что такое функции предприятия
Цели и функции фирмы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Предприниматели создают в рыночной экономике сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.
Функции фирмы
Фирма как самостоятельный экономический субъект выполняет ряд важных функций.
Определение фирмы (предприятия)
Принципы деятельности фирм
Выделяют следующие принципы:
Готовые работы на аналогичную тему
Высшая цель фирмы – получение дохода и прибыли.
Система ценностей
Процветающее предприятие — это предприятие, занимающее прочные позиции на рынке и получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в теории и практике бизнеса концепции, через создание системы ценностей для трёх общественных групп: владельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и персонала предприятия.
Владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таком использовании собственных и привлечённых средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, развитии с ним долгосрочных отношений, благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.
Это особое место в создании определённого значения (дохода) для своих клиентов, так как она имеет решающее влияние на исход его деятельности. Значение созданная компанией для своих клиентов, определяется суммой денег, которую последний готовы платить за ее товары или услуги. Компания получает прибыль, только если сумма превышает все расходы, необходимые для создания ценности.
После конкурентной стратегии на рынке и объем конкурса определяется следующий инструмент для реализации целей предприятия, обеспечивая стабильную позицию на рынке, является стратегическим планированием, т.е. систематическое составление плана действий для достижения целевого предприятие установок.
Что такое функции предприятия
Что такое предприятие: понятие и экономическая сущность
Предприятие справедливо считается главным звеном в экономике, благодаря которому появляются необходимые обществу товары и услуги, создаются рабочие места, платятся налоги.
Цель сегодняшней публикации – в деталях разобраться в том, что собой представляет предприятие, какова его экономическая сущность, классифицировать рассматриваемый институт по различным основаниям, описать отдельные виды предприятий с научной точки зрения.
Понятие предприятия и его функции
Под предприятием понимается отдельный хозяйствующий субъект, производящий ту или иную продукцию, либо оказывающий разного рода услуги, либо выполняющий определенные виды работ для извлечения выгоды и удовлетворения потребностей общества.
Предприятие представляет собой обособленную экономическую структуру. Оно самостоятельно решает, что производить, продавать или покупать, в каком количестве и каким способом, и самостоятельно распределяет ресурсы и производственные продукты.
Неотъемлемые черты любого предприятия – это наличие собственного названия, марки, печати со своим наименованием, бухгалтерской отчетности и баланса, расчетного счета.
Фото 1. Мощные производственные комплексы характеризуются постепенным увеличением числа автоматизированных операций
В качестве самостоятельного субъекта экономики предприятие выполняет определенные функции.
[1]. Экономическая функция
Она заключается в том, чтобы обеспечивать производственный процесс необходимыми ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми), совершенствовать его и внедрять в него последние научно-технические достижения.
Предполагает заботу о своих работниках: предоставление оптимальных условий труда, обязательного медицинского страхования, различных льгот определенным категориям сотрудников и так далее.
Означает возможность самостоятельного ведения внешнеэкономической деятельности, установления связей с зарубежными партнерами, расширения своего производства в других государствах в рамках действующего законодательства.
Экономическая сущность предприятия
Создание и производственно-хозяйственная деятельность предприятия обусловлены стремлением его собственника получить максимально возможную прибыль.
Фото 2. Предприятия угледобывающей промышленности осуществляют свою деятельность под неусыпным контролем государства
Достижение этой цели возможно путем продажи обществу производимой предприятием продукции, либо за счет оказания потребителю услуг, либо благодаря выполняемым работам.
В результате должны удовлетворяться экономические и социальные запросы собственника средств производства и трудового коллектива.
В этом процессе и заключена экономическая сущность предприятия.
Любое предприятие представляет собой сложную систему производственно-экономических отношений, и отношений собственности, которые складываются внутри него, и отношений с другими хозяйствующими субъектами касательно таких вопросов, как производство, обмен, распределение и потребление разнообразных объектов собственности.
Виды предприятий
Предприятия можно классифицировать по десяткам критериев. Мы остановимся на наиболее распространенных их них: по размеру предприятия, типу собственности, организационно-правовой форме, типу деятельности, местоположению и некоторых других.
[A]. ПО РАЗМЕРУ ПРЕДПРИЯТИЯ
Предприятия группируют по размеру или мощности их производственного потенциала, используя такие параметры как объем выпускаемой продукции, стоимость производственных фондов, количество занятых на производстве.
