что такое фсбу в бухгалтерии простыми словами
Как работать по-новому ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете»
Нормативная основа для применения нового стандарта
В нашей статье рассмотрим новый стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете» (ФСБУ 27/2021 утвержден приказом Минфина от 16.04.2021 № 62н). Из названия понятно, что посвящен он составлению, хранению, перемещению документов внутри организации, то есть порядку работы с документами. Проектом ФСБУ 27/2021 быть уже перестал — он вступает в силу в 2021 году и заменит действующие ранее:
В тексте стандарта ФСБУ 27/2021 указана дата, когда его применение становится обязательным. Это 1 января 2022 года. До этой даты применять стандарт можно, но тогда это следует отразить в учетной политике организации.
Такой шаг разумен и оправдан, он позволит постепенно подготовиться к ним к нововведениям и во всеоружии войти в 2022 год, когда применение ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот» станет уже обязательным.
Далее расскажем, что нового в ФСБУ 27/2021 и все ли обязаны его применять.
Наши статьи о других новых стандартах:
Область применения ФСБУ о документах
ФСБУ 27-21 применяют почти все экономические субъекты за небольшим исключением.
ВАЖНО! ФСБУ 27/2021 не применяют организации бюджетной сферы.
Некоторые пункты стандарта ФСБУ 27/2021 также не применяются финансовыми кредитными и некредитными организациями. К таковым относятся пункты 5, 6, 7, 22. Ниже по мере описания правил, установленных новым стандартом, отдельно будет указано, что именно это за пункты, то есть будет дано пояснение, что к финансовым организациям правило не относится.
Что подразумевает ФСБУ «Документы и документооборот» под этими понятиями? Что можно отнести к документам в контексте применения нового стандарта и что следует понимать под документооборотом? Ответы смотрите на схеме:
Далее стандарт описывает требования к бухгалтерским документам, бухгалтерским регистрам, порядку их коррекции и созданию архива.
Каким должен быть бухгалтерский документ
Отметим, что правила настоящего стандарта не отменяют правил, установленных для бухгалтерской первички федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а дополняют их.
К бухгалтерскому документу ФСБУ «Документы и документооборот» в 2022 году предъявляет следующие требования:
Эти требования не применяют финансовые организации.
Первичный учетный документ должен содержать обязательные реквизиты (ст. 9 закона № 402-ФЗ):
Новый стандарт уточняет некоторые реквизиты:
Помимо обязательных реквизитов первичный документ может содержать и дополнительные. Учетный документ может быть как бумажным, так и электронным. Электронный документ подписывается электронной цифровой подписью. Если федеральное законодательство не устанавливает определенного вида ЭЦП для подписания документа, то это может быть любой вид ЭЦП, согласованный экономическими субъектами, подписывающими документ. Электронный документ должен предусматривать возможность изготовления его бумажной копии.
Об организации электронного документооборота мы писали в статьях:
Какие допущения можно себе позволить при составлении первичных учетных документов, покажем на схеме:
Стандарт предъявляет следующие требования к регистрам бухгалтерского учета:
Можно ли исправлять документ и если да, то как?
Документы бухучета должны быть составлены таким образом, чтобы можно было обеспечить его долгосрочную сохранность. Поэтому заполнять первичку, например, простым карандашом недопустимо. Таким образом, такой вариант исправления документа, как стереть надпись и вписать заново верные данные, не годится. Также нельзя применять средства механической коррекции — коррекционные карандаши, стирательные резинки, замазки и прочее. Как же можно исправить документ при необходимости?
ВАЖНО! Не каждый документ можно исправлять! Не допускается вносить корректировки в кассовые и банковские документы.
В прочие документы бухучета могут быть внесены правки.
Ниже представлен порядок внесения исправлений в бумажный документ бухучета, в электронный документ и в бухгалтерский регистр:
Все этапы документооборота: от составления до хранения
Порядок документооборота в организации утверждается руководителем.
Основные требования к документообороту на предприятии выглядят так:
Согласно ФСБУ 27/2021 бухгалтерский архив ведется организацией в том виде, в котором бухгалтерские документы были составлены изначально. Электронные документы хранят в электронном виде, бумажные документы — в бумажном. Перевод бумажных документов в электронный вид с целью хранения не допускается.
