что такое фундаментальное образование

Фундаментальность образования

Смотреть что такое «Фундаментальность образования» в других словарях:

Гимназия № 1591 (Москва) — Гимназия № 1591 Основана: 1988 Языки: Английский, Французский … Википедия

ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ — (от англ. innovation нововведение. ) новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, сущностный и акмеологическии подходы, профессионализм, синтез двух культур (технической и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЖИЗНЬ — понятие многозначное, меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биол. науках понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью… … Энциклопедия культурологии

Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ — отрасль пед. науки, изучающая теоретич. и практич. проблемы развития личности студентов и их проф. подготовки в вузе. Опыт организации характерных для высшей школы видов занятий лекций, диспутов и т. п. обобщался в соч. мн. теоретиков педагогики … Российская педагогическая энциклопедия

Чокин, Шафик Чокинович — Шафик Чокин Шапық Шокин Дата рождения: 1 октября 1912(1912 10 01) Место рождения … Википедия

Кубанский государственный аграрный университет — (КубГАУ) Девиз Традиции. Фундаментальность. Инновации Год основания 1922 … Википедия

Факультет менеджмента ГУ-ВШЭ — Факультет менеджмента Государственный университет – Высшая школа экономики Год основания 1996 Декан Филинов Н.Б. Место расположения … Википедия

МЕНДЕЛЯ ЗАКОНЫ — установленные Г. Менделем закономерности распределения в потомстве наследств, признаков. Основой для формулировки М. з. послужили многолетние (1856 63) опыты по скрещиванию неск. сортов гороха. Современники Г. Менделя не смогли оценить важности… … Биологический энциклопедический словарь

Неофункционализм — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Неофункционализм одна из теорий европейской интеграции, созданная после Второй мировой войны и являющаяся ревизионистским вариа … Википедия

Источник

Образование: от фундаментальности к практике или путь в никуда

Высокое качество образования традиционно связывали с последовательным и систематическим изучением как профильных прикладных, так и фундаментальных гуманитарных и естественнонаучных предметов. В ходе реформ российского высшего образования взаимосвязь науки и образования меняется: глобальным вопросам и теориям отводятся роли второго плана, даже относительно собственно научных теорий возникает дискуссия об их месте в образовании.

В качестве примера можно сослаться на позицию Министра здравоохранения и социального развития Т.Голиковой: «В первую очередь были внесены изменения в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, регламентирующего порядок подготовки студентов.

Теперь на шестом курсе студенты смогут пройти специальный электив по выбранной специальности и уже в ходе прохождения интернатуры оказывать амбулаторную помощь населению в условиях поликлиники, то есть, например, работать участковым терапевтом или педиатром. Подобный поворот к прикладным аспектам образования характерен для большинства направлений профессиональной подготовки в высшей школе.

Возникает вопрос: нужно ли нам так называемое фундаментальное образование?

Стоит вспомнить, что впервые концепция фундаментального образования была сформулирована Гумбольдтом в начале 19 века, в ней говорилось, что предметом такого образования должны быть те знания, которые на конкретном этапе своего развития формулирует фундаментальная наука.

С течением времени все быстрее сокращалось число научных направлений, которые избежали прикладного приложения в технологии. Фундаментальность противопоставляется или профессиональной (практической) направленности обучения, или его доступности. Однако бинарная схема не просто недостаточна, она опасна.

Одни понимают фундаментальное образование как более углубленную подготовку по заданному направлению, изучение сложного круга вопросов по основополагающим проблемам избранной сферы, которое требуется не каждому работающему в конкретной области («образование вглубь»). Но таковым и должно быть качественное образование.

Другие понимают фундаментальное — как образование, в котором сочетаются гуманитарное и естественнонаучное знания на основе изучения широкого круга вопросов («образование вширь»).

Фундаментальное образование необходимо, причем оно должно строиться именно на базе сочетания естественнонаучных и гуманитарных знаний, диалога двух культур. Это требование обусловлено тем, что полученное прикладное образование крайне быстро устаревает в силу быстрых темпов экономических и социальных изменений.

