что такое фуд арт
Food Art в формате современного искусства
Не так давно всемирно известный арт-провокатор итальянец Маурицио Каттелан представил на суд публики инсталляцию в виде банана, приклеенного к стене куском серебристо-серого скотча. «Произведение» было продано за 120 тысяч долларов и вызвало большой резонанс. Некоторые критики усмотрели в арт-объекте символический крест, поставленный на подгнившем современном искусстве. Другие же сочли его новым «черным квадратом» Малевича. Но не насмехался ли автор над современным «фуд-артом«, использовав перезрелый банан для своей концептуальной работы, названной им «Comedian«?
Многие века еда и продукты питания вдохновляли живописцев на создание великолепных натюрмортов. Современные художники, работающие в стиле «фуд-арт», тоже используют еду в качестве выразительного средства. Но распознать в их работах родовые черты натюрморта практически не возможно из-за нескольких «генных модификаций», которые он претерпел за последнее столетие. Эксперименты были начаты представителями таких художественных течений конца XIX — начала XX века, как нью-реализм, поп-арт и еat-аrt. Их новаторство стало архимедовым рычагом, который сдвинул традиционный жанр «натюрморта» с незыблемого постамента.
Зачинщиками «переворота» стали «впечатлительные» художники-импрессионисты. (За точку отсчета шкалы изменений можно принять изящные натюрморты Ренуара). Дальнейшие эксперименты с натюрмортом продолжили Сезанн, Гоген, Анри Матисс и некоторые другие приверженцы «постимпрессионизма». Они отказывались изображать только зримую действительность (как натуралисты) или сиюминутное впечатление (как импрессионисты). Взамен они стремились показать элементы и сущностные состояния жизни, прибегая при этом к декоративной стилизации.
Наиболее радикальный слом эстетической традиции натюрморта был предпринят фовистами и экспрессионистами, а также молодым Пабло Пикассо, проводившим смелые опыты по обобщению форм.
Поп-арт, как предтеча фуд-арта
Реакцией на серьезность и беспредметность абстрактного экспрессионизма в живописи стало появление американского поп-арта. Новое поколение художников делало ставку на изображения объектов массового потребления, привнося в свои работы некоторую иронию, приправленную внушительной порцией китча. При этом, каждый из авторов находил свой стиль и метод. К примеру, если американский художник Уэйн Тибо изображал на своих полотнах красочные торты и пирожные в точности, как они выглядели в витринах кондитерских, то скульптор шведского происхождения Клас Ольденбург вывел их за рамки холста, выставив на реальную витрину. В 1961 году он создал макет уличного «продуктового Магазина», где продавал гипсовые копии ширпотреба, в том числе, соблазнительные на вид десерты и кондитерские изделия. Выложенные на настоящих обеденных блюдах, его творения стали предтечей возникшего в наше время «фуд-арта на тарелках». (Подобным приемом автор создавал напряжение между воображением, вызывающем «съедобные» образы сладостей, и их очевидным искусственным происхождением).
В работах большинства классиков поп-арта просматривалась дюшановская идея «ready made». Но Ольденбург модифицировал ее, многократно «умножая» и видоизменяя «готовый предмет» (ready made) до невероятных размеров. Гипертрофированные размеры придавали образам популярной еды своеобразный символизм и пародийное величие. (В наше время его «Гамбургеры – гиганты» выродились в миниатюрную еду из полимерной глины).
Новый реализм
В тот же период в Париже образовалось творческое сообщество «Новый реализм». Художники, состоявшие в нем, отреклись от традиционной станковой живописи и выступали за использование реальных предметов при создании произведений. Своей задачей они ставили «новое приближение к восприятию реальности». С поп-артом и нео-дадаизмом их объединяло использование продуктов массового потребления, которое можно видеть в инсталляциях и коллажах ключевых фигур этого направления – Роберта Раушенберга, Джаспера Джонса, Тома Вессельмана, Мела Рамоса и др.