Храниться документы должны на территории РФ. Если деятельность ведется на других территориях и законодательство тех стран требует хранить документы там, то такое хранение следует обеспечить.
Утрата (порча, гибель) документа бухучета обязывает организацию приложить все усилия для его восстановления.
Как организовать документооборот с учетом новых требований? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и ознакомьтесь с алгоритмом действий с нуля по организации документооборота, составленный экспертами с учетом нового стандарта.
Все изменения, привнесенные новым стандартом, представлены на итоговой схеме:
Итоги
Новый стандарт о документах и документообороте придется применять с 2022 года в обязательном порядке. По сравнению с предыдущими правилами внесено не слишком много изменений. Многие их них касаются отмены устаревших правил, другие уточняют существующие.
Переход на ФСБУ 6/2020 в «1С:Бухгалтерии 8»
Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год организации должны применять Федеральные стандарты бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», утвержденные приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н. По желанию компания может применять новые стандарты досрочно. Эксперты 1С рассказывают, как в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 перейти на применение ФСБУ 6/2020 в упрощенном порядке.
Особенности нового стандарта учета основных средств
Приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н утверждены Федеральные стандарты бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Новые стандарты обязательны к применению начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Организация вправе принять решение о применении ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 ранее указанного срока.
ФСБУ 6/2020 заменяет Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 6/01) «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Положения ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 в большей степени соответствуют МСФО (IAS) 16 «Основные средства» (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н).
Основные новации утвержденного ФСБУ 6/2020 и отличия от ПБУ 6/01 подробно изложены в информационном сообщении Минфина России от 03.11.2020 № ИС-учет-29.
Помимо ПБУ 6/01, с 01.01.2022 упраздняются методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (ОС), утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.
ФСБУ 6/2020 «Основные средства» распространяется на все организации (за исключением организаций бюджетной сферы). Организации, которые имеют право вести упрощенный бухгалтерский учет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность (например, субъекты малого предпринимательства, не подпадающие под обязательный аудит), могут не применять ряд положений нового стандарта (п.п. 2, 3 ФСБУ 6/2020).
Понятие и критерии ОС
Согласно пункту 4 ФСБУ 6/2020, объектом основных средств считается актив, характеризующийся одновременно четырьмя признаками:
Организация может принять решение не применять ФСБУ 6/2020 в отношении активов, отвечающих всем признакам ОС, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. Затраты на приобретение, создание малоценных объектов признаются расходами периода, в котором они понесены. При этом организация должна обеспечить надлежащий контроль наличия и движения таких активов (п. 5 ФСБУ 6/2020).
Об учете малоценных объектов в «1С:Бухгалтерии 8» см. в статье Учет малоценных объектов в «1С:Бухгалтерии 8».
Оценка ОС
При признании в бухгалтерском учете объект ОС оценивается по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью объекта ОС считается общая сумма связанных с этим объектом капитальных вложений, осуществленных до признания объекта ОС в бухгалтерском учете (п. 12 ФСБУ 6/2020). После признания объект ОС можно оценивать (п.п. 13-15 ФСБУ 6/2020):
по первоначальной стоимости, когда стоимость ОС и сумма накопленной амортизации не подлежат изменению, за исключением случаев, установленных ФСБУ 6/2020. Например, первоначальная стоимость объекта ОС увеличивается на сумму капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением этого объекта (п. 24 ФСБУ 6/2020);
по переоцененной стоимости, когда стоимость ОС регулярно переоценивается таким образом, чтобы она была равна или не отличалась существенно от их справедливой стоимости. Справедливую стоимость необходимо определять по правилам МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н).
Выбранный способ последующей оценки должен применяться ко всей группе основных средств.
В «1С:Бухгалтерии 8» поддерживается способ оценки ОС после признания по первоначальной стоимости.
