что такое фуд трек
Фудтраки: как они устроены и кто их выпускает в России
Еда «на колесах» — это всегда ощущение праздника, свободы и ожидание новых гастрономических впечатлений. О том, как работают футраки в России и кто занимается развитием мобильной торговли, рассказала автор-методист и руководитель Всероссийского проекта «Гастрономическая карта России» Екатерина Шаповалова на вебинаре, который прошел на площадке образовательного проекта GAZ Campus.
Что такое фудтрак?
Фудтрак — это фургон с оборудованной кухней, из которого может осуществляться торговля. Выглядит фудтрак как обычный фургон, транспортное средство, которое должно соблюдать правила дорожного движения, — так его и воспринимают сотрудники ГИБДД. Но для представителей Роспотребнадзора, Налоговой и других контролирующих органов фудтрак – объект нестационарной торговли. Закона, который регулировал бы работу кафе на колесах в России, пока нет.
Закон о мобильной торговле в России рассматривают уже два года: его внесло Министерство промышленности РФ, затем одобрило правительство и два комитета Госдумы, а Совет Федерации представил доводы о доработке, которые были учтены. Сейчас закон вновь на рассмотрении в Совете Федерации и, возможно, в ближайшее время он будет принят на государственном уровне.
Екатерина Шаповалова
Что такое фестивали фудтраков?
В 2018 году, в преддверии Чемпионата мира по футболу, «еде на колесах» дали ход — для проведения мобильных фестивалей региональных кухонь в рамках Всероссийского проекта «Гастрономическая карта России» были построены специальные фудтраки ГАЗель NEXT. Их было 11 — по количеству городов-участников Чемпионата мира, по которым путешествовали фудтраки и знакомили туристов с кухнями и блюдами различных регионов нашей страны, — от Сочи до Калининграда.
Начался гастро-пробег в 2018 году с Нижнего Новгорода — города, который является родиной автомобиля ГАЗ. Тогда впервые за историю было выдано разрешение на работу фудтраков в Нижегородской области — с 2014 года властями города рассматривалась инициатива предпринимателей об необходимости легализации фудтраков, но безрезультатно.
После, в рамках проекта «Гастрономическая карта России», мобильные фестивали с фудтраками стали проводиться регулярно. Было проведено 8 фестивалей. Многие собственники и шеф-повара вдохновились такой инициативой и продолжают развивать мобильную торговлю в своих городах и сегодня. Но чаще всего предприниматели хотят менять локации в течение сезона, т.к. постоянная точка, привязка к одному месту, разрешенному для торговли, не рентабельна. Сейчас в некоторых регионах обсуждается разрешение на торговлю в нескольких точках, минимум — трех.
11 фудтраков ГАЗель NEXT
На вебинаре в рамках образовательного проекта GAZ Campus Екатерина Шаповалова, автор-методист и руководитель Всероссийского проекта «Гастрономическая карта России», рассказала про участников фестиваля. Большинство из них – владельцы или шеф-повара действующих ресторанов. Они специально для работы фудтрака преобразовали свои ресторанные блюда в формат one-hand-food (помещающиеся в одну руку). Каждый фудтрак таким образом представлял национальные блюда своего региона.
«Наших шеф-поваров, которые никогда не готовили в фудтраке и в принципе никогда не готовили на улице, мы «вытаскивали» из их кухонь для того, чтобы с их региональной кухней, познакомилось как можно больше людей. Очень важна поддержка регионов. Потому что один из важных аспектов на наших фестивалях – это массовые дегустации», — рассказала Екатерина.Участники фестиваля «Гастрономическая карта России»
Отличия фудтрака от стационарного кафе
Кафе на колесах – отличная возможность для рестораторов быть мобильными и всегда оказываться в местах скопления людей. На городских праздниках, фестивалях, ярмарках, летних вечеринках на свежем воздухе.
Визуализация. В это понятие входит и внешний вид автомобиля, и сам процесс приготовления еды, скрытый от глаз гостей.
Еще одно отличие – прямой контакт с поваром. Так или иначе повару приходится или выходить из автомобиля, чтобы привлечь народ, или принять заказ у клиента, а затем еще и красиво приготовить блюдо.
Ежемесячные траты. Фудтрак не требует аренды, чего нельзя сказать о стационарном кафе или ресторане. Однако главный минус фудтрака – отсутствие коммуникаций – воды, света и газа. Об этом нужно позаботиться заранее.
