что такое функционал сайта
Каким должен быть функционал сайта и интернет-магазина
Вы узнаете, что такое функционал сайта и на что стоит обратить внимание при его разработке.
Также я раскрою несколько важных моментов, которые пагубно влияют на развитие вашего проекта.
Что такое функционал сайта
Под пользователями тут понимается не только обычные посетители сайта, но и администраторы, авторы, модераторы и так далее. Для удобной работы в административной панели ресурса им тоже необходим определенный функционал.
Базовый функционал как правило определен разработчиком CMS. Он содержит все базовые возможности, которые должны присутствовать на каждом проекте.
Расширенный функционал основан на различных дополнениях, которые расширяют базовые возможности сайта и CMS. Как правило, расширяют за счет отдельных скриптов, плагинов или аддонов.
Какие функции сайта необходимы?
Многие могут ломать голову, а какие же функции сайта мне необходимо задействовать. Все зависит от того, какого вида у вас проект. Если это одностраничник, то форма поиска тут явно будет лишней.
Для интернет-магазина, форума или инфо-сайта однозначно стоит использовать практически весь базовый функционал. Без него люди просто не смогут нормально работать.
А дальше уже выписываете дополнительные задачи, которые должен решать сайт.
Для начала, воспользуйтесь мозговым штурмом. Подумайте сами, какие расширенные функции важны для данного проекта. Обязательно поищите в интернете похожие проекты. Посмотрите, как там реализованы полезные функции на сайте.
Еще можно спросить у посетителей о том, чтобы они хотели видеть на вашем ресурсе. Для этого сделайте опрос и поместите его в боковой сайдбар. Если есть группы в социальных сетях, то делаем опросы прямо там.
Можно еще создать email-рассылку и попросить подписчиков предложить свои варианты.
Если в аналитике вы видите, что посетители какой-то функционал используют очень редко, то возможно, его стоит вообще, убрать с сайта.
Разработка функционала сайта
Когда вы точно определились с поставленными задачами, то начинаем проводить разработку функционала сайта. С готовыми CMS (системой управления сайтом) вам будет легче решить этот вопрос.
В таком случае расширить функции сайта можно с помощью готовых плагинов и модулей. Есть как платные варианты, так и бесплатные. К примеру, для WordPress имеется более 40 000 бесплатных плагинов.
Если же у вас самописанная CMS, то тут будет намного сложнее!
Во-первых, вам однозначно нужно платить деньги за разработку новой функции. Во-вторых, придется обращаться именно к тем, кто эту CMS разрабатывал.
Для определенных видов сайтов есть отдельные специализированные CMS. Функционал у них может быть разный. К примеру, некоторые из них могут развернуть серьезный интернет-магазин со всеми нужными функциями.
Но в тоже время другие CMS могут предоставить вам не все возможности. Например, WordPress с плагином WooCommerce подойдут больше для создания простенького интернет-магазина.
Этот вариант можно использовать лишь в том случае, если вы точно нацелились на простые (базовые) функции веб-сайта. Также подойдет если вы точно не будете ничего расширять.
Если же вы в этом не уверены или уже определились в обильном расширении функционала, то обычная CMS с отдельным плагином вам не подойдут. В таком случае рекомендую брать только готовые коробочные решения. Например, 1С-Битрикс.
То есть устанавливайте плагины или CMS на отдельные домены или поддомены. Это нужно для безопасности. Ведь даже простенькие форумы или интернет-магазины все равно несут за собой много функций. А это дополнительные риски для взлома.
Поэтому такие проекты всегда размещаем изолированно друг от друга.
Рекомендую использовать дешевый, но надежный хостинг Beget, где такая мера безопасности заранее предусмотрена. Вот вся
про него информация
Там на одном аккаунте все сайты будут изолированы друг от друга. Если что-то нехорошее произойдет с одним ресурсом, другие все равно не пострадают!
Функционал интернет-магазина
Ниже я расскажу об очень важных моментах по поводу функционала интернет-магазина. Я не буду расписывать, что должно быть. Вместо этого лучше опишу грубые ошибки с примерами, на которых вы можете потерять много денег.
Несовместимость функций
Нельзя забывать, что любые полезные функции для сайта могут работать с ошибками. Нередко бывают ситуации, когда в одной части сайта что-то доработали и улучшили, а в другом месте перестало работать.