Балансовая стоимость объекта основных средств представляет собой его первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения (п. 25 ФСБУ 6/2020). Таким образом, ФСБУ 6/2020 вводит обязательную проверку основных средств на обесценение, которую следует выполнять по правилам МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» (введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н). Под обесценением понимается состояние актива, при котором его балансовая стоимость превышает сумму, которая может быть получена при использовании актива или в результате его продажи.
Организация с упрощенным учетом может отказаться от проверки основных средств на обесценение. В этом случае балансовая стоимость ОС на отчетную дату представляет собой их первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации.
Изменения в порядке начисления амортизации
ФСБУ 6/2020 устанавливает новые правила начисления амортизации: амортизация по ОС начисляется независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и приостанавливается, только если ликвидационная стоимость объекта становится равной или превышает его балансовую стоимость (п.п. 29-30 ФСБУ 6/2020). Ликвидационной стоимостью ОС считается величина, которую компания получила бы в случае выбытия объекта по окончании срока полезного использования (СПИ), включая стоимость остающихся материальных ценностей, и за вычетом предполагаемых затрат на выбытие.
Ликвидационная стоимость объекта ОС считается равной нулю, если (п. 31 ФСБУ 6/2020):
не ожидаются поступления от выбытия объекта ОС в конце срока полезного использования, в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия;
ожидаемая к поступлению сумма от выбытия ОС не является существенной;
ожидаемая к поступлению сумма от выбытия ОС не может быть определена.
Сумма амортизации объекта ОС за отчетный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости (п. 32 ФСБУ 6/2020).
Начисление амортизации (п. 33 ФСБУ 6/2020):
начинается с момента признания объекта ОС в бухгалтерском учете или (по решению организации) с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС в бухгалтерском учете;
прекращается с момента списания объекта ОС с бухгалтерского учета или (по решению организации) с первого числа месяца, следующего за месяцем списания объекта ОС с бухгалтерского учета.
В «1С:Бухгалтерии 8» начисление амортизации выполняется, как и при учете по ПБУ 6/01: начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия ОС к учету, и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем списания объекта ОС.
ФСБУ 6/2020 предусматривает следующие способы начисления амортизации (п.п. 34-36 ФСБУ 6/2020 «Основные средства»):
способ уменьшаемого остатка;
При применении линейного способа стоимость объекта ОС погашается равномерно в течение всего срока полезного использования. Теперь по новому ФСБУ 6/2020 при линейном способе сумма амортизации за отчетный период определяется как отношение разности между балансовой и ликвидационной стоимостью объекта ОС к величине оставшегося срока полезного использования данного объекта.
При применении способа уменьшаемого остатка организация самостоятельно определяет формулу расчета суммы амортизации за отчетный период. Используемая формула должна обеспечивать систематическое уменьшение этой суммы по мере истечения срока полезного использования этого объекта.
Обратите внимание, что новое определение способа уменьшаемого остатка расширено, и оно не равнозначно прежнему определению, приведенному в ПБУ 6/01. Теперь под это определение подпадают:
прежний способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Данный способ также обеспечивает систематическое уменьшение суммы амортизации объекта ОС по мере истечения его срока полезного использования;
множество других способов.
При применении способа амортизации пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении) не допускается определять сумму амортизации на основе выручки от продажи продукции (работ, услуг), производимой с использованием данного основного средства.
В «1С:Бухгалтерии 8» при применении ФСБУ 6/2020 можно использовать имеющиеся способы амортизации:
Способ уменьшаемого остатка;
По сумме чисел лет срока полезного использования;
Пропорционально объему продукции (работ).
При признании объекта ОС в бухгалтерском учете определяются элементы амортизации:
срок полезного использования;
способ начисления амортизации.
Элементы амортизации объекта ОС необходимо проверять на соответствие условиям использования этого объекта в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, которые могут привести к изменению элементов амортизации. По результатам проверки при необходимости принимается решение об изменении соответствующих элементов амортизации (п. 37 ФСБУ 6/2020).
