что такое фронт в машине
Фронт в автозвуке — что такое?
Фронт в автозвуке — передние колонки, в машине могут располагаться именно спереди и/или в дверях.
Фронтальные колонки находятся спереди. Если рассматривать авто, то такие колонки устанавливаются в двери или переднюю панель (торпеда). Такие колонки могут представлять из себя два динамика, которые расположение друг возле друга (компонентный вариант) или друг над другом (коаксиальный вариант), это зависит от конструкции. Давайте разберемся — вот пример компонентной акустики:
То есть это когда два динамика или более, они отдельные, считается что это лучше чем коаксиальный вариант, который выглядит так:
Здесь идет динамик, посередине которого расположен еще один, уже для другой частоты (пищалка). Мне кажется что компонентный вариант более качественный.
Еще раз. Фронт, неважно в машине или даже в домашнем кинотеатре — это передние колонки:
Просто в домашнем кинотеатре есть еще центр, а в машине под фронтом может подразумеваться и колонки в дверях.
Надеюсь данная информация оказалась полезной. Удачи и добра, до новых встреч друзья!
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Звук в автомобиле: фронт.
За пять лет эксплуатации в автомобиле поменялось четыре вида фронтальной акустической системы. Такой уж я человек — всегда хочется чего-то нового или … голова рукам покоя не даёт. Фотографий прежних вариантов фронта не осталось, всё умерло вместе с винчестером домашнего компъютера, но два последних c с мидом 8″ и 10″ покажу.
Начнём с предпоследнего: наевшись на тот момент мидбасов 6.5″ решил заинсталить в двери 8″. Изначально были приобретены Hertz HV-200, под них изготовлены подиумы как обычно из фанеры и стеклонаполненной шпаклёвки. Честно скажу от динов был не в восторге, не играют они в двери, ветер гоняют а звука нет.
Чуть позже их место заняли широкополосники Alphard HWС8-8МА300 — за минимальную цену довольно таки приличный мидбас, но вскоре тоже были заменяны. Дины громкие, но на большой громкости начинали рано перегружатся и приходилось резать их снизу аж от 160 Гц. Фото к сожелению нет.
Следующие и последние мидбасики из калибра 8″ стали Sundawn Audio Neo Pro-8″ и жили у меня в дверях сравнительно долго. Очень понравились, и по звуку и по исполнению (неомагнит — вес дина всего 1.2кг.), один минус — ценник жутко кусачий.
К Новому 2012 году было решено установить в дверь мидбас 12″, но что-то меня остановило на это пойти и я решил ставить 10″. Подиумы слеплены практически за день опять же из фанеры и шпаклёвки, отделаны чёрным кожзамом. Грили пока ещё в процессе, тоже как и на 8″ полированные хочу, поэтому фото без них. В качестве мидбаса выбраны Alphard PS-10. 10″ это совсем другая песня, играют практически с 30 герц, с ними я легко обхожусь без саба третий месяц (потому что его пока временно нет — на соревнованиях сжёг). Это пока что последний вариант с мидбасами, но в голове уже мысль о двух 10″ на дверь).
Идём дальше. ВЧ и СЧ звено. Вариаций тоже было немало, менялись и пищалки и средники.
Полосы ВЧ и СЧ делятся между собой пассивным кроссовером, частота раздела 4 кГц. По фронту вроде всё, дальше расскажу о сабвуферах, которых я смастерил даже не знаю сколько, но и о остальных компонентах аудиосистемы.
Расположение акустики в авто или их место в аудиосистеме.
Доброго времени суток всем кто зашел сюда и ищет ответы на вопросы, куда и какие колонки поставить в своем авто и что означает название каждых видов акустических колонок.
Самая простая акустика рассчитана на звуковой «фон» в автомобиле. Если слушать новости по радио, то хватит обычных штатных динамиков. Их диапазон воспроизведения частот не подарит глубокого баса и высоких частот, но и отвращения не вызовет. Если не устраивает звук в вашем авто, то придется менять колонки на более хорошие по звучанию.
Мидбасы — что это такое?