Сезон. Фудтрак может работать и зимой, но вот спрос на него куда меньше, чем летом. Ведь многим хочется посидеть в теплом помещении, когда на улице холода. Поэтому основной сезон работы фудтрака – лето, а вот у стационарного кафе, ресторана – круглый год.
Посмотреть полную запись вебинара можно на сайте GAZ Campus.
GAZ Campus — это уникальный образовательный хаб, принадлежащий эксклюзивному дистрибьютору бренда ГАЗ Группе компаний Современные транспортные технологии.
Проектом предполагается не только регулярное проведение бесплатных обучающих вебинаров с привлечением экспертов различных направлений бизнеса, но и публикации в печатных и электронных СМИ экспертных статей и мнений, создание собственной интернет-платформы, и формирование профессионального сообщества.
В основе его лежат две фундаментальные составляющие:
• Обучение. Привлечение экспертов, ведущих спикеров для обмена лучшими практиками, кейсами, прогрессивным опытом и работающими аспектами бизнеса.
• Бизнес-решения. Разработка готовых бизнес-решений, которые включают пошаговую инструкцию по созданию собственного дела.
Участники проекта получат не только доступ к эксклюзивной информации о текущей ситуации на рынке, но и постоянную поддержку специалистов в области права, экономики и финансов.
За рулем и на сытый желудок. Как устроен фуд-трак?
Кухня в 7 «квадратов» на рынке недвижимости считается маленькой и неудобной. Такая же кухня на колесах — вполне себе объемная. По крайней мере, достаточная, чтобы готовить по 60 хот-догов в день. Нередко владельцы фуд-траков слышат восторженные отзывы от клиентов: «Классный бизнес. Я бы тоже хотел иметь кухню на колесах». Мы решили выяснить, что нужно сделать со стандартным микроавтобусом, чтобы он превратился в модную торговую точку.
Черный фуд-трак Mercedes стоит в довольно тихом месте столицы. Здесь нет большого потока пешеходов, сквозного трафика клиентов. Тем не менее микроавтобус известен всем местным жителям и работникам офисов — в первую очередь благодаря хот-догам.
Ореол идеального бизнеса
Каждый раз, когда речь заходит о фуд-траках, люди вспоминают фильм «Повар на колесах» (Chef). В нем главный герой после увольнения из ресторана решает открыть свою закусочную на колесах, «чтобы отыскать потерянное кулинарное вдохновение и попутно наладить отношения с семьей». Вместе с сыном они колесят по США, останавливаются, где хотят, и продают кубинские сэндвичи восторженной публике.
«В Беларуси все иначе, — тут же остужает разгоревшиеся фантазии об идеальном бизнесе владелец фуд-трака (а в свободное время — заядлый байкер) Дмитрий. — Нельзя кататься по городу и торговать там, где захочется. По закону наша точка — эквивалент автолавки. Торговля привязана к конкретному месту на карте — естественно, согласованному. С таким же успехом можно готовить в стационарном ларьке и изредка перемещать его на прицепе. Но это не так интересно. Фуд-траки сегодня — это дань моде».
Тут нужно сказать, что современные машины не котируются среди клиентов. Дмитрий специально наблюдал за поведением людей на фестивалях и знаковых тусовках. Они не идут к более новым «кухням на колесах» (например, к «ГАЗелям»), предпочитая модели в возрасте. Этот выбор также можно отнести к трендам — говорят, у свежих автомобилей нет «капельки души, истории». Янгтаймеры, вероятно, кажутся более стильными. Вот и Дмитрий сделал ставку на немолодую технику: «Вначале я купил Volkswagen T2. Дело было в августе прошлого года. Готовили машину специально под формат „Песочницы“ [кто не знает — минское пространство для чилаута с фуд-кортом, музыкой, лекциями и кино под открытым небом. — Прим. Onliner]. Скажу честно, работали на скорую руку, чтобы не пропустить сезон. Потому не запаривались насчет утепления кузова, закрыли глаза на малую базу микроавтобуса (там не будет и 7 „квадратов“). Со вторым траком этих ошибок не повторили. В качестве базы выбрали Mercedes».
Почему «Мерс»?
Фуд-трак у Ледового — Mercedes T1 D210. Это фургон, приводимый в движение знаменитым 602-м дизельным мотором. Такие поставлялись с 1989 по 1995 год, отличались надежностью. Когда именно машина приехала в Беларусь и сколько километров намотала по нашим дорогам, прежде чем стать кухней на колесах, история умалчивает. Владелец точки стритфуда говорит, что самый популярный вопрос от клиентов звучит так: «А она еще и ездит?» И ответ, конечно, положительный. Пускай фургон бóльшую часть времени стоит на приколе на тротуаре (место согласовано, ограничения ПДД в данном случае не действуют), он готов рвануть отсюда в любое время. Ну, почти в любое — на подготовку переезда может уйти полдня. Как-никак внутри немало оборудования, которое нужно как минимум закрепить.
«Купил Mercedes без переоформления, по доверенности, — признается Дмитрий. — Для моих целей этого вполне достаточно. Потому и номера первого региона. Регистрации у него нет — считайте, „понаехавший“. Техосмотр тоже не проходил — бессмысленно. Зачем нужен допуск для участия в дорожном движении, если это самое движения машина осуществляет не больше пяти раз за год? Да и не прошел бы этот „Мерс“ ТО, потому как в конструкцию кузова внесены изменения. Я говорю про окошко в фургоне, через которое мы выдаем заказы, общаемся с клиентами. Очевидно, в стоковом T1 такого нет, а значит, и врата станций диагностики для нас закрыты».
Именно эту модель молодой человек выбрал за надежность агрегатов. Единственное, над чем пришлось поработать именно по автомобильной (не кухонной) части, — кулиса переключения передач. В остальном 30-летний боец остается в строю. Второй пунктик — металл. Кабина выполнена из стали, а кунг — из дюралюминиевого сплава. Последний не ржавеет, а вот передняя часть грешит пятнами коррозии.
Метаморфозы «железа»
Дмитрий уже около 20 лет в общепите, в качестве директора кафе успел проработать 8 лет. Когда-то открыл ресторанчик для мотоциклистов, но в последние годы с головой ушел в фуд-траки. Говорит, и больше мобильности, и меньше вложений. Попробуем прицениться: сколько потребовалось для создания одной «кухни на колесах» без учета пошлин и прочих административных трат.
— Судя по той раскраске, в которой мне достался Mercedes, ранее он работал в службе доставки, — вспоминает предприниматель. — Состояние было так себе. В первую очередь сделали окошко и перекрасили кузов в черный цвет. Экстерьер украсили натуральным деревом и ретролампочками Эдисона. Металлические «заплатки» с наклепками не функциональны — то есть бампер прекрасно держится и без них. Они скорее являются продолжением ретростиля.
Бизнес-план фуд-трака с расчетами
Приблизительные данные:
Содержание
Примечание: Данный бизнес-план, как и все другие в разделе Бизнес-планы, содержит расчеты средних цен, которые в вашем случае могут отличаться. Поэтому рекомендуем вам делать расчеты для своего бизнеса индивидуально.
В данной статье мы составили подробный бизнес-план фуд-трака с расчетами.
Состояние и развитие рынка
Рынок уличной торговли, начиная с 2011 года, находится в постоянном стрессе. Операторов стрит-фуда к началу 2016 года стало меньше втрое. Причин тому несколько:
При всем этом интерес к мобильным кафе возрастает. Кофейня, пиццерия или бургерная на колесах — новый формат, которому еще предстоит побороться с классическим фаст-фудом за первое место в рейтинге направлений HoReCa.
Фуд-трак, как воплощение стрит-фуда, стоит в стороне от уже приевшихся форматов. Это свежее веяние, пришедшее с Запада, перспективно как для начинающих предпринимателей, так и для тех, кто решил выйти за рамки стационарного бизнеса и «пойти в народ». Фуд-трак — это кафе на базе грузового автомобиля. Авто переоснащают, делают внутри кухню, монтируют ресторанное оборудование, снаружи брендируют и ставят в местах с большой проходимостью.
Особенности фуд-трака как бизнеса
Желтый фуд-трак по продаже фастфуда
— Мобильность. Фуд-трак не ждет, когда придет клиент, а едет к нему сам. Зная о скоплении целевой аудитории в определенном месте, кафе на колесах приезжает туда и предлагает свой продукт.