Начало применения 6/2020
В связи с началом применения ФСБУ 6/2020 последствия изменения учетной политики отражаются по выбору организации:
в упрощенном порядке. Для этого на конец года, предшествующего году, с которого применяется стандарт, достаточно единовременно скорректировать балансовую стоимость основных средств с отнесением разницы на нераспределенную прибыль (п.п. 49, 50 ФСБУ 6/2020). Именно такой способ перехода на ФСБУ 6/2020 поддерживается в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0.
Организация с упрощенным учетом может начать применять ФСБУ 6/2020 перспективно (п. 51 ФСБУ 6/2020), то есть:
только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения стандарта;
без корректировки сформированных ранее данных бухгалтерского учета;
без пересчета сравнительных показателей отчетности прошлых лет.
Избранный организацией способ раскрывается в первой бухгалтерской отчетности, составленной с применением ФСБУ 6/2020 (п. 52 ФСБУ 6/2020).
Для тех объектов, которые, согласно ФСБУ 6/2020, должны признаваться объектами основных средств, но прежде учитывались в составе других активов, применяется упрощенный порядок перехода.
Балансовую стоимость объектов, которые ранее учитывались в составе ОС, но в соответствии с ФСБУ 6/2020 таковыми не являются, следует единовременно списать на нераспределенную прибыль (п. 49 ФСБУ 6/2020).
Поскольку порядок учета основных средств в бухгалтерском и налоговом учете по-прежнему различается, это может привести к возникновению временных разниц и признанию отложенного налога согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). О вариантах применения ПБУ 18/02 в «1С:Бухгалтерии 8» см. статью Варианты применения ПБУ 18/02 в «1С:Бухгалтерии 8» с 2020 года.
О новых правилах бухгалтерского учета основных средств в соответствии с ФСБУ 6/2020 также см. статьи профессора М.Л. Пятова (СПбГУ): Изменения в правилах бухгалтерского учета основных средств (часть 1) и Изменения в правилах бухгалтерского учета основных средств, часть 2.
Поддержка положений ФСБУ 6/2020 в «1С:Бухгалтерии 8»
В «1С:Бухгалтерии 8» начиная с версии 3.0.96 поддерживаются следующие положения ФСБУ 6/2020:
возможность досрочного применения нового стандарта;
новый порядок расчета амортизации;
возможность изменения элементов амортизации ОС;
пересчет балансовой стоимости ОС при упрощенном переходе на ФСБУ 6/2020.
Рис. 1. Фрагмент настроек учетной политики
Если учет ОС ведется по правилам ФСБУ 6/2020, в документе Принятие к учету ОС на закладке Бухгалтерский учет появляется возможность указывать ликвидационную стоимость. Амортизация будет рассчитываться исходя из балансовой стоимости, ликвидационной стоимости и оставшегося срока полезного использования (или объема продукции (работ)).
Также появляется возможность изменять элементы амортизации ОС: срок полезного использования, ликвидационную стоимость и способ начисления амортизации. Для этого служит документ Изменение элементов амортизации ОС, который доступен в разделе ОС и НМА по гиперссылке Параметры амортизации ОС (кнопка Создать). В прошлых версиях программы этот документ назывался Изменение параметров амортизации ОС. Теперь изменилось не только наименование документа, но и его свойства, в том случае, когда документ используется для отражения изменений в бухгалтерском учете. При отражении изменений в налоговом учете свойства документа не поменялись. Чтобы отразить изменения в налоговом учете или одновременно в бухгалтерском и налоговом учете, переключатель Отразить в следует установить в соответствующее положение. По умолчанию переключатель Отразить в установлен в положение В бухгалтерском учете. Порядок использования документа Изменение параметров амортизации ОС подробно рассмотрен ниже в описании Примера 2.
Согласно требованиям ФСБУ 6/2020, элементы амортизации ОС следует проверять на их соответствие условиям использования ОС в конце каждого года и при необходимости изменять. Рекомендуется выполнить такую проверку и перед переходом на ФСБУ 6/2020.
Регламентная операция Переход на ФСБУ 6 выполняется в декабре года, предшествующего году перехода на ФСБУ 6/2020. Указанная операция автоматически корректирует накопленную амортизацию с отнесением разницы на нераспределенную прибыль. Пересчет выполняется только по тем основным средствам, амортизация по которым начисляется линейным способом.