Хороший мидбасовый динамик должен быть крупным, его минимальный размер — 16,5 см., а лучше все 20 см. Дело в том, что маленький мидбас будет сильно теряться на фоне громкого среднечастотника, а чем динамик крупнее, тем он громче. Соответственно, крупный мидбас будет заметнее. Но чем больше динамик, тем больший объём звукового пространства ему требуется. Мидбас, как и сабвуфер, очень требователен к объёму звукового пространства позади него. И если для сабвуфера всегда найдётся короб, то мидбас зачастую просто ставят в дверь, которая обеспечить его объёмом внутреннего пространства не может. Отсюда следует некоторая потеря качества звучания мидбаса, вернее, неполное раскрытие его потенциала. По-хорошему, мидбас нужно устанавливать в специальный подиум, а дверь внутри обклеять поглощающим звук материалом (чем-то вроде ваты), этот материал будет приглушать звук и искуственно увеличит звуковой объём. Что касается частот отводимых мидбассу, то лучше будет резко разъединить его фильтром (желательно в 48 Дб/окт, но можно и в 24 Дб/окт) с сабвуфером на стыке в 63 Гц, глубокий бас оставив сабвуферу, а мидбасу отдать частоты от 63 Гц до 150 — 200 Гц, на которых он довольно мягко (достаточно 12 Дб/окт) встретится со среднечастотным динамиком.
Мидбас – весьма своеобразный клиент, незнание его устройства и предназначения легко может испортить звуковую картину. Вообще, его рекомендуется применять в компонентной системе нацеленной на качественное звучание. Акустическая система собранная для громкости может обойтись и без него. Конечно, им можно попытаться заменить и среднечастотный динамик, и это даже может закончиться удачно, в том случае, если Вы не слушаете музыку громко. Но, всё же лучше каждый компонент акустики использовать по его назначению. Тогда звук в вашем авто будет дарить Вам только положительные эмоции, а не вызывать вопросы и недоумение.
Коаксиальная акустика это что?
Стоит непростой выбор — чего бы поставить в машину из музыки? Широкополосную, компонентную или коаксиальную акустику? Коаксиальную? Что это еще за коаксиальная акустика? — Такой вопрос, увы, не редкость. Расставим все «точки над i» и узнаем об этих категориях автомобильной акустики поподробнее. Начнем с коаксиальной, так как уж очень интересное и многообещающее она имеет название:
Коаксиальная акустика — получила своё название от типа конструкции. Коаксиальный, или соосный. Все динамики, находящиеся в корпусе устройства расположены на одной оси. Это позволяет значительно сократить занимаемый ими объём в салоне автомобиля, при этом разделив воспроизводимый частотный диапазон между низко-среднечастотным динамиком и твитером — высокочастотным динамиком. Такое разделение необходимо для улучшенного, по сравнению с широкополосной акустикой (о которой речь пойдет далее) звучания. Каждый динамик имеет свой диффузор и оптимальную, для воспроизведения отведенных ему частот, конструкцию. Разделяет частоты между динамиками встроенный кроссовер, а в совсем бюджетных моделях его роль исполняет конденсатор.
Главным достоинством такой конструкции, как уже было сказано выше, является улучшенное качество звука, по сравнению со звучанием одного широкополосного динамика, при небольшом увеличении стоимости такой акустики в сравнении с той же широкополосной. Достоинствами так же является простота установки и значительная экономия места в салоне, на фоне, к примеру, компонентных акустических систем. К недостаткам можно отнести узкую направленность звуковых волн, так как все динамики сосредоточены в одном месте и имеют одинаковое направление. По этой причине не получится создать эффект сцены, что позволяет, в свою очередь, компонентная акустика, элементы которой можно разнести по салону. В некоторых колонках производитель пошел на хитрость и сделал устройство, позволяющее отделить твиттер от основного динамика (или основных, их бывает нескольеко) и установить его к примеру в двери. Но штука в том, что по качеству такая акустика все равно уступает компонентным системам, поскольку на рынке автомобильной акустики уже давно определены ценовые рамки сегмента коаксиальной акустики, уложившись в которые производитель упирается в качество материалов и затраты на технологию производства. Коаксиальная акустика является промежуточным звеном между широкополосной и компонентной и вмещает в себе как достоинства, так и недостатки обоих этих решений.