Особенности современного натюрморта
Современное поколение художников продолжило эксперименты предшественников, но уже используя арсенал достижений технического прогресса. Их натюрморты стали продуктом синтеза современных технологий, разных жанров искусства и комбинаций материалов. Например, немецкий фуд-стилист Дитлинд Волф «изготавливает» свои декоративные натюрморты из продуктов питания, цветов и предметов быта, используя в качестве вспомогательных материалов фарфор, бумагу, металл и текстиль. С помощью цифровых технологий созданы сюрреалистические натюрморты швейцарского художника Тилла Рабуса, уникальные фото-натюрморты Шарля Ру, продуктовые композиции Сэма Каплана, а также цифровые натюрморты Кевина Беста, которые в точности передают дух и стиль картин старых голландских мастеров…
Современное искусство XXI века: «Продается, продается, продано…»
Инсталляция «Comedian» стала успешным флешбэком Маурицио Каттелана после 5-летнего отсутствия на арене современного искусства. (В ближайших планах художника несколько персональных выставок по всему миру и большая ретроспектива работ, которая будет проходить с июля по февраль 2022 года в миланском центре современного искусства Pirelli HangarBicocca).
С самого начала деятельности, художник сознательно провоцировал скандалы своими декларациями и поступками. К примеру, в 1991 году он подал заявление в полицию о краже его работы, предназначенной для выставки в Милане. (На самом деле никакой работы не было). Получив официальный протокол о похищении, Каттелан оформил его в рамку и выставил в галерее, как произведение искусства. (Впоследствии даже умудрился его продать!). А в 1996 году сам украл экспонаты из соседней галереи и выставил их в Амстердамском арт-центре под своим именем. Полиция разобралась и вернула их владельцу, но сам прецедент стал «произведением» и получил название «Очередной проклятый «ready made».
Зная это, «Comedian» не кажется примером «предметного искусства» поп-арта, не смотря на использование банана и скотча. Это больше похоже на «вывернутый наизнанку» творческий манифест супрематиста Малевича, его картину «Черный квадрат». Но он обозначал конец традиционного предметного мышления художника и пророчил начало эры «чистого творчества в искусстве», а подобный идеализм Каттелану не присущ.
«Для меня хороший вкус — как и вообще вкус — это забота мороженщика. Искусство пусто и прозрачно. Я никогда не сделал ничего более провокативного и жестокого, чем то, что я вижу каждый день вокруг. Я — всего лишь губка. Или репродуктор».
Продать за 120 тысяч обычный банан, который тут же съедают, похоже на издевку над коммерциализацией искусства. Такую же, которую года три назад продемонстрировал анонимный художник стрит-арта Бэнкси. После того, как его работа «Девочка с воздушным шаром» была продана на аукционе Sotheby’s больше чем за 1 млн фунтов, на глазах ошеломленной публики она вдруг «самоуничтожилась» спрятанным в раме шредером для бумаги. Бенкси саркастически прокомментировал фото этого момента словами, которые обычно произносит во время торгов аукционист: «Going, going, gone…» (Продается, продается, продано…).
Приведенные факты свидетельствуют о том, что современным искусством, которое создается и продается в наши дни, может быть все, что угодно в буквальном смысле слова. Любой странный арт-объект. Но судя по забвению дадаизма, ново-реализма и прочих авангардных художественных течений, таким же непреложным фактом остается и то, что любая форма когда-то «современного искусства» с течением времени становится достоянием культурной истории. Не зря в качестве синонима «contemporary art» используют определение «актуальное искусство». Остается только дожидаться нового витка культурного развития общества.
ФУД-АРТ НА ТАРЕЛОЧКЕ С «СЕТЕВОЙ» КАЕМОЧКОЙ
Под современным термином «фуд-арт» скрывается давнее искусство составления художественных композиций, частично или полностью состоящих из продуктов питания. Как жанр, фуд-арт зародился в недрах японской культуры, где изящная эстетика и символизм были присущи буквально всему: поэзии, письму, компоновке цветочной икебаны, и даже процессу раскладки продуктов на тарелке. Но в итоге, японская Годзилла проиграла схватку американскому Кинг-Конгу. В первую очередь, это произошло, благодаря распространению через глобальные интернет-сети «поп-культуры» начала 19-го века.
Предпосылки к возникновению эстетики «интеллектуального фуд-арта» проявлялись еще в эпоху Возрождения. Уже тогда, итальянский художник-маньерист Джузеппе Арчимбольдо создавал портреты знатных особ в виде причудливой «мозаики» из овощей и фруктов. Спустя 400 лет, в искусстве фуд-арта безраздельно доминирует зрелищность художественного образа, неординарность средств выражения и, обязательный атрибут современности — количество follower-ов, подписанных на авторские аккаунты в соц.сетях.
Это повлияло и на «целомудренную» островную культуру Японии. Даже те авторы «японского фуд-арта», которые придерживаются национальных традиций, вынуждены адаптироваться к реалиям времени. К примеру, дизайн традиционных «коробочных» завтраков «бенто» стал более зрелищным. Как и леденцы на палочках (классические японские сладости), которым молодой японский кондитер Shinri Tezuka вручную придает вид невероятно натуралистичных животных.
С помощью соц.сетей популяризируют традиции своих предков и другие их соотечественники. Примеры тому, — «поэтические блюда» от шеф-повара Йошиаки Таказава (по его мнению, они гармонируют со стихами классической японской поэзии «хокку» и «танка«), или образцы виртуозной, похожей на художественное панно, рыбной нарезки «сашими», что выкладывает у себя в Instagram японский повар под ником mikyou00.
САМОБЫТНОЕ ИСКУССТВО ХАРЛЕЯ ЛАНГБЕРГА
Фуд-арт – модное направление современного искусства. Истоками этого «творчества из продуктов» можно считать картины Джузеппе Арчимбольдо-визуалиста эпохи позднего Возрождения и «бенто»- миниатюры из еды, когда ланч из риса, рыбы и овощного гарнира становится настоящим произведением изобразительного искусства. Сегодня фуд-арт давно перешагнул рубеж «кухонного творчества» и, наряду с фуд-фото, прочно держится в лидерах авангардного искусства. Фрукты, овощи, мясо и множество других продуктов, которые мы привыкли видеть в холодильнике, обретают в умелых руках художественные качества. Художники и фуд-иллюстраторы отныне составляют серьезную конкуренцию ведущим кулинарам. И в самом деле, зачем есть обычный салат, если можно заказать себе пейзаж из овощей или флаг Италии из спагетти?
На сайте art-eda.info не раз упоминалось о разных мастерах современного искусства в области фуд-арта, от известного английского фотохудожника Карла Уорнера, который специализируется на «продуктовых пейзажах» до малоизвестной поклонницы веганства и йоги под ником Сonocana.
С недавних пор и американец Харлей Лангберг, ранее изучавший только экономику и не имеющий художественного образования, тоже начал применять свои художественные способности для создания репродукций известных картин, используя съедобные ингредиенты. Креативные работы автора доставляют зрителям развлечение и радость. За пару лет своего творчества он стал популярным и уже делает работы на заказ; учит других, как создавать миниатюрные шедевры из даров природы. Его творения используют для званых обедов и других мероприятий.
В его работах чувствуется непредвзятость и самобытность. Из фруктов и овощей, выбранных на прилавках фермерских рынков Хэмптона, Лангберг создает воображаемые портреты знаменитостей, таких, как Мерлин Монро, Кани Вест, Карла Лагерфельда и прочих. Будучи поклонником современного уличного художника Роберта Бэнкси, недавно Харлей презентовал оригинальные репродукции его рисунков, выполненные из разнообразных продуктов. Стоит признать, ему это удалось. Минималистические изображения очень точно копируют стилистику арт-террориста из Великобритании. Большинство граффити Бэнкси черно-белые, поэтому для глубины рисунка и передачи оттенков Харлей Лангберг использовал кожуру баклажана, идеально подошедшую по фактуре. Одна проблема — с ней очень сложно работать при тонкой нарезке.
Лангберг перенес креатив граффити Бенкси с городских стен на кухонные тарелки
репродукция картин Хичкок-Птицы и Целующиеся полисмены
Не менее креативны портреты известных личностей. В коллекции художника их уже более 50-ти. Например, серия портретов на печенье Oreo. Художник шутит, что некоторые его работы имеют вполне утилитарное значение – он часто угощает съедобными картинами друзей на вечеринках. Вместе с тем, выбор материала в виде продуктовых брендов — прагматичен. Ведь, «Oreo» входит в пятерку самых раскручиваемых брендов через социальные сети. В сообществе Oreo на Facebook состоят более 16 миллионов пользователей.
Портреты знаменитостей, в исполнении мастера фуд-арта забавны и самобытны:
Ниже приведем несколько примеров «фуд-репродукций» известных картин, созданных талантливым американцем.
Грант Дэволсон Вудс (Grant DeVolson Wood)известен в основном картинами, посвящёнными сельской жизни американского Среднего Запада. Одним из самых узнаваемых образов в американском искусстве ХХ века стала его картина «Американская готика» (American Gothic, 1930).
Для создания «Американской готики» Гранта Вудса – автором использовались швейцарский сыр, киви, баклажаны и йогурт.
Всемирную известность в 1920-30-х годах, благодаря своей связи с Пикассо, получила фотограф-сюрреалист, художница и поэтесса Дора Маар. Она была нервной, неуравновешенной натурой, в творчество Пикассо она вошла, как «женщина в слезах».
Кубизм Пикассо воссоздается Лангбергом с помощью манго, нектарина, перца, зеленого лука, баклажан и репы. Для реализации более сложной цветовой гаммы он использует экзотические плоды, вроде драконового фрукта (питайи), юкки и других.
Рене Магритт (René François Ghislain Magritte) писал картину «Сын человеческий», как автопортрет. На ней изображен мужчина в пальто и шляпе-котелке, стоящий около стены, за которой видно море и облачное небо. Лицо человека практически полностью закрыто парящим перед ним зелёным яблоком. Своим названием картина, как полагают, обязана образу современного бизнесмена, оставшегося сыном Адама, и яблоку, символизирующему искушения, которые продолжают преследовать человека и в современном мире. Со временем, картина Магритта стала культовой и ее присутствие можно видеть во множестве фильмов, шоу, в сценариях клипов и сериалов.
Картина «Крик», созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами норвежским художником Эдвардом Мунком (Edvard Munch), стала эмблемой экспрессионизма и служит своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения.
Остальные работы художника Харлея Лангберга можно посмотреть на его персональном сайте
Мы ценим людей и их стремление быть здоровыми
Это здорово, модно, престижно, да и просто жизненно необходимо. С нами быть успешным и счастливым человеком легко и вкусно!
Мы любим свое дело
Никогда не говорим, что что-то невозможно и точно знаем, что возможно все! Мы стремимся стать лучшими экспертами и мастерами своего дела.
У нас огромный опыт
Мы не тратим время понапрасну. Мы верим в себя и верим,
что у нас есть неограниченное количество возможностей.
Мы каждый день стремимся к большему
Стараемся всегда и во всем создавать и видеть ценность. Мы пробуем новое и действуем сегодня и сейчас.
О компании
Один из лидеров России в категории орехи и сухофрукты/свежие овощи и фрукты
Сегодня «Фуд Арт» – один из лидеров ритейла России в категории орехи и сухофрукты. Мы на рынке уже более 10 лет! Имеем контракты с большинством Федеральных сетей, свое инновационное производство, собственную лабораторию, надежные связи с поставщиками и дружную команду единомышленников.
Мы являемся крупнейшими импортерами, предлагаем широкий ассортимент традиционных и экзотических позиций. Осуществляем полный цикл обработки и фасовки орехов, сухофруктов, смесей под собственными Торговыми марками и СТМ. Активно развиваем направление по поставкам свежих овощей и фруктов. Имеем собственный автоматизированный складской комплекс, автопарк машин с системами контроля температурного режима.
Орехи и сухофрукты, овощи и фрукты из разных уголков мира
Мы ценим людей и их стремление быть здоровыми
Это здорово, модно, престижно, да и просто жизненно необходимо. С нами быть успешным и счастливым человеком легко и вкусно!
Мы любим свое дело
Никогда не говорим, что что-то невозможно и точно знаем, что возможно все! Мы стремимся стать лучшими экспертами и мастерами своего дела.
У нас огромный опыт
Мы не тратим время понапрасну. Мы верим в себя и верим,
что у нас есть неограниченное количество возможностей.
Мы каждый день стремимся к большему
Стараемся всегда и во всем создавать и видеть ценность. Мы пробуем новое и действуем сегодня и сейчас.
Что такое фуд арт
У вас на телефоне есть фото еды? Если так, то вы уже на полпути к тому, чтобы заняться фуд-скетчингом — самым популярным видом быстрых зарисовок сегодня. Рассказываем, как сделать свою первую вкусную картинку и почему это занятие вам точно понравится. Вместе с книгой «Скетчинг маркерами с Анной Расторгуевой».
Почему фуд-скетчинг — это здорово
Популярность жанра кулинарных зарисовок связана с модой на фуд-фотографию. Многим нравится фотографировать свой завтрак, обед из трёх блюд, перекус или ужин. Так что можно даже не выходя из дома нарисовать традиционный наваристый борщ или экзотичные устрицы.
Иллюстрация из книги «Скетчинг маркерами с Анной Расторгуевой»
Или привезти зарисовку из путешествия: острый Том-ям или шакшука запомнятся надолго. Даже в беглом скетче можно ухватить самую суть блюда и общее настроение, а занятные комментарии сделают работу еще более памятной.
Иллюстрация из книги «Скетчинг маркерами с Анной Расторгуевой»
С чего начать?
Первым делом нужно выбрать рецепт, который вы собираетесь проиллюстрировать, и понять, как это сделать лучше.
Начинайте с яблок
Начните с фруктов и овощей. На простых формах легче проследит расположение светотени и отработать плавность градиентов. Возьмите 1-2 объекта, старайтесь попасть в характер формы и проработать объём. Сравнивайте разные фрукты и овощи, их масштабы, текстуры и детали.
Иллюстрация из книги «Скетчинг маркерами с Анной Расторгуевой»
Изучайте текстуры и техники на пирожных
Сладости — лидер фуд-скетчинга. Тут каждый — начинающий и опытный скетчер — хоть раз да отметился. А всё благодаря разнообразию цветов и текстур: крем, шоколад, глазурь.
Иллюстрация из книги «Скетчинг маркерами с Анной Расторгуевой»
Напитки покрепче
Рисовать напитки тоже страшно интересно. Тут мы сталкиваемся сразу с несколькими задачами. Сначала нужно изобразить емкость, в которую налит напиток: передать материал и форму. Вот, например, граненый хрусталь, сотканный из бликов и теней, или гладкое толстостенное стекло, где просвечивает напиток.
Иллюстрация из книги «Скетчинг маркерами с Анной Расторгуевой»
Старайтесь как можно точнее уловить светотеневой контраст и расположение отдельных световых пятен. Но не забывайте и про сам напиток, его цвет и степень прозрачности. Можете даже добавить фрукты или лед.
Экспериментируйте с композицей
Некоторые блюда хороши в любом виде. Но есть и такие, что лучше выглядят в разном состоянии: готовом или на стадии ингредиентов. Например, выпечка и десерты итак аппетитны и узнаваемы. А вот о рагу этого не скажешь. Оно будет здорово выглядеть в виде отдельных ярких ингредиентов: специй, овощей, мяса, разложенных на столе перед нарезкой.
Иллюстрация из книги «Скетчинг маркерами с Анной Расторгуевой»
Национальная кухня
Национальная кухня — мощный источник вдохновения. Загляните в книгу рецептов других стран. Многие блюда где-то сервируют в традиционной посуде: узбекский плов, японские суши или даже американский фастфуд. Поищите колоритные детали для ваших рецептов.
Иллюстрация из книги «Скетчинг маркерами с Анной Расторгуевой»
Ограничьте палитру
Как правило, весь эффект от рисунка строится на соотношении двух-трех цветов. Они могут быть подобными или контрастными. В контрастных натюрмортах можно использовать меньше полутонов. Важнее уловить и передать разницу в цвете. К примеру, рататуй — настоящий карнавал красных томатов, зеленых кабачков и фиолетовых баклажанов.
Другой вариант — подобие цветов. Например, борщ: свекла окрашивает весь суп, и хотя есть небольшие нюансы в виде оранжевой морковки и розовой картошки, общий тон — красный. В такую композицию интересно ввести едва заметный контраст в виде веточки петрушки.
Заголовок и подписи
Кулинарная книга включает заголовок и подписи. Они выводят иллюстрации на новый уровень, делают ее прикладной и функциональной. Место для названия и текстового блока с описанием рецепта нужно подготовить заранее. Можно имитировать журнальную верстку, чтобы придать рецепту более привычный и законченный вид.
Иллюстрация из книги «Скетчинг маркерами с Анной Расторгуевой»
Тортики, супчики, салаты — постарайтесь сначала нарисовать блюдо, а только потом есть съесть. Узнать всё о фуд-сткетчинге, а также научиться делать тревелбуки, натюрморты, портреты и интерьерные зарисовки можно в книге «Скетчинг маркерами с Анной Расторгуевой».