Рассмотрим на примерах порядок отражения указанных изменений в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0.
Перспективный способ перехода на ФСБУ 6/2020
Организация с упрощенным учетом при переходе на ФСБУ 6/2020 может не пересчитывать балансовую стоимость для «старых» объектов ОС, при этом дальнейший учет всех основных средств необходимо вести по правилам нового стандарта.
Пример 1
Напомним, что по прежним правилам при линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений в бухгалтерском учете рассчитывалась исходя из первоначальной стоимости ОС и нормы амортизации. Норма амортизации определяется как величина, обратная сроку полезного использования объекта ОС, выраженная в процентах. Ежемесячные амортизационные отчисления составляют 1/12 годовой суммы (п. 19 ПБУ 6/01).
Таким образом, до 2021 года сумма ежемесячной амортизации станка в бухгалтерском учете составляла 4 800 руб. (240 000 руб. / 50 мес.).
В данном случае сумма амортизации станка остается прежней, хотя ее расчет выполняется уже по другому алгоритму.
По условиям Примера 1 в июле 2021 года организация принимает к учету основное средство с ненулевой ликвидационной стоимостью.
В документе Поступление ОС, который предназначен для одновременного отражения поступления и принятия к учету основных средств, наряду с другими ограничениями нет возможности указать ликвидационную стоимость. Но ее можно указать в документе Изменение элементов амортизации ОС.
Воспользуемся классическим сценарием работы с основными средствами: сначала сформируем документ Поступление (акт, накладная, УПД) с видом операции Оборудование, а затем документ Принятие к учету ОС.
При проведении документа поступления с видом операции Оборудование формируются бухгалтерские проводки:
Дебет 08.04.1 Кредит 60.01
— на сумму затрат на приобретение сервера (200 000 руб.);
Дебет 19.01 Кредит 60.01
— на сумму входящего НДС, предъявленного поставщиком при приобретении сервера (40 000 руб.).
Здесь и далее для целей налогового учета одновременно заполняются специальные поля регистра бухгалтерии (для тех счетов, где поддерживается налоговый учет).
В документе Принятие к учету ОС на закладке Бухгалтерский учет теперь можно указать ликвидационную стоимость (рис. 2).
Рис. 2. Указание ликвидационной стоимости при принятии к учету ОС
При проведении документа формируется бухгалтерская проводка:
Дебет 01.01 Кредит 08.04.1
— на стоимость основного средства (200 000 руб.).
Введенная ликвидационная стоимость сохраняется в регистре Параметры амортизации ОС (бухгалтерский учет). С августа 2021 года сервер начинает амортизироваться в бухгалтерском и налоговом учете. При проведении регламентной операции Амортизация и износ основных средств, входящей в обработку Закрытие месяца, формируются проводки по начислению амортизации основных средств:
Дебет 26 Кредит 02.01
Дебет 20.01 Кредит 02.01
— на сумму амортизации фрезерно-гравировального станка, которая в бухгалтерском и налоговом учете составляет 4 800 руб.
Детальный расчет амортизации в бухгалтерском учете приведен в Справке-расчете амортизации (рис. 3).
Рис. 3. Справка-расчет амортизации по правилам ФСБУ 6/2020
Проанализируем расчет амортизации сервера в августе 2021 года:
В конце 2021 года для всех основных средств следует выполнить проверку элементов амортизации на их соответствие условиям использования основных средств и при необходимости изменить с помощью документа Изменение элементов амортизации ОС.
Упрощенный переход на ФСБУ 6/2020
Теперь рассмотрим, как в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 выполняется автоматический пересчет балансовой стоимости при упрощенном переходе на ФСБУ 6/2020.
Пример 2
Предположим, перед переходом на ФСБУ 6/2020 организация приняла решение изменить элементы амортизации для ряда основных средств.