К примеру, вы поставили или обновили модуль для анти-спама. Но после этого действия посетители теперь не могут оставить комментарий на сайте потому что имеется конфликт скриптов.
Или же может быть так, что после обновления отдельных модулей или плагинов, проект на десктопах работает хорошо. Однако в мобильной версии появляются серьезные ошибки. Даже корзина может не работать.
В итоге, вы теряете деньги!
Обязательно оставляйте на сайте только тот функционал, который у вас работает. Если что-то работает неправильно или плохо, то лучше это убрать.
Проблемы с поиском на сайте
Бывают не очевидные ошибки, которые могут возникать в нестандартных ситуациях. Вам очень важно отслеживать, каким функционалом пользуются посетители. Еще нужно понимать, есть ли разница в конверсии среди тех, кто этим функционалом пользовался или нет.
К примеру, те, кто пользовался поиском на сайте, у них конверсия была в 2 раза ниже чем у тех, кто не использовал поиск.
Значит, что-то не так с поиском!
Самая распространенная проблема с точки зрения неработающего функционала, это ситуация, когда человек заходит на сайт. На проекте есть интересующая его услуга или товар. Человек начинает набирать его в поиске, но не находит то, что искал.
Если пользователь видит, что ничего не найдено, то он же не будет звонить в компанию и спрашивать про товар.
Ему проще просто уйти с сайта!
Еще люди могут искать, используя какой-то жаргон и термины, принятые у вашей целевой аудитории. Например, набирают в поиске «кран Ивановец» и видят, что ничего не найдено.
Но оказывается, что этот кран есть. Просто на сайте он называется по-другому. Поэтому поиск его и не находит.
Если же у вас плохо работает поиск, то возьмите Яндекс поиск (он лучше будет работать).
Отслеживание ошибок в веб-аналитике
Если у вас на сайте выводятся какие-то сообщения об ошибках (что-то человек неправильно ввел, начал вводить номер телефона, но ввел не в том формате, какое-то поле не заполнил и так далее), то обязательно все это отражайте в веб-аналитике.
Вы, наверное и сами сталкивались с тем, что вводите какую-то информацию на сайте и получаете сообщение об ошибке в виде неправильного формата данных.
К сожалению, практически никто не смотрит, какой процент посетителей сталкивается с этими сообщениями об ошибке.
Если настроите аналитику для отслеживания, то вы все поймете. Например, может быть нужно снять эту проверку, либо по-другому назвать это поле, либо еще как-то до людей донести, что именно нужно вводить.
Если человек какое-то ошибочное действие совершает, и вы сообщаете ему, что так делать нельзя, то тоже отразите это в веб-аналитике.
Сейчас системы аналитики позволяют любые события (всплыло какое-то окно или человек не туда нажал) прописать отдельной целью. В общем, вы должны видеть все эти проблемы.
Теперь вы знаете про многие важные моменты. Используйте только тот функционал сайта, который действительно необходим!
Также старайтесь отбирать только хорошие продукты. Ведь к примеру, одну и туже функцию можно реализовать разными плагинами и скриптами. Но проблема в том, что эти дополнения могут по-разному работать и нагружать сайт. Поэтому в таких случаях всегда проводите анализ сайта.
Дизайн сайта и его функциональность — есть ли связь?
Дизайн — важная составляющая любого сайта. Он может помочь создать хороший продукт, но может и помешать в этом. Попробуем разобраться, когда и как это происходит, когда надо вкладываться в дизайн, а когда нужно остановиться.
Эта статья будет полезна собственникам бизнеса, топ-менеджерам компаний (которые уже присутствуют или только планируют выйти в digital-пространство), выходцам из digital-агентств, работающим сейчас на одном продукте, и всем, у кого уже есть негативный опыт создания сайтов или кто хочет этого опыта избежать.
Компания, осознавшая потребность в сайте, должна понимать, как ей стоит позиционировать себя в сети, и это позиционирование напрямую зависит от представления в офлайне и от того, как компания общается с клиентами вне digital-пространства. Даже крутая подача сайта, удобство, скорость использования не помогут, если при офлайн-контакте клиент столкнулся с безразличием. Поэтому всегда нужно анализировать CX.
Эти опыты могут отличаться, и проблематика и плоскость решений зависят как от UX, так и от СX. Задача, которую ставит перед собой клиент, осознавший потребность в сайте, может не лежать в плоскости создания сайта, и тогда ресурс не будет работать или будет, но для решения других задач. А возможно, сайт вообще окажется не нужен.