— Экономия на строительстве и аренде. Нет инвестиций в поиск помещения, ремонт, перепланировку и дизайн-проект. С учетом возросших цен на аренду недвижимости — это серьезное подспорье.
— Быстрая окупаемость. При обслуживании 100 человек в день фуд-трак окупится в среднем через 4-6 месяцев.
— Быстрый выход на рынок. При покупке готового проекта фуд-трака, в который входит автомобиль, комплект оборудования и инвентаря, брендирование и проектирование, на рынок реально выйти всего за 45 дней. Этого достаточно, чтобы установить оборудование, разработать меню, оформить машину и выбрать место.
С чего начать? Выбор формата
Вы можете посмотреть видео о том, как открыть фуд-трак:
Фуд-трак интересен не только своей необычный формой организации продаж, но и подходом к качеству блюд. Здесь нет ничего от уличной еды прошлого, что гарантировала потребителю гастрит. Фуд-трак предлагает вкусные, свежие и качественные блюда и напитки.
Популярные форматы фуд-трака
— Кофейня. В меню — не менее 20 позиций кофе, кофейных напитков, коктейлей, смузи. Из еды — десерты, сэндвичи, выпечка. Главное — дорогая и мощная кофемашина, которая варит настоящий кофе, превосходящий напиток из вендинговых аппаратов.
— Пиццерия. Пиццу готовят на кухне фуд-трака, в меню — не менее 10 позиций + салаты, напитки и мороженое.
— Бургерная. Бургеры сегодня в тренде, но чтобы отстроиться от гигантов этого сегмента, нужны авторские рецепты.
— Стейки. Главное для этого формата — хорошее мясо. Остальное сделают добротный гриль и жарочная поверхность.
Фуд-трак с профессиональным оборудованием подходит для приготовления суши, лапши, пасты, выпечки, пирожков, осетинских пирогов и т.д.
Для примерного расчета инвестиций возьмем проект фуд-трака «Бургерная» от компании « КЛЕН ». Рекомендуемая площадь — 8 м², сделан на базе автомобиля BAW.
Концепция
Это пошаговая инструкция открытия бизнеса. В случае с фуд-траком в концепции обязательно рассматриваются следующие вопросы:
Где располагаться?
Сегодня законодательство РФ никак не регламентирует деятельность фуд-траков. Хотя законопроект о статусе мобильных кафе подготовлен и находится на рассмотрении в Совете Федерации. Пока это белое пятно, но все же к фуд-тракам предъявляются требования, аналогичные стационарным предприятиям питания.
В первую очередь необходимо решить, где будет располагаться фуд-трак. Есть несколько вариантов:
— Принять участие в аукционе на предоставление участка муниципальной земли. Но, как показывает практика, лоты в виде участков достаются в основном крупным торговым сетям для сезонной или постоянной деятельности. А в Москве размещение фуд-трака на муниципальной земле и вовсе запрещено.
— Аренда частной территории. Этот вариант реальный и выгодный. Вы арендуете участок при ТЦ, развлекательном комплексе, бизнес-центре и получаете посещаемую точку, а также доступ к инженерным коммуникациям, санузлам и т.д.
— Участие в мероприятиях. С организаторами фестивалей, ярмарок, фуд-фестов, концертов, пикников заключается договор аренды. Сумма аренды зависит от масштаба и статуса мероприятия. Ценовой диапазон — от 3 000 до 30 000 руб. в день. Но и проходимость разная — первый провинциальный маркет еды посетят всего 200-300 человек, а большой рок-фестиваль — более 20 тысяч.
Важно рассчитать пропускную способность фуд-трака, то есть максимальное количество блюд за единицу времени. Чтобы не было очередей и долгого ожидания заказа, можно взять в аренду у организаторов корнер и дополнительное оборудование, а также нанять временный персонал для ускоренной работы объекта.
— Несанкционированная торговля. На свой страх и риск можно ставить фуд-трак в любом людном месте, но это чревато административной ответственностью и потерей разрешения на деятельность.
Какой автомобиль выбрать?
Красный фуд-трак по продаже бургеров
Марка и возможности автомобиля зависят от целей бизнеса.
— BAW оптимален для работы в черте мегаполисов — парки, улицы и площади городов, зоны отдыха, пляжи. Удобная, маневренная и компактная машина.