Широкополосная акустика проста как две копейки — это динамик воспроизводящий всю широту частот самостоятельно. Все преимущества и недостатки очевидны — цена, экономия места, простота подключения — просто прекрасны. Но один динамик, пусть даже и очень замечательный, не справится со всем спектром частот, он осилит низкие частоты и пусть даже справится со средними, но высокие частоты (а это вокал), ему дадутся с трудом, если даже колдовать над технологиями воспроизведения, то вряд ли удастя уйти намного дальше мидбаса (динамика, качественно справляющегося со средними и низкими частотами), но можно упереться в ценовой потолок ниши широкополосной акустики, превысив котроый устройство уже сложно будет продать. Поэтому, в качестве звучания широкополосная акустика уступит как коаксиальной, так и компонентной.
Компонентная акустика эта акустика самого дорогого ценового сегмента, то и технологии, применяемые в ней, являются самыми передовыми. Технологии материалов и сборки таких динамиков позволяют получить прекрасный гармонический сигнал с низкими колебаниями АЧХ (амплитудно-частотная характеристика), дадут высокую чувствительность и позволят выдерживать высокую мощность, что вкупе даст громкий и качественный звук. Такие динамики и сабвуферы (если не активные) уже заточены на использование в системе усилителя мощности. К недостаткам компонентной акустической системы можно отнести сложность сборки, подключения и настройки, большое занимаемое пространство, необходимость в дооснащении автомобиля подиумами, шумоизоляцией, а возможно и новым аккумулятором или даже генератором.
В итоге мы получаем три ценовых ниши по различному типу акустики в каждой. Первая — широкополосная акустика, самая недорогая и нетребовательная, подойдет такому же нетребовательному слушателю, который будет с её помощью слушать радио, или музыку на невысокой громкости. Штатная, широкополосная акустика в недорогих авто вполне справится с такими задачами.
Коаксиальная акустика подойдет любителям достатчно качественной музыки, но ограниченным в бюджете. Она подарит своему пользователю и бас и высокие частоты и кое-какие громкость и качество звучания. Так же она применяется в достаточно дорогих аудиоситемах в качестве тыльных динамиков, экономя место и обеспечивая достаточно качественной звуковой поддержкой пассажиров задних сидений авто.
Компонентная акустика подойдет любителям автозвука, у которых есть желание и умение собрать и подключить такую систему, а так же средства на её приобретение, а возможно и дооснащение автомобиля. Она подарит им высокое качество звучания, громкий звук, глубокий и мощный бас, прекрасный женский вокал на высоких частотах. В машине с такой аудиосистемой будет приятно путешествовать, так как эффект сцены будет доносить музыку спереди, а не играть в одно ухо. От такой музыки не устанешь — она подарит подленное наслаждение ценителям качественной музыки, порадует как владельца, так и его пассажиров.
СЧ (среднечастотник) куда можно ставить и нельзя в SQ
Теперь поговорим о системах SQ (Sound quality или качество звука) и динамике СЧ, именно СЧ, а не Мид-басс. Задача такова, нам нужно расположить динамик, таким образом, чтоб расстояния до слушателя (водителя) было примерно одинаковым. Если динамик будет стоять в двери возле уха, то вытянуть задержки процессором будет крайне тяжело или невозможно. Идеальным считается, когда сцена на уровне глаз или чуть ниже. Если поставить СЧ в дверях, это будет не самым удачным решением. Привязка сцены идёт именно по среднечастотному звену, и слышим бы ёё лучше всего. И если мы расположим сч звено внизу, то и сцена уйдёт вся вниз.
Первое, это уголок зеркала.
Самое достаточно просто решение, делается подиум и монтируется. Направляется такой динамик в лицо. Динамик далеко расположен от слушателя и расстояние от левого и правого динамик до слушателя, почти одинаковое. Вывести звук в середину достаточно легко. Второй плюс это широкая сцена и прямой звук. В общем, популярная схема и очень хорошая. Таким же аналогичным местом будет передняя стойка.
Вторым местом, будет торпедо.
Получается очень глубокая сцена, но узкая. Расположение очень сложное. Будет очень сложно настроить отражающий звук и если не правильно настроить качество звука Вас разочарует. Очень трудоёмкая работа и не каждый СЧ динамик подходит для такого оформления.