Фото 3. Средние и крупные производства для роста производительности еще со времен Генри Форда активно используют различные типы конвейеров
Виды предприятий в зависимости от численности работников:
Иногда исследователи в структуре малых предприятий выделяют особый подвид – микропредприятия, характеризующиеся численностью кадрового состава, не превышающей 15 человек.
[B]. ПО ТИПУ СОБСТВЕННОСТИ
Предприятия могут быть:
[C]. ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЕ
По данному критерию, подразумевающему различия в порядке формирования уставного фонда, особенности регистрации и гражданско-правовой ответственности учредителей, выделяют:
(2) хозяйственные общества и товарищества;
(3) производственные кооперативы.
[D]. ПО ТИПУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ЦЕЛИ
В данном случае предприятие может быть коммерческим либо некоммерческим.
Первый тип подразумевает, что главная цель – получение прибыли из своей работы, тогда как второй тип предприятий такой цели в качестве основной не ставит.
В последнем случае предприятие функционирует благодаря финансовой поддержке государства.
[E]. ПО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ КАПИТАЛА
Здесь можно выделить такие виды предприятий:
[F]. ПО ВИДУ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ
В зависимости от того, какие ресурсы в основном использует предприятие, оно может быть:
Такие предприятия характеризуются тем, что большая часть затрат идет на оплату труда, ведь главные ресурсы для них – трудовые. Также в них наблюдается высокая степень разделения труда.
Фото 4. Роль ручного труда на предприятии с каждым годом падает из-за автоматизации и роботизации производства
Такие предприятия интенсивно используют материалы, и соответственно для них характерны большие затраты ресурсов.
Перед ними часто встает вопрос, как эффективнее использовать ресурсы, при этом минимизировать негативное влияние на окружающую среду, связанное с утилизацией производственных отходов.
Такие предприятия используют средства производства в своей деятельности в качестве основного ресурса. Большая доля издержек – это амортизационные отчисления.
Производство на фондоемких предприятиях характеризуется механизацией и автоматизацией, в результате чего рабочий процесс теряет гибкость, что ведет к увеличению издержек производства, а перед субъектом хозяйствования встает вопрос более эффективного использования производственных средств.
[G]. ПО ОТРАСЛЕВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
[H]. ПО СТРУКТУРЕ ПРОИЗВОДСТВА
В зависимости от разнообразия выпускаемой продукции, ее ассортимента предприятие может быть:
Это такое предприятие, ассортимент готовой продукции которого достаточно ограничен, а сама продукция относится к массовому или крупносерийному производству, например, это производство зерна, чугуна, выработка электроэнергии и прочие.
Под ним подразумевается предприятие, выпускающее широкий ассортимент продукции и товары разнообразного назначения.
К ним могут относиться сельскохозяйственные предприятия, занимающиеся одновременно выращиванием овощей и фруктов, зерна, разведением скота и производством кормов для него.
Суть такого предприятия в том, что в процессе производства один вид сырья либо продукции превращается в другой, после чего в третий.
Хорошим примером может служить текстильное предприятие: из сырья изготавливается волокно, которое подлежит реализации, параллельно само предприятие использует его для производства пряжи, часть которой продает обществу, а другая часть идет для полотен.
[I]. ПО МЕСТОПОЛОЖЕНИЮ
В основе этой классификации лежит географическая привязка предприятия. К примеру, в единую группу можно свести предприятия Приуралья или Западной Сибири, Московской области или Алтайского края.
Фото 5. Современные предприятия вследствие высокой автоматизации процессов требуют мощной энергетической подпитке
Выбор места определяется исходя из нескольких критериев:
Функции предприятия
Основные функции предприятия
К основным функциям предприятия можно отнести:
Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости от:
Производство товаров, услуг, работ для удовлетворения потребностей экономики.
Маркетинг и реализация произведенной продукции. Объектом воздействия является рынок данной продукции в целом.
Спрос на трудовые, материальные, финансовые, информационные и интеллектуальные ресурсы, технологии и способы организации производства.
Генерация финансовых потоков, в том числе связанных со взаимным кредитованием, инвестированием, приобретением, владением и эмиссией ценных бумаг.
Бюджетная функция предприятия
Наполнение местного, регионального и федерального бюджета.
Участие в формировании и развитии городской экономики, местной инфраструктуры, обеспечение занятости жителей данного населенного пункта.
Социальная функция предприятия
Обеспечение граждан работой в соответствии с образованием и склонностями. Обеспечение работников и нетрудоспособных членов их семей средствами к существованию. Воспитание навыков коллективной работы. Реализация потребности в принадлежности к коллективу, в социальной оценке личности.
Изучение в процессе деятельности особенностей рынков товаров и ресурсов, технологий, технических систем, наиболее эффективных способов организации производства и взаимодействия с рынком, акционерами и т.п. Закрепление, накопление и передача следующим поколениям соответствующих знаний.
Получение отдельными работниками и коллективами производственных (в том числе технико-технологических и организационно- экономических) знаний, навыков, опыта работы.
Создание, закрепление и развитие корпоративной культуры.
Инновационная функция предприятия
Генерация, фильтрация, инкубация и распространение инноваций среди предприятий, связанных партнерскими и/или конкурентными отношениями.
Генерация, фильтрация и инкубация социально-экономических институтов.
Распространение информации об особенностях тех или иных секторов и фрагментов рынка с помощью формирования цен предложения и др.
Обеспечение единства экономики путем проведения межсубъектных и межотраслевых трансакций, организации и поддержания товарно-финансовых потоков, связывающих экономических агентов в различных секторах рынков и на различных территориях.
Обеспечение бескризисного поступательного социально-экономического развития путем создания «островков стабильности»
Типы предприятий
Существующие и действующие предприятия отличаются друг от друга организационно — правовым устройством, масштабностью, профилем деятельности и т.п., т.е. они различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируются по следующим основным признакам:
По виду и характеру деятельности.
Прежде всего, предприятия отличаются друг от друга отраслевой принадлежностью. Они подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы, далее — по менее крупным подразделениям (промышленные, сельскохозяйственные, кредитно- финансовые, транспортные и т.п.). Основываясь на типе или виде производимых предприятием продуктов или услуг, можно выделять собственно отраслевые и подотраслевые типы предприятий (например, автомобилестроительные, угледобывающие, страховые и т.п.).
По размерам предприятия.
Как правило, по этому признаку предприятия классифицируются следующим образом:
Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться и другими характеристиками, в частности, объемом продаж; активами; полученной прибылью и т.п.
Особенностью малых предприятий является то, что они способны быстро реагировать на изменение потребительского спроса, наиболее восприимчивы к техническим новинкам, а также обеспечивают быструю окупаемость затрат.
По формам собственности.
Форма собственности лежит в основе юридического статуса предприятия. По формам собственности различают:
Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полу государственные. В чисто государственных предприятиях государству принадлежит обычно весь акционерный капитал, полученный в результате национализации или вновь созданный. В смешанных государственно-частных компаниях государство в лице какого-нибудь министерства или компании может владеть значительной частью пакета акций (более 50%), и тогда оно, как правило, осуществляет контроль за их деятельностью.
По принадлежности капитала.
По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.
Национальными называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании.
Иностранными называют предприятия, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль. Иностранные предприятия образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм, ведущих к возникновению иностранного контроля.
Смешанными по капиталу называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства. Смешанные предприятия — это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу предприятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности.
Предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям нескольких стран, именуют многонациональными.
По организационно-правовым формам.
Понятие и функции предприятия
Тема Предприятие (фирма) в рыночной экономики.
Понятие и функции предприятия.
Концентрация и централизация производства.
Открытие и закрытие предприятий. Проблема банкротства.
Понятие и функции предприятия
Предприятие — это самостоятельная хозяйственная единица, организованная для выпуска продукции, выполнения работ, оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие — первичное звено экономической системы.
Каждое предприятие является юридическим лицом и работает на основе учредительного договора. Основные признаки юридического лица;
• организационное единство — наличие стройной структуры управления, деление предприятия на цехи, рабочие места, участки и т. д.;
• имущественная обособленность — наличие бухгалтерского баланса;
• имущественная ответственность — предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.
Все предприятия подразделяются на коммерческие (основная цель — получение прибыли) и некоммерческие (основная цель — удовлетворение общественных потребностей и частичное получение прибыли).
Типичные условия деятельности частного предприятия в рыночной среде;
• самостоятельное осуществление воспроизводственного процесса-, полная экономическую ответственность за результаты своей деятельности;
• прибыль, которая выступает основным источником средств для развития предприятия;
• экономически помощь государства носит локальный, исключительно выборочный характер.
Фирма — это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например, фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь либо контролировать несколько производственных единиц. Фирмы бывают разного размера — один частный предприниматель или корпорация с многотысячным штатом сотрудников.
Фирма должна быть зарегистрирована, для чего в госорганы предоставляются документы:
1) устав, в котором определены отношения между фирмой и обществом (указываются владельцы фирмы, для чего создана фирма, какую продукцию будет производить или какие услуги оказывать, размер уставного капитала и доля каждого владельца в нем);
2) учредительный договор, регулирующий взаимоотношения внутри фирмы между самими владельцами (указываются правила управления фирмой, как будет делиться прибыль, особые правила для различных ситуаций);
3) заявление учредителя и свидетельство об уплате госпошлины. После регистрации фирма открывает расчетный счет в банке, на который вносится сумма денег, указанная в уставе фирмы (уставный капитал). Теперь фирма имеет статус юридического лица.
Экономисты выделяют следующие свойства фирм:
• каждая фирма принимает единое решение, как если бы она состояла из одного человека. Это позволяет экономистам рассматривать фирму как первичную, единую компоненту производственного процесса, а домохозяйства — как аналогичную компоненту процесса потребления;
• большинство своих решений фирмы принимают, преследуя единственную цель — получить максимальную прибыль;
• фирмы являются полновластными пользователями факторов производства. На ресурсном рынке роль фирм аналогична роли, которую играют домохозяйства на рынке товаров и услуг.
В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из них по-разному определяются ее цели и средства их достижения.
ТРАДИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.
МЕНЕДЖЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ фирмы доказывает, что цель фирмы – максимизация объема продаж и только потом – дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, т.к. от нее зависит их жалованье и другие выплаты и льготы.
ТЕОРИЯ МАКСИМИЗАЦИИ РОСТА основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры.
Существуют два пути роста: внутренний и внешний.
Внутренние источники роста:
—нераспределенная прибыль, которая возвращается в производство;
-заемные средства, взятые у банка.
Внешние источники роста:
-слияние, т.е. объединение двух и более компаний;
-поглощение одной фирмой другой через скупку контрольного пакета акций.
Слияния и поглощение осуществляются путем горизонтальной, вертикальной интеграции и диверсификации.
Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом.
Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация, которая означает объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов).
Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами.
ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ЦЕЛЕЙ главный упор делает на характере поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространение получила в Японии.
В любой теории необходимым звеном является определение стратегии.
Основные функции предприятия
К основным функциям предприятия можно отнести:
§ изготовление продукции производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия;
§ продажа и поставка продукции потребителю;
§ материально — техническое обеспечение производства;
§ управление и организация труда персонала на предприятии;
§ повышение качества продукции, снижение удельных издержек и рост объемов производства;
§ уплата налогов, а также обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы;
§ соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.
Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости от:
§ степени специализации и кооперирования;
§ наличия социальной инфраструктуры;
§ взаимоотношений с местными органами власти.
Производственная функция
Производство товаров, услуг, работ для удовлетворения потребностей экономики.
Реализационно-маркетинговая функция
Маркетинг и реализация произведенной продукции. Объектом воздействия является рынок данной продукции в целом.
Ресурсно-спросовая функция
Спрос на трудовые, материальные, финансовые, информационные и интеллектуальные ресурсы, технологии и способы организации производства.
Финансово-инвестиционная
Генерация финансовых потоков, в том числе связанных со взаимным кредитованием, инвестированием, приобретением, владением и эмиссией ценных бумаг.
Бюджетная функция предприятия
Наполнение местного, регионального и федерального бюджета.
Градообразующая
Участие в формировании и развитии городской экономики, местной инфраструктуры, обеспечение занятости жителей данного населенного пункта.
Социальная функция предприятия
Обеспечение граждан работой в соответствии с образованием и склонностями. Обеспечение работников и нетрудоспособных членов их семей средствами к существованию. Воспитание навыков коллективной работы. Реализация потребности в принадлежности к коллективу, в социальной оценке личности.
Познавательная
Изучение в процессе деятельности особенностей рынков товаров и ресурсов, технологий, технических систем, наиболее эффективных способов организации производства и взаимодействия с рынком, акционерами и т.п. Закрепление, накопление и передача следующим поколениям соответствующих знаний.
Образовательная
Получение отдельными работниками и коллективами производственных (в том числе технико-технологических и организационно- экономических) знаний, навыков, опыта работы.
Воспитательная
Создание, закрепление и развитие корпоративной культуры.
Инновационная функция предприятия
Генерация, фильтрация, инкубация и распространение инноваций среди предприятий, связанных партнерскими и/или конкурентными отношениями.
Институциональная
Генерация, фильтрация и инкубация социально-экономических институтов.
Информационно-сигнальная
Распространение информации об особенностях тех или иных секторов и фрагментов рынка с помощью формирования цен предложения и др.
Консолидирующая функция
Обеспечение единства экономики путем проведения межсубъектных и межотраслевых трансакций, организации и поддержания товарно-финансовых потоков, связывающих экономических агентов в различных секторах рынков и на различных территориях.
Стабилизационная, антикризисная
Обеспечение бескризисного поступательного социально-экономического развития путем создания «островков стабильности»
Типы предприятий
Существующие и действующие предприятия отличаются друг от друга организационно — правовым устройством, масштабностью, профилем деятельности и т.п., т.е. они различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируются по следующим основным признакам:
По виду и характеру деятельности.
Прежде всего, предприятия отличаются друг от друга отраслевой принадлежностью. Они подразделяются на предприятияпроизводственной и непроизводственнойсферы, далее — по менее крупным подразделениям (промышленные, сельскохозяйственные, кредитно- финансовые, транспортные и т.п.). Основываясь на типе или виде производимых предприятием продуктов или услуг, можно выделять собственноотраслевые и подотраслевыетипы предприятий (например, автомобилестроительные, угледобывающие, страховые и т.п.).
По размерам предприятия.
Как правило, по этому признаку предприятия классифицируются следующим образом:
§ мелкие — до 50 занятых;
§ средние — от 50 до 500 (иногда до 300);
§ крупные — свыше 500, в том числе
§ особо крупные — свыше 1000 занятых.
Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться и другими характеристиками, в частности, объемом продаж; активами; полученной прибылью и т.п.
Особенностью малых предприятий является то, что они способны быстро реагировать на изменение потребительского спроса, наиболее восприимчивы к техническим новинкам, а также обеспечивают быструю окупаемость затрат.
По формам собственности.
Форма собственности лежит в основе юридического статуса предприятия. По формам собственности различают:
§ предприятия, находящиеся в собственности общественных организаций;
§ и, в прочих формах собственности (включая смешанную собственность, собственность иностранных лиц, граждан и без гражданства).
Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полу государственные. В чисто государственных предприятиях государству принадлежит обычно весь акционерный капитал, полученный в результате национализации или вновь созданный.В смешанных государственно-частных компанияхгосударство в лице какого-нибудь министерства или компании может владеть значительной частью пакета акций (более 50%), и тогда оно, как правило, осуществляет контроль за их деятельностью.
По принадлежности капитала.
По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяютнациональные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.
Национальными называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании.
Иностранными называют предприятия, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль. Иностранные предприятия образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм, ведущих к возникновению иностранного контроля.
Смешанными по капиталу называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства. Смешанные предприятия — это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу предприятия называютсясовместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности.
Цели и задачи предприятия
В процессе своей деятельности предприятие должно принимать ряд решений:
§ какой товар или номенклатуру товаров следует выпускать и продавать;
§ на какие рынки надо выходить с этим товаром и как укрепить свои позиции на рынке;
§ как выбрать оптимальную технологию производства;
§ какие материалы приобретать и как их использовать;
§ как распределить имеющиеся модели и финансовые ресурсы;
§ каких показателей своей деятельности предприятие предпочитает (должно) достигнуть в отношении технических характеристик выпускаемого товара, его качества, эффективности производства.
Деятельность, направленная на решение этих вопросов, называется общей деловой политикой предприятия или компании.
Основными целями предприятия могут быть:
§ завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;
§ добиться более высокого качества своего товара;
§ занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;
§ добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов;
§ повысить прибыльность своих операций;
§ добиться максимально возможного уровня занятости.
В результате деятельности деловая политика определенного предриятия превращается в конкретный план действий по ее осуществлению, который включает три этапа:
1. установление своевременных четких количественных показателей, которых собирается достичь фирма в результате своей основной цели деятельности;
2. определение основных стратегических направлений и действий, которые предприятие должно осуществлять для достижения поставленных целей. При этом во внимание принимается два основных фактора:
§ каким образом и в какой степени на предприятие в процессе его деятельности будут воздействовать внешние факторы;
§ каковы имеющиеся слабые стороны предприятия и его внутренние возможности. В какой степени будут преодолены первые, а вторые потенциально использованы;
3. разработка гибкой системы долгосрочного планирования, вписывающейся в структуру деятельности предприятия (определение стратегии, которая обеспечит достижение поставленных целей).
Миссией называют общую цель, вызывающую у членов организации совместные устремления к чему-то. Формулирование миссии — это ответ на вопрос: почему фирма делает то, что она делает. Миссия — это цель, объединяющая множество ролей. На основании миссии формулируются долгосрочные цели предприятия или качественные результаты, которые она предполагает достичь за пределами планового периода, к которому собирается приблизиться.
Стратегия — это способ или средство достижения долгосрочной цели. Стратегия отвечает на вопрос: какие альтернативные варианты лучше использовать: имеющиеся в организации ресурсы или возможности для достижения поставленных целей.
Задачи предприятия — достичь результатов, которые предполагается получить в пределах планового периода. Они определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой. Право постановки задачи перед персоналом предприятия остается за владельцем независимо от его статуса (частное лицо, государственные органы или акционеры).
Задачами действующего предприятия являются:
§ получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);
§ обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;
§ обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
§ создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;
§ охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;
§ недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).
Важнейшая задача предприятия во всех случаях — получение дохода за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). На основе полученного дохода удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.
Фомирование цели фирмы
Политика как и стратегия относится к категории средств. Политика отвечает на вопрос: каким образом должны выполняться задачи?.
На фирме к процессу формулирования цели предъявляют определенные требования:
§ цели должны быть достижимы и реальны;
§ цели должны быть понятны и недвусмысленно сформулированы;
§ цель должна быть описана максимально в терминах и получить требуемое количественное оформление;
§ цель должна иметь сроки исполнения;
§ цели должны мотивировать действия исполнения в правильном направлении;
§ цель должна быть формулируема и формализована;
§ цели индивидуальные и групповые цели предприятия и фирмы должны быть совместимы;
§ цели направлены на определенный эффект и должны быть пригодны для проверки и корректировки.
При формировании целей любое предприятие обязательно проводит анализ среды своего существования. Анализ среды организации — это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказывать влияние на способности фирмы в достижении своих целей. При анализе среды фирмы различают внутреннюю и внешнюю среду.
Факторами внутренней среды предприятия выступают персонал, средства производства, информационные и денежные ресурсы. Результатом взаимодействия этих факторов становится готовая продукция (выполненная работа, оказанные услуги). Внутренняя среда состоит из элементов, служб, отделов, которые непосредственно участвуют в процессе производственной деятельности и включают маркетинг, менеджмент, персонал, организацию процесса деятельности, мотивацию. Изменение этих элементов в той или иной степени определяет деятельность фирмы. Это те элементы, на которые фирма непосредственно воздействует.
Факторами внешней среды предприятия выступают потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия. Внешняя среда непосредственно обусловливает эффективность работы предприятия. Внешнее окружение включает в себя поставщиков, потребителей, государство, конкурентов, общество, природу, финансовые инструменты, фискальную политику. Внешняя среда состоит из рабочей и общей среды.
Рабочая среда — это непосредственные элементы, с которыми предприятие соприкасается. Для каждой фирмы рабочая среда может быть более или менее одинакова в зависимости от отраслевой принадлежности и общей деловой политики. Поставщики, потребители, конкуренты формируют ближайшее окружение, т. е. рабочую среду, остальное все входит в дальнее окружение, которое формируется из социальных, политических, экономических и технологических факторов.
Общая среда формирует стратегию фирмы и определяет направление ее развития. При этом фирма обязательно учитывает влияние рабочей среды и свои внутренние возможности. Совокупность внутренней и внешней среды является организационной средой предприятия.