что такое функциональная безопасность

Что такое функциональная безопасность

Функциональная безопасность (functional safety) – это часть общей безопасности системы, компонента системы или оборудования, работающих правильно в ответ на входные воздействия и обеспечивающих отсутствие неприемлемого риска здоровью людей, их собственности или окружающей среде со своей стороны.

Используемые стандарты функциональный безопасности рассматривают весь жизненный цикл электрических, электронных или программируемых электронных систем и изделий. С развитием производства современного оборудования, активно применяемого во всех отраслях промышленности, это оборудование, как система, усложняется, а его неотъемлемыми составляющими становятся программные и электронные компоненты. Последствия отказа такого оборудования тоже становятся серьезнее, так как мы все чаще доверяем функции защиты от вредных последствий этих отказов программному обеспечению и электронным элементам в составе этих систем.

Функциональная безопасность оборудования как системы определяется и анализируется путем рассмотрения этой системы как единого целого и среды, с которой она взаимодействует.

Производители систем, оборудования и их компонентов должны предпринимать конкретные шаги для того, чтобы убедиться в отсутствии недопустимого риска, связанного с опасностями в результате ненадлежащего функционирования своей продукции. Это влечёт необходимость внедрения конкретных методов оценки функциональной безопасности систем и управления её показателями.

Цель обеспечения функциональной безопасности считается достигнутой, когда каждая определённая функция обеспечения функциональной безопасности системы осуществляется практически и обеспечивает выполнение требуемых показателей.

Мероприятия по внедрению методов и процессов управления функциональной безопасностью и анализа её показателей требуют соответствующего инструментария для проведения соответствующих вычислений.

Одним из успешно и широко используемых решений для автоматизации управления функциональной безопасностью является платформа medini analyze компании ANSYS medini Technologies AG.

Источник

функциональная безопасность

3.42 функциональная безопасность (functional safety): Часть безопасности, относящаяся к управляемому оборудованию и системе управления управляемым оборудованием связанной с безопасностью здания или сооружения системы при выполнении функции безопасности.

3.10 функциональная безопасность: Способность системы, связанной с безопасностью, выполнять все предусмотренные в системе функции безопасности с сохранением остаточного риска возникновения опасных событий на допустимом уровне.

3.14 функциональная безопасность: Отсутствие недопустимого риска причинения вреда, связанного с нарушением функционирования ТС, включая возможное предсказуемое неправильное использование.

3.1.9 функциональная безопасность (functional safety): Часть общей безопасности, которая относится к EUC и системам управления EUC и зависит от правильности функционирования Е/Е/РЕ систем, связанных с безопасностью, систем обеспечения безопасности, основанных на других технологиях, и внешних средств уменьшения риска.

3.1.29 функциональная безопасность: Свойство объекта железнодорожного транспорта, связанного с безопасностью, выполнять требуемые функции безопасности при всех предусмотренных условиях в течение заданного периода времени.

Смотри также родственные термины:

3.43 функциональная безопасность сети железнодорожной электросвязи: Свойство сети железнодорожной электросвязи, связанной с безопасностью, удовлетворительно выполнять требуемые функции безопасности при всех предусмотренных условиях в течение заданного периода времени.

Полезное

Смотреть что такое «функциональная безопасность» в других словарях:

функциональная безопасность — Часть безопасности, относящаяся к управляемому оборудованию и системе управления управляемым оборудованием связанной с безопасностью системы при выполнении функции безопасности. МЭК 61508 4:1998 … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

функциональная безопасность сети железнодорожной электросвязи — 3.43 функциональная безопасность сети железнодорожной электросвязи: Свойство сети железнодорожной электросвязи, связанной с безопасностью, удовлетворительно выполнять требуемые функции безопасности при всех предусмотренных условиях в течение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р МЭК 61508-4-2007: Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 4. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р МЭК 61508 4 2007: Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 4. Термины и определения оригинал документа: 3.7.4 анализ влияния (impact analysis) … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р МЭК 62061-2013: Безопасность оборудования. Функциональная безопасность систем управления электрических, электронных и программируемых электронных, связанных с безопасностью — Терминология ГОСТ Р МЭК 62061 2013: Безопасность оборудования. Функциональная безопасность систем управления электрических, электронных и программируемых электронных, связанных с безопасностью оригинал документа: вероятность опасного отказа в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 54111.1-2010: Дорожные транспортные средства на топливных элементах. Требования безопасности. Часть 1. Функциональная безопасность транспортного средства — Терминология ГОСТ Р 54111.1 2010: Дорожные транспортные средства на топливных элементах. Требования безопасности. Часть 1. Функциональная безопасность транспортного средства оригинал документа: 3.6 батарея топливных элементов (fuel cell stack):… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