Один из наших клиентов хотел создать интернет-магазин / витрину элитных товаров. На пресейле и в начале работы над проектом мы постоянно обсуждали с контактным лицом функциональность сайта, определяли целевую аудиторию и CJM. Но во время защиты дизайн-концепции руководство компании клиента стало давать нам правки, никак не связанные ни с образами, ни со структурой интернет-магазина. Мы обсудили вопросы позиционирования бренда в сети, узнали мнение руководства компании, ознакомились с миссией и философией бренда. Оказалось, что сайт должен был повысить узнаваемость бренда в онлайне, а задача увеличить продажи через интернет перед ним не стояла.
Когда мы получили все уточнения по задаче, то разработали презентацию, в которой предложили стилистическое решение для бренда в целом, дали рекомендации по визуальному ряду, указали возможные акценты и приемы в представлении продукции. Опираясь на этот стиль, клиент провел фотосъемку рекламных материалов, в том числе и для сайта. Работая над стилистикой и новой задачей, мы практически не изменили структуру сайта, что сократило издержки.
Разумеется, большинство компаний занимаются аналитикой и приходят к разработке сайта с четким пониманием его целей и задач.
Разобравшись с задачами сайта и теми проблемами, которые есть в данный момент у бизнеса, компания должна понять, какие типы дизайна существуют, чем они отличаются, как и какие задачи решают. И хотя большинство сайтов созданы, чтобы тем или иным способом увеличить прибыль компании, делают они это на разных уровнях и разными методами, которые зависят от конкретной цели: распродать товар к новому году или перевести компанию в другой ценовой сегмент, набрать работников, чтобы повысить профессиональную компетенцию и увеличить стоимость фирмы… Под все эти цели потребуются разные инструменты, важно выявить их и правильно применить.
UI (User Interface, пользовательский интерфейс) — это визуальная система, которая определяет, как выглядят те или иные элементы (цвета, форма кнопок, анимация переходов и многое другое, что видит пользователь на экране). Такая система создает образы и визуальный язык, на котором сайт общается с пользователем, и определяет внешний вид ресурса.
Очень условно можно выделить несколько крупных категорий сайтов.
Имиджевый сайт — это сайт, который представляет компанию, создает или поддерживает ее образ, рассказывает об ее успехах, структуре, планах, продуктах, миссии или обо всем сразу. Чаще всего такой сайт создается, чтобы повысить узнаваемость бренда. К этой же категории можно отнести корпоративный сайт: он создан с той же целью, но акцент в данном случае смещается в сторону актуальной информации о компании, торговых марках, команде.
Интернет-магазин — сайт, который продает товары в онлайне. Купить товар можно либо на самом сайте, либо в офлайне, оставив заявку через сайт.
Информационный портал — новостной сайт, сайт-агрегатор или тематический сайт, например, посвященный спорту.
Сервисный сайт — сайт, на котором можно платно или бесплатно получить какую-либо услугу, от консультации юриста и доставки пиццы до возможности найти попутчика или водителя.
Лендинг / посадочная страница — одностраничный сайт, созданный под конкретное событие, акцию или товар. Такие сайты призваны подтолкнуть пользователя к какому-то действию: заказать, купить или оставить информацию. У лендинга может быть очень высокая конверсия по сравнению с другими типами сайтов, однако он ограничен в своих инструментах и возможностях.
Промосайт — обычно самый яркий, интересный и запоминающийся сайт, цель которого — обратить на себя внимание и подать содержание таким образом, чтобы зацепить посетителя.
Это далеко не полный список возможных вариантов, более того, даже внутри этих категорий можно смешивать какие-то детали.
Но нужно понимать, что каждая категория нацелена на решение определенных типов задач, и самая большая ошибка — смешивать форму и содержание, то есть дизайн сайта и его категорию. Например, крупной логистической компании не стоит копировать необычный дизайн сайта какого-нибудь digital-агентства, которое использует сайт как портфолио и с его помощью показывает свои возможности. Логисту гораздо важнее сделать удобную сервисную страницу, чтобы посетитель смог быстро разобраться, по какой цене он отправит груз из точки А в точку Б. А если компании нужно как можно быстрее продать свой товар, ей стоит посмотреть в сторону яркого лендинга, который захватит внимание аудитории и завирусится в сети.