Для этого потребуется создать документ Изменение элементов амортизации ОС, датированный 31.12.2021. Программа «понимает», что введен документ, датированный концом года, предшествующего 2022 году, то есть году, с которого будет применяться новый стандарт. Поэтому табличная часть документа видоизменяется. Теперь для целей бухгалтерского учета можно изменить:
способ начисления амортизации. Обратите внимание, что переход с линейного способа на способ начисления амортизации пропорционально объему продукции (работ) не поддерживается;
оставшийся срок полезного использования или объем работ. При этом общий срок полезного использования пересчитывается автоматически;
По кнопке Подбор можно перейти в форму подбора основных средств, для которых следует изменить элементы амортизации. Подбирать основные средства можно по наименованию, по способу амортизации (в бухгалтерском учете), а также по остатку срока полезного использования (в бухгалтерском учете). По кнопке Перенести в документ подобранные основные средства переносятся в табличную часть документа Изменение элементов амортизации ОС.
Прежние элементы амортизации автоматически отражаются в строке до изменения. Измененные элементы амортизации следует ввести в строку после изменения (рис. 4).
Рис. 4. Пересмотр элементов амортизации
После внесения изменений оставшийся срок полезного использования сокращен до 38 месяцев, соответственно, общий срок теперь равен 50 месяцев. Ликвидационная стоимость определена в сумме 25 000 руб. Способ амортизации не меняется.
По кнопке Элементы амортизации доступна одноименная печатная форма документа. Полагаем, что данную форму можно использовать в качестве первичного документа при пересмотре элементов амортизации, поскольку в ней содержатся все обязательные реквизиты в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Кроме того, ФСБУ 6/2020 не содержит требований составлять отдельный документ на каждое ОС.
При проведении документа Изменение элементов амортизации ОС бухгалтерские проводки не формируются, но вводятся записи в регистры сведений подсистемы учета ОС, в том числе в регистр Параметры амортизации ОС (бухгалтерский учет).
Внесенные изменения будут применяться:
при выполнении регламентной операции Переход на ФСБУ 6, которая появляется в форме обработки Закрытие месяца за декабрь 2021 года;
при начислении амортизации начиная с месяца, следующего за месяцем проведения документа, то есть с января 2022 года.
Упрощенный порядок перехода на ФСБУ 6/2020 заключается в единовременной корректировке балансовой стоимости ОС на начало отчетного периода с отнесением разницы на нераспределенную прибыль. При этом балансовой стоимостью ОС считается их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения ФСБУ 6/2020 за вычетом накопленной амортизации. А накопленная амортизация рассчитывается по правилам ФСБУ 6/2020 исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования.
Детальный расчет сумм корректировок приведен в Справке-расчете корректировки амортизации при переходе на ФСБУ 6 (рис. 5).
Рис. 5. Справка-расчет корректировки амортизации при переходе на ФСБУ 6/2020
Проанализируем расчет корректировки балансовой стоимости для основного средства с инвентарным номером «22»:
Аналогичным образом рассчитываются корректировки амортизации для других ОС, по которым менялись элементы амортизации перед переходом на ФСБУ 6/2020.
При проведении регламентной операции Переход на ФСБУ 6 формируются бухгалтерские проводки:
Дебет 84.01 Кредит 02.01
— на сумму корректировки амортизации в сторону увеличения. Для ОС с инвентарным номером «22» эта сумма составляет 18 000 руб.;
Дебет 02.01 Кредит 84.01
— на сумму корректировки амортизации в сторону уменьшения.
Начиная с января 2022 года амортизация ОС уже считается по правилам ФСБУ 6/2020 исходя из пересмотренных элементов амортизации.
Списание малоценных основных средств
Согласно пункту 5 ФСБУ 6/2020, стоимость основных средств, признанных организацией несущественными в целях бухгалтерского учета, может быть единовременно списана в расходы.
Таким образом, несущественные ОС могут не отражаться в балансе, и тогда по ним не нужно будет начислять амортизацию, ежегодно проверять на обесценение и пересматривать элементы амортизации. При этом организация должна обеспечить надлежащий контроль наличия и движения таких активов.
До перехода на ФСБУ 6/2020 объекты с несущественной стоимостью могли учитываться в составе ОС. В соответствии с пунктом 49 ФСБУ 6/2020 балансовую стоимость объектов, которые ранее учитывались в составе ОС, но в соответствии с ФСБУ 6/2020 таковыми не являются, следует единовременно списать на нераспределенную прибыль.
Начиная с версии 3.0.98 в «1С:Бухгалтерии 8» автоматизировано списание стоимости несущественных основных средств при переходе на ФСБУ 6/2020. Для этой цели в разделе ОС и НМА появился новый документ Перевод ОС в малоценное оборудование. При проведении этого документа несущественные ОС не просто списываются, а переводятся в категорию малоценного оборудования, поэтому сохраняется возможность контроля их наличия. Документ имеет ограничения: перевод в малоценное оборудование доступен только для тех основных средств, которые не являются амортизируемым имуществом в налоговом учете, то есть первоначальная стоимость которых в соответствии со статьей 257 НК РФ не превышает 100 000 руб. Перевод ОС в малоценное оборудование может выполняться и после перехода на ФСБУ 6/2020, например, при пересмотре стоимостного лимита, применяемого организацией в бухучете для признания ОС несущественными.
Пример 3
Для списания стоимости несущественных ОС на нераспределенную прибыль следует создать документ Перевод ОС в малоценное оборудование, датированный 31.12.2021. В шапке документа необходимо указать местонахождение списываемых ОС.
Таким образом, документ Перевод ОС в малоценное оборудование следует создавать отдельно для каждого подразделения, где числятся несущественные ОС.
По кнопке Подбор можно перейти в форму подбора основных средств, которые планируется перевести в малоценное оборудование. Подбор ОС выполняется для указанного местонахождения. В форме подбора выводится наименование и первоначальная стоимость ОС. Объекты с первоначальной стоимостью, не превышающей установленный организацией лимит, следует выбрать, кликнув по ним мышью. По кнопке Перенести в документ подобранные основные средства переносятся в табличную часть документа Перевод ОС в малоценное оборудование (рис. 6).
Рис. 6. Перевод ОС в малоценное оборудование
Сведения о сотруднике, ответственном за хранение малоценного объекта, автоматически заполняются сведениями о материально ответственном лице (МОЛ), указанном ранее в документах Принятие к учету ОС или Поступление ОС.
Карточку номенклатуры и сведения о сотруднике можно поменять вручную.
При проведении документа Перевод ОС в малоценное оборудование по каждому списываемому несущественному объекту формируются бухгалтерские проводки:
Дебет 26 (20.01, 44) Кредит 02.01
— на сумму амортизации ОС за последний месяц;
Дебет 02.01 Кредит 01.09
— на сумму накопленной амортизации ОС;
Дебет 01.09 Кредит 01.01
— на первоначальную стоимость ОС;
Дебет 84.01 Кредит 01.09
— на остаточную стоимость ОС;
— на первоначальную стоимость ОС.
Таким образом, несущественные ОС списываются, при этом в качестве малоценного оборудования учитываются за балансом в оценке, соответствующей первоначальной стоимости ОС. Малоценное оборудование закреплено за сотрудником, указанным в документе Перевод ОС в малоценное оборудование.
По кнопке Печать доступна печатная форма Перевод ОС в малоценное оборудование, где для каждого списываемого несущественного ОС выводится:
его наименование и инвентарный номер;
соответствующее ему малоценное оборудование и сотрудник, за которым оно закреплено;
стоимость малоценного оборудования в оценке, соответствующей первоначальной стоимости ОС.
В какой момент следует проводить документ Перевод ОС в малоценное оборудование?
Порядок списания малоценных ОС и порядок корректировки амортизации при переходе на ФСБУ 6/2020 установлен одним и тем же пунктом 49 указанного стандарта.
отменить регламентную операцию Амортизация и износ основных средств, поскольку амортизация несущественных ОС будет начислена в момент их списания;
провести документ Перевод ОС в малоценное оборудование для списания малоценных ОС на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;
заново выполнить закрытие месяца, начиная с операции Амортизация и износ основных средств, в том числе выполнить операцию Переход на ФСБУ 6 для корректировки амортизации с отнесением разницы на 84 счет.
Указанная последовательность действий может быть упрощена в следующих версиях программы.