безопасность — 2.38 безопасность (security): Сочетание доступности, конфиденциальности, целостности и отслеживаемое™ [18]. Источник: ГОСТ Р ИСО/ТС 22600 2 2009: Информатизация здоровья. Управление полномочиями и контроль доступа. Часть 2. Формальные модел … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

функциональная система — [Интент] Параллельные тексты EN RU The Prisma Plus functional system can be used for all types of low voltage distribution switchboards (main, subdistribution and final) up to 3200 A, in commercial and industrial environments. Switchboard design… … Справочник технического переводчика

функциональная изоляция — 1.2.9.1 функциональная изоляция (functional insulation): Изоляция, необходимая только для исправной работы оборудования. Примечание Функциональная изоляция не защищает от поражения электрическим током, однако уменьшает вероятность возникновения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Безопасность войск в чрезвычайной ситуации — Состояние позиционных районов и их объектов в результате возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), при котором войскам и населению военного городка не угрожает существенная опасность для жизни и здоровья, не нарушается система жизнеобеспечения и… … Энциклопедия РВСН

ГОСТ Р 53195.1-2008: Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 1. Основные положения — Терминология ГОСТ Р 53195.1 2008: Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 1. Основные положения оригинал документа: 3.1 антропогенная опасность: Опасность, исходящая от людей, вызванная их… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник

Функциональная безопасность и «Индустрия 4.0».
Часть 1

Введение

Функциональная безопасность — это часть безопасности, которая обеспечивает уверенность в том, что система выполнит стоящую перед ней соответствующую задачу, когда это потребуется. Например, что двигатель отключится достаточно быстро, чтобы не нанести вред оператору, который открывает защитную дверцу, или что робот будет работать с пониженной скоростью и силой, когда рядом находится человек.

«Индустрия 4.0» — следующая ступень эволюции промышленных предприятий, обеспечивающая повышенную универсальность и снижение затрат.

В статье рассмотрены некоторые особенности функциональной безопасности в рамках «Индустрии 4.0».

Функциональная безопасность

Стандарты

Основным стандартом функциональной безопасности является МЭК 61508 [1]. Первая версия стандарта была опубликована в 1998 г., а вторая — в 2010 г., обновление до третьей версии состоялось в 2020 г. Поскольку первая версия МЭК 61508 появилась в 1998 году, базовый стандарт МЭК 61508 был предназначен для использования в таких областях, как автомобильная промышленность (совместно с ISO 26262 [2]), системы управления процессами (совместно с МЭК 61511 [3]), системы управления с программируемой логикой (совместно с МЭК 61131-6 [4]), станочное оборудование (совместно с МЭК 62061 [5]), приводы с регулируемой скоростью (совместно с МЭК 61800-5-2 [6]), и других областях (рис. 1). Эти дополнительные стандарты помогают спроецировать общие положения МЭК 61508 на частные применения.

что такое функциональная безопасность. Смотреть фото что такое функциональная безопасность. Смотреть картинку что такое функциональная безопасность. Картинка про что такое функциональная безопасность. Фото что такое функциональная безопасность

Рис. 1. Набор стандартов функциональной безопасности

Важным параллельным стандартом, не основанным на МЭК 61508, является ISO 13849 [7], который относится к станковому оборудованию, описанному устаревшим европейским стандартом EN 954.

Фундаментальной концепцией функциональной безопасности является функция безопасности. Она определяет операцию, которая должна выполняться для достижения или поддержания безопасности. Стандартная функция безопасности содержит подсистему ввода, логическую подсистему и подсистему вывода. Как правило, все это означает, что когда обнаруживается потенциально небезопасное состояние, то решение принимается на основе полученных значений, и если такое состояние считается потенциально опасным, дается команда подсистеме вывода перевести систему в определенное безопасное состояние.

Время перехода от небезопасного состояния к безопасному является критическим. Функция безопасности может, например, состоять из датчика, который способен обнаружить, что защитная оболочка механизма открыта, ПЛК для обработки данных и регулируемого привода с входной линией отключения крутящего момента, который может отключить двигатель до того, как рука, засунутая в механизм, сможет добраться до движущихся частей.