Один из наших клиентов занимается продажей букетов. К тому моменту, когда он обратился к нам, у него уже был разработан свой собственный фирменный стиль, который позволял компании отстроиться от конкурентов. Клиент хотел занять премиум или luxury-сегмент, но при этом поставил перед нами задачу разработать стандартный маркетплейс с характерными блоками. Из-за смешения стилистик изначальный графический язык стал противоречить внутреннему содержанию, пропала исключительность и ощущение избранности. Более того: из-за мрачной гаммы, использования текстур мрамора и прочих подобных элементов сайт стал напоминать ресурс ритуального агентства.
Иногда на сайте используются нетипичные формы, дизайны и функционалы, при работе с которыми пользователям приходится тратить больше времени на выполнение привычных действий. Обращаться к нетипичным решениям можно, если это оправданно, если они помогают усилить впечатление от сайта или подталкивают к совершению целевого действия. Можно полностью разрушить все привычные элементы интерфейса и уйти в абсолютный постмодерн, но лишь в случае, когда именно такой подход решает задачи бизнеса.
Одному из своих клиентов агентство betaagency.ru разработало оригинальный сайт с афишей, которая повторяет физическую киноафишу на уличной тумбе: https://vimeo.com/346389050. Горизонтальный скролл позволят «ходить» вокруг тумбы и рассматривать объявления. Физическая метафора переходит в UI. Нестандартный пользовательский паттерн здесь — хорошее дополнение, он усиливает связь между digital и физическим миром.
Профессиональные агентства способны подобрать наиболее подходящий вариант и комплекс инструментов для каждой компании с учетом целей и задач бизнеса. А самому бизнесу остается только принять их и не мешать.
Теперь, когда мы разобрались с типологией дизайна, можно перейти к самому главному: выбору команды исполнителя.
Разработкой сайта исполнитель и заказчик должны заниматься вместе. Клиент, который решил просто поставить задачу и ждать результата, не участвуя в процессе разработки, этот результат не получит — будет или плохо, или не то, что нужно. Другой подход, когда клиент не дает обратную связь или давит на исполнителя без какой-либо конструктивной критики (например, исключительно с помощью фраз типа «не то!», «вы не угадали мою мысль» или «я не должен вам объяснять, что здесь не так, вы же профессионалы!»), тоже не поможет добиться желаемого. Так же неверно заниматься отрисовкой дизайна руками исполнителя.
Клиент всегда должен доверять исполнителю: компании должны стать равными партнерами на пути к достижению цели, общаться на уровне экспертов, а любая критика должна быть конструктивной.
Функциональность сайта. Определение и реализация функциональности
Здравствуй, уважаемый посетитель! Темой сегодняшней моей статьи является функциональность сайта. Определение и разработка схемы функциональности является одним из этапов проектирования, а проводится после разработки логической структуры сайта.
В статье « Внутренняя структура сайта », я рассказывал, по каким правилам создается внутренняя структура, то есть схема интернет ресурса. Так вот сегодняшней статьей я постараюсь разъяснить, как, опираясь на внутреннюю структуру веб-сайта, определить его функциональность, что необходимо предпринять для реализации функционирования разработанной внутренней структуры.
И так еще раз обратимся к ранее указанной статье моего блога, где отмечалось, что внутренняя структура может быть линейной, древовидной, решетчатой. Линейная структура, как правило, используется небольшими информационными проектами, где материал представлен, как реклама, презентация, учебное пособие и т.д. То есть на статических ресурсах.
Два других же способа реализации структуры, используются проектами с динамической функциональностью. Таким образом, мы подошли к понятию функциональности сайта.
Функциональность сайта – это предоставление возможности: пользователю совершать на ресурсе определенные интерактивные действия, а обслуживающему персоналу необходимый набор средств, которые помогут администрировать проект.
Деление сайтов по функциональности
Исходя из выше сказанного сайты, по своей функциональности, могут быть статическими и динамическими.
Статические сайты
Статические сайты – ресурсы, созданные для донесения до пользователя конкретной информации, причем эта информация на протяжении времени не меняется вообще, или меняется, но очень редко. Как правило, это HTML страницы с рекламной направленностью презентующие человека, организацию, предприятие, товар или услугу. Реже это учебное пособие, представление, какой либо коллекции и т.д.
Не смотря, на свою простоту при разработке и реализации в последнее время статические сайты становятся все более популярными. Они приходят на смену тяжелым, перегруженным информацией динамическим.