Кроме этого, возникают новые требования к профессиональной деятельности: применение знаний в виде технологий требует оценки последствий их применения (например, в области нанотехнологии, генной инженерии, информационных технологий). Существенную помощь в разрешении возникающих социально-этических проблем и профессиональных задач может оказать та целостная картина, которая складывается именно в результате полноценного системного образования.

В отличие от конкретных знаний и фактов, фундаментальные знания меняются сравнительно медленно, живут долго. Это позволяет им сохранять свою значимость в течение среднего срока трудового стажа выпускника школы или вуза. Выработанные на их основе умения думать, самостоятельно добывать информацию, анализировать ее достоверность, позволят выпускнику при необходимости даже изменить сферу деятельности.

Но достижение этой задачи гармонического соединения в современном образовании сталкивается с существенными сложностями:

1. ограниченность учебного времени, в новых стандартах общей и профессиональной школы сокращается время академических занятий.

2. распространение прагматического отношения к изучаемому на фоне рыночного отношения к образованию: если я покупаю некоторый товар – образование, то его рыночная стоимость для меня определяется тем, как его можно продать будущему работодателю, зачем платить лишнее за невостребованное знание.

3. психологические трудности восприятия порою абстрактных, понятий и образов наук, не входящих, по мнению обучающегося, в сферу непосредственных интересов.

Фундаментальное — стартовая база для социализации личности, устойчивая привычка учиться; «языковая подготовка» как средство получения информации и общения; знание языка математики как универсального языка построения теорий окружающего мира, который может быть использован при изучении любой отрасли науки и при овладении любой профессиональной деятельностью; знание информационных технологий. Тогда фундаментальное образование (независимо от уровня и ступени) позволяет приступить к квалифицированному труду, в отличие от неквалифицированного труда, не требующего специальной подготовки, и от малоквалифицированного труда, приступить к которому позволяет краткая профессиональная подготовка (например, курсы).

Перспективы развития рынка труда как раз связаны с квалифицированным трудом. Образование не может ориентироваться на сегодняшнюю ситуацию, оно должно работать на будущее, что невозможно без ориентации на фундаментальноть.

Источник

Фундаментальное образование: глубокое и широкое

И я даже могу понять причину: никакие прикладные знания не идут впрок, если они не опираются на какое-то развитое базовое/фундаментальное мышление. Никакие практики вы не сможете выбрать, если у вас нет мировоззрения, которое позволит как-то оценивать эти практики как годные или негодные, совместимые между собой, или несовместимые.

Глубокие технологические стеки
Мировоззрение не продашь, продаётся только прикладное знание. Мировоззрение протаскивается с ним «в нагрузку». И это общая характеристика всех технологических стеков: продаются прикладные уровни, а инфраструктура на много уровней вниз дешёвая и продаётся в нагрузку. Выжить «инфраструктурщики» могут обычно только потому, что самые разные прикладники вынуждены пользоваться их инфраструктурой.

Вот, например, интеллект-стек (http://ailev.livejournal.com/1356016.html): деньги идут сверху, на прикладные задачи, а весь низ стека стремительно становится commodity, и как устроены эти нижние уровни хорошо понятно только специалистам. Ужас и в том, что специалисты на каждом уровне свои, и знают они только на уровень вверх и уровень вниз от своего. Ну, а весь стек держат только фирмы-гиганты (и то, оказывается, что не весь: нынешние технологические стеки очень глубоки):
что такое фундаментальное образование. Смотреть фото что такое фундаментальное образование. Смотреть картинку что такое фундаментальное образование. Картинка про что такое фундаментальное образование. Фото что такое фундаментальное образование