— Газель подходит для преодоления средних расстояний и работы в сельской местности, санаториях, пансионатах, домах отдыха, в малых городах. На Газели можно выезжать на мероприятия в другие области. Широкая дилерская сеть по всей России гарантирует быстрый ремонт автомобиля в форс-мажорных обстоятельствах.
— МАЗ имеет большую, многофункциональную и производительную кухню на базе мощного, но экономичного тягача. В этом автомобиле готовят большие объёмы блюд за единицу времени. Фуд-трак на МАЗе идеален для эксплуатации в горной местности, в любых климатических зонах, на значительном удалении от основной базы.
На какую целевую аудиторию рассчитано?
Каково окружение проекта?
Штат
Оснащение
Оборудованный фуд-трак, готовый к приготовлению еды.
Перспективы развития
Автомобиль
Для фуд-трака выбирают легкие классы грузовиков, где достаточно места для установки оборудования и работы персонала.
Примерные расценки на распространенные авто для фуд-трака:
Проектирование
Проектирование фуд-трака — весомая статья расходов. Есть сложность в подключении машины и оборудования к инженерным сетям. Для примера возьмем электроснабжение.
Если фуд-трак работает автономно, то есть полулегально, не платя никому аренду, его оснащают или генератором, или преобразователем. И то, и другое дорого и со своими недочетами. Генератор обязательно должен соответствовать по мощности требованиям оборудования на кухне и при максимальной загрузке его хватит всего лишь на 5 часов.
Макет оборудованного автомобиля под фуд-трак
Преобразователь же работает от аккумуляторов, и чтобы его хватило на рабочий день, автомобиль часто заводят, а это неизбежно приводит к износу двигателя и расходу бензина. Самый разумный выход — подключение к сети.
Еще один проблемный момент — вентиляция и кондиционирование. Кухня фуд-трака — помещение маленькое. Концентрация оборудования и людей на один м² практически экстремальная. Жара в помещении и загрязнение воздуха продуктами горения недопустимы.
Проект фуд-трака с расстановкой оборудования и привязкой к инженерным сетям стоит в среднем 100 000 руб. При комплексном оснащении фуд-трака в компании « КЛЕН » эта услуга бесплатна.
Оборудование
Комплект оборудования рассчитан на производство и продажу бургеров, сэндвичей, роллов, панини, картофеля-фри, чая и свежесваренного зернового кофе. Пропускная способность — 40-60 человек в час.
Оборудование (цены в рублях)
Инвентарь (цены в рублях)
Брендирование
Автомобиль, продающий еду на колесах
Внешний вид фуд-трака — основа успеха. Фуд-трак должен привлекать к себе внимание, выделяться на местности, отличаться от конкурентов, информировать потребителя о продукте.
В брендирование входит:
Базовая стоимость услуги — 25 000 руб.
Разработка меню
Авторский подход к меню фуд-трака позволит отстроиться от конкурентов. Это особенно актуально, если фуд-трак стоит около ТЦ, где много аналогичных операторов на фуд-корте. Приглашенный шеф-повар разработает меню под требования бизнеса и возможности оборудования. Средняя стоимость разработки меню — от 40 000 руб.
Примерное базовое меню «Бургерной»
Регистрация
Для фуд-трака оптимальная форма собственности — ИП. Ее преимущества:
Для регистрации ИП необходимы
Документы для получения разрешения на деятельность в Роспотребнадзоре
Рентабельность и окупаемость
Максимальный срок окупаемости фуд-трака при старте в сезон — 4-6 месяцев. Если через полгода окупаемости нет, значит:
Наценка на бургеры, картофель-фри, сэндвичи составляет 200-250%. Это не самый высокий показатель для HoReCa, потому что прибыль в фаст-фуде делает посещаемость.
Средний чек — 350 руб.
Хотите освоить новый перспективный формат? Думаете, куда вложить деньги? Компания « КЛЕН » поможет вам открыть фуд-трак и стать лидером в еще свободном сегменте.
Фуд-трак как бизнес: взгляд изнутри
Продолжая тему, начатую в статьях «Стритфуд – стиль жизни большого города» и «Фуд-трак на свой страх и риск», мы обратились к участникам рынка и попросили их поделиться своим опытом.
В нашем круглом столе приняли участие:
Артём Щукин, руководитель отдела маркетинга и рекламы «ББ&Бургерс»;
Кирилл Кожевников, владелец фудтрака Kowboy Burger (Челябинск);
Олег Протопопов, руководитель департамента франчайзинга «Сабвэй Россия»;
Рафаэль Хабиров, генеральный директор и владелец ООО «Хариз», бренд EdaNaKolesah.com.
Кого и почему привлекает формат фуд-траков в качестве бизнеса? Каков размер необходимых вложений и окупаемость? Что определяет успех проекта?
Артём Щукин:
Такой формат привлекает, в первую очередь, стартаперов, которые хотят попробовать новый продукт на рынке, рестораторов, стремящихся «прощупать» целевую аудиторию выбранной территории, а также заведения, чья цель – повысить узнаваемость продукта и бренда в целом.
На сегодняшний день крупных игроков на рынке мобильной уличной торговли едой два. Есть еще 5-6 более мелких, таких как мы, – наш парк состоит из одного фуд-трака и команды, обслуживающей его.
Объем необходимых вложений начинается от 1млн рублей с окупаемостью за один-два года.
Успех проекта определяет составляющая продукта, локация, команда, производственная часть.
Кирилл Кожевников:
В этом сегменте наиболее популярными форматами являются кофейни и бургерные. Понятный продукт и оборудования на рынке полно. Мы выбрали бургеры, потому что сами их любим, кроме того, они очень популярны!
Если вы хотите, чтобы проект был успешным, то, решая вложить деньги в фуд-трак, прежде всего, нужно определиться с тем, что вы будете готовить. Потом, исходя из имеющихся в распоряжении финансовых средств, определиться с машинной базой, которая вам подойдет, и подобрать оборудование.
Олег Протопопов:
На сегодняшний день формат фуд-траков не интересен для бизнеса, массово работают только мобильные кофейни. Остальные проекты принадлежат либо гастроэнтузиастам, либо крупным игрокам рынка, решившимся на тестирование нового формата с расчетом на то, что рано или поздно будет принят закон о нестационарной торговле.
Рафаэль Хабиров:
Фуд-трак в качестве бизнеса привлекает как молодых предпринимателей-гастроэнтузиастов, так и крупные компании, например: «Прайм Биф», METRO Cash & Carry, Клинский мясокомбинат, «Татнефть».
Для первых это возможность начать бизнес с минимальными рисками и достаточно низким входным порогом – от 1,5 до 3,5 миллионов рублей, и с гарантией, что само оборудование останется в собственности и при реализации «отобьёт» большинство стартовых вложений. Также имеет значение минимизация рисков вложения в «неудачное место».
Для вторых фуд-трак это рекламный объект, который принимает участие во множестве мероприятий и дает возможность выйти на новые рынки, обеспечивая прямые поставки продукции «к столу» потребителя. В качестве примера можно привести реализацию продукции около/внутри коттеджных поселков крупных городов (в Подмосковье это очень актуальная сейчас схема). Кроме того, фуд-траки позволяют осуществить диверсификацию рынка сбыта как такового.
Определение успеха в любом бизнесе — это точный просчет экономической модели и высокая мотивационная составляющая. Без приложения усилий руководители проекта могут рассчитывать только на удачу.
Почему вы решили выйти в этот сегмент рынка? В чем особенность ваших фуд-траков? Чем вы отличаетесь от конкурентов?
Артём Щукин:
Фуд-трак дает возможность быть ближе к нашим гостям. Мы готовы приехать к ним на любое мероприятие: корпоратив в тайге, пикник в пустыне, фестиваль в Мневниках. Наш фуд-трак оборудован так, что мы с легкостью можем обслужить большое количество гостей там, где нет кафе и ресторанов.
Как в любом из наших ресторанов, мы используем только охлажденное мясо и овощи подмосковных хозяйств. Все, что нам нужно, это электричество и голодная публика.
Кирилл Кожевников:
Идея мобильной бургерной принадлежит моему другу и коллеге Виталию Дорохову. А сама бизнес модель была скопирована с западных образцов. Собственно, первый трак Виталий собирал своими руками, опираясь на мировой опыт. Особенность его заключается в хорошем оборудовании, эргономично размещенном внутри. Работать удобно и комфортно.
Олег Протопопов:
Поскольку рынок быстро меняется, мы постоянно тестируем различные форматы и каналы продаж. В отличие от наших основных конкурентов на рынке фастфуда – «Макдоналдс», «Бургер Кинг», KFC – наш формат требует на порядок меньше электрических мощностей. Вторая особенность состоит в том, что работник заведения и покупатель находятся «на одном уровне». Это принципиально важно для наших покупателей, так как они активно участвуют в приготовлении: выбирают ингредиенты для своего сэндвича и салата из набора продуктов, которые видят перед собой в охлаждаемой витрине.
Мы долго искали решение, которое позволило бы реализовать эту идею при мобильной торговле. И в итоге остановились на формате фургонов с шасси, которое может убираться в специальный паз, как у самолета, тем самым опуская фургон на землю. Сейчас опросы покупателей в наших мобильных точках подтвердили, что мы не зря уделили этой задаче столько внимания.
Какие варианты автомобилей для обустройства бургерной «на колесах» предлагает рынок, и на чем вы остановили свой выбор? Сколько денег требуется на покупку фуд-трака? Не лучше ли взять в аренду?
Артём Щукин:
Если не брать в расчет тонары и прицепы, то фуд-трак можно сделать из любого автомобиля с цельнометаллическим кузовом, начиная с Fiat Ducato, Peugeot Boxer и Mercedes 308d, заканчивая машинами «Газ», редкими LDV Maxsus, ретро-моделями Volkswagen LT31D. Рынок максимально открыт и насыщен предложениями: можно арендовать фуд-трак для теста бизнес-модели, купить подержанный, сделать фуд-трак самому или купить готовый, на базе любой машины, или же приобрести профессиональный, собранный на специальной базе. Мы решили оборудовать его самостоятельно, чтобы протестировать рынок с минимальными рисками.
Кирилл Кожевников:
Средняя цена фуд-трака начинается от 2,5 млн за машину с оборудованием. Например, мы сейчас просчитали трак на базе Volkswagen Crafter, и он нам обойдется почти в 4,5 млн. из-за дороговизны оборудования. Насчет аренды я бы не стал смотреть в сторону траков, успешных историй я не слышал. Если денег не хватает, то проще купить полуприцеп. По поводу дальнейшего обслуживания фуд-трака скажу одно – это машина, со всеми вытекающими последствиями.
Рафаэль Хабиров:
По нашим статистическим данным, инвестиции в покупку фуд-трака окупаются в первые полгода-год. Хочу обратить внимание, что существующие сегодня программы лизингового кредитования позволяют работать на рынке без большой первоначальной суммы инвестиций, при этом залогом является сам автотранспорт.
Аренда как таковая, в основном, себя не оправдывает по ряду причин – главным образом потому, что она экономически невыгодна для предпринимателя.
Что входит в необходимый набор оборудования для фуд-трака? Если не секрет, какова комплектация вашего автофургона?
Артём Щукин:
Наш автофургон укомплектован тремя грилями, фритюром, столами, холодильниками, титаном, кофемашиной и слайсером.
Кирилл Кожевников:
В комплект оборудования входит гриль, фритюр, гриль саламандра, кофемашина, мармит и т. д. И, конечно, набор для кухни: ножи, умывальники, гастроемкости, морозилка, саладетта.
Олег Протопопов:
Формально наши фургоны нельзя назвать фуд-траком, это фуд-трейлеры. Но в России слово фуд-трак используется для обозначения как фуд-траков, так и фуд-трейлеров.
В нашем фургоне охлаждаемая витрина, холодильник для заготовок, шкаф для хранения выпеченного хлеба, печь для поджаривания сэндвичей и холодильник с напитками.
По вашему мнению, каким должно быть меню в фуд-траке? Какие позиции представлены в вашем меню и как часто обновляется ассортимент?
Артём Щукин:
Меню должно быть лаконичным. На наш взгляд, предпочтителен монопродукт и разные его варианты. Ресторан с большим выбором блюд на семи страницах – не опция для фуд-трака. Основное меню «ББ Бургерс» – бургеры. Мы стараемся сделать их разнообразными, в том числе, за счет наполнения. Это может быть не только говяжья котлета, но и куриная, и рыбная. Картошку фри мы подаем как стандартно, так и с дополнением в виде стейка, филе трески. В этом году расширили линейку салатов.
Кирилл Кожевников:
Я считаю, что в меню фуд-трака должно быть не более шести позиций. Вы ограничены в размерах кухни. Будут ли это только бургеры или что-то еще – решать вам.
У нас меню стабильно: шесть бургеров с говядиной (с разными вкусами) плюс картошка. Люди ее любят.
Добавлю, что поставщиков продуктов мы искали в интернете. Выбор, к сожалению, невелик. Но в дальнейшем никаких сложностей в работе с ними не возникало.
Олег Протопопов:
В наших фуд-траках представлено полное меню стационарного ресторана. Это особенность нашего формата.
Как обстоит дело с получением разрешений на открытие точки мобильной торговли? Каким образом регулируется работа уличных объектов торговли, в том числе «с колес»? Как разрабатывается маршрут, выбираются места для остановок автофургона? Можно ли располагаться на центральных улицах? Часто переезжать с места на место? Расскажите про участие в массовых городских мероприятиях.
Артём Щукин:
Торговля на улицах Москвы без специального разрешения запрещена властями. Закон, регламентирующий работу нестационарных торговых объектов, еще не принят, и находится на рассмотрении в Госдуме.
Для торговли мы выбираем городские фестивали, частные территории, праздники и маркеты, кейтеринги.
Если вы маленький предприниматель, штраф за незаконную коммерческую деятельность небольшой, и есть вариант менять локацию, убегая от законодательства. Но это уже давно не наш вариант.
Кирилл Кожевников:
Постоянно в движении находиться не получится. Найдите место для торговли и выезжайте туда. Вы должны примелькаться людям.
Мы кормили день Военно-воздушных сил (ВВС), фестивали автозвука и спортивные мероприятия, часто работали на городских праздниках. Разумеется, место – это самое главное в торговле, даже в мобильной. Поэтому нужно искать большой поток людей, но вставать так, чтобы не было помех горожанам, иначе будут проблемы.
Олег Протопопов:
Разработкой маршрута и выбором мест для остановок автофургона занимаются наши франчайзи.
Рафаэль Хабиров:
Согласно законодательству, предприниматель, обладающий фудтраком-автолавкой, практически всегда обязан заключать договор аренды (долгосрочный или краткосрочный), например, на время мероприятия. При этом, регистрация прицепа обязательна в органах ГИБДД.
Также правила торговли с такого рода объектов часто устанавливаются на местном уровне. В некоторых регионах РФ уже сейчас можно торговать «на тротуар» с автолавки. В частности, в Нижнем Новгороде эта норма действует с ноября 2018 года.
Ваш прогноз: в каком направлении будет развиваться сегмент еды «на колесах»?
Артём Щукин:
Сегмент в целом развиваться не будет, ситуация останется такой же стабильной.
Если говорить про Москву, то на эту стабильность не повлияет даже принятие закона, разрешающего торговлю фуд-тракам. Работа мобильных точек будет настолько жестко регламентирована, что это не позволит малым предпринимателям присутствовать на данном рынке. Закон будет создан под крупных игроков, которые в итоге займут выделенные под мобильную торговлю площадки.
Если рассуждать о том, составят ли бургерные «на колесах» конкуренцию классическому фастфуду, надо отметить, что еда в помещении и еда to go – это два разных формата, так же, как кофейня и кофе «на вынос». Вероятно, фуд-траки оттянут на себя часть клиентов классического фастфуда, но их доля будет незначительной.
Кирилл Кожевников:
Если законодатели не будут ставить палки в колеса, то, я уверен, сегмент будет расти. Наши основные покупатели – молодежь и люди среднего возраста. В рестораны ходить дорого, и люди ищут простую, доступную альтернативу. Мобильные кафе помогут решить эту задачу. Главное, чтобы качество не падало.
Олег Протопопов:
Конкуренция в этом сегменте сейчас минимальна. А будущее рынка зависит от законодательной базы. Но, можно сказать однозначно, что у рынка большой потенциал.
Рафаэль Хабиров:
Еда «на колесах», наверное, один из самых «зажатых» сегментов торговли в нашей стране. Для справки: в мире уличное питание – это самый большой рынок трудоустройства, где задействовано около 2,5 миллиардов людей! У нас в связи с искусственным подавлением сегмента в угоду крупного ритейла этот бизнес пребывает в зачаточном состоянии. Однако, его ждет масштабное развитие.
С ожидаемым внесением поправок в закон «О торговле», согласно прогнозу Минпромторга РФ, произойдет взрывной рост интереса к фуд-тракам: на рынке ежегодно будет появляться до 50 тыс. новых единиц.