Особую роль при этом играет расширение дизайнерских возможностей, что позволяет разработчикам донести часть информации в графическом виде. Вот именно поэтому многие разработчики считают, что эффективнее иметь несколько легких статических проектов, чем один сложный динамический.
Динамические сайты
Динамические сайты – гибкие по функциональности проекты, с подвижной системой предоставления информации, созданные с использованием базы данных и административной панелью управления.
Как правило, динамические ресурсы разрабатываются на основе шаблонных страниц, которые в процессе использования, наполняются запрашиваемой пользователем информацией.
Пример динамичного сайта
Предоставление запрошенной пользователем информации проводится за счет выполнения заранее разработанных программ, которые обрабатываются сервером и браузером пользователя. Скрипты для динамического проекта разрабатываются с использованием различных языков программирования.
Динамические проекты сложны при разработке, но очень удобны в использовании. Наличие административной панели позволяет в считанные минуты разместить необходимую информацию или новость, а так же ответить на вопросы пользователей.
Административная панель сайта
Кроме этого, определенные скрипты помогают собирать различную статистику. Она используется при продвижении сайта, привлечении на его страницы новых целевых посетителей.
Динамические проекты имеют свою внутреннюю функциональность. Она определяется легкостью в использовании посетителями сайта, административным персоналом, быстротой загрузки при использовании различных браузеров, операционных систем, установленных на компьютере пользователя и еще целым рядом параметров.
Реализация высокой функциональности сайта
Достигается высокая внутренняя функциональность динамического сайта, выполнением следующих требований:
Что подразумевается под выражением, профессионально созданный дизайн? Это:
Профессионально созданный дизайн
2. Наличие информационной архитектуры.
Выполнение этого требования напрямую связано с внутренней структурой. Разрабатывая данный элемент для динамического ресурса, веб-мастер разделяет общую тему на логические разделы, подразделы или категории, что ложиться в основу создания внутренней структуры.
Именно условное разделение темы на блоки, является информационной архитектурой ресурса. В совокупности это позволяет пользователю достаточно просто ориентироваться на проекте, отыскивать необходимую информацию с наименьшими затратами времени, что соответственно повышает функциональность сайта.
3. Наличие удобной навигации.
Навигация – это не только наличие меню на проекте, но понятная перелинковка страниц, наличие ссылок на наиболее популярные, интересные материалы, облако тегов т.д.
Если это будет реализовано на проекте, то функциональность сайта значительно повысится.
Выполнение данного требования, как правило, проверяется на этапе тестирования.
Правильно работающие скрипты, ссылки в различных браузерах и операционных системах, есть не что иное, как просто человеческое уважение к своим посетителям.
Также стоит отметить, что внедрение в проект сторонних скриптов должно соответствовать временным, техническим параметрам ресурса и будущего сервера.
Валидность кода напрямую влияет на скорость загрузки ресурса, а соответственно на общую функциональность сайта.
5. Доступность сайта.
Требование, которое определяет наличие, как можно меньшего числа запретов. Так наличие условий, типа сделайте то-то, что бы произошло следующее, только усложняет пребывание посетителя. Именно простота является главной составляющей функциональности сайта. Так же при разработке проекта, по возможности учитываете тот факт, что Ваш ресурс могут посещать люди с ограниченными возможностями. Поэтому лишняя подсказка в виде более крупного текста или еще чего ни будь, не будет лишней.
6. Функциональность контента.
Данное требование, за частую игнорируется разработчиками. А контент, как не странно, играет основополагающую роль в целом. В чем же должна проявляться функциональность контента? Основное это точность в предоставлении информации. Если вы серьезно относитесь к своему ресурсу, то предоставление искаженной информации не допустимо. Не последнюю роль играет качество, грамотность в предоставлении информации, а так же лаконичность и описательность в заголовках для текстов. Все это в совокупности создает нужную функциональность контента и функциональность сайта в целом.
На этом, пожалуй, все. Подведем итог. Мы рассмотрели тему функциональность сайта в полном объеме. Познакомились с понятием функциональность, как делятся сайта с учетом данного параметра и чем достигается высокая внутренняя функциональность разрабатываемого ресурса. Я думаю, изложенный материал, поможет начинающему разработчику разобрать с вопросом разработки функциональности и подскажет, на что в первую очередь нужно обратить внимание на этапе проектирования.