Объективация этих «мировоззрений», «концептуальных дисциплин», превращение их в объекты первого класса, которые можно обсуждать в части их освоения в ходе образования, позволяет быстро отвечать на вопросы о «сектантстве» или «неверных воззрениях, которые вы хотите вбивать в головы несчастным завербованным вами ученикам». Конечно, все эти дисциплины имеют статус state-of-the-art, которые:
— всего лишь priors, которые потом уточняются по ходу дела вновь открывающимися обстоятельствами. Это не догмы! Это не «вечные объективные онтологии».
— вполне себе сменяемы, как версии прошивок. Да, перепрошивка мировоззрения/концептуальной дисциплины хлопотная и трудоёмкая процедура, но она вполне инструментальна, у неё нет сакрального характера, нет никаких особенностей по сравнению с любым другим обучением. Это просто какая-то удобная онтика, набор упражнений для её освоения, это отнюдь не «встроенная в мозг конструкция», необратимо влияющая на жизнь, как принятая вера.

Беда ещё и в том, что говорящий про «неверность воззрений» часто как раз имеет широкое, но очень неглубокое, при этом совсем не state-of-the-art образование (скажем, полученное в конце 20 века, по нынешним меркам допотопное). С ним поэтому очень трудно разговаривать, коммуникационная проблема налицо.

Пример: глубокое и широкое образование по инженерии требований
Вот пример моего стека с инженерией требований как примером прикладного уровня:

— конкретные практики инженерии требований, поддержанные инструментарием (от JTBD и Use Case 2.0 до MPV из ТРИЗ+). Это прикладной уровень. Ученик в конечном итоге получит свои деньги за skills в инженерии требований. Если он компетентен в инженерии требований, то он сможет разработать требования.

— мировоззрение (или мировоззренческая дисциплина) системного мышления: способ мегамоделирования окружающего мира, помогающий управлять вниманием через привязку внимания и самых разных моделей к определённым объектам в окружающей действительности. Отличные чеклисты, проверяющие качество вашего моделирования мира в условиях коллективной деятельности. Онтика системного мышления была приведена в http://ailev.livejournal.com/1278600.html, хотя сейчас эту онтику нужно было бы доработать: часть этой онтики относится больше к следующему слою образовательного стека: «онтологике».

У Школы системного (чего системного? а всего! системное мировоззрение/мышление лежит в основе многих и многих концептуальных дисциплин!) та же проблема: показать мощь системного мышления можно только в том случае, если будут продемонстрированы люди, отлично владеющие прикладными дисциплинами на базе фундаментального широкого и глубокого образования, которое обеспечивает Школа. И тогда будет много желающих надстроить свои прикладные курсы над тем глубоким и широким образовательным фундаментом, который даёт Школа. А пока нижние уровни наши, образовательные институты тормозят и отказываются обсуждать содержание своего образования в части его глубины и ширины.

Ну, мы облегчим им задачу: дадим образец полного стека фундаментального образования, выпустим какой-нибудь публичный документ (не стандарт, мы ж не организация по стандартизации). Можно будет наладить сертификацию соответствия чьих-то прикладных курсов этому публичному документу, обычная практика корпоративной (не государственной!) стандартизации. Зачем? Гарантия компактности подачи и гладкой стыковки с содержанием других курсов, отсутствие терминологического дребезга. Это означает, что люди с современным фундаментальным образованием получат свои компетенции быстрей и надёжней, и будут понимать, как их встроить в обширный контекст своей деятельности.

Ещё этот заход будет использован для попытки закрепить опыт подготовки других мировоззренческих курсов по практике получения полезного мировоззрения манипулированием с позициями на спектре мышления, описанной в https://ailev.livejournal.com/1425003.html. Ведь именно так были подготовлены и курсы системного мышления, и курс онтологики, и именно так предполагается готовить другие концептуальные/мировоззренческие курсы.

И вот после прохождения уровня предлжения концептуальных дисциплин можно будет либо давать какие-то свои курсы по прикладным дисциплинам, либо рассчитывать на многочисленных других провайдеров образования (включая предприятия, которые имеют свои практики и хотели бы получить фундаментально образованных людей, чтобы потом быстро обучить их своим уникальным прикладным практикам).

Источник

Экскурс. Фундаментальное образование в России

нейшем станет источником научно-технического взлета России. У истоков нашей образовательной традиции стоит николаевский министр образования граф Уваров, известный по школьным учебникам своей триадой: «православие, самодержавие, народность». Историк Алексей Миллер отмечает:

В уваровской формуле очень важно (он это многократно подчеркивает), что он стремится к эмансипации России в Европе, но не к эмансипации от Европы. Уваров постоянно подчеркивает эту идею. Например, свой знаменитый отчет о десятилетии Министерства народного просвещения он начинает с тезиса, что мы должны развивать нашу образовательную систему на собственных основаниях, сохраняя все богатства европейского опыта»[160].

«Атомный проект» стал возможен только благодаря тому, что за сто лет до его осуществления в России уже были заложены основы фундаментального образования. А. Андреев проанализировал программы технических вузов России и Германии. В этих странах, несмотря на их социальное отставание от Европы, в последней четверти XIX века стала бурно развиваться промышленность и требовалось большое количество инженеров и технологов.

«Если мы сопоставим программы. по химии или по электротехнике, то мы увидим, что соотношение часов между практическими и теоретическими дисциплинами в России было в пользу теоретических. В учебных планах будущих инженеров-химиков в зарубежных политехникумах соотношение лекционных часов к практическим занятиям составляло примерно один к трем, в России же оно приближалось к пропорции два к трем. Кроме того, в зарубежных вузах специализация была более узкой. Именно в России впервые в истории инженерного образования в программу подготовки были включены высокоматематйзированные предметы теория упругости и теория колебаний.

[С. П. Тимошенко, известный русский ицженер-механик] рассказывал, как, приехав в США, не смог устроиться по специальности и ему пришлось заниматься электротехникой. Он очень нервничал, но оказалось, что благодаря фундаментальной подготовке, полученной в России, он вполне справился. Дело в том, что американских инженеров очень часто учили просто рассчитывать по готовым формулам, а наших заставляли выводить эту формулу и понимать физический смысл рассчитываемых явлений, что помогало им ориентироваться даже в новых для них задачах»[161].

Результаты такой организации народного просвещения дали свои плоды уже через несколько десятилетий. Дореволюционная эпоха являет прекрасные образцы метапрофессий. К ним относился, например, земский врач, который умел лечить всех и вся, часто совмещая новейшие методики с богатым опытом народной медицины. Российская империя сформировала уникальный тип инженера-путейца, который, помимо решения широкого круга технических задач, олицетворял на вверенной ему территории государственную власть и культуру. Ни в одной другой европейской стране в ХЕХ веке слово «инженер» не звучало столь гордо, как в России.

Еще одним образцом российского метапрофессионала был гимназический преподаватель, который имел обязательную уни

«Русские: мечтательны; социальны; терпеливы, выносливы; покорны власти; любят большое пространство; считают себя великим народом; верят в лучшее; легко уживаются с другими народами или интегрируют их в себя»[162].

Исходя из этих посылок, Дугин предлагает в качестве идейного основания российской политической системы другие, не противопоставленные Западу, а самобытные основания (вспомним графа Уварова).

Говоря о профессиональной самоидентификации управленца, стоит затронуть вопрос о руководителях-собственниках. В условиях тотальной депрофессионализации поколения 40-50-летних, возникает вопрос об их вторичной профессионализации. Если человек в течение последних лет пятнадцати «решал вопросы», то есть был на подхвате, сам факт вхождения в профессиональное сообщество может стать для него опорной точкой при движении к метапрофессии. К сожалению, в категорию депрофессионали- зированных попадают практически все собственники средних российских компаний, которые продолжают оперативно руководить своим бизнесом. Причем первое лицо страдает, как ни парадоксально, больше, чем его младшие компаньоны, занимающие в бизнесе разные посты и нашедшие дело по душе. Не являясь профессиональными собственниками, так как стали ими стихийно, руководители-собственники не стали и профессиональными управляющими. Более того, для многих необходимость управлять бизнесом оказалась тяжелой личной драмой. В начале 1990-х жизнь вытолкнула этих людей из профессиональной среды («надо было кормить семью»), а в управленческой позиции они чув

ствуют себя неуютно. Так и застряли в норе своей организации, как известный персонаж сказки А. Милна.

Источник

Узкопрофильное или фундаментальное образование – что лучше?

что такое фундаментальное образование. Смотреть фото что такое фундаментальное образование. Смотреть картинку что такое фундаментальное образование. Картинка про что такое фундаментальное образование. Фото что такое фундаментальное образование

Вопрос карьеры в 16 лет заботит далеко не каждого выпускника, более того, очень трудно сделать правильный прогноз на ближайшие пять лет. Чаще всего выпускники выбирают высшие учебные заведения по рекомендации хороших знакомых, родителей и других ближайших родственников, либо ориентируются на стоимость обучения и месторасположение. Специалисты же отмечают, что задумываться над своей будущей профессиональной деятельностью следует не при получении диплома, или во время учебы на последних курсах, а намного раньше – в выпускном классе школы перед выбором ВУЗа и поступлением. О том, какое образование позволит сделать хорошую карьеру – фундаментальное или узкопрофильное, сегодня задумываются большинство выпускников и их родителей.

Выпускники, которые еще не определились с профилем будущей профессии, могут смело поступать на факультеты экономики и юриспруденции. Такой выбор предопределяет в будущем возможность найти престижную работу и сделать хорошую карьеру. Получение общего экономического и юридического образования предоставляет большие возможности. Особенно это касается шестнадцатилетних школьников — когда будущие абитуриенты только выбирают ВУЗ и профиль, они не прогадают, если выберут данные факультеты. Специалисты из этих сфер всегда пользуются спросом у работодателей. Необходимые дополнительные знания или повышение квалификации всегда можно получить уже в процессе работы — на курсах и тренингах.

Конечно, все не могут быть экономистами и юристами, поэтому также всегда в цене фундаментальное образование, которое дает широкий кругозор своим студентам, учит их быть собранными в любой ситуации и справляться с различными проблемами. Фундаментальное образование дает больше возможностей, чем узкопрофильное, поэтому при выборе конкретной сферы деятельности желательно тщательно взвесить все «за» и «против». Когда у ребенка еще нет определенности в планах, лучше всего ориентироваться на его природные навыки и умения. Он может выбирать между поступлением на гуманитарный, технический или естественнонаучный факультет.

Получение диплома в престижном ВУЗе уже станет весомым конкурентным преимуществом при трудоустройстве. Качественное высшее образование призвано сформировать мышление определенным образом, которое свойственно только данному учебному заведению. Выпускники известных ВУЗов высоко ценятся работодателями не только благодаря полученным знаниям, но и умению мыслить масштабно. Обладатели дипломов непрофильных ВУЗов также могут стать специалистами высокого уровня в финансовой сфере. Во многих ВУЗах есть множество факультетов, среди которых почти всегда есть и экономический, и математический. Выпускники, если они обладают качественными знаниями и навыками работы с цифровой информацией, при желании могут построить карьеру в финансовой сфере. При необходимости, они могут получить дополнительные знания благодаря системе наставничества на фирме или с помощью тренингов и курсов.

Несколько лет назад было принято считать, что фундаментальное образование является отличной площадкой для старта карьеры, но сегодня уже появился большой спрос на узкопрофильных специалистов. Например, требуются следующие эксперты – инженеры, специалисты по компьютерным системам, грамотные менеджеры по управлению персоналом и прочее. Следует отметить, что и в начале карьеры в быстро развивающиеся сфере будет весьма кстати специализация. Профессионалы своего дела востребованы на всех видах производства, а наличие профильного диплома играет важную роль даже для рекламистов, маркетологов и дизайнеров. Желательно обучаться по конкретной специальности только в том случае, когда есть четкие планы и понимание, в какой сфере хочется сделать карьеру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *