 2: Проверьте себя, знаете ли вы значения данных медицинских терминов. Найдите в словаре и запишите основные значения слов и словосочетаний.
Мышцы, мускулатура, сухожилия, мышечная ткань, глазное яблоко, мышечные волокна, фасция, миофибриллы, митохондрии, кровеносные сосуды, лимфатические сосуды.
Задание 3: Ответьте на вопросы к тексту:
Сколько скелетных мышц насчитывается в организме человека?
Сколько процентов составляет масса мышц у различных возрастных групп?
Что различают в мышце?
С помощью чего мышцы прикрепляются к костям и другим органам?
Из чего состоят и чем богаты мышцы?
Какие различают мышцы по функции?
В организме человека насчитывается около 600 … мышц.
Мышцы ребёнка бледнее, нежнее и более эластичны, чем … взрослого человека.
Каждая мышца состоит из большого количества поперечно-полосатых … волокон, расположенных параллельно и связанных между собой прослойками рыхлой соединительной ткани в пучки.
Содержимое мышечных волокон состоит из …, в которой располагаются сократительные нити – миофибриллы, а также митохондрии и другие органоиды клетки.
Мышцы богаты … сосудами, по которым кровь приносит к ним питательные вещества и кислород, а выносят продукты обмена.
По … различают мышцы – сгибатели, разгибатели, приводящие и отводящие мышцы, а также мышцы, вращающие внутрь и наружу.
Задание 5: Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте каждую часть и запишите простой план к тексту.
Упражнение 1: Ответьте на вопросы, используя слова из скобок.
Что принимает участие в образовании плечевой кости? (тело или диафиз и два конца – эпифизов).
Что участвует при образовании плечевого сустава? (суставная впадина лопатки и головка плечевой кости).
Что принимает участие в образовании скелета нижних конечностей? (тазовый пояс, скелет свободных нижних конечностей).
Что принимает участие в образовании таза? (две тазовые кости, крестец, копчик и их соединения).
Что участвует в образовании верхнего конца лучевой кости? (головку
6. Что участвует в образовании плечевого сустава? (суставная впадина лопатки и головка плечевой кости).
1. Что принимает участие в образовании
2. Что участвует в образовании лобной
3. Что участвует в образовании височной
4. Что участвует в образовании лицевого
носовая, слёзная, нёбная кости,
сошник, нижняя раковина,
челюсть и подъязычная кость.
Упражнение 3: Запишите предложения, используя конструкцию «Что? выполняет какую функцию?».
органы в организме, заменяет промежутки
между органами, осуществляет терморегуляцию тела.
костей, защита от деформации дыхательных путей,
Упражнение 4: Перепишите предложения, раскрывая скобки.
1.Хрящевые и костные ткани выполняют (защитная, опорная, механическая функции).
2.Плазмобласт – крупная клемка, характеризуется (наличие) большого количества рибосом.
3.Эндокринная система осуществляет (регуляция и координация) функций организма.
4.Желудок выполняет в организме (секреторная, механическая, экскреторная, эндокринная и другие) функции.
5.Внутренние межрёберные мышцы опускают (ребро).
6.Остистая мышца разгибает ( позвоночник).
Упражнение 5: Составьте вопросы к следующим предложениям.
1.Кожа защищает тело человека или животного от внешнего воздействия.
2.Эта мышца производит супинацию бедра.
3.Кожа защищает тело человека.
4.Локтевая мышца разгибает предплечье.
5.Малая грудная мышца двигает лопатку по направлению кпереди и книзу.
Упражнение 6: Опишите мышцы.
Большая грудная мышца 1) треугольная форма;
2) три части: ключичная, грудин-
но-рёберная и брюшная;
3) место начала–ключица и грудина,
хрящи верхних рёбер;
4) приводить, сгибать, поворачивать
внутрь плечевую кость.
Локтевая мышца 1) треугольник;
2) место начала – плечевая кость;
3) место прикрепления – локтевая кость;
4) разгибатель предплечья;
Трапециевидная мышца 1) трапеция;
2) три части: верхняя, средняя, нижняя;
3) место начала: верхняя линия
затылочной кости, остистые
отростки шейных и всех грудных
плечевой отросток и ось лопатки и ключицы;
4) приводит лопатку к позвоночному
столбу, при сокращении верхнего
и нижнего отделов поднимает и опускает
Упражнение 7: Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, используя логико-грамматические конструкции описания функции предмета.
Орган – это часть тела, имеющая определённую форму, отличающуюся особой конструкцией, занимающая определённое место в организме и выполняющая характерную функцию. В образовании каждого органа участвуют различные ткани, но одна является главной – ведущей, рабочей. Для мозга – это нервная ткань, для мышц – мышечная, для желёз – эпителиальная. Другие ткани, присутствующие в органе, выполняют вспомогательную функцию. Так, эпителиальная ткань выстилает слизистые оболочки пищеварительной, дыхательной и мочеполовой систем; соединительная ткань осуществляет опорную, трофическую функции, образует соединительно-тканный остов органа, его строму; мышечная ткань участвует в образовании стенок полых органов.
Какую функцию выполняет эпителиальная ткань?
Какую функцию выполняет соединительная ткань?
В чём принимает участие мышечная ткань?
Упражнение 8: Прочитайте предложения. Перепишите, раскрывая скобки.
1.Большая грудная мышца (производить, сгибать и поворачивать) внутрь плечевую кость. 2. Малая грудная мышца (двигать) лопатку и вместе с ней ключицу по направлению кпереди и книзу. 3. Малая грудная мышца (принимать) участие в расширении грудной клетки. 4. Плечевая мышца (сгибать) предплечье. 5. Передние пучки средней и малой ягодичных мышц (вращать) тазобедренный сустав внутрь. 6. Задняя нижняя зубчатая мышца (опускать) нижние рёбра. 7. Трёхглавая мышца плеча (разгибать) предплечье в локтевом суставе. 8. Наружные межрёберные мышцы (поднимать) рёбра.
Упражнение 9: Составьте и запишите предложения, используя логико-грамматические конструкции «Что? выполняет какую функцию?», « Что? принимает участие в чём?», « В чём участвует что?».
Упражнение 10: Трансформируйте данные предложения, используя конструкции «что принимает участие, участвует в чём?», « в чём участвует, принимает участие что?».
Образец: Грудная кость образует центральную часть грудной клетки спереди.
Грудная кость принимает участие в образовании центральной части грудной клетки
В образовании центральной части грудной клетки спереди участвует грудная кость.
Грудину представляют три части: верхняя – рукоятка, средняя – тело и нижняя – мечевидный отросток.
Каждое ребро составляют костная часть и хрящ.
Грудную клетку образуют 12 пар рёбер и их соединения.
Центральная часть грудной клетки образует грудину.
Каждое ребро образуют костная ткань и хрящ.
Суставы образуют задние концы рёбер и грудные позвонки.
Грудину образуют яремная вырезка и вырезка для ключиц?