В итоге:
Среднечастотник в SQ системе не стоит ставить в дверь или в штатные места в районе ног водителя и пассажира. Задние двери, заднюю полку категорически нельзя ставить. Рекомендовано ставить в уголок зеркала, переднюю стойку и торпедо.
Если конечно вы собираете громкую систему, то в этом случае будет всё наоборот.
Куда твиторы можно ставить и нельзя.
Для громких систем, систем SPL расположение динамиков ВЧ, а точнее рупорных твитеров будет дверь. Такие системы не требуют сцены звучания, и количество твитеров достигает трёх, четырёх и даже пяти пар. Единственное место, где они могут быть расположены это дверь.
Для сиcтем SQ (Sound quality или качество звука) немножко другая история. В первую очередь, в таких системах не желательно использовать рупорные твитеры, а использовать шелковые. Рупорные твитеры работают немного в другом диапазоне частот. И добиться таких результатов как от шелка, будет очень тяжело или вовсе невозможно. И так, правильным местом будет уголок зеркала
Желательно направленно на Вас. Как слева, так и справа. Не думайте о пассажире, в первую очередь вы строите систему для себя. Да и при качественной настройке, пассажир не раскроет потенциал звучания и сцены.
Вторым местом будет передняя стойка и желательно в связке с СЧ. На не большой высоте. Если же будет связка, не разрывайте далеко друг от друга ВЧ и СЧ динамик. Соответственно в направлении на слушателя, то есть водителя
И третьим местом, будет торпедо. Есть два варианта, направлены на вас или на отражение. На отражение будет не совсем правильно, т.к. четкого направление можно и не поймать.
Для SQ систем никогда не ставьте твитера в дверях, средних стойках, под торпедо, в задних полках, высоко на стойке передней, потолке.
61. Начало громкого бюджетного фронта Часть 1 ( Покупка компонентов ) =)
Друзья всем огромный пламенный привет =)!
Совсем я обнаглел, каюсь, нет прощения, забросил писать! Но нет вот печатаю =)
Говорю сразу фронт собран еще в 2015 ( ноябрь ) но как обычно пишу поздно.
Ну такссс начнем, сегодня БЖ без фото авто =)! Только музыка.
Загорелось мне в августе 2015 собрать себе громкий фронт, но всё затянулось то свадьба то еще что нить )
Честно мне хватало моей ущербной музыки, чутка расскажу что стояло.
1) Когда машина перепала мне на ней стояла бошка PANASONIC CQ-FX35, хорошая голова, но древняя — кассетная.
2) Колонки перед ХЗ что в штатных местах 13 см. Пищалки AUTOSTAR TSP — 300 в стойках сверху.
Колонки зад Kenwood KFC-G6920 (15×22,5 см) вот такая стояла и стоит аккустика.
3) Позже приобрёл себе новую голову Sony CDX-GT317EE, как я был счастлив CD дискам, теперь у меня в коллекции много болванок с музыкой. Сонькой очень доволен, отличное качество звука, простая в управление. 2 Линейных там — думал я ( оказывается ошибался, позже всё расскажу ).
4) Где то через неделю после новой головый взял себе саб и усилок на него.
Саб Blaupunkt GTb 1200 играет до сих пор, слабенький но мне хватает, по первой вообще радости было масса! Усилитель Mystery mj 2.120 брал как самый дешевый ( денег у студента совсем крапаля было ), работает кстати до сих пор без всяких проблем, брал всё это в 2009 весной.
И вот с 2009 года я ездил с этой зверь музыкой до осени 2015 =) Целых 6 лет.
А тут прям как по голове БУМ — надо громкий фронт!
Надо значит надо 😀
1) Ну и понеслось. Сразу понял что хочу. 2 пары середины — в передние двери ( по 2 шт на дверь ), и комплект рупорных пищалок ( по 1 шт на дверь ). Низы бросаю на старенький саб.
Говорю сразу фронт старался делать не дорогим, но качество звука играло значимую роль!
Приобрёл сначала подиумый на двери. Увидел на Стингер — шопе, заказал через Сёрегу ( Спорт Технологии )
Быстро всё пришло, и не дорого вышло. Сёреж спасибо тебе!
Только домой занёс =)
В гараже уже открыл и рассмотрел, что могу сказать мне понравились, сделанный качественно!
На обшивки садятся как родные, вынос самый оптимальный, метал резать не надо! Сделанный из дерева — что очень порадовало! Всё прорехи залиты пеной и тщательно зашкуренный!
Где то через недельку поехал к Игорьку кромсать обшивки.
Вырезали лобзиком, измеряли по подиумам.
В гараже уже прочно прикрутил их к обшивкам, на каждую обшивку ушло по 20 саморезов, получилось очень крепко и надёжно. Кстати основание у подиумов деревянное напоминаю!
2)На этом обшивки отложил в сторону, и занялся поиском аккустики. Долго думал, слушал, приценивался.
Сначала думал взять Alphard Hannibal 6P, но послушав их понял что качество не их конёк, по громкости устроили. Потом присмотрел Alphard Hannibal X6C, эти уже понравились и качеством и громкость, но смущала цена. Пролистав кучу форумов, я понял что хочу аккустику Dynamic State, и в городе у нас есть где приобрести магазин А2.
Собрался с мыслями и поехал к ребятам
Послушав сделал выбор — Dynamic State CM-L16.2 CUSTOM Series. 4 OM.
Взял 4 шт и радостный поехал домой, правда чутка без денег 😀
Громкий фронт на повседнев
Три пары эстрадных мидбасов, две пары фиолеток, рупорные ВЧ в районе почек или в уголках зеркал, но отвёрнутые от слушателя «чтобы уши не резали» (ага, на самом деле та ещё сильнее режут))))… Знакомый формат инстала? Это — типичный «громкий фронт», частенько употребляющийся с приставкой «На повседнев». На что на самом деле расчитан такой «громкий фронт»?
На то, чтобы приехать на тусу, открыть двери, встать в 10-15 метрах от машины и слушать музыку. НА самом деле такие системы при налиии хорошего процесора способны обеспечить звук как на хорошем рок-концерте в какой-нибудь клубе. Бывал на таких. Знаю. Люблю. Но дело в том, что бОльшую часть времени человек проводит всё-таки за рулём. И когда двери закрываются, такая система начинает играть совсем по-другому:) Гул, хрип, режущие уши ВЧ. Дверьми пользоваться невохможно. Сабвуфер выносит мозг до тошноты. Для шоу-кара, чтобы показывать хайр-трик на тусовках — ОК. Для повседневного использования — тошнота:)
Не, ну опять же, при наличии процессора я могу сделать отдельный пресет, чтобы это всё более-менее прилично играло и в салоне. Но это всё равно будет работать по остаточному принципу. Качество будет не торт. Сцены не будет, тоналка будет «тянутая» эквалайзером, детальности не будет, искажения останутся.
А как же всё-таки правильно строить громкую систему под салон?
Я наблюдаю за разными жнтузиастами уже достаточно давно и уже сформировал для себя некоторые выводы. А недавно как раз обратился человек на просчёт подобного инсталла. И вот у меня созрел концепт. Но сначала немного расскажу о том, что уже было опробовано в разное время разными энтузиастами.
Оновной сдерживающий фактор системы по максимальной громкости — повышенные искажения, связанные с перегрузом динамиков и усилителей.
и тем эти искажения выше, чем они ниже по частоте для каждой полосы. Чтобы пищалка не перегружалась по низу, её нижний диапазон надо отдеть динамику более крупного калибра. Для этого в систему добавляют СЧ. Будет ли любая трёхполоска громче двухполоски? Нет. Потому что важно ещё, как подобран и установлен СЧ динамик и дотягивате ли до него мидбас.
Чтобы разгрузить мидбас логично поднять частоту его раздела с сабвуфером, но можно наткнуться на привязку саба.
2) Увеличение количества динамиков.
Для того, чтобы не поднимать частоту раздела саба с мидами, нужно бы снизить нагрузку на каждый отдельный мидбас. А для этого можно удвоить их количество. в конце 2000х строилось довольно большое количество систем со сдвоенным мидбасом. Но сейчас от них почему-то отказались. Потому что прибавка получается всего 3дБ, но возникают проблеы с сфазированностью СЧ диапазона.
3) Изменение акустического оформления.
Есть ещё один фактор ограничения по громкости — призвуки деталей автомобиля. В основном это касается мидбасов. Как ни готовь дверь, на высоких громкостях их становится слишком много. Чтобы снизить нагрузку на детали автомобиля (конкретно — двери, замки, тяги, стеклоподъёмники, пластик обшивок), можно уйти от акустического оформления «на дверь», избавив эти детали от нагрузки. Для этого в большинстве случаев используются ящики, слепленный внутри дверных обшивок
Способ №2 для прослушивания музыки в салоне постепенно отмер. А вот способы №1 и 3 в различных комбинациях людьми применяются. И если сам факт перехода на трёхполоску — штука вполне понятная и осознаваемая, пусть и с кучей всеческих нюансов, то вот с Особенностями акустического оформления — вопрос незакрытый. (кстати, если интересно будет в одной из следующи статей побеседовать о тонкостях построения трехполосных система — напишите в комментариях!)
Размышляя об акустических оформлениях для динамиков громкой системы, у меня родился следующий концепт, который основывается не на чистой теории, а на довольно успешной (хоть и чужой) практической реализации:
Сабвуфер — 12-15″ в багажнике. Причём, именно в багажнике! Это важно для максимального использования акустического усиления суббасового диапазона салоном автомобиля. Во-первых, это показывает мой опыт по сравнению передаточных функций салонов автомобилей в 2015 году www.drive2.ru/b/2512773/
Вот пример сравнения передаточных функций ниже 200Гц:
В диапазоне ниже 50Гц даже в багажнике седана акустическое усиление больше.
А во-вторых, в багажнике можно разместить намного более просторный короб. Это позволит либо увеличить количество сабов, либо использовать более просторный короб для ЗЯ, что позволит взять, скажем 15″ сабвуфер, либо позволит построить наиболее эффективный фазоинвертор на 12″ головке
Мидбас — Лично я не приемлю сдвоенные мидбасы. Дело в том, что одна пара мидбасов съезжает ближе к середине салона, тем самым, во-первых, попадая в другую акустическую зону салона и получая другую АЧХ и по басу, и по мидбасу.ю и по нижней середине, а во-вторых, находясь на другом относительно передней пары мидбасов, расстоянии от ушей слушателя. Всё это превращается в неплохую такую кашицу при попытке сведения с СЧ и сабом.
Поэтому уменьшать искажения мидбасов будет путём работы с акустическим оформлением. Если использовать ЗЯ, то мы снижаем нагрузку на конструкцию двери. Это уже неплохо. Но при достижении определенной громкости динамик начнёт давать искажения за счёт потери линейности на больших ходах диффузора. Дело в том, что для достижения одинаковой громкости, чем ниже частота, тем динамик выходит на бОльшие хода диффузора. И именно по низким (для конкретного динамика) частотам определяется его перегрузочная способность. Есть, конечно, некоторые особенности конструкции динамиков, которые обуславливают их «подсирание» на верхнем диапазоне их работы, но это проявляется и на невысоких уровнях громкости и лечится «обрезанием» динамика сверху по ниже. Но не об этом сейчас речь:)
Так вот, даже в ЗЯ на низких частотах (но не ниже частоты резонанса в оформлении) эта закономерность сохраняется. Ниже частоты резонанса воздух в закрытом корпусе «зажимает» ход диффузора и не даёт ему увеличиваться вниз по частоте. Если мы подаём больше мощности на динамик, то громкость возрастает вместе с ходом диффузора во всём рабочем диапазоне.
Но есть интересное акустическое оформление, которое позволяет на определенных частотах увеличить звуковое давление без увеличения хода диффузора. Называется оно — фазоинвертор. И как раз на частоте настройки порта и создаётся такой эффект, что диффузор почти стоит на месте, а воздух в порте колеблется. И получается, что, используя фазик, мы не только получаем акустическое усиление на частоте настройки порта, но и снижение искажений, связанных с превышением нормлаьного хода диффузора. И за счёт этого мы увеличиваем громкость фронта:)
В среднестатистической двери за счёт отказа от кармана можно набрать 10-18 литров объёма. Этого, в принципе, не мало и для неплохого ФИ. Остаётся только подобрать динамик и правильную настройку порта под него. Для этого имеет смысл обратиться к домашней акустике.
Например, мы можем взять мидбас SEAS H1488-04 (около 7 тыр за штуту в аудиомании), поместить его в корпус объёмом 10л, настроить ФИ на 60Гц (в объёме 10л при диаметре трубы 4см длина порта — 7,5см).
Получим вот такую кривулину:
её можно снизу подрезать 36дб/окт линквицем на 80Гц. Таким образом получим ровную АЧХ до стыка с сабвуфером и максимально «разгруженный» динамик, который сможет довольно долго не перегружаться. Естественно, правильную настройку порта и правильный объём можно будет окончательно подобрав сначала сделав замеры конкретных мидбасов, а потом послушав то, ч то получилось. Но это уже процесс настройки.
Срднечастотники — Давайте вспомним, для чего нам на самом деле нужны среднечастотники. В первую очередь мы должны разгрузить от низких частот пищалки. Т.е. нам нужно искать СЧ не тот, который играет хорошо вниз, а тот, который играет хорошо вверх при нормальном СЧ диапазоне. Хорошо вверх — это так, чтобы ВЧ взяли на себя ответственность за частоты не ниже 5-6кГц, а то и ещё выше. По моим наблюдениям, 4″ СЧ, действительно хорошо добивающих до 6-7кГц практически нет. Да и куда ставить такие дуры? 3″ — тоже не так много. На ум приходят в основном faital pro 3fe22, eton 3-400 и Scanspeak 10f. Впрочем, хорошо забираются вверх некоторые фостексы и фунтеки. Если смотреть на автомобилку — то там предел в основном на 4-5кГц. Я имею в виду действительно уверенную, лёгку работу в этом диапазоне.
Но такие динамики тоже требуют ЗЯ или фри-эра. Это, в принципе, неплохо. Особенно, если, рассчитывая на повышенные уровни громкости резать их не на 400-500Гц, а на 600-800, да покруче. Но как насчёт того, чтобы не просто разгрузить пищалку, но и снизить количество искажений на нижней середине? Да-да, я говорю о том, чтобы подобрать СЧ чуть меньшего размера и запихнуть его тоже в ФИ! меньший ход диффузора на нижней части рабочего диапазона СЧ также положительно скажется на проработке верхней середины, т.к. общий ход диффузора будет происходить ближе к максимально линейной области.
Я тут прикольнулся и прикинул ФИ для моих любимых телевизорных (между прочим, чемпионских) шириках Visaton FR 58/8. В объёме 0,5л при настройке на 130Гц (вполне себе компактный порт выходит: при диаметре 12мм длина 3,5см) получается вот такая кривулина:
её тоже, кстати, можно фильтровать повыше и поглаже, чтобы компенсировать подъём от фазика. При этом нагрзука на СЧ очень заметно снизится. И, кстати, в рабочем диапазоне групповая задержка очень неплохая выходит. Можно пользоваться)))
Ну а ВЧ… Сейчас в громких системах получили распространение рупорные СЧ — штуки с тяжелой жесткой мембраной, силенно рупором. Играют очень узкий диапазон частот с довольно болшьшим количеством искажений, пусть и с очень высокой чувствительностью. Мы же не просто так с искажениями боремся — хочется получить как можно более высокое качество на выскоих громкостях. Поэтому ВЧ надо брать такие, которые действительно хорошо играют ВЧ диапазон. Пока лучше купольных ВЧ с катушками 25-28мм в диаметре, с шелковым или метализированным куполом, с этим ничто не справляется. Даже любимые многими ринг-радиаторы часто имеют кольцевые мембраны из шёлка. Поэтому, задача по ВЧ диапазону выглядит примерно так:
— подобрать динамик с максимально ровным ВЧ диапазоном от 6кГц и до 20кГц
— Разгрузить ВЧ ниже 6кГц более крутой подрезкой и хорошим СЧ динамиком
Из недорогних вариантов мне очень понравились Dego Upgrade 2.5t. Жалко, они все раскуплены и появятся не скоро…
Вот так выглядит мой концепт. Я не заставляю кого-либо это повторять. Но я обязательно в ближайшем будущем осуществлю всё это на практике, уделив большое внимание подгонке и настройке всех этих компонентов с целью создания из них единой системы.
ЗЫ Если текст показался интересным — лайк и репост! Будет круто!
ЗЗЫ Если интересно настроиться или заинсталлить что-то такое, или более традиционное — велкам в личку, расскажу, куда обращаться 😉