Уровни полноты безопасности

SIL обозначает уровень целостности или полноты безопасности и является средством выражения требуемой степени уменьшения риска, необходимой для снижения риска до приемлемого уровня. Согласно МЭК 61508, существует четыре уровня целостности безопасности — 1, 2, 3 и 4, при этом при переходе с одного уровня на другой требования к безопасности возрастают на порядок (рис. 2). Уровень SIL 4 не применяется для промышленного оборудования и систем автоматизации производства, где, как правило, опасности может подвергаться не более чем один человек. Данный уровень скорее предназначен для таких областей, как атомная энергетика и железнодорожное сообщение, где могут пострадать сотни или даже тысячи людей. Существуют и другие стандарты функциональной безопасности, например для автомобильной отрасли, где используются ASIL (уровни целостности автомобильной безопасности) A, B, C и D и ISO 13849. По своим требованиям уровни A, B, C, D и E могут быть сопоставимы с уровнями SIL 1–SIL 3.

что такое функциональная безопасность. Смотреть фото что такое функциональная безопасность. Смотреть картинку что такое функциональная безопасность. Картинка про что такое функциональная безопасность. Фото что такое функциональная безопасность

Рис. 2. Пример V-модели для проектирования на уровне системы

Источники сбоев

В стандартах функциональной безопасности, как правило, описывается два типа сбоев, а затем предлагаются способы их устранения.

Случайные аппаратные сбои легче всего понять, поскольку они вызваны, как следует из названия, случайными непредвиденными сбоями в оборудовании. Вероятность отказа системы из-за случайных сбоев выражается величиной PFH (средняя частота опасных сбоев). Допустимая величина PFH зависит от требуемого уровня SIL и варьируется от 10 –5 /ч для SIL 1 до 10 –7 /ч для SIL 3.

К систематическим сбоям относятся те, которые присущи структуре оборудования, в том смысле, что они могут быть устранены только с изменением конструкции оборудования. Недостаточная устойчивость к электромагнитным помехам может считаться систематической ошибкой, равно как и неполные требования, недостаточные проверка и контроль, а также все ошибки программного обеспечения. Систематические ошибки представляют собой, по сути, слабые места, существующие в каждом произведенном предмете, а не в отдельных единицах. При возникновении определенных обстоятельств сбой произойдет с вероятностью 100%.

Для того чтобы оборудование было пригодным для использования в ситуации, требующей функции безопасности определенного уровня SIL, должны соблюдаться требования как к случайным, так и к систематическим сбоям, приведенные в стандарте для этого уровня SIL. Одного соответствия требованиям к оборудованию недостаточно.

Минимизация вероятности случайных сбоев

Независимо от того, насколько надежно оборудование, оно имеет конечную вероятность возникновения сбоя в любой час. К методам минимизации вероятности случайных аппаратных сбоев относятся требования к проведению диагностики и обеспечению резервирования. В зависимости от уровня SIL для функции безопасности будет определена минимальная величина PFH или величина PFD (вероятность сбоя по требованию). Кроме того, в зависимости от уровня SIL будет иметь место минимальная требуемая величина SFF (доля безопасных отказов), которая варьируется в пределах 60–99% по мере повышения уровня SIL с 1 до 3. Стандарт допускает компромисс между диагностическими возможностями и степенью резервирования, свойственными системе. К другим методам относятся снижение заявленных характеристик и использование компонентов лучшего качества.

Минимизация вероятности систематических сбоев

Систематическими называют сбои, не связанные со случайным отказом оборудования, и для минимизации вероятности таких сбоев может потребоваться изменение конструкции оборудования.

Систематические сбои устраняются организацией тщательного процесса разработки с независимыми проверками различных рабочих продуктов. Данный процесс зачастую представляется в V-моделях различной сложности. Строгость проверок и уровень независимости проверяющих повышаются с увеличением уровня SIL.

В определенных случаях систематические ошибки могут быть устранены благодаря обеспечению разнородного резервирования. Это связано с тем, что разные системы вряд ли будут подвержены одинаковым сбоям в одно и то же время. Встроенные функции диагностики, предназначенные для минимизации вероятности возникновения случайных сбоев, также полезны для выявления систематических сбоев.

Большую долю работ занимает системная инженерия и применение богатого инженерного опыта. Стиль описания, используемый в некоторых документах, является «современным». Документация в данном случае очень важна, и возможность доказать, что безопасность достигнута, почти так же важна, как и само достижение безопасности.

«Индустрия 4.0»

«Индустрия 4.0» [8] известна также под другими названиями, в том числе «Промышленность 4.0», промышленный «Интернет вещей» (IIoT), «сделано в Китае 2025», «Индустрия плюс», «умная фабрика» и т. п. Цифры 4.0 означают, что «Индустрия 4.0» представляет собой четвертую промышленную революцию, идущую после третьей примерно с 1970 года, когда началось широкое использование электроники и информационных технологий в сфере автоматизации.

Несмотря на то, что распространение «Интернета вещей» в промышленности является популярной темой в статьях, на конференциях и маркетинговых мероприятиях, все еще нет того эффективного применения, которое бы значительно ускорило его распространение. К таким возможным применениям относят системы прогнозирования сбоев, адаптивную диагностику и техническое обслуживание на основе данных мониторинга состояния оборудования.

Ключевой идеей «Индустрии 4.0» является идея киберфизических систем, которая состоит из «интеллектуальных машин, систем хранения и производственных мощностей, способных автономно обмениваться информацией, инициировать действия и независимо контролировать друг друга» [9]. Другими словами, все становится интеллектуальным, взаимосвязанным и оснащенным необходимыми инструментами. Это понятие относится к области сетевого взаимодействия и безопасности.

Проектирование в рамках «Индустрии 4.0» имеет следующие ключевые принципы:

Благодаря объединению показаний датчиков и анализа данных может быть получена новая информация, в том числе информация для профилактического технического обслуживания на основе данных диагностики, полученных с помощью интеллектуальных инструментов, и их анализа в облаке. Для сравнения степени деградации между системами может также потребоваться использование элементов резервирования для повышения производительности. Состояние оборудования будет являться ключевым вопросом.

Сетевое взаимодействие

В старых системах обычно применялись изолированные островки автоматизации, как правило, с использованием собственных сетей. Аналоговые сети, основанные на токовой петле 4–20 мА, были и остаются распространенным типом сетевого взаимодействия и имеют много преимуществ, в том числе высокую устойчивость к электромагнитным помехам, расстояние передачи данных до 3 км, они искробезопасны и синхронизированы, но недостаточно универсальны или быстры для применения в рамках «Индустрии 4.0».

Концепция «Индустрии 4.0» стремится объединить все и заставить все элементы автоматизации общаться между собой. К распространенным терминам в этой сфере относятся M2M (межмашинная связь) и P2M (связь «процесс-машина»). Эта связь может быть использована для:

Сетевые решения на основе Ethernet имеют все возможности для удовлетворения вышеуказанных требований, но необходимо соблюдать регламенты безопасности и защиты таких сетей. Благодаря новым эффективным средствам новые сервисы станут экономически эффективными.

Защищенность

С использованием цифровых сетей обеспечение защищенности становится основной задачей. К недавним случаям угроз, освещенным в фильмах (например, «Угроза нулевых дней») и в средствах массовой информации, относятся вирусы Stuxnet и Black Energy. Если сеть будет расширена до облака, то взлом одного облачного провайдера может привести к непоправимым последствиям на многих промышленных предприятиях, тогда как раньше злоумышленникам приходилось взламывать их по одному. Такая экономия при масштабировании делает данные предприятия гораздо более привлекательными целями для хакеров. Некоторые эксперты даже расшифровывают аббревиатуру «IoT» не как «Internet of Things» («Интернет вещей»), а как «Internet of Threats» («Интернет угроз»).

Требования информационной безопасности, предъявляемые к стандартным сетям, обычно не подходят для применения в промышленных сетях. Такая информационная безопасность предполагает несколько вариантов поведения, в том числе частые обновления программного обеспечения, что неприемлемо в условиях производства, поскольку в данном случае стремятся избегать обновлений программного обеспечения из-за риска непреднамеренных последствий остановки производства. Это стремление к недопущению изменений становится еще сильнее, когда речь заходит о безопасности, из-за высокой стоимости сертификации систем функциональной безопасности и необходимых изменений процессов управления.

МЭК 62443 представляет собой предложенный международный согласованный стандарт, содержащий требования к защищенности для промышленных систем управления. МЭК 62443 [10] содержит требования к разработке, внедрению и управлению системами промышленной автоматизации и управления.

Роботы и коботы

Раньше роботы были большими страшными машинами, которые размещались в специальных клетках. Коботы, или коллаборативные роботы, гораздо менее страшны и заботятся о том, чтобы не навредить людям. Они представляют собой сочетание различных датчиков и програм­много обеспечения и могут работать совместно с людьми. Коботы, применяемые на промышленных предприятиях, могут иметь руку или пару рук, например, серия UR5 от Universal Robots или YuBi от ABB. На фабрике будущего коботы станут помогать человеку-оператору и даже знать, является ли человек, с которым они работают, правшой или левшой.

Автоматические наземные транспортные средства представляют собой мобильные роботы и могут рассматриваться как особый вид коботов. Они являются важным элементом «Индустрии 4.0» и могут перемещать продукты и материалы по производственной площадке.

что такое функциональная безопасность. Смотреть фото что такое функциональная безопасность. Смотреть картинку что такое функциональная безопасность. Картинка про что такое функциональная безопасность. Фото что такое функциональная безопасность

Рис. 3. Суммарная допустимая ошибка стандартной системы безопасности

По мере появления новых опасностей из-за динамичной среды их необходимо принимать во внимание. Как для коботов, так и для автоматических наземных транспортных средств возможны следующие варианты: разработать изначально безопасную систему, поскольку силы этих механизмов достаточно малы, что позволит избежать причинения серьезного вреда, или разработать решение, основанное на соответствующих стандартах функциональной безопасности (рис. 3). Для автоматических наземных транспортных средств система предотвращения столкновений может быть реализована на основе видеокамер, радара, лазеров или специальных дорожек, проложенных на полу.

Источник

Функциональная безопасность

Звучит сложно, поэтому давайте разберемся в определении функциональной безопасности на конкретном примере. Рассмотрим контроллер управления каким-нибудь конечным устройством, скажем, мотором. Этот контроллер и будет той самой электронной системой из определения функциональной безопасности. Естественно, что у данного контроллера управления будет несколько функций, одна из которых это управление частотой вращения мотора.

Пусть контроллер получает входные данные от внешнего устройства, рассчитывает нужную для правильной работы частоту мотора и задает ее на моторе путем управления подаваемым на мотор током.

что такое функциональная безопасность. Смотреть фото что такое функциональная безопасность. Смотреть картинку что такое функциональная безопасность. Картинка про что такое функциональная безопасность. Фото что такое функциональная безопасность

Эта функция может работать некорректно, а именно, при отсутствии запроса на вращение мотора контроллер управления мотором может самопроизвольно создавать синусоидальные токи и заставлять мотор вращаться. Такое поведение контроллера управления мотором и является некорректным функциональным поведением.

Если мотор приводит в движение какой-нибудь механизм, скажем, робот-манипулятор на сборочной линии, где могут находиться люди, то при возникновении такого некорректного функционального поведения возникает опасность – непреднамеренное движение робота-манипулятора, и эта опасность при воздействии на находящихся людей приводит к возникновению опасных событий. В данном случае одно из них – нанесение серьезных травм рабочим в зоне нахождения робота-манипулятора.

Для такого опасного события оценивается величина серьезности данного опасного события, называемая риском. Если величина риска является приемлемой в рамках проекта, то считается, что функциональная безопасность системы обеспечена в отношении данного опасного события. Если нет, то требуется дальнейшая проработка данного опасного события с целью определения защитных функций и механизмов безопасности для снижения величины риска до приемлемого уровня и обеспечения функциональной безопасности. Нужно понимать, что приемлемый уровень риска – величина субъективная и задается на основании решения руководства компании, мнения экспертов в области функциональной безопасности и требований законодательства/стандартов по функциональной безопасности.

В предложенном примере некорректное функциональное поведение может возникать из-за ошибок в программном обеспечении контроллера или из-за случайных и систематических отказов в его аппаратной части. Защитные механизмы предназначены либо для обнаружения таких ошибок и отказов и препятствия их развития в опасность, либо для снижения вероятности возникновения таких ошибок и отказов до сверхнизкого уровня. Подтверждение эффективности соответствующих защитных механизмов в отношении выявленных программных и аппаратных ошибок и сбоев проводят на этапе оценки функциональной безопасности объектов и систем, когда для требований по функциональной безопасности проводится внешняя экспертиза достаточности предложенных защитных мер.

Имеется множество стандартов по функциональной безопасности в различных индустриях, которые помогают инженерам в определении опасностей, уровней риска, целей функциональной безопасности, требований по функциональной безопасности и разъясняют правила проектирования защитных механизмов. Также данные стандарты описывают основные концепции управления функциональной безопасностью в соответствующей индустрии.

На диаграмме ниже приведены лишь некоторые такие стандарты, которые могут быть полезны вам при достижении функциональной безопасности ваших продуктов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *